Оздоровительный игровой час в детском саду. Оздоровительно-игровой час в старшей группе

Оздоровительно-игровой час в ДОУ

Здоровье подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования, где протекает большая часть жизни детей.

Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма. Время требует, чтобы дети получали современные, качественные, доступные знания. Но чтобы такими знаниями овладеть, нужны силы, нужно здоровье, нужно желание.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста.

К актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и др. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положение (за столом, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы,

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.

Особое внимание следует уделять рациональной организации двигательного режима, так как движения способствуют развитию физиологических систем и определяют темп и характер нормального функционирования растущего детского организма.

От двигательной активности во многом зависит состояние здоровья ребенка, развитие физических качеств, умственная работоспособность, а также настроение.

В режиме дня ДОУ предусмотрено 3 занятия в неделю физической культуры в спортивном зале и 1 занятие на воздухе (5-7 лет). Но учитывая погодные условия с октября по апрель, нет возможности проводить занятия на воздухе. А в актированные дни (Актированный день - день, в который по каким-то причинам (например, погодным) запрещено проводить занятия вне помещений, на открытом воздухе) дети и вовсе не могут выйти на улицу, и по этой причине уменьшается двигательная активность детей. Дети находятся в непроветренном помещении и чаще всего статистической позе. (Такое положение тела, которое сохраняется неизменным напротяжении длительного времени без видимых движений и мускульных сокращений). Вследствие всего выше сказанного, рационально и актуально построение гибкого, динамического режима, который предусматривает разнообразие деятельности детей, смена помещений (перемещение детей по детскому саду), организация "прогулки" в хорошо проветриваемых помещениях спортивного и музыкального залов, развлекательная программа для детей.

Все эти виды деятельности объединили в такую инновационную форму как "оздоровительно-игровой час", который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в разных видах деятельности.

Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников

Задачи

  • Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника;
  • Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;
  • Повышение умственной и физической работоспособности.

Оздоровительно-игровой час в ДОУ с детьми раннего и младшего возраста.

С детьми раннего и младшего дошкольного возраста помимо общеорганизационного совершенствования проведения плановых режимных мероприятий (утренней гимнастики, физкультуры, прогулок и пр.), советуем обратить внимание на возможность использования для целенаправленной игровой деятельности периода от дневного сна до полдника. Этот промежуток времени естественно вписывается в режим дня как оздоровительно-игровой час , позволяющий провести обязательные закаливающие процедуры, повысить двигательную активность детей за счет организованной игровой деятельности, а также вызвать у ребенка за счет активных энергозатрат аппетит к моменту приема полдника.

Общие требования к проведению оздоровительно-игрового часа.

Оздоровительно-игровой час проводится воспитателем группы ежедневно после дневного сна непосредственно в помещении спальной и групповой в холодный период года и на участке – в теплый период года. Занятия групповые, несколько большей, чем занятие физкультуры, продолжительности до 20 мин. У детей раннего и младшего возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой, показом.

Структура оздоровительно-игрового часа

  • пробуждающая гимнастика
  • ходьба по дорожкам здоровья
  • массаж активных точек
  • подвижные игры
  • дыхательная гимнастика

В дни проведения оздоровительно-игрового часа занятие физкультуры не исключать. Несколько снижают двигательную игровую нагрузку и обращают особое внимание на специальные закаливающие процедуры (влажные обтирания, контрастные ножные ванны и пр.).

У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре.

Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требований, в которых игры должны:

Влиять на психофизиологическое развитие детей;

Развивать моторные умения;

Организовывать детей для коллективного действия;

Легко усваиваться детьми;

Легко усваиваться педагогами для проработки с детьми;

Не требовать особых приспособлений и пособий.

Хочется отметить Основные положения применения физических упражнений в виде подвижных игр и закаливающих процедур :

Подвижные игры и упражнения должны вовлекать в действие одновременно большую группу мышц.

Желательны упражнения в выполнение которых вовлекаются сразу все дети, а не по очереди;

Упражнения должны быть доступны и просты, не требовать длительной подготовки и большой нагрузки на внимание. Следует давать такие задания, которые дети сразу смогут выполнить после показа воспитателем или которые им уже знакомы;

Важно вызвать у детей интерес к этим занятиям, вызвать желание закаляться;

Во время занятий ценятся те задания, которые ребенок выполняет с радостью, не подозревая о том, что он подчиняется желанию взрослых;

Закаливающие мероприятия, связанные с движением, могут применяться в детском саду в течение всего года на различного вида занятиях.

Оздоровительно-игровые часы с детьми должны проводиться ежедневно. Ни один день не должен проходить без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом должны вплетаться специальные закаливающие процедуры.

Оздоровительно-игровой час в старшей группе.

"Оздоровительно-игровой час" организуется в группе в актированные дни в первой половине дня. Его длительность составляет в средней группе и в старшей группе 35-45 минут. В содержание "оздоровительно-игрового часа" входят подвижные игры с оздоравливающим эффектом; дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и зрительные гимнастики; логоритмические упражнения; элементы релаксации. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня.

Составляется тематический план. Подбирается и систематизируется материал по использованию оздоровительных технологий в ДОУ, и определяется с какой целью они проводятся во время оздоровительно-игрового часа.

На каждую тему оздоровительно-игрового часа составляется план мероприятий, в виде таблицы, где помимо содержания и целей, и примечания (рекомендации по проведению и применению тех или иных здоровьесберегающих технологий).

Н-Р: Тема: В мире сказок

Примечание

  1. Комплекс ОРУ «Поросята»
  2. Дыхательные упражнения: «Ветер», «Шорох листьев» , массаж
  3. Упражнения с обручами (Дети строят себе домики)
  4. Подвижная игра «Найди свой домик»

Развитие образности движений, развитие координации и ориентировки в пространстве, упражнения для профилактики верхних дыхательных путей.

По сказке «Три поросенка».

  1. Разминка образно – игровая «Буратино»
  2. Танцевальный этюд «Фонарики»

Разминочный комплекс направлен на разогрев всех групп мышц.Танцевальный этюд направлен на позитивный настрой и общеукрепляющее состояние организма.

  1. Психогимнастика

«В кукольном театре» (гимнастика)

  1. Создание простых конусных игрушек по мотивам сказок.

Дать ребенку возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога

Развитие мелкой моторики рук.

Проводится совместно с педагогом

Обыгрывание изготовленных игрушек

Артикуляционная гимнастика «Сказка о Веселом язычке»

Развития подвижности органов артикуляции.

Мастер-класс

Оздоровительно-игрового часа

(в группе раннего возраста)

Подготовила и провела:

Воспитатель Качкалова Т.А.

Основные задачи , решаемые с помощью комплекса Оздоровительно-игрового часа после сна:

Развивать двигательную активность, формировать культуру движений, способствовать повышению эмоционального тонуса, укрепления здоровья.

Предварительная работа:

Пока дети спят, педагог готовит условия для проведения гимнастики и закаливания детей: массажные коврики, дорожки здоровья, гимнастические палки, массажные мячики, игрушка - ежа.

Ход мастер-класса :

Воспитатель: Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на мастер-классе «Оздоровительно-игровой час» после сна.

«Оздоровительно-игровой час» после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Вашему вниманию предлагаются:

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна:

  • пробуждающая гимнастика
  • ходьба по дорожкам здоровья
  • массаж активных точек
  • подвижные игры
  • игры с водой (в теплый период года)
  • дыхательная гимнастика

Виды гимнастики после дневного сна.

Разминка в постели и самомассаж;

Гимнастика игрового характера;

Гимнастика с использованием тренажеров;

Пробежки по массажным дорожкам.

Мы покажем гимнастику КОМПЛЕКСНОГО ХАРАКТЕРА куда входят все перечисленные виды гимнастик.

Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Время подъема можно успешно использовать для закаливания организма, для создания положительных эмоций у детей. Чтобы дети легко просыпались, можно включить негромкую плавную музыку.

Воспитатель : Ребята, тихонько просыпаемся. Пока вы спали, к нам в группу пришел ёжик. Покажем ему нашу гимнастику.

«Гимнастика для ребят»

Сон прошел, и мы проснулись,

Улыбнулись, потянулись, (Дети потягиваются, лежа на спине)

Ладошки друг о дружку трем (Потирают одну руку о другую)

И в ладошки громко бьем. (Хлопают)

А теперь поднимем ножки, (Поочередно поднимают ноги)

Левая и правая - мы ребята бравые.

Сели на кроватке, (Сидя в кровати)

Почесали пятки,

Погладили немножко, (Ладошками гладят ножки)

Набирайтесь силы, ножки!

Мы топаем ногами, (стоя около кроваток)

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

И прыгаем кругом. (повторить 2 раза)

Сил набрались наши ножки,

И пошли мы по дорожке,

(Ходят по дорожке здоровья, руки в стороны)

По дорожке не простой,

По неровной - вот какой!

(На паласе выполним дыхательное упражнение )

И.п. – о.с.
1 – сделать «уточек», поднять плечи вверх, носиком вдохнули;

2 – и выдыхаем -опустить плечи вниз, произнося звукоподражания «кря-кря-кря». (3-раза)

И снова пошли мы по дорожке!

По дорожке непростой,

По неровной-вот какой!

(Ходят по дорожке здоровья)

А теперь мы будем с вами лягушатами носиком вдохнули, плечи подняли и выдыхаем,плечи опускаем, «ква-ква-ква», еще раз носиком вдохнули и выдыхаем «ква-ква-ква», и последний раз носиком вдохнули и выдыхаем «ква-ква-ква».

Проходим на стульчики, садимся и массируем стопы (катают стопами гимнастические палки)

(Воспитатель по окончании упражнения убирает палки)

А теперь мы ежиков возьмем

И катать между ладошками начнем!

Вверх вниз его катаем,

Наши ручки развиваем.

(массаж ладошек мячиками)

Воспитатель собирает мячики о корзинку.

Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.

Мы потрем себе бока,

Надо их размять слегка.

Потом погладим ножки,

А потом обратно,

Чтобы было нам приятно!
Спит щеночек,

Спит котенок.
Улыбается ребенок.

Воспитатель предлагает поиграть с ежиком.

За грибами в лес идем,

Прыгаем по кочкам

А в лесу колючий еж,

Стережет грибочки.

Ты нас ежик не коли,

А скорее догони (повт.2-3 раза)

Заканчивается гимнастика четверостишием:

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

А раз кончилась игра,

Одеваться нам пора.

Затем дети одеваются и идут в умывальную комнату.

Список использованных источников

1. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» /

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка /

Зубарева Елена Мстиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №274 присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Оздоровительно-игровой час "Витамины - наши друзья!"
Дата публикации: 06.12.2017
Раздел: дошкольное образование

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

План-конспект оздоровительно-игрового часа

Старшая группа

«Витамины - наши друзья!»

Образовательные:

Учить детей проявлять интерес к употреблению продуктов питания

насыщенных витаминами;

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания;

Подвести детей к выводам и обобщениям (о пользе употребления

фруктов, овощей, полезных продуктов).

Развивающие:

Развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный

Воспитательные:

Воспитать у детей желание заботиться о своем здоровье.

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я сегодня пригласила к нам в гости Хрюшу из

передачи «Спокойной ночи, малыши».

(Воспитатель

подходит

подоконнике

лежит записка: «Ребята, извините, пожалуйста. Не могу у вас появиться, у

меня болит живот»).

Воспитатель: А как вы думаете, почему с ним приключилась такая

беда? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно, мне тоже кажется, что это от неправильного

питания. Знаете, что я предлагаю? Мы с вами поговорим о правильном

питании. Я запишу всё на магнитофон, и эту запись мы отправим Хрюше,

чтобы он знал, какая еда полезна.

II. Беседа о витаминах и полезных продуктах.

Воспитатель: Что вы любите есть больше всего? (ответы детей)

Воспитатель: Для чего мы едим? (человек питается, чтобы жить).

Пища - не только источник энергии, необходимый для деятельности человека,

но и материал для роста и развития.

Воспитатель:

здоровой

пищей? (ответы детей)

Воспитатель: В продуктах есть очень важные для здоровья человека

вещества витамины.

Воспитатель: Для чего они нужны? (ответы детей)

Воспитатель: Я вам хочу рассказать немного о витаминах. Витамины

обозначаются

буквами А,

Д. (выставляет

мольберт).

читаются они по латыни. Когда пойдете в школу, вы научитесь читать эти

Витамин А содержится в продуктах питания: дыня, морковь, чеснок,

петрушка,

сельдерей,

красный сладкий перец.

Витамин В - рис, изюм, фасоль, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы,

горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах - баранина,

говядина, крабы, моллюски.

Витамин С - черная

смородина,

шиповник,

апельсины,

петрушка, яблоко, кислая капуста.

Витамин Д -

рыбный жир, свежая зелень, печень трески, говяжья

печень, сливочное масло. Солнышко в своих лучах посылает нам витамин

III. Физкультминутка «Обжорка»

пузатый здоровяк(округлое

движение

Съел десять булок натощак (выставить перед собой все пальцы)

молоком (изобразить

пальцами

воображаемый

стакан, а затем выпить из него),

Съел курицу одним куском (широко раздвинуть пальцы одной руки,

ладонью вверх, поднести воображаемый кусок корту)

поджарил (показать

указательными

пальцами

И в брюхо бедного направил (погладить живот)

Раздулся здоровяк, как шар (изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар (ударить слегка ладонью по лбу).

IV. Игра «Да-нет»

Воспитатель: А чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать

мной, то поднимите зеленый кружок. Если нет - красный.

Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.

Есть нужно в любое время, даже ночью.

Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.

Есть надо быстро. Есть надо медленно.

Пищу нужно глотать не жуя.

Полоскать рот после еды вредно.

Воспитатель: Мы с вами повторили правила питания. Для чего они

нужны? (чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу).

V. Беседа о вредных продуктах

Во спитатель:

пожалуйста,

п р од у кт ы

полезны? (ответы детей)

Воспитатель: Чем вреден торт? Лимонад? Да, вы правы, некоторые

продукты лучше не употреблять в пищу. А если очень хочется, то есть в

очень малых количествах.

приготовила

картинки

продуктов,

нечаянно

перепутала их. Помогите мне, пожалуйста, собрать их.

VI. Игра «Собери изображение».

Изображения продуктов разрезаны на несколько частей. Нужно собрать

их, назвать что получилось и рассказать, чем они вредны.

VI. Игра «Кто быстрее наполнит корзинку»

Воспитатель: Сейчас я хочу отправить вас в магазин за покупками. Мы

разделимся на 3 команды. Одна команда будет покупать полезные продукты,

продукты

полезные,

команда продукты не полезные.

Подвести итог игры.

VII. Подведение итогов.

Воспитатель: Что о еде мы сегодня узнали? Что делает еду полезной?

Чтобы полезные вещества усвоились, что нужно соблюдать?

Воспитатель:

отправим

пожелаем

быстрее выздоравливать.

Оборудование: кружки красного и зеленого цвета по количеству

мольберт,

картинки

продуктов,

обозначающие

витамины;

Наталья Богатырева

Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.

Задачи:

Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника.

Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма.

Повышение умственной и физической работоспособности.

Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Развитие физических качеств: силы, ловкости, гибкости, ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты, равновесия, двигательного творчества.

Развитие моторно-волевой сферы и игровой деятельности детей.

Воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях «оздоровительно-игровыми часами».

Основные элементы занятий:

Двигательная разминка и образно-игровая

Игровые упражнения

Подвижные игры

Игры с предметами

Кинезиологические упражнения

Эстафеты и соревнования

Физкультминутки

Двигательные упражнения

Дыхательная гимнастика

Логоритмика

Элементы стретчинга

Игровые задания

Пальчиковая гимнастика

Октябрь-Ноябрь

1. «В сказочной стране».

Двигательная разминка «Добрый лес».

2. Коммуникативная игра «Волшебный клубок» (по принципу игры «Передал – садись» с использованием мячей Су-Джок).

3. Игра «Паучок».

Паучок-паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

Мы тебя растили.

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

4. Кинезиологическое упражнение в виде игры «Солнечный зайчик».

Ребятам предлагается отгадать загадку:

Ежедневно по утрам

Он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел,

Значит, день уже пришел.

(Солнечный лучик)

Солнечный лучик дружит с солнечным (зайчиком).

Играем в игру «Солнечный зайчик».

Дети лежат на спине, телами образуя круг – зеркало (в центре зала-обруч). У капитана в руках мяч – «солнечный зайчик». По сигналу взрослого ребенок-капитан садится и передает мяч в руки партнеру, а сам принимает и. п. Игра заканчивается, когда мяч опять попадает в руки капитана. Отмечаются дети, быстро и красиво выполнившие движение.

5. Массаж «Мельник».

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют указанные ниже движения.

Белый, белый мельник

Сел на облака.

(Хлопают ладонями по спине.)

Из мешка посыпалась

Белая мука.

(Поколачивают кулачками.)

Радуются дети,

Лепят колобки. (Поглаживают пальчиками.)

Заплясали сани,

Лыжи и коньки. (Растирание ребром каждой ладошки)

Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз.

6. Рефлексия «Звездочка дружбы».

Девиз: «Кто нашим часом занимается, тот в жизни улыбается.

Здоров и весел он всегда, не унывает никогда».

Давайте на память о нашей встрече построим «Звездочку дружбы» из наших ладошек.

Примечание

Разминочный комплекс направлен на разогрев всех групп мышц.

Данная игра направлена на формирование интереса к двигательной активности и выполняет общеукрепляющие функции.

Игра будет полезна для гиперактивных детей.

Развивает ориентировку в пространстве, координацию движений, самоконтроль.

Развивать у детей силу, выносливость, гибкость, ловкость, координационные способности.

Закреплять навыки массажа.

Снятие психологического напряжения, создание позитивного настроя. Создание атмосферы радости и успеха.

2. «Веселые человечки».

1. Танцевальная разминка «Кукутики».

2. Игровые задания: «Полоса препятствий».

1. Ходьба по канату различными способами.

2. Прыжки – «классики».

3. Ползание по-пластунски под дугами различной высоты.

3. Игровые упражнения с обручем.

4. Игра «Шатер».

Участники игры делятся на три-четыре подгруппы. Каждая образует свой круг по углам площадки. В центре каждого круга – обруч, а в нем платки с узорами. Дети берутся за руки, приговаривают и выполняют соответствующие движения:

Мы веселые ребята, (Прыгают)

Соберемся все в кружок,

(Берутся за руки)

Поиграем, и попляшем, (Танцевальные движения)

И помчимся на лужок. (Бег к центру зала)

С окончанием текста дети перестраиваются в общий круг. Взявшись за ленточки карусели, подскоками двигаются по кругу под музыку. По сигналу «Строим шатер!» бегут к своим кругам-обручам, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «шатер».

5. Физкультминутка «Воробьишка».

Воробьишка потянулся, распрямился, встрепенулся.

Головой кивнул три раза, подмигнул он правым глазом.

Лапки в стороны развел и по жердочке пошел.

Прогулялся и присел, свою песенку запел: «Чик-чирик-чик-чирик».

6. Рефлексия.

Девиз: «Кто спортом занимается, тот в жизни улыбается».

«Дерево нашего творчества».

По окончании «оздоровительно-игрового часа» дети прикрепляют на дерево (яблоня) листики, цветочки, плоды:

Плоды – час прошел успешно, мне все удалось.

Цветок – «я доволен».

Листики – не все получалось.

Примечание

Разминка направлена на развитие воображения и улучшения физического и психического состояния в целом.

Упражнять ребят в умении действовать по сигналу.

Развивать ловкость, силу, быстроту.

Создание атмосферы радости, комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Упражнять детей в умении прокатывать обруч в прямом направлении, вращении. Закреплять приемы захвата предмета.

Способствовать созданию жизнерадостного, активного настроения.

Развивать умение согласовывать движения со всеми участниками игры.

Формировать культуру движений.

Способствовать восстановлению дыхания после двигательной активности.

Снятие психологического напряжения, настрой на творческую деятельность.

3. «Витаминки для детей».

1. Разминка образно-игровая «Апельсин»

2. Кинезиологические упражнения в парах («банан», «виноград», «лимон» и др. по желанию детей).

3. Игра-соревнование «Варим борщ и компот».

Одной команде нужно выбрать и перенести овощи для борща, а другой - фрукты для компота. После проведения задания можно поменять.

4. Пальчиковая гимнастика «Помощник».

Посуду моет наш Антошка. (Потирать ладони друг о друга).

Моет вилку, чашку, ложку. (Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

Вымыл блюдце и стакан.

И закрыл покрепче кран. (Имитирующие движения кистью руки).

5. Игра «Совершенно верно!»

Ведущий читает ребятам четверостишия о различных продуктах. Если в них говорится о пользе для здоровья, дети все вместе говорят: «Правильно, правильно, совершенно верно!» и хлопают в ладоши. А если о том, что для здоровья вредно, дети молчат и топают ногами.

1. Ешь, побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить.

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Марусе и Даниле всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь, побольше витаминов, с болезнями не знайся.

6. Рефлексия «Солнышко»

Моё настроение похоже на: солнышко,

солнышко с тучкой,

Примечание

Разминка с предметом направлена на улучшение гибкости.

Активизация мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, согласованность действий.

Развивать внимание, быстроту, логическое мышление, умение ориентироваться в окружающем.

Развивать умение детей воспроизводить действия и проговаривать соответствующие слова.

Данная гимнастика способствует развитию речи и движений воспитанников.

Поднять настроение и на позитиве завершить встречу.

4. «Задоринки».

1. Двигательная разминка «Зарядка на диване».

2. Музыкально-двигательная игра «Утро начинается».

3. «Большая эстафета».

Задание. Преодолеть полосу препятствий (проползти по скамейке верхом, продеть обруч и обратно проползти по скамейке, передать эстафету следующему игроку.)

4. Соревнование «Перенеси – не урони».

Две команды, у каждой по большой ложке. Нужно добежать с ложкой до гнезда (обруча с малыми мячами). Участник добегает до гнезда, берет мячик, кладет его на ложку, бежит до обруча на другом конце зала, кладе мячик и бегом возвращается обратно. Передает ложку другому участнику в команде.

5. Игра «Четыре шага».

6. Рефлексия

«Ладошки успеха».

Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей группы и начинаю аплодировать. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Примечание

Способствует повышению функциональных возможностей физической и двигательной подготовленности детей.

Формирует правильную осанку, культуру движений, пантомимические способности.

Развивать мышечный тонус, подвижность суставов и гибкость позвоночника.

Развивать силу мелкой мускулатуры руки.

Воспитывать чувство общности и делового партнерства.

Развивать умение действовать сообща в соответствии с текстом игры и успевать выполнять соответствующие движения.

Способствовать созданию устойчивого, жизнерадостного настроения.

Декабрь-Январь

5. Страна «Игралочка».

1. Двигательная разминка «Паровоз - букашка».

2. Игра «Иголочка с ниточкой».

Две команды берутся за руки и за капитаном «иголочкой» пробегают «змейкой» вокруг кеглей и возвращаются обратно.

3. Кинезиологические упражнения с мячами.

Игровые упражнения: «Футболист», «Баскетболист», «Жонглер», «Веселые пары».

4. Физкультурная минутка «Играем с удовольствием».

Вот большой стеклянный чайник (надули животик)

Очень важный он начальник (одна рука на поясе, второй – изобразить носик чайника).

Вот фарфоровые чашки (присели, руки на поясе).

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг).

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки (вытянули руки вверх, сомкнули).

Вот пластмассовый поднос, он сюрпризы нам принес.

5. Гимнастика ума.

Двигайся больше (проживешь дольше).

Где здоровье - … (там и красота.

Ешь чеснок и лук - … (не возьмет недуг).

Здоровье сгубишь, (новое не купишь).

6. Рефлексия.

«Наш девиз не позабудь – Дружба освещает путь!»

«Светофор».

Дети сигналят карточками на слова инструктора по физкультуре:

Зелёный – замечательный час.

Жёлтый – понравилось, но не всё.

Красный – дело не понравилось.

Примечание

Способствует созданию у ребят бодрого, жизнерадостного настроения.

Развивает внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве.

Продолжать формировать навык ориентировки в пространстве, используя различные варианты двигательных действий детей.

Корректировать движения детей с дыхательными движениями грудной клетки.

Упражнять в выполнении выразительных движений в соответствии с текстом.

Способствовать познавательному развитию, активизировать мыслительную деятельность воспитанников.

Получать радость от общения и совместной деятельности.

Наталья Абезбаева
Консультация «Оздоровительный игровой час с детьми 5–7 лет»

Наталья Абезбаева Г. Рубцовск Алтайского края

Оздоровительно-игровой час

(для детей 5-7 лет)

Роль современного педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста. Ведь здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма.

Ценностным ориентиром традиционного физического воспитания в ДОУ были и остаются принятые в нем нормативные способы организации двигательной активности.

Очень важна организация гибкого, динамического режима, который предусматривает разнообразие деятельности детей, смена помещений (перемещение детей по детскому саду, организация "прогулки" в хорошо проветриваемых помещениях спортивного и музыкального залов, развлекательная программа для детей.

Все эти виды деятельности мы объединяем в такую инновационную форму как "оздоровительно-игровой час", который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в познавательную, музыкальную, изобразительную деятельность на основе взаимодействия всех специалистов.

Цель введения оздоровительно-игрового часа в ДОУ: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.

Дети учатся жизни играя. Именно в играх они вступают в разные, порой сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя ловкость, смелость, сообразительность. У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре, ориентированной на соблюдение требований, в которой оказывается влияние на психофизиологическое развитие детей, развитие моторных умений, организации коллективных действий детей, по мере возможности, проводимых на свежем воздухе, легком усвоении педагогами для проработки с детьми, не требующем особых приспособлений и пособий.

Таким образом, оздоровительно-игровой час является эффективной дополнительной формой организации физкультурно-оздоровительной работы в деятельности воспитателя.

Оздоровительно – игровой час

старший дошкольный возраст

Сентябрь

Подвижная игра

карточка № 1

«Быстро возьми, быстро положи»

Совершенствовать навыки детей бега в быстром темпе, развивать ловкость.

Оборудование: стулья, погремушки или кубики, корзины.

Описание: На одной стороне площадки стоят 3-4 стула, на каждом по 2-3 погремушки или небольших кубика. На другой стороне на расстоянии 5-6 м стоят 3-4 ящика или корзины. Трем-четырем детям предлагают взять по одному предмету, бегом перенести их и положить в ящик. Физически крепким детям можно добавить еще один предмет или немного (на 1-2 м увеличить расстояние для бега). Детей подбирать примерно одинаковых по силам.

Пальчиковая гимнастика

Карточка 1

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем

Загибают пальчики, начиная с большого

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

Карточка 4

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого.

Обе руки идут по столу.

Загибают пальчики, начиная с большего.

Обе руки идут по столу

Дыхательная гимнастика

Карточка №2

Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на

коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая.

Поднимать руки вверх над головой с вдохом и

опускать вниз, на пол перед собой с выдохом,

немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Карточка №4

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик

во время опасности сворачивается в клубок.

Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола,

обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся

на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком,

затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.

Повторите с ребенком три-пять раз.

Гимнастика для глаз

Карточка №1

«Ириски от киски»

Массаж глаз

В гости к нам явилась киска. Потереть друг о друга средние пальцы рук

Всем дает она ириски:

Мышке, лебедю, жуку, Прикрыть неплотно глаза и провести паль-

Псу, зайчонку, петуху. цами, не надавливая сильно на кожу, от

внутреннего края глаза к внешнему.

Рады, рады все гостинцам! Совершать круговые движения зрачками

Это видим мы по лицам. глаз вправо и влево

Все захлопали в ладошки, Хлопки в ладоши

Побежали в гости к кошке. Постучать подушечками пальцев друг о друга.

Упражнения для осанки

Карточка №3

«Стойкий оловянный солдатик»

Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?

И. п. : встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться

Игра малой подвижности

Карточка №1

«У меня есть все»

(игра для детей 4-6 дет)

Перед началом игры дети ложатся на ковер, руки вдоль тела, вытягиваются.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Есть у кровати спинка, (Приподнимают голову и плечи, носки ног смотрят строго вверх.)

А у чайника - носик, (Садятся, приставляют два кулачка к носу, один за другим.)

А у тумбочки - ножки, (Садятся на корточки.)

А у кастрюли - ручки. (Руки ставят на пояс или к плечам.)

А в этой большой кастрюле (Встают и показывают кастрюлю, сомкнув руки перед грудью в круг.)

Есть очень вкусный компот. («Заглядывают» в кастрюлю.)

А у меня -

И ножки, (Показывают ножки.)

И ручки, (Показывают ручки.)

И носик, (Показывают носик.)

И спинка, (Показывают спинку.)

И вот ещё что -

Очень голодный живот! (Показывают живот.)

Игровой массаж

Карточка №9

«Дождик»

Массаж спины

Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом «паровозиком»

Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине.

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите- Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

А уйду-тогда гуляйте-

Бом! Бом! Бом

Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками.

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом

Релаксация

Карточка№2

Релаксация «Воздушный шарик»

(Дети сидят на стульчиках)

Откиньтесь на спинку стульчика, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик.

А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.

Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.

Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.

Снова вдохните и наполните легкие воздухом

Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.

Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

Оздоровительно – игровой час

старший дошкольный возраст

октябрь

подвижная игра

КАРТОЧКА № 4

«Совушка»

Совершенствовать навыки детей бегать в разных направлениях с выполнением движений, развивать равновесие.

Описание:

Все играющие - птички, один - сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 секунд снова дается сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети - птички бегают по площадке.

Пальчиковая гимнастика

Карточка 7

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются и разжимаются в кулак

Соединяем мизинцы, безымянные, средние,

указательные и большие, по очереди.

большой отводится вверх

Карточка 10

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали

Машут ладошками.

На каждое название насекомого загибают пальчик.

Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам.

Роняют ладони на стол.

Дыхательная гимнастика

Карточка №5

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.

«Надувая шарик»

широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,

затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед

грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» -

хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -

ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком,

опуская руки и оседая, как шарик, из которого

выпустили воздух.

Карточка №10

Дыхательная гимнастика «Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить.

Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими

по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку».

Гимнастика для глаз

Карточка №3

«Снежинки»

Гимнастика для глаз

Закружились, завертелись «Фонарики»

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей Поднять руки вверх и посмотреть

Легкие пушинки. на них

Чуть затихла злая вьюга- Медленно опустить руки и просле-

Улеглись повсюду. дить за ними взглядом

Заблистали, словно жемчуг,- Развести поочередно руки в стороны

Все дивятся чуду. и проследить за ними взглядом

Заискрились, засверкали Выполнить руками движение «нож-

Белые подружки. ницы»

Заспешили на прогулку Шаг на месте

Дети и старушки.

Упражнения для осанки

Карточка №5

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление опорно-двигательного аппарата.

И. п. : стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 34 раза.

Когда цапля ночью спит,

На одной ноге стоит.

Не хотите ли узнать:

Трудно ль цапле так стоять?

А для этого нам дружно

Сделать позу эту нужно.

(2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.)

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться

Игра малой подвижности

Карточка №4

«Ворота»

(игра для детей 4-7 лет)

Дети идут по площадке парами, держась за руки.

На сигнал воспитателя: «Ворота!» все останавливаются и поднимает руки вверх. Последняя пара проходит под воротами - и становится впереди. Игра продолжается.

Игровой массаж

Карточка №10

«Паровоз»

Дети выполняют массаж спины, встав друг за другом

и положив друг другу на плечи ладони

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Похлопывание по спине ладонями

Стоять на месте не хочу!

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Поворот на 180, поколачивание ку-

Стоять на месте не хочу! лачками

Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, постукивание паль-

Колесами стучу, стучу, цами

Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, поглаживание ладо-

Садись скорее, прокачу! нями

Чу, чу, чу! Легкое поглаживание пальцами

Релаксация

Карточка№3

Релаксация «Полет высоко в небе»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка)

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе

А теперь, медленно взмахнув крыльями, вы приближаетесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

Оздоровительно – игровой час

старший дошкольный возраст

ноябрь

подвижная игра

КАРТОЧКА № 7

«Жмурки»

Цель: Учить детей бегать по площадке врассыпную, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы. Развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость, быстроту действий.

Оборудование: платок.

Описание: Выбирается водящий – «жмурка». Он встаёт в середину комнаты, ему завязывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем все дети разбегаются по комнате, а Ловишка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности, для жмурки, дети должны предупредить словом «Огонь!». Поймав кого-нибудь «жмурка» передаёт свою роль пойманному.

Правила: Завязанную на глаза повязку не снимать и не подглядывать.

Варианты: Если игра проходит на улице, то очерчивается граница, за которую играющие не имеют права забегать. Переступивший условленную границу считается сгоревшим и обязан заменить жмурку.

Пальчиковая гимнастика

Карточка 13

Щука хищная, зубастая,

Для лещей, плотвы опасная,

Ищет, чем бы поживиться?

Кто-то там, в воде резвится?

Чей-то рядом хвост мелькает?

Хвать? Тут щука не зевает!

Но попалась на крючок –

Тащит щуку рыбачок!

Двумя руками изобразить пасть щуки.

Щука щёлкает зубами – пальцами. Ладонь сложить лодочкой.

Руками имитировать движения рыб.

Помахать кистями рук, как хвостом.

Пасть щуки захлопывается.

Указательным пальцем изобразить крючок,

Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды щуку.

Карточка 17

«Кукушка»

Летела кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду,

И кричала: «Ку – ку!»

Раскрывай один кулак.

Руки согнуты в локтях, скрещены перед грудью. Выполняют плавные, волнообразные движения от предплечья до кончиков пальцев.

Лицевая сторона левой ладони развёрнута вверх, пальцы от себя, пальцы правой руки – в «щепотку», клюют.

Положение рук меняется, выполняются те же действия. Пальцы имитируют крик – раскрывая и закрывая клюв.

Пальцы сжимаются в кулак.

По очереди раскрывают каждый кулак по два раза.

Дыхательная гимнастика

Карточка №13

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх,

хорошо потянуться, подняться на носки – вдох,

опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.

На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Карточка №18

Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука

поднята вверх, другая отведена в сторону.

Вдох носом, затем поменять положение рук и во

время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».

Повторить 5–6 раз.

Гимнастика для глаз

Карточка №7

Гимнастика для глаз

(все движения рук прослеживать взглядом, не поворачивая головы)

Вот полянка, а вокруг Широким жестом развести руки в стороны

Липы выстроились в круг. Скругленные руки сцепить над головой

Липы кронами шумят, Руки вверх, покачать ими из стороны в

Ветры в их листве гудят. сторону

Вниз верхушки пригибают Наклониться вперед

И качают их, качают. Наклонившись, покачать туловищем из

стороны в сторону

После дождика и гроз Выпрямиться, руки поднять

Липы льют потоки слез. Плавно опустить руки, перебирая пальцами

Каждый листик по слезинке Руки вниз, встряхивать кистями

Должен сбросить на тропинки.

Кап и кап, кап и кап – Хлопать в ладоши, описывая руками круг

Капли, капли, капли – кап! сначала в одну, потом в другую сторону

До чего же листик слаб! «Уронить руки»

Он умоется дождем, Погладить сначала одну, потом другую руку

Будет крепнуть с каждым днем. Сжать кулаки

Упражнения для осанки

Карточка №8

«Ах, ладошки, вы, ладошки!»

Цели: формирование правильной осанки, координация движений верхних конечностей.

И. п. : встать прямо и, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произносить:

«Ах, ладошки, вы, ладошки! Это нужно для осанки, это точно!

За спиною спрячем вас! Без прикрас!» Медленно опустить руки вниз, стряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох.

Игра малой подвижности

Карточка №8

«Летает - не летает»

(игра для детей 4-7 лет)

Дети садятся или становятся полукругом.

Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки вверх или в стороны. Если не летает - руки опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, при этом у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься.

Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, если назван нелетающий предмет.

Игровой массаж

Карточка №11

«По таинственной дороге»

Гимнастика для стоп

По таинственной дороге Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку

Шли таинственные ноги.

По большой дороге Ходьба на месте, не отрывая носки от пола

Зашагали наши ноги.

По пыльной дорожке Перекаты с носка на пятку, стоя на месте

Шагали наши ножки.

А маленькие ножки Быстрая ходьба с высоким подниманием ног,

Бежали по дорожке. согнутых в коленях

На узенькой дорожке Ходьба со сведенными носками ног

Устали наши ножки.

Усталые ножки Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа

Шли по дорожке. туловище прямо и глядя вперед

На камушек мы сели, Сидя на стуле, поднимать и опускать носки

Сели, посидели. ног, не отрывая пяток от пола

Ножки отдыхают, Погладить мышцы ног и ступни

Мышцы расслабляют.

Релаксация

Карточка№5

Релаксация Космос.

Мы друзей хороших на Луне нашли.

Пригласили в космос их и летим.

Мы парим, как ласточки, в вышине.

Звёздами любуемся в тишине.

Ветерок - проказник вскоре прилетел.

Опустив на землю нас, нежно шелестел.

(лёжа на спине, полное расслабление туловища и конечностей,

Здоровье подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования, где протекает большая часть жизни детей.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека зависит на 50-53% от собственного образа жизни, на 20-25% от окружающей среды, на 16-20% от наследственности и на 10-15% от уровня развития здравоохранения в стране.

Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень развития здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Время требует, чтобы дети получали современные, качественные, доступные знания. Но чтобы такими знаниями овладеть, нужны силы, нужно здоровье, нужно желание.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста.

К актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и др. Движения необходимы ребенку, так как способствует развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Гиподинамия - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положение (за столом, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.

В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы - это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском учреждении из-за "заорганизованности" воспитательно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и т.д. Стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов и неизбежно ведут к ухудшению здоровья ребенка.

Серьезным барьером, осложняющим жизнь ребенка, является тревожность. Причинами тревожности могут быть, во-первых, недостаток эмоциональной поддержки в семье и в детском саду, во-вторых - недостаток информации (либо ее недостоверность), которая порождает эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревожность у детей может появляться по отношению к сверстникам, взрослым, к самому себе (личностная тревожность). Если взрослые невнимательность относятся к этой проблеме, она не исчезает бесследно, возникают эмоциональные комплексы, препятствующие полноценному общению с другими людьми.

Триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение.

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.

Особое внимание следует уделять рациональной организации двигательного режима, так как движения способствуют развитию физиологических систем и определяют темп и характер нормального функционирования растущего детского организма.

От двигательной активности во многом зависит состояние здоровья ребенка, развитие физических качеств, умственная работоспособность, а также настроение.

В режиме дня нашего ДОУ предусмотрено 2 занятия физической культуры в спортивном зале и 1 занятие на воздухе. Но учитывая погодные условия с октября по апрель, нет возможности проводить занятия на воздухе. А в актированные дни дети и вовсе не могут выйти на улицу, и по этой причине уменьшается двигательная активность детей. Дети находятся в непроветренном помещении и чаще всего статистической позе. Вследствие всего выше сказанного, рационально и актуально построение гибкого, динамического режима, который предусматривает разнообразие деятельности детей, смена помещений (перемещение детей по детскому саду), организация "прогулки" в хорошо проветриваемых помещениях спортивного и музыкального залов, развлекательная программа для детей.

Все эти виды деятельности мы попытались объединить в такую инновационную форму как "оздоровительно-игровой час", который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в познавательную, музыкальную, изобразительную деятельность на основе взаимодействия всех специалистов.<Рисунок2>, <Рисунок3>.

Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников

  • Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника;
  • Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;
  • Повышение умственной и физической работоспособности.

"Оздоровительно-игровой час" организуется в ДОУ в актированные дни в первой половине дня. Его длительность составляет 20 - 30 минут в младших и средних группах, и 45 минут в старших и подготовительных группах. В содержание "оздоровительно-игрового часа" входят подвижные игры с оздоравливающим эффектом; дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и зрительные гимнастики; логоритмические упражнения; элементы релаксации и аутотренинга <Рисунок1>. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня.

Творческой группой педагогов нашего детского сада был составлен тематический план.

Каждый специалист (педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, хореограф, педагоги дополнительного образования) подобрал и систематизировал материал по использованию оздоровительных технологий в ДОУ, и определил с какой целью они проводятся во время оздоровительно-игрового часа <Рисунок4>, <Рисунок5>.

На каждую тему оздоровительно-игрового часа составляется план мероприятий, в виде таблицы, где помимо содержания и целей, указывается источник и примечания (рекомендации по проведению и применению тех или иных здоровьесберегающих технологий) <

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!