Оздоровительно игровой час в старшей группе. VI
Администрация Городского округа Подольска
Комитет по образованию
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 32 «Светлячок»
Консультация для педагогов
«Оздоровительно-игровой час».
Подготовила воспитатель:
Кормишина Александра Григорьевна
Г.о. Подольск, 2017 г.
Оздоровительно-игровой час
Как говорил выдающийся советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Сохранение и укрепление здоровья и физическое развитие детей - основная цель работы любого ДОУ и ФГОС ДО направлен на решение соответсвующих задач:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
психолого-педагогические условия: использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (доминирование игровой формы);
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка;
развитие личности, мотивации и способностей детей через реализацию образовательной области «Физическое развитие».
Движение является одним из универсальных проявлений жизнедеятельности человека. Движение есть основная функция маленького ребенка; через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и его физическое развитие.
Наблюдения врачей говорят о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность, как правило – страдающим каким-либо недугом. К сожалению, не зная этого, детей нередко заставляют вести себя спокойно, подолгу сидеть на одном месте, чем задерживают их физическое и психическое развитие. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.
У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре. Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требований, в которых игры должны:
влиять на психофизиологическое развитие детей;
развивать моторные умения;
организовывать детей для коллективного действия;
легко усваиваться детьми;
легко усваиваться педагогами для проработки с детьми;
не требовать особых приспособлений и пособий.
Хочется отметить, что:
подвижные игры и упражнения должны вовлекать в действие одновременно большую группу мышц;
желательны упражнения, в выполнение которых вовлекаются сразу все дети, а не по очереди;
упражнения должны быть доступны и просты, не требовать длительной подготовки и большой нагрузки на внимание. Следует давать такие задания, которые дети сразу смогут выполнить после показа воспитателем или которые им уже знакомы;
важно вызвать у детей интерес к этим занятиям, вызвать желание закаляться;
во время занятий ценятся те задания, которые ребенок выполняет с радостью, не подозревая о том, что он подчиняется желанию взрослых;
закаливающие мероприятия, связанные с движением, могут применяться в детском саду в течение всего года на различного вида занятиях.
Сегодня я хочу познакомить вас с такой инновационной формой работы с детьми от 2 до 7 лет как «оздоровительно-игровой час», который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в разных видах деятельности.
Цель оздоровительно-игрового часа: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.
Основными задачами являются:
Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника;
Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;
Повышение умственной и физической работоспособности.
Необходимо отметить, что осуществляя организацию оздоровительно-игрового часа, соблюдаются следующие условия:
1. Учёт индивидуальных особенностей, состояния здоровья, эмоционального состояния ребенка. Это достигается путём сотрудничества с медицинским персоналом, повышения уровня компетентности воспитателей и использованием игровых приёмов.
2. Регулярность. Только это может обеспечить определенный успех. Оздоровительно-игровые часы с детьми должны проводиться ежедневно.
3. Продолжительность и интенсивность процедур увеличивается постепенно.
4. Повышение двигательной активности в весенне-летний период и ее снижение в осенне-зимний период.
Структура оздоровительно-игрового часа
пробуждающая гимнастика;
ходьба по дорожкам здоровья;
массаж активных точек;
подвижные игры;
игры с водой (в теплый период года);
дыхательная гимнастика.
Оздоровительно-игровой час в ДОУ с детьми
раннего и младшего возраста.
Основным приемом организации такого «часа» для малышей является «игровой момент». Оздоровительно-игровой «час» для малышей организуется воспитателем после дневного сна. Его длительность составляет для детей от 2 до 3 лет - 8 мин, с 3 до 4 лет - 8-10 мин. Ведущая роль в данной форме работы с детьми, естественно, принадлежит воспитателю. Организация оздоровительно-игрового часа предусматривает творческий подход: воспитатель может заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. Но при этом необходимым условием остается учет оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние малышей.
Оздоровительно-игровой час в старшей группе.
Оздоровительно-игровой час организуется в группе в актированные дни (актированный день - день, в который по каким-то причинам (например, погодным) запрещено проводить занятия вне помещений, на открытом воздухе) в первой половине дня. Его длительность составляет в средней группе и в старшей группе 35-45 минут. В содержание оздоровительно-игрового часа входят подвижные игры с оздоравливающим эффектом; дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и зрительные гимнастики; логоритмические упражнения; элементы релаксации. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня.
Составляется тематический план. Подбирается и систематизируется материал по использованию оздоровительных технологий в ДОУ, и определяется с какой целью они проводятся во время оздоровительно-игрового часа.
На каждый месяц, в виде таблицы, составляется план мероприятий оздоровительно-игрового часа.
Например,
2
4
2
2
2 скакалки, кукла,
Атрибуты:
Аист.
2 – я
неделя
Ходьба врассыпную и бег змейкой.
Игровое упражнение «Найди и постучи»
Подвижная игра
«Поезд»
Игровое упражнение
«Зайчата»
Ходьба, бег
Бег, закрепление цвета
Ходьба друг за другом
Прыжки на двух ногах
2
4
2
2
Кегли, разноцветные кубики, маски зайчат
3 – я
неделя
«Зашагали ножки, топ, топ, топ!»; бег по периметру зала.
Упражнение на восстановление дыхания «Ох, устали ножки, бежали по дорожке».
Подвижная игра
«У медведя во бору»
Игра - развлечение «Мыльные пузыри»
Ходьба, бег
Ходьба
Ходьба по кругу, бег врассыпную
Прыжки
2
3
3
Цветной канат,
маска медведя, мыльные пузыри
4 – я
неделя
Упражнения с кубиками
Игровое упражнение «Догони меня»
Дорожка препятствий
Игровое упражнение «Прятки»
Действия с предметами
Бег по ориентирам
Ходьба, подлезание
Ориентация в пространстве
2
2
Кубики, корзины, веревка,
кегли, дуги.
И в заключении хочется добавить. Не забывайте: ни один день не должен проходить без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом должны вплетаться специальные закаливающие процедуры.
Список использованных источников
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / М.: LINKA PRESS, 1993.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/ М.: ТЦ Сфера, 2008.
Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях / М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
Оздоровительно-игровой час в ДОУ
Здоровье подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования, где протекает большая часть жизни детей.
Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма. Время требует, чтобы дети получали современные, качественные, доступные знания. Но чтобы такими знаниями овладеть, нужны силы, нужно здоровье, нужно желание.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста.
К актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и др. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положение (за столом, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы,
При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.
Особое внимание следует уделять рациональной организации двигательного режима, так как движения способствуют развитию физиологических систем и определяют темп и характер нормального функционирования растущего детского организма.
От двигательной активности во многом зависит состояние здоровья ребенка, развитие физических качеств, умственная работоспособность, а также настроение.
В режиме дня ДОУ предусмотрено 3 занятия в неделю физической культуры в спортивном зале и 1 занятие на воздухе (5-7 лет). Но учитывая погодные условия с октября по апрель, нет возможности проводить занятия на воздухе. А в актированные дни (Актированный день - день, в который по каким-то причинам (например, погодным) запрещено проводить занятия вне помещений, на открытом воздухе) дети и вовсе не могут выйти на улицу, и по этой причине уменьшается двигательная активность детей. Дети находятся в непроветренном помещении и чаще всего статистической позе. (Такое положение тела, которое сохраняется неизменным напротяжении длительного времени без видимых движений и мускульных сокращений). Вследствие всего выше сказанного, рационально и актуально построение гибкого, динамического режима, который предусматривает разнообразие деятельности детей, смена помещений (перемещение детей по детскому саду), организация "прогулки" в хорошо проветриваемых помещениях спортивного и музыкального залов, развлекательная программа для детей.
Все эти виды деятельности объединили в такую инновационную форму как "оздоровительно-игровой час", который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в разных видах деятельности.
Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников
Задачи
- Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника;
- Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;
- Повышение умственной и физической работоспособности.
Оздоровительно-игровой час в ДОУ с детьми раннего и младшего возраста.
С детьми раннего и младшего дошкольного возраста помимо общеорганизационного совершенствования проведения плановых режимных мероприятий (утренней гимнастики, физкультуры, прогулок и пр.), советуем обратить внимание на возможность использования для целенаправленной игровой деятельности периода от дневного сна до полдника. Этот промежуток времени естественно вписывается в режим дня как оздоровительно-игровой час , позволяющий провести обязательные закаливающие процедуры, повысить двигательную активность детей за счет организованной игровой деятельности, а также вызвать у ребенка за счет активных энергозатрат аппетит к моменту приема полдника.
Общие требования к проведению оздоровительно-игрового часа.
Оздоровительно-игровой час проводится воспитателем группы ежедневно после дневного сна непосредственно в помещении спальной и групповой в холодный период года и на участке – в теплый период года. Занятия групповые, несколько большей, чем занятие физкультуры, продолжительности до 20 мин. У детей раннего и младшего возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой, показом.
Структура оздоровительно-игрового часа
- пробуждающая гимнастика
- ходьба по дорожкам здоровья
- массаж активных точек
- подвижные игры
- дыхательная гимнастика
В дни проведения оздоровительно-игрового часа занятие физкультуры не исключать. Несколько снижают двигательную игровую нагрузку и обращают особое внимание на специальные закаливающие процедуры (влажные обтирания, контрастные ножные ванны и пр.).
У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре.
Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требований, в которых игры должны:
Влиять на психофизиологическое развитие детей;
Развивать моторные умения;
Организовывать детей для коллективного действия;
Легко усваиваться детьми;
Легко усваиваться педагогами для проработки с детьми;
Не требовать особых приспособлений и пособий.
Хочется отметить Основные положения применения физических упражнений в виде подвижных игр и закаливающих процедур :
Подвижные игры и упражнения должны вовлекать в действие одновременно большую группу мышц.
Желательны упражнения в выполнение которых вовлекаются сразу все дети, а не по очереди;
Упражнения должны быть доступны и просты, не требовать длительной подготовки и большой нагрузки на внимание. Следует давать такие задания, которые дети сразу смогут выполнить после показа воспитателем или которые им уже знакомы;
Важно вызвать у детей интерес к этим занятиям, вызвать желание закаляться;
Во время занятий ценятся те задания, которые ребенок выполняет с радостью, не подозревая о том, что он подчиняется желанию взрослых;
Закаливающие мероприятия, связанные с движением, могут применяться в детском саду в течение всего года на различного вида занятиях.
Оздоровительно-игровые часы с детьми должны проводиться ежедневно. Ни один день не должен проходить без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом должны вплетаться специальные закаливающие процедуры.
Оздоровительно-игровой час в старшей группе.
"Оздоровительно-игровой час" организуется в группе в актированные дни в первой половине дня. Его длительность составляет в средней группе и в старшей группе 35-45 минут. В содержание "оздоровительно-игрового часа" входят подвижные игры с оздоравливающим эффектом; дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и зрительные гимнастики; логоритмические упражнения; элементы релаксации. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня.
Составляется тематический план. Подбирается и систематизируется материал по использованию оздоровительных технологий в ДОУ, и определяется с какой целью они проводятся во время оздоровительно-игрового часа.
На каждую тему оздоровительно-игрового часа составляется план мероприятий, в виде таблицы, где помимо содержания и целей, и примечания (рекомендации по проведению и применению тех или иных здоровьесберегающих технологий).
Н-Р: Тема: В мире сказок
Примечание |
||
| Развитие образности движений, развитие координации и ориентировки в пространстве, упражнения для профилактики верхних дыхательных путей. | По сказке «Три поросенка». |
| Разминочный комплекс направлен на разогрев всех групп мышц.Танцевальный этюд направлен на позитивный настрой и общеукрепляющее состояние организма. | |
«В кукольном театре» (гимнастика)
| Дать ребенку возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога Развитие мелкой моторики рук. | Проводится совместно с педагогом Обыгрывание изготовленных игрушек |
Артикуляционная гимнастика «Сказка о Веселом язычке» | Развития подвижности органов артикуляции. |
Мастер-класс
Оздоровительно-игрового часа
(в группе раннего возраста)
Подготовила и провела:
Воспитатель Качкалова Т.А.
Основные задачи , решаемые с помощью комплекса Оздоровительно-игрового часа после сна:
Развивать двигательную активность, формировать культуру движений, способствовать повышению эмоционального тонуса, укрепления здоровья.
Предварительная работа:
Пока дети спят, педагог готовит условия для проведения гимнастики и закаливания детей: массажные коврики, дорожки здоровья, гимнастические палки, массажные мячики, игрушка - ежа.
Ход мастер-класса :
Воспитатель: Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на мастер-классе «Оздоровительно-игровой час» после сна.
«Оздоровительно-игровой час» после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Вашему вниманию предлагаются:
Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна:
- пробуждающая гимнастика
- ходьба по дорожкам здоровья
- массаж активных точек
- подвижные игры
- игры с водой (в теплый период года)
- дыхательная гимнастика
Виды гимнастики после дневного сна.
Разминка в постели и самомассаж;
Гимнастика игрового характера;
Гимнастика с использованием тренажеров;
Пробежки по массажным дорожкам.
Мы покажем гимнастику КОМПЛЕКСНОГО ХАРАКТЕРА куда входят все перечисленные виды гимнастик.
Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
Время подъема можно успешно использовать для закаливания организма, для создания положительных эмоций у детей. Чтобы дети легко просыпались, можно включить негромкую плавную музыку.
Воспитатель : Ребята, тихонько просыпаемся. Пока вы спали, к нам в группу пришел ёжик. Покажем ему нашу гимнастику.
«Гимнастика для ребят»
Сон прошел, и мы проснулись,
Улыбнулись, потянулись, (Дети потягиваются, лежа на спине)
Ладошки друг о дружку трем (Потирают одну руку о другую)
И в ладошки громко бьем. (Хлопают)
А теперь поднимем ножки, (Поочередно поднимают ноги)
Левая и правая - мы ребята бравые.
Сели на кроватке, (Сидя в кровати)
Почесали пятки,
Погладили немножко, (Ладошками гладят ножки)
Набирайтесь силы, ножки!
Мы топаем ногами, (стоя около кроваток)
Мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И прыгаем кругом. (повторить 2 раза)
Сил набрались наши ножки,
И пошли мы по дорожке,
(Ходят по дорожке здоровья, руки в стороны)
По дорожке не простой,
По неровной - вот какой!
(На паласе выполним дыхательное упражнение )
И.п. – о.с.
1 – сделать «уточек», поднять плечи вверх, носиком вдохнули;
2 – и выдыхаем -опустить плечи вниз, произнося звукоподражания «кря-кря-кря». (3-раза)
И снова пошли мы по дорожке!
По дорожке непростой,
По неровной-вот какой!
(Ходят по дорожке здоровья)
А теперь мы будем с вами лягушатами носиком вдохнули, плечи подняли и выдыхаем,плечи опускаем, «ква-ква-ква», еще раз носиком вдохнули и выдыхаем «ква-ква-ква», и последний раз носиком вдохнули и выдыхаем «ква-ква-ква».
Проходим на стульчики, садимся и массируем стопы (катают стопами гимнастические палки)
(Воспитатель по окончании упражнения убирает палки)
А теперь мы ежиков возьмем
И катать между ладошками начнем!
Вверх вниз его катаем,
Наши ручки развиваем.
(массаж ладошек мячиками)
Воспитатель собирает мячики о корзинку.
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Мы потрем себе бока,
Надо их размять слегка.
Потом погладим ножки,
А потом обратно,
Чтобы было нам приятно!
Спит щеночек,
Спит котенок.
Улыбается ребенок.
Воспитатель предлагает поиграть с ежиком.
За грибами в лес идем,
Прыгаем по кочкам
А в лесу колючий еж,
Стережет грибочки.
Ты нас ежик не коли,
А скорее догони (повт.2-3 раза)
Заканчивается гимнастика четверостишием:
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра!
А раз кончилась игра,
Одеваться нам пора.
Затем дети одеваются и идут в умывальную комнату.
Список использованных источников
1. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» /
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка /
Здоровье подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования, где протекает большая часть жизни детей.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека зависит на 50-53% от собственного образа жизни, на 20-25% от окружающей среды, на 16-20% от наследственности и на 10-15% от уровня развития здравоохранения в стране.
Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень развития здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.
Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Время требует, чтобы дети получали современные, качественные, доступные знания. Но чтобы такими знаниями овладеть, нужны силы, нужно здоровье, нужно желание.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста.
К актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и др. Движения необходимы ребенку, так как способствует развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Гиподинамия - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положение (за столом, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.
В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы - это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском учреждении из-за "заорганизованности" воспитательно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и т.д. Стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов и неизбежно ведут к ухудшению здоровья ребенка.
Серьезным барьером, осложняющим жизнь ребенка, является тревожность. Причинами тревожности могут быть, во-первых, недостаток эмоциональной поддержки в семье и в детском саду, во-вторых - недостаток информации (либо ее недостоверность), которая порождает эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревожность у детей может появляться по отношению к сверстникам, взрослым, к самому себе (личностная тревожность). Если взрослые невнимательность относятся к этой проблеме, она не исчезает бесследно, возникают эмоциональные комплексы, препятствующие полноценному общению с другими людьми.
Триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение.
При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.
Особое внимание следует уделять рациональной организации двигательного режима, так как движения способствуют развитию физиологических систем и определяют темп и характер нормального функционирования растущего детского организма.
От двигательной активности во многом зависит состояние здоровья ребенка, развитие физических качеств, умственная работоспособность, а также настроение.
В режиме дня нашего ДОУ предусмотрено 2 занятия физической культуры в спортивном зале и 1 занятие на воздухе. Но учитывая погодные условия с октября по апрель, нет возможности проводить занятия на воздухе. А в актированные дни дети и вовсе не могут выйти на улицу, и по этой причине уменьшается двигательная активность детей. Дети находятся в непроветренном помещении и чаще всего статистической позе. Вследствие всего выше сказанного, рационально и актуально построение гибкого, динамического режима, который предусматривает разнообразие деятельности детей, смена помещений (перемещение детей по детскому саду), организация "прогулки" в хорошо проветриваемых помещениях спортивного и музыкального залов, развлекательная программа для детей.
Все эти виды деятельности мы попытались объединить в такую инновационную форму как "оздоровительно-игровой час", который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в познавательную, музыкальную, изобразительную деятельность на основе взаимодействия всех специалистов.<Рисунок2>, <Рисунок3>.
Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников
- Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника;
- Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;
- Повышение умственной и физической работоспособности.
"Оздоровительно-игровой час" организуется в ДОУ в актированные дни в первой половине дня. Его длительность составляет 20 - 30 минут в младших и средних группах, и 45 минут в старших и подготовительных группах. В содержание "оздоровительно-игрового часа" входят подвижные игры с оздоравливающим эффектом; дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и зрительные гимнастики; логоритмические упражнения; элементы релаксации и аутотренинга <Рисунок1>. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня.
Творческой группой педагогов нашего детского сада был составлен тематический план.
Каждый специалист (педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, хореограф, педагоги дополнительного образования) подобрал и систематизировал материал по использованию оздоровительных технологий в ДОУ, и определил с какой целью они проводятся во время оздоровительно-игрового часа <Рисунок4>, <Рисунок5>.
На каждую тему оздоровительно-игрового часа составляется план мероприятий, в виде таблицы, где помимо содержания и целей, указывается источник и примечания (рекомендации по проведению и применению тех или иных здоровьесберегающих технологий) <
Зубарева Елена Мстиславовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад №274 присмотра и оздоровления"
Населённый пункт:
г. Красноярск
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Оздоровительно-игровой час "Витамины - наши друзья!"
Дата публикации:
06.12.2017
Раздел:
дошкольное образование
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
План-конспект оздоровительно-игрового часа
Старшая группа
«Витамины - наши друзья!»
Образовательные:
Учить детей проявлять интерес к употреблению продуктов питания
насыщенных витаминами;
Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания;
Подвести детей к выводам и обобщениям (о пользе употребления
фруктов, овощей, полезных продуктов).
Развивающие:
Развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный
Воспитательные:
Воспитать у детей желание заботиться о своем здоровье.
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я сегодня пригласила к нам в гости Хрюшу из
передачи «Спокойной ночи, малыши».
(Воспитатель
подходит
подоконнике
лежит записка: «Ребята, извините, пожалуйста. Не могу у вас появиться, у
меня болит живот»).
Воспитатель: А как вы думаете, почему с ним приключилась такая
беда? (ответы детей).
Воспитатель: Конечно, мне тоже кажется, что это от неправильного
питания. Знаете, что я предлагаю? Мы с вами поговорим о правильном
питании. Я запишу всё на магнитофон, и эту запись мы отправим Хрюше,
чтобы он знал, какая еда полезна.
II. Беседа о витаминах и полезных продуктах.
Воспитатель: Что вы любите есть больше всего? (ответы детей)
Воспитатель: Для чего мы едим? (человек питается, чтобы жить).
Пища - не только источник энергии, необходимый для деятельности человека,
но и материал для роста и развития.
Воспитатель:
здоровой
пищей? (ответы детей)
Воспитатель: В продуктах есть очень важные для здоровья человека
вещества витамины.
Воспитатель: Для чего они нужны? (ответы детей)
Воспитатель: Я вам хочу рассказать немного о витаминах. Витамины
обозначаются
буквами А,
Д. (выставляет
мольберт).
читаются они по латыни. Когда пойдете в школу, вы научитесь читать эти
Витамин А содержится в продуктах питания: дыня, морковь, чеснок,
петрушка,
сельдерей,
красный сладкий перец.
Витамин В - рис, изюм, фасоль, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы,
горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах - баранина,
говядина, крабы, моллюски.
Витамин С - черная
смородина,
шиповник,
апельсины,
петрушка, яблоко, кислая капуста.
Витамин Д -
рыбный жир, свежая зелень, печень трески, говяжья
печень, сливочное масло. Солнышко в своих лучах посылает нам витамин
III. Физкультминутка «Обжорка»
пузатый здоровяк(округлое
движение
Съел десять булок натощак (выставить перед собой все пальцы)
молоком (изобразить
пальцами
воображаемый
стакан, а затем выпить из него),
Съел курицу одним куском (широко раздвинуть пальцы одной руки,
ладонью вверх, поднести воображаемый кусок корту)
поджарил (показать
указательными
пальцами
И в брюхо бедного направил (погладить живот)
Раздулся здоровяк, как шар (изобразить в воздухе большой круг)
Обжору тут хватил удар (ударить слегка ладонью по лбу).
IV. Игра «Да-нет»
Воспитатель: А чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать
мной, то поднимите зеленый кружок. Если нет - красный.
Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.
Есть нужно в любое время, даже ночью.
Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.
Есть надо быстро. Есть надо медленно.
Пищу нужно глотать не жуя.
Полоскать рот после еды вредно.
Воспитатель: Мы с вами повторили правила питания. Для чего они
нужны? (чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу).
V. Беседа о вредных продуктах
Во спитатель:
пожалуйста,
п р од у кт ы
полезны? (ответы детей)
Воспитатель: Чем вреден торт? Лимонад? Да, вы правы, некоторые
продукты лучше не употреблять в пищу. А если очень хочется, то есть в
очень малых количествах.
приготовила
картинки
продуктов,
нечаянно
перепутала их. Помогите мне, пожалуйста, собрать их.
VI. Игра «Собери изображение».
Изображения продуктов разрезаны на несколько частей. Нужно собрать
их, назвать что получилось и рассказать, чем они вредны.
VI. Игра «Кто быстрее наполнит корзинку»
Воспитатель: Сейчас я хочу отправить вас в магазин за покупками. Мы
разделимся на 3 команды. Одна команда будет покупать полезные продукты,
продукты
полезные,
команда продукты не полезные.
Подвести итог игры.
VII. Подведение итогов.
Воспитатель: Что о еде мы сегодня узнали? Что делает еду полезной?
Чтобы полезные вещества усвоились, что нужно соблюдать?
Воспитатель:
отправим
пожелаем
быстрее выздоравливать.
Оборудование: кружки красного и зеленого цвета по количеству
мольберт,
картинки
продуктов,
обозначающие
витамины;
РАЗМИНКА
Оздоровительно-развивающая часть
Заключительная часть
Сентябрь
1. Ходьба друг за другом
2. Ходьба друг за другом обычным шагом и на носочках, потом на пяточках.
3. Легкий бег со сменой направления по условному сигналу.
1. Подвижная игра «Найди себе пару» (учить детей бегать врассыпную; упражнять в беге)
2. Подвижная игра «Воробышки» (упражнять в прыжках на двух ногах; развивать бег, внимание).
1. Непродолжительный бег.
2. Ходьба.
3. Игра малой подвижности
« Кто ушел?» (ориентировка в пространстве).
Октябрь
1.Ходьба друг за другом.
2. Ходьба по площадке с выполнением движений рук (к плечам, вверх, в стороны).
3. Медленный бег.
4. Ходьба.
1. Подвижная игра «У медведя во бору» (упражнять в беге, быстроте реакции; учить действовать по сигналу
2. Подвижная игра «Подбрось - поймай» (упражнять в ловле мяча обеими руками, развивать внимание).
1. Ходьба друг за другом.
2. Непродолжительный бег.
3. Игра малой подвижности
« Найди себе пару».
(ориентировка в пространстве).
Ноябрь
1. Ходьба друг за другом.
2. Ходьба в колонне по одному с движением рук.
3. Медленный бег (по сигналу дети бегают врассыпную, по другому сигналу находят свое место в колонне).
4. Ходьба.
1. Подвижная игра «Быстро в дом» (развивать бег, быстроту реакции; учить действовать по сигналу).
2. Подвижная игра «Гуси - лебеди» (развивать бег, выносливость и быстроту).
1. Ходьба по кругу друг за другом.
2. Игра на ориентировку в пространстве « Где спрятано?»
Декабрь
1. Ходьба друг за другом.
2. Ходьба с перешагиванием через предметы (кубики или шнуры)
3. Бег друг за другом по кругу, обегая предметы.
1. Подвижная игра
« Догони свою пару» (выполнять движения по сигналу, четко ориентироваться при нахождении своей пары).
2.Игра малой подвижности «Прятки».
Январь
1. Ходьба друг за другом.
2. Ходьба в колонне по одному со сменой ведущего.
3. Ходьба в колонне по одному врассыпную.
4. Бег в колонне по одному.
1. Подвижная игра
« Зайцы и волк» (упражнять в прыжках на двух ногах; развивать бег).
2.Подвижная игра «Ловишки» (упражнять в беге, развивать быстроту реакции).
1. Ходьба в колонне по одному с остановкой на сигнал воспитателя.
2. Игра малой подвижности «Ау!».
Февраль
1. Ходьба в колонне по одному.
2. Ходьба в колонне по одному между предметами, не задевая их.
3. Бег между предметами, не задевая их.
1. Подвижная игра
« Мыши и кот» (развивать бег, учить согласовывать свои действия с действиями других).).
2.Подвижная игра «Целься верней!» (развивать точность движений, глазомер).
1. Ходьба с выполнением движений (вверх, в стороны, вниз).
2. Игра малой подвижности
« Иди тихо»
Март
1. Ходьба друг за другом.
2. Ходьба скользящим шагом.
3. Ходьба ступающим шагом.
4. Медленный бег со сменой ведущих.
1. Подвижная игра
« Карусель» (развивать координацию движений, внимание, быстроту реакции).
2.Подвижная игра «Снежная баба» (развивать двигательный аппарат, ловкость).
1. Ходьба в колонне парами.
2. Бег в колонне парами, бег врассыпную.
3. Игра малой подвижности «Что спрятано?».
Апрель
1. Ходьба по кругу, взявшись за руки, с переменой направления.
2. Бег врассыпную на носках.
3. Бег врассыпную, высоко поднимая колени.
1. Подвижная игра
« Огуречик, огуречик…» (развивать бег, внимание; продолжать учить действовать по сигналу).
2.Подвижная игра «Через ручеек» (упражнять в прыжках на двух ногах с места).
1. Ходьба и бег по кругу, взявшись за руки, ходьба и бег врассыпную.
2. Игра малой подвижности «Найди и промолчи!».
1. Ходьба в колонне по одному обычным шагом, на носках, высоко поднимая колени.
2. Бег врассыпную.
3. Медленный бег. Дети бегут «змейкой», прыгают на одной ноге.
4. Ходьба.
1. Подвижная игра
« Гуси - лебеди» (упражнять в беге врассыпную, не сталкиваясь друг с другом).
2.Подвижная игра « Из кружка в кружок» (обучать мягкому приземлению на полусогнутые ноги, сохранять устойчивое равновесие).
1. Ходьба по кругу.
2. Ходьба в чередовании с бегом.
3. Игра малой подвижности
« Молчанка». (учить внимательно слушать, развивать внимание).
Акишева Елена Александровна