Что такое телесно-ориентированный подход в психологии. Телесно-ориентированная психотерапия Телесно ориентированный подход

В последние годы психотерапия, ориентированная на тело, завоевывает в нашей стране самое широкое признание со стороны практических психологов и психотерапевтов. При этом заслуженным вниманием пользуются не только телœесные и дыхательные техники восточных учений (к примеру, йога Патанджали), но и терапевтические концепции единства психики и тела европейских исследователœей, среди которых крайне важно прежде всœего назвать имя Вильгельма Райха. По мнению Райха, невротические и психосоматические проблемы являются следствием застоя биологической, сексуальной по своей природе энергии, которую он назвал оргонной . Застой приводит к фиксации энергетических блоков на какой-либо группе мышц, создавая в них напряжение, становящееся со временем хроническим. Так появляется "мышечный панцирь" , который можно считать универсальным эквивалентом подавления эмоций. "Мышечный панцирь" становится основой формирования "брони характера" , что создает благоприятную почву для развития невротического характера. По Райху, в "мышечном панцире" можно выделить семь базовых защитных сегментов, образующих ряд из семи колец, которые в горизонтальной плоскости пересекают тело. Οʜᴎ располагаются в области глаз, рта͵ шеи, груди, диафрагмы, поясницы и таза (это вызывает устойчивые ассоциации с семью чакрами йоги).

Райхианская телœесная терапия направлена прежде всœего на восстановление свободного протекания оргонной энергии через тело путем "распускания панциря" в каждом сегменте. Для достижения этой цели используются три основные техники:

1. глубокое дыхание , через ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ скапливается энергия;

2. мануальное воздействие на хронические мышечные зажимы (массаж, давление, касания, поглаживание, разминание мышц);

3. вербальный анализ и откровенная проработка совместно с пациентом причин возникновения мышечных зажимов.

К числу телœесно-ориентированных психотерапевтов следует отнести М. Фельденкрайза, считавшего, что любое эмоциональное состояние отпечатывается на матрицах нервно-мышечной системы и порождает в них хронические блоки, которые, в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на психику. По его мнению, в результате возникновения этого порочного круга усиливается деформация образа Я, он становится аморфным и неструктурированным. Метод Фельденкрайза как раз и "является одним из подходов телœесной терапии, который направлен на утверждение и структурирование образа Я, расширение самосознания, восприятия и развития собственных возможностей" (Э. А. Цветков, 1995, с. 171).

В тренинге развития самосознания приемы телœесной терапии используются достаточно активно ввиду их эффективности при снятии некоторых психосоматических симптомов, а также для преодоления физического и психического напряжения, создания ощущения раскрепощенности и свободы, что, в свою очередь, позволяет активизировать личностные ресурсы в отношении психологического роста и процесса самопознания.

Вместе с тем, исследования С. Джурарда, Л. Джонсона и др.
Размещено на реф.рф
обнаружили высокую положительную корреляцию между удовлетворенностью телом и удовлетворенностью собой, а удовлетворенность собой является, по нашему мнению, психологическим механизмом поведенческой подструктуры самосознания.

Методы групповой работы в нейролингвистическом программировании (НЛП)

Групповая работа в нейролингвистическом программировании (НЛП) чаще всœего используется для обучения эффективной коммуникации. Диапазон применения НЛП на Западе достаточно широк: психотерапия, образование, деятельность организаций и т. д. Нас интересует прежде всœего возможность использования групповых методов НЛП в целях развития самосознания. Поскольку положения нейролингвистического программирования недостаточно, на наш взгляд, освещены в отечественной литературе, остановимся на этом подходе подробнее.

Под нейролингвистическим программированием его авторы – Р. Бэндлер и Д. Гриндер – понимают процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделœения структуры процесса . НЛП является синтезом успешных стратегий обучения и использует методы, применяемые лучшими психотерапевтами всœех направлений. На это указывают сами Бэндлер и Гриндер, обсуждая свой метод структурированной регрессии (изменения личностной истории): "Действительно, нет различия между тем, что делаем мы и что делают гештальттерапевты, заставляя людей путешествовать в прошлое. Процесс разрешения в трансакционном анализе тоже напоминает это" (1993, с. 128).

Одним из главных отличий НЛП от других психологических направлений является отсутствие всякого интереса к содержанию процессов коммуникации, а вместо этого – изучение структуры процесса: всœех последовательных шагов программы взаимодействия или внутреннего действия у наиболее эффективно коммуницирующих людей. Описание этой структуры крайне важно делать, опираясь только на категории сенсорного опыта͵ в котором нейролингвистические программисты выделяют три основные модальности – визуальную, аудиальную и кинœестетическую. "Очистка" и обострение собственных сенсорных каналов специалистом-психотерапевтом, работающим в области НЛП, является важнейшим условием адекватного понимания невербальных ответов на его вопросы со стороны клиентов. На том же условии основывается возможность эффективного использования методов НЛП во всœех других сферах человеческой жизнедеятельности.

Наиболее содержательными показателями невербальных ответов в процессе коммуникации в НЛП считаются стереотипы глазодвигательных реакций, которые связаны с преобладанием определœенной модальности в структуре внутреннего опыта человека. Так, к примеру, движение глаз собеседника вверх направо говорит, по мнению Бэндлера и Гриндера, о визуальных воспоминаниях. Эти невербальные сигналы раскрывают для нас репрезентативную, ведущую и референтную системы собеседника. Под "ведущей системой" авторы НЛП имеют в виду систему, используемую для поиска определœенной информации. "Репрезентативная система"- это то, что уже введено в сознание и обозначено определœенными словами. "Референтная система" - ϶ᴛᴏ то, с помощью чего вы решаете, является ли известная вам информация истинной или ложной" (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 28).

Определить эти системы позволяют также специфические предикаты, используемые в речи человека (к примеру: "я вижу эту проблему так... ", "перспективы для меня ясны ", "вопрос освещен со всœех сторон" и т. д.).

Изучение структуры субъективного опыта крайне важно нейролингвистическим программистам для того, чтобы помочь человеку изменить свое поведение. Как считают Бэндлер и Гриндер, практически всœе психологические проблемы возникают у людей из-за субъективной невозможности вырваться из цепей привычных стереотипов поведения. У человека в любой ситуации должно иметься не менее трех возможностей выбора, иначе он становится рабом одной-единственной программы. "В случае если вы поняли порядок, из каких шагов состоит процесс, то вы можете поменять порядок шагов, изменить их содержание, ввести новый шаг или изъять один из существующих" (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 68).

Одним из самых мощных средств, используемых для этой цели в НЛП, является установка "якоря" . Под этим термином Бэндлер и Гриндер имеют в виду введение дополнительного компонента в любую сенсорную систему человека, установление связи между некоторым определœенным состоянием сознания человека и каким-либо действием психолога. Чаще всœего для этого используется кинœестетическая система. Психофизиологическим механизмом "якорения" служат павловские условные рефлексы. К примеру, в момент сильного радостного возбуждения клиента психолог дотрагивается до его левого плеча. Когда это прикосновение будет повторяться с тем же давлением в той же самой точке и у клиента не будет в данный момент более сильных конкурирующих состояний сознания, снова возникнет переживание радости. Введение в действие нужного "якоря" во время работы стереотипной (и вредной) программы человека "сбивает" эту программу и перестраивает ее.

Благодаря подобному перепрограммированию поведения у человека формируется широкий спектр возможностей, in которых он делает наилучший выбор.
Размещено на реф.рф
Здесь крайне важно отметить еще одну специфическую особенность НЛП: в данном направлении практическом психологии безусловное предпочтение отдается подсознательному выбору вариантов поведения. В случае если психологи и психотерапевты других школ видят свою задачу в том, чтобы оказать помощь людям в осознании проблем, причин их возникновения и сознательном поиске путей их решения, то нейролингвистические программисты считают главным присоединиться к подсознанию клиента͵ минуя его сознание, коммуницировать именно с подсознанием, причем, как уже было сказано выше, попытаться изменить стратегию подсознания, не вникая в содержание проблем данного конкретного человека. Οʜᴎ основываются на убеждении, что "люди имеют ресурс, необходимый им для того, чтобы измениться, в случае если им помочь в обеспечении доступа к этим ресурсам в соответствующем контексте" (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 143).

Нейролингвистические программисты с пренебрежением относятся ко всœем рефлексивным действиям, к осознанию себя и своих возможностей, но фактически, обучая психотерапевтов, клиентов, руководителœей методам эффективной коммуникации, они строят путь к выбору подсознательных реакций и гибкости поведения через самоосознание внутренних состояний и стереотипов, через сознательную отработку определœенных стратегий. Лишь впоследствии эти навыки становятся автоматическими и подсознательными, поднимаясь до уровня "неосознанной компетентности".

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, данный подход можно рассматривать также как некий новый, необычный способ развития самосознания.

Нейролингвистическое программирование является действенным инструментом, который можно эффективно использовать в образовании. Как отмечают Бэндлер и Гриндер, множество школьников не успевают именно потому, что имеет место несовпадение первичных репрезентативных систем у ученика и учителя. В случае если ни ученик, ни учитель не являются достаточно гибкими, чтобы приспособиться, обучения не происходит. Учитель, владеющий методами НЛП, оказывается обладателœем широкого диапазона стратегий поведения, позволяющих ему проявить максимальную гибкость в процессах коммуникации с учениками. По нашему мнению, это указывает на высокий уровень развития профессионального самосознания, и прежде всœего, в его поведенческом аспекте. Чтобы добиться успехов в педагогическом взаимодействии учителя с учениками, следует прислушаться к советам Бэндлера и Гриндера: "В случае если вы хотите принœести им пользу, то, присоединившись к их модели, нужно наложить на нее другую модель, чтобы расширить их возможность к обучению" (1993, с. 40).

Вследствие четкости предлагаемых рекомендаций, их поразительной эффективности, сочетающейся с минимальными временными затратами, методы нейролингвистического программирования бывают использованы практически в любой психотехнологии (на что, кстати, указывают сами Бэндлер и Гриндер). Особенно действенными, как показывает опыт, эти приемы и техники оказываются в групповой работе но развитию самосознания.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на реально существующую опасность некорректного и неэтичного использования методов НЛП в манипулятивных целях, поскольку очень распространенным приемом в данном направлении является введение участников группы в трансовое состояние сознания, в котором путем "якорения" возможно введение почти любых поведенческих программ. По этой причине работа в техниках НЛП оставляет на совести психотерапевта или психолога этичное применение этих техник. Впрочем, это замечание можно отнести ко многим наиболее эффективным техникам из других психологических направлений.

Телесно-ориентированный подход - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Телесно-ориентированный подход" 2017, 2018.

Телесно-ориентированным подходом специалисты называют одно из наиболее эффективных тенденций современной практической психологии. Эта разновидность психотерапии - одно из ключевых направлений, второе название которого - соматическая психология.

В Америке, Европе - в тридцати пяти странах мира в настоящее время создано и работает более пятидесяти организаций и институтов, которые практикуют обучающие и терапевтические программы всевозможных направлений и школ телесно-ориентированного подхода.

Душа и тело связаны

Все, что случается с душой человека, сохраняет отпечаток в его теле. Наше бессознательное и сознание в девяносто процентах случаев говорят не с помощью слов, а через сигналы тела. Важно уметь улавливать эти сигналы, слушать свое тело, находится с ним в тесном контакте.

Суть телесно-ориентированной психотерапии

Психотерапия этой разновидности появилась и развивается в двух основных вариантах:

  • в в виде самостоятельного направления психотерапии и психологии;
  • как дополнительное направление множества сложившихся раньше психологических подходов, взятых из психоанализа, гештальт-подхода, экзистенциальной психологии.

При этом специальные приемы работы с телом используются не как источник информации, а как основное средство терапевтического непосредственного воздействия. Можно сказать, что телесно ориентированная психотерапия является искусством, наукой, способом исцеления души через варианты работы с телом, а также с проблемами и переживаниями человека, запечатленными в теле.

Как работает терапия

Кроме общепринятых, в телесно ориентированной психотерапии используют специальные методики психотерапевтического воздействия, которые расширяют возможности оздоровления человека и личностного роста. Речь идет:

  • о терапевтической работе с дыханием, движением, мышечным тонусом, функциями тела, энергобалансом;
  • о межличностных и энергетических границах;
  • об ощущении безопасности и ресурсов развития.

Телесно ориентированная психотерапия является психологией чувств и человеческой телесности. Она основывается на целостном подходе к тому, чтобы устранять трудности, стрессы, кризисы, с которыми приходится сталкиваться в процессе жизни. Психотерапия этого рода представляет собой систему психологической коррекции, поддержки, помощи, исцеления – самого обширного перечня человеческих проблем. Психотерапевты учат справляться с тяжелыми переживаниями типа горя, утраты.

Деструктивные чувства, стрессы создают психологический дискомфорт, разрушают личность. Для снятия внутреннего напряжения, коррекции состояния используется телесно-ориентированная психотерапия (ТОП), основанная на взаимодействии психики и тела. Интегративный метод направлен на выявление провоцирующих причин, высвобождение замкнутых эмоций, раскрепощение ума и тела.

Наше физическое здоровье напрямую зависит от психического

Боязнь признаться себе в существующих проблемах, намеренное их вытеснение из сознания запускают в организме механизм, вызывающий аффективный застой. Не израсходованная энергия эмоций, двигательных импульсов создает блоки, препятствующих прохождению жизненной энергии, из-за чего возрастает нагрузка на суставы и органы. Психологические аспекты, угнетающие психику, дополняют клиническую картину. Это:

  • перинатальный дистресс;
  • детские страхи, комплексы;
  • внутренние противоречия;
  • межличностные и социальные конфликты.

Внутреннее напряжение активизирует нейроэндокринную и вегетативную системы, влекущие патологические изменения в сосудах, гладкой мускулатуре, гормональной системе. Если его не устранить через телесное расслабление, это чревато:

  1. появлением психосоматических заболеваний – гипертонии, язвы, астмы, других серьезных патологий;
  2. вегетативных неврозов.

Телесно-ориентированная психотерапия не считается альтернативой традиционной медицине, но в разы увеличивает шансы на выздоровление.

Кому показано лечение

Оскар Уайльд в «Дориане Грее» на примере показал, как жизненный опыт и пороки отражаются на внешности. Если присмотреться к лицам молодых людей, у многих можно заметить неестественно поджатые губы, прогрессирующие морщины на лбу, сжатые челюсти. Скованные движения, сколиоз тоже являются признаками мышечных зажимов. В определенные моменты эмоциональные переживания парализовали участки тела, отпечатав в мышечной памяти маски и жесты, защищающие от переживаний.

Эффективность телесной терапии доказана на практике

Телесная терапия показана при:

  • при затяжных конфликтах;
  • хронической усталости, апатии;
  • внутренней зажатости, мешающей общению, отношениям, карьере;
  • панических атаках;
  • после развода, потери близкого человека.

Травмирующий опыт нарушает связь между душой и телом, приводит к хроническому стрессу и депрессии. В отличие от других техник, ТОП не подвергает сознание цензуре, выявляя неэффективные убеждения. С ее помощью деликатно решаются скрытые проблемы, с которыми не всегда хочется делиться с другими.

Современные методы лечения

Коррекционные технологии включают разные направления. Сочетание разных методик повышает эффективность психотерапии. Среди них:

  • Массаж.
  • Биоэнергетика по принципу А. Лоуэна.
  • Первичная терапия А. Янова.
  • Методы Иды Рольфа и Моше Фельденкрайса.
  • Система «чувственное сознание».
  • Техники дыхательной саморегуляции, мышечной релаксации.
  • Работа с образами, схемой тела.

Создатель метода — В.Райх первый обнаружил, что расслабление мышц освобождает запертую энергию. Он сравнил движения, гримасы и привычки, проанализировал, как эмоции подавляются в теле. Как только человек принимает вытесненную эмоцию, исчезают спазмы, энергетические блоки. Он предложил разминать тело руками и физической активностью снимать мышечное перенапряжение. По мнению Лоуэна – создателя биоэнергетического анализа, телесно-ориентированный подход в психотерапии — ключ к пониманию эмоционального состояния.

Полезно разминать тело руками, снимая физическое напряжение

Бодинамический анализ Л.Марчер строится на анатомической классификации мышц. Он охватывает этапы развития мускулатуры с внутриутробного периода, доказывает, что к нарушению развития определенных мышечных групп приводят стандартные реакции. С этой цель создана карта тела с проекцией психологических аспектов. Например, мимические морщины выражают состояния, грудные мышцы связаны с чувством собственного достоинства. Нереализованная энергия эмоций блокирует развитие этих зон, создавая мышечный дисбаланс. Состояние мускулатуры позволяет психотерапевту сформировать общую картину.

С точки зрения ТОП блоки находятся в глазах, челюстях, горле, диафрагме, в тазу и брюшной зоне. Они начинают формироваться в детстве снизу вверх, охватывают все тело и создают панцирь — статичное мышечное напряжение, притупляющее чувства, мешающие течению оргонной энергии, влияющей на сексуальность и свободу проявления переживаний.

Возникающий дискомфорт — это сигналы, с помощью которых подсознание пытается обратить внимание на проблемы тела. Чтобы синхронизировать ментальную и физическую энергии, необходимо избавиться от помех в теле. Когда восстановится нормальная циркуляция, произойдут положительные изменения в здоровье и психике.

Тренинги ТОП позволяют по-новому прожить травмирующие ситуации, ключевые события жизни. Обучение телесно-ориентированной психотерапии проводится индивидуально и на групповых занятиях.

В чем заключается задача специалиста

Работа с физикой помогает осознать и принимать вытесненные проблемы . Телесно-ориентированный психотерапевт разрушает мышечную броню, помогает расслабиться, избавив от спазмов и эмоций. Перед началом практики врач всегда оценивает:

  • позу, осанку, жесты;
  • походку,амплитуда движений;
  • мышечную массу.

Чтобы представить, как работает метод, можно провести аналогию с «Метаморфозами» Овидия, когда оживала каменная статуя. У Галатеи сначала открылись глаза, зашевелись губы, исчезла скованность тела.

Физические манипуляции с телом могут стабилизировать психическое состояние

При надавливании на точки возле глаз начинают непроизвольно течь слезы, а после работы с нижней частью лица люди начинают естественно реагировать на ситуации, выражая внутренне состояние через мимику.

Физические манипуляции с телом позволяют вербально анализировать состояние. Мускульная свобода расширяет диапазон движений, позволяет понять язык тела, вернуть комфортное моральное состояние. Как только человек погружается в трансперсональные переживания и дает свободу чувствам – происходит внутреннее раскрепощение.

Другие способы решения проблем

Личностно-ориентированная психотерапия эффективнадля решения межличностных и психосоматических проблем, лечения неврозов в индивидуальном порядке. Конфликтогенное расстройство осложнят адаптацию в социуме, мешает выстроить личные отношения. Принцип лечения строится на обоюдном взаимодействии.

Психотерапевт пытается расширить область осознания пациента, чтобывыяснить провоцирующую причину, помогает самому найти и осознать закономерность происходящего. Возвращаясь к воспоминаниям из детства, коммуникациям с близкими людьми и социумом, удается обнаружить причину невротического состояния.

При неправильной оценке событий пересмотр ситуации позволяет сформировать объективное мнение. Реконструкционная терапия меняет модель поведения и отношение к миру. Для закрепления результатов пациент проходит тренинги коммуникативных навыков, осваивает метод психической саморегуляции.

Групповая психотерапия подразумевает:

  • межличностные коммуникации, необходимые для формированияадекватной самооценки;
  • умение противостоятьнегативным убеждениям;
  • выявлять переживания и их вербализировать.

Интегрирование разных методов ускоряет процесс. Проблемно-ориентированная психотерапия подразумевает решение конкретной проблемы. Направление объединяет когнитивно-поведенческий метод, гельштат, ТОП, психоанализ. Сначала пациент излагает свою точку зрения. Ориентируясь на задачу, врач предлагает ему стратегию, варианты решения, согласовывает детали. Полное понимание сути задачи и доверие пациента в разы улучшает результаты лечения .

Как избавиться от травмы

Душевные потрясения создают напряжение в гладкой мускулатуре. Если от мысли и случившимся перехватывает горло или чувствуется дискомфорт в теле, по физическим ощущениям можно определить локализацию проблемы.Чтобы избавиться, например, от прострелов в спине, человек посещает сеансы массажа, но после стресса боли возвращаются. Без устранения причины эффект от лечения носит временный характер.

Хороший массаж помогает справиться с психическими травмами

Работа с травмой в телесно-ориентированной психотерапии состоит из нескольких этапов:

  1. Обесточивание провоцирующих импульсов.
  2. Очищения психологического пространства.
  3. Восстановление рефлексов ЦНС.
  4. Адаптирование психики к сильным переживаниям (контейнирование), укрепление природных саморегулирующих механизмов.
  5. Закладывание новой информации.

Универсальных технологий, одномоменто снимающих напряжение, не существует. Психотерапевты используют:

  • соматические переживания П.Левина;
  • соматическую терапию Р.Сельвана;
  • биосинтез Ф.Мотта;
  • арт-терапию;
  • юнганский анализ и другие методы

Чаще всего используются массаж, техники расслабления. Все практики начинаются с дыхания. Контроль за циклом «вдох-выдох»- основа всех расслабляющих техник. Согласно методу Райха, перед сеансом пациент ложится и дышит, сфокусировавшись на телесных ощущениях.

Лоуэн предлагает упражнение на активизацию симпатической нервной системы, чтобы подготовить системы и органы к эмоциональным переживаниям. Нужно встать спиной к высокому табурету, для страховки сверху положить подушку, прогнуться спиной назад, ухватившись за спинку стоящего за ним стула, выполнять несколько дыхательных циклов.

Техники телесной психотерапии

Прежде чем посетить групповое занятие, можно освоить дома базовые практики, которые входят в комплекс упражнений телесно-ориентированной психотерапии.

Гимнастика для глаз

Техника состоит из 6 частей. Садимся на кресло, стопами упираемся в пол. Сильно зажмуриваем веки, постукивающими движениями расслабляем круговую мышцу глаза. Максимально широко распахиваем глаза и смотрим наверх. Повторяем 3 раза. В каждой точке фокусируемся по 8 секунд.

  1. Отводим глазные яблоки влево — вправо, задерживаемся на 8 секунд.
  2. Медленно опускаем и поднимаем глазное яблоко. Выполняем цикл до болевых ощущений.
  3. Вращаем 10 раз по часовой стрелке и в обратную сторону.
  4. Повторяем пункт №1.
  5. Сидим 5 минут с закрытыми веками. Во время релакса часто ощущается дискомфорт в горле, челюстях.

Гимнастика для глаз — еще один метод телесно ориентированной психотерапии

Это упражнение по Фельденкрайсу снимает напряжение с глазных яблок, синхронизирует движения.

  1. Садимся на стул, правую ногу отводим далеко в сторону, левую подтягиваем к себе. Разворачиваемся, опираемся на левую кисть, правую поднимает до уровня глаз, двигаем ею по горизонтали.
  2. Зажмурив левый глаз, отводим взгляд от правой руки на стенку, снова переводим на пальцы. Меняем руки, закрываем правый глаз. Выполняем по 10 раз на обе стороны. Для усложнения повторяем по схеме с открытыми глазами, отслеживая, насколько расширился угол бокового зрения.

«Кольцо Лоуэна»

Люди, страдающие неврозами, большую часть энергии теряют на поддержание работы защитных механизмов. Упражнение поможет расслабить среднюю часть корпуса, нервную систему, почувствовать тело.

Чем прочнее опора под ногами, тем безопаснее чувствует себя человек. Стопы ставим на линию плеч с разворотом пальцев внутрь, выполняем прогиб. Сгибая колени, достаем руками пол, вес тела переносим на носки. Дышим глубоко и размеренно. Задержка на минуту в статичной позиции должна вызвать дрожь.

«Арка Лоуэна»

Практика для живота. Ставим стопы шире 40 см, мыски разворачиваем внутрь,сжимаем кулаки, большими пальцами вверх упираемся в крестец. Не отрывая пяток, опускаем тело, прогибаясь назад. От центра стопы до плеч тело вытягиваем в струну. Если мышцы сильно спазмированные, с первого раза из-за боли встать в правильную позу не получится.

Прогиб таза

Ложимся на ковер, ноги сгибаем, расставляем стопы на 30 см. Отрываем лопатки, тянемся вперед, обхватываем руками лодыжки. Качаемся вперед-назад 10 раз. Для растяжки под пятки кладем кулаки, приподнимаем таз до дрожи в мышцах бедрах. Для эффекта среднюю часть корпуса раскачиваем.

Психотерапевты настаивают на пользе упражнения «велосипед»

Упражнения телесной психотерапии не ограничиваются статичными позами. Чтобы окончательно снять напряжения с тазовой области, ложимся на спину, активно перебираем в воздухе ногами, касаясь стены или кровати. Скорость движения и силу постоянно наращиваем, громко произнося «нет». Важно осознанно выполнять техники и следить за физическими ощущениями.

Высвобождение гнева

Чтобы дать выход злобе, визуализируем объект раздражения, сильными ударами наносим удары ракеткой, палкой, кулаками по подушке, боксерской груше. Дышим ртом, эмоции и слова не сдерживаем.

По отзывам, телесно-ориентированная психотерапия помогает справиться с болью, корректирует эмоциональное состояние, повышает качество жизни. Главное, признаться себе в проблеме и обратиться за помощью к специалисту .

Панельная дискуссий

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2010 Т. XXIII № 1

}лесно-ориентированныи подход в эпистемологии

Е. Н. КНЯЗЕВА

С конца 1980-х - начала 1990-х гг. в эпистемологии и когнитивной науке интенсивно развивается телесный подход (embodied cognition approach). В рамках этого подхода внимание фокусируется на «отелес-ненности» процесса познания, на телесной облеченности всякого познающего существа, на телесных детерминантах познавательной активности человека и других живых существ. Одним из создателей этой новой концепции был биолог, нейрофизиолог и философ Франсиско Варела, а к числу ее активных сторонников сегодня могут быть отнесены такие ученые, как Рендал Бир, Роберт Брукс, Тимоти ван Гелдер, Антонио Дамазио, Энди Кларк, Жорж Лакофф, Патти Маес, Алва Ноэ, Эрих Прем, Эстер Телен, Эван Томпсон, Тим Цимке, и др.

Телесный подход является естественным продолжением динамического (нелинейно-динамического) подхода в эпистемологии, с которым он органично сопрягается. Поэтому для меня выход на телесный подход был совершенно естественным как результат развития синергетического подхода к когнитивной деятельности. Почему? Потому что в рамках телесного подхода когнитивная деятельность рассматривается холистически, целостно, системно, причем в трояком плане.

Во-первых, мозг, тело и сознание (психика) человека (живого существа) рассматриваются как единая система. Изучается взаимная игра мозга, тела и сознания в действии. Утверждается, что тело и разум взаимодействуют «на лету», в самом когнитивном потоке и предстают как некая единая сущность - отелесненный разум или одухотворенное, разумное, познающее тело.

Во-вторых, при объяснении познания подчеркивается, что познающее тело существует как часть мира. Динамический процесс восприятия и мышления совершается через тело, поскольку тело как-то размещено, локализовано, контекстуализовано в мире, встроено в него. Иными словами, организм (тело-разум) и окружающий мир суть единая система. Организм

находится в циклическом взаимодействии, структурном сопряжении со средой, а внешняя среда становится частью собственной организации организма, его собственным созданием, создающим его самого.

В-третьих, мозг рассматривается как часть целостной системы организма. Познание совершается не просто мозгом, но всем телом. Если речь идет о восприятии, то оно есть не просто процесс, происходящий в мозге, а некий вид умелой активности тела, встраивающегося и вдействующегося в осваиваемую им среду. Восприятие - это не то, что случается с нами или в нас, а то, что мы делаем. Поэтому телесное познание есть не процесс продуцирования более или менее абстрактных сущностей, а живой опыт познающего существа, способ его тонкой подстройки к миру, эволюционным продуктом которого оно само является. Этим объясняется также то, что в современной эпистемологии и когнитивной науке придается все большее значение методам феноменологии, идущей от Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти.

С точки зрения концепции телесного познания сегодня подвергается сомнению и становится объектом серьезной критики классическая для эпистемологии и когнитивной науки модель, согласно которой наш мозг обрабатывает информацию, поступающую из внешней среды, и вырабатывает соответствующую реакцию. Осознается принципиальная недостаточность репрезентационализма как до сих пор господствующей парадигмы в когнитивной науке и эпистемологии.

У. Матурана и Ф. Варела, к примеру, обосновывают, что живые системы являются операционально замкнутыми, находятся в циркулярном взаимодействии, структурном сопряжении с «внешней средой», которая на самом деле является частью их собственной организации. Трудно провести границу между тем, что является моим, а что не моим, что внешним, а что внутренним. Кроме того, живые системы - это своего рода китайские шкатулки (или русские матрешки), которые суть целое, находящееся внутри другого целого, а это целое - внутри еще более мощного целого и т.д. Сложные структуры эволюции, как правило, подчинены принципу вложенности, масштабной инвариантности, самоподобия.

Наш мозг и сознание, которое, по-видимому, необходимо связывать не только с мозгом, но и со всем телом, его психомоторной деятельностью, - это замкнутые, автономные, самореферентные, относящиеся к самим себе системы. Вспомним в связи с этим Аристотеля; в своем сочинении «О душе» он говорил, что ум движется по кругу, мыслит самого себя. Наш мозг и сознание не просто обрабатывают информацию, поступающую из внешнего мира, они не просто строят внутренние символические репрезентации, которые представляют внешнюю реальность. Они, скорее, устанавливают схемы изменения как проявления и собственной модели организации. Мозг (и сознание) организует внешнюю среду как продолжение самого себя. Знание не есть просто репрезентация. Знание есть определенный соот-

Панельная дискуссий

Панельная дискуссий

ветствующей системой когнитивный процесс, а не составление карты объективного мира в субъективных когнитивных структурах.

Идея о том, что сознание может создавать правильное представление о внешней среде, предполагает наличие некой внешней контрольной точки, с которой можно судить о степени соответствия между представлением и реальностью. Сознание должно обладать способностью видеть и понимать мир с точки, находящейся вне его, что невозможно. Поэтому сознание создает образы реальности как проявления его собственной организации и взаимодействует с этими образами, модифицируя их в свете текущего опыта.

Ныне телесно-ориентированный подход применяется весьма широко не только к познанию (embodied cognition). Телесное воображение (embodied imagination) есть активная и креативная форма работы со своей памятью и мечтами, которая может выполнять терапевтическую функцию. Телесная коммуникация (embodied communication) понимается как влияние телесных детерминантов на различные виды общения и социального взаимодействия людей.

Сегодня телесно-ориентированный подход приводит к радикальному сдвигу в исследовании искусственного интеллекта и искусственной жизни, в конструировании роботов нового типа (embodied robotics). Международно признанными лидерами в этой области являются Родни Брукс и Рольф Пфайффер. В своей классической статье «Почему слоны не играют в шахматы?» (1990) Брукс показывает, что физически контактировать с миром гораздо сложнее, чем мыслить о нем в словах или символах.

В конструировании роботов нового типа исходными служат следующие представления:

а) автономное, контролируемое только им самим движение искусственного познающего существа в окружающей материальной среде (робот должен быть реализован как автономный агент);

б) телесность искусственного существа, означающая, что это существо должно быть реализовано как физическая система, способная действовать в реальном мире, причем ее воспринимающие и двигательные системы должны быть координированы (сенсомоторная координация);

в) движение робота, которое определяется не его внутренними репрезентациями, а его прямым и непосредственным взаимодействием с окружающей средой;

г) взаимодействие робота с окружающей его средой (экологической нишей) путем избирательных пробных, как бы провоцирующих ее отклики контактов; поэтому сам дизайн искусственного существа принципиально зависит от той экологической ниши, в которую он встроен (экологический баланс);

д) отбор и накопление этим способом информации о среде, причем по линии нескольких независимых, гибко координированных функциональных систем восприятия и двигательной реакции;

е) способность самостоятельно вырабатывать новые и более адекватные способы оперирования в разнообразной и изменчивой среде, или, как говорят, искусственное существо должно воплощать избыточность, т.е. продолжать удовлетворительным образом функционировать даже в непредсказуемых ситуациях.

По сути дела этот подход олицетворяет начало новой эры в робототехнике: не строго логические умные шаги недвижимой, размещенной на столе вычислительной машины и не проявление в двигательных операциях одного из предзаложенных алгоритмов, как в традиционном роботе, а самосовершенствование когнитивных способностей устройства через его материальное движение - познание из движения. Классический подход, согласно которому интеллект есть вычисление, оказывается принципиально недостаточным. Интеллект требует тела и возникает во взаимной игре мозга, тела и окружающей среды. Интеллект проявляется в способности движения и взаимодействия с реальным миром, а также в адекватном ответе на изменяющиеся условия внешней среды.

Суммирую основные положения концепции телесного познания1. То, что познается и как познается, зависит от строения тела и его конкретных функциональных особенностей, способностей восприятия и движения в пространстве, от мезокосмической2 определенности человека как земного существа. Устроено по-разному - значит познает мир по-разному.

Если раньше гносеологи говорили, что познание теоретически нагружено (т.е. то, что мы видим, во многом определяется имеющимися у нас теоретическими представлениями), то в рамках современных эпистемологических представлений можно утверждать к тому же, что познание телесно нагружено.

Существуют телесные нити, управляющие разумом. Психосоматические связи строятся по принципу нелинейной циклической причинности. Тело и душа, мозг и сознание находятся в отношении циклической, взаимной детерминации. Отстаивая единство тела и духа, Мерло-Понти отмечал, что дух есть «иная сторона тела. Он прочно внедрен в тело, поставлен в нем на якорь». Телесно восприятие человеком самого себя. По его словам, «Я не перед своим телом, Я не в своем теле, скорее Я и есть мое тело».

То, что познается и как познается, зависит от телесной организации живого существа и встраивания его в мир. Например, таксы имеют удлиненное тело и поэтому приспособлены для охоты в норах.

Структуры восприятия и мышления зависят от «синергий тела», от сенсомоторного опыта, которому соответствуют определенные ней-

1 См. об этом подробнее: КнязеваЕ.Н Телесная природа сознания//Телесность как эпистемологический феномен. М. : ИФ РАН, 2009. С. 31-54.

2 Мезокосм - это мир средних измерений, к которому адаптировался человек в процессе жизни и познания; это когнитивная ниша человеческого существа. Термин введен Г. Фолльмером. См.: Фоллъмер Г. По разные стороны мезокосма / пер. Е.Н. Князевой // Человек. 1993. № 2. С. 5-11.

Панельная дискуссий

Панельная дискуссий

ронные структуры. Когнитивные структуры могут быть соотнесены с определенными сенсомоторными схемами. Представление о телесных схемах, или «рисунках тела», ввел Мерло-Понти. Телесные схемы, с его точки зрения, определяют возможности интенциональности сознания. Причем можно говорить об интенциональности не только сознания, но и тела. Телесные схемы - это не просто восприятия «моего бытия», но тот особенный стиль, который организует движения моего тела и определяет его взаимодействия с окружающей средой. Телесные схемы являются динамическими: они фиксируют не пространствен-ность положения, а пространственность ситуации, которая подвержена постоянному изменению. Играющий легко перемещает себя на момент в различные воображаемые ситуации, ему доставляет удовольствие изменять свою среду. Заболевшего тяготят не столько телесные недомогания, сколько необходимость отказаться от своего привычного стиля жизни, ограничить свою активность, т.е. изменить, как говорит Мер-ло-Понти, «глобальный рисунок своего тела».

Телесное познание есть движение и действие. Воспринимающий и мыслящий ум есть тело в движении. По словам Анри Бергсона, «наша мысль изначально связана с действием. Именно по форме действия был отлит наш интеллект». Хайнц фон Фёрстер отмечал: «Хочешь познавать, научись действовать!» и «Действуй так, чтобы умножать возможности для выбора!» Мы видим не глазами, а руками и ногами. Знания не пассивно приобретаются организмами как когнитивными агентами, но активно строятся ими. Живые организмы как целостные системы активно взаимодействуют с элементами окружающей среды, конструируя ее и находясь в процессе конструирования самих себя под ее влиянием.

Познание человека телесно, ибо оно обусловлено мезокосмиче-ски выработанными способностями человеческого тела видеть, слышать, ощущать. Глаз человека приспособлен к определенному «оптическому окну», отличающемуся от «окна» некоторых насекомых, питающихся нектаром (пчелы, бабочки, муравьи) и способных видеть в ультрафиолетовом диапазоне. Ухо человека устроено так, что слышит в определенном «акустическом окне» и не способно воспринимать ультразвуковые сигналы, которыми пользуются для коммуникации такие животные, как дельфины и летучие мыши. Если мир голубя окрашен в пять цветов, перед бабочками открывается великолепие мира в ультрафиолетовом свете, недоступное человеческому глазу, ночные животные (волки и другие хищники), как правило, не различают цветов, т.е. видят мир черно-белым, а палитра красок мира, предстающая перед человеческим глазом, широка и включает в себя множество цветов и оттенков, то не имеет смысла вопрошать, каков подлинный цвет мира.

Поэтому мир, отмечал Варела, может быть охарактеризован посредством не атрибутов, а потенций. Мир предоставляет возможно-

сти для своего познания. Принцип предоставления возможностей («аГАэгёапсев») был введен Ульрихом Найссером. Эти возможности могут быть реализованы или не реализованы в зависимости от когнитивных способностей соответствующего живого существа, определяемых в том числе и его телесной организацией. Мерло-Понти прав, утверждая, что «тело есть способ обладания миром». Сам живой организм в соответствии со своей собственной природой отбирает те стимулы внешнего мира, к которым он будет чувствителен. Тело можно рассматривать как прибор, инструмент познания мира, познания себя в мире, мира через себя и себя через мир.

Та часть окружающего мира, к которой адаптировался человек в ходе эволюции и которая обусловлена особенностями его телесной организации, характеризуется сторонниками эволюционной эпистемологии как мезокосм.

Человек как субъект познания осваивает доступный ему фрагмент мира. Он имеет свою когнитивную нишу, потому что он наделен именно такими способностями познания как существо «среднего мира», или, как говорят, мезокосмическое существо. Имея определенную телесную организацию, человек может когнитивным образом осваивать, визуально воспринимать, слышать и ощущать этот мир. Другие живые существа, имея иную телесную организацию, - можно исследовать здесь и таракана, и какого-то паука - осваивают и строят свою, соответствующую возможностям их телесной организации среду. Каждое существо имеет свой жизненный мир, строит свое окружение, свою экологическую и когнитивную нишу.

Философы давно задавались вопросом «Что значит быть летучей мышью?», т.е. способны ли мы увидеть мир таким, каким его видит летучая мышь. Эстонский зоолог Якоб фон Икскюль блестяще описал особенности когнитивных и жизненных миров различных живых организмов, введя понятие иш’№е11 - специфического окружающего мира, к которому приспособлен и который строит себе всякий биологический вид. Он показал, что когнитивный мир человека принципиально отличен от мира клеща, вороны или собаки и разные живые существа фактически живут в разных мирах, часто не пересекающихся друг с другом. Эти миры различны и по цветовой гамме, и по аудионаполнению, и по значимости запахов, и по способности восприятия времени (различной скорости восприятия живых существ).

Представление о телесности познания тесно связано с представлениями о ситуационности познания и его энактивированности, связанности с действием. Телесное познание означает познание террито-ризированное, расположенное в определенном пространстве жизни, которое топологически и темпорально структурировано. Когнитивная система встроена, укоренена как внутренне - в обеспечивающем ее деятельность материальном нейронном субстрате, так и внешне -включена во внешнее ситуативное физическое и социокультурное ок-

Панельная дискуссий

Панельная дискуссий

ружение. Невозможно понять когнитивную и креативную деятельность человека, если абстрагироваться от субъекта познания как живого организма, который включен в определенную ситуацию, имеющую своеобразную конфигурацию, т.е. действует в экологически определенных условиях. Всякий когнитивный акт расширяется в некую ситуацию, обладающую определенными топологическими свойствами; он осуществляется здесь и теперь.

Телесный разум не просто активен, он энактивирован (enacted): ум выполняет свои когнитивные функции в действии и через действие; организует себя через взаимодействие с окружающей средой. Познавательная активность есть вдействование организма в среду. Через действия, двигательную активность формируются когнитивные способности живого организма как в онтогенезе, так и в филогенезе.

Варела развивает в связи с этим идеи Э. Гуссерля о «протенци-ях» - как бы устремленных в будущее динамических траекториях, которые задают характер когнитивной активности в настоящем. Он называет это «принципом шнурка» (bootstrap principle): если потянуть его за один конец, то через невидимое смещение множества петель приложенное натяжение передается другому концу. Идущий и путь неразрывно и сущностно связаны друг с другом: путь прокладывается в ходе движения, а движение по пути создает самого идущего. Про-тенции выражаются, в частности, в эмоциональной настроенности, аффективной тональности когнитивного субъекта, которая определяет векторную направленность и общую конфигурацию когнитивного акта («протенциальный ландшафт»).

Организм совершает активное движение (active walk) в коэволю-ционных ландшафтах. Это представление было недавно предложено Луи Лэмом в качестве новой парадигмы понимания паттернов самоорганизации в сложных системах. Организм как субъект активного движения изменяет ландшафт по мере того, как он продвигается, и на выбор им следующего шага влияет этот, уже измененный им ландшафт. Динамика процесса активного движения, изменения среды и изменения самого субъекта под влиянием среды определяется: 1) правилом производства ландшафта, которое характеризует то, как идущий меняет ландшафт по мере своего движения, 2) правилом движения идущего, которое характеризует, как идущий выбирает следующий шаг, и 3) правилом, по которому эволюционирует сам ландшафт. Множество субъектов движения и действия косвенно взаимодействуют друг с другом через изменяемый ими ландшафт, они коэволюционируют.

Живой организм как когнитивный агент не является абсолютно пластичным, он не может приспособиться к чему угодно, встроиться в любой коэволюционный ландшафт. Он обладает автономностью, операциональной замкнутостью, определенной степенью избирательности поведенческих актов, восприятия и мыслительной актив-

ности, которые возрастают с повышением степени сложности его психической организации. Но он не является и ригидным, иначе он будет отторгнут окружающей средой. Сохранение идентичности живого организма как сложной системы есть свойство ее спонтанной организации как структурно детерминированной сущности, а не результат внешнего диктата или поставленной извне цели. В ходе рекурсивного взаимодействия со средой организм поддерживает свою идентичность, что представляет собой важнейшее проявление его жизни, стало быть, и познания.

Концепция телесного и энактивированного разума внутренне проникнута конструктивизмом, который все более овладевает умами эпистемологов. Человек не просто отражает мир, но он конструирует его в соответствии со своими когнитивными, экзистенциальными и социальными установками. Человек всякий раз совершает акт конструирования мира, своей среды обитания, своей социальной среды, своего космоса - малого (личного, семейного) и большого (социального, планетарного, звездного). Иначе говоря, всегда нужно учитывать, куда вписан человек, в каком плане мы его рассматриваем, и всегда речь идет именно о взаимном конструировании человека и среды. Взаимосвязь судеб человека и космоса с его сложными структурами, человека и общества или цивилизации с ее сложными структурами - это взаимосвязь не покорения, а партнерства, солидаристического приключения, совместного плавания. Установление отношений партнерства с малой и большой средой, партнерства с космосом - это новый экологический подход, новое экологическое сознание. Состоять в партнерстве с космосом, быть со-творцом космической истории и истории человечества - значит осознавать огромный груз ответственности.

Таким образом, телесно ориентированный подход в эпистемологии бросает вызов традиционным способам понимания процессов познания и работы мозга человека (а в более общем плане - живого существа) и строит целостную картину когнитивных процессов, в которой мозг как часть тела, само тело как инструмент познания, ищущий и познающий отелесненный разум, и познаваемая им окружающая среда, когнитивное усилие как активное действие рассматриваются в их взаимно обусловливающей, синергийной связке. В рамках этого подхода строится принципиально целостный, недуальный и динамичный процессуальный взгляд на познание и действие, тело и сознание, подвижку в психике и моторное действие, познающего организма и познаваемую им среду, субъекта и объекта познания. Это действительно нетрадиционный, оригинальный, свежий, перспективный подход к пониманию когнитивных систем и когнитивных процессов, который открывает новые перспективы развития для широкого спектра областей научного познания, инженерии и социальной практики -от искусственного интеллекта и робототехники до теории социальной коммуникации и теории управления.

Панельная дискуссий

Самое "дорогое" что есть у себя самого - это своё собственное тело.

Телесно-ориентированная психотерапия

Телесно-ориентированный подход - это работа с подсознанием человека через контакт с Телом, который организует психолог/терапевт с клиентом.

Телесно-ориентированный подход основан на представлении о существовании связи между телом и сознанием человека.
В телесно-ориентированном подходе используются техники и упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов в теле, что приводит к разрешению многих психологических проблем, "закодированных" в теле.
Когда человек испытывает травматические переживания, подавление эмоций, внутренние конфликты, получает психологическую травму, неотреагированная проблема остается в теле, в виде блоков и зажимов, заковывающих человека в панцирь. Человек начинает по-новому двигаться, реагировать, жить. С этого-то этапа не человек управляет своим телом и сбрасывает в него свои не решенные проблемы, а тело вынуждает человека жить, исходя из своих возможностей. Память о травматическом опыте вытесняется в бессознательное и дает о себе знать в виде физической боли, негативных эмоций. Для удаления из карты тела негативного опыта прошлого и высвобождения заблокированной энергии, существуют приемы и упражнения, направленные на исследование и изменение в привычках, укорененных в телесном самовыражении клиента.

Чем этот метод отличается от других?

Преимущество телесно-ориентированный подхода в том, что он не подвергается цензуре сознания клиента, а значит, действует быстрее и эффективнее "вербальных" техник. Этот метод позволяет очень бережно подойти к истокам проблем, о которых иногда не хочется рассказывать, найти источник проблем и переработать его.

Как специалист работает в телесно-ориентированном подходе?

В телесно-ориентированный подходе используется групповая и/или индивидуальная работа.
Во время работы в телесно-ориентированный подходе специалист, с помощью различных техник воздействует на мышечные зажимы, помогает освободить сдерживаемые неотреагированные проблемы, чувства, которые "живут" в теле, помогает изменить неконструктивные телесные, а вместе с ними и психологические привычки, мешающие человеку в разных сферах жизни. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем, но и на общее оздоровление организма.

В каких случаях нужна и особенно эффективна телесно-ориентированная психотерапия?

1. Потеря контакта с собственным телом («оно есть, но я его не чувствую»).

2. Потеря чувствительности отдельных частей тела.

3. Постоянное ощущение болей и напряженности в теле.

4. Наличие травм, повлекших за собой нарушение двигательной активности, особенно в реабилитационный период.

5. Проблемы с координацией движений, ощущением границ. («Я часто не вписываюсь в повороты, цепляюсь за углы, редко попадаю в цель, если что-то кидаю, неуверенно стою на ногах, не могу ходить по бордюрам и т.д.»).

6. Плохая осанка.

7. Навязчивые состояния.

8. Задержка телесно-психического развития (тело словно застряло в определенном возрасте и не хочет расти).

9. Эмоциональный дисбаланс (трудности в сдерживании или проявлении эмоций).

10. Видимое отсутствие стабильности в жизни.

11. Пережитое насилие, в том числе сексуальное.

12. Острое горе, недопережитое горе, страх потери близких.

13. Страх смерти.

14. Психологическая травма, осознаваемая или неосознаваемая.

15. Отвержение себя, своего внешнего образа.

16. Проблемы с весом.

17. Неспособность получать удовлетворение в сексе.

18. Страхи и психологические трудности, связанные с зачатием, беременностью, родами, рождением и воспитанием детей.

19. Нарушение сна.

20. Новообразования.

21. Стресс, состояние хронического стресса.

22. Тревожность, страхи, фобии, особенно связанные с пространством.

23. Потеря вкуса и радости жизни.

24. Синдром хронической усталости.

25. Профессиональное «выгорание».

26. Желание разобраться в себе, причинах своих травм и установок.

27. Вредные привычки.

28. Невозможность отдыхать, страх перед остановкой, неумение жить «здесь и сейчас».

Что дает телесно-ориентированная психотерапия и каких результатов позволяет достичь при работе с телом?

1. Снизить уровень тревожности, повысить устойчивость к стрессу, развить навыки противостояния в конфликтных ситуациях.

2. Справиться с различными заболеваниями, нормализовать обменные процессы, улучшить сон.

3. Восстановить энергетический баланс, развить энергетические способности, чувствительность, внимание.

4. Повысить гибкость, пластичность, улучшить осанку, свободу движений и походки.

5. Научиться лучше понимать и ощущать собственные границы, как в телесном, так и в социальном плане.

6. Научиться слышать и понимать свое тело, ориентируясь на его знаки и выбор.

7. Расширить границы восприятия.

8. Обрести умение справляться с болью.

9. Избавиться от негативных привычек, отказаться от устаревших стратегий и поведенческих паттернов.

10. Обрести целостность, устойчивость, чувство реальности, уверенности в себе.

11. Излечить психологические травмы, принять прошлое, осознать новые внутренние ориентиры и ценности.

12. Принять себя, свою уникальность, красоту, чистоту и мудрость, понять безграничность собственных возможностей.

В телесно-ориентированный психотерапии можно работать с разными темами:

С депрессией и подавленным настроением
- С переполненность негативными эмоциями
- С тревогой, страхами, фобиями, ОКР
- С давищими ощущениями в теле и болью
- Со стыдом, скованностью, непринятием себя
- С невротическими состояниями и психосоматикой
- С последствиями стресса и постоянными
напряжениями
- С хронической усталостью, нечувствительностью и многими другими.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!