Презентация нового альбома «Правда о потерянном времени» в клубе «Fish Fabrique Nouvelle. Пионерлагерь Пыльная Радуга

Пионерлагерь Пыльная Радуга
Правда о потерянном времени

За два года с самой грустной русской группой Пионерлагерь Пыльная Радуга произошло не так уж много чего. После триумфальной почти двухчасовой пластинки , фронтмен группы Алексей Румянцев пустился в сольный акустический тур с материалом группы. Музыканты будто бы заленились выступать вместе. Внутри группы скорее всего был конфликт, в результате чего уже после записи новой пластинки "Правда о потерянном времени" группу покидает его электро-гитарный центр – Алексей Гордеев. Надо полагать, проблему распада в какой-то мере решила свежая кровь – гитарист Яков Либгот, после его прихода группа будто бы получила не просто новый облик, а новую жизнь.

"Правда о потерянном времени" опять получилась разделенной на два диска, по общему хронометражу даже обгоняя предыдущий альбом. Общая формула "Грязная форма. Больное содержание. Волшебные мелодии" в принципе не изменилось, разве что стало больше неприкрытого негатива, панковой агрессии, совсем неожиданно в саунд группы втеснился нойз-рок. Если раньше в ППР тыкали со словами "ха-ха, это же русская Nirvana", то теперь группа диссонансами и кислыми соло вполне тянет на русских Sonic Youth, причем даже больше, чем группа Jars имеет общего с лейблом "Dischord". Особенно это чувствуется в композиции, которая почти полностью прописана ушедшим Гордеем – "Петли дней".

Почти традиционная манера ППР обыгрывать по-своему чужие песни достигла своего апогея. Тут и так любимый музыкантами Летов ("Оптимизм"), и другая культовая фигура русского рока Виктор Цой ("Дерево"). Одним из лучших номером пластинки стала песня "Дегенеративное искусство" - кавер на русского граймера Оксимирона. Но самым приятным экспериментом явилась новая аранжировка для детской песни "Волшебный цветок", в которой, вопреки вышеупомянутой формуле, волшебно и грязно всё.

Что касается продолжительности, то ситуация с "Правдой о потерянном времени" еще хуже чем с . Если в предыдущем альбоме хотелось выкинуть по паре песен с каждой стороны, то в новом творении вторая половина по сравнению с первой, до упора забитой шедеврами, звучит блекло и серо. Из нее хочется оставить разве что песни "Воротник" и "Март".

Песенная структура все еще прекрасно работает на Пионерлагерь: мелодии приятно ложатся на слух, отдельные фразы из рефренов моментально застревают в голове. Иногда кажется, что выбранная группой тематика начинает себя изживать, так словарный запас Румянцева явно подводит его в песне "Знак". Кажется, что все самые яркие метафоры уже обыграны, все самые сочные сравнения закончились, а новых мотивов до сих пор не видно. Даже смотрящая вдаль "Космос ближе" отдает бетонными заборами и промзоной.

Ты начинаешь чувствовать, что время неотвратимо уходит, убегает, а ты не можешь его удержать. И чем больше хочешь это сделать, тем быстрее оно ускользает.

У древних римлян в каждом доме была мраморная плита, на которой было начертано: «Время бежит», - не для того ли, чтобы напоминать о быстротечности жизни, о том, что ее надо чем-то наполнить?

Есть очень интересный психологический феномен - запоминаются, остаются действительно вашими только те отрезки времени, которые чем-то насыщены. Для иллюстрации попробуйте вспомнить один из дней прошлого месяца. Если вы попытаетесь расписать его по минутам, то столкнетесь с тем, что какие-то кусочки у вас просто потерялись, вы не можете их вспомнить. Это то самое «потерянное», не наполненное вами время.

Сколько его мы теряем каждым день? Если начать считать, станет страшновато. Почти как в сказке Михаила Лобачева про злого волшебника, который стал собирать время, потерянное людьми за пустыми компьютерными играми, и в его копилке стали скапливаться тысячелетия. «Ведь если каждый житель такой страны, например, как Китай, потеряет за компьютером одну только минуту, то у злого волшебника окажется больше двух тысяч лет». Магия чисел. С ней не поспоришь.

Жалобы на нехватку времени - главные жалобы ХХ века. Времени не хватает всем - даже бездельникам. Даже тем, кто сидит за компьютером или часами подряд смотрит телевизор.

Вместе с тем, расход времени никто серьезно не учитывает. Кто, например, может сказать, сколько часов в прошлом году он потратил на работу, на чтение, сколько часов было потеряно и почему, сколько часов «съел» телевизор, дорога? Приходиться констатировать, что несмотря на наличие у каждого на руке часов мы не умеем измерять и рассчитывать время.

Кстати, дети, которые делают первые шаги в математике, тяжелее всего учатся измерять время. Может быть, поэтому это получается только у некоторых взрослых.

Как часто мы не можем рассчитать время точно, не попадаем с планированием. Как часто опаздываем, как часто не замечаем, как оно пролетело. «Время относительно», - оправдываем мы себя. Мы понимаем это, когда ждем чего-то очень сильно, а стрелки часов ползут медленнее черепахи. Или когда, наоборот, ничего не успевая, чувствуем, как оно неумолимо несется, и попытки удержать его или хотя бы замедлить заставляют стрелки часов лететь как сумасшедшие.

Но помните моменты, когда словно чудом мы все-таки успеваем на уходящий поезд или самолет, хотя по реальным подсчетам это было невозможно? Время как будто помогало нам.

И пусть ученые продолжают гадать, что же это за явление, мы все-таки попробуем ответить на вопрос «Как подружиться со временем?».

А для начала проведем маленький эксперимент. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Знаете ли вы, что успеваете сделать за одну минуту (сколько нарисовать кружков, написать слов, помыть тарелок и т. д.)?» Да? Тогда оторвитесь на эту минуту от журнала и проверьте себя. Уверяю вас, что если вы не тренировались специально, точно определить заполняемость минуты не сможете, как большинство людей не может, не считая вслух, просто отмерить минуту (у кого-то получается 30 секунд, у кого-то 100...). Еще хуже обстоит дело с более длинными интервалами - час, день, месяц. Мы не умеем, не знаем, как их почувствовать, поймать, не можем понять, сколько же мы успеем реально. Только те, кто уже давно планирует свое время, знают, что каждый день надо закладывать как минимум один час на непредвиденные обстоятельства (неработающее метро, захлопнувшуюся дверь, сломавшийся каблук...). Этот список случайностей, которые подкидывает нам судьба, когда мы точно уверены, что успеваем, можно продолжать долго.

Но ведь каждый хотя бы раз пытался составлять расписание - пусть даже в далекие в школьные годы. Сейчас хочешь не хочешь, а приходиться планировать свое дефицитное время - на неделю, на месяц и даже на год вперед. Люди организованные пытаются анализировать каждый свой день, выясняют, как рационально расходовать время (правда, обычно только рабочее). Но это уже положительные герои. А пробовали ли вы когда-нибудь планировать свой день по минутам, ведя учет времени творческой работы, времени, потерянного зря, времени на отдых? У многих не хватает воли, запала, чтобы заниматься этим. Да и картина может получиться удручающая. Одно дело упрекнуть себя за неорганизованность, за неумение планировать свою жизнь, а другое - знать все это про себя в часах и минутах. Мы искренне уверены, что стараемся сделать как можно больше, добросовестно вкалываем, а нам вдруг заявляют, что полезной-то работы за день было не более двух часов, а остальное ушло на беготню, разговоры, ожидание... А мы-то, казалось, дорожили каждой минутой, отказывали себе в развлечениях!

В свое время научный наставник американских менеджеров Питер Друкер рекомендовал каждому руководителю вести точную регистрацию своего времени, оговариваясь, что это весьма трудно и что большинство людей такой регистрации не выдерживает: «Я заставляю себя обращаться с просьбой к моему секретарю через каждые 9 месяцев вести учет моего времени в течение трех недель... Я обещаю себе и обещаю ей письменно (она настаивает на этом), что я не уволю ее, когда она принесет результаты. И тем не менее, хотя я делаю это в течение 6 лет, я каждый раз вскрикиваю: ЧЭтого не может быть, я знаю, что теряю много времени, но не может быть, чтобы так много...“ Хотел бы я увидеть кого-либо с иными результатами подобного учета!»

Г.С. Альтшуллер, создатель Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), как-то раздал слушателям второго курса табличку учета времени. Предупредил, что таблица примерная, что можно изменять и заполнять ее по своему усмотрению. Попросил вернуть листки через неделю. Прошла неделя - таблицу не сдал ни один человек. Он спросил, почему. После долгого молчания один из слушателей встал и сказал: стыдно сдавать...

Обычно несделанное мы оправдываем нехваткой времени. Между тем, всегда есть большие резервы. Можно, например, использовать «трамвайное время», имея запас книг карманного формата для чтения в дороге или набор английских слов, которые надо выучить.

Впрочем, что говорить о потерянном времени, если, как правило, у нас нет представления о том, что такое полезно потраченное время. Именно этот вопрос вызвал наибольший интерес у слушателей при обсуждении вопроса о несданных таблицах. Как ни печально, обычно нет ни плана на жизнь, ни ближайших планов - на год, на месяц.

В 1974 г. издательство «Советская Россия» выпустило небольшую книжку Д. Гранина «Эта странная жизнь». Речь в ней шла о биологе Александре Александровиче Любищеве. С 1916 года (Любищеву тогда было 26 лет) он начал вести ежегодный почасовой учет расходуемого времени. На протяжении 56 лет (Любищев умер в 1972 г.) он ЕЖЕДНЕВНО записывал: сколько времени потрачено на основную научную работу, сколько - на дополнительную, какие были еще работы, сколько времени потеряно и почему. Каждый месяц составлялась сводка, каждый год подводился баланс. Учитывалось только «чистое» время - без потерь на организацию, пустые заседания, пустые разговоры, ожидания и пр. Точность учета - 10 минут. Следует еще раз подчеркнуть: учет велся ежедневно на протяжении 56 лет.

Такой учет выявляет потери времени и их причины. Это позволяет значительно повысить коэффициент полезного использования времени. Вырабатывается способность с высокой точностью оценивать в часах любую предстоящую работу, скажем, подготовку статьи. Это позволяет планировать работу на многие годы вперед. Любищев имел цель и план на всю жизнь (он хотел создать периодическую систему биологических объектов), на год, на месяц. Учет времени позволяет сравнить эффективность разных способов выполнения одной и той же работы и ориентироваться в дальнейшем на более практичные. Из года в год потери времени сокращаются, планирование становится точнее, работа - продуктивнее. Последние 20 лет жизни Любищев работал более продуктивно, чем в молодости.

Это была целая система, имевшая наряду с прямыми результатами и вторичные следствия. Если человек имеет четкую цель и приучился ценить каждую минуту, он постепенно отходит от суеты во всех ее проявлениях: в карьере, в разработках, в жизни. Вырабатывается умение оценивать чужие работы - видеть истинный труд, вложенный в них; отсюда - независимость в суждениях. Огромное количество сэкономленного времени позволяет получить широкие знания в области философии, истории, литературы, математики, в языках и т.д.

Те, кто использовал систему Любищева, убедились в ее эффективности. Через некоторое время появляется чувство времени и качества его проведения. Но система действительно жесткая. Она безжалостно показывает человеку уровень его работы. Достичь 7-8 часов чистого времени творческой работы в день - не время от времени, а стабильно каждый день - достаточно трудно. Это мощный удар по самолюбию. Некоторые предпочитают отвернуться от этого жестокого зеркала и по-прежнему считать себя трудягой и ломовой лошадью, если нарабатывают, как все нормальные люди, 3–4 часа чистого времени творческой работы. Но когда видишь эти цифры, то обманывать себя становится трудно, и люди прекращают вести учет времени. Так спокойнее, и всегда можно пожаловаться самому себе и окружающим, что ты очень занятый человек.

Действительно, система заставляет вести правдивый учет. Приписать лишнее - значит признать свою малую мощность: ушло много времени на небольшую работу - от тупости, что ли? Убивать часы - значит зафиксировать лень или плохую организованность: куда пропало время?..

Но у нее есть большой плюс: регулярный учет времени в течение достаточно большого срока приводит к тому, что человек понимает - записывать уже нет необходимости. Вырабатывается особое чувство движения времени, понимание, сколько «стоит» та или иная работа.

Но все-таки самое ценное в системе Любищева в том, что она заставляет осмыслить свою жизнь, наметить систему целей, систему работ.

Если же вы решили воспользоваться советами Любищева, для начала надо понять, как планировать свое время и распределять работу в течение дня. Главное - помнить, что количество отпускаемого времени и его качество должно соответствовать работе. Например, на свежую голову, с утра, лучше заниматься серьезными проблемами, решением важных вопросов, творческими заданиями, когда необходимо найти новое решение (помните пословицу «утро вечера мудренее»?). Дневное время может быть посвящено оформлению уже сделанных кусочков, механической, организаторской работе, звонкам и т. д. Вечернее - чтению книг, слушанию музыки, домашним делам, которые тоже необходимы. Надо научиться концентрироваться на том, что ты делаешь, отстраняясь от окружающей среды, чтобы три часа, проведенных за работой, соответствовали трем часам рабочего времени, - это значит не отвлекаться, не думать о постороннем, не слышать разговора сотрудников.

Итак, сначала надо организовать себя и свое время. Хорошо бы составить элементарный план, как будут использоваться часы, имеющиеся в вашем распоряжении, и держать его все время на виду. Хорошо, если в плане самые важные дела подчеркнуты и обозначен реальный минимум, который точно можно успеть за этот день. Так вам легче будет ориентироваться. И пусть минимум сделанного будет изначально ниже того, что вы можете сделать. Пусть у вас появиться уверенность, что запланированное можно выполнять. Обороты можно будет увеличивать постепенно.

Если вдруг план выполнить не удается, не стоит расстраиваться. Во-первых, отрицательный результат - это тоже результат: своего рода цена за умение чувствовать время. Главное - запоминать, сколько же все-таки часов и минут вам требуется на ту или иную работу. А чтобы было легче учитывать количество времени, всю работу можно поделить на категории.

Первая категория - основная работа: то, что приближает тебя к поставленной цели (для этого, конечно, важно, чтобы цель была). И если у студента есть цель стать специалистом в каком-либо деле, то его основная работа - это чтение литературы по специальности, практикум по этой теме, решение заданий, задач и т.д., возможно работа по этой специальности.

Вторая категория - это работы тоже необходимые, но менее важные. Они лишь косвенно приближают тебя к цели: чтобы стать специалистом, надо закончить институт, а значит сдать зачеты и экзамены по общим предметам, которые кажутся совсем не важными. К работам второй категории может относиться и зарабатывание необходимых денег, и организаторская работа. К ним также может относиться и чтение, но не беллетристика, а классика, история и т. д. - словом, все то, что дает необходимый минимальный уровень культуры.

Запланированным должен быть и отдых, чтобы не получилось, что весь воскресный день прошел перед телевизором, а отдыха не принес.

Любищев в своей системе отталкивался от того, что на основную работу должно уходить 7–8 часов чистого времени в день. Остальное время просто учитывалось.

Читая Платона, можно встретить пример планирования времени в идеальном государстве: 6 часов там советуется отводить на сон, 6 часов на работу, 6 часов на божественный досуг, включающий и чтение, и музыку, и 6 часов на гигиенические процедуры - гимнастику, уборку и т.д.

И это не единственные примеры. Каждый может выбрать ту систему, которая подходит именно ему. Главное, если вы все-таки решились подружиться со временем, не надо делать это наскоком и насильно. Результат, как правило, будет обратным. В любом случае, вам надо будет сначала понять, сколько времени уходит у вас на то или другое дело. Выяснить это можно только экспериментируя, а значит - не избежать отрицательных результатов. И пусть вы будете каждый день констатировать, что не можете выполнить задуманное, - с каждым днем у вас будет все сильнее проявляться то самое чувство времени, которое в дальнейшем поможет не ошибаться. Если, конечно, вы не сдадитесь.

Пусть вас немного успокоит тот факт, что проблемы с временем были еще у древних, которые понятия не имели об электронных часах, скоростном транспорте, передвигались пешком и мерили время солнечными или песочными часами.

Сейчас придумываются новые машины, а время не только не экономится, напротив, цейтнот становится всеобщим. Недостает времени на друзей, на письма, на детей. Нет времени на то, чтобы думать и чтобы, не думая, постоять в лесу, слушая шорох листьев и пение птиц. Время куда-то исчезает, его становиться все меньше. Часы перестали быть роскошью, они у каждого на руке, но времени от этого не прибавилось. А главное, время распределяется почти так же, как и две тысячи лет тому назад: «Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо» (Сенека).

«Все, о Луцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность, - писал Сенека. - Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую вдобавок может отнять у нас всякий, кто этого захочет… Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании. Ты спросишь, может быть, как поступаю я, тебя поучающий? Признаюсь, я поступаю, как люди расточительные, но аккуратные - веду счет своим издержкам. Не могу сказать тебе, что я ничего не терял, но всегда могу отдать себе отчет, сколько я потерял, и каким образом, и почему».

Советы терпящим цейтнот
1. Для начала займитесь координацией. В состоянии стресса трудно удержать равновесие. Вам поможет четко выработанный план ваших действий. Составьте график.

2. Заведите большую мусорную корзину. Порядок в голове напрямую зависит от порядка на рабочем столе. Каждый день проводите инспекцию.

3. Относитесь к жизни философски. В ситуации жесточайшего цейтнота вспоминайте о том, что может быть куда хуже. Или надпись на кольце Соломона: «И это пройдет...»

4. Перераспределите нагрузку. Или расставьте приоритеты, так как сделать все в короткие сроки невозможно. Определите, что является главным.

5. Помните, что всякая работа спорится, когда виден ее результат с вытекающими из него приятными последствиями. Проще говоря, хорошо видеть цель и иметь стимул к действию.

6. Не идите на рекорд. В Книге рекордов Гиннеса пока еще не зарегистрирован случай, когда человек несколько дней подряд мог работать 24 часа в сутки. Цейтнот подразумевает, что вы должны задерживаться на работе подольше и приходить в офис в выходные дни. Но в субботу и воскресенье вы можете приступать к делам не в 9 часов утра, а, скажем, в полдень.

7. Объяснитесь с близкими. Ваши родные не виноваты в том, что у вас цейтнот. Объясните им в спокойной обстановке, что на некоторый период вы зависимы от обстоятельств на работе. И не рычите на них, пожалуйста.

8. Нельзя объять необъятное - за горой переделанной работы высится следующая гора. Если вы последние два года не были в отпуске, это свидетельствует не о том, что вы преданы работе, а о том, что у вас нет культуры отдыха. Или о том, что, нагружая себя работой, вы сознательно уходите от решения других - социальных или семейных - проблем. Или что у вас комплекс неполноценности, который вы компенсируете, загоняя себя в постоянный цейтнот. Любой из вариантов говорит не вашу пользу.

9. Стройте планы на будущее. Из цейтнота, как из голодания, нельзя выходить резко. Вы должны представлять себе, что будете делать, когда аврал закончится. Имея в голове, а лучше на бумаге план следующих шагов, вы облегчите себе переход из цейтнота в нормальное рабочее состояние. Говоря словами древних: помните, что вы не просто носите камни, а что-то из них строите.

10. Цейтноту - время. В среднем цейтнот имеет продолжительность от одной недели до трех. Если он затягивается, задумайтесь, все ли вы делаете для того, чтобы предотвратить аврал. Помните: как только вы не смогли вовремя сделать что-то одно, вы тотчас же не успеваете сделать что-то другое.

Наверное, самым печальным и наиболее распространенным человеческим недостатком является неспособность ценить время. Хотя бы осознавать его необратимость, не говоря уже о том, чтобы использовать его разумно. Пользуемся, как водой из-под крана, без счетчиков. А ведь закончится оно может внезапно.

На пороге безумия

Размышляя о нашем отношении ко времени, я почему-то прежде всего вспоминаю про евангельского богача и его урожай: И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12 , 19-20). Не мы ли это в годы нашей молодости, смотрящие беспечно на свои силы, возможности и перспективы, радующиеся сиюминутным успехам, считающие, что пришло оно, наше время — время быть удачливым, сильным, время все успевать и уметь, что оно в нашей власти и никуда не денется? Не свойственно ли нам, получив однажды чуть больше, чем нужно для жизни, возомнить о себе нечто, что подбросит нас без крыльев на смертельную высоту? Так и есть. Урожай заканчивается, деньги глупо растрачиваются, те, кто в минуту мнимой славы назывался друзьями, исчезают, едва почувствовав, что взять больше нечего. И вот — «выхожу один я на дорогу». Дорогу, на которой кроме весомых материальных потерь и моральных растрат есть еще одна зияющая пустотой дыра — время. Бездарно потраченное и ушедшее. Убитое и потерянное. Все эти годы оно просто уходило, а нам казалось, что все еще только началось и все еще будет. Сквозь уходящее время слышен отдаленным эхом голос Небесного Отца, который останавливает, ищет нас: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя».

Что же должно произойти, чтобы предупреждение, увещевание, призыв что-то менять были расслышаны нами? Клайв Льюис писал: «Бог обращается к человеку шепотом любви, а если он не услышан — то голосом совести. Если человек не слышит голоса совести — то Бог обращается через рупор страданий». Вот он — ответ. Можно ли обвинять врача в том, что порой он вынужден применять болезненную терапию? Особенно тогда, когда тяжелая болезнь стала следствием запущенного пустяка. Так и попускаемые Господом испытания. Но мы и их не хотим замечать. Даже сталкиваясь в течение своей жизни со страданием, пусть и косвенно — через судьбы других людей, мы продолжаем свой путь, ни о чем не думая. А порой и сознательно отвлекаем себя от мысли, что у любого поезда есть конечная остановка и что иногда рельсы и вовсе ведут в тупик. И получается, как в старой песне: «Он глядит на танцоров, забывших о том, что каждый из них умрет». Безумие начинается тогда, когда грех возводит человека в крайнюю степень упорства и противления очевидным фактам. Когда в голову приходит мысль, что ты еще успеешь начать жизнь духовную: вот будешь внуков нянчить, тогда и в церковь можно, пора, а пока «покойся, ешь, пей и веселись». Правдива поговорка, что иной не хочет переступить порог храма сам, видимо, ждет, что его туда внесут. Четверо крепких мужчин.

Лукавые дни

Все, что несется сейчас с экранов, все эти лозунги — «Бери от жизни всё», «Мечты сбываются» — есть не что иное, как коллективное самоубеждение в том, что вот-вот наступит для нас некое время благоденствия, в котором мечты непременно сбудутся. А реальность говорит об обратном. О том, что время прошло, но то, о чем мы мечтали, так и осталось… вчерашним «завтра». У нас нет того, о чем мы мечтали, но нет и того, что мы могли бы приобрести, потратив время на реализацию чего-то не иллюзорного, настоящего.

Если попытаться взять и проанализировать судьбу долго пожившего человека, по часам посчитать то, что он сделал для созидания, для добродетели, для милосердия и любви, сколько получится? Часы? Дни? Недели? А на что же были потрачены годы? Можем ли мы сказать, что в нашей жизни были годы любви к ближнему? Или месяцы прощения и смирения? Часы радости, но не за себя, а за другого? Были ли в нашей жизни минуты послушания и мгновения, когда мы никого не осудили?

В Послании апостола Павла к ефесянам есть такие слова: Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы (Еф. 5 , 15-16). Время есть величайшая ценность, пользоваться которой нужно с осторожностью и мудростью. Ведь на самом деле горизонт, который, как нам кажется, еще очень далеко, может быть достигнут в один день. А нам думается, что за горизонтом, как за ушедшим днем, еще что-то есть. Другие дороги, новые рассветы. Так ли это на самом деле? Возможно… А возможно, что «душу твою возьмут у тебя» уже этой ночью. Мы не знаем. Так отчего же такая уверенность, что времени еще вагон? Кто сказал, что на следующем переезде его не отцепят?

Когда пора думать о душе?

Есть такое известное выражение: «Ей (или ему) пора бы уже о душе подумать». Чаще всего используется оно в случае, когда говорится о ком-то в преклонном возрасте. Но насколько же это неверно! Ведь думать о душе человеку следует всегда. Время обманчиво. Если попасть в помещение, в котором кромешная темнота, как мы сможем понять, где оно заканчивается? Насколько оно велико или мало? Разве не с осторожностью нужно передвигаться в такой темной комнате, дорожа каждым в безопасности пройденным шагом и твердой землей под ногами? Время — та же темная неизведанная нами комната.

Люди жалуются на нехватку времени, но, по сути, его дефицит тоже иллюзорен. Мы часто сами себе даем обещания что-то сделать в неопределенном будущем, потому что сейчас времени на это нет, вместо того, чтобы просто взять и сделать или хотя бы начать делать. Читать утренние-вечерние молитвы? По главе Евангелия каждый день? Псалтирь со следующего поста? Не ссориться с родителями, женами, мужьями, детьми? Не вступать в конфликты с сослуживцами? Взять трубку, зная, что предстоящий разговор не будет приятным, но необходимым тому, кто на другом конце провода? Завтра? С понедельника? А доживем ли мы до понедельника?

Когда я учился в институте, у меня был хороший знакомый. Однажды мне довелось навестить его в больнице, в психоневрологическом отделении. Мы о чем-то говорили, и вдруг, как бы случайно, он горько посетовал: «А ведь полжизни уже прошло…». На тот момент ему было 26 лет. Хотелось воскликнуть: «Да брось, какие полжизни! У тебя еще вся жизнь впереди!». Но я промолчал… Тогда он ошибся только в одном: его жизнь прошла не наполовину, а гораздо больше — через несколько лет его не стало. В совершенном одиночестве, будучи психически нездоровым, он выпил летальную дозу успокоительного. Не могу себе простить: за несколько часов до его смерти я видел его страницу в социальной сети, в режиме онлайн — и ничего не написал. Мы в то время почти не общались, и я подумал: «А что я ему скажу? Может, в другой раз? Может, завтра?». А «завтра» уже не было.

Надо учиться не отпускать время, пока еще есть мгновение сказать что-то важное человеку, что-то для него сделать, надо разглядеть за этими присутствиями в онлайне сигнал SOS. Надо понять, что вокруг нас много дел и людей, которые нуждаются в нашем участии именно теперь, а не завтра. Надо хранить время, чтобы дела, на которые оно было потрачено, свидетельствовали о нас. Надо спешить. Пока беспечность не оборвалась бессилием и невозвратными мечтами.

Фото Алексея Леонтьева

Газета «Православная вера» № 12 (536)

by Записки Дикой Хозяйки

Новогодние праздники. Столько выходных подряд! Ждешь их, ждешь, планы строишь. Кажется, что все успеешь: и домашние дела, и выспаться, и почитать, и в гости сходить. И давно ненаписанные письма, и в кино сто лет не была и… и… перечислять можно бесконечно. Но выходные пришли, сил все равно нет. Весь день что-то делала, а, как итог – опять не хватило ни на что времени. Почему?

И ведь не только у меня так! С кем ни поговорю – жалуются на усталость, на то, что почему-то ничто не радует, что хочется только выспаться и более ничего. Словно в воздухе что-то, нездоровое! Хоть бы насморк был – тогда на грипп похоже. Или у этой болезни есть другое название?

Наверное, это бич больших городов – стрессы, главной причиной которых, по мнению ученых, является катастрофическая нехватка времени. Наверняка знакомая многим вам ситуация – вы уходите с работы в плохом настроении, потому что вновь не успели сделать что-то из намеченного. Ложась спать, вы перебираете домашние дела, с которыми не удалось справиться за вечер, и вчера тоже, и позавчера…

В выходные, вместо того, чтобы позволить себе законный отдых, вы или берете работу домой, или пытаетесь справиться с громадьем бытовых забот и проблем. И так день за днем, месяц за месяцем… В результате – хроническое чувство неудовлетворенности и недовольства собой, выливающееся в стресс, а то и в депрессию.

А ведь зачастую в том, что нам не хватает ни на что времени, виноваты мы сами. По той простой причине, что не умеем экономно расходовать его. И сколько раз сами себе говорили, что вот, с понедельника (или с той недели, или с нового года) начнется новая жизнь, в которой каждая минутка будет на учете, а жизнь станет организованной и комфортной. Может еще одну попытку сделать? Вдруг получится?

Стоит попробовать установить правило: с вечера составлять список дел на следующий день. В пункте «главное» пусть окажутся важные и срочные дела, которые на другое время отложить нельзя. Те дела, которые надо сделать достаточно скоро, занести в раздел «важное». А дела, которые могут спокойно подождать до того момента, когда появится свободное время, пусть значатся под пунктом «остальное»

И важно не забывать отмечать, что из намеченного удастся сделать – ничто так сильно не заряжает оптимизмом, как сознание выполненного долга.

Если в списке остается слишком много не сделанных дел, обязательно нужно «вычислить» причину. Возможно, много времени ушло на телефонные разговоры с подругами, или же битый час тянулось совещание, где обсуждалось то, что вообще никакого отношения не имеет к делам и пр. Нужно найти способ избегать подобной траты времени хотя бы на работе.

Нужно обратить внимание на наиболее продуктивное для себя время и планировать именно на эти часы самую сложную работу.

То, что в любом деле нужно стремиться к совершенству – это все знают. И, занимаясь, порой, не самым важным делом, мы тратим огромное количество времени на детали. А время, между тем, бежит впустую. И жизнь походит в суете, в постоянной спешке. Начался новый год. Давайте присядем, подумаем, отделим главное от второстепенного, и, не спеша, разумно, начнем делать свои дела. Все получится, нужно только очень захотеть!

Ни где более как только в России существует странная традиция отмечать "Старый Новый год". Мы мало об этом задумываемся, вспоминая, что это где то связано с переходом времени. Между тем есть веская на то причина.

Как все начиналось

Древнеримский юлианский календарь был введен в Риме в результате реформы, осуществленной по инициативе Юлия Цезаря в 46 году до н.э. В Киевской Руси юлианский календарь появился во времена Владимира Святославовича практически сразу с началом введения христианства. Так, в «Повести временных лет» используется юлианский календарь с римскими названиями месяцев и византийской эрой. Летоисчисление вели от Сотворения мира, взяв за основу 5508 год до н.э. - византийский вариант этой даты. А начало нового года постановили исчислять с 1 марта – в соответствии с древним славянским календарем.

Двоекалендарие

Явного восторга от нововведения народ, мягко говоря, не испытывал, умудряясь жить по двум календарям. Сохранилось достаточное количество образцов деревянных народных календарей, на которых можно найти одновременное обозначение церковных праздников по юлианскому летоисчислению, и местных событий, основанных на языческом народном календаре.

Юлианский календарь использовали в первую очередь в тех случаях, когда необходимо было узнать о дате церковных праздников.

Старый же календарь, основанный на лунных фазах, солнечном цикле и смене времен года, сообщал о датах жизненно важных дел, в первую очередь, о начале или завершении полевых работ. В современной жизни сохранились, например, такие языческие праздники, как Масленица, связанная с лунным циклом, или «солнечные» чествования – Коляда и Купала.

Попытка - пытка

На протяжении почти 500 лет Русь пыталась жить по юлианскому календарю. Кроме большого количества разночтений, проблему представляла и путаница, которая возникала в летописях: русские летописцы опирались на датировку по славянскому календарю, а приглашенные греки использовали даты нового календаря.

Никакие запреты старого календаря, вплоть до казней особенно рьяных его приверженцев, не помогали.

Царствующий Великий князь Московский Иван III попытался «утрясти» разночтения. В Лето 7000 года от Сотворения Мира, то есть в 1492 году, Московский церковный собор утвердил перенос начала года с 1 марта на 1 сентября (решение, которое действует в Русской православной церкви и поныне).

Самый короткий год

Еще одну попытку трансформировать летоисчисление предпринял Петр I. Своим указом от 1699 года он перенес начало года с 1 сентября на 1 января. Таким образом, 1699 год длился всего 4 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Был сокращен год и советской властью, которая 24 января 1918 года исправила погрешность юлианского календаря в 13 суток, введя григорианский календарь, по которому католическая Европа жила с 1582 года. После 31 января 1918 года наступило не 1 февраля, а сразу 14.

Гуляют все!

Опасаясь быть в очередной раз непонятым, Петр I предпринял попытку «замаскировать» введение нового летоисчисления грандиозными гуляниями.

«Царствующий град» велено было украсить «от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых» и организовать «огненные потехи»: запуск «ракетов, у кого сколько случится» да стрельбу из пушек, мушкетов и «инаго мелкаго ружья».

В канун Нового года царь лично дал сигнал к началу торжеств. Кроме зрелищ Петр предложил народу «различные евствы и чаны с вином и пивом» - угощение было организовано перед дворцом и у трех триумфальных ворот. Согласно царскому указу неделю гулял честной народ, а когда пришел в себя после шумных затей, по Москве «поднялся довольно значительный ропот». Многие удивлялись: «Как мог царь переменить солнечное течение?»

Многие из тех, кто был твердо убежден, что «Бог сотворил свет в сентябре месяце», по-прежнему жили по старому летоисчислению.

Петр решил не неволить народ, сделав в указе оговорку: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду свободно».

Старый стиль

Сегодня по юлианскому календарю живут всего четыре православные церкви: Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская. Попытка заменить календарь была предпринята патриархом Тихоном 15 октября 1923 года.

Правда, прожил «новый стиль» в Церкви всего 24 дня, так как уже 8 ноября 1923 года патриарх распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить».

Современный православный церковный календарь (Пасхалия) состоит из двух частей: неподвижного Месяцеслова, связанного с солнечным циклом, и подвижной Пасхалии, основанной на Лунном календаре. Юлианский календарь, имеющий расхождения с григорианским в 13 дней, составляет основу неподвижной части – он включает не переходящие Православные праздники и дни поминания святых. Пасхалия определяет меняющуюся ежегодно дату Пасхи, а вместе с этим и зависящие от нее переходящие праздники.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!