Нам царское село. Пушкин и царское село

В городе Пушкине открылся Музей Императорской Николаевской Царскосельской гимназии

Царское Село - это, в самом деле, наше Отечество. Пушкин здесь прав тысячу раз. Если еще точнее – это воплощенные мечты о том, каким должно быть наше Отечество. Царское Село – это своеобразное собрание лучшего. Природная красота места, архитектура, военная слава, технические открытия, талантливые жители – все это счастливым образом совпало в этом небольшом уездном центре Императорской России, и свет этого лучшего до сих пор озаряет любимый нами пригород Санкт-Петербурга.

В начале XIX века в Царском Селе был открыт знаменитый Лицей, однако это не единственное учебное заведение, выпускники которого прославили Россию. В 1865 году в Царском Селе стала действовать Мариинская женская гимназия, а чуть позже по просьбе жителей города, а также близлежащих Павловска и Гатчины, решено было открыть и мужскую – Императорскую Николаевскую гимназию. Свое имя новое учебное заведение получило в память Императора Николая Павловича и Цесаревича Николая Александровича, рано скончавшегося сына Государя Александра II. Открытие Николаевской гимназии состоялось 8 сентября 1870 года, торжество проходило в присутствии Александра II, августейших лиц и высоких сановников.

Гимназическое здание также выбиралось по Высочайшему разрешению. Это было здание недостроенной богадельни – на углу улиц Малой и Набережной, в тихом уголке Царского Села. Архитекторы – Ипполит Монигетти и Александр Видов – создатели многих примечательных царскосельских построек. В октябре 1872 года состоялось освящение домовой гимназической церкви – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Позже здание меняло свой облик по гимназическим нуждам, были в его бытовании и драматические времена, когда здание попросту разрушалось. Но эти нестроения начались уже в XX веке. А пока… Пока, не ведая катаклизмов XX столетия, царскоселы, да и жители близлежащих окрестностей радовались рождению новой гимназии. Это была эпоха, когда в России все слои общества глубинно стали понимать всю ценность хорошего образования. В стране бурно развивался капитализм.

Империи требовались инженеры, ученые, исследователи, впрочем, литераторы, историки, педагоги тоже нужны были России. Ей нужны были и грамотные, порядочные чиновники. Именно такие благородные, талантливые и многогранные личности воспитывались в стенах Николаевской гимназии.

В гимназии большое значение придавали дополнительному образованию. С ноября 1888 года здесь были введены уроки музыки, благодаря которым удалось организовать оркестр, состоящий из 40 оркестрантов. Оркестр с неизменным успехом неоднократно выступал на гимназических концертах, в декабре 1889 года играл в присутствии Великого князя Владимира Александровича. В репертуар входили сложнейшие классические произведения.

Наряду с уроками церковного пения с 1888 года начали преподавать и светское хоровое пение. А сколько радости доставляло гимназистам участие в настоящих оперных спектаклях «Антигона» и «Царь Эдип», поставленных по мотивам трагедий Софокла. И играли эти спектакли на языке оригинала!

В гимназии проходили также семейные литературно-музыкальные вечера. В программу таких вечеров включали музыку русских и зарубежных композиторов в исполнении оркестра, хора, отдельных исполнителей.

…Директорами Николаевской гимназии были лучшие педагоги России. За весь дореволюционный, почти полувековой, период истории гимназии в ней сменилось всего пять директоров: И.И. Пискарев, Л.А. Георгиевский, И.Ф. Анненский, Я.Г. Мор, К.А. Иванов.

Самым знаменитым директором был И.Ф. Анненский – поэт, переводчик, знаток древних языков, автор многочисленных педагогических трудов.

В нынешнем году исполнилось 160 лет со дня рождения Иннокентия Федоровича Анненского, а скончался он внезапно – 13 декабря (по новому стилю) 1909 года, на Царскосельском вокзале. Отпевали любимого директора в гимназической церкви Рождества Пресвятой Богородицы…

Петербургские педагоги почитали за честь преподавание в Николаевской гимназии, несмотря на то, что они читали лекции в университетах, имели научные степени и награды. Вот их благородные имена. Учителя русского языка А.А. Смирнов, математики С.Е. Алексеев, чистописания и рисования А.В. Захаров – они служили в гимназии более четверти века. Ф.П. Крутиков, историк, статский советник. М.И. Ростовцев, преподаватель древних языков, академик, писатель, русский и американский историк, археолог. П.П. Митрофанов, преподаватель древних языков, один из крупнейших исследователей истории Австрии, приват-доцент Петроградского университета. Б.В. Варнеке, преподаватель классических языков, доктор филологических наук, член-корреспондент Германского Археологического института. Г.В. Форстен, преподаватель истории, доктор всеобщей истории, один из основателей кафедры истории новейшего времени Императорского Санкт-Петербургского университета. С.А. Манштейн, преподаватель классических языков, издатель учебных пособий с оригинальной методикой, действительный тайный советник.

С середины 1890-х годов Императорская Николаевская гимназия стала одним из наиболее престижных учебных заведений. Начиная с 1900 года, в гимназии стали получать дипломы экстерном сдавшие экзамен. Увеличилось количество выпускников-медалистов: в 1906 г. и в 1907 г. – по 20 медалей, в 1916-м – 14. Чтобы получить золотую медаль, следовало иметь примерное поведение, «отлично» по латинскому и древнегреческому языкам и математике, а также средний балл 4,5 по всем остальным дисциплинам. Имена медалистов помещались на мраморных досках в актовом зале гимназии.

Учащиеся Николаевской гимназии впоследствии составили цвет российской науки и культуры. В разное время там учились Ф.И. Щербатской, востоковед-индолог, академик, почётный член научных обществ Великобритании, Германии, Франции; П.Г. Светлов, профессор, член-корреспондент АМН СССР, один из основателей отечественной эмбриологии; Н.Н. Калитин, профессор, доктор физико-математических наук, геофизик, основатель советской актинометрии, один из научных руководителей И.В. Курчатова; И.В. Селиверстов, член русской и международной электротехнической комиссий, помощник М.А. Бонч-Бруевича в создании научных радиолабораторий; А.Б. Васенко, один из создателей высотного аэростата, крупнейший специалист в области аэростатики и аэрологии; В.Ю. Визе, член-корреспондент АН СССР, океанолог, полярный исследователь, участник экспедиции Г.Я. Седова на Северный полюс; Г.А. Ивашенцов, автор теоретических трудов по медицине, главный врач больницы им. С.П. Боткина; А.И. Лапчинский, теоретик военной авиации, начальник штаба воздушных войск, комбриг; А.А. Бекман, «первый мичман свободной России», секретарь, переводчик морской комиссии при заключении Брестского мира; С.С. Вальднер, конструктор, создатель скоростного монорельсового аэропоезда; А.А. Виленкин, юрист, политический деятель, полный Георгиевский кавалер; Г.П. Чеботарев, профессор Принстонского университета (США), почетный доктор одного из бельгийских университетов, почетный член Американского общества гражданских инженеров (ASCE), лауреат премии им. Карла Терцаги, автор теоретических трудов по механике грунтов, Л.Е. Аренс, ученый-биолог, поэт, Георгиевский кавалер…

Императорскую Николаевскую Царскосельскую гимназию окончил один из сыновей известного русского поэта Константина Константиновича Случевского – Николай, впоследствии инженер-энергетик, в 1920 году расстрелянный большевиками. Учащимися гимназии были знаменитые в советское время деятели культуры и литературы – актер М.И. Царев, режиссер Н.П. Акимов, поэт В.А. Рождественский, искусствовед Н.Н. Пунин…

Царское Село – это всегда отдушина для тех, кто любит поэзию и понимает ее значение в нашй жизни. Пройдитесь по улицам и паркам Царского Села, и вы услышите, как звенят лиры поэтов, вдохновленных царскосельской историей и царскосельским воздухом.

Сегодня мало кто из жителей города Пушкина не знает, что в Мариинской гимназии Царского Села училась Анна Андреевна Ахматова, а в Николаевской – Николай Степанович Гумилев, один из самых загадочных и трагических русских поэтов. Но это – сегодня. А долгие десятилетия имя Николая Гумилева было в забвении из-за его политических убеждений. Путешественник, исследователь, воин – Гумилев и в наши дни еще во многом не понят и не изучен. Уже в постсоветское время на здании Николаевской гимназии появилась доска, свидетельствующая о том, что здесь учился поэт. Стали говорить и о других гимназистах, чья судьба сложилась трагически – войны (многие учащиеся гимназии были участниками Первой мировой войны и имели высокие военные награды), репрессии, расстрелы, изгнание… Однако, слава Богу, многое возвращается на круги своя. В начале XXI века мы вновь нуждаемся в той нравственной, духовной опоре, которую создавали в России в далекие времена – в том числе и в Николаевской Царскосельской гимназии, судьба которой не менее драматична, чем судьба многих ее учеников. В 1918 году гимназия была закрыта, а в здании начала действовать Детскосельская единая первая трудовая школа. Советская школа исповедовала иные принципы, нежели Императорская гимназия, но это тема отдельного разговора… На протяжении прошлого века в красивом здании на Набережной улице располагались разные, в основном – учебные, заведения.

Долгое время гимназическое здание бытовало без должного ремонта и реставрации. И к концу прошлого века совсем потеряло свой красивый облик… Однако благодаря усилиям неравнодушных людей архитектурному памятнику возвращен достойный вид.

Сейчас здесь действует детский Центр технического творчества и информационных технологий (ЦТТиИТ) Пушкинского района города Санкт-Петербурга, который возглавляет педагог, историк Дмитрий Сергеевич Ковалев. Юные жители города Пушкина (и не только, многие дети приезжают в Центр из других районов) с удовольствием приходят сюда, чтобы заниматься в многочисленных творческих объединениях.

Иностранные языки, журналистика, информационные технологии – все это с любовью преподают своим питомцам талантливые педагоги.

Но рано или поздно – и преподаватели, и ученики, и родители учеников, и даже случайные посетители – начинают задумываться о том, в КАКИХ СТЕНАХ им посчастливилось трудиться и творить. Это удивительное чувство можно назвать энергией истории…Так и возникла идея создания музея гимназии.

И вот 8 сентября нынешнего года, в день 145-летия Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, музей был открыт… Почти пять часов продолжалось это прекрасное действо, где главным событием были, конечно, выступления потомков гимназистов. Именно благодаря этим людям музей стал наполняться интереснейшими артефактами – фотографиями, книгами, архивными записями – рассказывающими о ярких судьбах выпускников гимназии. В свое время петербуржец Кирилл Иосифович Финкельштейн (ныне живущий в США), чей дед Кирилл Павлович Афанасьев в 1910 году окончил Николаевскую гимназию, заинтересовался историй своей семьи. Начались поиски, изучение собственного архива…К.И. Финкельштейн написал две книги, посвященные Николаевской гимназии. И сейчас не оставляет своих трудов. Увы, он не смог присутствовать на открытии музея, однако прислал видеообращение к участникам встречи.

А как отрадно было видеть и слышать тех потомков, которые, к счастью, приехали 8 сентября в Царское Село. Это и внук выпускника гимназии И.И. Вернера – профессор РГПУ Алексей Леонидович Вернер, и внучка выпускника и преподавателя гимназии, кандидат биологических наук Алиса Евгеньевна Грабовская-Бородина. Большой друг музея – искусствовед Анна Генриховна Каминская, внучка Н.Н. Пунина и Л.Е. Аренса.

Именно Анна Генриховна и учитель из Новосибирска Михаил Александрович Выграненко (создатель литературного монографического сайта, посвященного И.Ф. Анненскому) стали теми почетными гостями вечера, которые перерезали красную ленточку, символизирующую открытие музея гимназии.

В музеях чаще царит тишина, но за этой тишиной всегда - гул истории. И конечно – постоянное изучение современности, общение с самыми разными людьми. Много сил отдали педагоги ЦТТиИТ для того, чтобы судьбы учеников стали оживать в стенах старинной гимназии.

P.S. Милена Всеволодовна Рождественская, филолог, профессор СПбГУ, дочь поэта Всеволода Александровича Рождественского, очень сожалела о том, что не смогла из-за служебной занятости быть на открытии музея гимназии, где учился отец. «Впрочем, надеюсь, что у нас будет еще много встреч, - сказала мне в телефонном разговоре Милена Всеволодовна. – Ведь музей только открылся. И у него будет много посетителей. Сейчас, когда наша система образования переживает не лучшие времена, в музее Царскосельской Николаевской гимназии и взрослые, и дети получат прекрасные примеры того, сколь важны образование и культура в жизни любого человека…».

Специально для Столетия

Царскосельский Лицей был торжественно открыт 19 октября 1811 года. Это было высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы. Идея создания Лицея принадлежала российскому государственному деятелю и инициатору реформ Александра I Михаилу Михайловичу Сперанскому, считавшему, что России необходима конституция, которая должна уничтожить различия в правах между сословиями.

Целью Лицея была подготовка высших государственных чиновников. Сюда принимались талантливые мальчики 10-12 лет - как правило, выходцы из небогатых дворянских семей. Число лицеистов составляло 30 человек, а срок обучения - 6 лет. Лицей был закрытым учебным заведением, и жизнь его воспитанников была строго регламентирована. Мальчикам нельзя было покидать его территорию на протяжении всего года, даже в каникулы.

Процесс обучения лицеистов

В Лицее преподавали в основном дисциплины, имеющие гуманитарно-юридическую направленность. Программа обучения охватывала и гимназический («начальный»), и университетский («окончательный») курсы. У каждого нового курса расписание и количество занятий несколько отличались. Например, в 1812 году лицеисты в неделю занимались 10 часов французским языком, 6 часов латинским, 10 часов немецким, 3 часа русским, 4 часа математикой, 3 часа географией, 3 часа историей, 3 часа чистописанием и 2 часа рисованием. Всего в неделю было 47 учебных часов.

Ежедневное расписание лицеистов выглядело так:

6.00 - подъем, сборы, молитва;
7.00 - 9.00 - уроки;
9.00 - 10.00 - чай, прогулка;
10.00 - 12.00 - уроки;
12.00 - 13.00 - прогулка;
13.00 - обед;
14.00 - 15.00 - чистописание или рисование;
15.00 - 17.00 - уроки;
17.00 - чай;
до 18.00 - прогулка;
18.00 - 20.30 - повторение уроков и вспомогательные классы (по средам и субботам - танцы или фехтование);
каждую субботу - баня;
20.30 - ужин;
до 22.00 - рекреация;
22.00 - молитва и сон.

В первый выпуск Лицея (1811-1817 гг.) кроме Пушкина в число самых выдающихся деятелей вошли: декабрист Пущин, поэт-декабрист Кюхельбекер, поэт Дельвиг, мореплаватель Матюшкин, канцлер России князь Горчаков.

В 1817 году, сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, лицеисты получили аттестаты. Пушкин оказался двадцать шестым по успеваемости (из 29 выпускников), показав успехи только в российской и французской словесности, также в фехтовании. Выпускники лицея могли получить гражданский чин от 14-го до 9-го класса, а для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение.

Исторические анекдоты о лицейской юности Пушкина (случаи из реальной жизни)

В Лицее выпускался рукописный журнал «Лицейский мудрец», куда Пушкин писал стихи. Однажды он написал: «Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб я уснул скорее». Обиженный Кюхельбекер побежал топиться в пруд, но его успели спасти. Вскоре в «Лицейском мудреце» нарисовали карикатуру: Кюхельбекер топится, а его длинный нос торчит из пруда.
Иногда мудрость профессоров состояла в том, что они просто не мешали развитию таланта своего ученика. Профессор математики Карцов не пытался заставить Пушкина знать свой предмет, он видел талант поэта и, шутя, говорил: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт тут же ответил:
- Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть, не поморщившись.
Однажды Пушкин сидел в кабинете графа С. и читал какую-то книгу. Сам граф С.лежал напротив, на диване, а на полу, около письменного стола, играли двое его детей.
- Саша, скажи что-нибудь экспромтом, - обратился граф к Пушкину.
Пушкин, ничуть не задумавшись, скороговоркой ответил:
- Детина полоумный лежит на диване.
Граф обиделся.
- Вы забываетесь, Александр Сергеевич, - строго проговорил он.
- Но вы, граф, кажется, не поняли меня... Я сказал:
- Дети на полу, умный лежит на диване.
Однажды у Пушкина собрались его близкие, друзья и знакомые. Выпито было изрядно. Разговор коснулся любовных похождений Пушкина, и Дельвиг, между прочим, сообщил вслух якобы правду, что Александр Сергеевич был в слишком интимных отношениях с одной молодой графиней, тогда как поэт относился к ней только с уважением. «Мой девиз - резать правду!», - громко закончил Дельвиг. Пушкин становится в позу и произносит следующее: «Бедная, несчастная правда! Скоро совершенно ее не будет существовать: ее окончательно зарежет Дельвиг».

Занимательные факты

Слово «лицей» происходит от древнегреческого «ликей» - так называлась одна из окраин Афин, где находился храм Аполлона с прекрасным садом, в котором Аристотель занимался с учениками в знаменитой «гимнасии». В XVIII веке учебные заведения с названием «лицей» появились во Франции, а затем распространились по всей Европе. Царскосельский Лицей - это первый лицей в России.
В отличие от большинства учебных заведений того времени, в Царскосельском Лицее был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.
Антон Антонович Дельвиг (барон, русский поэт, издатель) был ближайшим лицейским другом Александра Сергеевича Пушкина.Александр Михайлович Горчаков (русский дипломат, государственный канцлер, одноклассник Пушкина) более четверти века руководил внешней политикой России и пережил всех своих однокашников по Царскосельскому Лицею.
***
Пушкин попал в Лицей «по блату». Набор был невелик (30 человек), но у Пушкина был дядя - весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, лично знакомый со Сперанским, основателем Лицея.
В Лицее Пушкин серьезно занимался поэзией, особенно французской, за что его и прозвали Французом.

Около ограды Знаменской церкви существовал дерновый постамент, на котором была мраморная доска с надписью по-латыни: «Genio loci» (гению - покровителю здешних мест). Есть версия, что на постаменте изначально находился бюст Александра I, который затем бесследно исчез (может быть, во время сильного пожара в 1820 году). Как бы то ни было, постамент и доску с надписью лицейское предание прочно связало с именем Пушкина. Впоследствии доска последовала за Лицеем в Петербург, где была установлена в лицейском саду.
Одна из самых известных традиций в Лицее - после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом. Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.Первым директором Лицея был назначен известный ученый и педагог Василий Федорович Малиновский. Совместно со Сперанским он был автором первого лицейского устава, а его выражение «Общее дело для общей пользы» стало девизом Лицея. Несмотря на свое недолгое пребывание в должности директора, он во многом определил мировоззрение лицеистов. Согласно одной легенде, разгневанный за что-то император отказал директору Лицея в праве на строительство дачи в обеих царских резиденциях - Павловске и Царском Селе. Тогда Малиновский, не решаясь ослушаться и в то же время желая досадить императору, выстроил дачу на равном расстоянии от обоих царских дворцов, и серая лента шоссе из Пушкина в Павловск, раздваиваясь, обходила дом с обеих сторон. Эта дача была известна под именем Малиновки. Во время Великой Отечественной войны Малиновка была разрушена.Лицей в своё время также закончили следующие выдающиеся выпускники: министр юстиции России (1862-1867) Дмитрий Николаевич Замятнин, известный архивист и начальник архива департамента таможенных сборов Николай Иванович Кайданов, а также известный русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

История здания Царскосельского Лицея


Четырехэтажное здание Лицея было построено как флигель Екатерининского дворца между Церковным корпусом и Знаменской церковью. Строительство велось в 1789-1792 годах по проекту архитектора И. Неелова.

В 1811 году, когда было принято решение о создании Царскосельского Лицея, архитектор В. Стасов перестроил здание сообразно нуждам учебного заведения. На 1-м этаже поместили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на 2-м столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал.

На 3-м этаже расположились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. 4-й этаж занимали дортуары - комнаты воспитанников.
Комната лицеиста Пушкина поражает простотой и малым размером: 4 метра в длину, 1,5 метра в ширину.
Сегодня в музее бывшего Лицея воссоздана оригинальная обстановка, в которой проходила жизнь лицеистов пушкинского выпуска.
В 1843 году Лицей был переименован в Александровский и переведен в Санкт-Петербург. Внутренние помещения бывшего Лицея были перепланированы под жилые комнаты.


1899 г. - в Лицейском садике установлен памятник Пушкину-лицеисту. Монумент был создан
* * *


Автор сценария: Александр Слонимский
Режиссёр: Абрам Народицкий
Ассистент режиссёра: Адольф Бергункер
Операторы: А. Сигаев, А. Дудко
Художники: И. Махлис, С. Мейнкин, П. Якимов
Звук: А. Гаврюшов
Композитор — Юрий Кочуров

Валентин Литовский (погиб летом 1941 года под Минском) — Пушкин
А. Мазин — Комовский
Анатолий Мурузин — Пущин
И. Парамонов — Кюхельбекер
Олег Липкин — Дельвиг
Чеслав Сушкевич — Горчаков
К. Смирнов — Яковлев
Владимир Гардин — Мейер, гувернёр лицея
Валентина Ивашёва — Наташа
Нина Шатерникова — княжна Эллен
А. Мгебров — Державин
Сергей Карнович-Валуа — Аракчеев
Георгий Кранерт — Александр I

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

В пригороде, в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга, расположился город Пушкин (до 1918 г. – Царское Село), названный в честь великого русского поэта, талант которого в юные годы развился здесь, и жизнь была неразрывно связана с этими местами.

История Царского Села

Изначально, на месте Царского Села, в XVII – начале XVIII века существовала шведская усадьба (поместье) «Сарская мыза». После изгнания шведов и со своим развитием усадьба (мыза) превращается в село, а наименование «Сарское» в русском языке трансформируется в «Царское». В XVIII веке здесь происходит строительство церквей и дворцов, закладка парков и обустройство декоративных прудов. При императрице Елизавете Петровне, дочери Петра I , Царское Село развивается и становится императорской резиденцией, центром политической и придворной жизни страны.

Пушкин в Царскосельском лицее

В возрасте двенадцати лет, в 1811 году, Пушкина привезли в Царское село для обучения в открывшемся по указанию императора Александра I привилегированном высшем учебном заведении для обучения дворянских детей – Императорском Царскосельском лицее. Именно в годы обучения в лицее открылся и был оценен поэтический талант Пушкина, в этот период Пушкин создал большое количество стихотворных произведений.

В 1817 году Пушкин был выпущен из лицея в чине коллежского секретаря. Воспоминания о проведенных в лицее годах, о лицейских друзьях, навсегда остались в душе поэта.

Пушкин в Доме Китаевой

В 1831 году, после бракосочетания А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой, молодая семья переезжает в Петербург, а затем, на лето, в Царское Село. Здесь, в рабочем кабинете в Доме Китаевой, где остановились Пушкин с молодой женой, была написана «Сказка о царе Салтане» , Письмо Онегина к Татьяне , стихотворение «Чем чаще празднует лицей» и другие произведения.

Царское село на карте

Государственный музей-заповедник «Царское село» расположен по адресу: Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Садовая, д.7.

Сопутствующие материалы:

Пушкин и Царское Село . Речь Иннокентия Анненского, произнесенная им на Пушкинском празднике в Императорском Китайском театре в Царском Селе.

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил ;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Ты, Горчаков , счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой : твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм , не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне... пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте...
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему...
Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой...
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Часть 2.Отечество нам Царское Село.

...Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Парадная летняя императорская резиденция в Царском Селе с XVIII в. и на протяжении двух столетий была официальным загородным домом российских монархов, а зачастую царскосельские дворцы становилась излюбленным местом пребывания для членов императорской фамилии.

Император Александр I

Правление Александра I началось в 1801 году, когда ему было 24 года. Восхождение на престол Александра I связано с трагическими событиями во дворце. Его отец, Павел I, был задушен в результате заговора, о котором Александр был хорошо осведомлен. Всю свою последующую жизнь император будет мучиться угрызениями совести и во всех жизненных неурядицах видеть наказание за пособничество в убийстве Павла I.

Он часто бывал в Царском Селе и очень его любил. Здесь он разработал проекты многих гос реформ - учреждение министерств, Государственного совета, военную реформу.

29 августа 1808 г. Высочайше утвержден императором Александром I Указ «О соединении города Софии с Царским Селом». Уездные присутственные места переводятся в Царское Село. Утверждается штат городской полиции. Проводятся работы по разработке проекта планировки города Царское Село на новом месте архитектором В.И. Гесте.


В 1816 г. в парке была установлена скульптура «Девушка с кувшином», гранитная терраса (на месте катальной горки).


Мей А.И. Альбом «Виды Царского Села». Фонтан «Девушка с кувшином» в Екатерининском парке. 1870-е

Архитектор Менелас строит в Александровском парке Ламский павильон (для привезенных из Южной Америки лам), Белую башню, Шапель, оранжереи, ферму. Шапель - капелла-часовня, возведена в готическом стиле с полуразрушенными, растрескавшимися стенами. Белая башня и детская земляная крепость предназначались для обучения и игр императорских сыновей. Здесь они изучали военное дело, артиллерию и фортификацию. На террасах занимались гимнастикой, фехтованием, танцами, рисованием.

Георгий Львов. Белая башня в Александровском парке. 1870-е годы. Акварель. ГМЗ «Царское Село»

Еще больше расширился дворец в 1817 году при императоре Александре I. По его желанию архитектор В.П. Стасов создал Парадный кабинет и несколько прилегавших к нему комнат. Архитектор Стасов переделал часть интерьеров дворца в стиле ампир. Оформление всех помещений было полностью посвящено прославлению победы России в войне 1812 года.


Дворец Эрмитаж

С 1811 по 1843 гг. во флигеле Екатерининского дворца размещался Царскосельский лицей, в котором в 1811-1817 гг. учился А.С. Пушкин. Русская культура многим обязана первым лицеистам. Автор лицейского «проекта», реформатор Сперанский, задумывал не просто учебное заведение для подготовки чиновников высшего класса - он мечтал о новой системе воспитания гармоничного человека. В лицее сложилась особая атмосфера - о ней-то Пушкин и отозвался знаменитой строчкой «Отечество − нам Царское Село».

В Царском Селе сегодня отмечают 200-летие первого пушкинского выпуска в Императорском Царскосельском лицее!

Тон А.Лицей и Большой (Екатерининский) дворец. Литография 1822 год.

В 1820-е гг. царя стали преследовать утомление и депрессии. Гибель отца, смерть 16-летней дочери Софьи Нарышкиной, наводнение в Петербурге, пожар в дворцовой церкви Воскресения Христова - всё это негативно отразилось на психике императора. Он начинает видеть в этих бедствиях наказание за свои прегрешение - участие в заговоре против отца и его убийстве.

В 1825 г. для поддержания ухудшающегося здоровья супруги Елизаветы Алексеевны царственная чета решила совершить путешествие на юг России, в Таганрог, где по пути царь скончался. По другой версии царь постригся в монахи и удалился от власти и мира, закончив свои дни в Пермской губернии под именем сибирского старца Федора Кузьмича, прославившегося своим молитвенным подвижничеством. В церкви Екатерининского дворца состоялось прощание с телом императора.


Мартынов А.Е."Пейзаж с Большим озером", 1814 г., акварель.

Император Николай I.

В 1820 году Николая вызвал к себе император Александр и объявил: отныне он становится наследником престола. Император был бездетен, Константин Павлович отрекся от прав на престол, так как был разведен и тоже не имел детей. Николай не готовился к роли монарха и не желал ее для себя, но принял эту участь с покорностью солдата, которую в детские годы вбил в него генерал Ламздорф.

Деятельность императора Николая I в Царском Селе основывалась на продолжении градостроительных начинаний брата, императора Александра I. Окончание формирования Баболовского парка и создание нового Отдельного парка продолжалось до середины XIX в. Общая площадь дворцово-паркового ансамбля в николаевское время достигла примерно тысячи гектаров.


Последним крупным мероприятием по осуществлению замысла Александра I и архитектора В.И. Гесте стало завершение ансамбля Соборной площади и строительство городского Екатерининского собора. Это первое здание в формах древнерусской архитектуры в Царском Селе, которое в 1835-1840 гг. возвел архитектор К.Л. Тон.



Так выглядел Собор до 5 июня 1939 года, в этот день он был взорван. По словам очевидца белой ночью 5 июня 1939 года "...внезапно раздался оглушительный взрыв. Собор...приподнялся над землей, словно могучий русский богатырь поднялся со своего насиженного места, увлекая облако пыли за собой, и так же внезапно рухнул, как подкошенный, точно съехал на землю".

Важнейшим достижением общегосударственного значения в царствование Николая I стало начало строительство железных дорог, первый опыт в устройстве которых был приобретён при постройке Царскосельской железной дороги. Первая в России железная дорога позволяла в 1837 г. преодолевать расстояние между Петербургом и Царским Селом всего за один час. С появлением железнодорожного сообщения из Санкт-Петербурга в Царское село, связаны дальнейший рост населения, и развитие Царского Села, превратившегося в популярное дачное место.

Вначале к двум частям города Александровского времени прибавилась 3-я часть, затем под обывательскую застройку отвели «Новые места» между бульваром и железнодорожной станцией, которые распланировал архитектор А.Л. Гильдебрандт. Планировку Софии, частично утраченную к этому времени, также упорядочили, и постоянно расквартировали несколько кавалерийских и стрелковых полков.


Николай I и цесаревич Александр Николаевич среди офицеров лейб-гвардии Конного полка .

Первый телеграф, действовавший в Александровском дворце с 1843 г., впоследствии был преобразован в самую мощную в стране Царскосельскую радиотелеграфную станцию. Здесь впервые появились уличное электрическое освещение, образцовое водоснабжение, канализация, охватывавшие всю территорию города. Также впервые в России здесь в 1904 г. соорудили городские очистные сооружения, на которых применялась раздельная система биологической очистки сточных вод и мусоросжигательная станция.


Николаю I умер 2 марта 1855 года. Кончина русского монарха породила в Европе слухи о его самоубийстве. На Западе считали довольно логичным, что гордый император, не вынеся позора поражения в Крымской войне, наложил на себя руки.

Однако официальная версия выглядит более правдоподобной — император, будучи уже сильно простуженным, в 23-градусный мороз без шинели присутствовал на смотре маршевых батальонов, где и заработал роковое воспаление легких. Это, конечно, тоже можно рассматривать как форму самоубийства, особенно если учесть, что все это происходило на фоне сообщений о военных неудачах в Крыму.

Император Александр II.

«Наконец я дома, Боже мой! Какое счастие видеть места и людей, сердцу милых, бывших свидетелей наших радостей!» — произнес одиннадцатилетний великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II, при въезде в царскосельский парк, возвращаясь из заграничного путешествия. Это чувство к Царскому Селу он сохранил на всю жизнь.

Ко времени восшествия на престол Александра II (1855г.) Царское Село выполняло роль официальной летней резиденции российского монарха. К тому времени она уже сформировалась в грандиозный архитектурно-парковый ансамбль, доминантами которого были Екатерининский (архитектор Ф.Б.Растрелли; 1752-1756) и Александровский (архитектор Дж.Кваренги; 1792-1796) дворцы. При Александре II в Царском Селе оформлялись новые дворцовые интерьеры, приобретались предметы убранства, пополнялись коллекции живописи, графики, оружия, росла императорская библиотека. И на всем этом лежал отпечаток как веяний и настроений эпохи, так и личного вкуса и пристрастий самого императора.

Екатерининский дворец Л.Премацци.1889

Хроника жизни императора свидетельствует о том, что многие события как личного, так и государственного характера (а в жизни монарха трудно отделить одно от другого) происходили или были связаны с Царским Селом. Несомненно, Царское Село было для Александра II не только императорской резиденцией, связанной с официальной стороной жизни, но и любимым домом, стены которого помогали пережить трудные моменты и полнее ощутить радостные события в его судьбе.

Александровский дворец в Царском Селе, А. Горностаев, 1847

В Царском Селе Александр II пережил многие трагические события семейной жизни. Здесь он испытал горечь утраты самых дорогих и близких людей: 29 июня 1844 года в Александровском дворце умерла его младшая сестра, великая княгиня Александра Николаевна; 20 октября 1860 года там же скончалась его мать, вдовствующая императрица Александра Федоровна; весной 1865 года император получил известие из Ниццы о смертельном заболевании наследника-цесаревича Николая Александровича и выехал к умирающему сыну.

Катание в коляске. Александр II с детьми

12 апреля 1865 года Александр II, императрица Мария Александровна, великий князь Александр Александрович и невеста наследника, датская принцесса Дагмара присутствовали при кончине великого князя Николая Александровича на вилле Бермон в Ницце. Из Ниццы император возвращается в Царское Село и здесь проводит скорбные дни до погребения сына в соборе Петропавловской крепости в Санкт — Петербурге.


В царскосельской резиденции в апрельские дни 1868 года прошли торжества, посвященные 50-летнему юбилею шефства Александра II над лейб — гвардии Гусарским полком. Любовь к армии и ко всему военному Александр II унаследовал от своего отца, императора Николая I. Александр Николаевич не пропускал ни одного полкового праздника, присутствовал на учениях, смотрах и парадах.

Он был шефом многих гвардейских полков, но шефство над лейб-гусарами имело для него особое значение. Шефом этого полка Александр Николаевич был назначен императором Александром I 27 апреля 1818 года, когда ему было 10 дней от роду. 50-летие императора совпадало с 50-летием его шефства над лейб-гусарами. Свой юбилей Александр II отпраздновал в тесном семейном кругу, а полвека его шефства над лейб-гвардии Гусарским полком было отмечено двухдневными торжествами в Царском Селе, в месте основного расположения лейб- гусар.


Пешие и конные офицеры лейб-гвардии Гусарского полка на плузе Александровского дворца. Худ. К. Пиратский. 1868 г.

6 мая 1868 года в Царском Селе произошло и радостное для Александра II событие — появление первого внука: в этот день у наследника — цесаревича Александра Александровича и цесаревны Марии Федоровны родился сын Николай, будущий император Николай II.

Павильон Эрмитаж

До последних своих дней Александр II проводил часть года в Царском Селе. Он следил за состоянием своей любимой резиденции, с которой у него было связано столько воспоминаний. Даже в 1877 году, в разгар русско-турецкой войны, которая потребовала от России огромных финансовых затрат, при назначении нового управляющего Царскосельским дворцовым правлением и городом Царским Селом генерал-адъютанта К.Г.Ребиндера, Александр II сказал ему: «Я знаю, что теперь не те средства, что прежде, и не претендую на то, чтобы все Царское Село содержалось, как прежде, но прошу тебя, чтобы мои любимые места, по крайней мере, были содержимы хорошо»

Мейер И.Вид на крестовый мостик и Большой царскосельский дворец. Акварель 1844

Царскому Селу Александр II доверил тайну своего второго брака. Здесь 6 июля 1880 года состоялось венчание Александра II и княжны Екатерины Михайловны Долгоруковой (1849-1920) перед походным алтарем, установленным в одном из помещений Екатерининского дворца. Брачный союз императора с Е.М.Долгоруковой, заключенный через месяц с небольшим после смерти императрицы Марии Александровны, когда еще не истекло время официального траура, вызвал неодобрение у многих, но особенно обострило отношения между императором и семьей наследника — цесаревича. Брак с Е.М.Долгоруковой Александр II считал «долгом совести и чести», который должен был исправить совершенную им ошибку. Стареющего императора все более беспокоили настоящее положение и дальнейшая судьба Е.М.Долгоруковой, которая была моложе его на 31 год, и их троих маленьких детей — Георгия (1872-1913), Ольги (1873-1925) и Екатерины (1878-1959). После брака с императором Долгорукова получила титул светлейшей княгини Юрьевской, а детям этот титул был присвоен ранее, в 1874 году. Однако счастье с молодой женой было для Александра II недолгим.

1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен взрывом бомбы, брошенной террористом И.И.Гриневицким на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге, и вскоре скончался.

Император Александр III

После смерти Александра II на российский престол взошел его сын, великий князь Александр Александрович, ставший императором Александром III. Смена императоров знаменовала собой смену эпох и в истории России, и в истории царскосельской императорской резиденции. В царствование Александра III двор мало жил в Царском Селе: император другим загородным резиденциям предпочитал Гатчину .

Вид Екатерининского дворца в Царском Селе. Художник В.С. Садовников.

Во второй половине XIX и начале ХХ вв. проводились в основном работы по поддержанию дворцово-паркового ансамбля и благоустройству города. В 1899 г. в Царском Селе постоянно проживали 18 тысяч 200 человек вместе с войсками, временно- 6685 человек. На лето приезжало из Петербурга на дачи и из разных губерний на заработки до 8900 человек.

Император Николай II.

В начале XX в. в Александровском дворце происходили едва ли не все важные события, связанные с русской государственной жизнью: приемы послов и иностранных деятелей, празднование юбилеев - 200-летия Царского Села и 300-летия Дома Романовых.

В 1905 году Александровский дворец стал основной резиденцией императора Николая II. Это еще одна из важных страниц города Пушкина. Комплекс парковых сооружений дополнили здания в формах древнерусской архитектуры: Государева Ратная палата и Федоровский собор с домами причта. Памятник А.С. Пушкину, по повелению государя возведённый на конкурсной основе в Лицейском саду, до настоящего времени служит одним из символов города.




Император Николай II проводит смотр лейб-гвардии Кирасирского полка. Царское Село 1911 год

В летописи города особое место занимает празднование 200-летнего юбилея Царского Села. Торжества начались 24 нюня 1910 г. богослужением в городском Екатерининском соборе и крестным ходом. Затем состоялись военный парад, юбилейный прием и народное гуляние в Екатерининском парке. В 1911 г. большим культурным событием в жизни города стала Царскосельская юбилейная выставка, посвященная двухсотлетию Царского Села и 300-летию Дома Романовых.


Николай II с остальными Романовыми работают в саду в Царском Селе, 1917 г.

Императорский период истории города прервала Февральская революция 1917 г. Вскоре после нее в Царском Селе организовали художественно- историческую комиссию по учету культурных ценностей. Комиссия начала работу в то время, когда в Александровском дворце ещё томились в заточении августейшие узники.


Солдатское село... Детское село...Царское село... Пушкин.


Николай II с остальными Романовыми работают в саду в Царском Селе, 1917 г.

С марта по август 1917 года Николай Романов, его жена и дети жили под арестом в Александровском дворце Царского Села. После чего были перевезены сначала в Тобольск, а позже в Екатеринбург, где были убиты в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. С этого времени работа комиссии распространилась и на имущество Александровского дворца. В короткое время все должно было быть проверено, описано, проведено через научную экспертизу для подготовки музейной экспозиции. Многие вещи музейного характера перенесли из казенных квартир дворцовых служащих. В августе и сентябре 1917 г. отобрали самые ценные экспонаты музея, а также исторические военные реликвии из полковых царскосельских храмов для эвакуации в Москву, а Царское Село переименовывается в Солдатское Село.

Осенью 1918 г. музейная комиссия передала свои полномочия управлению имуществами республики. В 1918 г. царскосельское имущество Императорского Дома и других собственников национализировали. После революции город был отдан детям: открылось много детских домов, санаториев, детвора заполнила старинные парки. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село.

Уездный центр был перенесен в город Урицк - бывшую Гатчину. Детское Село превратилось в тихий провинциальный городок с большим количеством детских учреждений, санаториев и больниц, созданных на основе бывших благотворительных, медицинских, учебных заведений и в брошенных владельцами богатых особняках.

В 1937 г., в столетнюю годовщину смерти А.С. Пушкина, Детское Село переименовали в город Пушкин.

Название Детское Село впрочем, долгое время (до 2015 года) сохранялось в названии одноимённой железнодорожной станции, вводя в заблуждение приезжих.

И въявь я вижу пред собою
Дней прошлых гордые следы.
Еще исполнены великою женою,
Ее любимые сады
Стоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов
И славой мраморной, и медными хвалами
Екатерининских орлов.

«Воспоминания в Царском Селе» А.С Пушкин, 1814 г.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!