Хорошо ли быть отличником?Как вы относитесь к успеваемости своих детей. Синдром правильного человека: почему не стоит полагаться на систему образования? Так ли хорошо быть отличником и всё делать правильно Зачем быть отличником в школе

Считаю, что данная тема будет интересна не только школярам, но и студентам, и уже «взрослым людям», т.к. отличник - это не только тот, «кто в школе получал одни пятерки…»

Итак, чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к тому, через что прошел каждый из нас - к обыкновенной школе. Вы наверняка знаете, что для учителя класс делится на три части - отличников, ударников (или «хорошистов») и тех, кому надо «подтянуться». Из этих трех групп «самой правильной», почему-то, принято считать первую, но, по моему опыту, это ошибочное мнение. Сейчас попробую доказать почему.

Я сам до десятого класса принадлежал к этой «элите», поэтому обо всем знаю не понаслышке. Итак, отличник - это тот ученик, для которого существуют два вида оценок: «отлично» и «не пять». В начале этого пути, все выглядит более-менее радужно, ведь у ученика есть огромная страсть к познанию, а это очень похвально.

Но со временем, целью обучения закоренелого отличника становятся лишь оценки…эти «звездочки», которыми его жалует учитель. Он готов делать что угодно: биться головой об стену, расшибаться в лепешку, лишь бы добыть очередной бонус. Все это очень напоминает частный случай наркомании…

А эрудированность является лишь побочным эффектом такой цели, но даже ее нельзя назвать настоящей… Это теоретическая эрудированность и не более того. Многие «отличники» на практике или в нестандартной ситуации зачастую не способны применить свои знания. А все почему? Да потому что «в учебнике не было такого примера»! Индукционисты, вот кто они! Люди, которые учатся на примерах, а не принципах. И вся проблема состоит в том, что примеров в жизни бесчисленное множество, и они могут меняться, могут появляться новые, лишь принципы остаются непоколебимы.

Основываясь на всем вышесказанном, я считаю, что отличник - это не что иное как «пунктик». Человек, который 11 классов делал все «на высший бал», выжимался как лимон в универе, уже не может жить иначе. «Принцип отличника» следует за ним повсюду. В обыденной жизни, на работе, в обществе он так и продолжает «делать все на пять». С одной стороны это, конечно, хорошо (исполнительный служащий и все такое), но с другой - такой человек может «сгореть заживо». Его просто не хватит.

На таких людях в современном мире просто-напросто «ездят»! Как на лошадях! Многие люди, которым не близко это «почетное звание», очень успешно пользуются их исполнительностью и безотказностью (ведь для нашего «наркомана» не выполнить просьбу учителя, значит не получить тот долгожданный бонус, ради которого и ведется эта борьба). А ведь нужно иногда уметь «слинять»…тем более, если это не касается твоих обязанностей.

Я более года пытался сломать в себе этот пунктик - признаюсь, было очень непросто. Я словно открыл глаза, увидел, что со мной происходит, и во что я могу превратиться. Мне очень хотелось этого избежать, и поэтому я собрал для себя несколько весомых доводов, которые помогли мне перебороть эту «зависимость». О них я напишу позднее.

А что Вы думаете по этому поводу?

PS Незаметно для себя, я придумал новый термин))

Когда смотришь на то, как умные и талантливые дети надрываются в школе, сутками сидят за учебниками, вечно что-то читают и пишут, пока их сверстники отдыхают и развлекаются, становится немножко обидно и печально.

Эх, знали бы эти ребята, какое будущее ждёт большинство из них.

Рабочие лошадки

А большинство из них будут рабочими лошадками. Везде нужны исполнительные сотрудники, готовые годами вкалывать за копейки только потому, что так надо. Ну как можно выполнять свою работу плохо? Начальству не понравится. Карьерного роста не будет.

А как же больно тому отличнику, который узнаёт, что его бывший одноклассник-троечник уже давно купил себе квартиру, машину и укатил с женой в очередной отпуск на Лазурный берег.

Что за несправедливость? Почему одни пашут и пашут, а другие получают желанные блага жизни быстрее и легче, чем остальные? А очень просто. Успешные люди не следуют правилам на 100%. Тем правилам, которым учат в каждой школе и в каждом университете.

Какие люди нужны государству и обществу в избытке? Учителя, врачи, инженеры, строители и другие работники, которые выполняют важные социальные функции. Желательно, чтобы они несли службу за небольшие деньги, потому что бюджет не резиновый. И важно, чтобы у них не было альтернативы. Если все вдруг станут свободными и начнут заниматься тем, что им действительно нравится, то в обществе образуется дефицит людей, готовых выполнять самую грязную, неблагодарную или просто дешёвую работу. А работ таких немало.

Однако умные и талантливые должны думать, что их ценят, а не просто используют. Как это сделать? Создать иллюзию их исключительности, незаменимости. И это начинается ещё со школьной парты.

Шкала оценок

В точности выполняешь все домашние задания, которые дал учитель - получаешь высокую оценку. Отказываешься что-то делать или допускаешь ошибки - получаешь низкую оценку. Выходит, хорошим и успешным ребёнком является тот, который делает, что ему говорят, и так, как ему говорят. Первый шаг в воспитании послушного, исполнительного и трудолюбивого человечка сделан.

Далее устраиваются всякие олимпиады, конкурсы, победы в которых позволяют получить всякие льготы при поступлении в университет. И детки стараются, зубрят ночами материал, забивают на отдых и общение с родителями, друзьями. Приходит ли им в голову, что на бюджетное отделение престижного университета можно поступить и без выигрыша в олимпиаде? Затратив меньшее количество усилий? Но как же. Надо быть лучше всех! И не важно, какой ценой.

В университете продолжается та же история, что и в школе. Разве что предметы становятся посерьёзнее, а преподаватели носят костюмы поприличнее. Но суть не меняется. Слушаешь лекцию, записываешь её в конспект, воспроизводишь на семинаре и на экзамене. Набиваешь голову тоннами информации, которая якобы делает из тебя профессионала.

Получаешь заветный диплом и приступаешь к работе. Не важно, остались ли знания из университета в голове, большинство сотрудников быстро вливаются в рабочий ритм. Многие даже недоумевают, зачем вообще нужно было столько лет учиться. Ведь отвечать на телефонные звонки, заполнять типовые бумажки и организовывать мелкие мероприятия могут почти все.

В ловушке…

Вчерашние отличники начинают чувствовать себя в ловушке. Знания есть, способности есть, амбиции ого-го, вот только реализовать их невозможно. До начальника ещё дорасти нужно, а на низких должностях приходится заниматься всякой ерундой, да ещё и за копейки. И стоило ли так надрываться на учёбе?

Не стоило. Школа и университет никогда не дадут тех знаний и навыков, которые действительно полезны в жизни и необходимы для зарабатывания денег. Зачем им это? Просто подумайте.

Почему двоечники могут стать успешными?

Часто официальное образование скорее вредит человеку, чем помогает. Ведь мозг тоже имеет границы. Он не может поглощать бесполезную информацию тоннами и при этом продолжать нормально функционировать. Кроме того, мозгу постоянно нужно получать подтверждение фактов, реализовывать знания на практике. Например, прочитал человек в книге рецепт омлета. И это блюдо нужно приготовить как можно скорее. Иначе новый рецепт - хлам для мозга.

Однако в университете практика отсутствует. Или она чисто номинальная. Мозг всё пичкают и пичкают теориями, определениями, инструкциями. А толку?

Лучше сразу пустить в ход одну работающую схему, чем знать в теории, что существуют десятки классных решений.

К сожалению, после окончания университета отличник не получает нужного опыта и на работе. Да, в его трудовой книжке остаются записи, что он где-то там трудился. Значит, что-то знает. Но это слишком узкий опыт. Он относится к конкретной должности. И приходится каждый раз как будто начинать всё по-новому.

Как человек может стать свободным, научиться зарабатывать деньги и жить в своё удовольствие?

Методом проб и ошибок, с помощью постоянной практики. Чем раньше он начнёт работать на себя, за деньги (а не за идею или за якобы светлое будущее), тем лучше. Если не хватает каких-то знаний, нужно заводить знакомства со специалистами, общаться с ними, читать профессиональную литературу, посещать курсы, семинары. Получать образование, но не для корочки, а для конкретной работы. Концентрироваться нужно не на всём подряд, чтобы получить высокие оценки и красный диплом, а только на необходимой информации.

И, конечно, не стоит быть слишком правильным. Правильные люди приносят огромную пользу обществу, своим учителям и работодателям. Однако они редко бывают довольны собственной жизнью.

Ребенок-отличник - мечта большинства родителей. Часто родители готовы на все, чтобы их ребенок имел в школе по всем предметам наивысший бал. С одной стороны, в этом желании как будто и нет ничего плохого, но с другой, если, желая заставить своего ребенка учиться только на отлично, родители начинают использовать неправильные методы воспитания, а то и вообще "перегибают палку", жестоко наказывая его за каждую низкую оценку, то такая погоня за хорошей успеваемостью может не только привести к обратному результату, но и стоить ребенку и его родителям здоровья.

Прежде всего, родители должны понять, что не достаточно высокая успеваемость их ребенка не обязательно связана с его ленью и нежеланием учиться, а также совсем не означает его низких умственных способностей.

Детские психологи школьную успеваемость связывают прежде всего с особенностями темперамента ребенка. Замечено, что лучше всего учатся дети флегматичного темперамента, имеющие низкую реактивность психики. Они уравновешены, усидчивы, дисциплинированны, их трудно вывести из себя, они почти не волнуются, отвечая у доски или выполняя контрольную работу.

Низкая успеваемость чаще всего бывает у детей со слабой конституцией и повышенной психической реактивностью. Такие дети с трудом могут заставить себя сосредоточиться на изучении мало интересного для них предмета, они очень быстро утомляются, рассеяны, не собраны, а при выполнении ответственного задания начинают так переживать, что выдают результат гораздо ниже, чем могут выдать будучи в спокойном состоянии.

Наказывать за плохую успеваемость ребенка, который плохо учится по причине особенностей своего темперамента, не только бессмысленно, но и крайне вредно. Постоянными наказаниями такого ребенка только можно превратить в невротика и вызвать у него страх перед школой и отвращение к учебе. Повысить успеваемость ребенка с такими психологическими особенностями, конечно, возможно, но делать это нужно, пользуясь правильными методами.

Во-первых, необходимо обязательно нормировать ребенку режим занятий и отдыха. К тому же, очень важно, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Строгое соблюдение режима поможет укрепить его нервную систему, сделает ее более выносливой, что будет способствовать его хорошей школьной успеваемости.

Во-вторых, нужно не ругать ребенка за плохие отметки, а хвалить и поощрять за самые маленькие успехи, не забывая повторять, что он умный и что у него обязательно все получится. Это поможет ему стать более уверенным в себе, более уравновешенным и спокойным. Только перестав бояться родительского наказания, ребенок сможет справиться с постоянным страхом получить плохую отметку, что позволит ему отвечать на уроках более смело.

Даже если у ребенка не получится стать отличником - ничего страшного! Ведь хорошая успеваемость в школе не является гарантией счастливой и успешной жизни ребенка в будущем. Очень часто бывает, что дети, учившиеся в школе только на "отлично", не достигают значительных успехов во взрослой жизни, а бывшие троечники-хулиганы отлично устраивают свою жизнь, делают карьеру и хорошо зарабатывают.

Поэтому детские психологи убеждены: чтобы ребенок в будущем смог себя успешно реализовать, его родители, вместо того, чтобы пытаться любыми способами сделать из него отличника, должны научить своего ребенка ставить цели и добиваться их исполнения, научить его выдержке, терпению и целеустремленности, а также постараться воспитать своего сына или свою дочь, прежде всего, просто хорошим человеком.

Стереотип о том, что каждому школьнику необходимо прилежно учиться и получать только высокие отметки, знаком нам с детства. Родители часто говорили нам во всем слушать учителей и делать то, что написано в учебнике. Ведь если будешь плохо учиться, то о хорошей работе можешь забыть.

Но так ли статус отличника открывает перед молодым человеком все двери? Руководители крупных учреждений, успешные бизнесмены и исследователи считают, что всё как раз наоборот. Оказывается, поговорка «Отличники работают на троечников, а хорошисты — на государство» находит отражение в реальной жизни. Получается, что отличником быть плохо? Давай разбираться.


Оценка достижений в школе

С каждым годом критики в адрес действующей системы образования слышится всё больше. Многие заявляют, что школа устарела, а ее лучшие выпускники оказываются совершенно неприспособленными к реальной жизни. Всё, что они могут, — это выполнять работу по инструкции. Так ли это? И какая разница между хорошими и плохими учениками.

Хорошо ли быть отличником?

Отличники обожают теорию, троечники — практику

Троечники не желают решать уравнения или изучать теоретический материал, в котором не видят пользы. У них просто не хватает мотивации на эти глупости. Троечник пытается понять цель и прямолинейно двигается к ней, не обращая внимания на всё остальное.

Отличники привыкают делать всё правильно

Для отличника ошибка — страшный удар, который тянет за собой низкую отметку, последующее сидение за книжками и пересдачу. Для троечника ошибка — привычное событие, которое служит ориентиром к правильному варианту. Плохой ученик не стремиться к совершенству сразу, ведь он знает, что главное — пробовать, тогда с каждый разом будет получаться всё лучше.

Отличники боятся рисковать

Привыкая всё делать правильно, отличник привыкает к чувству безопасности. Он знает: делай, как написано в учебнике, и у тебя будут самые высокие отметки. Но в жизни нет учебника, который ответит на любые вопросы, и тут нужно брать ответственность на себя, выкручиваться и рисковать. И тут рисковые троечники имеют преимущество.

Троечники более общительны

Отличники уверены в своих знаниях. Они считают, что обладают всем необходимым, чтобы решить задачу в одиночку. Троечники понимают, что они многого не знают, поэтому постоянно ищут специалистов и налаживают с ними связь. Даже в школе, чтобы получать сносные оценки, троечнику приходится договариваться с учителями, объясняться перед директором или находить контакт с отличниками и хорошистами, чтобы списать.

Троечники находят более легкие способы

Им неизвестны книжные шаблоны, поэтому к решению задач троечники подходят, опираясь на свой жизненный опыт. Из-за этого их решения выглядят оригинальными и довольно простыми. Умение находить такие ответы пригодится и во взрослой жизни.

Троечники любят мечтать о будущем

В то время как отличники заняты настоящим, ведь они прилежно учатся и вникают в каждое слово учителя, троечники строят планы на жизнь. Плохой ученик воображает свое будущее, представляет, что он будет иметь и чем заниматься. Это помогает ему лучше узнать себя и свои потребности, поэтому его шансы сделать правильный жизненный выбор растут.

Исследователи заявляют, что для успеха человеку нужны не только знания. Чтобы преуспеть в жизни, нужно уметь налаживать контакты с людьми, рисковать, находить простые решения, проявлять настойчивость и характер.

Жизнь многогранна, и перед человеком она ставит массу самых разнообразных задач. Поэтому глупо надеяться, что отличные отметки гарантируют ребенку хорошее будущее. Не забывай, что именно родители обязаны направлять ребенка по жизни.

Все родители желают своим детям счастья и вкладывают в это понятие примерно одно и то же: ребенок здоров, благополучен, физически и эмоционально развит. А нужно ли ему для полного счастья еще и отличником быть?

Понятия «счастье» и «отличная успеваемость» находятся в разных плоскостях. Часто отличники не достигают успеха во взрослой жизни, в то время как их одноклассники-троечники самореализовываются, зарабатывая при этом хорошие деньги. Почему же мы поощряем отличные оценки, переживаем из-за двоек-троек и стремимся во что бы то ни стало «подтянуть» своего школьника по ненавистному для него предмету, записывая ко всевозможным репетиторам и заставляя просиживать вечерами над учебниками? Вероятно, причина кроется в генетически присущем нам советском мышлении: «Хорошо учись – станешь великим ученым, инженером...».

Другими словами - будешь иметь признание и уважение. О том, может ли этот «капитал» сделать жизнь человека комфортнее, а самого человека – счастливее, «рожденные в СССР» почти не задумывались. А в современном остроконкурентном мире отличники тем более не являются баловнями судьбы, потому что, обладая знаниями и способностями, понятия не имеют, что с ними делать.

И, тем не менее, ответ на вопрос «Нужно ли ребенку быть отличником?» для большинства родителей по-прежнему очевиден: «Нужно - и точка!» Но часто учеба «на отлично» становится самоцелью, мучительной пыткой для родителей и детей. Почему так происходит? Попробуем это выяснить, сопоставив два мнения: мамы, которая описывает в своем дневнике опыт воспитания отличницы, и специалиста-психолога, который поддает ее подход критике.

Накануне вечером объяснили дочери, что ее задача – учиться хорошо ВСЕГДА! Да, она была одной из лучших в первом классе, но «почивать на лаврах» рано, потому что теперь ей придется сложнее, ведь нужно закрепить успех.

Вроде бы втянулись в учебу. Лариса Николаевна сказала, что во время летних каникул практически все ученики забыли таблицу умножения, кроме Софии. Та – счастлива! С гордостью показывает «11» в дневнике. Я хвалю и тут же добавляю: «А до 11 класса так сможешь?» Дочь недоуменно смотрит на меня: «Смогу, наверное…» А потом задает свой фирменный вопрос: «А зачем? Зачем мне быть отличницей?» Немного подумав, я сказала: «Быть отличницей тебе нужно, чтобы иметь больше возможностей, чем другие». За этим последовал еще десяток уточняющих вопросов Софии. Я объяснила: «Ты учишься на «отлично», то есть у тебя больше знаний, ты более организованна, чем другие.

Учитель понимает, что тебе можно доверить что-то серьезное, например, участие в олимпиаде по математике. Только несколько детей со всей школы - самые лучшие в этом предмете - принимают участие в олимпиадах. Ты хочешь с ними?» София, не задумываясь: «Конечно!» Я продолжаю: «А если ты станешь лучшей на школьной олимпиаде, ты сможешь соревноваться на уровне города и даже страны!» София задумалась - похоже, пока этого было достаточно.

Кажется, не видать нам олимпиады. Сегодня со слезами и оправданиями дочь принесла 7 баллов за контрольную. Что случилось: вечером она отвечала, как звоночек?!

Звоню Ларисе Николаевне. Она тепло смеется в трубку: «К Софийке вернулась старая привычка – стремление сделать все быстрее всех. Она даже не проверила, что написала. Сдала самой первой за 15 минут до окончания урока. А остальное время мешала другим – вертелась, подсказывала...»

Я расстроилась. Мы так много работали над тем, чтобы выработать у дочки усидчивость. Папа выкраивает время, чтобы водить ее на акробатику, где она может тратить энергию. Мы надеялись, что от физической усталости дочка станет более сосредоточенной на уроках. Похоже, зря...

Усилили контроль за успеваемостью. За ошибки – серьезные разговоры и маленькие бытовые «штрафы» в виде запрета на просмотр очередной серии «Папиных дочек». Слезы градом, наши с папой нервы, жалость к ребенку и себе… Но оценки выравниваются.

Ловлю себя на том, что вечером, когда все собираются дома, мы только и обсуждаем, что Софийкину учебу. Какие баллы получили одноклассники, что надо сделать, чтобы в следующий раз Софии дотянуть до 11, на какой день запланирована очередная контрольная … Проколы в виде восьмерок почему-то формируют комплексы, причем, не только у Софийки, но и у нас с папой. У меня зреет ощущение, что это ненормально. Если у дочери нет собственной мотивации к хорошей успеваемости, и мы не находим аргументов, чтобы ее развить, оценки лучше не станут.

2 ноября

Вторую неделю сидим дома с ОРВИ. Сегодня у Софийки уже появился аппетит, а после еды поднялось настроение. Пошли на полчаса погулять. Видно, что у ребенка прибавилось сил, но вопрос о том, чтобы наверстать пропущенную в школе, даже не поднимается. Тем не менее, позаниматься надо – болезнь пройдет без следа, а если Софийка «съедет» с отметками, выйти на прежний высокий уровень будет очень трудно.

Шаг за шагом восполняем пробелы в знаниях. Провела с Софийкой беседу о том, что, возможно, первые дни в школе она будет не все понимать. Настраиваю на то, что это временное явление. Надо только проявить настойчивость и терпение, и она снова будет самой лучшей в классе.

Мы с учительницей довольны отметками и Софийкой. Техника чтения – 70 слов в минуту – наш абсолютный рекорд в классе! Таблица умножения без ошибок, стихи наизусть – легко! Помня о подверженности дочери «звездной болезни», усиливаю контроль за выполнением заданий. Сначала уроки, только потом – развлечения. Никакого спуску!

Ну вот как объяснить, что 11 баллов – это, пусть и не 12, но тоже супер! Доучились до того, что если у кого-то чуть выше оценка, Софийка терроризирует меня вопросом: чем она хуже? Кажется, у нас сформировался маленький перфекционист!

Сегодня пришла к дочери в школу и ужаснулась: ее парта разрисована фломастерами, кое-где пятна от присохшего клея. В шкафчике безпорядок! В гонке за успеваемостью мы совсем забыли об аккуратности. А ведь порядок в быту ведет к порядку и в голове - я поняла свое упущение. Дома место Софийкиным вещам нахожу я. Дочка, конечно, послушно все выполняет, но только когда я об этом говорю! Решено: самоорганизация – то, чему в ближайшее время стоит уделить особое внимание.

Елена ЛУКЬЯНЕНКО, психолог

В данном дневнике описаны типичные ошибки родителей - многие, наверное, узнали в нем себя и своих детей. Таким подходом родители создают проблему и себе, и ребенку. Ну что ж - давайте разбираться.

1. Контролируя каждый шаг школьника, родители сами начинают чрезмерно переживать, к тому же ребенок растет несамостоятельным, зависимым от мнения родителей: «Что мне делать?», «Это хорошо или плохо?» и т. д. Если в начальных классах такой контроль и работает, то в средней школе этот метод не пройдет: здесь важными станут собственные умозаключения ребенка, опыт, коммуникабельность, популярность среди сверстников.

2. Такой подход мамы опасен также и тем, что ребенок начинает избегать трудностей. У девочки установка: я должна все делать на «отлично». А если задача сложная, появляется неуверенность в собственных силах - так что «лучше и не браться».

3. Если ребенок прошел школу без единой двойки (пятерки, шестерки…) – это, скорее, плохо, потому что у него отсутствует очень важный (хоть и негативный) опыт. Став взрослым, он не сумеет адекватно справляться с ситуациями получения жизненных «двоек».

4. Мотивация подобрана тоже неправильно: мама изложила дочери свои личные чаянья – но никак не чаянья девочки. А теперь рассмотрим такую ситуацию: дочь становится старшеклассницей, а новый учитель ее просто не замечает - несмотря на успехи! В результате у ребенка сбивается программа, заложенная с детства: как же так, ведь она привыкла быть самой лучшей! И тогда «непризнанная» отличница может, например, начать ябедничать – лишь бы заработать авторитет у преподавателя и вновь почувствовать себя «самой-самой».

5. Важно, чтобы родители донесли до ребенка совсем другую установку: «Тебя уважают просто потому, что ты есть. Ты хороший, независимо от того, как ты учишься». С этой установкой ребенок вырастет уверенным в себе и коммуникабельным. Мотивацию к учебе он должен выработать САМ, без давления со стороны мамы и папы. В этом залог его успешности в жизни. А задача родителей - создать определенную мотивационную среду в семье, некий фокус на предмете, к которому они хотят вызвать интерес. То есть не просто говорить о том, как это правильно, например, много читать, но и самим быть книголюбами - создать библиотеку, пополнять ее и активно ею пользоваться.

Клуб Родителей

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!