Князь василько ростовский краткое содержание. Князь василько ростовский

После Любечского съезда исчезли князья-изгои с Русской земли. И сама Русь была поделена между родами княжескими. Казалось бы теперь почва порождающая княжеские усобицы исчезла. И наступил наконец на Руси возжеланный мир.

Ан нет. Поделить то Русь поделили, но не всем понравилось, как.

А именно, князь Владимиро - Волынский Давид Игоревич остался крайне недоволен разделом.

Очевидно, он хотел, за заслуги в войне против Олега получить ещё кой-какие земли к тем, что имел.

А его оставили «при своих»

Как «при своих» остались и ещё два князя Червонной Руси - Володарь Ростиславович князь Перемышля и его родной брат Василько Ростиславович, князь Теребовля.

Это им тоже понравится не могло.

Вообще там в Юго-Западной Руси две эти ветви древа Ярослава Мудрого: Игоревичи и Ростиславовичи ненавидели друг друга лютой ненавистью. И каждый полагал, что два княжеских рода на одну Червонную Русь это слишком много. И одной ветви достаточно будет. Своей собственной, конечно.

В результате, как мы сейчас увидим, прямо сразу после Любечского съезда и братского крестоцелования там вспыхнула война огромных масштабов. В её орбиту были втянуты, помимо русских ещё и поляки, венгры, ну и половцы конечно, куда уж без них то.

Началось всё с преступления. Коварного, кровавого, жутковатого.

И совершилось оно сразу же после Любечского съезда. Времени прошло так мало, что не все князья ещё даже до своих владений доехали.

Жертвой его стал князь Василько.

Этого молодого Ростиславовича мы уже могли с вами видеть, когда вели рассказ о том, как Ростиславичи (тогда ещё изгои) выгоняли с Галиции нынешнего Великого князя Святополка и его родного брата Ярополка. Последний был, как мы помним, предательски убит в 1085 году и многие на Руси, в том числе конечно, Святополк подозревали, что ниточки ведут к Ростиславовичам.

Однако тогда, 12 лет назад эта история осталась без последствий.

Василько же с братом Володарем так и оставили Галицию за собой. Между собой братья жили в большой дружбе, а вот с соседями… Их братья не оставляли в покое вообще. Правда, надо сказать, что русских соседей они не трогали, а вот венгров, чехов и, особенно, поляков тревожили регулярно.

Особенно старательно разорял соседей именно Василько. Ненависть его к Польше была какая то даже иррациональная. Он нападал на поляков практически каждый год, за исключением тех годов, в какие нападал на чехов.

Горя и зла наделал он Польше столько, сколько никто ей, вплоть до Батыя не делал.

Вот чем половцы были для Руси - тем Василько был для Польши!

Его набеги на Запад облегчались тем, что Польша тогда была очень ослаблена. Мы уже видели как на смену сильному королю Болеславу Смелому пришёл его брат Владислав. Человек он был слабым, безвольным. Он был настолько зависим от шляхты, что даже не осмелился принять для себя королевский титул, чтоб не разгневать польских «можновладельцев» и не лишиться престола, а то и головы.

Так и остался просто князем. И шляхта при нём осильнела, а Польша ослабела и стала очень привлекательным куском для любого соседнего хищника.

Чем соседние хищники, по соседски, охотно пользовались. Особенно Василько.

Но Польши ему было мало. Он грабил Чехию. Ходил огнём и мечом по Венгрии.

И всё равно его неукротимая натура требовала большего! Помните чуть выше мы рассказывали о большом походе половцев на Византию? Так в том походе участвовал и Василько со своими полками!

Этот поход ещё больше разжёг его воинственность. И задумал Василько дело огромное и страшное. Решил он не набегами терзать западных соседей, а собрать крупное войско и начать большой поход на Запад.

Как Аттила!

Василько планировал захватить и выжечь всю Польшу, затем пройти по Германии. Потом повернуть на юг и сокрушить Чехию и Венгрию.

Затем захватить Болгарию!

Неизвестно, что он собирался делать с поляками, немцами, чехами и венграми, а вот планы Василька относительно болгар до нас дошли. Он собирался их всех выселить на Русь. Болгарию присоединить к Руси, заселить русскими и самому там править. Он даже обоснование этому придумал. Ведь правил же в Болгарии когда то русский князь Святослав Игоревич? Правил! Следовательно и у Василька, как у потомка Святослава, право на болгарский престол есть.

Так, что всё по праву!По русскому «лествичному» праву.

То, что в Болгарии русское право не действует, Василька ничуть не смущало. Как на это посмотрит Византия, очевидно так же не интересовало Василька.

И ведь этот грандиозный план похода на Запад не был пустой похвальбой. Отнюдь! Василько тщательно готовил этот поход. Он привлёк к нему многих степняков с давних времён осевших на Руси: торков, чёрных клобуков, печенегов.

Но и этого мало. Василько договорился об участии в Западном походе половцев. И не отдельных отрядов, а целых орд. Вот только неизвестно каких именно.

И срок начала вторжения уже был примерно им установлен - сразу после Любечского съезда.

Даже известно, что в тот момент, когда Василько ещё заседал в Любече, к нему в Галицию уже начинали стягиваться полки.

Ещё бы немного и ошарашенная Европа узрела бы на своих полях орды неукротимой степной конницы за сто с лишним лет до Батыя! Вспомнились бы времена Атиллы

Вот, что задумал князь Василько!

Но сбыться этому было не суждено.

Дело в том, что Василько же совсем не держал этот свой кровавый план в секрете. Напротив, он охотно рассказывал про него всем и каждому. И на Любечском съезде братьям-князьям рассказал. Хотел, наверно, всю Русь на этот поход поднять.

Но понимания он среди других князей не нашёл. Все отлично знали, что опасность для Руси представляет совсем не Запад, а Восток.

Вот именно туда, на Восток, вглубь Дикой Степи и готовил поход объединённых русских ратей в то время Мономах. Отвлекаться на Запад, согласимся, русским не было никакого смысла.

Так, что князья не поняли и не приняли планов Василька. А вот Давид Игоревич, понять то понял…но по своему.

Он решил, что громадное войско Василько собирает совсем не для похода на Запад. Что все разговоры о том, чтоб огнём и мечом по Европе пройтись это просто прикрытие. А истинный план Василька - свергнуть его, Давида Игоревича и забрать себе Владимир-Волынский вместе со всей Волынью.

Так он решил и начал действовать.

Из Любеча князья стали разъезжаться по домам.

Святополку Киевскому, Давиду Игоревичу и братьям Ростиславичам было как раз по пути. Через Киев.

Володарь, по некоторым сведениям, уехал впереди всех, готовясь встречать и размещать приходящие для Западного похода полки, а Василько решил заехать в Киев. Помолиться перед походом в Михайловском монастыре.

Туда же, в Киев, заехал вместе со Святополком и Давид Игоревич. Якобы в гости. На деле же он не просто гостил, а прямо сразу начал наговаривать Великому князю на Василька.

Стал говорить, что Василько собирает полки, чтоб согнать со стола и его Давида и самого Святополка.

Великий князь поначалу выразил сильнейшее сомнение в реальности таких замыслов Василька.

Давид не успокаивался:

« Кто убил брата твоего Ярополка? А теперь мыслит и на тебя и на меня. Промышляй о своей голове»

Напоминание о явно спланированном кем то убийстве брата смутило Святополка. Он начал колебаться. Но, по неосторожности, колебаться стал вслух.

« А ну как это правда?» - говорит

Давид понял, что Великий князь дозревает и достал из рукава «козырного туза» - пригласил трёх своих бояр, бывших с ним на Любечском съезде. Имена их история для нас сохранила: Туряк, Лазарь и Василь.

Давид сказал, что вот эти бояре своими ушами слышали, как Василько грозился скинуть с Киевского стола князя Святополка.

Бояре подтвердили слова своего князя. Святополк задумался ещё сильнее.

А Давид не прекращал зудеть:

« Если не схватим сейчас Василька, то ни тебе не княжить в Киеве, ни мне на Волыне»

Святополк ответил:

«Если правду говоришь то Бог тебе свидетель, если из зависти, то Бог тебе судья»

Такой ответ не устроил Давида. Ему хотелось больше ясности в позиции Великого князя. Он предложил Святополку испытать Василька. Пригласить его в гости и по реакции уж судить о намерениях и планах беспокойного теребовлечского князя.

Святополк так и сделал.

Василько как раз возвратился с Михайловского монастыря в свой стан, поужинал и собирался лечь спать, чтоб на завтра, чуть свет тронуться в путь.

Тут к нему принесли послание от Святополка. Великий князь просил Василька не уезжать из Киева до именин Святополка.

Василько ответил, что никак не может. Тут же пришло послание от Давида:

«Не ходи домой, не ослушайся старшего брата».

Василько опять отказался.

Давид Игоревич тут же к Святополку:

«Видишь, не хочет тебя знать, находясь в твоей волости. Что же будет когда придёт в свою землю? Помянешь тогда меня. Схвати его и отдай мне»

И Святополк, наконец, сдался и дал себя уговорить на клятвопреступление.

Он послал Васильку письмо:

«Если не хочешь остаться до именин, то зайди хоть ныне, повидаемся и посидим вместе с Давидом»

Василько решил съездить и посидеть с князьями на прощание

Когда он уже выезжал из стана наперерез к нему бросился какой то человек, схватил за узду и сказал, чтобы Василько никуда не ездил. Открыл князю, что это ловушка и его хотят схватить.

Василько не поверил. Как схватить? Ведь только-только крест целовали, что друг на друга руку не поднимем.

И продолжил путь. Приехал к Святополку, зашёл в горницу. Там сам Великий князь и с ним Давид Игоревич. А на столе пусто почему то. Как будто и не ждали гостя.

Святополк тут же принялся опять уговаривать Василька остаться погостить подольше. Василько сказал, что никак не может.

«Ну тогда посиди здесь» говорит Святополк «А я пойду распоряжусь, чтоб нам подали»

И вышел из горницы

Остались Василько и Давид вдвоём. Святополка нет и нет. Василько решил от скуки побеседовать с Давидом. Но тот сидел ни жив ни мёртв. Онемел от волнения.

Потом выдавил из себя:

« Я пойду за Святополком, а ты брат посиди тут»

И вышел.

Как он ушёл, через малое время, в горницу вдруг ворвались дружинники Святополка, схватили Василька и заковали его в двойные оковы.

Кстати вот всё описанное, это фактически мемуары самого Василька. Летописец узнал про все подробности от ближнего дружинники Василька, а тот от самого князя.

Наутро по Киеву поползли нехорошие слухи. Бояре, киевское вече начали задавать Святополку вопросы.

На, что получил какой то очень многозначительный ответ от киевлян:

«Тебе, князь, надо беречь свою голову»

Как хочешь-так и понимай. Святополк задумался, как же это понимать?

Тут к нему явились игумены всех киевских монастырей и стали уговаривать одуматься пока не поздно и отпустить Василька.

Совершено потерявший самообладание Святополк начал валить всё на Давида. Это, дескать он, всё сделал, а я тут ни при чём.

А Давид, поняв, что ситуация критическая, тоже насел на Великого князя:

«Если ты отпустишь его, то ни тебе ни княжить ни мне»

Святополк махнул рукой и повелел отдать Василька Давиду. Ночью пленённого князя Давид тайно вывез из города.

Привезли Василька в ту же ночь в Белгород. Завели закованного в какую то избу. Там несчастный князь увидел как дружинник Святополка по имени Беренди, торчин родом, сидит и точит нож.

Василько догадался, что хотят с ним сделать - ослепить.

Летопись говорит, что Василько впал в отчаянье и «возопил к Богу с плачем великим и стоном»

Тут в избу вошли двое: конюх Святополка - Сновид Изечевич и конюх Давида - Дмитрий.

Онирасстелили на полу ковёр и попробовали уложить на него Василька. Но тот, хоть и связанный, сопротивлялся так отчаянно, что конюхи не могли с ним справиться. Позвали ещё людей.

Только тогда удалось повалить Василька на ковёр. Конюхи взяли доску и придавили её грудь князя. Торчин навалился сверху и стал выковыривать у Василька глаза. Несчастный пытался уклониться. Торчин всё никак не мог попасть ножом в глаза и сильно порезал князю лицо.

Наконец Василька схватили за голову, удержали её в одном положении и торчин Беренди вырезал князю оба глаза. Один за другим.


(ослепление Василька. Миниатюра из летописи)

Василько потерял сознание от боли. Его, окровавленного, положили на телегу и повезли во Владимир - Волынский, куда и прибыли на шестой день.

Во Владимире Давид Игоревич бросил слепого князя в темницу и приставил сильную стражу - 30 человек.

До Переяславля, где довольный итогами Любечского съезда Мономах, активно занимался подготовкой к общерусскому походу на половцев, весть о сотворившемся диком преступлении долетела очень быстро.

Мономах оторопел от таких новостей, а потом заплакал от горя и отчаянья. Всё, чего он добился долгим и тяжким трудом: мир на Русской земле и объединение русских князей рухнуло в одночасье.

Все надо было начинать заново.

(продолжение следует)

Ходил с дядей, великим князем, в южную Русь на помощь князю Михаилу черниговскому (впоследствии святой) в 1226 г.; по приказанию дяди выступил на мордву, но возвращен с дороги в 1228 г.; окончил новый поход на мордву, разошелся было с дядей, великим князем, по интригам другого дяди, князя Ярослава Всеволодовича (впоследствии великий князь Ярослав II), но умирились на съезде суздальском в 1229 г.; по приказанию дяди, великого князя, ходил пустошить пределы нынешней Калужской губернии, область князя Михаила черниговского, в 1231 г.; при втором нашествии татар, удалившись с дядей, великим князем, в Ярославскую область, взят в плен татарами в битве 4 марта на р. Сити и убит ими спустя несколько дней в 1238 г.

Тело его, брошенное татарами в Шеренском лесу (от р. Шерны, притока Клязьмы, в Богородском уезде Московской губернии) перенесено в Ростов и тут находится мощами под спудом в Успенском соборе.

С горькими слезами погребли ростовцы своего князя. Он оставил двух сыновей: Бориса, князя ростовского, прозванного «Печальником (+. е. заступником перед татарами) земли Русской», ради которой он почти всю свою жизнь прожил в Орде, и Глеба, князя белоезерского, основателя Каменного монастыря на Кубенском озере (см. 10 сент., житие прп. Иоасафа Вологодского). Память последнего чтится местно.

«Был князь Василько, - пишет о нем летописец, - выше меры храбр и красив лицом, боголюбив, нищелюбив, богобоязнен, всегда чтил сан иерейский, сирым был отец, голодающим - кормитель, о неимущих имел непрерывное попечение, печальным подавал утешение; любовно и ласково он поступал со своими вельможами и со служащими ему, и кто из бояр ни служил ему, никогда не оставлял его для другого князя. В нем обитало мужество и ум, истина и правда были его спутниками. Посему хвалим был князь Василько от всех людей, а за свою веру сподобился получить венец нетления от Христа Бога». Святые мощи св. князя Василько почивали в ростовском Успенском соборе под спудом.

Святой князь Василько был женат на дочери св. Михаила черниговского, Марии, от брака с которой оставил двух сыновей: Бориса, князя ростовского, и Глеба, князя муромского.

Василько Константинович (7 декабря 1208, Ростов - 4 марта 1238, Шеренский лес) - удельный князь Ростовский. Старший сын великого князя Владимирского Константина Всеволодовича, внук великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. Погиб в монгольском плену после поражения русских войск на реке Сити.

Ранняя биография

В 1216 году Константин после липицкой победы над младшими братьями и утверждении во Владимире оставил своего семилетнего сына в Ростове на попечении епископа Пахомия, известного своей образованностью. Уже в 1217 году Константин перевёл побеждённого Юрия из Городца в Суздаль и заключил с ним мир, в результате которого дети Константина смогли унаследовать его обширные владения (Ростов, Ярославль, Углич, Белоозеро, Устюг) и передать их своим потомкам, не претендуя на столицу, переданную Константином по своей смерти (1218) Юрию. Лишь, согласно Тверской летописи, часть ростовской знати после смерти Константина ушла на службу к его тестю в Киев, Мстиславу Романовичу, опасаясь мести со стороны Юрия, и приняла непосредственное участие в битве на Калке (1223).

Княжение в Ростове

В 1220 году Юрий организовал поход против волжских булгар в ответ на разорение ими Устюга в 1217 году. Василько отправил полки, спустившиеся по Каме и соединившиеся в пределах Волжской Булгарии с основными силами под командованием Святослава Всеволодовича. В последующие годы Василько принимал личное участие во владимирских походах:

  • зимой 1221 года вместе с Юрием на булгар. В Городце был заключён мир как при отце и дяде Юрия;
  • в 1223 году против монголов. Войско дошло до Чернигова, но, узнав о поражении русских на реке Калке, вернулось;
  • В 1224 году против новгородцев. Был занят Торжок и заключён мир;
  • в 1226 году с Юрием и братом Всеволодом в помощь Михаилу Всеволодовичу против Олега Курского. Михаил вокняжился в Чернигове;
  • в 1228 году с владимирским воеводой Еремеем Глебовичем на мордву. Поход был прерван из-за дождей;
  • зимой 1229 года с Юрием, Ярославом, братом Всеволодом и Юрием муромским снова против мордвы. Поход в целом был удачен, но имело место частное поражение дружинников Ярослава и Константиновичей, отошедших далеко от главных сил;
  • в 1231 году с Ярославом Всеволодовичем против Михаила черниговского. Михаил отказался от претензий на Новгород, и там окончательно утвердился Ярослав.

В 1229 году имел место инцидент, когда Ярослав, боровшийся с Михаилом за новгородское княжение, и Константиновичи заподозрили Юрия (мужа сестры Михаила) в союзе с ним, но на Суздальском съезде в том же году поклонишася Юрью вси, имуще отцом себе и господином.

Князем Васильком был достроен в Ростове Успенский храм, постройка которого была начата ещё его отцом, Константином Всеволодовичем. В 1230 году он присутствовал на освящении храма и тогда же просил дядю Юрия и епископа Владимирского Митрофана о назначении Ростовским епископом архимандрита Кирилла, игумена Рождество-Богородицкого монастыря, на что получил согласие, и в следующем году послал архимандрита Кирилла в Киев для посвящения в епископы.

Гибель и канонизация

В начале 1238 года, во время движения татар на Владимир, князь Василько вместе с Юрием Всеволодовичем ушёл за Волгу. 4 марта, после битвы на реке Сити между монголо-татарами и русскими, пленный Василько отказался принять присягу хану и был убит в Шернском лесу. Спустя некоторое время труп был найден, по преданию, какой-то женщиной, которая рассказала о своей находке поповичу Адриану, и тот спрятал тело; затем оно было перевезено в Ростов и там погребено в соборной Успенской церкви.

По словам Никоновской летописи, Василько был очень любим жителями Ростова, а особенно своею дружиной, умён и хитёр, «лицом красен, очима светел и грозен взором, и паче меры храбр, сердцем же лёгок, а кто ему служил, хлеб его ел, чашу его пил, той за его любовь» не мог уже служить у иного князя.

Русская православная церковь причислила Василько Константиновича к лику святых, почитает его как мученика (время канонизации неизвестно). Память совершается (по юлианскому календарю) 4 марта и 23 мая (Собор Ростово-Ярославских святых).

И Тверских святых

Принадлежал к славному в русской истории роду суздальских Мономашичей. Его прадед - Юрий Долгорукий , дед - великий князь Всеволод VI Большое Гнездо . Святой Василько был старшим из птенцов "Большого гнезда". Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина , Василько (Василий) родился 7 декабря года в Ростове , где княжил отец. Там прошло его детство, а в году, когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был выделен Васильку (ему было восемь лет) как удел для самостоятельного княжения.

После смерти отца (+ 2 февраля 1218 года) наставником молодого Ростовского князя был дядя Юрий, великий князь Владимирский . Двадцать лет правил князь Юрий Владимирской землей, и все эти годы Василько был его ближайшим другом и соратником. Летописцы отмечают цветущую красоту Василька, его светлый и величественный взор, отважность на звериной ловле, благодетельность, ум, глубокую книжность, кротость и добродушие в обращении с боярами: "Ибо кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугою иного князя". В году Василько участвовал в походе владимиро-суздальских войск на Волжскую Болгарию, в году - в походе к устью Оки, где святым Юрием был заложен в тот год Нижний Новгород .

Вскоре после второго мордовского похода между великим князем Юрием и братом его Ярославом из-за чего-то произошла ссора, в которой Константиновичи приняли сторону младшего брата. На Суздальском съезде года князья примирились. В следующем году Василько принимал участие в походе Ярослава Всеволодовича на князя Михаила Черниговского .

Над Русью сгущались тучи. 3 мая года писал летописец, "тряслась земля в самую обедню", были тем летом на Руси голод и мор. В году татары зимовали, едва не дойдя до столицы Волжской Болгарии. Жизнь шла своим чередом, князь Юрий в году женил своих сыновей Владимира и Мстислава, Василько гулял на их свадьбах. А всем им оставалось жить чуть более года - татары уже взяли Болгарскую землю.

Церковь чтит святых Василька и Юрия как страстотерпцев -подвижников, героических защитников Русской Земли. Их святой пример вдохновлял русских воинов в борьбе с ненавистными захватчиками. Наиболее подробный рассказ о жизни и подвигах святых князей Василька и Юрия сохранила Лаврентьевская летопись, писанная иноком Лаврентием по благословению святителя Дионисия, архиепископа Суздальского , в году - за три года до Куликовской битвы.

Использованные материалы

  • "Святой благоверный князь Василий (Василько)" // Сайт Издательства Московской Патриархии
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Святой благоверный князь Василий (Василько) Ростовский принадлежал к славному в русской истории роду суздальских Мономашичей. Его прадед - Юрий Долгорукий, дед - великий князь Всеволод III Большое Гнездо (+ 1212), брат святого Андрея Боголюбского (+ 1174, память 4 июля), наследник и продолжатель его дела. Из Владимира-на-Клязьме, ставшего столицей древнего Ростово-Суздальского княжества, Всеволод самовластно вершил дела всей великой Руси. "Слово о полку Игореве" говорит о нем, что он может "Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать".

Святой Василько - старший из птенцов "Большого гнезда". Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина, Василько (Василий) родился 7 декабря 1208 года в Ростове, где княжил отец. Там прошло его детство, а в 1216 году, когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был выделен Васильку (ему было восемь лет) как удел для самостоятельного княжения.

Воинская доблесть, священный долг служения Родине, справедливость и послушание старшим - традиционные черты русского князя, защитника земли, были присущи Васильку. После смерти отца (великий князь Константин умер 2 февраля 1218 года, Васильку не было еще десяти лет) наставником молодого Ростовского князя был дядя - великий князь Владимирский, святой Юрий (+ 1238, память 4 февраля). Двадцать лет правил князь Юрий Владимирской землей, и все эти годы Василько был его ближайшим другом и соратником. Летописцы отмечают цветущую красоту Василька, его светлый и величественный взор, отважность на звериной ловле, благодетельность, ум, глубокую книжность, кротость и добродушие в обращении с боярами: "Ибо кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугою иного князя". В 1219 году Василько участвовал в походе владимиро-суздальских войск на Волжскую Болгарию, в 1221 году - в походе к устью Оки, где святым Юрием был заложен в тот год Нижний Новгород.

В 1223 году впервые в южных степях появились татары, "народ неведомый", вышедший из глубины Азии. Первой их жертвой стали союзные с Русью половцы. Русские князья, совместно с половецкими ханами, многие из которых приняли святое Крещение , решили дать отпор степным хищникам раньше, чем они дойдут до Русской Земли. Святой Василько возглавил вспомогательный отряд, посланный великим князем Юрием для участия в общерусском степном походе. Враг оказался сильнее, чем думали. Сказалось и вековое разделение удельных властителей, неспособных к дружным совместным действиям в масштабах большой войны.

Отряд Василька не поспел к решающей битве, у Чернигова пришла к нему печальная весть о разгроме русского войска на реке Калке 16 июня 1223 года. Это было дурное предзнаменование: с востока надвигалась гроза. Василько со своей дружиной вернулся в Ростов.

В 1227 году (по другим данным, 1228) Василько Константинович женился, взяв в жены Марию - дочь святого Михаила Черниговского (+ 1246, память 20 сентября). На сестре князя Михаила уже ранее был женат дядя Василька - святой Юрий. В 1231 году у Василька родился старший сын Борис.

Над Русью сгущались тучи. 3 мая 1230 г. писал летописец, "тряслась земля в самую обедню", были тем летом на Руси голод и мор. В 1232 году татары зимовали, едва не дойдя до столицы Волжской Болгарии. Жизнь шла своим чередом, князь Юрий в 1236 году женил своих сыновей Владимира и Мстислава, Василько гулял на их свадьбах. А всем им оставалось жить чуть более года - татары уже взяли Болгарскую землю.

В 1237 году татарский смерч обрушился на Русь. В декабре под ударами Батыя пала Рязань. Князь Юрий не решился бросить свои войска ей на помощь, предстояла трудная оборона Владимирской земли. Татары предлагали ему мир, и святой князь готов был к переговорам. Но условия мира - дань и вассальная зависимость от хана, были неприемлемы. "Славная брань, - решил князь, - лучше постыдного мира". Первый бой с татарами был принят у Коломны, командовал дружиной Всеволод Юрьевич, но был разбит. Враги устремились к Москве, взяли и сожгли ее. Другой сын Юрия, Владимир, возглавлявший оборону Москвы, попал в плен.

Святой Юрий и его верный сподвижник святой Василько были преисполнены решимости биться "за православную веру христианскую" с "безбожными погаными татарами". Организовав оборону и оставив во Владимире сыновей, Всеволода и Мстислава, князь Юрий отошел за Волгу собирать новые войска взамен уничтоженных Батыем.

С ним были племянники - святой Василько Ростовский со своей дружиной, его братья - Всеволод и Владимир Константиновичи. Великий князь ждал подхода братьев - Ярослава и Святослава с их войском.

В мясопустную субботу , 3 февраля 1238 года, быстро и беспрепятственно пройдя по зимним дорогам, татарская армия подошла к Владимиру. Несмотря на героическую оборону, судьба города была предрешена. Епископ Митрофан для духовного укрепления постриг в ангельский образ всех остававшихся в городе князей и княгинь. 7 февраля город пал. Последним оплотом владимирцев стал Успенский собор, хранивший главную святыню Русской Земли - чудотворную Владимирскую икону Божией Матери . Татары обложили собор дровами и хворостом и превратили в огромный пылающий костер. В огне и в дыму, вместе с тысячами беззащитных женщин и детей, погибли епископ Митрофан и вся семья святого князя Юрия: супруга Агафия, дочь Феодора, невестки Мария и Христина, внук-младенец Димитрий. Сыновья Всеволод, Мстислав и плененный ранее Владимир были подвергнуты истязаниям и зарезаны "пред очами хана". (В некоторых старинных месяцесловах все они записаны как святые.)

Святой Юрий стоял с войсками под Ярославлем. Узнав о гибели столицы и о смерти близких, князь, по словам летописи, "возопи гласом великим со слезами, плача по правоверной вере христианской и Церкви". "Лучше бы мне умереть, нежели жить на свете, - говорил он, - чего ради остался я один". Святой Василько, подоспевший с ростовской дружиной, укреплял его на ратный подвиг.

4 марта 1238 года произошла решающая битва на реке Сити. Татарам удалось неожиданным маневром окружить русскую армию. Началась сеча. Мало кто из русских воинов ушел живым из этого страшного боя, но дорогой ценой заплатили враги за победу. Святой Юрий был изрублен в отчаянной схватке. Василька, израненного, привели в ставку Батыя.

Татары принуждали его "следовать обычаю ногайскому, быть в их воле и воевать за них". С гневом отверг святой князь мысль об измене Родине и Православию. "Никак не отведете меня от христианской веры", - говорил святой князь, вспоминая древних христиан исповедников. "И много мучивше его, смерти предаша, повергоша его в лесу Шернском". Так предал душу Богу святой князь Василько Ростовский, уподобившись в кончине своей святому страстотерпцу Борису, первому из князей Ростовских, которому он подражал в жизни. Как и святому Борису, Васильку не было еще тридцати лет.

Епископ Ростовский Кирилл, придя на поле сражения, предал погребению погибших православных воинов, отыскал тело святого князя Юрия (только отрубленной его головы не сумели сыскать в грудах поверженных тел), перенес честные останки в Ростов - в Успенский собор. Тело святого Василька было найдено в Шернском лесу сыном священника и привезено в Ростов. Там супруга князя, дети, епископ Кирилл и весь народ Ростовский встретили с горьким плачем тело любимого князя и погребли его под сводами соборной церкви.

Описывая погребение князя Василька, летописец так характеризовал его: "Рыдало народа множество православного, зряще отходящим отца и кормителя сирым, печальным утешение велико, омраченным - звезду светоносную зашедшую. На весь бо церковный чин отверз ему Бог очи сердечные, и всем людям церковным. и нищим, и печальным яко возлюбленный был отец... Кровью мученической омыл прегрешения свои с братьями".

Знак особой Божией милости народ видел в том, что князья-соратники похоронены были рядом в ростовском кафедральном соборе: "Се бо и чудно бысть, ибо и по смерти совокупи Бог телеса их. (Позже мощи святого князя Юрия были перенесены в восстановленный Владимирский Успенский собор.)

Церковь чтит святых Василька и Юрия как страстотерпцев-подвижников, героических защитников Русской Земли. Их святой пример вдохновлял русских воинов в борьбе с ненавистными захватчиками. Наиболее подробный рассказ о жизни и подвигах святых князей Василька и Юрия сохранила Лаврентьевская летопись, писанная иноком Лаврентием по благословению святителя Дионисия, архиепископа Суздальского, в 1377 году - за три года до Куликовской битвы.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!