О чем говорят древнерусские имена: Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо:перерыв в Русской смуте

Кто и когда построил городок-крепость у Дубенского устья? Летописи прямого ответа не дают. Но рассмотрим события, происходившие в жизни князей и низов общества XII-XIII веков. Воспользуемся трудами «последнего летописца» Н.М.Карамзина, глубокого исследователя русской истории В.О.Ключевского и историографией советско-русского периода.

Юрий Долгорукий (1090-1157 гг.) и его сын Андрей Боголюбский (1111-1174 гг.) жили в период коренных перемен русской истории. В жизни отца отразился завершающий период древнерусской истории, в жизни Андрея – начало нового, второго этапа. Русь днепровская сменяется Русью верхневолжской. В верхневолжской Руси создается совсем иной экономический и политический быт, непохожий на киевский.

Юрий был шестым сыном Великого киевского князя Владимира Мономаха. Как младший получил в 1113 г. удел на северной окраине – Ростовскую землю. В 1125 г. Юрий переносит столицу из Ростова в Суздаль. Это была глухая лесная страна (край вятичей). Дремучие леса начинались уже с нынешней Орловской и Калужской областей. В старину Суздальская земля называлась залесской. В.Н.Татищев рассказывал, что Юрий, начав строить новые города-крепости в своей Суздальской волости, заселял их, собирая людей отовсюду и «давая им немалую ссуду». Попасть в Суздаль удобней было по рекам верховья Волги. Дремучие леса к середине XII в. стали прочищаться движением колонистов, и Юрий уже прямой дорогой из Ростова к Киеву водил целые полки.

Великокняжеский киевский престол стал целью всей его жизни. Шансы шестого сына в роду оказаться «старшим» были ничтожны. Казалось – утопия. Но история показала, что целенаправленное воплощение замыслов может привести к успеху. В результате борьбы за престол и удачного стечения обстоятельств Юрий Долгорукий, разбив войска киевского князя Изяслава (своего племянника), княжил в Киеве с 1149 по 1151 год, пока Изяслав в битве не вернул себе Великое княжество. После смерти Изяслава в ноябре 1154 года и кончины в декабре того же года его дяди и соратника Вячеслава, Юрий Долгорукий воцарился в Киеве до самой своей смерти в 1157 г. (был отравлен).

В 50-е годы XII в. население с юга активно перетекало в Ростово-Суздальское княжество. Залесье стало обустраиваться городами. Именно в эти годы Юрий строил города: Владимир, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров … Но так как сам Юрий был на юге, руководил и наблюдал за строительством его старший сын Андрей. Известно, что в 1156 г. под его руководством были сооружены деревянные стены Москвы.

Андрей, старший сын Юрия Долгорукого, родился в 1111 г. на севере. Это был настоящий северный князь, истый суздалец-залешанин по своим привычкам и понятиям, по своему политическому воспитанию. Когда Юрий прочно устроился на киевском столе, самого надежного из своих сыновей Андрея посадил в Вышгороде близ Киева. Но Андрею не жилось на юге. Не спрашивая отца, он тихонько ушел в 1155 г. на свой родной суздальский север, захватив чудотворную икону Божьей Матери, которая потом стала Владимирской – главной святыней Суздальской земли.

Андрей обустраивал города Суздальской земли, особенно столицу Владимир: построил Успенский собор, церковь Спаса, крепостные валы, Золотые ворота с церковью Ризположения. Поставил известную церковь Покрова на Нерли. Село Боголюбово рядом с Владимиром сделал своей резиденцией, возвел белокаменный дворец и церковь Рождества Богородицы. Общие масштабы строительства Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского вполне сопоставимы.

События в XII в. были следствием русской колонизации Суздальской земли, рождения новой ветви русского этноса – великороссов. Описать судьбоносную историю XII в. необходимо: иначе не объяснить события у Дубенского устья в 1134-м и 1216 г., отмеченные в летописях.

Итак, события 1134 года: киевский князь Ярополк под напором Юрия Долгорукого сгоняет со стола в Переяславле Южном их племянника Изяслава Мстиславовича, и в этот год Изяслав оказывается без столоначалия. Новгородский князь Всеволод, брат Изяслава, обещает наказать Юрия, отобрать у него Ростовскую землю, и они выступают в поход. Идут из Новгорода к верховьям Волги – в тот период верхневолжские земли считались новгородскими. Доходят с дружиной до устья р. Дубны, идти далее означало вторгаться в Ростово-Суздальские земли. Юрий в это время находился в Киеве, но перед Изяславом и Всеволодом стоял не менее грозный противник – Андрей, сын Юрия Долгорукого. Князь Всеволод получает сообщения о волнениях в Новгороде и принимает решение вернуться, а Изяслав направляется в Киев. В результате политических комбинаций киевский князь Ярополк сажает Изяслава на Волынские земли.

Походы Изяслава и Всеволода, а также политические события 1133-1134 годов, происходившие в северных и южных землях, хорошо описаны Н.М.Карамзиным. Главный вопрос для дубненских краеведов состоит в том, существовал ли уже в тот период городок-крепость Дубна. Н.М.Карамзин четко пишет, что Всеволод «…в надежде на свою храбрость обещал брату завоевать для него область Суздальскую. Он не сдержал слова: дошел только до реки Дубны и возвратился». Для Н.М.Карамзина в тот период была только река Дубна, а поселения не было.

Советский историк В.А.Кучкин, ведущий специалист по русскому средневековью Института русской истории РАН, в своей монографии «Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв.» (М.: Наука, 1984) отмечает: «В первой половине 30-х годов XII в. граничившие с Новгородом земли Ростово-Суздальской области еще не были укреплены. Во всяком случае, описания двух походов новгородского князя Всеволода Мстиславича на Суздаль в конце 1134 г. никаких ростовских крепостей по Волге и ее притокам не упоминают. Лаврентьевская летопись в сообщении о первом походе новгородцев говорит, что они «на Волзе воротишася», Новгородская I летопись старшего извода уточняет, что новгородцы «воротишася на Дубне». Полки Всеволода двигались, следовательно, по Волге и, дойдя до места впадения в нее р. Дубны, повернули обратно. Пути по Волге и далее по ее правым притокам вверх были самыми естественными и удобными маршрутами вглубь Ростовской земли. Одним из них и хотели, видимо, пройти новгородцы осенью 1134 г. Их второй поход начался 31 декабря 1134 г. Он закончился 26 января 1135 г. битвой на Ждане горе, в которой новгородцы потерпели полное поражение. Жданя гора находилась на р.Кубре, притоке р.Нерли Волжской. И на этот раз новгородцы шли, очевидно, по Волге, но затем поднимались вдоль Нерли. Путь из Новгорода до Ждани горы длиною в несколько сотен верст они проделали всего за 26 январских дней. Такая быстрота передвижения свидетельствует о том, что никакого сопротивления новгородской рати на ее пути к Ждане горе оказано не было. Война 1134 – 1135 гг. показала незащищенность владений Юрия Долгорукого на западе».

Итак, В.А.Кучкин утверждает, что в конце 1134 г. никаких крепостей по Волге и ее притокам не было. Но в монографии исследователь делает предположение, что «в последующее время суздальский князь приступил к строительству здесь крепостей». Это уже относится к 1149 г.

Так возникла ли десятилетие спустя после 1134 г. крепость в устье реки Дубны?

В.А.Кучкин считает, что городок уже возник к концу 40-х годов XII в., то есть к моменту, когда зимой 1149 г. киевский князь Изяслав Мстиславич организовал поход против Юрия. Дружины новгородцев и смолян от устья р. Медведицы, идя по Волге, сожгли 6 городов. В летописи названы только три города: Кснятину, Угличе поле, Молога. В.А. Кучкин предполагает сожженными Тверца, Шоша и Дубна. А вот другой исследователь Н.В. Шляков полагал, что шесть разоренных городков – это Кснятин, Устье Кашинское, Городище (Городец), Прилуки, Чепцы (Святославле Поле) и Угличе Поле.

В этом вопросе исследователям еще необходимо разобраться. Археология может помочь, но в уплотненном небольшом слое земли можно указать с близкой вероятностью век или его половину, но никак невозможно определить год возникновения.

Новгород, составлявший отдаленный северо-западный угол тогдашней Руси, жил за счет торговли. Земли той части были наполнены лесами и болотами, в которых хлебопашество никогда не могло стать основой народного хозяйства. Такие же земли были на границе Новгорода и Ростово-Суздаля, то есть территории, на которой находится современная Дубна. Жители, приехавшие в Дубну в 40-50-х гг. ХХ в., помнят болота и леса, стоящие в воде. Молодежи трудно даже представить природу того периода. Там, где стоит Дом культуры «Мир» и поставлен памятник М.Г.Мещерякову, была сплошь заболоченная территория.

Обустройство всех границ княжества в XII в. началось при крепких руководителях – Андрее Боголюбском и Всеволоде III Большое гнездо. При них не новгородцы ходили ратью на суздальцев, а чаще было наоборот. Пограничная крепость у Дубенского устья могла возникнуть в 60-х годах XII в. при Андрее или в 70-80-х годах при Всеволоде. Но из летописей точно известно, что в 1216 г. она была сожжена. Городок-крепость на Дубенском устье просуществовал 60 или 50 лет и был уничтожен. Какой простор для серьезного научного исследования!

1 марта 1216 г., во вторник, по чистой неделе из Новгорода выходит Мстислав Удалой на зятя своего, князя Ярослава Всеволодовича. Мстислав Удалой берет Зубцов, город в 153 км от Твери вверх по Волге, и предлагает Ярославу мир, но получив отказ, идет к Твери и опустошает все: «…и поидоша по Вользъ воююще, и пожьгоша Шешю и Дубну и Кснятин и все Поволжье». Спор между владимиро-суздальской армией Ярослава и Георгия, сыновей Всеволода III, и новгородско-смоленско-псковско-ростовским войском Мстислава Удалого решился в битве 21-22 апреля 1216 г. у реки Липице близ г. Юрьева-Польского. Окончилась она поражением Ярослава и Юрия. Археология подтвердила наличие обугленного слоя почвы с предметами домашнего обихода.

Города Владимиро-Суздальской земли, воздвигнутые Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским в XII в., были редкими точками среди моря лесов и сельских поселений, но им суждено было сыграть крупную роль в развитии экономики и культуры этого края. А сторожевой городок, порубежная крепость Дубна, прекратил свое существование. История перенесла события по собиранию русских земель на другую территорию.

Так как же администрация города и депутаты поступят с камнем преткновения, который искажает русскую историю? Или необходимо, чтобы все Отделение истории русского средневековья РАН подтвердило эту истину?

Подводя итог вышеизложенному, видно, что, во-первых, в 1134 году городка-крепости с большой вероятностью еще не было; во-вторых, что Юрий Долгорукий не однозначно мог быть ее основателем – им мог быть также Андрей Боголюбский или Всеволод Большое гнездо. Таким образом, помимо того, что надпись на ратминском камне вводит в заблуждение тем, что Дубна пошла от Ратмино, так и дата основания древнего одноименного городка не соответствует историческим данным. Плюс ко всему имя его основателя также остается под вопросом. В таком случае допустимо ли оставлять надпись в дальнейшем?

Людмила Жидкова, кандидат исторических наук

Знать термины: дворяне дворяне Знать даты: Знать персоналии: 1147 г. – первое упоминание о Москве 1147 г. – первое упоминание о Москве Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо





Ярослав Мудрый (ок) Изяслав (, 77-78) Всеволод () Святослав () Олег () Игорь () Владимир Мономах () Мстислав Великий () Юрий Долгорукий () Андрей Боголюбский () Всеволод Большое гнездо () Святослав () Генеалогия Святополк ()


Владимиро-Суздальское княжество классический образец русского княжества периода феодальной раздробленности. классический образец русского княжества периода феодальной раздробленности. территория северо-восточных земель от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу. территория северо-восточных земель от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу. со временем стала центром, вокруг которого объединялись русские земли, складывалось Русское централизованное государство. со временем стала центром, вокруг которого объединялись русские земли, складывалось Русское централизованное государство. образовалась Москва образовалась Москва В середине XII. во Владимиро-Суздальское княжество перешел из Киева великокняжеский титул. В середине XII. во Владимиро-Суздальское княжество перешел из Киева великокняжеский титул. Ростов Великий и Суздаль два древнейших русских города. В 1108 г. Владимир Мономах основал г. Владимир на Клязьме и включил в состав Ростово-Суздальского княжества. Ростов Великий и Суздаль два древнейших русских города. В 1108 г. Владимир Мономах основал г. Владимир на Клязьме и включил в состав Ростово-Суздальского княжества. Андрей Боголюбский () перенёс столицу княжества из Ростова во Владимир. Андрей Боголюбский () перенёс столицу княжества из Ростова во Владимир. Владимиро-Суздальское княжество характеризовалось наличием сильного боярства. Вся история княжества - это бесконечная борьба князя и влиятельных бояр. Владимиро-Суздальское княжество характеризовалось наличием сильного боярства. Вся история княжества - это бесконечная борьба князя и влиятельных бояр.


Юрий Долгорукий (гг.) Начало установления самостоятельности Ростово-Суздальской земли Начало установления самостоятельности Ростово-Суздальской земли основан ряд новых городов, в том числе впервые под 1147 г. в летописи упоминается Москва. основан ряд новых городов, в том числе впервые под 1147 г. в летописи упоминается Москва. пытался захватить в свои руки киевский престол. пытался захватить в свои руки киевский престол. Ю́рий Влади́мирович, по прозвищу Долгору́кий (1090-е годы 1157 г.) князь ростово-суздальский и великий князь киевский


Юрий Долгорукий (гг.) Воевал с Волжской Булгарией Воевал с Волжской Булгарией Боролся с Новгородом Боролся с Новгородом основан ряд новых городов, в том числе впервые под 1147 г. в летописи упоминается Москва. основан ряд новых городов, в том числе впервые под 1147 г. в летописи упоминается Москва. «Приди ко мне, брате, в Москов» Ю́рий Влади́мирович, по прозвищу Долгору́кий (1090-е годы 1157 г.) князь ростово-суздальский и великий князь киевский


Андрей Боголюбский (гг.) Старший сын Юрия Долгорукого Старший сын Юрия Долгорукого перенес свою столицу из Ростова во Владимир-на-Клязьме. перенес свою столицу из Ростова во Владимир-на-Клязьме. В 1164 году предпринял поход на Волжскую Булгарию В 1164 году предпринял поход на Волжскую Булгарию В честь победы над Булгарией, в 1165 году в устье реки Нерль заложен храм Покрова- на-Нерли В честь победы над Булгарией, в 1165 году в устье реки Нерль заложен храм Покрова- на-Нерли В 1162 г. изгнал из пределов ростово- суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину. В 1162 г. изгнал из пределов ростово- суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину. перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию в Боголюбово-на- Нерли перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию в Боголюбово-на- Нерли проводил энергичную политику по укреплению сильной княжеской власти – опора на дворян проводил энергичную политику по укреплению сильной княжеской власти – опора на дворян фото скульптуры Андрея Боголюбского по реконструкции Герасимова В результате сговора знати и представителей ближайшего окружения князя возник заговор, и в 1174 г. Андрей Юрьевич был убит в своей резиденции Боголюбове (близ Владимира).


Сооружены, в подражание Киеву, Золотые и Серебряные ворота. сооружены, в подражание Киеву, Золотые и Серебряные ворота. Заложили белокаменный Успенский храм, который задумывался как кафедральный собор отдельной митрополии. Заложили белокаменный Успенский храм, который задумывался как кафедральный собор отдельной митрополии. Золотые Ворота во Владимире Дворцовый собор Боголюбского замка Андрей Боголюбский (гг.)





Всеволод Большое Гнездо (гг.) оказался его младший брат оказался его младший брат закрепил за Владимиром-на- Клязьме статус главной княжеской столицы. закрепил за Владимиром-на- Клязьме статус главной княжеской столицы. Опора на дворян Опора на дворян период наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. период наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Под контролем находился Новгород Великий, Муромо- Рязанская земля. Под контролем находился Новгород Великий, Муромо- Рязанская земля. Все́волод Большо́е Гнездо́ () великий князь владимирский с 1176 (1174?), в течение пяти недель (1173) был великим князем киевским.


Всеволод Большое Гнездо (гг.) В 1183 г. поход на булгар. Трехдневная осада булгарской столицы Булгара не была успешной для русских князей. В 1183 г. поход на булгар. Трехдневная осада булгарской столицы Булгара не была успешной для русских князей. Осажденные булгары предложили мир, который, по всей видимости, и был принят. Всеволод со своими союзниками отошел к Исадам, а оттуда вернулся во Владимир, пустив конные полки на Мордву. Очевидно, некоторые мордовские племена в то время ориентировались на Булгарию, чем и была вызвана акция Всеволода. Осажденные булгары предложили мир, который, по всей видимости, и был принят. Всеволод со своими союзниками отошел к Исадам, а оттуда вернулся во Владимир, пустив конные полки на Мордву. Очевидно, некоторые мордовские племена в то время ориентировались на Булгарию, чем и была вызвана акция Всеволода.


Опора на малые города (Переславль- Залесский, Дмитров, Городец, Кострому, Тверь, Москва). Рост малых городов княжества при Всеволоде Большое Гнездо. Опора на малые города (Переславль- Залесский, Дмитров, Городец, Кострому, Тверь, Москва). Рост малых городов княжества при Всеволоде Большое Гнездо. влиял на положение дел в южных русских землях и в конце XII начале XIII вв. был самым сильным русским князем. влиял на положение дел в южных русских землях и в конце XII начале XIII вв. был самым сильным русским князем. после смерти между его многочисленными сыновьями вспыхнула борьба за власть. после смерти между его многочисленными сыновьями вспыхнула борьба за власть. Всеволод Большое Гнездо (гг.)


Юрий Всеволодович (гг) великий князь владимирский (). великий князь владимирский (). В 1221 заложил Нижний Новгород; В 1221 заложил Нижний Новгород; В 1238 г. разгромлен и погиб в бою с монголо- татарами на р. Сить. В 1238 г. разгромлен и погиб в бою с монголо- татарами на р. Сить. После гибели Юрия Всеволодовича начинается упадок Владимирского княжества и дальнейшее его раздробление После гибели Юрия Всеволодовича начинается упадок Владимирского княжества и дальнейшее его раздробление


Задания на сравнение (С7) Сравните местоположение, основные виды хозяйственной деятельности, политическое устройство Владимиро- Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII-XIV вв. Укажите, что (какие черты и т. д.) было общим, а что различным (не менее двух различий, не менее трех общих черт). Сравните местоположение, основные виды хозяйственной деятельности, политическое устройство Владимиро- Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII-XIV вв. Укажите, что (какие черты и т. д.) было общим, а что различным (не менее двух различий, не менее трех общих черт). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены как различия по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов Общее 1. Различие 11

(годы жизни ок. 1111–1174, Великий князь 1169–1174)

Честолюбив, полон воинственных замыслов. Сильная, но противоречивая личность. Любил и умел воевать.

Внешняя политика:

– с 1159 г. воевал с Новгородом, Волжской Булгарией (1164–1172 гг. – безуспешно), завоевал мордовские земли.

– В 1169–1170 гг. временно подчинил своей власти Киев и Новгород.

Результат : расширение Ростово-Суздальского княжества, возвышение княжества над другими русскими землями. Укрепил власть в собственном княжестве.

Внутренняя политика:

– Действовал размашисто и непоследовательно, желал править единолично.

– Изгнал младших братьев и старую дружину отца. Жесткая политика по отношению к боярам в своем княжестве, наступал на их права и привилегии, расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчин. Отбирал земли у бояр, увеличивал княжескую вотчину, раздавал земли младшим дружинникам за службу (так появились дворяне – временные держатели земли).

Результат : политика Боголюбского вошла в противоречие с вечевыми и боярскими традициями. В результате заговора в 1174 г. был убит своим ближайшим окружением. Начались усобицы.

– Перенес столицу из Ростова во Владимир в 1169 г., устроил резиденцию – Боголюбово.

– Впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда.

Результат: стал Великим князем всей Русской земли.

– Стремился к церковной самостоятельности от Киева, пытался создать обособленную Владимирскую метрополию, но Константинополь-ская церковь этого не разрешила.

– Способствовал становлению на Руси культа Богородицы. В 1155 г. вывез из Вышгорода икону, ныне это одна из самых почитаемых святынь – Владимирская икона Божьей Матери.

– Развивал идею богоизбранности Владимиро-Суздальского княжества и был инициатором установления новых праздников – Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

– Много храмов построил.

Результат: заручился поддержкой церкви, получил прозвище – Боголюбский.

– Укреплял города княжества.

Результат: социальная опора – город, городские сословия.

Всеволод III Большое Гнездо

(годы жизни 1154–1212, князь владимирский (1176–1212 гг.))

Князь с сильным характером, истинный самодержец. Чувствовал себя полновластным хозяином всей Русской земли. Русские князья признали его старшим. Сам выбирал себе епископа. Сеял вражду между удельными князьями для укрепления собственной власти. Обладал огромной властью.

Внутренняя политика:

– Опирался на новые города (Владимир, Переславль-Залесский, Дмитров, Городец, Кострому, Тверь), где боярство до него было относительно слабым, и на дворянство.

– Обязал дворянство за землю, доходы и другие милости нести основную государственную службу в войске, суде, посольских делах, сборе податей и налогов, расправе, дворцовых делах, управлении княжеским хозяйством.

– Подчинил своей власти Киев, Чернигов, Рязань, Новгород.

– При нем утвердился титул Великого князя владимирского, который постепенно получает признание во всех русских княжествах, что нашло отражение в летописях.

– Строительство во Владимире Дмитровского собора и перестройка Успенского храма.

– Заботился о всей русской земле, а не только о собственном княжестве.

Результат: упрочил свою власть в княжестве и авторитет на Руси, наивысший расцвет княжества. Явился основоположником формирования монархической идеи, идеи самодержавия на Руси, заложил основу того княжения, в результате которого из сильного Владимирского княжества впоследствии возросло новое Московское княжество и возникло Московское государство.

Внешняя политика:

– Успешно воевал с Волжской Булгарией, половцами, мордвой.

– Подчинил Новгород, начав давать ему князей.

Сын Юрия Долгорукого и младший брат Андрея Боголюбского князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (в крещении Дмитрий, 1154 - 15 апреля 1212) стал великим князем в 1176 году и правил почти 37 лет. За годы его правления Владимирская Русь достигла пика своего могущества. Автор «Слова о полку Игореве» подчеркивая силу его державы, писал, что армия великого князя может «веслами Волгу разбрызгать, а Дон шеломами вычерпать». Времена правления Всеволода III - это период наивысшего подъёма Владимиро-Суздальской земли. Прозвище же свое – Большое Гнездо – Всеволод Юрьевич получил за большое потомство: у него было двенадцать детей (восемь сыновей и четыре дочери).

Период смуты

Во время правления Андрея Боголюбского Всеволод был на Южной Руси, выполнял распоряжения старшего брата. После убийства Андрея в 1174 году, во Владимир явились ростовские и суздальские бояре с посольством Глеба Рязанского и созвали вече, где был поднят вопрос: кого приглашать на престол. Казалось, что престол должны занять младшие братья убитого князя – Михаил и Всеволод, которые являлись его ближайшими сподвижниками и продолжателями великодержавной политики. Однако, бояре даже слушать об этом не желали. Говорили, что Ростов и Суздаль «старшие» города, а Владимир их «пригород», его жители лишь холопы-«каменщики», и не могут решать вопросы такого характера. Сподвижники и братья Андрея не устраивали ростово-суздальское боярство, могли и покарать заговорщиков, к тому же продолжить самодержавную политику, ограничивая самовольство бояр. Они высказались за племянников великого князя – Мстислава и Ярополка Ростиславичей. Это были сыновья Ростислава Юрьевича - старшего сына князя Юрия Долгорукого, брата князя Андрея.

Оба этих князя были участниками заговора царевны Анны против Андрея Боголюбского (подробнее в статье Андрей Боголюбский и созидание Владимирской Руси. Борьба с происками Византии) и их изгнали из Владимиро-Суздальской земли. После этого они находились на юге Руси, но нигде не отличились и не закрепились. Именно такие князя – бесцветные, «гибкие» и требовались боярству. К тому же Глеб Рязанский был женат на их сестре, и поддерживал их стремление занять Ростов и Суздаль.

Надо сказать, что пока ростово-суздальские бояре плели свои сети, все четыре князя ещё не ведали о смерти Андрея, ни ситуации во Владимирской державе. Они даже в это время были в хороших отношениях между собой. Более того, гостили у Святослава Черниговского, который выступал в роли покровителя потомком Долгорукова, оказывал им поддержку (в своё время Юрий Долгорукий помог Святославу, и тот долг не забыл). Когда в Чернигов прибыла делегация ростовских бояр, которые призвали на стол Ростиславичей, они даже не поняли, что происходит. Обсудили ситуация вчетвером, по-родственному и приняли решение, что княжить должен старший, Михаил. Ростиславичи сообщили, что уступают ему, и во Владимир поехали все вместе. Бояре, узнав о ситуации, выслали второе посольство, которое перехватило князей в Москве. Они смогли переманить Ростиславичей на свою сторону, и тайком увезли их от Михаила и Всеволода. В Переяславле-Залесском Мстислава провозгласили великим князем.

Однако жители Владимира не смирились с этим решением и пригласили к себе братьев Боголюбского и объявили государём Михаила. Однако править ему не удалось. К Владимиру привёл рязанско-муромскую рать Глеб Рязанский и подошли ростово-суздальские полки. Они обложили город, но владимирцы отказались сдаваться. В течение 7 недель горожане стояли за Михаила и мужественно защищались. Два месяца рязанцы, муромцы, ростовчане и суздальцы осаждали Владимир и разоряли окрестные села. Михаил и Всеволод были опытными воинами, но не ожидали, что едут на войну, приехали с небольшой свитой, оставив дружины на юге. Горожане держались, пока не закончилось продовольствие, голод вынудил их начать переговоры. Они попросили Михаила уехать. Михаил и Всеволод смогли выскользнуть из кольца блокады. Горожане согласились покориться Ярополку и Мстиславу, только взяв с них клятву, не мстить Владимиру.

Великое княжество было поделено на две части. Мстислав Ростиславич сел княжить в Ростове и Суздале, его брат Ярополк во Владимире. Таким образом, столицей княжества вновь ненадолго стал Ростов. Они договорились и с новгородским боярством. Из Великого Новгорода изгнали сына Андрея Боголюбского Юрия (Георгия), призвав на его место сына Мстислава. Однако вскоре ситуация вновь была дестабилизирована. Слишком уж по-хищнически вели себя победители. В результате победы Ростиславичей положение простого народа серьёзно ухудшилось. В Ростово-Суздальском княжестве бояре спешили вознаградить себя за долгое воздержание, когда Долгорукий и Боголюбский держали их в узде. Захватывали княжеские деревни, неволили свободные крестьянские общины, захватили в свои руки сбор податей, драли с людей три шкуры (налоги брали мехами). Расставили своих людей на административных постах. Князь Мстислав оказался удобным правителем, он одобрял все решения бояр. К тому же князь раздавал своим дружинникам должности посадников в Ростово-Суздальской земле и закрывал глаза на судебные «взыски» и взятки. Дружинники же глядя на бояр, и оставаясь без княжеского пригляда, то же начинали себя вести как хищники.

Во Владимирском княжестве дела шли ещё хуже. Здесь хозяйничал Глеб Рязанский – и его воины вели себя как захватчики, грабили дома купцов, ремесленников, церкви, разоряли села. Уделы и доходы, которые Андрей назначил Успенскому собору, Ярополк отнял в свою пользу (как и казну собора). В Рязань отдали даже Владимирскую (Вышегородскую) икону, которая считалась чудотворной. Владимирцы не выдержали такого надругательства и послали в Чернигов гонцов к Михаилу: «Иди на престол Боголюбского, а ежели Ростов и Суздаль не захотят тебя, мы на всё готовы и с Божьей помощью никому не уступим».

Михаил и Всеволод дали своё согласие. Они и сами были не прочь отомстить за обиду. Собрали свои дружины, небольшие, но умелые, участвовавшие во множестве схваток на южном пограничье. Их поддержал Святослав Черниговский, выдели рать со своим сыном. Внезапным налетом они заняли Москву. Здесь к ним присоединился князь Юрий (их племянник), которого выгнали из Новгорода. В рать вливались владимирские ополченцы. Правда, Михаил был болен, слёг, мучили старые раны. Но он возглавил поход, его везли в носилках. Враги в это время то же не спали, поднимали войска. Ярополк с рязанскими войсками двинулся навстречу. Их смогли перехитрить, владимирцы показали князьям другую дорогу и они разминулись с противником. Ярополк теперь стал «догоняющим». Он послал гонцов к Мстиславу и сообщил, что враги идут «в малом числе», Михаил болен и не может возглавлять войско. Предложил, чтобы Мстислав закрыл дорогу на Владимир, взять в клещи противника.

Мстислав и его бояре план приняли. У речки Дубровицы из-за холма на рать Юрьевичей выскочил суздальский полк. Но увидев, что силы противника, вопреки ожиданиям, не малы, суздальцы смутились. Они не знали, что владимирцы уже успели соединиться с дружинами Михаила и Всеволода. Михаил использовал эту заминку для того, чтобы построить войска и перейти в атаку. Суздальцев смяли, многие сдались. 15 июня 1175 года Михаил торжественно вошёл во Владимир. Его встречали как избавителя. Горожане Ростова и Суздаля тоже прислали делегацию, признали власть Михаила. Ярополк сбежал в Рязань, а Мстислав в Новгород. Рязанский князь поняв, что сила не на его стороне, попросил мира и вернул Владимирскую икону и другие вывезенные ценности.

Михаил и Всеволод были удовлетворены и не стали воевать с Рязанью. Они даже не стали наказывать ростово-суздальское боярство, которое было вынуждено принести клятву на верность. Михаил казнил только непосредственных участников убийства Андрея Боголюбского, а боярские роды Суздаля и Ростова предпочёл не задевать. Он считал, что прежде всего надо восстановить мир, не раздражать боярство жестокими наказаниями. Он даже своего брата Всеволода, чтобы не вызвать раздражения боярства и конфликта, посадил княжить не в Ростове или Суздале, а Переяславле-Залесском.

Однако конфликт на этом не был исчерпан. Бояре по-прежнему были настроены враждебно и ждали удобного момента для вероломного удара. Они знали, что Михаил серьёзно болен и ждали своего часа. Великий князь владимирский был ещё жив, когда в Ростов тайно вернулся Мстислав Ростиславич. Бояре готовили дружины, формировали войско. В июне 1176 года, прокняжив всего один год, Михаил скончался.

Правда, в это раз владимирцы не дали застать себя врасплох. Они не медлили и вызвали во Владимир Всеволода, провозгласив его великим князем. Всеволод Юрьевич двинул свои войска навстречу ростовской рати Мстислава. Из Суздаля Всеволод сделал попытку примириться с родственником. Владимирский князь предложил остаться каждому в том городе, который его избрал, а Суздаль должен был самостоятельно решить, кого хочет видеть на своём столе. Мстислав заколебался и был готов принять это предложение, но по совету ростовских бояр Добрыни Долгого, Иванка Стефановича и Матиаса Бутовича отверг предложение. Бояре заявили князю: «Если ты мир дашь ему, то мы не даем».

Владимирцы были настроены серьёзно, заявили о готовности биться с Мстиславом до последнего: «если будем побеждены, по пусть возьмут ростовцы жен и детей наших!» К Всеволоду присоединились у Юрьева переяславцы и юрьевцы. 27 июня рати сошлись на поле у рек Липица и Гза вблизи Юрьева. Сеча была «злая», такой ещё не было «николи в Ростовской земле». Бились на истребление, пощады не давали. Владимирцы выдержали удар противника, а переяславскому полку Всеволода удалось смять правый фланг войска Мстислава. После этого опрокинул врага и владимирский полк. Дружина Всеволода организовала преследование и довершила разгром противника. Много видных бояр было убито или пленено, их привели во Владимир в оковах. В этот раз бояр не щадили, их имения и другое имущество были конфискованы. Мстислав смог сбежать в Рязань к Глебу.

Война с Рязанью

Поражение Мстислава и ростовских бояр Глеба Рязанского не смутила, он себя считал достаточно сильным, чтобы справиться с владимирскими «каменщиками». Войну было решено продолжить. Рязанцы сделали набег на Владимирские земли, сожгли Москву, разорили приграничные села.

Битва на реке Колокше (февраль 1177 года). Всеволод решил ответить, но не набегом, а походом, чтобы решить вопрос раз и навсегда. Глеб уже показал себя непримиримым врагом, мирно жить не хотел, соглашений не соблюдал. Рязань стала плацдармом для врагов Владимира, терпеть такое положение Всеволод не собирался. Он стал собирать войска. Прислал воинов Святослав Черниговский с княжичами Олегом и Владимиром, пришёл князь Переяславля Южного Владимир Глебович.

Рязанский князь тоже не сидел, сложа руки. Он позвал на помощь половцев. Противники выступили зимой почти одновременно. Владимирское войско выступило на Рязань кратчайшим путём, от Москвы по льду Москвы-реки. А Глеб вторгся во владимирские земли восточнее, от устья Клязьмы. На Владимир он не пошёл, а напал на Боголюбово, где его не ждали. Город был разграблен, разорили и окрестности. Пока Глеб с половцами разоряли владимирские земли, известия об этом дошли до Всеволода. Он бросил полки наперерез и настиг Глеба на р. Колокше. Месяц войска стояли друг напротив друга, была оттепель, река разделал армии. Глеб с половцами чувствовал себя уверенно, молодого Всеволода не опасался.

Когда оттепель закончилась, Всеволод применил военную хитрость. Послал на другой берег обоз с переяславцами. Половцы обрадовались, бросились на приманку. Пока степняки осаждали обоз, который умело обороняли переяславские дружинники, Всеволод с остальными войсками ударил прямо по ставе и дружине рязанского князя. Рязанцы потерпели поражение, Глеб с сыном Романом, Мстислав Ростиславич, их бояре, включая изменника-воеводу Бориса Жидославича (предал Андрея Боголюбского), попали в плен. Половцы, лишившись союзников, отступили. Ярополк смог сбежать, но вскоре Всеволод потребовал у рязанцев его выдачи. Рязанцы, устрашенные полным поражением, схватили Ярополка на р. Воронеже и отправили во Владимир.

С пленниками княжеского происхождения поступили необычайно жестко. Обычно князья воевали с друг другом, разоряли города, целые области, губили тысячи воинов и простых жителей, могли погибнуть в бою. Однако если князь проигрывал, его, как правило, лишали удела, но не жизни, свободу возвращали за выкуп. Все знатные пленники были посажены в порубы. Родственники и иные заступники пленников обратились к Святославу Черниговскому, чтобы он взял на себя роль миротворца. Тот прислал епископа, попросил отпустить пленников.

Владимирцы, хлебнувшие горя от Глеба, Мстислава и Ярополка, требовали наказать главных зачинщиков смуты – казнить их. Всеволод предложил Глебу свободу, если тот откажется от рязанского стола в пользу своего сына, а сам уедет на юг. Но пленник гордо отказался, сказав: «Луче еде умру, не иду». В итоге, не выдержав заключения, в июне 1178 года он умер. По другим данным, о переговорах узнали горожане, возмутились, ворвались в тюрьму и убили Глеба. Его сын Роман просидел в тюрьме два года, поклялся Всеволоду в верности и был отпущен на княжение в Рязань.

Мстислав и Ярополк Ростиславич были ослеплены. Суздальская летопись объясняет поступок Всеволода давлением восставших владимирцев. По мнению Н. М. Карамзина, эта кара была вызвана тем, что вторая жена Юрия Долгорукого и мать младших Юрьевичей была родом из Византийской империи, где ослепление политических противников и военнопленных было обычным явлением. Всеволод взял этот метод на вооружение. Хотя подобные события происходили на Руси и ранее. Так, в 1097 году, после Любечского съезда князей, где был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов, для того чтобы прекратить княжеские распри из-за уделов, был ослеплён князь теребовльский Василько Ростиславич. Его ослепили по приказу киевского князя Святополка Изяславича и по предложению владимир-волынского князя Давыда Игоревича, которые попытались отобрать владения у Василько.

Правда, есть версия, что ослепление Мстислава и Ярополка было только умело разыгранным спектаклем. Всеволод помнил о былой дружбе, родстве, понимал, что Мстислав и Ярополк были лишь оружиями в руках более умелых политиков. Народ надо было успокоить и князей «ослепили». Новгородская летопись сообщает об их последующем «чудесном исцелении» в Смоленске в церкви святых Бориса и Глеба на Смядине.

Надо сказать, что «ослеплённые» князья не успокоились. Оставленные жить Мстислав и Ярополк захотели отомстить и отправились в Новгород. «Золотые пояса» помнили политику Боголюбского и опасаясь, что Всеволод продолжит его линию, поддержали их. Мстислав вскоре умер, а Ярополк основался в Торжке и начал делать набеги на владимирские земли. 1180 году Всеволод после 5-недельной осады, взял и сжёг Торжок. Ярополк был ранен и снова попал в плен. По одним данным он умер в заточении в этом же году, по другим был отпущен и скончался после 1196 года.

Так, междоусобная война в Северо-Восточной Руси 1174-1177 гг. завершилась победой Всеволода Юрьевича, великокняжеская власть одержала вверх над князьями-смутьянами и земельной аристократией. Эта победа была в интересах широких слоёв населения – крестьянства, горожан и крепнувшего дворянства (тогда их называли «отроки», «мечники», «вирники», «меньшая дружина» и т. д.). Самодержавная по своей сути власть защищала их внешних врагов и внутре нних «хищников», желающих закабалить простых людей.

Культура при Андрее Боголюбском.

В годы его правления во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164 были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским), город-замок Боголюбово, а также ряд храмов, в т. ч. знаменитые Успенский собор (1158-61), Покрова-на-Нерли (1165), Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-65).

По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова пресвятой Богородицы (1 октября).

    Отношения с церковью.

Около 1160 Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополиии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире вторую митрополию, независимую от киевской, но просьба эта была отвергнута. В 1168 Андрей посылает суздальского игумена Феодора на большой собор в Киев с целью добиться смещения митрополита Константина. Не найдя поддержки у русских епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь поставления ростовским епископом. В 1169 у Андрея Боголюбского возник конфликт с неуживчивым и честолюбивым Феодором, который закончился тем, что князь выдал епископа на суд митрополита в Киев, где Феодор был казнен по обвинению в ереси.

    Заговор против Андрея Боголюбского

Существует несколько теорий о заговоре против Андрея Боголюбского, вот одна из них, самая распространённая: Однажды Андрей казнил одного из ближайших родственников своей жены, Кучковича. Тогда брат казненного Яким Кучкович вместе с зятем своим Петром и некоторыми другими княжескими слугами решил избавиться от своего господина. К заговору вскоре пристали домашние слуги князя – некий яс (осетин) по имени Анбал и еще какой-то иноземец по имени Ефрем Моизич. Всего же заговорщиков было двадцать человек; они говорили: «Нынче казнил он Кучковича, а завтра казнит и нас, так помыслим об этом князе!» Кроме злобы и опасения за свою участь заговорщиков побуждала и зависть к любимцу Андрееву, какому-то Прокопию. 28 июня 1175 года, в пятницу, в обеденную пору, в селе Боголюбове, где обыкновенно жил Андрей, собрались они в доме Кучкова зятя Петра и порешили убить князя на другой день, 29-го ночью. В условленный час заговорщики вооружились и пошли к Андреевой спальне, но ужас напал на них, они бросились бежать из сеней; зашли в погреб, напились вина и, пьяные, пошли опять к сеням. Подошедши к дверям спальни, один из них начал звать князя: «Господин! Господин!», чтоб узнать тут ли Андрей. Тот, услышав голос, спросил: «Кто там?» Ему отвечали: «Прокопий». «Мальчик, - сказал тогда Андрей спавшему в его комнате слуге, - ведь это не Прокопий?» Между тем убийцы, услыхавши голос Андрея, начали стучать в двери и выломали их. Андрей вскочил, хотел схватить меч, который был всегда при нем (тот меч принадлежал прежде св. Борису), но меча не было. Ключник Анбал украл его днем из спальни. В то время, когда Андрей искал меч, двое убийц вскочили в спальню и бросились на него, но Андрей был силен и уже успел.одного повалить, как вбежали остальные и, не различив сперва впотьмах, ранили своего, который лежал на полу, потом бросились на Андрея; тот долго отбивался, несмотря на то, что со всех сторон секли его мечами, саблями, кололи копьями. «Нечестивцы, - кричал он им. – Зачем хотите сделать то же, что Горясер (убийца св. Глеба. – К. P.)? Какое я вам зло сделал? Если прольете кровь мою на земле, то Бог отметит вам за мой хлеб». Наконец Андрей упал под ударами; убийцы, думая, что дело кончено, взяли своего раненого и пошли вон из спальни, дрожа всем телом, но, как скоро они вышли, Андрей поднялся на ноги и пошел под сени, громко стеная; убийцы услыхали стоны и возвратились назад, один из них говорил: «Я сам видел, как князь сошел с сеней». «Ну так пойдемте искать его,» – отвечали другие; войдя в спальню и видя, что его тут нет, начали говорить: «Погибли мы теперь! Станем искать поскорее». Зажгли свечи и нашли князя по кровавому следу: Андрей сидел за лестничным столпом; на этот раз борьба не могла быть продолжительной: Петр отсек князю руку, другие прикончили его.

Первоначально Андрей Боголюбский был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки неоднократно переносились. В 1934 погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами; по черепу найденному в захоронении, скульптору и антропологу М. М. Герасимову удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя. На следующий день после убийства Андрея Кучковичами произошло всеобщее восстание в Боголюбове и Владимире против администрации Андрея и феодальной знати. Развернулась борьба между родственниками за престол.

3. Всеволод III Большое Гнездо.

1) Краткая биография

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (в крещении Дмитрий, 1154 - 15 апреля 1212) - великий князь владимирский с 1176, в течение пяти недель (с февраля по 24 марта 1173) был великим князем киевским. Десятый сын Юрия Долгорукого, единокровный брат Андрея Боголюбского, византиец по матери. Имел большое потомство - 12 детей (в том числе 8 сыновей), поэтому получил прозвище «Большое Гнездо».

В 1162 году вместе с матерью и братом был изгнан Андреем Боголюбским, уехал в Константинополь к императору Мануилу. В пятнадцатилетнем возрасте вернулся на Русь и, помирившись с Андреем, в 1169 году вместе с другими подручными князьями принял участие в походе на Киев. В 1173 году по распоряжению старшего брата - Михаила Юрьевича вместе с Ярополком Ростиславичем сел в Киеве и вскоре был пленён захватившими город смоленскими Ростиславичами. Выкуплен из плена Михаилом. После убийства Андрея (1174) и смерти его брата Михаила (1176), ростовцы послали сказать в Новгород князю Мстиславу Ростиславичу (внуку Юрия Долгорукого): «Ступай князь к нам: Михаила Бог взял на Волге в Городце, а мы хотим тебя, другого не хотим».

Мстислав быстро собрал дружину и пошёл во Владимир. Однако здесь уже целовали крест Всеволоду Юрьевичу и детям его. На Юрьевском поле, за рекой Гзою, произошла битва, в которой победили владимирцы, а Мстислав бежал в Новгород. Время правления Всеволода - период наивысшего подъёма Владимиро-Суздальской земли. Причины успеха Всеволода - опора на новые города (Владимир, Переславль-Залесский, Дмитров, Городец, Кострому, Тверь), где боярство до него было относительно слабым, а также опора на дворянство.

Свое прозвище Всеволод получил из-за многочисленности потомства. Все его дети родились в одном браке - с княгиней Марией, которая, по одним данным, была «ясыней» (осетинкой), а по другим - чешкой, дочерью чешского князя Шварна. (Впрочем, не исключено и русское происхождение княгини.) Мария умерла 19 марта 1205 г., пролежав перед этим семь лет в болезни и приняв пострижение за несколько дней до смерти. Она тоже оставила заметный след в истории города Владимира, основав женский монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы (так называемый Княгинин). После кончины первой жены Всеволод женился еще дважды: в 1209 г. на неизвестной по имени дочери витебского князя Василька Брячиславича, а затем, в 1211 г. - на некой княгине Софье (из Южной Руси).

Всеволод имел восьмерых сыновей: Константина, Бориса (умершего при жизни отца), Юрия, Ярослава, Глеба, Владимира, Ивана и Святослава, а также четырех дочерей: Всеславу, Верхуславу, Сбыславу и Елену (более поздние источники называют и других его детей).

Незадолго до смерти Всеволод составил завещание, согласно которому великое княжение и город Владимир должны были перейти к его старшему сыну Константину, княжившему в Ростове, Ростов же отходил к Юрию. Константин не согласился с этим и потребовал себе оба города. Рассерженный Всеволод изменил завещание: теперь Юрий должен был получить Владимир и великое княжение, а Константину оставался Ростов. Это решение отца еще менее устроило Константина, который в итоге рассорился и с отцом, и с братьями и даже не присутствовал на отцовских похоронах во Владимире.

Всеволод скончался 13 апреля 1212 г. и был погребен во владимирском Успенском соборе. «И плакали по нему сыновья его плачем великим, а также все бояре и мужи и вся земля волости его», - пишет летописец.

2) Правление Всеволода III Большое Гнездо . Владимирское княжество.

Владимирцы, еще не осушив слез о кончине Государя любимого, собралися пред Златыми вратами и присягнули его брату Всеволоду Юрьевичу, исполняя тем волю Долгорукого, который назначал область Суздальскую в Удел меньшим сыновьям. Но Бояре и Ростовцы не хотели Всеволода. Еще при жизни Михаила они тайно звали к себе Мстислава, его племянника, из Новагорода, и сей Князь, оставив там сына своего, уже находился в Ростове; собрал многочисленную дружину, Бояр, Гридней, так называемых Пасынков, или Отроков Боярских, и шел с ними ко Владимиру. Жители сего города пылали ревностию сразиться; но Всеволод, умеренный, благоразумный, предлагал мир. «За тебя Ростовцы и Бояре, - говорил он Мстиславу: - за меня Бог и Владимирцы. Будь Князем первых; а Суздальцы да повинуются из нас, кому хотят». Но Вельможи Ростовские, надменные гордостию, сказали Мстиславу: «Мирися один, если тебе угодно, мы оружием управимся с чернию Владимирскою».

Мстислав с большим войском выступает против Всеволода к Владимиру. Всеволод предлагает племяннику мир на том, чтобы тот княжил в Ростове, «а Суздаль буди нама обче», однако Мстислав отвечает решительным отказом. 27 июня 1176 г. у г. Юрьева-Польского на р. Кзе происходит битва, в которой войска Всеволода одерживают решительную победу. Осенью того же года против Всеволода выступает рязанский князь Глеб Ростиславич, зять и союзник Мстислава Ростиславича; он подступает к Москве и «пожже город весь и села». На зиму 1176/77 г. Всеволод выступает против Глеба и Мстислава Ростиславича и 7 марта 1177 г. на р. Колакше у Прусковой горы наносит им поражение, причем и Глеб, и его сын Роман, и Мстислав Ростиславич захвачены в плен и приведены во Владимир. По требованию Всеволода рязанцы выдают ему и другого его племянника, Ярополка Ростиславича. По летописи, братья Ростиславичи были ослеплены владимирцами, причем вопреки воле самого Всеволода, однако затем чудесным образом прозрели в Борисоглебском монастыре на Смядыне; Глеб Рязанский умер в заточении.

За время своего тридцатисемилетнего княжения Всеволод сделался безусловно сильнейшим князем во всей Руси; его авторитет и «старейшинство» признавали все другие русские князья. Он безраздельно властвовал во Владимиро-Суздальском княжестве, подчинил своему влиянию Новгород, а рязанские и муромские князья находились в зависимости от него. Всеволод прочно удерживал в своих руках Переяславль-Южный (где княжил его сын Ярослав, вынужденный покинуть город только в 1206 г.), и это давало ему возможность влиять на события в Киеве и во всей Южной Руси. так, в феврале 1203 г., когда враждующие князья Рюрик Ростиславич и Роман Мстиславич не смогли разрешить свой спор о Киеве (только что разграбленном Рюриком, соединившимся с Ольговичами и половцами), они решают прибегнуть к авторитету Всеволода, называя его «отцом» и «господином великим князем». По просьбе князей Всеволод дает Киев Рюрику и в том же году как старший из Мономашичей заключает мир с Ольговичами.

Когда же в 1206 г. глава рода Ольговичей Всеволод Святославич Чермный занял киевский престол и изгнал из Переяславля сына Всеволода Юрьевича Ярослава, Всеволод начал войну с черниговскими князьями. Летопись приводит его слова: «То ци тем отчина однем Руская земля, а нам не отчина ли?» Мир между князьями был заключен только в 1210 г. при посредничестве киевского митрополита Матфея, причем Всеволод Чермный «и вси Олговичи» посылали его во Владимир к Всеволоду Большое Гнездо, «прося мира и во всем покаряющеся», иными словами признавая суздальского князя старшим среди русских князей. Всеволод Юрьевич, «видев покоренье их к собе… целова к ним крест, а митрополита учредив отпусти и с честью». Всеволод Чермный, по согласованию со своим тезкой, занимает Киев, а в следующем году мир между князьями скрепляется браком сына Всеволода Большое Гнездо Юрия и дочери Всеволода Чермного Агафьи (10 апреля 1211).

Авторитет владимирского князя признавался и за пределами Руси. Так, например, германский император Фридрих I Барбаросса, узнав в 1189 г. о том, что прибывший к нему изгнанный галичский князь Владимир Ярославич приходится «сестричичем» (племянником) Всеволоду Юрьевичу, «прия его с любовью и с великою честью».

Всеволод успешно воевал против волжских болгар. В 1183 г. он ходил на них сам вместе с племянником Изяславом Глебовичем и другими князьям, этот поход завершился заключением мира. В 1185 г. Всеволод отправил против волжских болгар своих воевод; те «взяша села многы и възвратишася с полоном многим».

Яркую характеристику военного могущества Всеволода дает автор «Слова о полку Игореве». «Великий княже Всеволоде! - мысленно обращается он к нему и изумляется многочисленности его войска. - …Ты бо можеши Волгу веслы раскропити (расплескать. - А. К.), а Дон шеломы выльяти (вычерпать. - А. К.)». Восторженная похвала князю читается и в Лаврентьевской летописи: «…много мужствовав и дерзость имев на бранех показав, украшен всеми добрыми нравы, злыя казня, а добросмысленыя милуя… Сего имени токмо трепетаху вся страны и по всеи земли изиде слух его, и вся зломыслы его вда Бог под руце его, понеже не взношашеся, ни величашеся о собе, но на Бога все възлагаше, всю свою надежю, и Бог покаряше под нозе его вся врагы его…». При этом летописец отмечал и миролюбие Всеволода, который «благосерд сы, не хотя крове прольяти».

Чтимый внутри и вне России, Всеволод хотел искреннего взаимного дружелюбия Князей и старался утвердить оное новым свойством, выдав дочь свою за племянника Святославова, - другую, именем Верхуславу, за Рюриковича, мужественного Ростислава, а сына своего Константина, еще десятилетнего, женив на внуке умершего Романа Смоленского. Юность лет не препятствовала брачным союзам, коих требовала польза государственная. Верхуслава также едва вступила в возраст отроковицы, когда родители послали ее к жениху в Белгород. Сия свадьба была одною из Великолепнейших, о коих упоминается в наших древних летописях. За невестою приезжали в Владимир шурин Рюриков, Глеб Туровский, и знатнейшие Бояре с супругами, щедро одаренные Всеволодом. Отменно любя Верхуславу, отец и мать дали ей множество золота и серебра; сами проводили милую, осьмилетнюю дочь до третьего стана и со слезами поручили сыну Всеволодовой сестры, который должен был, вместе с первыми Боярами Суздальскими, везти невесту. В Белогороде Епископ Максим совершал обряд венчания, и более двадцати Князей пировали на свадьбе. Рюрик, следуя древнему обычаю, в знак любви отдал снохе город Брагин. Сей Князь, тесть Игорева сына, жил в мире со всеми Ольговичами и в случае споров о границах или Уделах прибегал к посредству Всеволодову. Так, Святослав (в 1190 году) желал присвоить себе часть Смоленских владений; но Рюрик и Давид вместе с Великим Князем обезоружили его, представляя, что он взял Киев с условием не требовать ничего более и забыть споры, бывшие при Великом Князе Ростиславе; что ему остается или исполнить договор, или начать войну. Святослав дал им слово впредь не нарушать мира и сдержал оное, довольный честию первенства между Князьями южной России. Уступив Чернигов брату, Ярославу Всеволодовичу, а Рюрику знатную часть Киевской области, не имея ни Переяславля, ни Волыни, он не мог равняться силою с древними Великими Князьями, но подобно им именовался Великим и восстановил независимость Киева. Всеволод Георгиевич уважал в Святославе опытного старца (власы седые были тогда правом на почтение людей); предвидя его близкую кончину, удерживал до времени свое властолюбие и терпел некоторую зависимость могущественной области Суздальской от Киева по делам церковным. Вместе с народом или знаменитыми гражданами избирая Епископов для Ростова, Суздаля, Владимира, но посылая их ставиться к Митрополиту Никифору, преемнику Константинову, он всегда отправлял Послов и к Святославу, требуя на то его Княжеского соизволения: ибо власть Духовная была тесно связана с гражданскою, и Митрополит действовал согласно с желанием Государя. Никифор хотел нарушить сей устав в России, самовластно посвятив в Епископы Суздалю одного Грека; но Всеволод не принял его, и Митрополит поставил иного, назначенного Великим Князем и одобренного Святославом. - Между тем, желая приближиться к древней столице, Всеволод возобновил город Остер, разрушенный Изяславом Мстиславичем: Тиун Суздальский приехал туда властвовать именем Князя. Южный Переяславль также зависел от Всеволода, который отдал его, по смерти Владимира Глебовича, другому племяннику, Ярославу Мстиславичу. Вся Украина, по словам Летописца, оплакала сего мужественного Владимира, ужасного для Половцев, доброго, бескорыстного, любившего дружину и любимого ею.
Не имея опасных совместников внутри России; Всеволод старался утвердить безопасность границ своих. Половцы за деньги служили ему, но в то же время, кочуя от нынешней Слободской Украинской до Саратовской Губернии, беспокоили его южные владения, особенно же пределы Рязанские: он сильным ополчением устрашил варваров, ходил с юным сыном, Константином, во глубину степей, везде жег зимовья Половецкие, и Ханы, сняв свои многочисленные вежи, от берегов Дона с ужасом бежали к морю.
Чего Андрей желал напрасно, то сделал хитрый Всеволод: он на несколько лет совершенно подчинил себе мятежную первобытную столицу наших Князей.

Всеволод Юрьевич, княжив 37 лет, спокойно и тихо преставился на пятьдесят осьмом году жизни , оплакиваемый не только супругою, детьми, Боярами, но и всем народом: ибо сей Государь, называемый в летописях Великим, княжил счастливо, благоразумно от самой юности и строго наблюдал правосудие. Не бедные, не слабые трепетали его, а Вельможи корыстолюбивые. Не обинуяся лица сильных, по словам Летописца, и не туне нося меч, ему Богом данный, он казнил злых, миловал добрых. Воспитанный в Греции, Всеволод мог научиться там хитрости, а не человеколюбию: иногда мстил жестоко, но хотел всегда казаться справедливым, уважая древние обыкновения; требовал покорности от Князей, но без вины не отнимал у них престолов и желал властвовать без насилия; повелевая Новогородцами, льстил их любви к свободе; мужественный в битвах и в каждой - победитель, не любил кровопролития бесполезного. Одним словом, он был рожден царствовать (хвала, не всегда заслуживаемая царями!) и хотя не мог назваться самодержавным Государем России, однако ж, подобно Андрею Боголюбскому, напомнил ей счастливые дни единовластия. Новейшие Летописцы, славя добродетели сего Князя, говорят, что он довершил месть, начатую Михаилом: казнил всех убийц Андреевых, которые еще были живы; а главных злодеев, Кучковичей, велел зашить в короб и бросить в воду. Сие известие согласно отчасти с древним преданием: близ города Владимира есть озеро, называемое Пловучим; рассказывают, что в нем утоплены Кучковичи, и суеверие прибавляет, что тела их доныне плавают там в коробе!

3) Культура при Всеволоде III Большое Гнездо .

Очень много князь Всеволод Юрьевчи делал для украшения своего стольного города Владимира и других городов своей земли. Он перестроил главный собор Владимира - Успенский (освящен 14 августа 1188 г.); возвел Дмитровский собор и главный храм монастыря Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире, обновил церковь Пресвятой Богородицы в Суздале. В первой половине 90-х гг. XII в. были возведены новые крепости во Владимире, Суздале, Переяславле-Залесском. Считается, что портретное изображение князя Всеволода Юрьевича сохранилось на иконе святого Димитрия Солунского из Успенского собора г. Дмитрова (начало XIII в.). Кроме того, предполагаемое изображение князя Всеволода с сыновьями находят на одном из рельефов владимирского Дмитровского собора.

Заключение.

Всеволод – продолжатель дела отца (Юрия Долгорукого) и брата, так как он пошел по пути, указанному Андреем Боголюбским, их по праву можно считать основоположниками формирования монархической идеи, идеи самодержавия на Руси. Они заложили основу того княжения, в результате которого из сильного Владимирского княжества впоследствии возросло новое Московское княжество и возникло Московское государство.

Политическая ситуация Руси должна была в конечном счете сформировать новый образ правителя, политика, озабоченного далеко идущими целями, человека, который думает и видит на два шага вперед. Переход в новую политическую фазу характеризуется некими переходными периодами, в которых закладываются семена, впоследствии дающие всходы. Всеволод III Большое Гнездо и Андрей Боголюбский были теми личностями, которые сумели почувствовать новую эпоху и дать своего рода ответ на ее вызов.

Список использованной литературы:

1. Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1998.

2. Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1996.

3. «Поучение Владимира Мономаха». // Лаврентьевская летопись. Рязань, 2001.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki.

5. http://www.kremlion.ru/praviteli/vsevolodyurievich/

6. Большая Советская Энциклопедия http://slovari.yandex.ru.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!