Биробиджан превращается в коммунальную дыру. Муниципальные предприятия - банкроты

В правительстве Еврейской автономной области продолжаются кадровые перестановки. На днях оставил пост заместитель председателя правительства ЕАО Дмитрий Назаров, который трудился в Еврейской автономной области с 17 января прошлого года.

По словам Дмитрия Назарова, он немало сделал для развития Еврейской автономной области, занимаясь разрешением и организацией массовых праздничных мероприятий. Многие их них, с участием местных и приезжих артистов, проводились минувшим летом на городской набережной.

— Хочется еще раз поблагодарить и своих коллег, нашу команду и жителей области за поддержку. Расставаться жалко. Я надеюсь, что мы еще увидимся. Дальний Восток стал для меня родным, и в Биробиджан я всегда буду рад приехать, — сообщил в "прощальном" интервью Дмитрий Назаров.

По неофициальным источникам, выход Дмитрий Назарова из состава правительства ЕАО связан с итогами выборов Президента России. По сравнению с другими регионами, явка избирателей и процент проголосовавших за кандидатуру Владимира Путина в Еврейской автономии оказались ниже, что явилось "недоработкой" ответственных лиц с последовавшим затем "наказанием".

Произошли и другие локальные перемены. Так, например, в марте покинул свою должность заместитель начальника областного управления лесами Евгений Ермаков, уволилась заместитель главного бухгалтера аппарата губернатора и правительства ЕАО Татьяна Баркина.

Бывший заместитель начальника областного управления экономики Вячеслав Пастухов предпочел должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в ЕАО. В начале апреля оставил свою должность начальник департамента по вопросам мобилизационной подготовке аппарата губернатора и правительства Сергей Тупица.

Прибыли и новобранцы. Новым заместителем председателя правительства ЕАО, который будет курировать работу по взаимодействию с правоохранительными органами, стал отставной генерал-лейтенант МЧС Александр Соловьев.

Новая фигура, появившаяся "на черно-белой доске" ЕАО (губернатор Александр Левинталь — заядлый любитель шахмат), озадачила многих местных жителей. Так, например, редактор биробиджанской интернет-газеты "Набат" Владимир Сахаровский скептически отнесся к очередному назначению в правительстве ЕАО, посетовав на большое количество "функционеров с большими зарплатами", которые не влияют на ситуацию в регионе. Аналогичного мнения придерживается руководитель регионального отделения КПРФ Владимир Фишман.

— Беда нашей области в том, что Александр Левинталь — не местный, хотя и родился в Биробиджане. Всю свою сознательную жизнь он прожил в Хабаровске и тянет из Хабаровского края, а также из других регионов, своих знакомых, которые начинают "рулить" в Еврейской автономии. Где, например, "варяги первой волны", которые приехали в Биробиджан по зову Левинталя? Где Леховицер, Лагошина, Чукалкин и другие бывшие члены правительства ЕАО? То же самое в коридорах "серого дома" происходит им сегодня. "Чехарда" в правительстве ЕАО свидетельствует о слабости власти, некомпетентности чиновников и продолжающемся социально-экономическом кризисе в регионе. Как говорят в народе, "придут, поматросят и бросят", а жители ЕАО остаются заложниками этой нездоровой ситуации, расхлебывают последствия, — прокомментировал Владимир Фишман.

По его словам, для прекращения "кадровой чехарды" в органы власти нужно привлекать не "варягов", а жителей ЕАО, которые имеют соответствующие знания, квалификацию и опыт. Сотни коренных жителей мечтают попробовать себя на руководящих должностях, но не могут попасть в "коридоры власти", забитых до отказа чужаками.

пятница, 27 июля 2018 11:00

Владимир Сахаровский: «Давайте вместе сделаем наш город лучше!»

Уважаемые избиратели!

Обращаюсь к вам не как кандидат в депутаты, а как коренной биробиджанец. Я родился и вырос в Биробиджане, здесь мой дом и мои родные – и поэтому мне небезразлична судьба моего города и его жителей. Мне трудно осознавать, что из нашего уютного и спокойного города ежегодно уезжает до двух тысяч молодых и энергичных людей. Неприятно от одной мысли, что мы обречены жить в одном из самых депрессивных и бедных регионов России. Наконец, невозможно смириться с тем, что у города Биробиджана и Еврейской автономной области нет перспектив.

Уверен, что у города и области есть будущее и огромный нереализованный потенциал. Но изменить нашу жизнь к лучшему можно только при условии изменения социально-экономического курса и руководящей команды.

При этом начинать нужно с малого: с отдельного городского двора и отдельного многоквартирного дома. Если каждый из 20 депутатов городской Думы выполнит хотя бы несколько наказов своих избирателей и приведёт в порядок хотя бы две-три придомовых территории, добьётся укладки асфальта хотя бы в одном дворе, заставит управляющую компанию починить крышу, подключить общедомовой счётчик или установить детскую площадку, то наш город уже станет уютнее.

Вся моя трудовая деятельность в Биробиджане неразрывно связана с независимой журналистикой. Уже около года я возглавляю областную независимую интернет-газету «Набат». Она позволяет поднимать наиболее острые проблемы нашего города и области, адресно помогать людям.

Как редактор «Набата» я первым, ещё в сентябре 2017 года, сообщил о вопиющих фактах ненадлежащей подготовки Биробиджанской ТЭЦ к отопительному периоду. Минувшая зима, в ходе которой произошло не менее 10 крупных аварий на ТЭЦ, подтвердила прогнозы нашей газеты.

Особое место в своей журналистской деятельности я всегда уделял проблемам сирот, инвалидов, пенсионеров и малоимущих граждан. По следам публикаций «Набата» прокуратура всего за год провела несколько десятков проверок. В результате этого были восстановлены права и законные интересы многих биробиджанцев и жителей ЕАО.

Независимая интернет-газета «Набат» будет и дальше вскрывать безобразия и недостатки, пробуждать к ним интерес контролирующих и надзорных органов. «Набат» будет подспорьем в моей депутатской деятельности. Гарантирую, что все проблемы избирателей округа № 14 будут услышаны и максимально широко озвучены в прессе. Для этого у меня есть необходимый профессиональный опыт и эффективный инструмент воздействия на общество и власть – независимая интернет-газета «Набат».

Идя на выборы, я вижу круг своих должностных обязанностей, поскольку проблемы избирательного округа № 14 мне хорошо известны. Это, в первую очередь, неудовлетворительное состояние асфальтового покрытия в некоторых дворах, неисправность ливневой канализации и дренажной системы, низкий уровень благоустройства и практически повсеместное отсутствие малых архитектурных форм. Для решения этих проблем важно не только принимать активное участие в работе над городским бюджетом, но и максимально эффективно задействовать гранты Минстроя в рамках федеральной программы по созданию комфортной городской среды.

Считаю также, что депутат городской Думы не вправе быть безразличным и отмалчиваться, когда речь идёт о проблемах всего города. Подготовка к грядущему отопительному сезону должна быть в центре внимания не только исполнительной власти муниципалитета, но и депутатского корпуса. Народный избранник обязан выступать против развала и способствовать финансовому оздоровлению стратегических муниципальных предприятий: «Водоканала» и пассажирского автопредприятия, поскольку от их нормального функционирования зависит судьба всех горожан.

Депутат должен не бояться ставить перед мэром Биробиджана жесткие вопросы о том, например, какую пользу приносят городу его дорогостоящие загранкомандировки в Израиль и Японию. Коль скоро эти поездки бесполезны, то пора положить им конец.

Замечу, что все эти и другие вопросы на протяжении последнего года активно поднимала на своих страницах независимая интернет-газета «Набат». Имея депутатский мандат, я смогу не только озвучивать проблемы в прессе, но и способствовать их решению в интересах подавляющего большинства горожан. Именно поэтому, идя на дополнительные выборы, которые состоятся 12 августа 2018 года, я обращаюсь к вам за поддержкой, уважаемые избиратели округа №14.

Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты городской Думы МО «Город Биробиджан» ЕАО V созыва по одномандатному избирательному округу №14 Сахаровского В.С.

Россия - огромная территория, 85 регионов, в каждом регионе - не только административный центр, поселки и села, но и, как правило, еще несколько средних и малых городов. А больших аэропортов всего 45. Во всяком случае, в рамках общероссийского конкурса «Аэропортам - имена великих соотечественников» сегодня идет активное голосование в 45 регионах. Значит, 40 регионов в стране остаются как бы немножко за бортом.

Несправедливо. Понятно, что приоритетное право выбрать имя аэропорту должно принадлежать жителям региона, в котором данный аэропорт расположен. А это, как правило, крупные регионы. Но ведь не только москвичам, питерцам, иркутянам, хабаровчанам, но и тем, кто живет на краю страны в очень небольших субъектах Федерации, в маленьких городах, где нет ни воздушной гавани, ни морской, ни даже речной, тоже очень важно чувствовать свою сопричастность к таким масштабным проектам.

Наш регион - один из самых маленьких в Российской Федерации. В нем проживает чуть больше ста шестидесяти тысяч человек. И история его не такая уж длинная. Ему еще и ста лет нет. А сколько в нем прожито и пережито, сколько сил затрачено по-настоящему великими людьми на его создание и становление, сколько удивительных, неординарных людей жили, работали, созидали на этой земле!

Еврейская автономная область до 90-х годов двадцатого столетия была составной частью Хабаровского края. Область и край были как два сообщающихся сосуда, дополняя друг друга во всем. Выпускники областных школ получали высшее образование в хабаровских вузах, научные сотрудники хабаровских институтов оказывали помощь в развитии промышленности и сельского хозяйства ЕАО, область снабжала Хабаровский край молочными продуктами, зерном, овощами. Область была житницей не только для Хабаровского края, но и, по сути, для всего Дальнего Востока.

Аэропорт в Хабаровске строили, учитывая, в том числе потребности и жителей Еврейской автономной области. Это была наша общая воздушная гавань. И сегодня она фактически продолжает оставаться таковой, несмотря на то что ЕАО - самостоятельный субъект и уже не является частью Хабаровского края. И, возможно, наше мнение - мнение жителей ЕАО - в выборе человека, чьим именем стоит назвать аэропорт Хабаровска, будет не лишним.

Личность Владимира Клавдиевича Арсеньева имеет огромное значение и для Хабаровского края, и для Еврейской автономной области. Его имя больше связывают с Приморским краем, но и то, что он сделал для наших двух регионов, невозможно переоценить. Чтобы понять его значимость для Хабаровска, достаточно посетить хабаровский краеведческий музей, которым он, кстати, много лет руководил уже в советское время.

Что же касается нашей области, особенно важна его первая экспедиция по территории будущей ЕАО, связанная со строительством Транссибирской магистрали. Целью этой экспедиции было найти опорные точки для будущих железнодорожных станций.

Были определены условия, при которых возможно строительство железнодорожных станций на будущей Транссибирской магистрали: наличие в этих местах воды и угля, - рассказывает краевед, кандидат географических наук Борис Михайлович Голубь. - Воды здесь было достаточно. Но чтобы обеспечить движение паровозов, нужен был уголь. Экспедиция во главе с Арсеньевым зимой по замерзшему Амуру спустилась от Хабаровска до устья реки Бира, по Бире поднялась до маленького населенного пункта Тихонькая, в котором было тогда всего десять домов, от Тихонькой поднялась дальше - до того места, где сегодня находится поселок Бира и где находятся бирские угольные копи.

По результатам этой экспедиции Владимир Арсеньев представил доклад, в котором указал, что уголь на этой территории есть, причем качественный, вполне пригодный для паровозной топки, запасов его достаточно. В соответствии с результатами экспедиции и выводами, изложенными Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым в докладе, путейцы в 1910 году стали прокладывать ветку Транссиба по территории будущей Еврейской автономной области. Именно этот доклад стал основанием для строительства железнодорожных станций Ин, Бира, а затем и станции Облучье.

А Тихонькой (будущему Биробиджану) первоначально был уготован статус даже не станции, а полустанка. Так, со строительством железной дороги почти необитаемая территория будущего региона стала заселяться людьми - в основном, рабочими, которые добывали уголь, мрамор, валили лес, путейцами, проходчиками, которые прокладывали дорогу.

Были у Арсеньева и другие экспедиции на территории нашей области, в том числе и на ее северной части. Например, экспедиция с целью изучения глубин Хабаровского края, то есть изучения на нашей территории природных ресурсов, определения объема их запасов.

Владимир Арсеньев внес огромный вклад в развитие Дальнего Востока. Для всей страны, в том числе для Хабаровского края, - он путешественник, исследователь, мыслитель, писатель, а для жителей ЕАО он еще и первопроходец, вдохнувший жизнь в территорию, на которой впоследствии была создана Еврейская автономная область. Я думаю, этот человек достоин того, чтобы его именем был назван аэропорт Хабаровска.

Кстати, в ЕАО долгие годы тоже функционировал аэропорт. Но не большой, не международный. Учитывая отдаленность населенных пунктов региона друг от друга, труднодоступность этих населенных пунктов, в области построили аэропорт для малой авиации. До сих пор один из небольших населенных пунктов, расположенный недалеко от города Биробиджана, носит название «Старый аэропорт».

То, что сегодня этот аэропорт не используется по своему прямому назначению, совсем не означает, что у жителей ЕАО нет потребности в малой авиации. Напротив, убежден, что есть.

Если бы у жителей таких крупных населенных пунктов ЕАО, как с. Амурзет, до которого от Биробиджана на автотранспорте добираться три с половиной - четыре часа, г. Облучье - два с половиной - три часа, с. Ленинское - два часа, п. Кульдур - три часа, была возможность пользоваться малой авиацией, сократив втрое время на дорогу до административного центра и обратно, многие проблемы были бы решены, и динамичное развитие нашей территории, действительно, имело бы место.

В настоящее время на уровне Федерального центра обсуждается тема развития малой авиации. Я думаю, что она крайне важна именно для отдаленных от центра страны регионов, таких, как наш. Говорить о приоритетном развитии Дальнего Востока и не ставить во главу угла развитие не только железнодорожных и автомобильных, но и воздушных путей сообщения на территории самого Дальнего Востока, мне кажется, неправильно. Тем более что в ЕАО, например, еще остались с советских времен и взлетные полосы, и площадки для стоянки маленьких самолетов.

В общероссийском конкурсе «Аэропортам - имена великих соотечественников» участвуют только крупные международные аэропорты, но ведь и аэропорты малой авиации тоже не должны быть безымянными. Если бы наш маленький аэропорт возродили или построили новый, можно было бы провести региональный конкурс на присвоение ему имени кого-то из наших великих земляков. И конкуренция была бы большой.

Среди людей, чьи имена предлагали бы на конкурс жители области, было бы много героев Советского Союза, ученых, писателей, поэтов. Но я бы предложил назвать наш аэропорт именем человека, который ту самую территорию, разведанную Владимиром Арсеньевым, сделал территорией Еврейской автономной области. Я предложил бы дать аэропорту имя Бориса Брука.

Борис Львович Брук до революции окончил сельскохозяйственное отделение Киевского политехнического института, занимался наукой, стал крупным специалистом в области сельского хозяйства - межевания земли.

После революции в Москве были созданы две организации КОМЗЕТ и ОЗЕТ. Первая - Комитет по земельному устройству трудящихся евреев, вторая - общественная организация по тому же направлению. Почему они были созданы? Потому что перед правительством страны стояла задача решить вопрос с евреями. Ведь до революции евреев селили, в основном, в местечках, то есть в сельскохозяйственных районах. Но Екатерина II, запретив им выезжать за черту оседлости, запретила им еще и заниматься сельским хозяйством. Чем они занимались? Всем понемножку: портняжили, тачали, торговали. В новой советской стране им не было места ни в промышленной сфере, потому что они не были квалифицированными рабочими, ни в сельском хозяйстве, потому что они не были крестьянами. Люди воздуха - так их называл Шолом-Алейхем.

Советская власть приняла решение дать евреям землю. И КОМЗЕТ, и ОЗЕТ начали поиски свободной земли. Появились разные варианты. Например, крымский - Бахчисарай. В 1923 году туда отправили полмиллиона евреев. Они начали копать землю, прокладывать оросительную систему. И возник конфликт с проживавшими там татарами, поскольку такое отношение к земле противоречило их религии.

Второй вариант - полесье в Белоруссии. Но и он не подошел, потому что полесье - это непроходимые болота. Как их осушить? Это же двадцатые - тридцатые! Еще даже экскаваторов не существовало!

Третий вариант - Северный Кавказ, Донецкие плавни (Дон, Кубань). Но и там ни о каком сельском хозяйстве тогда говорить не приходилось - болота!

Два миллиона евреев без работы, без земли, а поселить их в такой большой стране некуда. И тогда возникла в КОМЗЕТе и ОЗЕТе идея искать землю не на западе, а на востоке. Они пригласили профессора Вильямса, академика, авторитетного почвоведа, который сказал: - Есть такая земля - Бирско-Биджанский район Дальневосточного края. Там есть амурские белоземы - очень плодородные земли.

В 1927 году Борис Брук отправился на Дальний Восток. В составе его экспедиции были климатолог, экономист, зоолог, гидрограф, почвовед. Всего за несколько месяцев Брук обследовал территорию в 1500 километров на лошадях, на лодках, пешком, провел перепись населения, взял пробы воды, почвы. Вернувшись в Москву, он представил в КОМЗЕТе доклад.

Начал примерно так: удаленный край, огромное количество воды, заболоченность, комары, гнус, непроходимая тайга, людей нет, менее одного человека на квадратный метр, дорог нет…

А потом перешел к позитиву: вместе с тем нет людей - нет антисемитизма! Любому человеку там будут рады. Земли много, бери, сколько хочешь. Есть две дороги - водоамурский речной путь и Транссиб. Можно строить коммуникации между этими дорогами. Полезных ископаемых на этой территории 100 видов! Пушнины, леса, грибов, ягод - огромное количество!

Но сразу оптом заселять территорию нельзя. Надо подготовить, как говорят сегодня, инфраструктуру.

В 1928 году на основании доклада Бориса Брука Калинин подписывает распоряжение о начале переселенческого движения.

Но Борис Брук не только определил место для создания еврейской области, но и сам много лет жизни отдал становлению и развитию области. В его жизни было и хорошее, и плохое, в том числе и сталинские лагеря. Он вернулся в нашу область в 1935 году, освободившись из лагеря. Его назначили заместителем директора сельскохозяйственной станции «Опытное поле», которая во многом усилиями Бориса Брука превратилась в большой научно-исследовательский комплекс, включавший в себя научно-исследовательскую работу (поля, мелиорация, семена), подготовку кадров (переселенцы были безграмотными людьми, их надо было обучать), практическую организацию работы (получение гарантированного урожая).

О жизни и творчестве Бориса Брука (а он писал стихи, рассказы) можно прочесть в книге Иосифа Бренера «С мандатом старосты Калинина». Борис Львович был интереснейшим человеком.

Мы сегодня иногда в шутку, иногда всерьез сетуем на то, что живем у черта на куличках, где морозы бывают за 30 градусов, где болото и комары. Но если честно, мы должны быть благодарны Бруку за эту землю. Евреи, которые отказались переселяться сюда, остались в Крыму, в Белорусии, на Украине, почти все были уничтожены во время Великой Отечественной войны фашистами. А мы живем. Мы - потомки переселенцев, которые ехали сюда из всех уголков России и даже из зарубежных стран за землей, за счастьем, за жизнью.

Последние годы Борис Брук жил в Хабаровске. Однажды к нему приехали корреспонденты из Биробиджана взять интервью в связи с предстоящим пятидесятилетним юбилеем ЕАО. Ему обещали прислать приглашение на этот юбилей. Его интервью снимали для фильма, посвященного юбилею.

Он с радостью общался с корреспондентами. Потом ждал, когда придет приглашение. Не пришло. Его забыли пригласить.

А когда вышел фильм, он отсмотрел его от начала до конца, но себя в нем так и не увидел…

Наверное, пора восстановить справедливость. Имя человека, благодаря которому живет наша область, живем мы, не может быть забыто. Это неправильно.

Когда-нибудь наступят хорошие времена, в ЕАО снова появится малая авиация и аэропорт имени Бориса Брука…

Сергей Бурындин,
«Газета на Дом».

…И было срамом и кошмаром

Там, где кремлевских звезд снопы,

Или Абрамом или Сарой

Явиться посреди толпы.

Стихотворение, из которого взяты эти строки, называется «К евреям Советского Союза» и написано оно в 1971 году. Конечно, представить себе, что оно было тогда же напечатано, просто невозможно. Могу с уверенностью сказать, что его вообще и до сих пор никто не читал. Однако у незаурядного, талантливого поэта, написавшего эти строки, есть одно-единственное стихотворение, известное буквально всем. Это слова песни «Бухенвальдский набат».

Люди мира, на минуту встаньте,

Слушайте, слушайте:

Гудит со всех сторон.

Это раздается в Бухенвальде

Колокольный звон…

Это кажется невероятным, но за десятилетия жизни этой песни, облетевшей весь мир, переведенной на множество языков, в Союзе при исполнении ее никогда (!) не объявлялось имя автора стихов. Хотя автор, конечно, был, и звали его Александр Соболев.

Известный писатель Константин Федин дал тогда такую оценку словам этой песни: «Я не знаю этого поэта, я не знаю других его произведений, но за один «Бухенвальдский набат» я поставил бы ему памятник при жизни».

«Памятник» при жизни поэт получил, но совершенно в духе социализма. Советская власть с каким-то садистским упоением уничтожала собственную культуру. Сегодня мы знаем: убивали, как Бабеля, гноили в лагерях, как Мандельштама, позорили, как Пастернака, изгоняли из страны, как Галича… Несть им числа…

Поэта Александра Соболева просто замалчивали, нигде не печатали, преследовали, не давая возможности донести свое творчество до читателей и слушателей…

Он родился в 1915 году в одном из местечек Украины. Был младшим ребенком малосостоятельной, но многодетной еврейской семьи. Слагать стихи начал очень рано, примерно с семи лет, но это «баловство» в семье не поощрялось. Рано оставшийся без матери мальчик после окончания школы был отправлен к старшей сестре в Москву и определен в школу ФЗУ. Закончив ее, получил звание слесаря и стал самостоятельно зарабатывать себе на хлеб.

Юноша, мечтавший о литературе, стал учиться в литобъединении, начал печататься в заводской многотиражке. Затем работал в печати, писал, кое-что печатал. Но наивная мечта молодости о справедливости и свободе не уживалась в его сознании с реалиями кровавого коммунистического террора. За полвека своего поэтического творчества он не посвятил Сталину ни строчки. Его гипертрофированная честность не допускала никакого приспособленчества. А это значит, что жизнь его с самого начала творческой деятельности была очень нелегкой.

Пришла война, и он ушел воевать. Был пулеметчиком стрелковой роты, то есть воевал на передовой. Несколько ранений и две контузии – вот «трофеи», принесенные с войны.

Инвалид Великой Отечественной,

Кровь твоя на траве,

на песке, на снегу…

Нет, не только твое Отечество –

Вся планета, все человечество

Перед тобою в долгу,

в неоплатном долгу.

Кто-то с фронта вернулся

счастливый – целый!

Кто-то мертвый –

бессмертный – в землю зарыт.

Ну, а ты возвратился,

в общем и целом, ничего…

Так, не жив и не мертв – инвалид!

Пожизненная вторая группа инвалидности – это значит, что не разрешается работать на штатной работе. А у него погибли все близкие. Его призывают на трудовой фронт, отправляют слесарем на военный завод, дают койку в общежитии и карточку на хлеб. Так началась его мирная жизнь.

Вскоре его назначают ответственным секретарем в заводскую многотиражку. Здесь он себя показал не только хорошим журналистом, но и великолепным сатириком. Газета начала борьбу с управлением завода против злоупотреблений, против разнузданности, против использования руководителями своего положения и тому подобное. В результате секретарь ЦК партии на заводе пригрозил журналисту, чтоб «не лез не в свое дело».

И его уволили и отправили «на лечение в психбольницу». Четыре долгих года мотался он по больницам и госпиталям…

Еще работая на заводе, он женился на русской девушке-журналистке. Молодая семья жила впроголодь, не имея постоянного заработка. Только любовь и взаимопонимание давали им силу для дальнейшей жизни. Поэта не принимали никуда на работу, нигде не печатали его стихов, всячески подчеркивая, что еврею в журналистике делать нечего. Мало того, его русскую жену уволили из Московского радиокомитета вместе с евреями-журналистами, а затем предложили восстановить на работе, «если она разведется с этим евреем».

Как инвалид, он получил «квартиру» – убогую комнатенку без воды, отопления и других удобств. Два журналиста, они влачили жалкое полуголодное существование, а все то, что он писал в те годы, отправлялось «в стол».

В 1959 году Александр Соболев услышал о создании мемориального комплекса в Бухенвальде. Его – еврея, фронтовика, поэта – так потрясло это сообщение, что он закрылся в комнате и через два часа прочитал жене слова, ставшие потом песней. Ни одна газета не взялась их напечатать, никого они не заинтересовали. Но в это время должен был состояться фестиваль молодежи в Вене, и поэт рискнул послать стихи в комитет подготовки к фестивалю, а затем отправил их композитору Вано Мурадели. Потрясенный композитор ответил такими словами: «Пишу музыку и плачу… да таким словам и музыка не нужна! Я постараюсь, чтобы было слышно каждое слово!!!».

Действительно, песня получилась «литая», в ней неразрывно едино совместились слова и мелодия. А когда в Вене ее исполнил свердловский хор студентов, она сразу стала известной и любимой во всем мире. Ее переводили на десятки языков. Это полный триумф! Ее исполнял и хор им. Александрова, и самодеятельные коллективы, детские ансамбли и выдающиеся певцы…

В 1963 году песня была выдвинута на Ленинскую премию…

Но – это трудно объяснить молодому человеку – не допустили до премии этого безвестного поэта, не имеющего покровителей, да еще с неподходящей 5 графой! Что двигало партийными деятелями, всячески замалчивающими творчество Соболева? Что толкало на отрицание его творчества поэтов, критиков, деятелей от литературы? Скорее всего, это была элементарная зависть, замешанная на указании сверху, плюс торжествующий антисемитизм…

Но песня шагала по планете, песню пела вся страна, не задумывающаяся, почему у песни только один автор – композитор.

Однажды ему позвонили ночью домой и пригрозили: «Мы тебя прозевали, но голову поднять не дадим!». И не давали! Всю жизнь. До самой смерти.

Через двадцать лет после создания песни, в 1979 году газета «Культура и жизнь» напечатала статью Игоря Шаферана, в которой были такие слова: «Это песня-эпоха, и скажу без преувеличения – мир замер, услышав эту песню».

Соболев был очень разносторонним и талантливым человеком. Его песни, написанные с Анатолием Новиковым, Борисом Терентьевым и другими композиторами, стали популярными и исполнялись лучшими коллективами.

Сквозной темой его творчества стала война и борьба за мир. Именно во фронтовые годы осознал себя поэт гражданином и патриотом всей планеты Земля. (Кстати, это тоже возмущало власть могущее партийное руководство в его песне. Как, считали они, мог он обращаться к «людям всей земли»? Ведь это, по их мнению, моральная эмиграция!).

Мог ли такой человек пропустить в своем творчестве трагедию Афганистана? Одно из его стихотворений на эту тему буквально потрясает. Уже одно название «кричит»: «В село Светлогорье доставили гроб».

…И женщины плакали горько вокруг,

стонало мужское молчанье.

А мать оторвалась от гроба, и вдруг

Возвысилась как изваянье.

Всего лишь промолвила несколько слов:

– За них – и на гроб указала, –

призвать бы к ответу кремлевских отцов!!!

Так, люди? Я верно сказала?

Вы слышите, что я сказала?!

Толпа безответно молчала –

РАБЫ!!!

Да, рабы, выращенные и воспитанные партией, рабы страны-тюрьмы…

И рядом с этими высокогражданскими строчками огромное количество лирических стихотворений – теплых, нежных, трогательных.

Звоном с переливами

Занялся рассвет,

А меня счастливее

В целом мире нет.

Раненный, контуженный

Отставной солдат,

Я с моею суженой

Нищий, да богат…

Очень ярко выражался талант Соболева в сатире. Единственный журнал, печатавший его произведения, – это «Крокодил», редактор которого, Мануил Григорьевич Семенов, впал в немилость из-за такой смелости. Большое количество стихотворных фельетонов, острых и злых, создали славу журналу. А поэт от «Крокодила» получил награду, и даже была напечатана его небольшая книжечка фельетонов.

Русский поэт еврейского происхождения Александр Соболев по-настоящему любил свою Родину – Россию. И поэтому страдал ее страданиями.

Утонула в кровище,

Захлебнулась в винище,

Задохнулась от фальши и лжи…

Как ты терпишь, Россия,

Паденье свое и позор?!

Кто же правит сегодня твоею судьбой?

– Беззаконие, зло и насилие!

В наследии Соболева есть и проза: роман «Ефим Сегал – контуженый сержант». Произведение автобиографическое и поэтому особенно ценное. Идея романа сводится к тому, что общество развитого социализма – явь тоталитарного государства, а герой сражается с системой и терпит полное поражение. Как и все другие произведения Соболева, роман увидел свет спустя много лет после его смерти.

Затюканный, никому не нужный, лишний в этом обществе, так и не увидев напечатанными свои произведения, ушел из жизни опальный поэт… Ни в одной газете не напечатали о нем ни строчки. Ни один «деятель» от литературы не пришел проститься с ним. Просто о нем никто не вспомнил.

В 1990-х годах, уже в преклонном возрасте, верная, преданная и любящая вдова его – Татьяна Соболева – начала длительную, изматывающую борьбу с властями, «собратьями по перу», издателями за восстановление честного имени поэта, отдавшего Родине здоровье, силы, молодость и ничем никогда не запятнавшего себя. Рассказ о ее «хождении по мукам» – это история отдельная. Поэтому отметим только факты.

С помощью ЕКА (Еврейская Культурная Ассоциация) небольшим тиражом был издан сборник его стихов (еще им самим подготовленный к печати) «Бухенвальдский набат». Были изданы 2 диска с его патриотическими песнями. Чтобы издать роман «Ефим Сегал» за свой счет в 1999 году (тиражом «аж 1000 экземпляров») вдове пришлось – ни больше ни меньше – продать свою трехкомнатную квартиру.

В 2006 году вышла ее книга «В опале честный иудей» (тираж 500 экземпляров), сердечный памятник другу и мужу. Она закончила ее писать в 2005 году. Ей было 82 года.

Запомним это имя – Александр Соболев – еврей, солдат-фронтовик, инвалид Великой отечественной войны, поэт, писатель, человек…

Если не мы – то кто же?

(Публикуется в сокращении)

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!