I. Учение Гегеля о причинности и взаимодействии

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля

Ф. Гегель относится к школе немецкой классической философии , но в отличии от своих предшественников, рассматривает идеализм не субъективный, критический, трансцендентный, а объективный. Чем же отличается система философии Гегеля от предшественников, и в чем особенность объективного идеализма?

Почему философию Гегеля характеризуют, как объективный идеализм?

Идеализм и материализм – два вектора развития в истории философии, с веками наработавшие мощные школы последователей и методологию, объясняющую различия направлений. Идеализм – это направление в философии, которые считает основой сущего – дух, идею, а не материю. То есть дух первичен, материя вторична. Идея первична, форма – вторична.

Объективный идеализм начал свое развитие в античности, намечая позднее оформившиеся представления о мире. Понять его особенности можно на примере философии двух мыслителей разных эпох: Платона и Фомы Аквинского . Платон представлял мир, как эманацию мира идей. Источник жизни – идеи – породили окружающий мир . Не будь идей, не было бы материального мира – производных тел. Дальнейшие учение так или иначе характеризуют подобное учение, но для понимания стоит обратиться к периоду Средневековья. Фома Аквинский, впервые за долгие объединивший идею и материю в своей философии, считал, что мудрость – это первооснова бытия . Учение Аквинского метафизично: теология, к примеру, выше науки, по его мнению. Мудрость или божественное просвещение выше рационального знания. Поскольку Бога он считал первопричиной всего, чистой божественной мудростью, то философия мыслителя получила религиозный оттенок, однако принцип первенства понятен.

Объективный идеализм в полной мере проявляет себя в философской системе Гегеля. Объективный идеализм признает господство мирового разума/ идеи/ духа в мире. То есть существует некая идея, которая первична формам материального мира. Гегель изложил свои взгляды в трактате «Наука логики», который еще называют логическим идеализмом или панлогизмом (пан-всемирный, логос – идея, разум, учение, слово).

Объективный идеализм Гегеля

В основе идеализма Гегеля – абсолютная идея или, как обозначает ее автор, Мировой дух . Он есть одновременно субстанцией и субъектом. Будучи субстанцией , он существует сам по себе и есть целью для самого себя – замкнут на себя. Будучи субъектом – активный, выполняет непрерывное деяние или творение по аналогии с деятельностью человека. В чем проявляется активность мирового духа? В познании самого себя (он же на себя замкнут). Поскольку он пронизывает мир , соответственно, для нас мир – это материальные объекты , то мы называем мировой дух объективным . Поскольку он дух или идея, или Бог, или то, что мы не можем потрогать, рационально познать, исследовать, то, что лежит за гранью физического мира, метафизический, — идеализм. Вот и две связующие нити, кратко объясняющие, почему философию Гегеля характеризуют, как объективный идеализм. Что касается особенностей познания духа самого себя, то оно выражается в выявлении ранее содержавшихся особенностей (в этом же духе, в объективном мире), и их осознании. Нечто похожее на мир идей Платона, которые внутренне присущи, но в случае философии Гегеля, они содержаться в предмете, а нам надо их логически познать, а не принять за истину.

Детальное характеристика философии Гегеля обширна, поэтому, если хотите знать и вникнуть в систему глубоко, пишите в комментариях.

(1 оценили, оценка: 5,00 из 5)

Развивая свой диалектический метод, Гегель совершенно переработал понятие о причинности. В метафизической философии понятия причины и действия резко противопоставлялись друг другу и отличались Друг от друга. С точки зрения застывших определений рассудка, отношение между причиной и ее действием исчерпывается тем, что причина производит свое действие. Но при этом причина не имеет ничего общего с действием и наоборот. В противовес этому пониманию Гегель показал, что отношение причины и действия переходит в отношение взаимодействия (см. 10, 270-275). В действии, говорит Гегель, нет такого содержания, какого не было бы в причине. Причина «е исчезает в действии, как будто бы оно одно было действительным. Возражая против Якоби, Гегель отмечает «недостаточность его учения, которое полагает существенное различие между причиною и действием» (10, I, 271). Причину и действие принимают «за два раздельные и независимые существования». Но «что касается до их содержания, то их тождество замечается даже в конечных причинах» (10, I, 271). Хотя причина и действие твердо различаются одна от другого, «это различие не истинно, и они тождественны». Причина и действие должны иметь одно и то же содержание, и все их различие состоит в форме. Но, вникнув в них глубже, их нельзя различать и по форме. Причина не только производит, «поставляет», как выражается Гегель, действие, но и предполагает его. «Таким образом, - говорит он, - будет существовать другая субстанция, на которую направлено действие причины. Эта субстанция... есть не деятельная, а страдатель-

н а я субстанция. Но, как субстанция, она также деятельна, и вследствие этого она снимает... действие, поставленное в ней, и противодействует, т. е. подавляет деятельность первой субстанции, которая со своей стороны снимает свое непосредственное состояние и действие, поставленное в Ней, и в свою очередь уничтожает деятельность другой субстанции и противодействует. Таким образом, отношение причины и действия перешло в отношение взаимодействия» (10, I, 272-273). Причина есть причина только в действии, а действие есть действие только в причине. «Вследствие этой нераздельности причины, и действия, ставя один из этих моментов, в то же время необходимо ставят и другой» (10, I, 273). Таким образом, диалектика Гегеля отрицает различие причины и действия и сводит это различие к взаимодействию. При этом сам Гегель подчеркивает, что отрицание различия «не совершается только подразумевательно или в нашем размышлении». Напротив! «Взаимодействие само отрицает поставленное определение, превращает его в противоположное и, таким образом уничтожает непосредственное и раздельное существование обоих моментов. Первобытная причина становится действием, т. е. теряет определение причины; действие переходит в противодействие и пр.» (разрядка моя. - В. А.) (10, I, 274). Учение Гегеля об относительности и взаимной связи причины и действия сыграло большую роль в истории диалектики. Маркс и Энгельс перенесли его на почву материалистической диалектики и приложили к исследованию очень сложных отношений между экономикой и идеологическими надстройками. Но Гегель не ограничился одним указанием на взаимодействие. Гегель хорошо понимал, что само по себе взаимодействие еще ничего не объясняет и что оно само должно быть сведено к одному основному фактору и из него объяснено и выведено. «Если, - говорит Гегель,- остановимся на отношении взаимодействия при рассмотрении данного содержания, то не будут в состоянии понять его вполне, факт останется фактом, и его объяснения будет всегда недостаточно... недостаточность, замечаемая во взаимодействии, происходит от того, что это отношение, вместо того чтобы равняться понятию, само должно быть понято» (разрядка моя. - В. А.) (10, I, 275). «Так, например, если мы признаем нравы спартанского народа действием его законодательства и последнее действием первых, то мы будем, может быть, иметь правильный взгляд на историю этого народа, но этот взгляд не удовлетворит вполне ума, потому что мы не объясним вполне ни его законодательства, ни его нравов. Достигнуть этого можно не иначе, как признавши, что обе стороны отношения, так же как и прочие элементы, вошедшие в жизнь и историю спартанского народа, вытекали из того понятия, которое лежало в основании их всех» (разрядка моя. - В. А.) (10, I, 275). Приведенные места - одно из лучших доказательств диалектического гения Гегеля; вместе с тем они прекрасно характеризуют строгий монизм гегелевской диалектики, строго научную-и последовательную тенденцию выводить самые сложные отношения взаимодействия ез единого факта, лежащего в их основе. Чтобы оценить все научное значение гегелевского понимания взаимодействия, достаточно припомнить, что Плеханов, в I главе своего классического труда «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», основную ошибку французских «просветителей» видел именно в том, что)

они в попытках объяснения общественной жизни не шли дальше открытия взаимодействия и не сводили самого взаимодействия к его монистической основе. Но так поступали не только французские философы XVIII века. «Так рассуждает, - говорит Плеханов, - у нас в настоящее время почти вся наша интеллигенция» (28, VII, 72). Замечательно интересно, что аргументация Плеханова почти совершенно совпадает с той критикой теории взаимодействия, которую мы нашли у Гегеля: «обыкновенно в такого рода вопросах, - говорит Плеханов, - люди довольствуются открытием взаимодействия: нравы влияют на конституцию, конституция на нравы... каждая сторона жизни влияет на все остальные и, в свою очередь, испытывает влияние всех остальных» (28, VII, 72). И это, конечно, замечает Плеханов, справедливая точка зрения. Взаимодействие бесспорно существует между всеми сторонами общественной жизни. К сожалению, эта справедливая точка зрения объясняет очень и очень немногое по той простой причине, что она не дает никаких указаний насчет происхождения взаимодействующих сил.

Если государственное устройство само предполагает те нравы, на которые оно влияет, то очевидно, что не ему обязаны эти нравы своим первым появлением. То же надо сказать и о нравах; если они уже предполагают то государственное устройство, на которое они влияют, то ясно, что не они его создали. Чтобы разделаться с этой путаницей, мы должны найти тот исторический фактор, который произвел и нравы данного народа, и его государственное устройство, «а тем создал и самую возможность их взаимодействия» (28, VII, 72-73). Здесь не только аргументация, но и пример (взаимоотношение нравов и конституции) - совпадают с гегелевскими.

дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность. Человек воспринимается как часть общества, винтик в общественной машине, заранее приспособленный к выполнению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достижения определенного социального идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические проблемы, стрессы - все это отражается на здоровье людей.

Человек как биологический вид может выжить в различн условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке- это результат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающейся технической цивилизации возможности адаптации человеческого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излучения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготовленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутационным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранени человека как биологического вида.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от живот

2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как проте кали эти процессы?

3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?

4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?

5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?

6. В чем проявляется единство биологического и социального в чело

7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими

и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными... это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По

большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют...

Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному».

2.2. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. СООТНОШЕНИЕ БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ

Бытие означает прежде всего существование, основанное на поло-

жении «яесть». При этом необходимо различать реальное и идеальное бытие. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действительное существование вещи или человека.Идеальное бытие представляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, практического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают идеи, ценности, понятия.у Наука выделяет четыре

формы бытия:

1) бытие вещей, процессов, природы как единого целого;

2) бытие человека;

3) бытие духовного;

4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества, j

Первая форма бытия означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, созданные человеком.

Бытие человека включает в себя единство телесного и духовного существования. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них - с духовной жизнью человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия человека играет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует подобно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен осознавать факт своего существования.

Бытие человека - объективная реальность, независящая от сознания конкретного человека, поскольку является комплексом природного и общественного. Человек существует как бы в трех измерениях бытия. Первое - это существование человека как объекта природы, второе - как особи вида homo sapiens, третье - как

социально-исторического существа. Каждый из нас - реальность для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше сознание.

Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов, - индивидуализированное духовное, и то, которое существует вне индивидов, - внеиндивидуальное, объективированное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всего,сознание индивида. С помощью сознания мы ориентируемся в окружающем мире. Сознание существует как совокупность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также более стабильных идей, убеждений, ценностей, стереотипов и т.д.

Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о свои мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рождением человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или передается другим людям в процессе общения.

Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной системы человека. В то же время мысль, переживание, образ, созданный в сознании, - не материальные предметы. Они - идеальные образования. Мысль способна мгновенно преодолевать пространство и время. Человек может мысленно воспроизводить времена, в которые никогда не жил. С помощью памяти он может возвращаться в прошлое, а с помощью воображения - думать о будущем.

Индивидуализированное духовное включает в себя не только сознательное, но и бессознательное. Под бессознательным понимается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю разума. Область бессознательного составляют бессознательная информация, бессознательные психические процессы, бессознательные поступки. Бессознательная информация - это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, которые не были переработаны сознанием. Человек воспринимает огромное количество информации, из которой осознается лишь незначительная часть. Остальная информация либо исчезает из памяти, либо существует на подсознательном уровне, «в глубинах памяти», и может проявиться в любой момент.

Бессознательные процессы - это интуиция, сновидения, эмоцио-

нальные переживания и реакции. В них может проявляться инфор-

мация, хранящаяся в подсознании. Бессознательные процессы играют определенную роль в решении творческих задач, в научном поиске, когда не хватает объективной информации.

Бессознательные поступки представляют собой импульсивные Действия в состоянии аффекта (душевного волнения),простра-

ции (физического и психического расслабления), лунатизма и т.д. Бессознательные действия встречаются редко и часто связаны с нарушением психического равновесия человека.

Ученые считают, что бессознательное представляет важную сторону психической деятельности индивида, его духовной целостности. В науке выделяютсятри уровня бессознательного. Первый уровень - это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего организма, координацией функций, удовлетворением наиболее простых потребностей тела. Этот контроль осуществляется автоматически, бессознательно. Второй уровень бессознательного - это процессы, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся неосознанными. Так, осознание человеком какой-либо мысли происходит после того, как она возникнет в недрах бессознательного. Третий уровень бессознательного проявляется в творческой интуиции. Здесь бессознательное тесно переплетено с сознанием, так как творческое озарение может возникнуть только на основе уже полученного опыта.

Индивидуализированное духовное неразрывно связано с бытием человека и бытием мира в целом. Пока живет человек, развивается и его сознание. В некоторых случаях этого не происходит: человек существует как организм, но сознание его не работает. Но это - ситуация тяжелой болезни, при которой прекращается мыслительная деятельность и функционирует только тело. Человек, находящийся в состоянии комы, не может контролировать даже элементарные физиологические функции.

Результаты деятельности сознания конкретного человека могут существовать отдельно от него. В этом случае выделяют бытие объективированного духовного.

Духовное не может существовать без материальной оболочки. Оно проявляется в различных формах культуры. Форма духовного - это различные материальные предметы(книги, чертежи, картины, статуи, фильмы, ноты, машины, здания и т.д.). Также и знания, концентрируясь в сознании конкретного человека в виде идеи (индивидуализированного духовного), воплощаются в предметах и ведут самостоятельное существование(объективированное духовное). Например, человек хочет построить дом. Он сначала обдумывает идею строительства, разрабатывает проект, а затем воплощает его в действительности. Так идея трансформируется в реальность.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство культуры - это способ существования бытия духовного. Особую роль в духовном бытии играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, например такие, как, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного, объективированного духовного. В первом случае речь идет о слож-

ном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определяют внутренний мир человека, во втором случае - о воплощенных в науке и культуре идеях, идеалах, нормах, ценностях.

Как видно, бытие тесно связано с сознанием- свойством чело-

веческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность. В структуру сознания входят чувства и эмоции, самосознание и самооценка человека.

Сознание неразрывно связано с языком. Язык - один из ярких примеров единства индивидуализированного и объективированного духовного. С помощью языка мы передаем друг другу информацию, последующие поколения получают знания от предыдущих. Благодаря языку мысль получает свое законченное выражение. Кроме того, язык служит важным средством взаимодействия людей в обществе, выполняя функции общения, познания, воспитания и т.д.

Отношение бытия и сознания выступает предметом споров в науке с глубокой древности. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Идеалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию. Из этих положений вытекает проблема познаваемости мира. Материалисты говорят, что мир познаваем. Идеалисты отрицают познаваемость мира, познание, по их мнению, - это приобщение человека к миру «чистых» идей.

Сознание, несомненно, идеально, так как отражает окружающий человека мир в субъективных образах, понятиях, идеях. Тем не менее идеальное - это отражение действительности в форме знаний, эмоций, практической деятельности человека. Кроме того, нельзя отрицать, что если мы не знаем о каком-либо предмете, это не значит, что его не существует.

Человеческое сознание индивидуально, неповторимо и уникально. Однако человек - существо общественное, поэтому из совокупности сознаний индивидов складывается общественное сознание.

Общественное сознание - это сложное явление. Оно подразделяется наобщественную идеологию, которая отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий, иобщественную психологию, определяющую душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне.

В зависимости от сферы проявления выделяют различныеформы сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религиозное, философское и др.

Сознание человека - это одновременно и егосамосознание, т.е. осознание своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям. Самосознание не существует обособленно, оно является центром нашего сознания. Именно на уровне самосознания человек не только познает

мир, но и воспринимает себя и определяет смысл своего существования.

Первой формой самосознания(самочувствием) является элементарное осознание своего тела и включенности его в мир окружающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень самосознания - это осознание себя как уникального и неповторимого, непохожего на других людей индивида, обладающего свободой совершать поступки и нести за них ответственность. Самосознание, особенно на последнем уровне, всегда связано с самооценкой и самоконтролем, сопоставлением себя с идеалом, принятым в обществе. В связи с этим возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения собой и своими поступками.

Для формирования самосознания необходимо, чтобы человек видел себя «со стороны». Мы видим свое отражение в зеркале, замечаем и исправляем недостатки внешнего вида(прическу, одежду и т.д.). Также и с самосознанием. Зеркалом, в котором мы видим себя, свои качества и поступки, служит отношение к нам других людей. Таким образом, отношение человека к самому себе опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается в процессе коллективной практической деятельности и межличностных взаимоотношений.

Однако собственный образ, который формируется у человека его самосознанием, не всегда соответствует реальному положению вещей. Человек в зависимости от обстоятельств, характера, личных качеств может завышать или занижать самооценку. В результате отношение человека к себе и отношение общества к нему не совпадают, что в конечном итоге приводит к конфликту. Подобные ошибки в самооценке нередки. Бывает, человек не видит или не желает видеть своих недостатков. Они могут обнаружиться только во взаимоотношениях с другими людьми. Часто один человек может лучше понять другого, чем последний сам себя. В то же время, объективно оценивая себя в процессе коллективной деятельности и взаимоотношений с другими людьми, человек сам может судить о себе более точно. Таким образом, самосознание постоянно корректируется и развивается с включением человека в систему межличностных отношений.

Вопросы и задания

1. Что такое бытие? В чем отличие реального и идеального бытия?

2. Какие формы бытия вы знаете? Объясните их.

3. Какую роль играет сознание в жизни человека?

4. В чем состоит взаимосвязь сознательного и бессознательного?

5. Охарактеризуйте уровни бессознательного.

6. Как взаимодействуют индивидуализированное духовное и объекти вированное духовное?

7. Как взаимосвязаны бытие и сознание? В чем состоит различие взгля дов на этот вопрос идеалистов и материалистов?

8. Какими бывают формы сознания? Что такое общественное созна

9. Что такое самосознание? Каковы его формы? В чем состоят предпо сылки формирования самосознания?

10. Гегель пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие нас предметы природы - суть, они обладают для сознания авторите том, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особен ной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется в своем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими...

Объясните, как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализированного духовного и объективированного духовного.

2.3. ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Человек в отличие от животных осознает конечность свое существования. Рано или поздно каждый задумывается о том, что он смертен, и о том, что же он оставит на земле после себя. Но часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у человека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может возникнуть чувство безнадежности и растерянности, даже паники. Некоторые задаются вопросом: зачем же жить, если все равно в конце концов умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то стремиться? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чувство безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизненный путь и то, что еще предстоит. Никто не знает, когда придет его последний час. Поэтому каждый нормальный человек стремится достичь определенных результатов к концу своего жизненного пути. Таким образом, знание о грядущей смерти становится основополагающим в последующем духовном развитии человека, в определении цели и смысла жизни.

Размышления над смыслом жизни становятся для многих людей основой в определении главной цели жизненного пути, поведения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой личности тесно связаны с социальными явлениями, определяющими Цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для себя решает, какими средствами можно достигать намеченны Целей, а какими - нельзя. Здесь появляются такие нравственные

Перед человеком встает вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких страстях и желаниях, жить для себя. Ведь смерть уравнивает всех - богатых и бедных, таланты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопроса люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», создающих основу нравственного существования человека.

Задумываясь о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для каждого человека, эта проблема занимает центральное место во всей культуре человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало необходимость духовно, нравственно победить смерть.

Религиозные взгляды на смысл жизни продиктованы постулатом о загробной жизни, истинной жизни после физической смерти. Поступки человека в земной жизни должны определять его место в потустороннем мире. Если человек творил добро по отношению к ближним, то он попадет в рай, если нет - в ад.

Современная наука, прежде всего философия, в вопросе поиска смысла жизни взывает к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Физическое бессмертие невозможно. Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не пытаются этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продления жизни (здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не менее возрастные пределы жизни человека составляют в среднем 70-75 лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и более лет, встречаются редко.

Жизнь конкретного человека нельзя рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек включен в определенную группу, является частью общества,ив широком смысле, всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться поставленных перед собой целей, но никогда не достигнет целей своей общности, народа, человечества. Такое положение содержит в себе побудительные силы творческой деятельности. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать все свои способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который реализуется через общество. Таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который реализуется посредством жизней отдельных индивидов.

Однако соотношение личного и общественного было неодинаковым в разные исторические периоды и определялось ценностью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то большего, подавляемый обществом и государством. Напротив, в демократическом обществе, где признается индивидуальность человека, смысл жизни личности и общества все более совпадают.

Такое представление о смысле и ценности человеческой жизни связано с пониманием социальной природы человека. Поведение личности определяется социально-нравственными нормами. Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биологической природе.

Человек не может жить только для себя, хотя и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек проходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные цели. Сначала он учится, стремясь получить знания. Но знания важны не сами по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом с отличием, более глубокие знания, полученные в институте, служат залогом получения престижного рабочего места, а успешное выполнение служебных обязанностей способствует карьерному росту.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают их одинакового жизненного пути. Один человек может остановиться на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Практически каждый человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей. Дети становятся смыслом жизни родителей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка, дать ему образование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся помощниками в делах, поддержкой в старости.

Стремление оставить свой след в истории- смысл существования людей. Большинство оставляют свой след в памяти детей и близких. Но некоторые хотят большего. Они занимаются творчеством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы Других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном благе, о своей известности среди современников и потомков любо ценой. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетворением личных интересов и потребностей.

Как писал Островский, «Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что

он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные перед собой задачи.

И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени для того, чтобы полностью реализовать цели своей жизни? В истории немало примеров выдающихся людей, рано умерших или погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти человечества. А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять, десять, пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему продолжительности человеческой жизни, возможности ее продления.

Проблема продления жизни может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это необходимо и человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увеличение нормальной социальной продолжительности жизни становится прогрессивным шагом и в отношении отдельных людей, и в отношении человеческого общества в целом.

Но проблема увеличения продолжительности жизни имеет и биологический аспект. Условием существования человечества является индивидуальное чередование жизней отдельных людей. Современная наука уже сейчас знает много способов продления жизни - от лечения различных болезней до трансплантации органов. Тем не менее проблема старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испытывает физические страдания. Часто это сопровождается психическими переживаниями человека по поводу своей беспомощности.

А как быть в ситуации, когда мозг человека уже не функционирует, а тело еще живет?

Подобная постановка проблемы означает, что задачей медицины должно быть не только продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической дееспособности. Несомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во многом зависит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по себе продление индивидуальной жизни должно стать целью науки, общества и самого человека, а именно развитие богатства человеческой природы, степень участия личности в коллективной жизни человечества.

Вопросы и задания

1. В чем проявляется взаимосвязь между пониманием человеком ко нечности своего существования и определением им цели и смысла своей жизни?

2. Как решалась проблема смысла жизни в культуре человечества?

3. Как понимает проблему смысла жизни философия?

1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од-ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
. теория объективного идеализма (стержневым понятием ко-торой является абсолютная идея — Мировой дух);
. диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:

. "Феноменология духа"
. "Наука логики";
. "Философия права".

2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождест-вление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.

Абсолютная идея - это:

. единственно существующая подлинная реальность;
. первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
. Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо-фии Гегеля является отчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде-ленного, отчуждает себя в виде:

. окружающего мира;
. природы;
. человека;
. а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са-мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружаю-щий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя:

. творение материи из воздуха;
. сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;
. искажение, неправильное понимание человеком окружаю-щего мира.



Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный ми-ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

Через человека Мировой дух:

. проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

. целенаправленно и закономерно движется — действия, по-ступки человека, ход истории;

. познает себя через познавательную деятельность человека;

. творит — в виде результатов материальной и духовной куль-туры, созданной человеком.

3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

. все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явле-ния окружающего мира, процессы - содержит в себе проти-воположные начала (например, день и ночь, тепло и холод,

молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

. данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

. единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего суще-ствования и развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

. существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

. данному тезису всегда находится антитезис — его противопо-ложность;

В результате взаимодействия двух противоположных тезисов по-лучается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

. данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется те-зис все более и более высокого уровня.

Например:

В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис — "небытие" ("абсолютное ни-что"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который

По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно проти-воречия являются движущей силой прогресса. Без наличия про-тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:

. философию природы;

Философию духа;

. философию истории;

. а значит, и их сущность.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

. субъективный дух;

. объективный дух;

Абсолютный дух.

Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").

Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нрав-ственность, гражданское общество, государство.

Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действи-тельная истина. Выражением Абсолютного духа являются:

Искусство;

Религия;

Философия.

Искусство — непосредственное отображение человеком абсо-лютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и ото-бразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениаль-ные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолют-ная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия — абсо-лютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — фило-софами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" —

по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:

. философию природы;

Антропологию;

Психологию;

Логику;

. философию государства;

. философию гражданского общества;

. философию права;

. философию истории;

. диалектику — как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного

духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свобо-ды, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

Восточную;

. антично-средневековую;

Германскую.

Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой пе-риод истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек — фараон, китайский им-ператор и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.

Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осоз-навать уже группа людей (глава государства, окружение, воена-чальники, аристократия, феодалы), однако основная масса по-давлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей.

Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

5. Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:

. государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог);

. право - наличное бытие (воплощение) свободы;

. общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

. богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;

. противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двига-тель прогресса;

. противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

. "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разло-жению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и

сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действи-тельно, а все действительное разумно.

Бытие - философская категория. Философия - это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека. Бытие означает прежде всего существование, основанное на поло­жении «я есть». При этом необходимо различать реальное и иде­альное бытие. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действи­тельное существование вещи или человека. Идеальное бытие пред­ставляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, прак­тического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают идеи, ценности, понятия.

Наука выделяет четыре формы бытия:

1) бытие вещей, процессов, природы как единого целого;

2) бытие человека;

3) бытие духовного;

4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества.

Первая форма бытия означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, создан­ные человеком.

Бытие человека включает в себя единство телесного и духовно­го существования. Функционирование тела тесно связано с рабо­той мозга и нервной системы, а через них - с духовной жизнью человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия человека играет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует по­добно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен осознавать факт своего существования.

Бытие человека - объективная реальность, независящая от сознания конкретною человека, поскольку является комплексом природного и общественного. Человек существует как бы в трех измерениях бытия. Первое - это существование человека как объек­та природы, второе - как особи вида homo sapiens , третье - как социально-исторического существа. Каждый из нас - реальность для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше сознание.

Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духов­ное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности ин­дивидов, - индивидуализированное духовное, и то, которое су­ществует вне индивидов, - внеиндивидуальное, объективирован­ное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориен­тируемся в окружающем мире. Сознание существует как совокуп­ность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также более стабильных идей, убеждений, ценностей, стерео­типов и т.д.

Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о своих мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рожде­нием человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или пере­дается другим людям в процессе общения.

Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной систе­мы человека. В то же время мысль, переживание, образ, создан­ный в сознании, - не материальные предметы. Они - идеальные образования. Мысль способна мгновенно преодолевать простран­ство и время. Человек может мысленно воспроизводить времена, в которые никогда не жил. С помощью памяти он может возвращать­ся в прошлое, а с помощью воображения - думать о будущем.

Индивидуализированное духовное включает в себя не только сознательное , но и бессознательное . Под бессознательным пони­мается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю разума. Область бес­сознательного составляют бессознательная информация, бессо­знательные психические процессы, бессознательные поступки. Бес­сознательная информация - это ощущения, восприятия, эмо­ции, чувства, которые не были переработаны сознанием. Человек воспринимает огромное количество информации, из которой осо­знается лишь незначительная часть. Остальная информация либо исчезает из памяти, либо существует на подсознательном уровне, «в глубинах памяти», и может проявиться в любой момент.

Бессознательные процессы - это интуиция, сновидения, эмоцио­нальные переживания и реакции. В них может проявляться инфор­мация, хранящаяся в подсознании. Бессознательные процессы играют определенную роль в решении творческих задач, в науч­ном поиске, когда не хватает объективной информации.

Бессознательные поступки представляют собой импульсивные действия в состоянии аффекта (душевного волнения), прострации (физического и психического расслабления), лунатизма и т.д. Бессознательные действия встречаются редко и часто связаны с нарушением психического равновесия человека.

Ученые считают, что бессознательное представляет важную сторону психической деятельности индивида, его духовной цело­стности. В науке выделяются три уровня бессознательного . Первый уровень - это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего организма, координацией функций, удовлетворе­нием наиболее простых потребностей тела. Этот контроль осуще­ствляется автоматически, бессознательно. Второй уровень бессо­знательного - это процессы, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся не­осознанными. Так, осознание человеком какой-либо мысли про­исходит после того, как она возникнет в недрах бессознательного. Третий уровень бессознательного проявляется в творческой инту­иции. Здесь бессознательное тесно переплетено с сознанием, так как творческое озарение может возникнуть только на основе уже полученного опыта.

Индивидуализированное духовное неразрывно связано с бы­тием человека и бытием мира в целом. Пока живет человек, раз­вивается и его сознание. В некоторых случаях этого не происходит: человек существует как организм, но сознание его не работает. Но это - ситуация тяжелой болезни, при которой прекращается мыслительная деятельность и функционирует только тело. Чело­век, находящийся в состоянии комы, не может контролировать даже элементарные физиологические функции.

Результаты деятельности сознания конкретного человека мо­гут существовать отдельно от него. В этом случае выделяют бытие объективированного духовного.

Духовное не может существовать без материальной оболочки. Оно проявляется в различных формах культуры. Форма духовно­го - это различные материальные предметы (книги, чертежи, картины, статуи, фильмы, ноты, машины, здания и т.д.). Также и знания, концентрируясь в сознании конкретного человека в виде идеи (индивидуализированного духовного), воплощаются в пред­метах и ведут самостоятельное существование (объективирован­ное духовное). Например, человек хочет построить дом. Он снача­ла обдумывает идею строительства, разрабатывает проект, а затем воплощает его в действительности. Так идея трансформируется в реальность.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство культуры - это способ существования бытия духовного. Особую роль в духов­ном бытии играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, например такие, как, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного, и объективированного духовною. В нервом случае речь идет о сложном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определя­ют внутренний мир человека, во втором случае - о воплощенных в науке и культуре идеях, идеалах, нормах, ценностях.

Как видно, бытие тесно связано с сознанием - свойством чело­веческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобра­зовывать окружающую действительность. В структуру сознания вхо­дят чувства и эмоции, самосознание и самооценка человека.

Сознание неразрывно связано с языком. Язык - один из ярких примеров единства индивидуализированного и объективирован­ного духовного. С помощью языка мы передаем друг другу инфор­мацию, последующие поколения получают знания от предыду­щих. Благодаря языку мысль получает свое законченное выраже­ние. Кроме того, язык служит важным средством взаимодействия людей в обществе, выполняя функции общения, познания, вос­питания и т.д.

Отношение бытия и сознания выступает предметом споров в науке с глубокой древности. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Идеалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию. Из этих положений вытекает проблема познаваемости мира. Материалисты говорят, что мир познаваем. Идеалисты отрицают познаваемость мира, познание, по их мнению, - это приобщение человека к миру «чистых» идей.

Сознание, несомненно, идеально, так как отражает окружаю­щий человека мир в субъективных образах, понятиях, идеях. Тем не менее идеальное - это отражение действительности в форме знаний, эмоций, практической деятельности человека. Кроме того, нельзя отрицать, что если мы не знаем о каком-либо предмете, это не значит, что его не существует.

Человеческое сознание индивидуально, неповторимо и уни­кально. Однако человек - существо общественное, поэтому из совокупности сознаний индивидов складывается общественное сознание.

Общественное сознание - это сложное явление. Оно подразде­ляется на общественную идеологию , которая отражает обществен­ное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий, и общественную психологию, определяющую ду­шевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне.

В зависимости от сферы проявления выделяют различные фор­мы сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религиоз­ное, философское и др.

Сознание человека - это одновременно и его самосознание, т.е. осознание своего тела, своих мыслей и чувств, своего поло­жения в обществе, отношения к другим людям. Самосознание не существует обособленно, оно является центром нашего созна­ния. Именно на уровне самосознания человек не только познает мир, но и воспринимает себя и определяет смысл своею суще­ствования.

Первой формой самосознания (самочувствием) является эле­ментарное осознание своего тела и включенности его и мир окру­жающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень са­мосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной куль­туре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень само­сознания - это осознание себя как уникального и неповторимого, непохожего на других людей индивида, обладающего свободой совершать поступки и нести за них ответственность. Самосозна­ние, особенно на последнем уровне, всегда связано с самооцен­кой и самоконтролем, сопоставлением себя с идеалом, приня­тым в обществе. В связи с этим возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения собой и своими поступками.

Для формирования самосознания необходимо, чтобы человек видел себя «со стороны». Мы видим свое отражение в зеркале, замечаем и исправляем недостатки внешнего вида (прическу, одеж­ду и т.д.). Также и с самосознанием. Зеркалом, в котором мы ви­дим себя, свои качества и поступки, служит отношение к нам других людей. Таким образом, отношение человека к самому себе опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается в процессе коллективной практической деятельности и межличностных взаимоотношений.

Однако собственный образ, который формируется у человека его самосознанием, не всегда соответствует реальному положе­нию вещей. Человек в зависимости от обстоятельств, характера, личных качеств может завышать или занижать самооценку. В ре­зультате отношение человека к себе и отношение общества к нему не совпадают, что в конечном итоге приводит к конфликту. По­добные ошибки в самооценке нередки. Бывает, человек не видит или не желает видеть своих недостатков. Они могут обнаружиться только во взаимоотношениях с другими людьми. Часто один чело­век может лучше понять другого, чем последний сам себя. В то же время, объективно оценивая себя в процессе коллективной дея­тельности и взаимоотношений с другими людьми, человек сам может судить о себе более точно. Таким образом, самосознание постоянно корректируется и развивается с включением человека в систему межличностных отношений.

Вопросы и задания

1. Что такое бытие? В чем отличие реального и идеального бытия?

2. Какие формы бытия вы знаете? Объясните их.

3. Какую роль играет сознание в жизни человека?

4. В чем состоит взаимосвязь сознательного и бессознательного?

5. Охарактеризуйте уровни бессознательного.

6. Как взаимодействуют индивидуализированноедуховное и объекти­вированное духовное?

7. Как взаимосвязаны бытие и сознание? В чем состоит различие взгля­дов на этот вопрос идеалистов и материал истов?

8. Какими бывают формы сознания? Что такое общественное созна­ние?

9. Что такое самосознание? Каковы его формы? В чем состоят предпо­сылки формирования самосознания?

10. Гегель пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие нас предметы природы - суть, они обладают для сознания авторите­том, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особен­ной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется всвоем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими... Авторитет нравственных законов бесконечно выше, потому что предме­ты природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скры­вают ее под образом случайности».

Объясните, как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализиро­ванного духовного и объективированного духовного.

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Человек в отличие от животных осознает конечность своего существования. Рано или поздно каждый задумывается о том, что он смертен, и о том, что же он оставит на земле после себя. Но часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у че­ловека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может воз­никнуть чувство безнадежности и растерянности, даже паники. Некоторые задаются вопросом: зачем же жить, если все равно, в конце концов, умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то стремить­ся? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чув­ство безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизнен­ный путь и то, что еще предстоит. Никто не знает, когда придет его последний час. Поэтому каждый нормальный человек стре­мится достичь определенных результатов к концу своего жизнен­ного пути. Таким образом, знание о грядущей смерти становится основополагающим в последующем духовном развитии человека, в определении цели и смысла жизни.

Размышления над смыслом жизни становятся для многих лю­дей основой в определении главной цели жизненного пути, пове­дения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой лично­сти тесно связаны с социальными явлениями, определяющими цель и смысл, всей человеческой истории, общества, в котором человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для себя решает, какими средствами можно достигать намеченных целей, а какими - нельзя. Здесь появляются такие нравственные категории, как добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость.

Перед человеком встает вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких страстях и желаниях, жить для себя. Ведь смерть уравнивает всех - богатых и бедных, талан­ты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопро­са люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», со­здающих основу нравственного существования человека.

Задумываясь о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для каж­дого человека, эта проблема занимает центральное место во всей культуре человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало необходимость духовно, нравственно победить смерть.

Религиозные взгляды на смысл жизни продиктованы постула­том о загробной жизни, истинной жизни после физической смер­ти. Поступки человека в земной жизни должны определять его место в потустороннем мире. Если человек творил добро по отно­шению к ближним, то он попадет в рай, если нет - в ад.

Современная наука, прежде всего философия, в вопросе по­иска смысла жизни взывает к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Физи­ческое бессмертие невозможно. Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не пытаются этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продле­ния жизни (здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не менее возрастные пределы жизни человека составляют в среднем 70-75 лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и более лет, встреча­ются редко.

Жизнь конкретного человека нельзя рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек включен в определенную группу, является частью общества и, в широком смысле, всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться поставленных перед собой целей, но никогда не достигнет целей своей общности, народа, человечества. Такое положение содержит в себе побудительные силы творческой дея­тельности. Именно поэтому призвание, назначение, задача вся­кого человека - всесторонне развивать все свои способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной лично­сти, который реализуется через общество. Таков же и смысл жиз­ни общества, человечества в целом, который реализуется посред­ством жизней отдельных индивидов.

Однако соотношение личного и общественного было неодина­ковым в разные исторические периоды и определялось ценно­стью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то большего, подавляемый обществом и государством. На­против, в демократическом обществе, где признается индивиду­альность человека, смысл жизни личности и общества все более совпадают.

Такое представление о смысле и ценности человеческой жиз­ни связано с пониманием социальной природы человека. Поведе­ние личности определяется социально-нравственными нормами. Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биоло­гической природе.

Человек не может жить только для себя, хотя и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек про­ходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные цели. Снача­ла он учится, стремясь получить знания. Но знания важны не сами по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом с отличием, более глубокие знания, полученные в институте, служат залогом получения престижного рабочего места, а успеш­ное выполнение служебных обязанностей способствует карьерно­му росту.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают их одинакового жизненного пути. Один человек может остановить­ся на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Практически каждый человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей. Дети становятся смыслом жизни родите­лей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка, дать ему обра­зование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся помощниками в делах, поддержкой в старости.

Стремление оставить свой след в истории - смысл существо­вания людей. Большинство оставляют свой след в памяти детей и близких. Но некоторые хотят большего. Они занимаются творче­ством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном бла­ге, о своей известности среди современников и потомков любой ценой. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Ар­темиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить свое имя в исто­рии. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетво­рением личных интересов и потребностей.

Как писал Островский, «Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные перед собой задачи.

И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени для того, чтобы полностью реализовать цели своей жизни? В ис­тории немало примеров выдающихся людей, рано умерших или погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти человечества. А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять, десять, пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взгля­нуть на проблему продолжительности человеческой жизни, воз­можности ее продления.

Проблема продления жизни может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это необходимо и человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увели­чение нормальной социальной продолжительности жизни стано­вится прогрессивным шагом и в отношении отдельных людей, и в отношении человеческого общества в целом.

Но проблема увеличения продолжительности жизни имеет и биологический аспект. Условием существования человечества яв­ляется индивидуальное чередование жизней отдельных людей. Современная наука уже сейчас знает много способов продления жизни - от лечения различных болезней до трансплантации ор­ганов. Тем не менее проблема старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испыты­вает физические страдания. Часто это сопровождается психиче­скими переживаниями человека по поводу своей беспомощности. А как быть в ситуации, когда мозг человека уже не функциониру­ет, а тело еще живет?

Подобная постановка проблемы означает, что задачей меди­цины должно быть не только продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической дееспособности. Не­сомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во многом зави­сит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по себе продление индивидуальной жизни должно стать це­лью науки, общества и самого человека, а именно развитие бо­гатства человеческой природы, степень участия личности в кол­лективной жизни человечества.

Вопросы и задания

1. В чем проявляется взаимосвязь между пониманием человеком ко­нечности своего существования и определением им цели и смысла своей
жизни?

2. Как решалась проблема смысла жизни в культуре человечества?

3. Как понимает проблему смысла жизни философия?

4. Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни обще­ства?

5. Какие цели ставит перед собой человек в процессе своего жизнен­ною пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?

6. В чем состоит проблема продления человеческой жизни? Необходи­мо ли это? Почему?

7. На примере конкретных личностей охарактеризуйте проблемы целей и смысла жизни, времени, необходимою для реализации этих целей.

8. Прочитайте высказывание Л. Н.Толстого: «Человек может рассмат­ривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть
всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому ра­зумный человек должен был сделать и всегда делать в отношении беско­нечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое. Понимать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и лаже книжки писать. Это было для меня отвратительно... Я умру так же, как и все... но моя жизнь и смерть будут иметь смысл для меня и для всех... человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все жи­вое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов».

Объясните, в чем он видит смысл жизни.

9. Охарактеризуйте слова поэта В.А.Жуковского с точки зрения смыс­ла жизни:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

ТРУД И ИГРА

Труд - это деятельность, которая отличает человека от жи­вотных.Именно труд, по мнению Ф. Энгельса, способствовал ста­новлению человека как социального существа.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д. В зависимости от результата труд подразделяется на производи­тельный и непроизводительный. Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, че­ловек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.). По окончании рабочего дня он приходит домой, готовит еду и посвящает свободное время любимому делу (хобби), например, собирает радиоприемник, вырезает из дерева фигурки и т.д. В вы­ходные летом на даче он возделывает огород и осенью собирает урожай. Все это примеры производительного труда.

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на об­служивание материальных предметов. В экономической сфере не­производительный труд связан с оказанием услуг: перевозка то­варов, их погрузка, гарантийное обслуживание и т.д. В бытовой сфере к непроизводительному труду относится уборка квартиры, мытье посуды, ремонт дома и др.

И производительный, и непроизводительный труд одинаково важны. Если бы существовало только производство промышлен­ной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свал­ки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники, автомобилями, мебелью и т.д. Зачем покупать новую вещь, если целесообразнее починить старую?

Но человечество создает не только материальные предметы. Оно накопило огромный культурный опыт, заключенный в литерату­ре, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом случае говорят об интеллектуальном труде или духовном произ­водстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно, деление труда на умственный и физи­ческий.

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Многие работы производились с помо­щью мускульной силы человека. Иногда человека заменяли жи­вотные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промыш­ленном производстве физический труд все более заменялся ум­ственным. Доля работников, занятых умственным трудом, посто­янно увеличивалась. Это - ученые, инженеры, менеджеры и др. В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии ум­ственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа требует сейчас определенного объема знаний.

В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной обработке. Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы приспосабливать продукты природы под потребности человека.

Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельности. Нужно осознать не только саму потребность, но и осмыслить спо­собы ее удовлетворения и те усилия, которые необходимо для этого приложить.

Для достижения целей трудовой деятельности используются разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспособ­ленные для выполнения той или иной работы. Начиная какую-либо работу, надо точно знать, какие орудия труда необходимы п данный момент. Вскопать огород на даче можно лопатой, но поле нельзя вспахать без применения специальной техники. Можно долга копать яму той же лопатой, а можно это сделать в течение не­скольких минут экскаватором. Таким образом, надо знать наибо­лее эффективные способы воздействия па объект труда , т.е. на то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой дея­тельности. Такие способы воздействия на объект труда называют технологиями, а совокупность операций по преобразованию ис­ходного продукта в конечный - технологическим процессом.

Чем более совершенные орудия труда и более правильная тех­нология применяются, тем выше будет производительность труда. Она выражается в количестве продукции, произведенной за еди­ницу времени.

Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных опе­раций, действий, движений. Их характер зависит от технического оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в широком смысле - от уровня развития науки и техники. В наше время научно-технического прогресса постоянно повышается уро­вень технической оснащенности труда, но это не исключает ис­пользования в некоторых случаях физического труда человека. Дело в том, что не все трудовые операции можно механизировать. Не всегда применима техника при погрузке и разгрузке товаров, при строительстве, сборке конечного продукта и т.д.

Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллектив­ной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писателя и художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые опера­ции вплоть до получения конечного результата. В большинстве же случаев трудовые операции, так или иначе, поделены между от­дельными субъектами трудового процесса: рабочими на заводе, строителями на возведении дома, учеными в научно-исследова­тельском институте и т.д. Даже первоначально кажущаяся инди­видуальной, трудовая деятельность может представлять собой часть совокупности трудовых операций многих людей. Так, фермер для улучшения земли покупает удобрения, производимые другими людьми, а затем продает урожай через оптовые базы. Такое поло­жение называется специализацией, или разделением труда . Для бо­лее эффективной организации трудового процесса необходимо общение его участников. Посредством общения передается инфор­мация, происходит координация совместной деятельности.

Понятие «труд» - синоним понятия «работа». В широком смыс­ле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем

назвать любую деятельность по преобразованию окружающей дей­ствительности и удовлетворению потребностей, то работой чаше всего называется деятельность, которая осуществляется за воз­награждение. Таким образом, работа - это разновидность трудо­вой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий. Число их все более увеличивается с развитием науки и техники. Профессией называ­ется вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист. Нали­чие особых, более углубленных навыков и знаний по данной про­фессии называется специальностью. Еше на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врач-хирург или врач-терапевт, учитель физики или учитель математи­ки и т.д.

Но мало иметь определенную специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний поданной специальности называется квалификацией . Она определяется разрядом или званием. Разряды существуют у рабо­чих промышленных предприятий, у школьных учителей. Звания присваиваются деятелям науки и высшего образования.

Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается его труд. В случае смены работы ему легче найти более хорошее место. Если о человеке говорят: «Это высококвалифицированный работник, профессионал своего дела», то подразумевают высо­кое качество выполняемой им работы. Профессионализм требует от работника не просто механического выполнения указаний ру­ководителя. Получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. В правилах, приказах, инструкциях невоз­можно предусмотреть вес ситуации, которые возникают в трудо­вом процессе. Работник должен найти оптимальное решение, по­зволяющее качественно и в срок исполнить данное ему поручение. Такой творческий подход к выполнению заданий называют ини­циативой.

Любая трудовая деятельность, будь то колка дров на даче или выполнение сложных производственных процессов на заводе, тре­бует выполнения особых правил.Одни из них связаны с техноло­гическим процессом, т.е. последовательностью и правильностью всех выполняемых работником трудовых операций. Другие осно­ваны на соблюдении норм по технике безопасности. Всем извест­но, что нельзя разбирать электроприборы, если они не отключе­ны от электросети, разводить костры вблизи деревянных строе­ний, ездить на автомобиле с неисправной системой охлаждения двигателя и т.д. Несоблюдение подобных правил может привести как к поломке вещи, которую неправильно эксплуатировали, так и к причинению вреда жизни и здоровью человека. Но трудовая деятельность человека часто проходит в коллективе, и несоблю­дение норм эксплуатации оборудования и правил по технике бе­зопасности может навредить здоровью других людей.

Большую роль в процессе трудовой деятельности играют усло­вия труда . К ним относятся оборудование рабочего места, уровень шума, температура, вибрация, проветриваем ость помещения и т.д. Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные трав­мы и даже гибель людей.

В период становления и развития индустриального производ­ства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как часть процесса производства. Такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей. У работников возника­ло чувство, что над ними как личностями доминируют машины. У них появлялось негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости. Такое явление индустриального производства получило название дегу­манизации труда.

В настоящее время возникла проблема гуманизации труда, т.е. его очеловечивания. Необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью. Прежде всего, надо заменить тяжелый монотонный физический труд работой машин. Нужно готовить образованных, всесторонне развитых работников, способных твор­чески подходить к выполняемым ими трудовым функциям; повы­сить уровень культуры труда, т. е. усовершенствовать все составля­ющие трудового процесса (условия труда, взаимоотношения между людьми в коллективе и т.д.). Работник не должен замыкаться на узкой сфере выполняемых им трудовых функций. Ему следует знать содержание трудового процесса всего коллектива, понимать осо­бенности производства на теоретическом и технологическом уровне. Только в таком случае трудовая деятельность станет основой для самореализации человека.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!