1 рассказать о личных возвратном местоимениях. Возвратные местоимения в русском языке

Чем больше у вас баллов, тем в большей степени развито умение слушать.

Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым вам человеком.

Список вопросов.

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздра­жение:

70%-100% - вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

40%-70% - вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте вни­мание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

10%-40% - вы хороший собеседник, но иногда отказываете парт­неру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

О %-10 % - вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Вариант П.

Инструкция: «На 10 вопросов следует дать ответы, которые оценива­ются»:

«почти всегда» - 2 балла;

«в большинстве случаев» - 4 балла;

«иногда» - 6 баллов;

«редко» - 8 баллов;

«почти никогда» - 10 баллов.

1.Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?

2.Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?

3.Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?

5.Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?

6.Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете со­всем о другом?

8.Меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы?

9.Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пре­небрежения и иронии по отношению к собеседнику?

Обычно средний балл слушателей составляет 55 баллов. Если набрано более 62 баллов, то слушатель - «выше среднего уровня».

4. Вокальные звуки это относятся все гласные и сонорные [л л’ м м’ н н’ р р’],звонкие .

5. Гласные звуки делятся на: ударные и безударные .

6. Грамматическое значение слова рассматривается - в грамматике современного русского языка (род, число, падеж и т.д.)

7. Двумя основными разновидностями речи являются – разговорная и книжная .

8. Для речи характерен признак - динамичности



9. Для того чтобы возникла речь, необходимо – потребность в общении.

10. Значимые части слова – это – приставка, корень, суффикс .

11. К невербальным средствам общения относится – мимика и жесты .

На этом уроке вас ждет знакомство с себялюбивым местоимением, которое в одиночестве живет в огромном особняке и одно-одинешенько составляет целый разряд. У этого себялюбивого местоимения нет никаких родственников. Оно - единственный оставшийся в живых представитель старинного аристократического рода. В центре внимания возвратное местоимение.

Тема: Местоимение

Урок: Возвратные местоимения

Подберем к следующим выражениям синонимы-фразеологизмы и отыщем в их составе это уникальное местоимение.

Какие фразеологизмы мы используем, когда хотим сказать: « быть в крайне нервном состоянии»? «Выйти из себя ». «Б ыть вне себя».

При помощи какого фразеологизма мы можем охарактеризовать очень хитрого человека ? «Б ыть себе на уме».

Какой фразеологизм мы используем, если просим кого-то успокоиться? «Взять себя в руки ».

Как вы смогли заметить, во всех названных нами фразеологизмах повторяется слово себя . Оно является местоимением.

Местоимение себя во всех этих примерах указывает на то, что человек, совершающий действие, направляет или возвращает его на самого себя. Именно поэтому местоимение себя называется возвратным.

Внимательно приглядитесь к этому местоимению и вспомните, на какие глаголы оно похоже и почему? Возвратное местоимение себя напоминает глаголы с суффиксом -ся (например, умыться, одеться ). В грамматике эти глаголы называются возвратными , так как обозначают действие, которое направлено на самого себя, то есть на само действующее лицо. Вспомним, чем суффикс -ся отличается от всех других суффиксов?

Суффикс -ся отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончания: уч-ишь-ся . Это особое свойство суффикса -ся объясняется историческими причинами. В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя ) и ся . Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно местоимение ся утратило самостоятельность, слилось с глагольными формами, превратившись из самостоятельной части речи в глагольный суффикс. Таким образом, возвратное местоимение себя осталось единственным оставшимся в живых представителем старинного аристократического рода возвратных местоимений.

Р. п. себя

Д. п. себе

В. п. себя

Т. п. собой (-ою)

П.п. (о) себе

Как вы смогли заметить, возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа. У него также нет форм множественного числа. Оно не изменяется по родам.

Попробуем догадаться, каким членом предложения никогда не может быть местоимение себя , если учитывать то обстоятельство, что оно не имеет формы Именительного падежа.

Безусловно, возвратное местоимение себя никогда не может быть в предложении подлежащим, так как подлежащее в русском языке выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

Проанализируем следующие примеры и сделаем вывод о том, какими второстепенными членами может работать в предложении возвратное местоимение себя . Иначе говоря, определим его синтаксическую функцию.

Оля нашла у себя потерянную тетрадь.

Коля пошел к себе домой.

Если вас попросят помочь заполнить лингвистический паспорт возвратного местоимения себя , то какие его анкетные, биографические данные вы туда внесете?

Возвратное местоимение себя изменяется по падежам. Имеет все падежные формы, кроме Именительного падежа. Оно не изменяется по числам и родам. В предложении чаще всего бывает дополнением и реже обстоятельством.

Домашнее задание

Запишите, объясните смысл пословиц; определите падеж возвратного местоимения.

1. Руби дерево по себе.

2. Сам себя сжёг француз, сам себя и поморозил.

3. Всяк сам себе загляденье.

4. Он не даст наступить себе на ногу.

5. Всяк Аксён про себя умён.

6. Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

7. Умный себя винит, глупый - своего товарища.

8. Дураку воля что умному доля; сам себя губит.

9. На других умён, на себя глуп.

10. В благополучии человек сам себя забывает.

11. Всякая рука к себе загребает.

12. Выше себя не прыгнешь.

13. Друга иметь - себя не жалеть.

14. Бояться себя заставишь, а любить не принудишь.

Прочитайте данные ниже отрывки из стихотворений и пословиц, выполните задания:

1. найдите словосочетания с местоимением себя ,

2. определите падеж местоимения, число и заполните таблицу,

3. подчеркните местоимение как член предложения.

Распелся нынче жаворонок рано.

Еще ледок не стаял у ворот,

Еще в снегу заречная поляна,

А жаворонок - слышите! - поет.

То с высоты срываясь заповедной,

То просверкнув над речкой голубой,

Уходит вверх, звучит бубенчик медный

И землю поднимает за собой.

Рами Гарипов. «Жаворонок»

Я забывал о себе, когда дело шло о пользе за Отечество (А. Суворов)

Возьми для себя образец героя, наблюдай его, иди за ним (А. Суворов).

Других не суди, на себя погляди (Пословица).

Руби дерево по себе (Пословица).

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

В русском языке возвратное местоимение указывает на совершаемое действие, которое направлено на самого делающего. В речи представлено местоимением СЕБЯ. В данной статье приведены грамматические и синтаксические особенности возвратных местоимений с примерами.

Возвратные местоимения в русском языке представлены местоимением себя . В речи возвратное местоимение указывает на то, что совершаемое действие направлено на самого делающего, и по значению схоже с частицей -ся у глаголов. Сравните : мужчина оправдывался – мужчина оправдывал себя .

В школе возвратные местоимения изучаются с 6 класса.

Грамматические особенности возвратного местоимения

Возвратное местоимение себя отвечает на вопросы косвенных падежей (Кого? Кому? Кем? О Ком?) , изменяется по падежам. При этом оно не имеет формы И. п., категорий рода, числа и лица (то есть может относиться к любому лицу либо к группе лиц).

Примеры падежных форм возвратного местоимения приведены в таблице.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Падежи Падежные формы
И. п.
Р. п. себя
Д. п. себе
В. п. себя
Т. п. собой (собою)
П. п. о себе

Синтаксические особенности возвратного местоимения

В предложении возвратное местоимение себя выполняет синтаксическую роль дополнения.

Примеры : Он купил себе кроссовки. Она облила себя водой.

Реже употребляется в качестве обстоятельства.

Пример : Он огляделся вокруг себя .

В составе фразеологического оборота возвратное местоимение выполняет ту же синтаксическую функцию, что и весь оборот.

Примеры : Саша взял себя в руки . Профессор был вне себя (составное именное сказуемое).


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

→ Склонение возвратного местоимения «себя»

Склонение возвратного местоимения «себя»

В русском языке возвратное местоимение «себя» (род. пад.) не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа. Возвратное местоимение «себя» изменяется по падежам следующим образом:

  • винительный падеж — себя ,
  • дательный падежсебе ,
  • творительный падеж — собой ,
  • предложный падеж — о себе .

Возвратное местоимение «себя» указывает на отношение действия к самому лицу, которое совершает это действие (заменяет по смыслу личные местоимения любого лица и числа) [В англ. яз.: myself, yourself, himself; во франц. яз.: me, moi, te, toi, se, soi, nous..; в нем. яз.: mich, dich, sich, euch, uns].

В предложении местоимение «себя» обозначает объект действия, совпадающий с субъектом, и может относиться к любому лицу и к обоим числам: я (ты, он) купил себ é книгу, мы (вы, они) вернулись к себ é домой .

Примеры употребления :

Она купила себ é платье. Он доволен собой . Я налью себ é чаю. Расскажите о себ é . Мы поставили перед собой большую задачу.

Фразеологические обороты с возвратным местоимением себя :

Вне себя — в сильном волнении. Он был вне себя от радости.

Брать (взять) на себя что-либо — обещать сделать, выполнить что-либо. Брать на себя обязательство.

Брать себя в руки - преодолевать своё волнение. (Подробнее см. )

Вестú себя как — иметь какое-либо поведение. Пример: Дети хорошо вели себя в театре.

Выводúть (вывести) из себя кого-либо - заставлять сердиться кого-либо. Пример: Не выводи меня из себя .

Выходить (выйти) из себя - очень сердиться. (Подробнее см. )

Выдавать (выдать) себя (с головой) - обнаруживать то, что хотел бы скрыть (свои чувства, поступки и т. д.)

Заключать в себе - содержать (в себе). Пример: Письмо заключало в себе важные сведения.

Держать себя в руках - не проявлять своего волнения, быть спокойным.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!