Горячность вы можете оставить свое сообщение. Значение слова горячность

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова горячность

горячность в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

горячность

горячности, мн. нет, ж. (книжн.). Пылкость, увлечение. Он с большой горячностью принялся за дело.

Несдержанность, вспыльчивость. Горячностью своего характера он нажил себе много врагов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

горячность

И, ж. Возбужденность, вспыльчивость, несдержанность. Говорить с горячностью. Излишняя г.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

горячность

ж. Способность живо и остро воспринимать что-л., реагировать на что-л.; вспыльчивость, неуравновешенность, несдержанность.

Примеры употребления слова горячность в литературе.

Мне все это известно не хуже тебя, Илэйн, но Луан и Эллориен приведут к тебе свои Дома, как и Абелль, я уверена, - начала она осторожно, но продолжила с большей горячностью .

По этому пути, по горячности , могла разворачиваться и акушерская тактика Нинон.

Профессор Асквит поддержал эту мысль с готовностью, даже с некоторой горячностью .

Он больше не отпускал оплеух служанкам, с прежней горячностью не стучал тростью на площадке лестницы, когда Баск медлил открыть ему дверь.

Не вздумайте по горячности вступать в Баязет с двух сторон, -- строго наказал Никита Семенович.

При всем при этом его горячность , изменчивое настроение, безалаберность и судорожные порывы в конце концов начинают нам импонировать, а то и убеждать нас.

По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухому замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре.

И откуда взялась такая горячность у этих бесспорно отважных, но обычно спокойных буров, характеру которых противно всякое бравирование опасностью?

Она отозвалась с благодарной горячностью на участливое отношение к ней Бригс, призналась, что у нее есть тайная привязанность, восхитительная тайна.

Но никто не посмел обвинить капитана Вильямсона в том, что он сознательно пошел на таран, ибо Вильямсон отнюдь не отличался излишней горячностью и должен был понимать, что при сложившихся обстоятельствах такой шаг равносилен самоубийству.

Красота в художнике заключена, - сказал военком, заражаясь его горячностью .

Зародыши творческого воображения, с горячностью продолжает Выготский, проявляются в играх животных.

Милев говорит с излишней горячностью , и поскольку торопится - делает ошибки, а сделав ошибку, старается ее исправить, а поскольку по-английски говорит плохо, то и поправки не помогают, так что слушать его утомительно, и Дрейк наконец замечает: - Покороче, Майк.

Марк же, неожиданно задетый за живое, с несвойственной ему горячностью повел такую речь: -- Знаешь, Кассий, когда я был еще молод и неопытен, однажды во время философского спора я ляпнул -- по-другому и не скажешь -- одну глупость, достойную возгордившегося юнца.

На почве подобного рода разногласий как-то, незадолго до рождества, во время прогулки по снегу до курорта и обратно, состоялся большой коллоквиум о здоровье и болезни, и все они приняли в нем участие: Сеттембрини, Нафта, Ганс Касторп, Ферге и Везаль, - всех немного лихорадило, от ходьбы и разговоров на сильном морозе все чуть осоловели и вместе с тем были возбуждены, всех бросало в озноб, но независимо от того, участвовал ли кто активно в споре, как Нафта и Сеттембрини, или больше слушал, довольствуясь краткими репликами, - все рассуждали с такой горячностью , что не раз в полном самозабвении, перебивая друг друга, останавливались шумной жестикулирующей ватагой посреди тротуара, загораживая дорогу прохожим, которые вынуждены были их огибать или же замедляли шаг и с изумлением прислушивались к их неистовым препирательствам.

Горячность как качество личности – склонность живо и остро воспринимать что-либо, с пылом реагировать на кого- либо, что-либо; проявлять вспыльчивость импульсивность, неуравновешенность, несдержанность.

Нашел ковбой маленького крокодильчика, да и оставил у себя жить. Прошел год. Приходит ковбой домой, а в супружеской спальне на кровати лежит крокодил. — Привет, зеленый, а жена где? — Погоди, не горячись, а выслушай. Захожу я, значит, в дом и слышу звуки странные, вроде как сексом кто-то занимается. Но я-то знаю, что ты на охоте! Открываю дверь в спальню, а твоя жена с твоим лучшим другом Джоном ну, в общем… — Понял. Видать не судьба. Идет ковбой на кухню, вдруг через секунду выскакивает обратно и начинает из обоих кольтов по крокодилу лупить. Тот, уклоняясь от пуль, истошно орет. — Погоди, не горячись, а выслушай!
— Ничего не хочу слушать, зеленка вонючая! — Да не пил я твой виски! Я его в холодильник поставил.

Горячность – это когда от человека можно прикурить. Горячность – огонь чувств и жар ума. Взлохмаченные чувства и взбудораженный ум вынуждают человека действовать на пике эмоций, в исступлении, аффекте и остервенении. Ум в таком возбуждённом состоянии берёт в союзники ложное эго и не желает прислушиваться к командам разума. Разум в горячности полностью заблокирован. Недаром в народе говорят: «В горячности разум теряешь». Как при гневе, человек проявляет кратковременное безумие. Он никого не слышит и не хочет слышать. Команды разума: — Так нельзя себя вести. Возьми себя в руки, игнорируются. В уме воцаряется сумбурность, хаос и спонтанность.

Спорить с горячностью – мартышкин труд. Филипп Честерфилд советует: «Когда заметишь, что противник твой горячится, положи конец спору какой-нибудь шуткой». Да, лучшая линия поведения с горячностью – свести всё к шутке, то есть прибегнуть к избеганию и уклончивости.

Горячность – это когда ум с необычайной прытью страстно и жарко реагирует на жизненные ситуации. Человек бурно выражает свои чувства, мгновенно возбуждается и раздражается, говорит увлеченно, быстро, непродуманно фонтанирует выражениями. Словом, горячность – это когда человек на глазах кипятится, накаляется добела и выходит из себя.

Человек в горячности склонен к лаконичности. Находясь в раздраженном состоянии, он на вопрос: — Где? В лучшем случае эмоционально скажет: — Не нарывайся на рифму. В среднем варианте: — В Караганде.

Мужик звонит приятелю-гинекологу: — Андрюха, привет, ты где?… Да не горячись ты, не горячись! Так бы сразу и сказал, что на работе. Это вариант соответствует горячности как проявленному качеству личности.

Кому понравится, когда человек, не представившись, орёт в телефонную трубку: — Это кто? Юморист ответил бы: — Где? Но горячности не до юмора, поэтому она отвечает: — Кто, кто. Конь в пальто!

— Але! Это общежитие швейной фабрики? – Да. — А можно Лену из 12-й комнаты? – У нас всех можно, пора бы знать. Но только до 23:00.

Горячность – ближайшая подруга вспыльчивости, импульсивности, неуравновешенности и несдержанности. С этими качествами личности её объединяет безальтернативность, то есть, неумение выбрать оптимальный вариант реагирования на возникший раздражитель. Разумный человек высоко ценит свою способность, своё право выбора, которое возникает между действием раздражителя и реакцией на него. Этот отрезок времени дается для выбора правильного решения.

Горячность, может неосознанно, но, тем не менее, лишает себя привилегии выбирать. Она предсказуемо реагирует на раздражители. Они для неё, как спусковой крючок для стрелка, увидевшего дичь. Горячность, не дав себе времени подумать, яростно, страстно, азартно реагирует на триггер (спусковой крючок), который подбрасывает ей жизнь в виде различных непростых ситуаций. Например, сказали ей что-то не так, и она сразу переходит на оскорбления. Толкнули в автобусе – перебранка обеспечена: — Не нужно на меня ложиться своей тушей. – Размечталась. Вот молодёжь пошла, только и думает, чтоб кто-то на неё лёг! – Хам! Сейчас скажу мужу, чтоб закрыл твоё поганое хлебало. — Муж! Да у тебя его никогда не было и не будет!

Иными словами, горячность – воровка собственной альтернативности. Разумный человек знает, что между возбудителем (триггером, спусковым крючком) и реакцией на него существует пауза, в течение которой можно взвесить различные альтернативные решения. Например, людям зачастую приходится сталкиваться с неприкрытым хамством, грубостью. Человек с проявленной горячностью постарается перехамить хама, перегрубить грубияна. Он и не догадывается, что у него есть альтернативные варианты: промолчать, проигнорировать, пошутить, плюнуть в спину, дать в морду, спровоцировать всех на отпор трамвайному хаму.

Мужик, прежде чем возвратиться с командировки, отправляет жене телеграмму: «Дорогая, возвращаюсь домой раньше на два дня, поезд №.., встречай». На вокзале никто не ждет. Приезжает домой, открывает дверь проходит в спальню и видит жену с любовником в кровати. Хватает табуретку и хлесть мужика по пятой точке. Бежит на кухню, выпивает стакан водки, разбивает бутылку и выбегает из квартиры. На улице сталкивается с тестем: — Дочь то у тебя оказывается шлюха! И рассказывает все, как было. Отец говорит: — Не горячись! Ведет на кухню, выпили по стакану водки, минут через пять отец: — Ещё раз говорю: — Не горячись! Может она не такая уж и шлюха, может телеграмму не получила…

Астрологи на вопрос: — Как объяснить наличие в человеке горячности? – отвечают: — Если огненные планеты, такие как Солнце или Марс попадают в какой-нибудь огненный знак — Овен, Лев, Стрелец, то это будет обозначать повышенную страстность, горячность, напористость натуры.

Обычно горячность, как и пылкость, свойственна молодости, когда в человеке бушуют гормональные штормы, когда в нём ярко проявлено «буйство глаз и половодье чувств».

Поэт Пётр Андреевич Вяземский писал:

По жизни так скользит горячность молодая,
И жить торопится, и чувствовать спешит!
Напрасно прихотям вверяется различным;
Вдаль увлекаема желаньем безграничным,
Пристанища себе она нигде не зрит.
Счастливые лета! Пора тоски сердечной!

Петр Ковалев

Словарь синонимов русского языка:

Горячность - жар, огонь, пыл, пылкость; воодушевление, прыть, брио, ажитация, азарт, аффект, волнение, страсть, пафос, эмоция, экстаз, энтузиазм; вспыльчивость, исступление, остервенение, ревность, увлечение, упоение, ярость; припадок, пароксизм. Он совершил это в состоянии запальчивости и раздражения. Говорить с жаром, с пафосом. Всеми овладела горячка легкой наживы. Он в пароксизме исступления. Прот. <Терпение, Терпеливость, Хладнокровие>. См. воодушевление, усердие

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:

ГОРЯЧНОСТЬ, горячности, мн. нет, ж. (книжн.). Пылкость, увлечение. Он с большой горячностью принялся за дело. || Несдержанность, вспыльчивость. Горячностью своего характера он нажил себе много врагов.

Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:

Горячность
ж.
Способность живо и остро воспринимать что-л. , реагировать на что-л. ; вспыльчивость, неуравновешенность, несдержанность.

Или чтобы во время нашего сна враг не посеял худых семян (ибо леность сопряжена со сном); не будем и воспламеняться с безрассудством и самолюбием, чтобы не увлечься и не уклониться с царского пути. Иначе непременно впадем в одну из крайностей – или будем иметь нужду в побуждениях по причине лености, или низринемся по причине горячности. Займем у обеих, что есть в них полезного, у первой кротость, у второй ревность, а избежим того, что есть в них вредного, в первой – медленности, во второй – дерзости, чтобы не остаться бесплодными от недостатка и не подвергнуться опасности от излишества, ибо равно бесполезны и бездейственная праздность, и неопытная ревность; одна не приближается к добру, а другая преступает пределы и делает что-то правее правого. Хорошо зная это, божественный Соломон говорит: не уклоняйся ни направо, ни налево (), чтобы через противоположность не впасть в равное зло – в грех, хотя он же, в похвалу того, что по природе есть правое, говорит: пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены (). Каким же образом он хвалит правое и сам опять отводит от правого? Очевидно, что отводит от правого, которое кажется таким, но не есть правое. Это имея в виду, и в другом месте говорит он: не будь слишком строг и не выставляй себя слишком мудрым (). Ибо и для праведности, и для мудрости одно опасно – горячность в делах и слове, от излишества преступающая пределы совершенства и добродетели. Равно вредят и недостаток, и переизбыток, как правилу прибавление и убавление. Поэтому никто да не будет ни мудр более подлежащего, ни законнее закона, ни блистательнее света, ни прямее правила, ни выше заповеди. А этого достигнем несколько, если познаем мир, восхвалим закон природы, последуем разуму и не презрим благочиния (1).

* * *

Одни ленивы и неудобоподвижны к добру, и таких должно возбуждать ударами слова; другие сверх меры горячи духом и неудержимы в стремлениях, подобно молодым сильным коням, бегущим далее цели, и таких может исправить обуздывающее и сдерживающее слово (1).

* * *

Неразумная горячность большей частью расторгала члены, разделяла братьев, возмущала города, приводила в ярость чернь, вооружала народы, восставляла царей и священников против народа и друг против друга, народ против себя самого и против священников, родителей против детей, детей против родителей, мужей против жен, жен против мужей и всех, соединенных какими бы то ни было узами приязни, друг против друга, также рабов и господ, учеников и учителей, старцев и юных; и она-то, презрев закон стыда – это величайшее пособие для добродетели, ввела закон высокомерия (1).

Горе человека в том, что он постоянно торопится, но торопится суетно, бесплодно. Человек переворачивает горы своей энергией, воздвигает и разрушает целые города в очень короткие сроки.

Но если мы вглядимся в его энергию и посмотрим на ее последствия, мы увидим, что она не увеличивает добра в мире. А что не увеличивает добра, то бесплодно. Даже уничтожение зла бесплодно, если это уничтожение не есть проявление добра и не несет плодов добра.

Жизнь людей стала в мире очень торопливой и становится все более торопливой; все бегут, все боятся куда-то опоздать, кого-то не застать, что-то пропустить, чего-то не сделать. Несутся машины по воздуху, воде и земле, но не несут счастья человечеству; наоборот, разрушают еще оставшееся на земле благополучие.

Вошла в мир дьявольская торопливость, поспешность. Тайну этой поспешности и торопливости открывает нам Слово Божие в 12-й главе Апокалипсиса: И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его; потому что низвержен клеветник братий наших, клевещущий на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. И так веселитесь небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени (Откр. 12, 10-12).

Вы слышите: на землю и на море диавол сошел в великой ярости, зная, что немного ему остается времени. Вот откуда это неудержимое, все ускоряющееся круговращение вещей и даже понятий в мире, вот откуда всеобщая торопливость и в технике, и в жизни,- все более безудержный бег людей и народов.

Царству сатаны скоро наступит конец. Вот причина веселия неба и тех людей на земле, которые живут небесным. Обреченное, предчувствующее свою гибель зло мечется в мире, будоражит человечество, раздувает себя до последних пределов и заставляет людей, не положивших на свое чело и сердце крестной печати Агнца Божия, безудержно все стремиться вперед и ускорять свой бег жизни.

Зло знает, что лишь в таком бессмысленном коловращении людей и народов оно может рассчитывать присоединить к своей гибели еще часть человечества. Затормошенные, куда-то несущиеся люди мало способны думать и рассуждать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины.

Техника уже давно увеличивает скорость передвижения людей и их добывания земных ценностей. Казалось бы больше времени должно остаться у людей на жизнь духа. Однако, нет. Душе труднее и тяжелее стало жить. Материальность мира, быстро крутясь, втягивает в себя и душу человека. И душа гибнет, ей нет времени уже ни для чего возвышенного в мире,- все вертится, все кружится и ускоряет свой бег. Какая ужасная призрачность дел! И, однако, она крепко держит человека и народы в своей власти.

Вместо духовного устремления, миром уже владеет психоз плотской быстроты, плотских успехов. Вместо усиления святой горячности духа происходит все большее горячение плоти мира. Создается мираж дел, ибо к делам призван человек и не может быть спокоен без дела. Но дела плоти не успокаивают человека, так как не человек ими владеет, а они им. Человек - раб дел плотских. Строит на песке. Построение на песке разрушается. От земного дома человеческого остается куча пыли. Вместо многих гордых строений осталась куча песка. И из этого песка опять строит человек себе мир.

Песок осыпается, и человек трудится, подбирая его… Бедный человек! Все закованы в цепи малых, ничего душе не дающих дел, которые надо выполнить возможно скорее для того, чтобы можно было как можно скорее начать ряд других, столь же ничтожных дел.

Где же взять время на добро? Даже подумать о нем нет времени. Все заполнено в жизни. Добро стоит, как странник, которому нет места ни в служебной комнате, ни на заводе, ни на улице, ни в доме человека, ни - тем менее - в местах развлечений его. Добру негде приклонить голову. Как же торопиться его делать, когда его нельзя даже на пять минут пригласить к себе,- не только в комнату, но даже в мысль, в чувство, в желание. Некогда! И как добро этого не понимает и пытается стучаться в совесть и немного мучить ее? Дела, дела, заботы, необходимость, неотложность, сознание важности всего этого совершаемого… Бедный человек!

А где же твое добро, где же твой лик? Где ты сам? Где ты прячешься за крутящимися колесами и винтами жизни? Все же скажу тебе: торопись делать добро, пока ты живешь в теле. Ходи в свете, пока ты живешь в теле. Ходи в свете, пока есть свет (ср.: Ин. 12, 35). Придет ночь, когда уже не сможешь делать добра, если бы и захотел.

Но, конечно, если ты на земле, этом преддверии как рая, так и ада, не захотел делать добра и даже думать о добре, вряд ли ты захочешь делать его тогда, когда окажешься среди ночи, за дверью этого существования, вытолкнутый из рассеявшей и развеявшей твою душу суеты земной жизни в холодную и темную ночь небытия. Оттого торопись делать добро! Начни сперва думать о том, чтобы его делать; а потом подумай, как его делать, а потом начни его делать.

Торопись думать, торопись делать. Время коротко. Сей вечное во временном. Введи это дело, как самое важное дело, в твою жизнь. Сделай это, пока не поздно. Как ужасно будет опоздать в делании добра. С пустыми руками и с холодным сердцем отойти в иной мир и предстать на Суд Творца.

Кто не поторопится сделать добро, тот его не сделает. Добро требует горячности. Теплохладным диавол не даст сделать добра. Он их свяжет по рукам и ногам, прежде нежели они подумают о добре. Добро могут делать только пламенные, горячие. Быть добрым в нашем мире может только молниеносно-добрый человек.

Поспешности суеты и зла противопоставим быстроту, горячность движения в осуществлении добра. Господи, благослови и укрепи!

Быстрота раскаяния после какого бы то ни было греха - вот первая горячность, которую принесем Богу.

Быстрота прощения согрешившего пред нами брата - вот вторая горячность, которую принесем.

Быстрота отклика на всякую просьбу, исполнение которой возможно для нас и полезно для просящего,- третья горячность.

Быстрота отдачи ближним всего, что может их вывести из беды,- четвертая горячность духа, Богу верного.

Пятая горячность: умение быстро заметить, что кому надо, и вещественно и духовно, и умение послужить хоть малым каждому человеку; умение молиться за каждого человека.

Шестая горячность - умение и быстрая решимость противопоставить всякому выражению зла - добро, всякой тьме - свет Христов, всякой лжи - истину.

И седьмая горячность веры, любви и надежды нашей, это - уменье мгновенно вознести сердце и все естество свое к Богу, предаваясь в Его волю, благодаря и славословя Его за все.

Из сочинений архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского)

Справка: Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) (1902 - 1989 гг.)

В миру - князь Дмитрий Алексеевич Шаховской. Осенью 1915 г. он поступает в Императорский Александровский Лицей; однако занятия прерываются катаклизмом 1917 года. Семнадцатилетний князь Дмитрий принимал участие в белом движении, но оказавшись в изгнании, он четко проведет свою независимую линию относительно правыми и левыми, окормляя в будущем и тех и других, и видя в каждом человеке лишь неповторимый образ Божий.

Начиная с 1923 г. Дмитрий Шаховской выпускает один за другим три поэтических сборника, начинает издавать в Брюсселе литературный журнал.

И вдруг - резкий поворот: оставив все светское и мирское, Дмитрий Шаховской, по совету своего старца, уходит в монашество. Он служил Богу в разных странах: Югославия,Франция, Германия, Америка. Но он не оставляет литературных трудов: дар слова, преображённый и очищенный, должен служить людям и славе Божьей.

Изучая духовное богатство Русского Зарубежья, нельзя миновать труды, созданные одним человеком, но подписанные по-разному: Дмитрий Шаховской - иеромонах Иоанн - архиепископ Иоанн Сан-Францисский - Странник - Священнослужитель. В закономерной смене этих наименований отражается сложный, но удивительно целостной жизненный путь замечательного человека - пастыря, философа, поэта, - путь к Богу…

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!