Сказка про цветные карандаши. Сказка волшебные карандаши
#}
Цели урока:
1. Образовательные:
– познакомить учащихся с произведением Е. Клюева “Сказки Простого Карандаша”;
– совершенствовать навык правильного, осознанного чтения учащихся;
– формирование способности к полноценному восприятию литературного текста;
2. Воспитательные:
– способствовать формированию нравственных качеств учащихся;
3. Развивающие:
– развитие критического мышления учащихся;
– развивать речь учащихся, расширять словарный запас;
– развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;
4. Здоровьесберегающие:
– сохранять здоровье детей с помощью здоровьесберегающей организации учебного процесса;
Оборудование:
– для учителя: компьютер, экран, проектор, наглядный материал.
– для учащихся: учебник О.В. Кубасовой “Литературное чтение” 3 класс часть 2, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы отправимся в страну, надеюсь любимую вами, Литературы.
2. Стадия вызова.
Актуализация знаний учащихся.
А сейчас посмотрим (роняю листы)… Ах, какая я неловкая! Ребята, помогите соединить автора и название произведения.
А. С. Пушкин |
Сказка про храброго зайца |
Д. Мамин-Сибиряк |
Сказка о потерянном времени |
Сказка о рыбаке и рыбке |
|
В. Гаршин |
Лягушка – путешественница |
– Спасибо за помощь. Вы сделали доброе дело.
– Что объединяет все эти произведения?
– Какие это сказки?
– А вы любите сказки?
Словарная работа.
– В сказках встречаются часто различные слова, которые нам непонятны. Где можно узнать значение непонятного слова? Да, в толковом словаре, хранителе мудрости.
Вот такие слова встретятся нам сегодня на уроке.
Слайд №1:
Корпеть
Корпишь
Щадя
Прок
Корпеть – усердно, терпеливо и долго заниматься чем-нибудь.
Щадя – жалея.
Прок – выгода, польза.
Эмоциональный настрой учащихся.
– Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и простой карандаш. Закройте глаза и представьте свое настроение. Это может быть предмет или слово. Откройте глаза и нарисуйте свое настроение.
Учащиеся рисуют.
– Отложите пока свои листы в сторонку. Вы сейчас простым карандашом нарисовали свое настроение, а у писателя Е. Клюева простой карандаш писал сказки.
– Что вы слышали о писателе Клюеве?
Слайд № 2: фотография писателя Е. Клюева.
Евгений Клюев – один из самых загадочных писателей современности.
Родился Е. Клюев в Твери в 1954 году. За свою жизнь приобрел много профессий: журналист, писатель, переводчик, ученый.
Е. Клюев живет сейчас в Дании, где жил когда-то Г. Х. Андерсен, и пишет замечательные сказки. Про рыбок в аквариуме, про слона в зоопарке, про маленьких кузнечика, лягушонка и аистенка, про увлекательное путешествие одного чайного пакетика. Ерунда, вроде бы, сказки – и только. Но сколько в них тайн!
Сообщение темы урока.
Слайд № 3: Е. Клюев “Сказки Простого Карандаша”
Сегодня вы прочитаете сказку Клюева “Сказки Простого Карандаша”.
– Определите по названию, кто будет главным героем произведения?
(Открываю тему урока на доске).
3. Стадия осмысления содержания.
– Послушайте внимательно начало сказки. А потом я задам очень трудный вопрос.
Слайд № 4: аудиозапись начала сказки до слов “… запрут на ключ”.
– Пока остановимся. Давайте предположим, как дальше будут развиваться события. Составим “Дерево предсказаний”.
Учащиеся записывают свои версии и прикрепляют на доску.
– Давайте проверим ваши предсказания. Прочитаем дальше.
Чтение вслух сказки до конца детьми.
– Какое настроение вызвала эта сказка? Почему?
– Проверим, оправдались ли ваши предсказания.
(Проверка версий).
Физкультминутка.
В темном лесу есть избушка.
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка-Яга живет.
Нос крючком, глаза как плошки.
Словно угольки горят.
Ох, сердитая какая, дыбом волосы стоят.
– Прием “Толстые и тонкие вопросы”
– Составьте вопросы к прочитанному тексту при помощи вопросительных слов.
Слайд № 5:
Кто?
Что?
Какие? Какой?
Почему?
– Кто по ночам читал сказки Простого Карандаша?
– Что было самым главным в жизни Простого Карандаша?
– Что значит выражение “сказки нельзя запереть на ключ”?
– Считаете ли вы Простого Карандаша неудачником?
– Какими были отношения Простого карандаша и Цветных Карандашей?
– Какой поступок совершил Карандаш в последний день своей жизни?
– Почему раньше Карандаш писал о принцессах, а в последний день написал сказку о Вечной жизни?
4. Рефлексия.
Составление “Кластера”
Учащиеся вешают на доску предметные картинки с изображением героев произведения и показывают их связь стрелками.
– Выборочное чтение с использованием метода цветописи.
– Текст сказки напечатан черно-белым шрифтом, как будто простым карандашом. А если бы вы записывали эту сказку цветными карандашами, то какие цвета бы выбрали?
В этом произведении есть столько оттенков!
Настроение грусти обычно выражается темным цветом. Прочитайте отрывок, который бы вы окрасили в темный цвет.
Настроение радости выражается светлыми, яркими красками.
Прочитайте отрывок, который создает такое настроение.
– Рефлексия.
Мы сегодня хорошо поработали. Сейчас подведем итог, в этом вам помогут следующие фразы.
Слайд № 6:
Я познакомился…
Я узнал…
Я понял…
– Продолжите эти фразы. Что вы поняли, узнали сегодня на уроке?
– Почему сказки нельзя запереть на ключ?
– Что всегда побеждает в сказках?
– Какие поступки мы должны совершать?
– Да, недаром пословица, народная мудрость, учит, что “Жизнь дана на добрые дела”.
Слайд 7: Жизнь дана на добрые дела.
– Диагностика настроения.
– А сейчас возьмите свой рисунок, где вы в начале урока нарисовали свое настроение и раскрасьте его, а поможет вам в этом этюд великого русского композитора Скрябина, который первым совместил цвет и музыку.
Учащиеся выполняют задание, показывают свои рисунки.
– Ребята, спасибо за урок!
Я дарю вам по простому карандашу, чтобы в ваших руках он стал сказочным, и по блокноту, чтобы записывать ваши мысли и творческие работы.
Слайд № 8: Главные мысли приходят очень редко.
Сказки на ночь
Что нужно малышу, чтобы спокойно и крепко спать? Конечно же сказки на ночь ! Короткие добрые сказки на ночь успокоят кроху и подарят чудесные сны.
"Сказка о Простом карандаше"
Жил был на свете карандаш. Самый обыкновенный карандаш - простой. Он жил в художественном салоне в коробке вместе с остальными - цветными карандашами, которые жутко гордились собой!
Гордились и хвастались наперебой:
Посмотрите, какой я замечательный! - говорил один - Я абсолютно зеленый карандаш, ну что может быть лучше, чем быть карандашом цвета свежей весенней листвы?!
Подумаешь - зеленый, - говорил другой - а я вот желтый! Самое прекрасное, что может быть на свете будет нарисовано именно мной: солнце, цветы...
Да прекратите вы! - перебил их третий - Все равно вам в красоте и незаменимости не угнаться за мной - красным карандашом...
Так обычно продолжалось очень долго. Цветные карандаши могли спорить и хвастаться собой хоть все дни напролет, но больше всего им нравилось посмеиваться над простым карандашом - вот здесь они обычно бывали единодушны и предельно язвительны:
А этот-то, вы только поглядите! Ну что с него взять? Ни цвета, ни содержания. Разве такой цвет может на что-то вдохновить? Никакого полета фантазии - серость и простота!!!
Простому карандашу было обидно слушать в слой адрес такие слова, но он был очень скромным и стеснительным, и не мог дать обидчикам достойный отпор - не в его характере было хвастаться, заниматься самолюбованием и задирать окружающих, но на самом деле он очень переживал, втайне грустил, и даже иногда вздыхал!
И вот однажды в салон пришел художник, и купил коробку с карандашами! Он принес ее домой, раскрыл, и выложил все карандаши перед собой рядом с пюпитром, на котором белел пока еще чистый лист бумаги. Карандаши заволновались, опять стали спорить друг с другом:
Вот сейчас он возьмет меня. И нарисует прекрасное солнце!
Почему это тебя? Он возьмет меня, и нарисует прекрасный лес.
Какие глупости, он непременно начнет свой шедевр, взяв в руки меня, и нарисует глубокое, бездонное, восхитительной красоты небо...
И споры эти продолжались бы и дальше, но тут художник протянул руку, и взял... простой карандаш! Цветные карандаши так и ахнули от изумления, а может от возмущения - их не поняли, недооценили... а простой карандаш от изумления даже замер! Сначала он подумал, что художник, наверно, ошибся, перепутал, ведь вокруг столько карандашей самых разнообразных и прекрасных цветов, оттенков, а художник выбрал его?! Художник тем временем притронулся тупым концом карандаша к губам, посмотрел на пустой лист, подумал... и начали происходить чудеса!
Легким движением руки художника, грустные мысли Простого карандаша начали рассеиваться. Вот художник наметил линию горизонта, где вдалеке шумел старый, мудрый лес. Потом он дал жизнь полноводной реке и тонкой плакучей иве у обрыва, за дальним холмом он родил новый день - рассветное солнце приветствовало пейзаж, и лучами пронзало легкие облачка на горизонте!
Простой карандаш дал жизнь Новому: новому дню, новым волнам в причудливом изгибе реки, новым свежераспустившимся листочкам на тонких ивовых ветках. Он с замиранием следил за работой рук художника, и не верил тому, что видел!
Неужели это все - я: и солнце, и река, и деревья, и даже легкие, невесомые облака - тоже я?
От восторга он не мог больше найти слов, для того чтобы хоть как-то описать свое счастье и просто молча, следуя за рукой художника, давал картине жизнь... Когда художник вернул Простой карандаш на место, остальные карандаши смущенно помалкивали и не решались что-либо сказать ему. Еще бы, ведь они всегда дразнили его, посмеивались над ним, и говорили, что он ни на что не годен - серость, простота, а тут оказалось, что без его участия не родится ни одна новая картина! В яркие цвета картины оденутся позже, но именно он - Простой карандаш - даст картинам жизнь!
Несмотря на известную веками народную мудрость, что «В споре рождается истина», жизнь часто доказывает обратное. Спор целесообразен в научных аспектах, в жизни человека чаще спорят сердцем...
Однако, спор — является частью нашей жизни и детки спорят друг с другом и с нами тоже нередко. Но мы ведь знаем, что самые тонкие вопросы с детками вполне решаемы . Приглашаю вас сегодня в мир сказки. Прогуляемся в стране фантазий и попутно покажем деткам, в какое русло лучше всего направлять возникший спор. Вас ждет сказка про спор карандашей.
Сказка «Однажды в коробке с карандашами...»
В большом магазине продавались в красивой красно-оранжево-желтой коробке. Снаружи это были вроде обычные карандаши, но если суметь подслушать их разговор, то можно услышать вот это:
— Я желтый, и лучше тебя, могу раскрасить море. Ведь не зря же один покупатель рассказывал про какое-то Жёлтое море, – яро восклицал желтый карандаш.
— А я, а я возьму и раскрашу одуванчики синим цветом. Получатся незабудки. Вот! – парировал ему в ответ Синий.
Желтый уже было хотел сказать еще что-то, но в этот момент продавщица взяла коробку в руки и передала высокой темноволосой женщине.
— Мой сынок, так любит рисовать. Целые приключения живут в его рисунках. – говорила она.
Карандаши смолкли. Они так радовались, что наконец-то ими будут рисовать, что забыли все разногласия и споры, и даже разговаривать не хотели, а то вдруг, женщина передумает их брать.
Но вот уже через полчаса, заветная коробка была передана пятилетнему мальчику Арсению, который даже запрыгал от радости, когда открыл коробку и увидел стройный ряд цветных остро-заточенных карандашей.
— Спасибо, мама! – воскликнул маленький и уселся за стол, на котором уже лежал белый лист бумаги.
Он осторожно высыпал на стол карандаши. Взял в руки желтый карандаш, и, задумавшись на мгновенье, в левом верхнем углу нарисовал круг. Но, вдруг он заметил, что круг получается синего цвета. Он еще раз посмотрел на выбранный карандаш, нет, он был желтый, и стержень желтый, а рисует синим! Вот так чудеса!
— Это не солнце, а какая-то неведомая планета получается… — сказал мальчик.
А желтый карандаш и сам не мог понять, что с ним не так. «Видно, заболел, я», — грустно думал он.
А Арсений тем временем взял в руки синий карандаш с синим стержнем и провел волнистую горизонтальную линию на листке. И…. планируемое море стало Желтым!
— Ох, это не море, а желтый песок какой-то… точно пустыня! – воскликнул мальчик, которого необыкновенные превращения карандашей стали только веселить.
Желтый и синий карандаши переглядывались и не могли понять, что же происходит. А Арсений в это время уже понял в чем проблема и сказал:
— Ну, раз вы не хотите рисовать, как положено, что же пусть будет неведомая страна …Спория. Но, я вас все-таки помирю, — загадочно сказал художник и взял в руки сразу оба карандаша.
Через мгновение на желтом песке вырос большой яркий сочный зеленый кактус!
— Мы вместе рождаем зеленый цвет! – радостно воскликнули карандаши. И нарисовали еще один кактус поменьше.
— Слушай, — не спеша произнес Жёлтый, — а давай не будем ссориться. Ведь и желтое солнце и синее море красивые.
— И зеленая листва и трава, — продолжил Синий карандаш.
С тех пор, они не ссорились и рисовали каждый своим цветом. А мальчик вырос и стал знаменитым художником необыкновенных картин с необыкновенными странами, планетами и пейзажами.
Обсудите с ребенком сказку. Здорово попробовать нарисовать сказку цветными карандашами! Или просто сделать главных героев — желтый и синий карандаши из бумаги и поселить их в любимую книжку со сказками.
Еще больше моих сказок читайте в рубрике « » или скачивайте мои книги со сказками .
Сказочного настроения и мира в ваших семьях!
С любовью,
Жили-были в старой картонной коробке десять разноцветных карандашей: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, белый и черный. Жили они дружно, всегда вместе брались за работу, рисовали красивые, яркие картинки и никогда не ссорились.
Но вот однажды Красный Карандаш сказал: «Я самый главный из вас, потому что я самый яркий! Я могу нарисовать красный огонь, красное солнце, а вы не можете!» «Зато я могу нарисовать жёлтое солнце, лимон, морской песок, а вы не можете! Значит, я самый главный!» - возразил Жёлтый Карандаш. «Нет, - сказал Зелёный Карандаш. – Я самый главный! Только я могу нарисовать зелёную траву, кузнечика, крокодила, а вы не можете!» «А я могу нарисовать чёрную ночь, а еще могу закрасить всё, что вы ни нарисуете и будет одна сплошная чернота!» - громко закричал Чёрный Карандаш. Долго спорили карандаши. Каждый говорил, что он самый главный.
Решили они покинуть родной дом – старую картонную коробку – и отправиться странствовать по свету. Каждый пошёл в свою сторону в гордом одиночестве. Красному Карандашу повстречалась яркая бабочка-махаон. Захотел он её нарисовать, но у него получилась красная бабочка, совсем не похожая на настоящую. Огорчился Красный Карандаш. Жёлтый карандаш увидел на своём пути волшебный цветок – цветик-семицветик. Попробовал-было он его нарисовать, но у него получился жёлтый цветок на жёлтом стебле с жёлтыми листьями, совсем не похожий на сказочного красавца. Заплакал Жёлтый Карандаш. Зелёному Карандашу попалась на пути яркая спелая клубничка. Стал рисовать её карандашик, и вышла у него клубничка совсем неспелая, зелёная. Загрустил Зелёный Карандаш. А Чёрный Карандаш и вовсе что ни пытался нарисовать, всё у него было чёрным, как ночь.
Долго бродили в одиночестве наши герои. И вот однажды после дождя вышли они все одновременно на широкую лесную полянку. Очень обрадовались братья-карандаши друг другу, стали обниматься и радоваться, что они снова вместе. Вдруг тучки рассеялись, выглянуло яркое солнышко, зазеленела изумрудная травка, запестрели цветы, запорхали яркие бабочки, и на голубом небе раскинулась коромыслом разноцветная радуга-дуга. Обрадовались карандаши и, недолго думая, дружно взялись за дело. Каждому нашлась своя работа, никто не остался в стороне. Вскоре у них получилась яркая сказочная разноцветная картина, которая выглядела, как живая. Посмотрели на неё карандаши и ахнули от восхищения. А солнышко в небе улыбнулось и ласково сказало: «Вот видите, как важно держаться всем вместе! Каждый из вас хорош по-своему, но только вместе вы можете творить чудеса!»
Сказка про Простой карандаш.
Жил был на свете карандаш. Самый обыкновенный карандаш – простой. Он жил в художественном салоне в коробке вместе с остальными – цветными карандашами, которые жутко гордились собой! Гордились и хвастались наперебой:
- Посмотрите, какой я замечательный! – говорил один – Я абсолютно зеленый карандаш, ну что может быть лучше, чем быть карандашом цвета свежей весенней листвы?!
- Подумаешь – зеленый, – говорил другой – а я вот желтый! Самое прекрасное, что может быть на свете будет нарисовано именно мной: солнце, цветы…
-Да прекратите вы! – перебил их третий – Все равно вам в красоте и незаменимости не угнаться за мной – красным карандашом…
Так обычно продолжалось очень долго. Цветные карандаши могли спорить и хвастаться собой хоть все дни напролет, но больше всего им нравилось посмеиваться над простым карандашом – вот здесь они обычно бывали единодушны и предельно язвительны:
-А этот-то, вы только поглядите! Ну что с него взять? Ни цвета, ни содержания. Разве такой цвет может на что-то вдохновить? Никакого полета фантазии – серость и простота!!!
Простому карандашу было обидно слушать в слой адрес такие слова, но он был очень скромным и стеснительным, и не мог дать обидчикам достойный отпор – не в его характере было хвастаться, заниматься самолюбованием и задирать окружающих, но на самом деле он очень переживал, втайне грустил, и даже иногда вздыхал!
И вот однажды в салон пришел художник, и купил коробку с карандашами! Он принес ее домой, раскрыл, и выложил все карандаши перед собой рядом с мольбертом, на котором белел пока еще чистый лист бумаги. Карандаши заволновались, опять стали спорить друг с другом:
- Вот сейчас он возьмет меня. И нарисует прекрасное солнце!
- Почему это тебя? Он возьмет меня, и нарисует прекрасный лес.
- Какие глупости, он непременно начнет свой шедевр, взяв в руки меня, и нарисует глубокое, бездонное, восхитительной красоты небо…
И споры эти продолжались бы и дальше, но тут художник протянул руку, и взял… простой карандаш! Цветные карандаши так и ахнули от изумления, а может от возмущения – их не поняли, недооценили… а простой карандаш от изумления даже замер! Сначала он подумал, что художник, наверно, ошибся, перепутал, ведь вокруг столько карандашей самых разнообразных и прекрасных цветов, оттенков, а художник выбрал его?! Художник тем временем притронулся тупым концом карандаша к губам, посмотрел на пустой лист, подумал... и начали происходить чудеса!
Легким движением руки художника, грустные мысли Простого карандаша начали рассеиваться. Вот художник наметил линию горизонта, где вдалеке шумел старый, мудрый лес. Потом он дал жизнь полноводной реке и тонкой плакучей иве у обрыва, за дальним холмом он родил новый день – рассветное солнце приветствовало пейзаж, и лучами пронзало легкие облачка на горизонте!
Простой карандаш дал жизнь Новому: новому дню, новым волнам в причудливом изгибе реки, новым свежераспустившимся листочкам на тонких ивовых ветках. Он с замиранием следил за работой рук художника, и не верил тому, что видел!
- Неужели это все – я: и солнце, и река, и деревья, и даже легкие, невесомые облака – тоже я?
От восторга он не мог больше найти слов, для того чтобы хоть как-то описать свое счастье и просто молча, следуя за рукой художника, давал картине жизнь... Когда художник вернул Простой карандаш на место, остальные карандаши смущенно помалкивали и не решались что-либо сказать ему. Еще бы, ведь они всегда дразнили его, посмеивались над ним, и говорили, что он ни на что не годен – серость, простота, а тут оказалось, что без его участия не родится ни одна новая картина! В яркие цвета картины оденутся позже, но именно он – Простой карандаш – даст картинам жизнь!