Икона на кремлевской башне. Московский Кремль Спасская (Фроловская) башня

Спасская (Фроловская) башня — одна из 20 башен Московского Кремля, выходящая на Красную площадь. В башне расположены главные ворота Кремля — Спасские, в шатре башни установлены знаменитые часы — куранты

фото 2013 года

История

Башня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне.

При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башни ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки — элемент декора — при царе Михаиле Федоровиче наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

Спасские ворота являлись главными из всех Кремлёвских и всегда почитались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещённым на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой. Тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов. На образ Спаса Смоленского молились приговорённые к смерти преступники, которых казнили на Лобном месте (впрочем, современные историки утверждают, что на самом Лобном месте казни никогда не проводились). Спасские ворота являлись парадным въездом в Кремль. От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с царя Михаила Фёдоровича перед коронацией торжественно проходили через них. Существует легенда, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота в захваченной Москве, то порыв ветра стащил с него его знаменитую треуголку. При отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню было приказано взорвать, однако подоспевшие донские казаки потушили уже зажжённые фитили.

Слева и справа от Спасских ворот всегда находились часовни. Слева стояла часовня Великого Совета Откровения (Смоленская), справа — Великого Совета Ангела (Спасская). Часовни построены каменными в 1802 году. В 1812 они были разрушены и восстановлены по новому проекту. В 1868 году, при реставрации Спасской башни по проекту архитектора П. А. Герасимова, часовни были разобраны и построены заново. 22 октября 1868 года новые шатровые одноглавые часовни были освящены. Обе часовни принадлежали Покровскому Собору. В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Обе часовни были снесены в 1925 году.

Кремль 1883 года


Часовни у Спасских ворот 1883 год

Первоначальное наименование башни — Фроловская — происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь не сохранилась до наших дней.

В 1658 году по царскому указу Алексея Михайловича Фроловские ворота были переименованы в Спасские в честь иконы Спаса Смоленского, написанной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. За ними это название унаследовала и вся башня.

Спас Смоленский

Первой русской иконой считается образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 году и помещенный над Фроловскими воротами Кремля. В 1521 году в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея прямо на стене над Фроловскими воротами со стороны Красной площади была написана фреска, заменившая икону. Первое описание этого образа содержится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в. На надвратной фреске Спас Смоленский изображён Спаситель в полный рост с раскрытым Евангелием на словах «Рече Господь... Аз есьмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется» в левой руке, с припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Образ Спаса Смоленского, почитавшийся чудотворным, украсили золоченой ризой, поместили в киот, а перед киотом повесили фонарь. За огнем лампады следил причт храма Василия Блаженного. Сохранилось предание, что когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад, икона явила чудотворную силу: приставленная лестница опрокинулась, святыня осталась невредима. В 1895 году надвратную икону реставрировали, нанося новый слой.

Спас Нерукотворный

В середине XVII века по центральным районам Московского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы), в которой особенно пострадала Москва. Один из городов, Хлынов, эпидемия обошла стороной, стали появляться слухи, что причиной этого является чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились горожане. Узнав об этом, царь Алексей Михайлович повелел привезти икону в Москву. Образ доставили крестным ходом в 1648 году. Икона так понравилась царю, что он велел оставить её в Москве, где она располагалась в Новоспасском монастыре. Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над Фроловскими воротами со стороны Кремля, через которые образ привезли в Москву. В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году.

С приходом к власти большевиков надвратный образ, как и сама икона Спаса Нерукотворного были утрачены. Не удалось уберечь и список, отправленный в Вятку (Хлынов). Список с чудотворного образа XIX века сохранился в Новоспасском монастыре, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала

До 11 мая 2010 года надвратный образ Спаса Смоленского считался утраченным, так как не существует никаких официальных документов о том, что произошло с ним в годы советской власти. В 2000 году по старым фотографиям были сделаны мозаичные иконы, которые патриарх Алексий II передал избранному президенту В. Путину для размещения их на кремлевских башнях, однако в достоверности изображений новых икон усомнились и дело отложили. Ещё оставалась надежда, что где то сохранились оригинальные образы. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон выступил фонд Андрея Первозванного. Ввиду того, что тогда точно не знали, что иконы написаны прямо на стенах, а не являлись отдельными элементами специалисты два года искали образ в запасниках Третьяковской галереи, Музея Рублева и других крупнейших музеев России. Всё, что видели москвичи и гости столицы до 2010 года — это заштукатуренный белый прямоугольник ниши иконы над Спасскими воротами. Наконец после долгих согласований в штукатурке были сделаны шурфы и образ Спаса Смоленского спустя 73 года вновь увидел свет.

Восстановление надвратной иконы

Последний раз надвратный образ видели в 1934 году. Вероятно, когда были сняты с башен двуглавые орлы, были и закрыты иконы, а в 1937 замурованы штукатуркой. Долгое время о надвратной иконе напоминал лишь белый прямоугольник, окаймленный рамкой. Образ над воротами считался утраченным (нет ни одного документа об этом), пока проведённое в конце апреля 2010 года зондирование надвратного киота Спасской башни не показало наличие под штукатуркой образа Христа. Председатель фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин на пресс конференции объявил, что образ Спаса Смоленского будет восстановлен к августу.

В конце июня 2010 года начался первый этап по восстановлению древнего образа Спасителя. После 12 июня над Спасскими воротами были установлены реставрационные леса. Рабочие счистили штукатурку и демонтировали сетку, защищавшие икону Спаса Смоленского от внешней среды. Затем эксперты определяли состояние и как именно реставрировать надвратную икону Спасской башни. Так, как фреска повторно записывалась в 1895 году реставраторы в зависимости от состояния иконописного изображения решали, открывать ли более ранние слои.

К 5 июля 2010 года икона Спаса Смоленского была полностью открыта. По примерным оценкам реставраторов икона сохранилась на 80%. Были заметны следы от осколков, полученные при обстреле башни, и от штырей, державших сетку.

фото 28 августа 2010 года

24 августа 2010 года стало известно, что реставрация иконы Спаса Смоленского завершена. Позолоту, нанесенную в 1895 году было решено не восстанавливать, но и более ранние слои не открывать. Реставраторы точечно восстановили краски и утраченные фрагменты.

26 августа cо Спасских ворот сняли леса и надвратная икона Спасской башни снова предстала перед посетителями Красной площади. Реставрация иконы Спаса Смоленского заняла почти 2 месяца.
Освящение возвращенной святыни патриархом Кириллом произошло 28 августа 2010 года в праздник Успения Богородицы .


Мемориальные доски

Над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, повреждённый оригинал находится в фондах кремлёвского музея) с надписью на латыни:

Цитата: IOANNES VASILII DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE, MOSCOVIAE, NOVOGARDIAE, TFERIAE, PLESCOVIAE, VETICIAE, ONGARIAE, PERMIAE, BUOLGARIAE ET ALIAS TOTIUSQ(UE) RAXIE D(OMI)NUS, A(N)NO 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO(N)DERE F(ECIT) ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS A(N)NO N(ATIVIT) A-(TIS) D(OM)INI 1491 K(ALENDIS) M(ARTIIS) I(USSIT)P(ONE-RE)

С внутренней стороны стены надпись на русском языке, сохранившаяся со времён строительства:

Цитата: В ЛЕТО 6999 ИУЛИА БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ СДЕЛАНА БЫСТ СИА СТРЕЛНИЦА ПОВЕЛЕНИЕМЬ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГДРА И САМОДРЪЖЦА ВСЕЯ РУСИИ. И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ВОЛОДИМЕРЬСКОГО. И МОСКОВСКОГО И НОВОГОРОДСКОГО. И ПСКОВСКОГО. И ТВЕРЬСКОГО. И ЮГОРСКОГО И ВЯТСКОГО. И ПЕРМСКОГО. И БОЛГАРСКОГО. И ИНЫХ ВЪ 30 Е ЛЕТО ГДРЬСТВА ЕГО А ДЕЛАЛЪ ПЕТРЪ АНТОНИЕ ОТ ГРАДА МЕДИОЛАНА

Любовался и знаменитой Спасской башней Московского Кремля .

Из истории Спасской башни Московского Кремля

В 1491 году при князе Иване III для укрепления северо-восточной части города была сооружена Спасская башня. Строительство выполнил архитектор Пьетро Антонио Солари. Сначала она называлась Фроловской, по имени церкви во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, расположенной рядом. Сооружение было в два раза ниже, чем сейчас. Многоярусный верх и каменный купол в готическом стиле были возведены значительно позже - в 1624-1625 гг. английским архитектором Христофором Галовеем и русским мастером Баженом Огурцовым. Указом царя Алексея Михайловича 16 апреля 1658 года башня была переименована в Спасскую. Такое название она получила, поскольку через нее шла дорога к Спасо-Смоленскому храму. Есть мнение, что название она получила в честь иконы Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади.

Спасские ворота – самые главные из Кремлевских ворот. Мужчины снимали головные уборы перед образом Спасителя со стороны Красной площади. Через них нельзя было проезжать верхом. По легенде, когда Наполеон проезжал через эти ворота, ветер сорвал с него треуголку. Все цари перед коронацией проходили через эти ворота. Воины уходили отсюда на решающие битвы. На протяжении многих лет Спасские ворота открывались очень редко, только в исключительных случаях, например, для проезда кортежа президента. С августа 2014 года через ворота можно выйти на Красную площадь. Попасть в Кремль по прежнему можно только через Кутафью башню.

Спасская Башня - квадратная в основании и имеет 10 этажей. Ее высота - 71 метр. В середине 17 века на ней была помещена фигура двуглавого орла - герба России. Эксперты считали, что образ Спасителя над ее воротами безвозвратно потерян. Предположительно в 1937 году, в год юбилея революции, икона Спасителя, как и другие надвратные образы, была замурована. Но недавно она была найдена. По инициативе Фонда Андрея Первозванного 29 июня 2010 года специалисты начали ее реставрацию. Икона хорошо сохранилась. Ее сюжет посвящен избавлению Москвы от нашествия хана Мехмет-Гирея. Тогда, в 1521 году, преподобные Сергий и Варлаам просили Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмет-Гирей отступил. Икона страдала и от пожара и во время войны с Наполеоном. После восстановления будет проводиться ее реставрация.

Часы и куранты на Спасской башне Московского Кремля

Первые часы на Спасской башне были установлены в 1491 году. В дальнейшем они неоднократно менялись и реставрировались. Так, в 1625 году под руководством английского мастера Христофора Галовея были сделаны новые, которые исполняли музыку. В 1705 году по указанию Петра I часы были переделаны по немецкому образцу с циферблатом на 12 часов. В 1851-1852 гг. на 8-10 ярусах установили куранты, исполняющие поочередно «Марш Преображенского Полка» и гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского. Эти мелодии звучали до 1917 года. В 1920 году на курантах была подобрана мелодия Интернационала.

В 1999 году стрелки и цифры позолотили. Куранты стали исполнять государственный гимн России. Высота римских цифр часов составляет 0,72 метра. Длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Часы заводятся с помощью трёх электромоторов. Бой часов осуществляется при помощи молотка, соединённого с механизмом и колоколом. Циферблаты имеют диаметр 6,12 м и выходят на четыре стороны.

Звезда на Спасской башне Московского Кремля

В 1935 году Царского орла на Спасской башне сменила первая пятиконечная звезда - символ советской эпохи. Она была медная, покрыта золотом и уральскими самоцветами. Через 2 года ее сменила рубиновая звезда. Первая звезда теперь венчает шпиль Северного речного вокзала . Размах крыльев новой звезды составляет 3,75 метра. Это чуть меньше, чем у первой. Внутри звезды круглосуточно горит лампа мощностью 5000 вт.

МОСКВА, 29 июн - РИА Новости, Ольга Липич. Специалисты начали во вторник реставрацию замурованной в годы советской власти древней надвратной иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля после серии исследований по инициативе Фонда Андрея Первозванного (ФАП), передает корреспондент РИА Новости.

Первый этап восстановления образа заключается в снятии слоя штукатурки, под которым находятся металлическая сетка и решетка. Она отстоит от иконописного изображения приблизительно на 10 сантиметров.

"В 11 часов приступили ко вскрытию штукатурки с надвратной иконы Спасской башни. Могу свидетельствовать, сам лично видел: икона там точно есть", - сообщил журналистам на брифинге у стен Кремля глава попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.

По его словам, образ защищает не просто сетка, а "мощная металлическая конструкция".

Якунин выразил восхищение "теми, кто сохранил икону", и призвал тех, кому что-то известно об истории закрытия и сохранения образов, передать информацию в фонд.

Само же открытие и восстановление надвратных икон Кремля он назвал "символом возрождения России".

Главный реставратор Сергей Филатов отметил, что икона на Спасской башне существует с XVII века и в XVIII, XIX столетьях неоднократно реставрировалась, последний раз - в 1895 году.

"Закрывал эту икону профессиональный реставратор", - убежден Филатов.

По его словам, образ выполнен "в масляной технике" и на восстановительные работы потребуется около двух месяцев.

Предположительно, работы по открытию надвратной иконы на Спасской башне продлятся в течение нескольких дней, после чего специалистам предстоит оценить сохранность иконы и определить методы и сроки реставрации.

В ближайшие дни будет открыта также надвратная икона Никольской башни Кремля.

Конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно увидеть с внешней стороны Спасской, Никольской, Кутафьей, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой.

Вопрос о возвращении икон на башни Кремля (в частности, иконы Спасителя - на Спасскую башню, и иконы Николая Чудотворца - на Никольскую) не раз поднимался российской общественностью.

В 2007 году с инициативой восстановления икон выступил Фонд Андрея Первозванного, ее поддержали президент и патриарх. По словам Якунина, цель реставрации заштукатуренных надвратных образов - "содействовать тому, чтобы исторический образ Кремля был воссоздан, и образцы духовного наследия народа вновь возникли на кремлевских башнях и в нашей жизни".

Для изучения возможности восстановления икон при фонде создали специальную группу, которую возглавил председатель попечительского совета ФАП, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. В группу вошли также руководители ФСО РФ, комендант Кремля, управляющий делами президента, руководитель Росохранкультуры, гендиректор музеев Московского Кремля и еще ряд экспертов.

Работы были начаты со Спасской и Никольской башен, потому что именно на них специалисты считали наиболее вероятным обнаружить сохранившиеся под слоем штукатурки иконы. Документально подтвержденных данных о том, что они уничтожены, не было.

С 23 по 27 апреля этого года специалисты Федерального государственного унитарного предприятия "Межобластное научно-реставрационное художественное управление" сделали зондажи в киотах Спасской и Никольской башен со стороны Красной площади, в результате которых под штукатуркой открылись иконописные изображения.

По историческим материалам, на Спасской башне располагается икона Спасителя с преподобными Сергием и Варлаамом. На Никольской башне предположительно сохранилась фреска святителя Николая, относящаяся к концу 15 - началу 16 века.

Когда иконы на кремлевских башнях были замурованы, точно неизвестно. Одно из экспертных предположений - что они были закрыты сеткой, а затем штукатуркой в 1937 году, в связи с празднованием юбилея установления советской власти.

Названия башен Кремля изначально, по словам директора его музеев Елены Гагариной, не были связаны с иконами на них. Так, Спасская башня до написания на ее стене иконы Спасителя называлась Фроловской, а затем получила название Спасской, поскольку через нее шла дорогу к Спасо-Смоленскому храму, располагавшемуся за собором Василия Блаженного. А от Никольской башни начинался путь к храму Николы Старого. И неизвестно, были ли иконы на башнях списками с храмовых.

БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ.. ПРИДЕТСЯ БЕГАТЬ ТЕПЕРЬ 60 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ С ОГНЕМ ЗАЖЖЕННЫМ ОТ ЗАЖИГАЛКИ.12 октября огонь будет в Смоленске?!

На Спасской башне располагается икона, на которой изображены Спаситель с припавшими к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. Икона написана в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея в 1521 году.

В 1521 году при ходатайстве преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского пред Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет-Гирея. О спасении Москвы от Махмет-Гирея так повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской.
В 1521 году Крымские, Ногайские и Казанские татары так быстро напали на Московские владения, что Великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы. Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева.
Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения. Она вдруг услышала, как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут Святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери. Шествие это имело вид крестного хода. В числе Святителей шли Свв. Петр, Алексий и Иона, Митрополиты Московские и другие Святители. Когда этот собор Святителей выходил из кремлевских ворот, на встречу им, с одной стороны, вышел Преподобный Сергий, а с другой - Преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, встретив собор Святителей (По древнему рукописному сказанию эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали: "Зачем они идут вон из города и на кого оставляют его при нашествии врагов?" Святители со слезами отвечали: "Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби, Бог же повелел нам не только выдти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу". Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять Святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа, вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы. Предстательством Святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала. Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана. "Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы". Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения (Сказание о Владимирской иконе Богоматери, издание 1849 года).

Икона святителя Николы Можайского на Никольской башне датирована концом XV - началом XVI века. Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими было воспринято как чудо.

28 августа 2010 года Святейший Патриарх Кирилл освятил отреставрированную надвратную икону Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. По окончании молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!