Значение и грамматические признаки местоимения: особенности и правила. Разряды местоимений

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая показывает на предметы, признаки, количество, однако не именует их: я, себя, ваш, столько и др.

Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, немного карандашей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они подменяют в тексте.

Синтаксическая роль местоимений

Местоимение может быть хоть каким членом предложения:

Я желаю спать (подлежащее).

Это она (сказуемое).

Миша - мой брат (определение).

Учитель вызвал его (дополнение).

До каких пор это будет длиться (каких заходит в состав происшествия)?

Разряды местоимений

А. Разряды местоимений п о грамматическим признакам (зависимо от того, заместо какой части речи они употребляются).

1. Местоимения-существительные (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
  • меняются по падежам (некто, нечто употребляются исключительно в форме И.п.; некоторого, нечего, себя не имеют формы И.п.);
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.
  • 2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, некий, этот, тот и др.). Их особенности:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • меняются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каковой не меняется по падежам; притяжательные его, ее, их не меняются вообщем, в отличие от омонимичных форм личных местоимений его, ее, их );
  • местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно меняется по родам, числам и падежам), однако время от времени, как порядковое числительное, показывает на порядок предметов при счёте (- Который час? - 5-ый ).

    3. Местоимения-числительные (сколько, столько, немного ). Их особенности:

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос сколько? ;
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно меняются по падежам.
  • Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

    1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

    2. Возвратимое: себя . Это местоимение показывает на тождественность лица либо предмета, нареченного подлежащим, лицу либо предмету, нареченному словом себя (Он себя не оскорбит. Надежды себя не оправдали ).

    3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, собственный, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу либо другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень комфортен ).

    4. Указательные: этот, тот, таковой, такой, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак либо количество предметов.

    5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, хоть какой, иной, другой, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

    6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат особыми вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

    7. Относительные: те же, что и вопросительные, однако служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так именуемые союзные слова (Я вызнал, кто пришёл. Это дом, который выстроил мой дед) .

    8. Отрицательные: никто, ничто, некоторого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета либо признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений при помощи приставок ни- , не- (Никто не ответил. Некоторого инкриминировать) .

    9. Неопределенные: некто, нечто, некий, некоторый, немного , также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений при помощи приставки кое - либо постфиксов -то , -или , -нибудь : кое-кто, кто-то, чего-нибудть и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

    Примечания:

    1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некие другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не небезопасен; Сам придёт; Это книжка; Всё завершилось отлично ).

    2) Некие местоимения имеют омонимы посреди служебных частей речи (это, что ): Это книжка (местоимение). - Москва - это столица Рф (указательная частичка); Я знаю, что ему сказать (местоимение, союзное слово). - Я знаю, что он тут (альянс). См. тщательно Как различать союзы и союзные слова?

    План морфологического разбора местоимения

    1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    2. Исходная форма.

    3. Неизменные морфологические признаки:

  • разряд по соотношению с иной частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное);
  • разряд по значению (личное, возвратимое, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
  • лицо (для личных местоимений);
  • число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).
  • 4. Непостоянные морфологические признаки:

  • падеж;
  • число (в том случае есть);
  • род (в том случае есть).
  • 5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

    Эталоны разбора местоимений

    Представьте для себя удовлетворенность какого-либо ботаника, который внезапно попадает на необитаемый полуостров, где до этих пор не ступала ничья людская нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

  • (представьте) для себя
  • кому?

    2. Н. ф. - себя .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-существительное, возвратимое.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.

    5. В предложении дополнение.

  • какого-либо (ботаника)
  • какого?

    2. Н. ф. - какой-либо .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, неопределённое.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

  • который
  • 1. Местоимение, показывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

    2. Н. ф. - который .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, относительное.

    5. В предложении подлежащее.

  • (до) этих (пор)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос каких?

    2. Н. ф. - этот .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, указательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.

    5. В предложении часть происшествия времени.

  • ничья (нога)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос чья?

    2. Н. ф. - ничей .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, отрицательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, дамского рода, именительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    1. Местоимение, показывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

    2. Н. ф. - он .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-существительное, личное, 3-е лицо.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

    5. В предложении подлежащее.

  • свою (коллекцию)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос чью?

    2. Н. ф. - собственный .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, притяжательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, дамского рода, винительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

  • всякими (представителями)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос какими?

    2. Н. ф. - всякий .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, определительное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    Источники:

  • Раздел «Местоимение как часть речи» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: лаконичный теоретический курс для школьников»
  • Раздел «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Дополнительно на сайт:

  • Каковы правила правописания личных местоимений в российском языке?
  • Каковы правила правописания отрицательных местоимений в российском языке?
  • Каковы правила правописания неопределенных местоимений в российском языке?
  • Где отыскать упражнения к теме «Правописание местоимений»?
  • Каковы нормы потребления местоимения собственный?
  • Каковы нормы потребления местоимения себя?
  • Каковы нормы потребления местоимения сама?
  • Каковы нормы потребления местоимений его, её, их?
  • Каковы нормы потребления местоимения он (она, оно, они) в купе с предлогом?
  • Где отыскать упражнение к теме «Употребление местоимений»?
  • Основная

    Местоимение как часть речи (семантические, морфологические, синтаксические признаки)

    Лекция 8.

    Порядковые числительные

    Порядковые числительные обозначают порядок следования предметов при счете: четвертый этаж, первый класс, тысяча девятьсот семнадцатый год. Они образуются от соответствующих количественных числительных, за исключением первый, второй : три – третий, пять – пятый и т.п.

    Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам и согласуются с существительными: первый день, первая неделя, первые заморозки. Система их склонения общая с системой склонения прилагательных твердого варианта основного типа (ср. красный ). Синтаксическая функция определения, формы словоизменения сближают порядковые числительные с относительными прилагательными.

    При склонении в составных порядковых числительных изменяется только последняя часть, остальные остаются без изменений: девятьсот пятьдесят седьм-ой, девятьсот пятьдесят седьм-ому и т.д.


    МЕСТОИМЕНИЕ

    Литература

    Совре­менный русский язык. Ч.1,2. Под ред. Д.Э. Розенталя. М., «Высшая школа», 1979.

    Совре­менный русский язык. Анализ языковых единиц. В трех частях. Под ред. Е.И. Дибровой. М., «Просвещение» * «Владос», 1995.

    Совре­менный русский язык. Под ред. П.А. Леканта. М., «Дрофа», 2000

    Рахманова Л.И. ,Суздальцева В.Н. Современный русский язык. - М., 2003.

    Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М., 1995.

    Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. - М., 1981.

    К именным частям речи примыкают местоимения. В.В. Виноградов включил местоимения в блок именных частей речи, т.к. эти слова обслуживают (заменяют) именные части речи. Местоимения указывают на лица, предметы, признаки и количество предметов. Виноградов считает, что местоимение – разрушающаяся часть речи.

    Как и числительные, местоимения – это пестрый класс слов. Местоимения выделяются в отдельную часть речи на основании 3-х признаков.

    1. Семантический. Местоимения лишены лексического значения. Свое значение они приобретают только в контексте. Главная особенность местоимений – их указательная функция, которая основана на их сигнальном значении. Кроме указательной функции (она заключается в том, что местоимения содержат обобщенное указание на предметы, признаки и количество, но не называют их), местоимения выполняют и заместительную функцию (в составе текста они выступают как заместители имен существительных, прилагательных, числительных). В составе сложного предложения или сложного целого местоимения связывают их компоненты благодаря своей заместительной функции: он читает по ночам, а это очень вредно.


    Местоимениям свойственна и выделительная функция: в самый полдень, такой холод. Местоимениям свойственно и собирательное значение: весь дом, вся семья.

    2. Морфологические особенности. Местоимения не имеют единых морфологических признаков. Поэтому ученые в XIX в. и позднее представители формально-грамматического направления не выделяли местоимение как самостоятельную часть речи (А.М. Пешковский). Но именные категории все же в местоимении проявляются, что позволило большинству ученых рассматривать местоимение как самостоятельную часть речи. Эта точка зрения отражена в традиционной грамматике, вузовских и школьных учебных пособиях.

    Морфологические признаки: а) имеют категорию падежа (склоняются); б) категория рода проявляется у местоимений непоследовательно (часть местоимений лишена категории рода – я, кто, что, себя; в) категория числа также свойственна лишь части местоимений. Кроме того, при изменении числа может меняться лексическое значений: я – мы, ты – вы.

    3. Синтаксические особенности. Так как местоимения замещают разные именные части речи, то они могут быть разными членами предложения. В сложноподчиненных предложениях относительные местоимения являются союзными словами , которые соединяют главную и придаточную части (кто, что, который, чей ).

    Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, их признаки и количество, но не называет их. Имеет некоторые морфологические и синтаксические особенности (традиционное определение).

    Местоимение-существительное – это часть речи, указывающая на предметы и выражающая значение указания в морфологических категориях падежа (последовательно), числа и рода (непоследовательно) (Грамматика-80).

    В грамматической традиции существует две классификации местоимений: 1) разряды по значению; 2) разряды по соотношению с другими частями речи.

    Разряды местоимений по значению

    Традиционно выделяется 9 (8) групп.

    1) Личные местоимения указывают на лица (я, ты, мы, вы ) или на лица и предметы (он, она, оно, они ). Личные местоимения имеют общие морфологические и синтаксические особенности: а) при изменении по падежам они образуют супплетивные формы: я – меня, ты – тебя, он – его; б) категория рода проявляется только у лично-предметных местоимений – он, она, оно, они. Это самостоятельные лексемы.

    Формы множественного числа местоимений могут употребляться в разными значениях. В таком случае формы единственного и множественного числа представляют собой самостоятельные лексемы. «Я» – указывает на говорящего, «мы» – это «я» и другие. Форма 2-го лица множественного числа может употребляться в значении единственного числа: я встретил Вас. Эта же форма может употребляться в обобщенном значении: вы выходите на крыльцо и вдыхаете запах сирени.

    2) Возвратное местоимение себя. Грамматическая особенность его заключается в том, что у него нет начальной формы. Оно указывает на субъект действия, который одновременно является и объектом действия: я не узнаю себя, возьми себя в руки. Возвратное местоимение изменяется по падежам, т.е. обладает категорией падежа, но имеет неполную парадигму. Оно не имеет категории числа.

    3) Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу. Местоимения мой, наш, твой, ваш указывают на принадлежность 1-му или 2-му лицу, свой – на принадлежность любому лицу. Указание на принадлежность 3-му лицу могут выражать местоимения его, ее, их. Эти местоимения сформировались на основе форм родительного падежа личных местоимений. При этом произошел переход из личных в притяжательные (возникли грамматические омонимы). Притяжательные местоимения отличаются от омонимичных личных тем, что не изменяются по падежам, а функционируют лишь в одной, постоянной, застывшей форме. Они имеют только категорию рода и числа, но они реализуются только в единичных формах. Ср. вижу его, ее, их (личн.) – его, ее, их голос(а) (притяж).

    Различия между личными и притяжательными местоимениями

    1. Личные местоимения употребляются при глаголах, а притяжательные – при существительных.

    2. Личные выполняют функцию дополнения, а притяжательные – несогласованного определения.

    3. Способ синтаксической связи: личные управляются глаголом, а притяжательные вступают в связь, по мнению одних ученых, слабого управления, других – примыкания. Более логична 2-ая точка зрения, поскольку эти формы неизменяемые.

    Таким образом, спорным в этом разряде является вопрос о статусе местоимений его, ее, их.

    Существуют разные взгляды на эту проблему: 1) некоторые ученые называют эти местоимения личными в притяжательном значении (т.е. не признают перехода их в разряд притяжательных); 2) другие считают их омонимичными личным притяжательными местоимениями (признается их окончательный переход в притяжательные местоимения).

    4,5) Вопросительно-относительные (некоторые ученые их разделяют, некоторые - нет). Эти местоимения могут выполнять 2 функции: выступать как вопросительные в простых предложениях (Который час? Кто пришел? ); выступать как относительные в сложноподчиненных предложениях, в которых они выполняют функцию союзных слов (кто, что, какой, который, чей; сколько, насколько – если считать их местоимениями).

    Особенности вопросительных и относительных местоимений.

    1. Морфологически они разнородны (одни близки к существительным – кто, что , другие – к прилагательным – какой, который, третьи – к числительным – сколько, насколько ).

    2. Изменяются по падежам, родам и числам, но непоследовательно.

    3. Вопросительно-относительные местоимения являются базой для образования других разрядов.

    4. Относительное местоимение который в тексте всегда субстантивируется, т.е. в придаточной части выступает в роли подлежащего или дополнения, реже – другого члена предложения.

    6) Отрицательные местоимения указывают на отсутствие кого- или чего-либо. К ним относятся слова никто, ничто, никакой, ничей, нисколько (если считать его местоимением). Эти местоимения являются производными от вопросительно-относительных и по своим грамматическим свойствам совпадают с производящими словами (см. выше). При употреблении с предлогом (они склоняются) предлог ставится между отрицательной частицей и местоимением: ни у кого.

    Местоимения некого, нечего лишены начальной формы, приобрели неопределенное значение и употребляются обычно в односоставных безличных предложениях.

    7) Неопределенные местоимения являются производными от вопросительно-относительных. Они образуются с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь, а также слова кое- и частицы не. Неопределенные местоимения указывают на неопределенные лица и предметы и признаки: кто-то, что-нибудь, некий. По морфологическим признакам эти местоимения не отличаются от производящих слов.

    Местоимения некто и нечто не имеют парадигмы, т.е. сохранили только форму именительного падежа, а нечто – еще и винительного.

    Часто неопределенные местоимения имеют формы рода, числа, падежа, обладают категорией одушевленности-неодушевленности: некий, какой-то, кое-какой и др.

    Своеобразие структуры: постфикс не сливаются со словами, а образуют с местоимениями агглютинативные формы (механически присоединяются, нанизываются). Флексия оказывается внутри слова – кто-то, у кого-то. Предлог может стоять внутри местоимения: кое с кем, кое у кого.

    8) Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, таковой, этакий, экий и др. (столько – если считать это слово местоимением) похожи на прилагательные. Они указывают на какой-либо предмет (тот, этот), качество (такой) и количество (столько).

    Местоимения этого разряда изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные. Они часто субстантивируются в тексте, т.е. переходят в существительные, если употребляются без определяемого слова.

    Местоимение это может выступать в роли указательной частицы: Пушкин – это явление необычайное.

    9) Определительные местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый, иной. Они указывают на признаки предмета и имеют следующие общие особенности: 1) близки к прилагательным по семантике и формальным признакам; 2) морфологически характеризуются тем, что изменяются по родам, числам и падежам. В предложении являются согласованным определением. В тексте легко субстантивируются (переходят в существительные) – всякий это знает.

    Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи

    Грамматические свойства местоимений зависят от их соотношения с другими частями речи. По грамматическим свойствам выделяется 3 группы местоимений (2 или 4). 1) Местоимения обобщенно-предметные (местоимения-существительные) – это местоимения, которые по своим грамматическим свойствам сходны с существительными и замещают их в тексте. К ним относятся: все личные местоимения, возвратное, часть вопросительно-относительных (кто, что), часть неопределенных (кто-либо, некто, нечто), часть отрицательных (никто, ничто).

    Обобщенно-предметные местоимения имеют общие грамматические признаки:

    Большинство не имеют категории числа (искл.- я, ты, мы, вы );

    Склоняются по двум типам: 1) субстантивному (как существительные – я, ты ) и 2) по смешанному (никто, ничто ).

    2) Обобщенно-качественные местоимения (местоимения-прилагательные) по лексико-грамматическим признакам близки к прилагательным – указывают на признаки предметов. В их состав входят: указательные, определительные, притяжательные, часть вопросительно-относительных, некоторые неопределенные (какой-то, чей-то), часть отрицательных (никакой, ничей). Эти местоимения имеют категории рода, числа, падежа.

    Склоняются по двум типам: 1) адъективному, т.е. в парадигме обнаруживают систему флексий прилагательных (какой) и 2) смешанному (этот – этого, наш – нашего).

    Местоимение каков изменяется только по родам и числам.

    Обобщенно-качественные местоимения выполняют в предложении разные синтаксические функции: местоимение каков является либо сказуемым, либо определением. Часть обобщенно-качественных местоимений, особенно указательные и определительные, часто субстантивируются и выполняют роль подлежащего и дополнения: каждый это знает, это касается каждого. Относительное местоимение который всегда замещает существительное, т.е. субстантивируется и выполняет функцию подлежащего, дополнения или (реже) обстоятельства. Примеры подобрать самостоятельно.

    3) Обобщенно-количественные местоимения соотносятся по лексико-грамматическим свойствам с числительными. Они указывают на неопределенное количество. К ним относятся:

    Вопросительно-относительное (сколько)

    Отрицательное (нисколько)

    Неопределенное (несколько)

    Указательное (столько).

    Эти слова двояко квалифицируются в лингвистической науке.

    1-ая точка зрения: их относят к числительным (В.В. Виноградов, Грамматика-52) и называют неопределенно-количественными. Они обозначают количество предметов, только неопределенное. Их объединяет с числительными не только значение, но и синтаксические свойства: в именительном и винительном падежах они управляют существительным, как и количественные числительные, требуя формы родительного падежа, а в остальных падежах согласуются с существительным. При управлении образуют с существительным синтаксически связанное словосочетание, являясь единым членом предложения: он прочитал не скол ькокн иг по истории.

    2-ая точка зрения: их относят к местоимениям, поскольку они выполняют указательную функцию. Морфологические особенности: 1) они лишены категории рода, числа; 2) изменяются по падежам, относятся к смешанному типу склонения.

    Мы считаем эти слова неопределенно-количественными местоимениями.

    Некоторые авторы выделяют еще и 4-ую группу местоимений по соотношению с другими частями речи и называют их местоимениями-наречиями: слова типа там, туда, всегда, где и др. (Гвоздев, А.М. Пешковский, Булаховский). Очень важная черта этих слов – неизменяемость и обстоятельственная функция в предложении. Поэтому большинство авторов рассматривает их как наречия местоименного происхождения.

    Местоимение может быть любым членом предложения:

    Я хочу спать (подлежащее).

    Это она (сказуемое).

    Миша - мой брат (определение).

    Учитель вызвал его (дополнение).

    До каких пор это будет продолжаться (каких входит в состав обстоятельства)?

    Разряды местоимений

    А. Разряды местоимений по грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются).

    1. Местоимения-существительные(я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

    · указывают на предметы;

    · отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);

    · изменяются по падежам (некто, нечто употребляются только в форме И.п.;некого, нечего, себя не имеют формы И.п.);

    · связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.

    2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.). Их особенности:

    · указывают на признаки предметов;

    · отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);

    · связываются с именами существительными, как имена прилагательные;

    · изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каков не изменяется по падежам; притяжательные его, ее, их не изменяются вообще, в отличие от омонимичных форм личных местоименийего, ее, их );

    · местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но иногда, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (- Который час? - Пятый ).

    3. Местоимения-числительные (сколько, столько, несколько ). Их особенности:

    · указывают на количество предметов;

    · отвечают на вопрос сколько? ;

    · связываются с существительными, как количественные числительные;

    · обычно изменяются по падежам.

    Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

    1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

    2. Возвратное: себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

    3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

    4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.



    5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

    6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

    7. Относительные: те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые союзные слова (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед) .

    8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставокни- , не- (Никто не ответил. Некого обвинять) .

    9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое - или постфиксов -то , -либо , -нибудь : кое-кто, кто-то, что-нибудь и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

    Примечания:

    1) Местоимения тот, сам, местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо).

    2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи (это, что): Это книга (местоимение). -Москва - это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение, союзное слово). - Я знаю, что он здесь (союз).

    ГЛАГОЛ

    1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .



    2. Каждый глагол имеет следующие формы:

    · начальную форму, которая называется неопределенной формой (илиинфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;

    · спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

    · причастие;

    · деепричастие.

    3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

    · существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога:читать газету, видеть его ;

    · существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;

    · существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .

    Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

    4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.

    5. Глаголы бываютсовершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.

    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? - запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? -читали ), настоящее (что делают? - цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов - «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? - будет чертить, будет петь ).

    Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

    · Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .

    · Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.

    · Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести - несут - неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

    Глагол может выполнять все 5 функций:

    1) подлежащее:

    · Жить (подлежащее) - Родине служить.

    2) сказуемое:

    · Моя обязанность - хорошо учиться (сказуемое) . Я люблю (сказуемое) мороженое.

    3) дополнение:

    · Тренер сказал нам (что?) прийти (дополнение) на тренировку в 9-00.

    4) Определение:

    · Мечта (какая?) поскорее уехать (определение) из города не покидала меня.

    5) обстоятельство:

    · Я поеду в Москву (зачем?) поступать (обстоятельство цели) в МГИМО.

    Причастие характеризуется в лингвистике по-разному. Одни языковеды считают причастия особой формой глагола, другие - самостоятельной частью речи.

    ПРИЧАСТИЕ

    Причастие - особая форма глагола (или самостоятельная часть речи), которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? (какая?какое? какие? )

    Причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.

    Начальная форма причастия такая же, что и у прилагательного, - единственное число, мужской род, именительный падеж: бежавший, строивший, раскрытый.

    Основные признаки причастия

    А) Общее грамматическое значение - это значение признака предмета по действию: думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый .

    Б) Морфологические признаки:

    1. Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов :

    · переходность,

    · возвратность,

    2. В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) - думающий, думавший; подумать (совершенный вид) - подумавший .

    3. Причастия имеют следующие признаки прилагательных :

    · причастия, как и прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной форме): бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие ;

    · причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже: потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени ;

    · страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы: допитый - допит; потерянный - потерян .

    В) Синтаксические признаки:

    1. В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого: Увлечённые , мы позабыли обо всём (определение); Всё вокруг казалось погружённым в задумчивость (часть составного именного сказуемого).

    2. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого: Книга раскрыта на восьмой странице

    ДЕЕПРИЧАСТИЕ

    Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,обозначающая в предложении добавочное (второстепенное по характеру) действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав?

    Уехав, дожидаясь, увидев.

    Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .

    Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.

    Образование деепричастий – деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов – -а, -я, -в, -вши, -ши:

    · деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я:

    · молчать: молч-ат → молча;
    решать: реша-ют → решая;

    · деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши:

    замолчать: замолча-ть замолчав ;
    решить: реши-ть решив ;
    заняться: заня-ть -ся → занявшись ;
    принести: принес-ти принесши .

    Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

    Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза.

    Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).

    Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие –слушала ).

    Деепричастия обладают признаками двух частей речи – глагола и наречия.

    Как и глаголы, деепричастия бывают:

    несовершённого и совершённого вида: набирая (что делая?) – набрав (что сделав?);

    переходными и непереходными: переходные убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку; непереходные блестя на солнце, шагнув в бездну;

    возвратными и невозвратными: раскачиваясь – раскачивая, нагнувшись – нагнув;

    Деепричастия могут присоединять к себе косвенные падежи имён
    существительных и поясняться наречиями: согласившись (на что?) на подсказку, держа (как?) крепко.

    Так же, как и наречия, деепричастия не изменяются и в предложении
    выступают в роли обстоятельств, поясняющих глагол – сказуемое.

    НАРЕЧИЕ

    Наречие - это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или другого признака. Вопрос к наречию зависит от его значения, которое оно выражает.

    В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы как? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? :Осень. (где?) Над головой (как?) исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях (В. Бианки).

    Чаще всего наречие относится к глаголу (грамотно писать ), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию, существительному (по-зимнему холодный день; недолго цветущий кустарник; идти, радостно подпрыгивая; объяснять удивительно просто ,трагик поневоле ).

    Наречие - неизменяемая часть речи: она не склоняется, не спрягается,не согласуется с другими словами. У наречия нет и не может быть окончания .

    Разряды наречий

    По общей семантике выделяются два разряда:

    1. определительный

    2. обстоятельственный .

    Определительный разряд включает наречия, обозначающие качества, способ действия, интенсивность проявления признака .

    В границах определительного разряда выделяются:

    1. наречия образа действия со значением качества: быстро, весело, четко ;

    2. сравнения: по-медвежьи, ежиком ;

    3. интенсивности признака: слишком, очень, чуть-чуть ;

    4. кратности: дважды, трижды .

    Обстоятельственный разряд включает:

    1. наречия места: внизу, вверху ;

    2. наречия времени: давно, завтра ;

    3. наречия причины: сгоряча, с радости ;

    4. наречия цели: нарочно, назло ;

    5. наречия совместимости: втроем, вместе и др

    ПРЕДЛОГ

    Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях: хочу к маме, пойду за хлебом , идти по трое, вернуться за ней.

    Наиболее общими и необходимыми в грамматике каждого языка категориями являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка.

    Впервые стройную схему частей речи применительно к своему языку установили греческие александрийские ученые; с небольшим изменением эту схему повторили римляне применительно к латинскому языку. Благодаря роли латинского языка для культуры средневековья эта античная схема стала применяться и для описания грамматики новых европейских языков, а позднее и колониальных, что до наших дней сохранилось в школьных грамматиках, где грамматические категории разных языков стараются втиснуть в заранее выбранную античную схему, не считаясь с реальными различиями, которые имеются в различных языках. Отдельные части речи определяются при этом исходя из лексического, а не грамматического значения слов. Однако вопрос о частях речи как об основных категориях грамматики гораздо сложнее; в разных языках имеется разное количество по-разному соотносящихся друг с другом частей речи, а определять их следует грамматически, т. е. абстрагируясь от частного и конкретного.

    Синтаксические функции основных частей речи. Синтаксическая функция – это значение какого члена предложения может принять та или иная часть речи. Под предложением обычно понимается минимальная единица речевой коммуникации, законченная по смыслу.

    Синтаксические функции существительных . Имя существительное может быть подлежащим и дополнением, частью сказуемого - его предикативным членом. Считается, что тип stone wall - атрибутивное словосочетание с существительным в функции определения.

    Синтаксические функции прилагательного. Основной функцией прилагательного является позиция определения; более характерной является при этом препозитивное функционирование; однако возможна и постпозиция, которая создает большую семантическую весомость определения, оказывающегося в этих случаях обособленным и, следовательно, несущим известное семантическое ударение. Вторая функция прилагательного-функция предикативного члена.

    Синтаксические функции местоимений. Местоимения распадаются на ряд подклассов, различных по лексическому содержанию, морфологическим формам и синтаксическим функциям. Обычно выделяются следующие подклассы: местоимения личные, притяжательные, указательные, вопросительные, возвратные, относительные, неопределенные, отрицательные, не¬определенно-личные.

    В основном синтаксические функции различных форм местоимений разграничены в позициях подлежащего Некоторые местоимения синтаксически являются определителями существительного и занимают в предложении позицию определения. Подводя итог, можно сказать, что местоимения, в зависимости от вида, могут занимать позиции только предметного члена предложения. В функции определения выступают притяжательные местоимения, неопределенные местоимения по, every. Ту и другую функцию могут иметь указательные, часть вопросительных, неопределенные.

    Синтаксические функции глагола. Как уже отмечалось выше, глагол передает признак предмета не как приписываемое предмету (лицу) свойство, а как признак, обязательно протекающий в каком-то временном отрезке. Этот признак - не отвлеченное название действия; так называемые личные формы глагола всегда передают действие как исходящее от некоего агенса, поэтому синтаксическая функция личных форм глагола однозначна: они всегда являются сказуемым предложения.

    ____________________________________________

    МОРФОЛОГИЯ

    МЕСТОИМЕНИЕ

    Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их: я, он, его, себя, тот, никто, свой, столько.

    Разряды местоимений по значению

    Разбор местоимения

    I. Часть речи.

    II. Морфологические признаки:

    1. Начальная форма (Им. п. ед. числа);

    2. Постоянные признаки: а) разряд; б) лицо (уличных);

    3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число; род (если есть).

    III. Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение или определение.

    Знакомимся с основными понятиями раздела

    1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании материалы, посвященные теме “Местоимение”. Какие темы, связанные с местоимением, вы будете изучать?

    Найдите в учебнике параграфы, посвященные местоимению. Какой материал вам частично известен? Какие темы связаны с правописанием местоимения?

    2. Аукцион знаний. Просмотрите материалы схемы. Какие термины и понятия вам известны? Переведите их на украинский язык.

    3. Многие ученые-филологи соотносят местоимения с существительными. прилагательными и числительными. Местоимения – существительные указывают на лицо или предмет. Местоимения-прилагательные – на признак предмета. Местоимения-числительные – на количество или порядок при счете. Используя материалы схемы, продолжите перечень местоимений.

    Местоимения-существительные: себя, … .

    Местоимения-прилагательные: мой, твой, свой, наш, ваш, … .

    Местоимения-числительные: столько, … .

    4. Один ученик приводит пример местоимения определенного разряда; второй, используя материалы схемы, определяет разряд этого местоимения.

    5. Прочитайте план разбора местоимения. Укажите морфологические признаки в словах я, к вам, ты, своего, моему.

    Спишите предложения. Укажите разряд выделенных местоимений. Подчеркните местоимения как члены предложения. Сделайте вывод в роли каких членов предложения могут выступать местоимения?

    1. Некто неслышно вошел в зрительный зал. 2. Мы услышали какой-то странный шорох. 3. Сергей нечаянно положил мою тетрадь в свой рюкзак.

    §38-39 Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

    Разряды местоимений. Личные и притяжательные местоимения. Возвратное местоимение

    351 Эксперимент

    1. Прочитайте предложения и сравните их. Задайте вопросы к выделенным словам. Определите, на месте каких частей речи стоят местоимения.

    1. Сергей принесет мою книгу завтра. – Ты принеси завтра мою книгу, пожалуйста. 2. Друзья отправились б поход. – Они отправились в поход. 3. Неизвестный человек стоял у входа. – Какой-то человек стоял у входа. 4. В сумке лежало пять яблок. – В сумке лежало несколько яблок.

    2. Прочитайте перевод термина “местоимение”. Почему изучаемая в этом параграфе часть речи называется местоимением.

    Местоимение – от латинского слова прономен – “вместо имени”.

    352 Анализ теоретического материала

    1. Прочитайте теоретический материал о местоимении. Отметьте информацию, которая вам уже известна. Какая информация является для вас новой?

    2. Сопоставьте материал параграфа с материалом схемы на с. 154. Какая информация есть на с. 154, но отсутствует в параграфе? Какой информации нет в обобщающих материалах о местоимении на с. 154?

    Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет (кто? что?): я, ты, никто: признак (какой? чей?): такой, этот или количество (который? сколько?): столько, но не называет их.

    По значению местоимения делятся на разряды: личные (я, ты, он и т. д.), притяжательные (мой, твой, наш и т. д.). возвратное (себя), указательные (тот, этот и т. д.), определительные (сам, всякий, любой и т. д.). относительные (кто, что, какой и т. д.), вопросительные (кто?, что?, какой? и т. д.). неопределенные (некто, кое-кто, какой-либо и т. д.). отрицательные (ничто, никого, никакой и т. д.).

    Все местоимения изменяются по падежам: я – меня, тот – тому, наш – нашим, кто – кого, какой – о каком, весь – всяким, какой-либо – какого-либо.

    Притяжательные (мой, твой, наш и др.), определительные (всякий, любой, другой и др.) и указательные (этот, столько и др.), как имена прилагательные, изменяются по числам, родам и падежам и согласуются с именем существительным, к которому они относятся.

    В предложении местоимение может быть подлежащим сегодня всех удивил!), дополнением (Ребята увидели светящееся вдалеке.): определением (Я испытывал сомнения.)

    1. Спишите текст.

    2. Выделенные слова являются местоимениями. Используя материалы схемы на с. 154. укажите в скобках их разряд. Отметьте, на что указывает местоимение: на предмет (предм.) – кто? что?, на признак (призн.) – какой? чей?, на количество (кол.) – сколько?

    Решалась моя судьба на весь завтрашний день. Папин товарищ пригласил родителей провести воскресенье у него на даче, но меня туда брать было нельзя, потому что сынишка Харитонова болел корью. Мама никогда не оставляла меня надолго одного – ей все казалось, что я еще маленький ребенок. В новом доме мы поселились несколько дней назад, ни с кем из соседей еще не успели познакомиться, поэтому мама хотела “подбросить” меня на воскресенье к своей приятельнице.

    Папа возражал, говоря, что неудобно беспокоить приятельницу и что пора приучать меня к самостоятельности.

    Я стоял и слушал этот спор, от волнения выкручивая себе пальцы за спиной. Провести хотя бы один день без присмотра взрослых было моей давнишней мечтой, а теперь, когда мы переехали в новый дом, мне этого хотелось с удвоенной силой.

    По Ю. Сотнику

    Личные местоимения

    1. Что вы знаете о личных местоимениях из изученного ранее?

    2. Найдите в схеме на с. 154 информацию о том, как изменяются личные местоимения.

    Личные местоимения указывают на конкретное лицо или лица (я, ты, мы, вы) либо на лица (не участвующие в разговоре) и предметы (он, она, оно, они).

    Личные местоимения имеют следующие морфологические признаки: лицо (я, мы – 1-е лицо: ты, вы – 2-е лицо; он, она, оно, они – 3-є лицо): число (единственное: я, ты, он, она, оно и множественное: мы, вы, они).

    Личные местоимения изменяются по падежам. При склонении местоимений иногда меняется все слово: я – меня; мы – нас, он – ему. В косвенных падежах местоимений 3-го лица посте предлога появляется буква н: он –

    1. Сопоставьте местоимение в начальной форме и его формы в косвенных падежах. В чем особенность форм местоимений в косвенных падежах? В каком случае в местоимениях 3-го лица появляется в начале слова буква н?

    2. После каждой группы укажите в скобках лицо и число. Над каждым местоимением напишите его падеж.

    1. Я – меня, мне, обо мне, со мной (1л., ед. ч.).

    2. Ты – тебя, тебе, о тебе, с тобой.

    3. Он, оно – его, ему, с ним, о нем, она – ее, ей, о ней. с ней.

    4. Мы – нас, нам, с нами, о нас.

    5. Вы – вас, вам. с вами, о вас.

    6. Они – их, им, о них, с ними, о них.

    1. Восстановите словосочетания, ставя личные местоимения в нужную форму.

    2. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите лицо, число и падеж местоимения.

    3. Отметьте в словосочетании главное слово (х).

    Пришел к (он), ра..говаривал с (она), пр..готовит для (они), пр..к..снулся к (они), предл..гаеш.. (они); соб..раешься ко (я), заб..решь у (я), одного с (я) возр..ста.

    4. Составьте со словосочетаниями три предложения. Подчеркните местоимения как члены предложения.

    Поставьте личные местоимения я, он, она, мы, они в форму косвенных падежей, используя предлоги для, от, у, к (ко), по, с (со), о (обо). Запишите по образцу. Обозначьте орфограмму-пробел – раздельное написание местоимений с предлогами.

    Образец. Оно – для_него, от_него, у_него, к_нему, по_нему, с_ним, о_нем.

    1. Прочитайте текст, употребляя местоимения в нужной форме.

    Озаглавьте текст. Какими средствами связи соединены предложения в тексте?

    2. Выпишите из текста все местоимения, ставя их в нужную форму. Укажите их падеж. Используя схему на с. 154. укажите разряд местоимений.

    Я был поражен солнечной голубизной моря. Глаза у (я) слезились от морского ветра. Ветер был очень силен. Он поддерживал (мы), когда мы спускались с обрыва к морю.

    Кыш первым подбежал к воде, лизнул (она), фыркнул. В этот момент как раз набежала волна, но он ухитрился подпрыгнуть и отбежать. Отбежал, улегся между двух камней и стал следить за волной. Он думал, что она с (он) играет, но подойти поближе боялся.

    Мы устроили навес и пять минут загорали. У (я) сил больше не было терпеть, и мы пошли в море.

    Я вошел по пояс в воду, поскользнулся, упал, начал барахтаться и кричать:

    – Море! Море! Ура!

    По Ю. Алешковскому

    3. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

    359 Изложение

    359 Изложения

    1. Составьте пунктуационные схемы предложений упражнения 358. Выпишите десять слов, написание которых может вызвать у вас затруднения.

    2. Запишите текст по памяти, используя выписанные материалы в качестве опорных.

    Внимание!

    Местоимение Вы пишется с прописной буквы при обращении к одному лицу в официальных документах и личных письмах как форма выражения вежливости: сообщаем Вам…; Поздравляем Вас….

    Спишите предложения, ставя местоимение вы в нужную форму. Расставьте знаки препинания.

    1. Уважаемый Николай Петрович от имени всего класса поздравляем (вы) с юбилеем. 2. Довожу до (вы) сведения что в нашем доме уже два дня отсутствует электроэнергия.

    3. Приглашаем (вы) Ирина Анатольевна на торжественный вечер в честь Дня учителя.

    Учись учиться, учись общаться, учись жить о культуре общения

    Личные местоимения он, она, они указывают на лиц, не участвующих в диалоге, поэтому использование этих местоимений по отношению к собеседникам недопустимо.

    361 Редактирование

    1. Найдите в тексте ошибки, учитывая, что в разговоре участвуют трое.

    2. Разыграйте полилог, используя в речи одного из участников разговора предложенное высказывание в исправленном виде. Другие участники должны ответить репликой на порученное им задание.

    1. – Нам поручили подготовить совместный проект по истории нашего города. Я буду отбирать материал. Никита займется художественным оформлением, а она возьмет на себя презентацию нашей работы.

    2. – Хочу вас обрадовать. Мы будем участвовать в школьном конкурсе на лучшую постановку сказки.

    Сергей напишет сценарий, он найдет костюмы, я подготовлю реквизит и подумаю над постановкой.

    Реквизит

    362 Притяжательные местоимения

    Используя материалы схемы на с. 154, заполните пропуски в таблице, подбирая соответствующие личным местоимениям притяжательные местоимения и, наоборот, соответствующие притяжательным местоимениям личные.

    Притяжательные местоимения выражают принадлежность к 1-му (.мой, наш), 2-му (твой, ваш), 3-му лицу (его, ее, их). Местоимение свой может относиться к любому лицу.

    Притяжательные местоимения соотносятся с притяжательными прилагательными. Однако прилагательные называют конкретное лицо, которому что-то принадлежит, а местоимения только указывают на это лицо: Петина тетрадь – его тетрадь.

    Притяжательные местоимения изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательные. В предложении обычно бывают определениями.

    Местоимения его, ее, их совпадают с формами родительного падежа местоимений он, она, они. Но при наличии предлога к ним не присоединяется буква н: от ее голоса, к его бабушке, с их родителями.

    Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по падежам (моего – моему, твоему – твоим, наш – нашим, вашему – о вашем), а местоимения его, ее, их не изменяются (к его дому, их правами, о ее голосе).

    Внимание!

    Окончания местоимений н(аи, ваш в формах косвенных падежей можно проверить с помощью вопроса:

    1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните местоимения как члены предложения.

    2. Укажите разряд местоимений (см. схему на с. 154).

    1. Накануне вечером мама и папа сидели на лавочке у подъезда нашего большого нового дома и спорили. 2. Его биография конечно примечательна и трагична (В. Брагин). 3. Над моим домом к сожалению сегодня совсем не плывут облака (С. Козлов).

    3. Сделайте морфологический разбор одного местоимения.

    Замените сочетание существительное + существительное сначала сочетанием существительное + притяжательное прилагательное: затем существительное – притяжательное местоимение.

    Нора лисы – лисья нора – ее нора, хвост лисицы: логово волка; лай собаки; берлога медведя; следы зайца; яд змеи; гнезда птиц; верность лебедя: вещь сестрицы: плащ папы; девочка соседей.

    1. Выпишите сначала предложения с личными местоимениями (кто? что?), затем предложения с притяжательными местоимениями (чей?).

    1. Я встретил его. – Это была его куртка. 2. Я сразу узнал ее. – Ее голос я узнал сразу. 3. У них есть замечательная игра. – Их игра мне очень понравилась. 4. У меня не было времени ждать его. – К его дому подъехал красный автомобиль. 5. Ее всегда интересовала классическая музыка. – Я всегда восхищался ее голосом.

    2. Выразите смысл выделенного предложения двумя собственными вариантами выражения мысли.

    Возвратное местоимение

    Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа:

    Р. п. – себя.

    Д. п. – себе;

    В. п. – себя.

    Тв. п. – собой;

    П. п. – (о) себе.

    В предложении возвратное местоимение является дополнением:

    1. Спишите фразеологизмы, вставляя местоимение себя в нужной форме.

    2. Объясните, как вы понимаете значение каждого фразеологизма.

    1. … на уме. 2. Не в…. 3. Вышел из… . 4. Скупой… добра хочет. 5. Бранить – … тешить! 6. Не делай другому то, чего сам… не желаешь. 7. Когда… хочешь добра, то никому не делай зла. 8. Чего… не хочешь, то и другому не твори. 9. Шутку любишь над Фомой, так люби и над….

    Проверьте свои знания

    Найдите неточность в утверждении.

    1. Все перечисленные местоимения относятся к личным: мне, тобой, он, ваш, вас.

    2. Все перечисленные местоимения относятся к притяжательным: нашего, собой, твоего, моему, твоем.

    3. Местоимения его, ее, их изменяются по падежам.

    368 Редактирование

    1. Спишите текст, заменяя выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями.

    2. Укажите в тексте все местоимения, их разряд и падеж

    Полон стол игрушек и сластей – и все это принадлежит только Павлику. Однако Павлику этого показалось мало. Павлик потихоньку перетащил из детской в гостиную все свои старые игрушки. Теперь игрушек было много, но и этого ему показалось недостаточно…

    Павлика уже давно тревожил один очень большой пряник, повешенный совсем невысоко на желтой нитке. Красота этого пряника в виде звезды с дыркой посредине вызывала непреодолимое желание съесть пряник как можно скорее.

    Павлик отцепил пряник от ветки и сунул в рот. К своему удивлению. Павлик заметил, что пряник вовсе не такой вкусный, как он думал.

    Павлик с отвращением повесил обратно на ветку надкушенный пряник.

    По В. Катаеву




    Схожі записи:

      ЯЗЫК ЛЕКСИКОЛОГИЯ – Разгадайте ребус. Дайте определение слову, которое у вас получилось. – Вспомните, что вы учили по лексикологии в 5 классе, и вставьте в...

      РЕЧЬ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ § 54. ТИПЫ РЕЧИ. СОЧЕТАНИЕ В ОДНОМ ТЕКСТЕ РАЗНЫХ ТИПОВ РЕЧИ. Слушание (чтение) – понимание текстов с разными типами речи...

      Урок 48 Природа в русской живописи Узнаем новое о русских художниках 340. Прочитай выразительно. У природы нет плохой погоды (Э. Рязанов). 341. Послушай текст, который...

      ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 29. НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ИХ ПРАВОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Понаблюдайте, от каких слов и каким способом образованы...

      Урок 21. СТРОЕНИЕ ДИАЛОГОВ Углубляем знания о строении диалогов 125. Прочитай. Как ты понимаешь эту пословицу? Даже если говоришь ты в шутку, перед тем подумай...

      49. Глаголы, выражающие побуждение к действию, приказ, просьбу. Читаем: составляем вопросы к тексту 393. Прочитайте слова. Обратите внимание, в какой форме стоит второй глагол каждой...

      РЕЧЬ ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ § 47. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, СОДЕРЖАЩЕГО ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ 300. I. Прочитайте стихотворение. Определите основную мысль. Назовите слова,...

      ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 30. О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Спишите слова. Поставьте...

      МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ §34 – 35 Количественные числительные. Склонение и правописание целых количественных числительных 314 1. В материалах таблицы на с. 132 найдите ответы на...

      Урок 11 Буквы и, ы Учимся правильно произносить и писать слова с буквами и, ы 76. Произнеси вслед за учителем скороговорки. 1. Мама мылом мыла...

      ЯЗЫК Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. Максим Горький ПОВТОРЕНИЕ ЛЕКСИКОЛОГИЯ МОРФОЛОГИЯ – Имя существительное – Имя прилагательное – Имя числительное...

      1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В ПЕРВОМ КЛАССЕ СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 9 1. Прочитай и определи, где слова, а где предложение. Листопад, летит, лист, упал. Осенью листья...

      Урок 34 Буква ь Учимся правильно произносить и писать слова с ь 242. Прочитай стихотворение вслед за учителем. Раз в апрельский ясный день Старый пень...

      4 класс Части речи Глагол Неопределенная форма глаголов ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ 1. Записать глаголы. Поставить к ним вопросы. Говорить, молодеть, захотеть, мыть, выучить, долететь, нести, везти,...

      2. ЯЗЫКИ РЕЧЬ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ 1 1. Повтори написание слов в рамках на с. 4-10. Ознакомься со словарем в конце...

      10.Правильно произносим и пишем слова с безударными гласными в корне слова. Читаем: определяем отношение автора к описываемому 79. Правильно прочитайте слова, затем проговорите их так,...

      Урок 3 Украина – многонациональное государство Узнаем новые сведения об Украине 15. Повтори за учителем пословицу. Как ты понимаешь ее смысл? Своя земля и в...

      4. ТЕКСТ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ 6 1. Прочитай текст. О чем он? Какой характер был у воробья? Всю...

      ЯЗЫК ЛЕКСИКОЛОГИЯ § 6. ЖАРГОННЫЕ СЛОВА МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте рассказ А. Моисеева. Какое впечатление он на вас произвел? Какую проблему поднимает в...

      4 класс Части речи Имя прилагательное ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным. Волшебная ночь, у горячей печи, теплое молоко, новогодний вечер,...

      ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ § 36. ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. ПРАВОПИСАНИЕ ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ С – ТЫСЯЧНЫЙ, – МИЛИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Сравните колонки с количественными...

      5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 14 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Петя мечтал о п..нале. Он знал: у ребенка, который идет в...

      6. СЛОВО СЛОВА, ОДИНАКОВЫЕ ПО НАПИСАНИЮ 8 1. Прочитай слова. Какие буквы нужно вставить вместо точек? П..суда, лет.. , пош..л, есл.. , п..чему, п..нал, м..г..зин,...

      4 класс Части речи Глагол Правописание не с глаголами КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ Подчеркнуть глаголы с частицей не. ПОСЛОВИЦЫ I ЧАСТЬ 1. Солнце врагу не погасить, а...

      4 класс Части речи Глагол Глаголы на – ся, – сь ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать глаголы. Поставить к ним вопросы. Встретиться, радуется, удивляться,...

      С НОВЫМ ГОДОМ! Ше же Идти Шел Шла Шли Шел Желтый Пришел Жесткий Ушел Желудь Нашел Тяжелый Зашел Окруженный Загадки 1. Желтый Антошка Вертится на...

      Урок 24 Оглушение звонких согласных Учимся правильно произносить и писать слова со звонкими согласными перед глухими и на конце слова 170. Отгадай загадку. Ела, ела...

      Урок 32. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВСЛУХ И МОЛЧА Совершенствуем умения читать молча и вслух, понимать содержание текста 189. Прочитай скороговорку, постепенно ускоряя темп чтения. Выбери при...

      4 класс Слова для запоминания 1 КЛАСС: Кто, что, этот, эта, это, все, все, ему, его (у него), ее, у нее, кого, кому, тебе, у... ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА 1. І. Просмотрите материал на втором форзаце учебника. Вспомните, из каких основных частей состоит ваш учебник. Как они выделены в...

      Урок 57 Слова, служащие связи слов в предложении Узнаем новое о словах, которые используются для связи слов в предложении 406. Повтори за учителем и выучи...

      26. Имена существительные, обозначающие живые существа и неживые предметы. Не с именами существительными. Говорим: обсуждаем характеры персонажей 203. Прочитайте текст. Из украинского языка вы знаете,...

      Урок 49 Повторение Повторяем изученный материал 345. Прочитай стихотворение. О каком времени года идет речь? Какие приметы весны рисует автор? Под самым карнизом, над самым... 5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД СОЮЗАМИ а, и 21 1. Прочитай отрывок из стихотворения А. Пушкина. Каких слов не хватает в отрывке?...

      45. Глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени; не с глаголами. (Дієслова теперішнього, минулого й майбутнього часу; не з дієсловами). Читаем: определяем свое отношение к прочитанному....

      56. Слушаем: подбираем заголовок к тексту. Говорим: пересказываем текст по ролям, составляем диалог по описанной ситуации 445. Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте сложное предложение, вторая...

      6. СЛОВО РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 62 1. Прослушай текст, который прочитает учитель. ОБЫКНОВЕННЫЙ ВЕЛИКАН Коля Снегирев был фантазером, но очень ленивым мальчиком: не...

      46. Глаголы, обозначающие различные виды действий. Читаем молча: составляем вопросы по тексту. Говорим: употребляем слова, обозначающие чувства, умственную деятельность человека 371. Спишите слова, раскрывая скобки...

      13. Правильно произносим и пишем слова со звонкими и глухими согласными в корне слова. Читаем выразительно 100. Правильно прочитайте слова, затем проговорите их так, как...

     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!