Разделы возрастной психологии. Виды деятельности, выделенные А.Н

В соответствие с делением онтогенеза на возрастные периоды, выделяют следующие разделов возрастной психологии:

    Детская психология;

    Подростковая психология (психология отрочества);

    Юношеская психология;

Часто эти два раздела объединяют в один – подростковая и юношеская психология.

    Психология взрослого человека (психология зрелости) включает также акмеологию (отрасль науки, изучающая вершину жизни, период расцвета личности, которая приходится на период зрелости);

    Геронтопсихология (часть геронтологии – науки о старении и старости, изучающая психологические особенности пожилых людей).

Раньше считалось, что существенные сдвиги в психике человека происходят до периода юности (развитие, прогресс) и в старости (регресс); зрелость считалась стабильным периодом с неизменными личностными качествами. Поэтому целесообразным считалось изучать детство, отрочество и юность и именно в этих разделах возрастной психологии накоплено больше всего информации. В последнее время считается, что личностные изменения происходят в течение всей жизни. Балтес предлагает всевозрастной подход в психологии развития, т.е. исследование изменчивых и неизменных компонентов на протяжении всей жизни человека. Его основами служат работы Э. Эриксона, Ш. Бюлер, К. Юнга, а причинами начала эмпирических исследований в последние десятилетия являются:

    Демографические изменения в мире и особенно в развитых странах (происходит постарение населения этих стран, т.е. растет доля пожилых людей в общем числе населения);

    Возникновение геронтологии;

    «Постарение» испытуемых лонгитюдных исследований детского развития начал и середины XX века.

Принципы всевозрастного подхода:

    Всевозрастность развития (подразумевает продолжение развития в течение всей жизни).

    Многонаправленность развития или вариативность в направленности изменений (утверждается, что в процессе онтогенеза некоторые системы совершенствуются, другие регрессируют).

    Развитие как «приобретения-потери» (включает в понятие «развитие» не только прирост, приобретения, но и регресс, потери).

    Пластичность развития (в зависимости от условий и опыта развитие может принимать разные формы, следовательно, нужно исследовать степень и ограничения пластичности).

    Исторически-культурная обусловленность развития (приводит к необходимости исследований влияния типа социо-культурных условий на развитие).

    Контекстность как парадигма (означает учет при исследовании развития трех взаимодействующих групп факторов: возрастных, исторически-культурных и индивидуальных).

    Развитие как междисциплинарный объект (каждая из наук – антропология, биология, социология, различные направления психологии – лишь частично раскрывают закономерности развития).

В связи с широкомасштабным введением всевозрастного подхода в практику исследований началось интенсивное изучение людей зрелого и пожилого возраста.

1.5. Связи возрастной психологии с другими науками

В последние десятилетия возрастная психология изменилась как по своему содержанию, так и по междисциплинарным связям. С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, а с другой - сама испытывает влияние с их стороны, ассимилируя все то, что расширяет ее предметное содержание.

Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны, прежде всего, для понимания пренатального развития и последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних осно­ваний, а также для оценки влияния физиологических изменений на социально-психологические особенности в подростковом возрасте и старости. Они играют значительную роль при анализе адаптивных воз­можностей новорожденных, а также общего физического и мотор­ного (двигательного) развития, особенно в его отношении к после­дующим изменениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие центральной нервной системы, органов чувств и эн­докринных желез. Кроме того, открытия биологии имеют особое зна­чение для понимания проблематики «субъект-среда», т.е. объясне­ния сходства и различий в развитии разных индивидов.

Этология. Значение этологии, или сравнительного изучения по­ведения, значительно возросло в последние годы. Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимо­действии среды и индивида (например, изучение импринтинга). Не менее ценной является методическая возможность проводить наблю­дения и эксперименты на животных, и особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений. Возможность переноса на человека результатов, полученных на жи­вотных, чрезвычайно важна для понимания человеческого развития.

Культурная антропология и этнология. Предметом изучения культурной антропологии и этнологии являются надкультурные универ­салии и межкультурные различия в поведении и переживании. Эти дисциплины позволяют, с одной стороны, проверить закономерности, выявленные в американо-европейской культурной среде, на дру­гих культурах (например, восточно-азиатской) и, с другой - благо­даря расширению культурной среды – выявить межкультурные разли­чия, обусловливающие разное протекание процессов развития. Осо­бое значение в последние годы приобретает изучение детского фольклора (субкультуры).

Социология и социальные дисциплины. Эти науки обретают свое значение для возрастной психологии как за счет определенных теорети­ческих посылок (ролевая теория, теория социализации, теории обра­зования установок и норм и т.д.), так и за счет анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе однолеток, а так­же за счет исследования социально-экономических условий развития.

Психологические дисциплины. Науки психологического цикла наи­более тесно связаны с возрастной психологией. Общая психология рассматривает понятия, используемые затем в возрастной психологии, а также позволяет лучше понять психичес­кие процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д. Педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогичес­кую практику, процессы обучения и воспитания, вне которых не может происходить развития, и которым, в свою очередь, возрастная психология предоставляет знания для их оптимизации. Клиническая (меди­цинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям детской психотерапии, психопрофилактики, психогигиены. Психодиагностика идет рука об руку с психологией развития в обла­сти адаптации и применения диагностических методик в сравнитель­ном анализе интеллектуального, личностного и т.д. развития и для определения возрастных норм развития. Можно обнаружить связи психологии развития с психологией творчества и эвристических процессов (по линии одаренных и опережающих норму развития детей); психологией индивидуальных различий и др. В последние годы нара­стает объем взаимодействия психологии развития с патопсихологией (олигофренопсихология, детские неврозы) и дефектологией (работа со слабослышащими и слабовидящими детьми, детьми с задержка­ми психического развития и т.д.).

Можно обнаружить пересечение возрастной психологии с психогенетикой, психолингвистикой, психосемиотикой, этнопсихологией, демографией, философией и др. Почти все прогрессивные и интерес­ные работы в возрастной психологии, как правило, выполняются на стыке дисциплин.

Выводы:

    Предметом исследования возрастной психологии являются возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути. Развитие на разных этапах становления этого понятия рассматривалось как рост, созревание, совершенствование, дифференциация, научение, запечатление, социализация.

    Теоретическими задачами возрастной психология являются описание, объяснение, прогноз и коррекция процессов развития. Практическое применение знаний по психологии развития свя­зано с решением шести основных задач: ориентация в жизнен­ном пути; определение условий развития и изменений; прогноз стабильности и изменчивости свойств личности; объяснение це­лей развития и коррекции; планирование коррекционных ме­роприятий; оценка коррекции развития.

    Основными принципами возрастной психологии являются принцип детерминизма, принцип системности и принцип развития.

    Возрастная психология делится на детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию зрелости и геронтопсихологию.

    Возрастная психология имеет многочисленные связи с другими науками и содержит множество работ, выполненных на стыке дисциплин.

З. Б. Лощенкова Возрастная психология. Шпаргалка

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И РАЗДЕЛЫ

Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).

Разделами возрастной психологии являются следующие:

1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;

2) психология юности – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;

3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;



4) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В развитии возрастной психологии выделяется ряд проблем.

1. Развитие психики и поведения ребенка, обусловленное внешней средой и физиологическим созреванием. Анатомо-физиологическое состояние организма имеет большое значение для развития психики ребенка. Без сформированных физиологических процессов нельзя говорить о личностном росте. Учитывая органические поражения или перенесенные в раннем возрасте заболевания, влияющие на развитие психики либо задерживающие ее процессы, становится понятно, что без органического созревания невозможно развитие психики. Некоторые ученые считают влияние внешней среды более значимым, чем развитие организма. Но точный ответ на вопрос, что и в какой период в большей степени влияет на психическое развитие ребенка, не найден.

2. Влияние на развитие психики ребенка обучения и воспитания, причем как спонтанного, стихийного, так и специально организованного. На данный момент ученые не могут ответить на вопрос, что же в большей степени влияет на психическое развитие детей: специально организованный процесс воспитания и обучения или процесс стихийный, складывающийся в повседневной жизни. Под организованными понимают специально созданные процессы (семейное воспитание, обучение в детских садах, школах, институтах), под стихийными – процессы, возникающие сиюминутно при взаимодействии с социумом.

3. Проблема, обусловленная возможностями ребенка, наличием у него задатков и способностей. Каждый человек рождается с определенными задатками. Зависит ли в дальнейшем их наличие на развитие у ребенка определенных способностей? Чем являются задатки, и обусловлены ли они генетически? Можно ли к ним присоединить те психические качества, которые человек приобретает? У ученых нет ответов на эти вопросы.

4. Сравнение и выявление наиболее влияющих на психическое развитие ребенка изменений (эволюционного, революционного, ситуационного). Пока не найден ответ на вопрос, что в большей степени определяет психическое развитие ребенка: процессы, протекающие медленно, но имеющие обратимый характер (эволюционные); процессы, возникающие достаточно редко, но проходящие ярко и глубоко (революционные), или процессы, не имеющие постоянной формы, но воздействующие постоянно (ситуационные).

5. Выявление основной определяющей психического развития. Что это: изменение личности или развитие интеллекта? Что в большей степени влияет на психическое развитие: личностный рост или интеллектуальное развитие? Может быть, эти процессы сами зависят друг от друга? Ответы на эти вопросы учеными пока не найдены.

РАЗДЕЛЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В возрастной психологии выделяется несколько разделов:

1) детская психология;

2) психология юности;

3) психология зрелого возраста;

4) геронтопсихология.

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса. Этот раздел включает в себя исследование детей с момента рождения до наступления юности, т. е. детей до 14–15 лет. Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также комплексов и путей их преодоления.

Психология юности занимается изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, а также исследованием жизненных позиций детей, их стремления к самоопределению. Она изучает но вообразования этого возраста, социальную ситуацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы развития самосознания и формирования мировоззрения. Психология юности охватывает период от 14 до 20 лет.

Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей личности и кризисов, свойственных данному этапу. Этот период охватывает возраст от 20 до 50–60 лет. Так же как и первый раздел, он разделен на ряд возрастных этапов, имеющих свои особенности и отличия. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей познавательных процессов, эмоциональной сферы, становления «я-концепции» и самоактуализации, особенностей сферы человеческой активности, противоречий индивидуального развития, социализации нравственного поведения, развития потенциала личности.

Геронтопсихология выявляет инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости. Она также исследует условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь и охватывает период от 60–70 лет до смерти. Геронто-психология занимается и исследованием особенностей поведения людей в пожилом возрасте: их страхов и тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной деятельности, семейных отношений.

В возрастной психологии выделяется несколько разделов:

1) детская психология;

2) психология юности;

3) психология зрелого возраста;

4) геронтопсихология.

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса. Этот раздел включает в себя исследование детей с момента рождения до наступления юности, т. е. детей до 14–15 лет. Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также комплексов и путей их преодоления.

Психология юности занимается изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, а также исследованием жизненных позиций детей, их стремления к самоопределению. Она изучает но вообразования этого возраста, социальную ситуацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы развития самосознания и формирования мировоззрения. Психология юности охватывает период от 14 до 20 лет.

Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей личности и кризисов, свойственных данному этапу. Этот период охватывает возраст от 20 до 50–60 лет. Так же как и первый раздел, он разделен на ряд возрастных этапов, имеющих свои особенности и отличия. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей познавательных процессов, эмоциональной сферы, становления «я-концепции» и самоактуализации, особенностей сферы человеческой активности, противоречий индивидуального развития, социализации нравственного поведения, развития потенциала личности.

Геронтопсихология выявляет инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости. Она также исследует условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь и охватывает период от 60–70 лет до смерти. Геронто-психология занимается и исследованием особенностей поведения людей в пожилом возрасте: их страхов и тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной деятельности, семейных отношений.

4 Связь возрастной психологии с другими науками

Общая психология, изучая человека, исследует его личностные особенности и познавательные процессы (а это все психологические функции, такие как речь, мышление, воображение, память, ощущения, внимание, восприятие), благодаря которым человек познает окружающий его мир, получая и осваивая всю поступающую информацию. Познавательные процессы играют большую роль в формировании знаний.

Личность включает в себя свойства, которые определяют дела, поступки человека, эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивации, темперамент, характер и волю. Теоретические и практические знания о воспитании и обучении детей неразрывно связаны со всеми отраслями психологии, такими как:

1) генетическая психология;

2) психофизиология;

3) дифференциальная психология;

4) возрастная психология;

5) социальная психология;

6) педагогическая психология;

7) медицинская психология. Генетическая психология занимается исследованием механизмов психики и поведения, унаследованных от родителей, изучает их обусловленность генотипом. Дифференциальная психология занимается изучением индивидуальных особенностей человека, отличающих его от других. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Социальная психология исследует взаимоотношения людей в социуме: на работе, дома, в институте, в школе и т. д. Знания социальной психологии очень важны для организации результативного процесса воспитания.

Педагогическая психология занимается изучением процессов воспитания и обучения, созданием их новых методов, учитывая особенности каждого возраста.

Медицинская психология (а также патопсихология и психотерапия) изучает возникающие отклонения в психике и поведении человека от принятой нормы.

Главными целями этих отраслей психологии являются исследование и объяснение причин возникновения различных психических нарушений и отклонений, а также создание методов по их предотвращению и коррекции (лечению).

Существует еще одна отрасль в психологии – юридическая, которая имеет большое значение в воспитании. Она исследует возможности человека усваивать правовые нормы и правила.

Сама возрастная психология делится на несколько разделов: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста и геронтопсихология.

Все эти отрасли психологии тесно взаимосвязаны, так как незнание или непонимание одной из них является большим недостатком в процессе формирования обучения и воспитания. Психологические процессы каждого возраста имеют свои особенности, и, для того чтобы избежать или грамотно устранить возникающие проблемы, необходимы знания иных отраслей психологии.

Лекция 1

План.

3.Психологическое развитие.

1.

Онтогенез

Филогенез

Задачи возрастной психологии.

Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.

Периодизация психического развития в онтогенезе.

Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.

Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.

Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.

Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.

Возрастная и клиническая диагностика.

Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.

Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).

Стадиальность психического развития.

Сенситивный период развития - возрастной период индивидуального развития, при прохождении которого внутренние структуры организма особенно чувствительны к специфическим влияниям внешнего мира, - период повышенной чувствительности к тому или иному воздействию, к освоению некоего вида деятельности, проходимый ребенком в своем развитии.

Общие закономерности психического развития.

Цикличность развития психики (Цикл – это наличие и чередование периодов ускорения и замедления в развитии. Один возраст – это полный цикл развития, содержащий фазу медленного развития и фазу быстрых, стремительных изменений).

Неравномерность психического развития. Психическое развитие имеет сложную организацию во времени – гетерохронность, т. е. явление неравномерного развития отдельных психических функций. Проявления: 1) сензитивные периоды; 2) бурное развитие психики на ранних этапах онтогенеза по сравнению с поздними этапами. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом. Наиболее быстро психическое развитие происходит с рождения до трёх лет. Чем моложе ребёнок, тем темп психического развития выше.

В раннем возрасте формируется восприятие, в дошкольном возрасте – память, в младшем школьном возрасте – мышление, в подростковом – воображение.

Неравномерность проявляется ещё в ряде явлений:

1.ЗПР (Задержка Психического Развития) . Как диагноз «ЗПР» ставится ребенку дошкольного возраста или младшего школьного периода. Именно на этих возрастных этапах возможна коррекция развития ребенка. При отрицательном результате развития психических функций данный диагноз изменяется на более серьезные: «конституциональный инфантилизм» или «умственная отсталость».

Биологические причины, связанные с функционированием организма ребенка и его родителей:

Патологическая беременность, во время которой могли быть инфекционные заболевания, токсикозы тяжелой степени, случаи травмирования матери и плода, интоксикации);

Внутриутробная гипоксия плода;

Преждевременные роды;

Травма или асфиксия плода во время родов;

Инфекционные, травматические, токсические заболевания ребенка в раннем возрасте;

Наследственная предрасположенность.

Социальными причинами ЗПР могут быть такие:

- длительная изолированность ребенка от общества;

Неблагоприятная обстановка в семье с травмированием психики: физическое и психологическое насилие, алкоголизм родителей, равнодушие родителей, неучастие в развитии ребенка и т. д.

2.Одарённость. Опережение возрастной нормы по ряду показателей.

3.Акселерация . Ускорение развития новых поколений детей по сравнению с предыдущими поколениями.

4.Метаморфозы. Развитие не является только количественным изменением. Это качественное изменение, превращение одних форм в другие.

5.Сочетание процессов эволюции и инволюции (Эволюция – появление новых свойств, инволюция – исчезновение старых).

6.Интеграция психики в ходе развития – приобретение всё большей целостности, устойчивости и постоянства.

6. Пластичность и возможность компенсации. При слабости одной психической функции – усиленно развивается другая.

Возрастная периодизация.

Пифагор (VI в. до н.э.) выделял четыре периода в жизни человека:

весну (становление человека) – от рождения до 20 лет;

лето (молодость) – 20-40 лет;

осень (расцвет сил) – 40-60 лет;

зиму (угасание) – 60-80 лет.

Возрастная и педагогическая психология.

Лекция 1

Возрастная психология, как направление науки.

План.

1.Введение в возрастную психологию.

2.Предмет, структура, задачи, методы современной возрастной психологии.

3.Психологическое развитие.

4. Возрастная периодизация психологического развития в детстве.

1. Психология возникла, как общая наука о жизни взрослого человека. Поначалу детская психика не рассматривалась, так как в ряде случаев, ребёнок считался неполноценным по отношению ко взрослому. К началу 20 века появился интерес к психике человека на разных возрастных этапах. На появление принципа развития в психологии повлияли два биологических открытия.

Эволюционный закон Чарльза Дарвина (Обосновал идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основным механизмом эволюции Дарвин назвал естественный отбор. Позднее развивал теорию полового отбора. Ему также принадлежит одно из первых обобщающих исследований о происхождении человека)

Биогинетический закон Геккеля (До своего рождения, человек дублирует поэтапно ступени эволюции. Рождение – появление человека. Развитие с момента рождения – динамика от первобытного состоянии до современного вида.)

«Онтогенез есть быстрое и краткое повторение филогенеза» Эрнст Геккель.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма и психики.

Филогенез – процесс развития всего вида в целом, на всём протяжении эволюции и истории.

Возрастная психология – это отрасль психологии, изучающая возрастные закономерности психического развития, на протяжении всего онтогенеза.

Развитие – это изменение, обусловленное дифференциацией и улучшением качеств, а так же стабилизацией свойств и усложнением общей структуры.

Развитие в психологии – это единица психического развития, отдельный период, цикл в развитии человека, который имеет своеобразное содержание и динамику.

Психологический возраст не равен хронологическому.

Психическое развитие включает в себя:

Развитие интеллекта (умственные, познавательные процессы – память, речь)

Развитие видов деятельности (игра, учение, труд)

Развитие личности (характер, воля, мотивация, ценности, мировоззрение)

Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Структура возрастной психологии.

1.Психология дошкольника (детская).

а. Психология новорожденности (0 – 2 месяца)

б. Психология младенчества (2 месяца – 1 год).

в. Психология раннего детства (1 – 3 года).

г. Психология дошкольного возраста (3 – 7 лет).

2. Психология младшего школьника (6-7 до 10-11 лет).

3. Психология подросткового возраста (11 – 15 лет).

4. Психология ранней юности или старшего школьного возраста (16 – 17 лет)

5.Психология юности (от 17 до 20-23 лет)

6.Психология молодости (20-23 до 30 лет)

6.Психология зрелости (30 – 60,70 лет)

7. Психология поздней зрелости (после 60,70 лет)

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

3 РАЗДЕЛЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В возрастной психологии выделяется несколько разделов:

1) детская психология;

2) психология юности;

3) психология зрелого возраста;

4) геронтопсихология.

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса. Этот раздел включает в себя исследование детей с момента рождения до наступления юности, т. е. детей до 14–15 лет. Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также комплексов и путей их преодоления.

Психология юности занимается изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, а также исследованием жизненных позиций детей, их стремления к самоопределению. Она изучает но вообразования этого возраста, социальную ситуацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы развития самосознания и формирования мировоззрения. Психология юности охватывает период от 14 до 20 лет.

Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей личности и кризисов, свойственных данному этапу. Этот период охватывает возраст от 20 до 50–60 лет. Так же как и первый раздел, он разделен на ряд возрастных этапов, имеющих свои особенности и отличия. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей познавательных процессов, эмоциональной сферы, становления «я-концепции» и самоактуализации, особенностей сферы человеческой активности, противоречий индивидуального развития, социализации нравственного поведения, развития потенциала личности.

Геронтопсихология выявляет инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости. Она также исследует условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь и охватывает период от 60–70 лет до смерти. Геронто-психология занимается и исследованием особенностей поведения людей в пожилом возрасте: их страхов и тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной деятельности, семейных отношений.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!