Поучительно-нравственные смыслы в сказке «Морозко. Сказка Морозко

Русская народная сказка «Морозко» знакома всем с юных лет. Впервые она опубликована русским собирателем сказок А.Н. Афанасьевым в 1873 году и имеет две интерпретации (сказка №95 и 96).

Известно много схожих по сюжету сказок у других народов, а также у немецких сказочников братьев Гримм.

В 1964 году на экраны вышел фильм «Морозко», который снят по мотивам русских народных сказок и более поздних обработок сказки, в т. ч. В. Ф. Одоевского, А. Н. Толстого. Отметим, что фильм не сильно отклонился от инвариантного сюжета, а смысловая структура соблюдена. Удивительно, но множество добавленных персонажей, в том числе бабы-яги, главного героя Ивана, старичка-боровичка, разбойников и прочие не испортили и не исказили нравственную подоплеку сказки. Но есть отдельные моменты, о которых мы упомянем в конце статьи.

Кривая забота или к чему приводит слепая любовь к детям?

С самого начала повествования сказки перед нами изображается образ злой мачехи, которая во всем угождает родной дочери, а падчерицу (дочку мужа от предыдущего брака) всячески обижает. Естественно, мачеха желает добра дочери и проявляет любовь к ней на основании своего мировоззрения в силу воспитания и нравственности. Любовь проявляется в желании оградить свое чадо от лишней работы, от каких-то других житейских забот и хлопот. Другими словами, любовь выражается в чрезмерной опеке. Именно это в сказке порицается и высмеивается.

В ситуации с подчерицей мачеха не проявляет заботу из-за отсутствия любви к приемной дочери. А свою злобу и ненависть к «стариковой дочке» она проявляет в том, что по ее мировоззренческому восприятию является самым унизительным, трудным и неприятным, а именно в принуждении к работе.

Но парадокс в том, что именно работа оказывается благоприятной средой для развития добрых качеств в человеке, а «любовь» в виде заботы и ограждения от житейских препятствий оказывается гибельной.

Вот как об этом говорится в сказке «Морозко» (под номером № 95 в сборнике Афанасьева):

Старшую дочь старуха не любила (она была ей падчерица), почасту её журила, рано будила и всю работу на неё свалила. Девушка скотину поила-кормила, дрова и водицу в избу носила, печку топила, обряды творила, избу мела и всё убирала ещё до́ свету; но старуха и тут была недовольна и на Марфушу ворчала:

Экая ленивица, экая неряха! И голик-то не у места, и не так-то стоит, и сорно-то в избе.

А вот отношение мачехи к родной дочери (сказка под номером № 96 в сборнике Афанасьева):

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все её гладят по головке да приговаривают:

Умница!

Так как все знакомы с текстом сказки, нетрудно догадаться, что мачеха оказала «медвежью услугу» своей родной дочери таким воспитанием, породила в ней страшные пороки, такие как лень, хамство, жадность, обжорство, зависть, – в общем, все те пороки, которыми мачеха обладала сама.

Падчерица избежала этого, т. к. вместо «заботы» ей доставались оскорбления и наказания к работе.

Образ мачехи и дочки в сказке «Морозко»

Главным отрицательным персонажем в сказке «Морозко» является мачеха. Почему в сказке изображена фигура именно мачехи, а, не скажем просто матери? Желая подчеркнуть хорошее отношение к одной дочке и плохое к другой, авторами часто используется такой простой прием для восприятия, как отношение между родными и неродными. В данном случае, падчерица не является родной дочерью для мачехи, что обосновывает нелюбовь последней. Согласитесь, повествователю трудно было правильно донести смысл сказки, если главной героиней выступала мать и две родные дочери, появились бы лишние вопросы: почему одну любит, а другую нет? Да и вспомните, мачеха отправила падчерицу на верную смерть – замерзать в лес. Вряд ли родная мать смогла бы так поступить с собственным ребенком.

В общеизвестной версии сказки (№96 сказок Афанасьева) мачеха из-за одной только нелюбви к падчерице готова взять на себя смертный грех убийства. В другой версии сказки (№95 сказок Афанасьева) образ мачехи раскрыт более полно, что является обоснованием ее тягчайшего поступка. Так, в описании сказано следующее:

Сам был хил, старуха ворчунья , а дочки её ленивицы и упрямицы.

Ворчливые люди, как правило, всегда чем-то недовольны, всегда осуждают других и всегда злы. У таких людей нет мира внутри. Вот и получается, что живет такой человек не по правде, а по кривде, т. к. понятия совести и нравственности всегда будут претерпевать искажения от внутреннего состояния человека. Это отразилось на воспитании родной дочери (или дочерей как в сказке № 95), которые изображены ленивицами и упрямицами.

Злое в мачехи подчеркивается тем, что она постоянно употребляет бранные слова. В первой версии сказки (№95) вы можете найти много ругательных слов, которые вылетают из уст мачехи и ее родных дочек. Здесь трудно сказать точно, что является причиной, а что следствием: является ли злой характер героинь следствием употребления бранных слов или наоборот, такие слова являются обязательным атрибутом злого человека как внешний выход его внутреннего несовершенного мира. Нередко сквернословие называют молитвой сатане. В те времена считалось, что ругательная брань – это язык преступников, злодеев и людей вообще опустившихся. Поэтому в обеих версиях сказки (в сказке № 95 в большей степени), для подчеркивания внутренней нечистоты и падшего нравственного состояния, в уста отрицательных персонажей вложена ругательная брань.

Образ дочки

В сказке № 95 у мачехи две родные дочери. Если посмотреть диалоги дочерей между собой, то можно заметить, что они недалеко ушли от матери и постоянно бранятся между собой.

Еще одной чертой, характеризующей мачеху и дочерей – это упоминание злых сил. В сочинениях русских писателей и сказочников, как правило, упоминание «черта» приводит к плохим последствиям для говорящего (это хорошо заметно в романах Достоевского). Так и в сказке «Морозко», – когда дочки оказались в лесу, первым делом они призвали именно «его» (сказка № 95):

Старик тем же путём оставил девок под сосною. Наши де́вицы сидят да посмеиваются:

Что это у матушки выдумано - вдруг обеих замуж отдавать? Разве в нашей деревне нет и ребят! Неровен чёрт приедет, и не знаешь какой!

Отношение родной дочки (дочерей) мачехи к Морозко преднамеренно грубое и хамское. С одной стороны, она выполняла волю мачехи, которая позавидовала падчерице и захотела дорогих подарков и для своей дочери, но с другой – в диалогах с Морозко проявилась вся внутренняя сущность дочки, которая в ней заложена неумной заботою скверной мачехи.

Могла ли дочка обмануть Морозко, убедив его, что заслуживает подарков? Наверное, нет. Для этого в сказке введен внешний усиливающийся фактор – мороз. А как известно, внутренний мир человека раскрывается в том, как он преодолевает препятствия. Плохой (точнее, несовершенный) человек в критической ситуации может подвести, струсить, солгать, разгневаться и прочее, а если человек внутренне чист и стяжает духовный мир, то такого человека вряд ли может вывести из себя внешняя угроза, а только укрепит его.

Так и мороз: для родной дочки явился непреодолимым препятствием, на фоне которого она проявила себя злой, ограниченной, грубой и себялюбивой, а для падчерицы послужил раскрытию ее добродетели и внутреннего совершенства.

Образ падчерицы в сказке «Морозко»

Образ падчерицы складывается из двух факторов: внешний – воздействие мачехи и внутренний – состояние духовного мира.

Казалось бы, что видит перед собой падчерица (в сказке №95 — Марфуша, в сказке № 96 — просто старикова дочка, в фильме – Настенька)? Одна грубость, хамство, упреки. Иной человек мог бы и озлобиться, стать еще злее и грубее, чем его воспитатели. Но в образе падчерицы создается образ нравственно совершенного человека, для которого внешние негативные факторы не являются поводом к саморазрушению. Почему так происходит? Наверное, потому что она имеет правильное внутреннее устроение, зная что главное, а что второстепенное. Падчерица, по сути, является тем человеком, который исполнил не только ветхозаветные заповеди о любви к Богу и ближним (не убей не укради, почитай отца и мать своих…), но и исполнила заповеди блаженства, которые под силу только совершенным людям. Она и кротка, и миротворица, и плачущая, и поносима и чистая сердцем…

Нижеприведенная цитата из сказки № 95 дает пример как нужно сносить несправедливости:

Девушка молчала и плакала; она всячески старалась мачехе уноровить и дочерям её услужить; но сёстры, глядя на мать, Марфушу во всём обижали, с нею вздорили и плакать заставляли: то им и любо было!

…была послушная да работящая, никогда не упрямилась, что заставят, то и делала, и ни в чём слова не перекорила

А вот так нужно относиться ко всему приходящему в нашей жизни:

Добрая Марфуша рада была такому счастью, что увезут её в гости, и сладко спала всю ночку; поутру рано встала, умылась, богу помолилась, всё собрала, чередом уложила, сама нарядилась, и была девка - хоть куды невеста!

Из этих деталей образа становится понятно, что падчерица, с ее кротостью, жизнерадостностью, терпеливостью и незлопамятством сможет преодолеть любое препятствие. Вот ее диалог с Морозко:

Тепло ли те, де́вица?

Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!

Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощёлкивать. Мороз спросил де́вицу:

Тепло ли те, де́вица? Тепло ли те, красная?

Де́вица чуть дух переводит, но ещё говорит:

Тепло, Морозушко! Тепло, батюшко!

Мороз пуще затрещал и сильнее защёлка́л и де́вице сказал:

Тепло ли те, де́вица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?

Де́вица окостеневала и чуть слышно сказала:

Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился, окутал де́вицу шубами и отогрел одеялами.

На кого уповает падчерица

Вспомните, если дочери мачехи начали «чертыхаться» когда приехали в лес, то падчерица, наоборот, всегда помнит Бога:

в сказке № 95: «…поутру рано встала, умылась, Богу помолилась».

в сказке №96: «Осталась бедненькая, трясётся и тихонько молитву творит».

Что на первом месте у падчерицы? Конечно же, Бог, на него уповает и по его заповедям живет. Тем самым можно сделать вывод о том, что образ падчерицы – это идеальный образ христианской девушки, которая претерпевает гонения от злой мачехе и сестер, но при этом незлопамятная, всепрощающая и кроткая. По своему внутреннему содержанию она предстает зрелым человеком, что проявляется в свободе от грехов, чего нельзя сказать о мачехи с дочкой.

Падчерица выполняла всю работу по дому, т. е. постоянно была занята и без работы не ходила. В сказке Одоевского «Мороз Иванович», которая написана по мотивам сказки «Морозко», образ трудолюбивой падчерицы еще более усилен. Когда девочка попала в дом Мороза Ивановича, именно умение трудиться спасло ее. Кстати, даже имя у падчерицы в этой сказке говорящее – Рукодельница (у родной дочки – Ленивица).

Таким образом, можно сформулировать те коннотационные смыслы, которые заложены в образе падчерицы для усвоения слушателем или читателем. Во-первых, это христианское понимание мира, что подразумевает Бога на первом месте в своей жизни, а по отношению к близким – всепрощение, незлопамятство, кротость. Во-вторых, трудолюбие есть спутник и воспитатель добродетельного человека. В-третьих, направленность на внутреннее саморазвитие и духовное делание.

К чему приводит коррозия отца как главы семьи на примере сказок «Морозко» и «Сказке о золотой рыбке»

Не стоит недооценивать роль старика – отца падчерицы. В сказке он изображен смирившимся со своей второстепенной ролью в семье. Главой семьи является мачеха. На это не двусмысленно намекают повелительные фразы в адрес старика. Стоит заметить, что этот факт не говорит о том, что он не любил падчерицу (свою родную дочку), но страх и угодничество перед мачехой пересилили в нем отцовские чувства (страсть оказалась сильнее духа). Получается что его любовь не жертвенна. Он, не думая, повез падчерицу на верную смерть, хотя это ему было неприятно. Можно сказать, что своим малодушием он разделил смертный грех мачехи, которая отправила падчерицу в лес.

Таким образом, образ отца является ключевым для понимания сказки. Избалованность дочки и безумство мачехи объясняется тем, что роль отца сведена в семьи до исполнительных функций. Старик не отвечает роли главы семьи, эти права он своим угодничеством и малодушием передал жене, что оказалось пагубным для нее и воспитываемой дочки.

Нельзя не упомянуть о том, что тема того, к чему приводит искаженность роли главы семьи, нередко изображается в сказках и произведениях русских писателей. Сразу приходит на ум «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, в которой старик изображен именно с точки зрения управляемого мужа. Но в отличие от старика в сказке «Морозко», рыбак пытается возражать старухе, тогда как «наш» старик выполняет все беспрекословно. Можно еще упомянуть пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль» , в которой госпожа Простакова тоже руководит семьей и воспитывает подобного родной дочки мачехи недоросля Митрофанушку.

Фильм «Морозко», Кого убрали из сказки.

Как уже было упомянуто в начале статьи, фильм «Морозко» является достойной экранизацией сказки. Однако стоит иметь в виду, что образ Настеньки (падчерицы) не совсем полный. Идеологические требования того времени «убрали» из сказки Того, на кого уповает падчерица-Настенька – Бога. Соответственно, опущен главный и базовый элемент образа главной героини. Поэтому зрителю может быть не совсем понятно откуда Настенька черпает духовные силы. Может сложиться впечатление она сама по себе просто хорошая девушка, но тогда сказка теряет свой поучительный нравственный смысл.

Злые силы в фильме никуда не исчезли, а, наоборот, добавились в виде бабы-яги и разбойников. Хорошие сказочные персонажи представлены добрым волшебником Морозко и старичком-боровичком, которые, впрочем, не несут в себе какой-то нравственно-духовный смысл, а скорее, представлены как антиподы злым персонажам.

В фильме появился персонаж хорошо знакомый по русским сказкам, но которого нет в оригинальной сказке. Стоит отдать должное, что создатели картины хорошо вписали историю Иванушки в общий сюжет сказки.

В начале фильма Иван изображен самовлюбленным и праздным юношей. В ходе сказки он очищает свое горделивое сердце, но не просто добрым делом, этого оказалось недостаточно, чтобы он вновь принял человеческий вид. Лишь внутреннее преображение, когда он перестает видеть только себя и действительно делает доброе дело от чистого сердца, превращает его в человека. Уже преображенным он спасает Настеньку от колдовских чар. Можно сказать, что п рототип Иванушки – это покаявшийся грешник.

Однако может возникнуть мысль, что именно Иван является спасителем Настеньки, что в принципе заложено в концепт фильма. Наверное, в этом главная искаженность инвариантного сюжета сказки. Конечно, убрав Бога, создателям фильма пришлось придумывать и обосновывать спасение Настеньки. Напомним, что в оригинальной сказке, падчерица награждается Морозко, а мачеха с дочкою наказываются, что является логичным завершением если рассматривать сказку с позиции раскрытия духовно-нравственного смысла и промысла Бога о человеке. Ввиду того, что в фильме линия промысла о человеке убрана, произошло редуцированное замещение онного на более простое и понятное спасение человека другим человеком, что весьма хорошо вписывалось в материалистическую идеологию того времени. Иван в конце фильма спасает Настеньку, тем самым переключает на себя образ главного героя сказки. Получается, что Настенька награждается за свою добродетель женихом и на большее не претендует. Однако и здесь можно привести аллюзию на то, что жених земной есть образ Жениха небесного.

Промысел

Конечно же, нельзя не сказать как раскрывается промысел Божий в отношении главных героев. Падчерица являет собой образ чистоты помыслов и дел. За свое терпение, кротость и доброту она получает награду. Это важный нравственный аспект сказки, показывающий, что праведный человек не только стяжает будущих благ, но и награждается уже здесь на земле.

Если говорить о мачехе с дочкой, которые являются образом всего мерзкого и противного что может быть в человеке, то для них конец повествования оказывается печальным. По сути, они получили то, к чему стремились своей скверной жизнью. В сказке можно уловить мысль, что нравственно-темный человек не видит будущих последствий своей греховной жизни. В отношении таких людей следует наказание, которое, по сути, человек сам себе готовит, закрывая дорогу промыслу Божьему. Для таких людей Бог попускает то, к чему они стремились, не замечая свою греховность.

Делая вывод, можно сказать, что сказка «Морозко» богата поучительным и духовно-нравственным наполнением. Важные посылы содержатся как для детей, так и для взрослых. Родителям важно понять, что всеохватывающая забота о ребенке не является фактором хорошего воспитания. Образ мачехи дает понять, что воспитание ребенка начинается с родителя. В отдельную тему можно вынести отношение к труду, как элементу становления полноценного человека. Нельзя недооценивать отношения между родителями, искаженность которых (отношений) показывается в сказке на примере старика и мачехи. Ребенок должен усвоить тот посыл, что воспитание – это не только труд родителей, но и труд самого ребенка. Научиться искоренять в себе плохое, видеть в человеке образ Божий, кем бы этот человек не был, относиться к труду как части своей жизни и всегда уповать на Бога – вот что должен усвоить ребенок.

Главный смысл сказки Андерсена состоит в том, что надо стойко и терпеливо переносить трудности, невзгоды. Несчастному утенку (который на самом деле был лебедем) пришлось выдержать целый ряд жестоких испытаний в самом начале своей жизни. Его дразнили и травили грубые сородичи. От него отвернулась собственная мать-утка, убоявшись общественного мнения. Затем, когда он сбежал с птичьего двора и подружился с дикими гусями, этих охотники, а сам утенок спасся лишь чудом. После этого несчастного утенка подобрала старушка и принесла в свой дом. Но его обитатели – кот и курица – смеялись над новым жильцом и бесцеремонно учили «уму-разуму». Утенку пришлось покинуть дом старушки, зиму он провел в камышах у озера, где следующей весной встретил прекрасных лебедей. И сказка закончилась счастливым исходом.

Мораль этой сказки в том, что жизнь может преподнести много нелегких испытаний, но надо не падать духом и не опускать руки. Ведь утенку-лебедю было очень трудно, но он все выдержал и в итоге стал счастливым.

Точно так же и человек, не склонившийся перед судьбой, в итоге может торжествовать победу.

Из-за чего вообще начались беды утенка

Мораль сказки состоит еще и в том, что не надо бояться быть непохожим на других. Утенок отличался по виду от других утят. То есть был не таким как все. И поэтому его начали дразнить и травить утки. Почему его бранили и бесцеремонно поучали кот и курица? Потому что он вел себя не так, как надо. То есть, опять был не таким как все! У утенка был выбор: или смириться с тем, что нельзя отличаться от других ни внешним видом, ни поведением, ни привычками, или вести себя в соответствии с принципом: «Да, я другой, но имею на это право!» И он сделал этот выбор, не испугавшись того, что навлечет на себя непонимание, брань и даже травлю.

Человеку также следует отстаивать право быть самим собой, даже если для этого придется пойти наперекор общественному мнению.

Некоторые знатоки творчества Андерсена считают, что в образе гадкого утенка автор сказки изобразил именно себя. Ведь Андерсену тоже пришлось вынести немало насмешек, непонимания и бесцеремонных поучений со стороны окружающих людей, прежде чем он стал известным писателем, да и его внешность весьма отличалась от облика «среднестатистического» датчанина. Никогда не опускайте руки, боритесь за свое счастье, невзирая на все преграды.

Сказка Морозко по тематике – нравоучительная волшебная рождественская сказка, то есть, сказка с испытаниями героев и счастливой концовкой – наградой главного героя. Такие сказки дети слушают, затаив дыхание. Справедливая сказка оставит много эмоций в душе каждого ребенка. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Морозко читать

Кто автор сказки

Традиционный сюжет о девушке-сироте и злой мачехе бытует во многих народных и литературных сказках. Сказка Морозко больше привлекает читателей в изложении Толстого, хотя еще один ее вариант можно найти у фольклориста Афанасьева.

Бедная падчерица не знала, как мачехе угодить. Доброта и красота, проворные руки, покорность девушки только еще больше раздражали лютую старуху. Свою нерадивую дочку мачеха лелеяла и берегла, на падчерице все зло вымещала. Велела старику в зимнюю стужу дочку в лес отвезти и там оставить. Не смел старик перечить. В лесу падчерице встретился Морозко. За золотое сердце одарил он девушку золотом, серебром и богатыми подарками. Когда старик домой дочку привез, приказала ему баба свою дочку за подарками в лес везти. Но грубая и злая девушка разозлила Морозко. Подул он на нее – она и окостенела от мороза. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Морозко

Сюжет сказки традиционный. Положительная героиня, падчерица, противопоставляется отрицательным, мачехе и сводной сестре. Герои подвергаются испытаниям. Волшебный персонаж, Морозко, награждает добрую девушку и карает злую. Наказание жестокое, но оно показывает менталитет русского народа: за издевательство над сиротой должна наступить расплата. Чему учит сказка Морозко? Сказка учит доброте, смирению, трудолюбию, порицает жадность и зависть.

Мораль сказки Морозко

Все поступки человека имеют последствия, хорошие – возвращаются к нему добром, а плохие – наказываются. Мораль сказки Морозко убедительна и поучительна. Побеседуйте с детьми о ней, чтобы помочь понять им закон жизненного бумеранга.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
  • Что посеешь, то пожнешь.

С самого раннего детства все мы читаем разнообразные сказания, были, выдумки, былины. Народное творчество - важная неотъемлемая часть нашей культуры. Каков смысл русских сказок, задумывается далеко не всякий, а ведь он заложен в каждом произведении. Зачастую смысл достаточно глубокий, понять его ребенку невозможно - а вот взрослым может быть очень даже интересно. Попробуем погрузиться в мир волшебных историй и понять, о чем они повествуют на самом деле.

Актуальность вопроса

В детстве почти любой человек живет в волшебном мире, где возможны чудеса и невероятные события, обитают фантастические твари и волшебники. Смысл русских сказок был в том, чтобы научить человека с самого раннего возраста отличать, где хорошее, а где плохое, что можно назвать злом и чему не должно быть места в нашей жизни. Впрочем, как считают многие, сказки, дошедшие до наших дней из глубокой древности, сегодня трактуются неправильно. Некоторые уверены, что подробное изучение текстов наверняка позволит найти что-то новое, открыть доселе неизвестные и тайные сведения.

Чтобы найти для себя смысл народных сказок, многие начинают перечитывать их уже во взрослом возрасте, когда можно проанализировать текст, имея за плечами немалый житейский опыт. Некоторые признают, что в таком контексте сказания и былины нередко ужасают, от иных историй мурашки берут по коже, а действия персонажей таковы, что могут стать причиной ночных кошмаров. Как говорят многие, в сказках царит жестокость, которая совершенно неуместна в воспитании детей. Действительно, кого-то съедают, других убивают, третьим угрожают испечь живьем. И Иван в сказках всегда дурак, и зло практически непобедимо и всемогуще. Да только вот не все так очевидно.

Как все начинается

Впервые сказки со смыслом ребенок встречает в самом нежном возрасте - в первые годы жизни. Традиционно первые рассказанные чаду истории - это «Репка» и «Колобок». Первая довольно легка, в ней почти нет жестоких моментов, а вот сказание про Колобка у многих взрослых рождает неоднозначные ощущения. Сказ повествует, если утрировать сюжет, про путешествующую булочку, которую каждый норовит скушать, а Лиса добивается в этом успеха. А вот изначальная версия сказки несколько отличается. В древности наши предки вечерами рассказывали своим детишкам сказание, в котором каждый встречный отщипывал от Колобка небольшой кусочек, до Лисы добралась только лишь корочка, которая и была ею съедена.

Далеко не каждый представляет, что означает это повествование, но практически любой современный человек согласится с тем, что сюжет очень жестокий. Как говорят исследователи, смысл нам не слишком понятен, потому что канули в Лету аналогии, с которыми были связаны персонажи. И репка, и булочка в сказаниях - это символы Луны. Колобок, от которого раз за разом отщипывали по кусочку, показывал, как убывает Луна - ведь она тоже исчезает полностью, как и главный герой после встречи с Лисой.

С другой стороны

Сказание про репку не менее интересно и символично. В старые времена это растение ассоциировали с луной, а сам сказ повествовал о передвижении небесного тела и его трансформациях в течение лунного месяца. Все герои помогают вытянуть репку из земли, а продвигается она медленно и совсем понемногу - совсем как небесное тело. Можно смело сказать, что рассказ про репку, как и сказание, повествующее о путешествии Колобка - это астрологические сказки со смыслом. Они были придуманы в давние времена, чтобы было проще объяснить ребенку, почему и как движется Луна по небосводу. Объяснение для современного человека не самое очевидное и понятное, но во многом это можно связать с изменением логических цепочек, которые формируют люди, рассуждая - видимо, в древности они несколько отличались.

Не менее интересна рассказывающая про заячью избу сказка - она тоже считается астрологической. Аналогичны корни рассказа о Золотом гребешке. Петух был символом солнца. По сюжету лиса подходит к окну, чтобы позвать солнышко. Исследователи народного творчества говорят, что для разнообразных творений того периода вообще характерно обилие призывов к солнцу - во многом от него зависела жизнь людей. Лиса хватает петуха и относит его в далекие края. Если проанализировать текст с точки зрения современного образованного человека, кажется, что путь, который проделывают герои, слишком уж далек, совершенно неоправданно. Он отражает путешествие светила по небосводу. Лиса символизирует ночь, крадущую источник света, а кот отражает утро, вместе с которым возвращается тепло.

А вот сказание про избушку зайца, как считают ученые, исследовавшие народное творчество, было создано, чтобы донести детям, как меняются сезоны. Лиса символизирует зиму, в то время как заяц - это летний образ. Петух-солнце помогает зайцу восторжествовать над зимой-лисой, потому что солнце сильнее холода.

Вчера, сегодня, завтра

Как говорят специалисты, чтобы понять и воспринять смысл русских народных сказок, нужно суметь абстрагироваться от привычного нам мира. Проще осознать, о чем повествуют сказания, если получится посмотреть на устройство планеты с точки зрения жившего в прежние времена человека - ведь именно тогда появлялись сказки, запечатлевшие особенности быта. Их создавали, чтобы было проще объяснить детям, как интерпретировать происходящее вокруг. Некоторые считают, что в последние столетия народное творчество намеренно искажается, поэтому очень сложно правильно воспринимать известные произведения.

Даже одной сказки иногда было достаточно, чтобы донести до ребенка, как устроен мир вокруг. Сказания предназначались для упрощения объяснения и обучения. Если проводить параллели с современным представлением, можно сказать, что сказки - это такие заархивированные пакеты данных, пароли от которых известны лишь избранным. Важность сказаний нельзя недооценивать, поскольку эти былины передают от поколения к поколению образы. Как считают многие лингвисты, русский язык очень и очень образный, не только лишь набор букв и их сочетаний. Исконно язык формировался как система образов, трактовка которых зависела от контекста. Это очень хорошо видно в сказках: вариантов оценки смысла одного сказания очень много.

А если на примере?

Обратимся к уже упомянутой выше сказке про репку. Кроме описанного варианта, есть еще одно значение этого сказания, причем совершенно отличающееся от приведенного ранее. Как можно узнать из некоторых источников, прежде в этом сюжете было больше персонажей: присутствовали еще и отец с матерью. Предположительно, они пропали, потому что мир стали восприниматься по семеричной системе, хотя ранее базовым числом для славян была девятка. Скрытый смысл сказки, как говорят некоторые современные исследователи - продемонстрировать ребенку отношения между поколениями. Сказание про репку позволяет понять, как взаимодействуют между собой жизненные формы, время и варианты существования. Каждый из участников - это нагруженный смыслом образ. Дед символизирует мудрость столетий, а его жена - хозяйственность и домашние обряды. Отец - символ защиты, а его жена - любви. Девочка показывает важность и неотъемлемость детей в жизни человека, а собачка - символ достатка, поскольку заводят ее лишь в случае, если есть, что охранять. Кошка отражает хорошую внутреннюю обстановку и гармонию, а мышь - семейное благосостояние. Как известно, с древних пор говорят, что мыши не водятся там, где нечего кушать.

И не только!

Еще один вариант трактовки сказания про репку - астральный. Какой смысл сказки имеется в виду, могут рассказать многие исследователи представлений о сверхъестественном. Предположительно, сказание отражало, как душа выходит на новый уровень развития. Репка, покидающая грунт - это личность, вырывающаяся из прежней обстановки. Сочетание персонажей - это набор условий, исполнение которых гарантирует успех эволюции. Предполагают, что сказания повествует, как можно завершить планетарный эволюционный этап, перейти к галактическому. Для этого, если верить трактователям, необходимо наработать шесть сущностей, обозначенных в сказании.

При таком варианте оценки смысла действующие герои - это тела одного существа, которое фактически представляет собой совокупный объект чего-то реального и духовного. Число душ зависит от того, на каком уровне эволюции человек остановился. Сходные теории есть относительно матрешек, где внутренняя. Самая маленькая - это та самая репка, что символизирует физическую сущность человека. Сущности словно бы сложены одна в другую и не пересекаются, так как сформированы разными матерями. Если получится наработать их, можно шагнуть вперед в эволюционном плане.

Сказки: для чего и про что?

Наверняка многие, читавшие сказания славян и других народов, заметили одну существенную разницу. Если в иностранных сказках герой обычно отправляется в путешествие с конкретной целью обрести профессию или обнаружить великий клад, славянские персонажи чаще идут на поиски чего-то неизвестного, кого-то странного; фактически основной импульс, двигающий персонажем - это стремление к самопознанию. На своем пути он часто отклоняется от основной прямой линии, помогает окружающим. Добродушие, жалостливость в ущерб устремленности к определенной цели - культурная национальная установка, определяющая контекст сказаний.

Как говорят исследователи, главный смысл сказок - объяснить человеку, что выживание персоны нельзя назвать приоритетным, самое важное - жизнь общества, рода. Именно по этой причине герой на своем пути всем и каждому стремится оказать помощь. Между прочим, не просто так: впоследствии эти персонажи приходят ему на выручку. Сказания повествуют о том, что успеха можно добиться только в случае, если люди готовы объединиться.

О ком и для кого?

Чтобы понять смысл сказки, нужно уметь правильно интерпретировать героя. Зачастую в сказаниях главного персонажа зовут дураком, но это слово выбрано вовсе не для обозначения умственных качеств человека. Слово давно стало нарицательным, народным. В целом его можно посчитать равным нередко используемому другому названию главного героя - мужик. Отличительные черты тех, кого в сказках зовут дураками - склонность рисковать, обусловленная недостаточно внимательным отношением к себе. Сказания зачастую рассказывают о том, как братья отправляются на выручку другим, на распутье вынуждены выбирать что-то, и умные предпочитают идти туда, где можно обрести нечто для себя, да только вот судьба у них в итоге зачастую заканчивается плохо. Дурак же, однако, не считает себя умнее прочих, не претендует на лучшую долю, поэтому на распутье он может выбрать худший вариант - и оказаться по сюжету выигравшим.

Если обратиться к смыслу сказок «Царевна-Лягушка» и других, повествующих про приключения нарицательного собирательного Ивана, можно заметить, что практически всегда герою в пути доводится встретить кого-то мудрого и старого, чьему совету персонаж внимает. Это тоже важный смысл сказания в целом - оно призвано обучить подрастающее поколение слушать старших. А вот герои, уверенные, что и сами все знают, могут погибнуть, не прислушавшись к подсказке мудрого. Знание, сила - разные качества, и в сказаниях на это акцентируется внимание. Мудрость, накопленная в царевне, старике, других персонажах, зачастую отличается бездействием, но с готовностью отдается дураку. А вот то, что изначально казалось умом, по ходу сюжета оборачивается истинной глупостью.

Сильные, смелые, хитрые

Чтобы понимать правильно смысл сказок, нужно уметь трактовать особенности персонажей. К примеру, богатыри, о которых так часто повествуют сказания, фактически все являются типичными дураками, потому что они простодушны, ведь в силе нет и не может быть хитрости. Классический сюжет рассказывает о том, как герой побеждает врага, а хитрый противник присваивает себе все заслуги. В сказаниях славян сила с хитростью не могут идти одним путем, и подвиги доступны лишь тем, кто не хитрит. Поэтому и везет дураку, что он не отличается таким характером и склонностью к обману.

Довольно любопытны выкладки людей, изучающих смысл сказок, относительно типичного образа царя. В большинстве сказаний таковой либо болен, либо стар, либо имеет какие-то еще недостатки. Предполагают, что образ направлен на повышение понимания значимости самостоятельного поведения. Тот, кто может сам принимать решения, считается хорошим, а вот царь, зависимый от других - объект постоянного обмана. Будучи глупым, он схож с капризным ребенком, который постоянно совершает ошибочные поступки. Дурак, которого испытывает такой царь, с успехом выдерживает все проверки, потому что закален сложностями, а вот сам проверяющий не готов к этому - и страдает по своей же вине. Инфантильных персонажей в славянских сказаниях, надо признать, недолюбливают - хорошими они не бывают.

Сказание о курочке

Одна из самых любимых детских сказок рассказывает про курочку, снесшую золотое яичко. Как говорят исследователи народного фольклора, можно смело сказать, что это всем сказкам сказка, которая придумана в давние времена. История очень короткая и простая, тем не менее живет в народной памяти и передается меж поколениями. Это обусловлено образами, зашифрованными в ней. Как можно узнать, обратившись к исследовательским работам, посвященным поиску смысла сказки «Курочка Ряба», яйцо, снесенное птицей - это дар высших сил человеку, наша жизнь. Курочка символизирует собой эти самые силы, которые даруют человеку возможность жить, причем дают ее каждому только один раз. Тот, кто поддается злому, не сможет сохранить свою жизнь и исправить ее - нужно уметь беречь то, что досталось. Родители, рассказывая сказание чадам, тем самым позволяют им через образы понять, что нет ничего ценнее жизни, и ее нужно беречь всеми силами.

Во многом понимание смысла сказки о курочке приходит, если вспомнить, что персонажи стремятся разбить яичко, да только вот не получается у них - пока не пробегает мимо мышка. Лишь взмах хвостика - и все рассыпалось в прах. Такова наша жизнь - есть внешние силы, стремящиеся навредить, а люди изначально сами не берегут то, что у них есть. Раз за разом бабка и дед не могут разбить яичко, и находится наконец третий источник силы, завершающий начатое ими.

Для детей и не только

Глубинный смысл сказки о курочке, как считают некоторые, вовсе даже не для детей, да и понять они его не могут. Главные герои сказания - это прообраз личности, пытающейся себя разрушить своими же силами. Некоторые себя недооценивают, ругают без повода. Ложки, которыми пытаются разбить яйцо - это тревоги и проблемы, неуверенность и раздражительность, беспокоящие человека. Такие негативные чувства рано или поздно возникают в жизни любого человека. В то же время яйцо как дар жизни символизирует необходимость уметь радоваться тому, что есть, и стремиться творить добро. Все отрицательные эмоции - пища той самой мышки, чей хвост и окажется губительным для яйца.

Чтобы понять смысл сказки, стоит присмотреться и к образу мышки. Это животное обитает под землей, в темноте, там, где гнездится негативная сила. Именно она рушит человеческую жизнь, если персона перестает ее ценить. Стоит лишь подумать о том, что можно разбить яичко, и сразу приходит эта самая мышь. Она с легкостью делает то, что не удавалось людям, и вот уже персонажи плачут. В контексте этой сказки событие означает, что человек сохраняет свою жизнь, но в ней нет больше света и счастья, она становится обыкновенной.

С разных сторон

Любопытен и смысл названия сказки, сразу дающий понять, кто именно - центральный объект сказания. Как говорят толкователи, курочка символизирует высшие силы, создателя и творца, верховное божество. Она дает каждому столько, сколько ему нужно. Человек может не справиться с данным ему, и приходится жить привычно, как все, а иные даже ощущают себя опустошенными. Чтобы этого не случилось, нужно ценить и беречь золотое яичко.

И гуси, и лебеди

Не менее любопытен смысл сказки «Гуси-Лебеди». Сказание повествует о девочке, не углядевшей за братом, украденным птицами. Завязка событий - необходимость вернуться под крыло родителей. Сказка была придумана, чтобы объяснить детям важность послушания, соблюдения установленных старшими запретов. Исследователи прежних времен знают, что славяне верили в существование физического и духовного мира. В древности чтили предков, верили в сакральное мировое устройство и необходимость преодоления испытаний перед вступлением во взрослую самостоятельную жизнь. Именно их и показывает сюжет этого сказания, поэтому же в нем ребенка уносят именно гуси-лебеди - белые птицы, символизирующие новый жизненный старт и прозрение. Эти птицы находятся словно бы на границе между жизнью и смертью - так это виделось в древности. Лебедь, как можно узнать из дошедших до наших дней источников, славянами воспринимался как символ текущей воды.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!