Гуманное обращение с животными - это прибыльно. Агрессивное отношение людей к животным Гуманный по отношению к животным

Собака - преданный друг

Как писали читатели газеты, уже за одно это она заслуживала памятника. Памятники, посвященные нашим четвероногим друзьям, существуют во многих странах.

Так, на всю Японию, а потом и на весь мир стала известна история о преданном псе Хатико. Он почти десять лет ожидал на железнодорожной станции возвращения умершего хозяина-профессора. После того как о Хатико написали газеты, толпы людей хлынули на эту станцию, чтобы увидеть верного пса.

После смерти Хатико у вокзала был воздвигнут памятник, который стал местом встречи влюбленных. А сам образ пса для многих людей из разных стран стал примером беззаветной любви и верности.

Защитники детей

Почти каждый из вас, у кого в доме была или есть кошка, знает, как ревностно этот пушистый домашний зверь защищает своих детенышей. Даже хозяйку может царапнуть, если та протянет руку к ее малышу.

Однако не всегда мы знаем, как независимые и внешне равнодушные коты и кошки способны любить своих хозяев, особенно младших членов семьи. Больше того, случается с риском для собственной жизни, а то и ценой ее, они способны спасать детей от опасности.

Известен такой случай. В саду рядом со своей маленькой хозяйкой на солнце нежился кот. Вдруг он насторожился. Девочка проследила за его взглядом и увидела большую гадюку. Та уже подняла голову, готовая к нападению. Отважный кот молнией взвился в воздух и вступил в единоборство с ядовитой змеей. Ему пришлось несладко, но маленькая беззащитная хозяйка была спасена.

А вот еще пример самоотверженности кошки. Однажды во двор забрела чужая свирепая собака и напала на маленькую девочку. Малышка закричала, и на ее испуганный голос из дома выскочила пушистая защитница. Она молниеносно ринулась к собаке и вцепилась ей в морду. Кошка мужественно боролась. Она не разжала когтей даже тогда, когда собака стала сильно трепать ее лапами.

Девочка осталась цела и невредима, но преданная домашняя кошечка, ставшая спасительницей, серьезно пострадала. Ветеринарные врачи приложили немало усилий, чтобы сохранить жизнь отважной кошке.

Домашняя кошка

Домашняя кошка оттого и зовется домашней, что живет рядом с человеком, в его доме, и не только верно ему служит, но и дарит тепло, ласку, а порой оказывает и лечебное воздействие. И у каждой кошки - свои привычки, свой нрав, своя степень независимости и даже свои пищевые пристрастия.

Кошки, которые имеют возможность гулять на свободе, имеют свои охотничьи территории и занимают небольшие участки. А вот коты стараются захватить участки побольше. Они решительно прогоняют от своих границ всякого нарушителя. Но случается, что коты, схожие по характеру, не дерутся, а дружат. У обитающих поблизости кошек и котов даже бывает общий участок для встреч. Здесь они могут пребывать часами и о чем-то мирно «беседовать».

Чем больше люди узнают о домашних кошках, тем больше их удивление. Это симпатичное пушистое животное не так открыто и внешне не столь доброжелательно, как собака, но при этом оно способно по-настоящему любить своего хозяина и даже чувствовать, когда ему плохо. Тогда кошка бывает с ним особенно ласкова, каким-то образом «узнает», где у хозяина больное место, и ложится, тесно прижавшись к нему всем своим теплым и мягким телом.

Верность домашних кошек

Вот, например, жила в одном доме милая кошечка-домоседка. Поскольку она ничем особенным не выделялась (ни красотой, ни породой), то была без особых сожалений подарена людям, которые жили в другой области. Но не понравились ей новые хозяева. И кошечка, решив возвратиться, отправилась в дальний путь — почти за двести пятьдесят километров.

Только через несколько месяцев она добралась до дома. Прежде кошка не бывала дальше своего двора, но теперь нашла родной дом среди тысяч и тысяч чужих строений. При этом кошка - ранее изнеженное домашнее создание - появилась перед своими бездушными хозяевам настолько истощенной и обессиленной, что вместо мяуканья только беззвучно открывала рот. Тело ее, покрытое ранами и струпьями, имело самый плачевный вид: подушечки лап оказались стертыми, на воспаленных пальцах едва виднелись поломанные когти. Но зато она снова была в своем доме!

И подобных случаев с кошками, как и рассказов о возвращении домой собак, еще немало. О них время от времени можно прочесть в печати. А ведь сколько трогающих сердце историй не нашло отражения в прессе!

Что же за таинственный компас влечет кошку к дому? Возможно, если она находится на небольшом расстоянии от дома, то найти дорогу ей помогают великолепная зрительная память и знакомые запахи. Но как кошка умудряется найти дорогу, когда ее увозят за десятки и сотни километров от родных мест?

Чтобы ответить на этот вопрос провели эксперименты с несколькими кошками. Их отвезли далеко за город и некоторое время продержали в вольере с выходами в разные стороны. Наконец, все дверцы открыли. И каждая кошка покинула вольер именно через тот выход, который смотрел на ее далекий, невидимый, но такой желанный дом.

Вот вам и «простая» киска!

Наука от старца

Многие из вас привыкли к тому, что в вашей квартире живет пушистое мяукающее существо. А как вы относитесь к нему не только во времена трогательного и нежного детского возраста, веселой игривости, или в пору его зрелой красоты и прыти? Заботитесь ли, когда оно заболеет, состарится?

Как-то один старец поинтересовался у своих домашних:

А где это наш кот? Что-то его не видно.

Ему ответили:

Да стар он стал, беззубый и мышей уже не ловит. Так что отнесли его в овраг, услышал он в ответ.

Старец помолчал, уж очень его огорчила людская неблагодарность и бессердечие, а затем сказал:

Отыщите-ка кота, вымойте, постелите ему чистую подстилку. И пусть живет на кухне, кормите его до самой смерти.

Проказливая, но верная

Владельцы коров знают, что они, подобно собакам и кошкам, способны быть верными своим хозяевам. Не перенеся разлуки, коровы могут находить обратную дорогу к родным им людям из очень дальних краев. Вот, например, какой любопытный случай, который произошел на юге Америки с коровой по кличке Джулия.

Эта замечательная корова была большой любительницей апельсинов и мандаринов, которые растут в тех местах. Чтобы полакомиться и вообще прогуляться на свободе, Джулия могла перепрыгнуть через ограду высотой более метра. Хозяину надоели частые проделки коровы, и он продал ее соседнему фермеру. А тот жил в тридцати километрах от него.

Но на новом месте Джулия пробыла недолго. Дождавшись ночи, она умело (опыт-то у нее был) перепрыгнула через забор и отправилась в обратный путь. На пути были болота, канавы, холмы, пришлось даже переплыть реку. Однако, преодолев все эти препятствия, верная корова вернулась к старому владельцу.

А как же люди? Всегда ли они отвечают любовью на чувства животных? Вот достоверная история о том, что корова заслуживает ответной доброты и уважения людей.

Одна женщина купила корову - дойную, но с характером. Стала ее новая хозяйка доить. Корова стояла как-то неудобно, и женщина грубовато ударила животное по ноге. И, представьте себе, корова обиделась и не дала молока. Тогда рассерженная хозяйка выгнала ее из сарая во двор.

Тем временем в гости к хозяйке пришла ее сестра и увидела посреди двора корову, которая стояла и плакала. Слезы прямо так и катились у нее из глаз. Подошла сестра к корове. А та, конечно, сказать ничего не может, но видно, что жалуется. Сестра в дом вошла и спрашивает:

А почему корова плачет?

Да это я с ней грубовато разговаривала и еще по ноге ударила. Вот она мне молока и не дала.

Ну что теперь поделаешь, надо с ней как-то помириться. Отрежь хлеба, посыпь солью и дай обиженной.

Послушала хозяйка совета сестры и предложила корове подсоленный хлеб, да еще и ласково погладила. Корова и успокоилась. После этого у нее всегда было много вкусного молока - не одной семье хватало. Вот как бывает!

Любовь лошадей к человеку

Итак, существует мнение, что самыми верными домашними животными являются собаки и кошки. Однако порой и лошади своей преданностью, пожалуй, не уступят им.

О понятливости, глубине внутренней жизни и преданности лошадей их хозяину и другу поведано много замечательных историй.

Так, в былые времена на поле боя лошадь не раз помогала упавшему всаднику возвратиться в седло. Или же она освобождала его ногу, запутавшуюся в стремени. А если всадник погибал, конь мог печально стоять над распростертым на земле телом, обнюхивая его, и не желал уходить. Вот какой случай верности хозяину остался в истории.

Было это двести лет назад, когда в русской армии сражались казачьи и гусарские конные полки. Один гусар, сраженный в бою наповал пушечным ядром, упал под ноги своего коня. Почуяв, что хозяин замер у его ног, тот остановился. Долго стоял верный друг у бездыханного тела, а потом прилег рядом с ним.

Когда сражение закончилось, пришли товарищи убитого, намереваясь убрать тело. Но как только они приблизились, конь вскочил на ноги, стал с яростью бросаться на людей. Те были вынуждены отступить. Так повторялось несколько раз. Конь ревностно охранял покой своего хозяина. Всю ночь он оставался возле его тела, не отходя ни на шаг. Утром он, видно, все-таки понял, что хозяин мертв. Постояв немного, конь вдруг поднял голову и, вытянув шею, пронзительно, жалобно заржал.

«Боль невосполнимой утраты была в этих звуках, — написал автор, поведавший об этом случае. — А мы-то привыкли считать, что на подобную скорбь способен лишь человек».

Достоинства лошади

Очень трудно показать во всей полноте великую роль лошади в жизни человека. Тысячелетиями там, где ему недоставало своих сил, выручала сила лошадей. С помощью лошади люди быстрее передвигались, перевозили грузы и пахали землю. Именно лошадь помогала им осваивать новые земные просторы.

Домашняя лошадь, как и собака, благодаря своему уму, верности и силе, отдаваемой людям, всегда считалась их настоящим другом. А какими душевными качествами и способностями наделено это замечательное животное! И, конечно же, всегда покоряла и поныне покоряет сердца людей дарованная лошадям красота.

Вот как говорил о достоинствах лошади всемирно известный естествоиспытатель Альфред Брэм:

«Лошадь - верный слуга и спутник человека везде: дома, в поле и на войне; лошадь - воплощение красоты и грации. Посмотрите, в самом деле, на чистокровного скакуна. Его трепещущие ноздри пылают и дымятся; быстрые ноги в нетерпении роют землю; огненный взгляд мечет молнии; красивая разметавшаяся грива трепещет и волнуется; длинный пушистый хвост распускается султаном. Благородный конь как будто сам гордится своей красотой».

А вот как об удивительной красоте лошадей написал в своем сочинении один школьник:

«Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку.

Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу. В это время появилось солнце! И так прекрасны в золотых его лучах были кони!

Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы, развеваясь на ветру, казались золотыми…

Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко».

Ее понятливость

Часто коневоды в отношении лошадей используют термин понятливость. И действительно, людей всегда поражало осмысленное поведение этих животных.

Важным качеством лошади как помощника человека является ее отличная память. Лошадь прекрасно запоминает местность и предметы на ней. Те, кому случалось довериться своему коню на ночных дорогах, хорошо знают, что он всегда безошибочно выведет к дому.

Когда хозяин отправляется в путь, лошади сначала не знают, куда именно. Но постепенно они начинают понимать, что дорога ведет туда, где год или два назад они паслись на хорошей траве. И тогда лошади оживляются и прибавляют шагу. Даже если ими не руководить, память позволяет им направиться точно в нужное место.

Но если зимой направить лошадей к лугу, где они паслись летом или весной, то тут они уже пойдут неохотно - ведь в это время там нет травы. Иначе говоря, эти сообразительные животные способны различать времена года.

Лошади не только легко запоминают маршрут, но и прекрасно ориентируются на местности. Благодаря этому они могут вполне самостоятельно возвратиться табуном домой с самого дальнего пастбища, даже если оказались там впервые. Хотя в степи дорог как таковых нет.

У лошадей очень тонкое обоняние. Нередко для ориентации они пользуются нюхом и могут ощутить собственные запахи, оставленные когда-то в пути. А из опыта мексиканских ковбоев, которые верхом на лошадях пасут коровьи стада, известно, что с помощью нюха лошади способны даже найти потерявшуюся и далеко ушедшую корову.

Но все же чаще лошади пользуются своей отличной зрительной памятью. Она помогает им при выездах в лес, где разветвляется и пересекается множество троп и дорог. Стоит лошади лишь однажды пройти по какой-либо из них, и она безошибочно приведет в определенное место даже через несколько лет. Причем за это время в упряжке, кроме ее одной, могут смениться все лошади. Тогда конь-ветеран становится вожаком. Он ведет за собой всю упряжку, а остальные лошади покорно слушаются его.

Птицы на службе у людей

Иногда между человеком и прирученными птицами тоже устанавливаются удивительные взаимоотношения. Случалось, некоторые птицы служили людям не хуже сторожевых собак.

Еще древние римляне, отдавая должное уму, осторожности и чуткости гусей, использовали их в качестве охраны. Преданные птицы зорко стерегли территорию. И недаром гуси увековечены в мифе о спасении ими Рима. Ведь именно гуси подняли шум, сигнализируя о появлении врагов у стен этого города.

А в африканских деревнях часто держат птицу-секретаря как сторожа от змей. Обычно птица питается саранчой, термитами и грызунами, но при этом она не прочь поживиться и змеями. Секретарь, не раздумывая, нападает на самых крупных, ядовитых и опасных. От их укусов птица защищается взмахами широких крыльев, одновременно нанося мощные удары сильными ногами. При встрече с секретарем у змеи мало шансов остаться в живых.

Об этом знают местные жители, поэтому они берут из гнезда птенцов птицы-секретаря и их выхаживают. Те быстро привыкают к людям и становятся ручными. И тогда подросшие секретари верно защищают не только своих хозяев, но и зорко охраняют домашнюю птицу от наземных и воздушных хищников.

Истории, рассказанные писателями

Стрекоза и подорожник

«Любопытный разговор произошел между стрекозой, присевшей отдохнуть на полевой цветок у дороги, и подорожником:

Зачем ты растешь на самой тропинке, где люди ходят?

Чтобы меня заметил человек.

Зачем тебе нужно, чтобы тебя человек заметил?

Чтобы полечить его рану.

А если у него нет раны?

Тогда есть у другого человека.

А если тебя не заметят?

Один не заметит, другой не заметит, но какой-нибудь да заметит, и я подарю ему свой листок. Если надо, и всего себя отдам для раненого человека.

Ну а если тебя просто затопчут?

Что ж, стерплю.

За что ты так любишь этого своего человека?

За то, что я ему нужен, - сказал подорожник» (Вячеслав Брэйэр).

Укор хозяину

«Но всегда ли люди заслуживают любви верных животных?

Когда-то в одном городе жил довольно зажиточный купец. Однажды собрался он на далекую от дома ярмарку, где должен был получить за товар большие деньги. Была у купца любимая лошадь, на которой он всегда ездил по делам. И на этот раз купец не изменил привычке.

Получил он деньги и отправился в обратный путь. Случилось проезжать ему лесом; там и напали на него разбойники. Плохо пришлось бы купцу, да, спасибо, лошадь выручила. Вырвалась она от разбойников и поскакала с хозяином во весь опор домой. Пообещал хозяин на радостях, что никогда не забудет этой услуги: будет до самой смерти кормить и холить верную лошадь.

Хозяина лошадь спасла, да себя, видно, скорым бегом по глубокому снегу подорвала. Стала она хромать, да еще вдобавок и ослепла.

Слепая и хромая лошадь не нужна стала купцу. Сначала он велел ее поменьше кормить, а потом и этого пожалел - приказал лошадь на улицу выгнать и ворота затворить.

А дело было зимой. Долго, опустив голову, стояла лошадь у ворот и ждала, что ее обратно впустят. Настала ночь, лошадь продрогла, оголодала, а все от ворот не отходила. Потом поняла, что она ничего тут не дождется, и побрела по улице. Слепая лошадь шла, вытянув шею и обнюхивая землю. Она искала губами корм - траву или клочок сена. Только бедная ничего не находила - везде лежал снег. Так добрела она до площади, на которой стоял столб с колоколом.

В этом городе с давних пор существовал обычай, что всякий, с кем случалась беда и кому нужна была помощь, приходил и звонил в колокол. На звон собирались на площади жители и старейшины города, чтобы разобраться в чем дело, и решить, как человеку помочь.

Лошадь добрела до столба, поймала зубами веревку от колокола и стала с голода ее жевать. Веревка задергалась - и по всему городу пошел громкий и протяжный колокольный звон. Собрались на площади жители города, видят, стоит лошадь и звонит в колокол.

Это купцова лошадь. Видно, беда с ней случилась, - сказал кто-то из пришедших.

Послали городские старейшины за хозяином. Пришел купец на площадь. А там уже много народу собралось, чтобы своими глазами увидеть, как лошадь на хозяина жалуется. Стыдно стало купцу. Поклонился он людям, собравшимся на площади по звону колокола, и повинился:

Простите меня, люди добрые, обещал я кормить и холить лошадь, что спасла мне жизнь, а сам поступил с ней жестоко: слепую и хромую прогнал со двора на голодную смерть. Спасибо, что вразумила она меня.

Привел купец лошадь домой и стал заботиться о ней, как когда-то обещал.

А жители города, чтобы люди не забывали о том, что к животным нужно быть милостивыми, вырезали на камне силуэт лошади, звонящей в колокол.

Стоит до сих пор на площади города этот камень - в назидание людям» (Иван Иванович Горбунов-Посадов).

Предусмотрительный слон

«В Индии принято приручать слонов. И вот однажды хозяин такого слона отправился с ним в густые и дикие леса - джунгли. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а тот грузил их на слона.

Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и громко затрубил. Хозяин тоже огляделся, но ничего необычного не заметил. Он рассердился на слона и в сердцах стал хлестать его по ушам веткой. А слон наклонился еще ниже, изогнул хобот, как обычно делал это, чтобы поднять хозяина на спину.

Человек подумал, что, может, и стоит сесть слону на шею - так удобней будет с ним справиться. Уселся он на слона, продолжая хлестать его веткой по ушам. А слон пятится, топчется и вертит хоботом. Потом замер и насторожился.

Хозяин снова замахнулся, чтобы посильнее ударить слона, как вдруг из зарослей появился огромный тигр. Он кинулся на слона сзади, чтобы вскочить ему на спину. Но попал лапами на стволы деревьев и не удержался - те посыпались. Тигр хотел прыгнуть в другой раз. Но слон успел повернуться, схватил тигра хоботом поперек живота и сдавил, будто толстым канатом…

Хозяин не сразу опомнился от страха, но когда пришел в себя, понял, что верный слон спас ему жизнь. Достав из сумки приготовленный для себя хлеб, он весь его отдал верному и мудрому животному» (Борис Житков).

По материалам книг серии «Чтение для души». Приобрести книги серии «Чтение для души» можно .

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует . Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников .

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным ! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, - абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались : ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных <…> не может быть смертным, ибо и он - от Духа Святого” (нетленно­го - В. К .) .

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <…> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям” . Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными - в неоплатном долгу . Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были !

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них .

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её” .

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа - тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка - в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним - кормить, лечить и т. д. - до конца его жизни (в исключительных случаях - например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка - необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже - забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие - неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого - людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы - пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

Протоиерей Максим Козлов . Детский Катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 34.

Если душа - это умение любить, быть преданным и благодарным, то животные обладают ею в большей степени, чем многие люди. - Джеймс Херриот

Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как в этой нации относятся к животным . - Махатма Ганди

Еще в молодости я отрекся от мясоедения, и придет время, когда люди, как и я, будут смотреть на убийцу животных так же, как сейчас на убийцу человека. - Леонардо да Винчи

Вернадский - удивительный Человек, он владел 15 языками!!
Владимир Иванович Вернадский, мыслитель и естествоиспытатель, считал, что Человек в будущем изменится.
Настанет день, когда Человек не будет питаться растениями и животными , но Сам подобно растениям будет использовать энергию солнечного света и синтезировать витамины и минералы, необходимые для строительства Своего тела.
- Вернадский Владимир Иванович

Шуба - это кладбище. Истинная женщина не станет носить на себе кладбище. - Брижит Бардо

Не бросайте животных... прошу вас, они самые преданные и любят вас независимо от того, кто вы и сколько у вас денег.
- Эльчин Сафарли

"В животном мире тоже есть чувства, и они гораздо глубже чем у людей, ведь исходят от сердца, а не из-за выгоды."

Если бы только люди могли любить так, как любят кошки, то мир стал бы раем.

Если только однажды человек осознает возможность обходиться без животной пищи, это будет означать не только фундаментальную экономическую революцию, но и заметный прогресс в морали и нравственности общества. - Морис Метерлинк

Ибо нельзя к животным подходить с человеческой меркой. Их мир старше нашего и совершеннее, и сами они – существа более законченный и совершенные, чем мы с вами… Животные – не меньшие братья наши и не бедные родственники; они – иные народы , вместе с нами угодившие в сеть жизни, в сеть времени; такие же как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий.»
- Генри Бестон, писатель-натуралист.

Жестокость по отношению к животным не может существовать ни там, где люди по-настоящему образованы, ни там, где царит истинная ученость. Эта жестокость - один из характернейших грехов низкого и неблагородного народа. - Александр Гумбольдт

Истинная человеческая культура возможна лишь в том случае, если не только людоедство, но и всякое наслаждение мясом будут считаться каннибализмом. - Вильгельм Буш

Животные - мои друзья, и я не ем моих друзей! - Дж. Бернард Шоу

Вы только что пообедали; и как тщательно, на почтительном удалении в несколько или много километров не скрывалась бы скотобойня, - Вы - соучастник". - Ральф Валдо Эмерсон

Все страдания, которые человек причиняет животным, вернутся снова к человеку. - Пифагор

Благодаря чисто физическому воздействию на человеческий темперамент вегетарианский образ жизни смог бы в высшей мере повлиять на судьбу человечества. - Альберт Эйнштейн

Всё живое боится мучений, всё живое боится смерти ; познай самого себя не только в человеке, но во всяком живом существе, не убивай и не причиняй страдания и смерти. Всё живое хочет того же, чего и ты; пойми же самого себя во всяком живом существе.
- Будда Шакьямуни.

Бедное раздавленное насекомое страдает так же , как умирающий гигант.
- Уильям Шекспир

Я утверждаю, что ученые еще не открыли всего потенциала питательной ценности, который способны дать человечеству листья, плоды и семена растений.
- Махатма Ганди

Когда 70-летнего Джорджа Бернарда Шоу однажды спросили, как он себя чувствует на вегетарианской диете , он ответил: «Замечательно! Только мне очень докучают врачи, которые все время говорят, что я умру без мяса!». Когда через 20 лет тот же самый человек спросил Шоу о его теперешнем самочувствии, тот воскликнул: «Превосходно! вы знаете, все те врачи, которые в один голос утверждали, что я умру, если не буду есть мяса, - сами давно уже умерли, так что меня теперь никто уже не беспокоит!»

Человечность определяется не по тому, как мы обращаемся с другими людьми. Человечность определяется по тому, как мы обращаемся с животными .
- Чак Паланик

Нельзя говорить, что люди стали как животные. Это оскорбляет животных.

"Вегетарианство - достойный путь избавления от варварских привычек"
- Никола Тесла.

«...нельзя к животным подходить с человеческой меркой. Их мир старше нашего и совершеннее, и сами они - существа более законченные и совершенные, чем мы с вами. Животные - не меньшие братья и не бедные родственники, они - иные народы, вместе с нами попавшие в сеть жизни, в сеть времени; такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий»
- Генри Бестон

"Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу"
(- Библия, Бытие 1:29)

"Это закон вечный во все роды ваши; во все жилища ваши, не ешьте никакого сала и никакой крови".
(- Библия, Левит 3:17)

"Абсолютно точно невозможно обрести здоровье, счастье, долголетие и самое главное - радость жизни, уничтожая и эксплуатируя все другие прекрасные чистые существа для пожирания и прочих грязных человеческих деяний: для одежды, медицины, на охоте, в цирках, зоопарках"
- Станислав Заборовский,защитник прав животных.

Мясная пища своим влиянием на тонкое тело ума уничтожает в человеке голос совести, в результате пропадает способность отличать дурное от хорошего.
-Торсунов Олег Геннадьевич

"И если кто из дома Израилева или из пришельцев, что меж вами, будут есть какую-либо кровь, то обращу лицо Мое на душу его, кто будет есть кровь и истреблю ее из народа ее."
(- Библия, Левит 17:10)

"Закалывающий вола - то же, что убивающий человека"
- Библия, Исаия 66:3

Не бросайте животных ... прошу вас, они самые преданные и любят вас независимо от того, кто вы и сколько у вас денег.
- Эльчин Сафарли

Мир так богат, так прекрасен всей роскошью своих даров для нашего счастья – зачем же мы будем омрачать его убийствами, пролитием крови? Неужели можно со спокойной совестью жить убийцей!... Ясно, что это недоразумение оскотевшей души, грубые остатки еще первобытного существования скотоподобного, дикого человечества...
- Наталья Нордман, жена И.Е.Репина

Это ужасно! Не те страдания и гибель живых существ, но то, как человек без нужды подавляет в себе высшее духовное начало, чувство сострадания и жалости по отношению к подобным ему живым существам, - и, попирая собственные чувства, становится жестоким. А ведь как крепка в сердце человеческом эта заповедь - не убивать живое!
- Лев Николаевич Толстой

Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много - в Книгу о вкусной и здоровой пище.
- Фаина Раневская

Наша обязанность, как опекунов планеты, относиться ко всем созданиям с добротой, любовью и состраданием. То, что животные страдают от жестокости человека - выходит за рамки понимания. Помогите остановить это безумие
- Ричард Гир - убежденный вегетарианец

Кто не научился с уважением относиться к жизни любой воплощённой твари, - тот не сможет сделать следующий шаг на Пути познания Дао.
- ЛАО-ЦЗЫ

Молится нужно искренне - тогда на вареную пищу и мясо намного меньше тянет. Да и вообще меньше еды нужно с молитвой. Если человек много ест - то это признак зашлакованности организма и малого притока высших энергий.

"мне жаль женщин, которые до сих пор покупают настоящий мех, они не знают, что такое быть женщиной - иметь сердце и душу."
- Джейн Медоуз

Я предпочитаю есть то, у чего нет глаз. Глаза - это душа, а то, в чем есть душа, вряд ли может быть полезно для тела.
- Жан-Клод ван Дамм (вегетарианец)

«Если ты любишь животных – не ешь их, а если ешь – то не говори, что любишь»

Если только однажды человек осознает возможность обходиться без животной пищи, это будет означать не только фундаментальную экономическую революцию, но и заметный прогресс в морали и нравственности общества.
- Морис Метерлинк

"Покупая красивые туфли, кожа для которых была содрана с другого существа, когда доступны другие современные материалы, не думается, что вы цивилизованный человек. Вы абсолютно некультурный и примитивный, а самое главное у вас отсутствует душа"
- Станислав Заборовский, защитник прав животных.

"Освенцим начинается там, где кто-то смотрит на скотобойню и думает: они всего лишь животные." - Теодор Адорно,философ, социолог, музыковед

Чтобы понять, есть ли у животного душа, нужно самому иметь душу.
- Лев Толстой

Убийство и поедание животных происходит, главное, оттого, что людей уверили в том, что животные предназначены Богом на пользование людям и что нет ничего дурного в убийстве животных. Но это неправда. В каких бы книгах ни было написано то, что не грех убивать животных, в сердцах всех нас написано яснее, чем в книгах, что животное надо жалеть так же, как и человека, и мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести.
- Лев Толстой

Когда мы убиваем животных ради еды, они в конечном итоге убивают нас, потому что их плоть, которая содержит холестерин и насыщенные жиры, никогда не была предназначена для человека.
- Уильям Робертс, доктор медицинских наук.

"Если бы группа существ с другой планеты приземлилась на Земле - существ, которые считали бы себя выше вас, так же как вы чувствуете себя по отношению к животным - вы бы позволили им относиться к себе так же, как вы относитесь к другим животным?"

Зачем требовать от меня отчет, почему я питаюсь как порядочный человек? Если бы я поедал обожженные трупы невинных существ, вы имели бы основание спросить меня, почему я так поступаю.
- Джордж Бернард Шоу, писатель

"И странно, почему собственно современное общество негодует на убийц, когда само непрерывно, ничуть над тем не задумываясь, кормится трупами животных, более или менее видоизмененными кулинарным искусством, так сказать, устраивает «кладбище» в своем желудке."
- О.К.Зеленкова «Вегетарианка».

"Город перестанет быть здоровым, если его жители начнут употреблять в пищу мясо, и жизнь перестанет быть простой и справедливой."
- Платон

"Я видел людей, которые во многих отношениях менее умны, чем смышленные шимпанзе - и об этом я завляю как психолог."- профессор Ричард Д.Райдер

"Абсолютно точно невозможно обрести здоровье, счастье, долголетие и самое главное - радость жизни, уничтожая и эксплуатируя все другие прекрасные чистые существа для пожирания и прочих грязных человеческих деяний: одежда, медицина, охота, цирки, зоопарки"
- Станислав Заборовский,защитник прав животных

"Я слышал крики моего отца, умирающего от рака, и понял, что мне знакомы эти крики. Я слышал их на бойнях, на рынках продажи собак на мясо, на кораблях, перевозящих скот, от умирающей матери китёнка, зовущей своего ребенка, в то время как пробивший ей голову китобойный гарпун взрывается в её мозгу. Их крики - крики моего отца. Я понял, что когда мы страдаем, мы все равны. Крики страданий одинаковы у всех видов животных и на всех языках."
- Филипп Воллен, вице-президент Банка, веган.

"Я вообще не вижу разницы между тем, чтобы убить животное и убить человека".
- Алиса Селезнёва. "Сто лет тому вперёд". Кир Булычев

"Если вы перестанете есть яблоки, никто не заметит, перестанете есть пироженые - никто не заметит, перестанете есть сметану и йогурт - никто не заметит. Но стоит перестать есть мясо, как все вокруг начинают волноваться. А знаете почему? Потому что это меняет судьбу."
- О.Г.Торсунов

Плоть не является оптимальным продуктом питания для человека и исторически не входила в рацион наших предков. Мясо - вторичный, производный продукт, ибо первоначально вся пища поставляется растительным миром. В мясе и животных продуктах нет ничего полезного или незаменимого для человеческого организма, чего нельзя было бы найти в растительной пище.
- Джон Харви Келлог

"Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными".
- Артур Шопенгауэр

Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?
- Лев Толстой.

"Если человек серьёзен и искренен в поисках нравственности, то первое, от чего он должен отвернуться - это мясоедение... Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьёзно и истинно стремление человека к моральному совершенству".
- Лев Толстой.

Не делайте свои желудки могилами для животных.

«Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу... мясоедение противно естеству и оскверняет нас».
- Св. Иоанн Златоуст

"Тот, кто наращивает свое тело, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в каком бы теле он не родился".
- Махабхарата

По моему убеждению, жизнь ягненка не менее ценна, чем жизнь человеческого существа. Я утверждаю, что чем беспомощнее создание, тем большее право оно имеет на получение защиты против жестокости человека.
- Махатма Ганди

Я не рассматриваю плоть умерщвленных животных как необходимую для нас пищу. Напротив, я убеждён в том, что для человека неприемлемо употреблять мясо в пищу.
- Махатма Ганди

Ради куска мяса мы лишаем животных жизни, на которую они имеют такое же право как и мы.
- Трактат Плутарха «О поедании плоти»


- Буддийская мудрость

Мясо несёт в себе деструктивный алгоритм - программу, ко­торая для вас означает одно - самоуничтожение. Это труп когда-то живого существа, обладавшего относительно высоким уровнем осознанности, а это значит, существо осознавало, что его уби­вают, когда его убивали, и эта последняя мыслеформа запечаталась в его тело как программа - вот что это значит.
- Вадим Зеланд "Апокрифический трансерфинг"

"Настанет день, когда Человек не будет питаться растениями и животными, но Сам подобно растениям будет использовать энергию солнечного света и синтезировать витамины и минералы, необходимые для строительства Своего тела."
- Владимир Иванович Вернадский - удивительный Человек, он владел 15 языками, мыслитель и естественноиспытатель, считал, что Человек в будущем изменится.

"... человек может питаться энергией из воздуха, «праной», усваивая азот из окружения через азотфиксирующие микроорганизмы с помощью холодного ядерного синтеза..."
- Галина Сергеевна Шаталова, нейрохирург, дожившая до 94 лет

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
- Артур Шопенгауэр

Иногда после разговора с человеком хочется дружелюбно пожать лапу собаке, улыбнуться обезьяне, поклониться слону.
- Максим Горький

«Грустная ирония заключается в том, что мы часто вглядываемся в космос, гадая, есть ли там еще разумные существа, в то время как мы окружены тысячами видов разумных существ, чьи способности мы даже пока еще не научились открывать, ценить и уважать...»
- доктор Уилл Таттл

"Вегетарианство действует как очищение. Когда вы едите животных, вы больше под властью закона необходимости. Вы становитесь тяжелыми, вас больше притягивает к земле. Если вы вегетарианец, вы легки, вы больше принадлежите закону изящества, закону силы, и вас начинает притягивать небо".
- ОШО

"Мир не вещь, а животные - не сырьё для наших нужд. Больше, чем милосердие, наш долг по отношению к животным - справедливость.
- Артур Шопенг

Носить меха сегодня стыдно. Так одевались первобытные люди, но у них не было выбора.
– Артемий Троицкий

Стильные люди сегодня не носят мех животных. Красота не совместима с жестокостью.
- Лайма Вайкуле

Шуба - это кладбище. Истинная женщина не станет носить на себе кладбище.
- Брижит Бардо

Нет - жестокости в моем сердце, нет - меху в моем гардеробе!
- Мех носят красивые животные или уродливые люди
- Уважай право на жизнь, откажись от меха!
Мех – ад для животных и окружающей среды.
Капканы – адская боль ради вашей шубы.

Разве это круто, Нарядиться в трупы?

Покупка меха - заказное убийство!

Вот собаки, они как лекарство: они лечат, спасают людей, укрепляют нервную систему. После восьмидесяти всем надо иметь собаку. Она спасёт вас, поможет с режимом дня лучше всяких докторов.
- Георгий Вицин

Георгий Вицин занимался йогой, был вегетарианцем. Жил скромно, но кормил уличных кошек, собак и голубей. Когда его спросили: "- А мечта у вас есть?". Он ответил: "- Чтобы люди подкармливали животных."
А когда его хоронили, то все бродячие собаки и птицы, которых он кормил, вместе с людской толпой вышли проводить его в последний путь.

Если ты подберешь голодную собаку и сделаешь ее жизнь сытой, она никогда не укусит тебя. В этом принципиальная разница между собакой и человеком.
- Марк Твен

Мы являемся частью поколения стыда; когда будущие поколения оглянутся на то, как мы обращались с животными, они ужаснутся.
- Джил Робинсон, основатель фонда "Животные Азии"

Убивать животное, чтобы сделать из него шубу – грех. Женщина приобретает статус, когда ОТКАЗЫВАЕТСЯ носить убитое животное на своих плечах. И только тогда она по-настоящему красива.
- Дорис Дэй

Как теперь считается гнусным и позорным подкидывать детей, устраивать бой гладиаторов, мучить пленников и совершать другие зверства, никому не казавшиеся прежде ни предосудительными, ни противными чувству справедливости, так подходит время, когда будет считаться безнравственным и непозволительным убивать животных и употреблять в пищу их трупы.
- Др. Циммерман

Боже, помоги мне быть таким человеком, каким считает меня моя собака.
- Януш Вишневский

Деградация человечества началась с утраты знания о тонком теле. В результате люди перестали понимать тонкое воздействие пищи на сознание...Человек вместе с мясом постоянно поглощает силу страдания животного,поэтому мясо убивает счастье.
- Доктор Торсунов.

"...если бы мясоедение было безразличное дело, мясоеды не нападали бы на вегетарианство; они раздражаются потому, что сознают свой грех, но не в силах еще освободиться от него."
- Л. Н. Толстой

"Для животных человек - это Бог. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека".
- Паисий Святогорец

Делайте то, во что верите, и верьте в то, что делаете. Все остальное - пустая трата энергии и времени.
- Нисаргадатта Махарадж

Для перехода на вегетарианство уже почти нет времени, с начала 2013 года начинается новая эпоха. Меняются управляющие энергии. Просто мясоеды могут нарваться на инфаркты, инсульты и т.д. Это их выбор, но они должны об этом знать...
- Игорь Глоба

Вегетарианское питание - это большое искусство, оно вам полностью заменит лекарственные препараты. Каждый продукт питания - это лекарство, если он используется в соответствии со знанием механизма действия на организм, правильно приготовлен и взят в необходимом количестве. Следует изучить и использовать в пищу специи в нужных пропорциях что приведет вас к быстрому выздоровлению.
- Олег Геннадьевич Торсунов

Свою БОЛЕЗНЬ ищи НА ДНЕ ТАРЕЛКИ
- Китайская народная мудрость

Ты есть то, что ты ешь
- Гиппократ

При чёрствости, плохом отношении к людям, жестокости, излишней привязанности к вещам появляется тяга к мясному. Эти продукты осквернены, сила смерти возрастает в человеке от их употребления.
- Олег Торсунов

Как вам не стыдно ставить на одну ступень продукт земледелия с растерзанной жертвой бойни.
- Плутарх

Ничто не принесет такой пользы человеческому здоровью и не увеличит шансы сохранения жизни на Земле, как распространение вегетарианства.
- Альберт Эйнштейн

Я считаю, что вегетарианская диета, хотя бы благодаря ее чисто физическому воздействию на человеческий темперамент, должна в высшей степени благотворно сказаться на судьбе человечества.
- Альберт Эйнштейн

"Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу."

"В животном мире тоже есть чувства, и они гораздо глубже чем у людей, ведь исходят от сердца, а не из-за выгоды.

Если душа - это умение любить, быть преданным и благодарным, то животные обладают ею в большей степени, чем многие люди.
- Джеймс Херриот

"Мир не вещь, а животные - не сырьё для наших нужд. Больше, чем милосердие, наш долг по отношению к животным - справедливость."
- Артур Шопенгауэр

"Убивая животных ради пропитания, человек подавляет в себе высшие духовные чувства - сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, - и, переступая через себя, ожесточает свое сердце".
- Лев Толстой.

В Норвегии ввели день без мяса, правда, пока для военнослужащих. Это очень правильно. Мясо – очень вредный продукт. Норвегия – богатая страна, они прекрасно понимают, что нужно приучать людей больше к вегетарианской пище.
- Владимир Жириновский

"Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?"
- Лев Толстой

Зачем спорить о вегетарианстве? Это нужно практиковать. Пока едите мясо, это нельзя осмыслить.
- Александр Хакимов

"Если душа - это способность любить, хранить верность, чувствовать благодарность, то у животных больше шансов попасть в рай, чем у многих и многих людей".
- Дж.Хэрриот

«Всё, что живо – священно.» Уильям Блейк

Настанет время, когда человечество будет гуманным к каждому существу, которое дышит.
- Джереми Бентам, 1781 год

Равным образом как в Древней Греции, так же и среди древних римлян были великие философы-вегетарианцы (Гораций, Овидий, Плутарх). Плутарх (45-12О гг н.э.) пишет в своем трактате "О мясоедении&": "Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений. Пифагор воздерживался от мясоедения? Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потомпозволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило... Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения."

Пифагор (ок. 5ОО г. до н.э.), знавший также о законе реинкарнации, сказал: "Тот, кто перерезает ножом горло корове и остается глух к мычанию ужаса, кто может хладнокровно забить блеющего козленка и пообедать птицей, которой он сам давал корм - насколько еще далек такой человек от преступления?"

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком.
- А. Шопенгауэр

Государство, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным.
- Лев Николаевич Толстой

Я люблю животных за их природную чистоту и искренность. Они не судят тебя, не рассуждают, они просто хотят быть твоими друзьями, или, по крайней мере, не скрывают своих намерений.
- Майкл Джексон

"Отважься стать мудрым! Перестань убивать животных! Тот, кто откладывает справедливость на потом, неотличен от крестьянина, который надеется, что река обмелеет, прежде чем он ее перейдет".
- Гораций (65-8 г. до н.э., римский поэт-классик)

Плутарх бросает открытый вызов мясоедам: "если у вас теперь осталось желание утверждать, что подобная пища дана вам природой, тогда убивайте сами, что вы хотите съесть, и делайте это тем, что у вас есть от природы, но не ножом мясника, дубиной или топором".

Леонардо да Винчи (1452-1519, итальянский ученый-гений): "Человек воистину царь зверей, ибо жестокостью превосходит их. Мы живем смертью других. Мы - ходячие кладбища!"

Еще в молодости я отрекся от мясоедения, и придет время, когда люди, как и я, будут смотреть на убийцу животных так же, как сейчас на убийцу человека.
- Леонардо да Винчи

Жан Поль (1763-1825, немецкий поэт): "О справедливый Господь! Из скольких часов адских мучений животных человек выдаивает одну-единственную минуту наслаждения для языка!"

Жестокость по отношению к животным не может существовать ни там, где люди по-настоящему образованы, ни там, где царит истинная ученость. Эта жестокость - один из характернейших грехов низкого и неблагородного народа.
- Александр Гумбольдт (1769-1859, основатель научной географии)

"Вы только что пообедали; и как тщательно, на почтительном удалении в несколько или много километров не скрывалась бы скотобойня, - Вы - соучастник".
- Ральф Валдо Эмерсон (1803-1882, американский писатель и политик)

"Я вегетарианец и противник алкоголя, поэтому я могу найти лучшее применение моему уму".
- Томас Алва Эдисон (1847-1931, американский изобретатель, изобрел, в частности, лампу накаливания, граммофон и микрофон)

Фридрих Ницше (1844-1900, немецкий философ): "Вся античная философия была ориентирована на простоту жизни и учила некоторой непритязательности. В этом смысле немногие философы-вегетарианцы оказали человечеству большую услугу, чем все новые философы, и до тех пор, пока эти философы не наберутся мужества и не отправятся на поиски совершенно иного образа жизни, и не покажут это на собственном примере, они останутся пустым местом".

"Если человек серьезен и искренен в поисках нравственности, то первое, от чего он должен отвернуть - это мясоедение...Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьезно и истинно стремление человека к моральному совершенству"
- Лев Толстой (1828-1910, русский писатель)

Истинная человеческая культура возможна лишь в том случае, если не только людоедство, но и всякое наслаждение мясом будут считаться каннибализмом.
- Вильгельм Буш (1832-19О8, немецкий писатель и график)

Эмиль Золя (1840-1902, французский писатель): "Вопрос животных для меня важнее, чем озабоченность тем, будут ли меня высмеивать".

Животные - мои друзья, и я не ем моих друзей!
- Дж. Бернард Шоу (1856-1950, английско-ирландский драматург)

Свен Хедин (1865-1952, шведский исследователь Азии): "Я никогда не мог решиться погасить огонь жизни, зажечь его вновь я не в силах".

Альберт Швейцер (1875-1965, эльзасский теолог и врач-миссионер, лауреат Нобелевской премии 1952 года): "Мое мнение: мы должны выступить в защиту животных, полностью отказаться от мясоедения и говорить против него".

Франц Кафка (1883-1924, австро-чешский писатель): "Теперь я могу созерцать вас в покое; я вас больше не ем." (при разглядывании рыб в аквариуме)

Я думаю, что духовный прогресс потребует от нас в определенный момент, чтобы мы прекратили убивать окружающие нас живые существа для удовлетворения прихотей нашего тела.
- Махатма Ганди (1869-1948, индийский политик и представитель Движения ненасильственного сопротивления)

Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как в этой нации относятся к животным.
- Махатма Ганди

Благодаря чисто физическому воздействию на человеческий темперамент вегетарианский образ жизни смог бы в высшей мере повлиять на судьбу человечества.
- Альберт Эйнштейн (1879-1955, немецко-американский физик, лауреат Нобелевской премии 1921 года)

Исаак Башевис Зингер (19О4, американский писатель, лауреат Нобелевской премии 1978 года в области литературы): "Мы все творения божьи - и наши молитвы о божьей милости и справедливости несовместимы с тем, что мы продолжаем поедать мясо животных, которых забивают по нашей прихоти".

"Я бы уехал прочь, чтобы жить по-вегетариански, даже если бы весь мир начал есть мясо. Это - мой протест состоянию мира. Атомная энергия, нужда и голод, жестокость - мы должны предпринять усилия против этого. Вегетарианство - мой шаг. И я думаю, очень важный."

"Жестокость по отношению к животным, а также безучастность к их страданиям, есть, по моему мнению, один из тяжелейших грехов рода человеческого. Это источник человеческой испорченности. Если человек создает так много страданий, то какое он имеет право жаловаться, когда страдает сам?
- Ромен Ролан (1866-1944, французский писатель; лауреат Нобелевской премии 1915 года в области литературы).

В книге "Paedagogus" (II,1) Клеменса Александрийского (15О-215) говорится, что Апостол Матфей "жил растительной пищей и не прикасался к мясу".

Греческий летописец Евсебий (264-339), епископ Цезареи указывает в своей "Истории церкви" (II 2,3) на то, что Апостол и евангелист Иоанн был строгим аскетом и вегетарианцем. А Апостол Петр свидетельствует в Клементийских гомилиях (XII, 6): "Я питаюсь хлебом и оливой, и очень редко овощи добавляю."

Как мясоедение вошло в Библию Вплоть до 4 столетия н.э. следы раннехристианских общин в Палестине, Византии, Греции и Александрии (Египет) указывали на то, что употребление алкоголя и мясоедение не допускались. Они получали знание об учении Христа от многих доступных в то время священных писаний.

Все страдания, которые человек причиняет животным, вернутся снова к человеку.
- Пифагор

До тех пор пока люди будут резать животных, они будут убивать друг друга. И, действительно, тот, кто сеет зерно убийства и боли, не может пожинать радость и любовь.
- Пифагор

"Пока существуют бойни, будут и войны"
- Лев Толстой

У животных есть душа. Я видел это в их глазах.
- Махатма Ганди

Не потому человек выше других существ, что бессердечно мучает их, но потому, что он сострадателен ко всему живому.
- Будда Шакьямуни

Я не доверяю людям, которые не любят собак, но я доверяю собаке, когда ей не нравится человек…

Душа есть во всем и во всех. Приглядитесь хорошенько, и вы всюду найдете сказку. Каждый нужен и важен.
- Чарльз Де Линт

Тот, кто ради своего счастья убивает или истязает других существ, так же как и он стремящихся к счастью, не обретает счастья после смерти.
- Дхаммапада

Кошки - они другие. Кошка не меняет отношение к человеку, даже если это в ее интересах. Кошка не может лицемерить... Если кошка любит тебя, ты это знаешь. Если не любит - тоже знаешь.
- Стивен Кинг

"Того, кто убивает животных и доставляет им неоправданные страдания, - как это люди делают на бойнях, - будут убивать в следующей и во многих других жизнях таким же способом. Подобные преступления никогда не прощаются. Если человек убивает по-профессиональному многие тысячи животных, чтобы другие люди могли купить мясо в пищу, то он должен знать, что в следующей жизни, жизнь за жизнью его будут убивать тем же способом."

Когда что-либо делает животное, мы называем это инстинктом; когда то же самое делает человек, мы называем это разумом.
- Уилл Каппи

Инстинкт животных совершеннее нашего разума.
- Морис Мерло-Понти

Для того, чтобы полюбить Творца, надо научиться сперва любить Его Творение!

Определенным в законодательстве и важным направлением использования и охраны объектов животного мира является осуществление пользования им способами в соответствии с общими принципами гуманности, не допускающими варварское, мучительное и жестокое обращение с животными.

Этот принцип в отношении изъятых из окружающей среды объектов животного мира реализуется при участии норм гражданского права – ст. 137 ГК, согласно которой к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении имущественных прав на животных не допускается жестокое обращение с ними, противоречащее принципам гуманности. Согласно ст. 241 ГК в случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом.

Отношения людей и животных, изъятых из окружающей среды, неоднократно подвергались обсуждению в российском обществе, в союзах и обществах охраны животных, собаководов, любителей кошек, голубей, в том числе при рассмотрении не принятого пока федерального законопроекта о запрещении жестокого обращения с животными. Этот законопроект выходит за рамки экологического права, которое регулирует охрану и использование объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы. Указанный законопроект относится, скорее, к административному праву, а уголовная ответственность за жестокое обращение с животными уже предусматривается в ст. 245 УК, которая применяется крайне редко.

Откладывание принятия законопроекта о жестоком обращении с животными как нормативного правового акта административного права объясняется трудностями его грядущего исполнения, необходимостью возложения функций по его применению на выделенные для этого государственные либо муниципальные органы, проведения грани между административным проступком, предусматриваемым в законопроекте, и общественно опасным деянием, предусмотренным в УК.

Многие граждане не понимают и не видят четкой разницы между охраной объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы, в окружающей среде, и отношением к домашним, сельскохозяйственным и иным животным, изъятым из среды их свободного обитания, отсюда и многие недоразумения В субъектах РФ, в крупных городах, в муниципальных образованиях принимаются и действуют законы о правилах содержания в квартирах и выгула на улицах, площадях и скверах собак и кошек, о недопущении к ним жестокого обращения, о создании условий для передержек и домов для бездомных и отбившихся диких животных. Отношения с животными, с окружающим нас природным миром имеют в значительной степени не правовой, а нравственный характер.

Пользование животным миром должно осуществляться с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов и в комплексе с системой мер по воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания. В соответствии с ФЗ о техническом регулировании эти стандарты постепенно должны вытесняться соответствующими законами и регламентами. Этот процесс затягивается и из нескольких сотен предполагаемых технических регламентов пока одобрено лишь несколько десятков. В СМИ не без оснований поднимается вопрос о трудностях и проблемах быстрой замены оправдавших себя стандартов на технические и иные регламенты.

В ряде зарубежных стран развернуты кампании по прекращению мучений, заболеваний и гибели животных. По данным министерства сельского хозяйства США, только в одной этой стране ежедневно на убой отправляется 22 млн домашних животных, которых до этого содержат в ужасающих условиях системы интенсивного выращивания, калечат, не применяя анастезии, перевозят в тесных и душных контейнерах. 200 млн диких особей становятся ежегодно жертвами охотников, многие используются в биохимических исследованиях и тестировании новой продукции. Согласно Закону Великобритании до начала опыта надо соотнести возможный ущерб, наносимый испытуемым животным, с выгодой от удачного проведения опыта. Жестокое обращение с животными считается противоправным, если речь идет о страданиях, причиняемых исключительно ради удовольствия, забавы или удобства.

Причину диссонанса между добрым отношением к животным и доведением их до гибели многие видят в статусе собственности на них. Дикие звери – достояние государства, домашние – могут быть в частной собственности, и страдания собственника из-за невозможности в полной мере пользоваться животным ставятся выше, чем страдания и гибель животных. Рассматривая иски к фермерам, калечащим и губящим животных, суды исходят из того, что собственник не будет умышленно и беспричинно портить и умерщвлять их, зная, что тем самым он понижает его денежную ценность. Джина Лолобриджида и другие поборники защиты животных призывают к выработке к ним равного отношения, ведь преодолело человечество право собственности на рабов, на крепостных, испытывавших душевную и физическую боль .

  • Франчоне, Г. Введение в теорию прав животных. Филадельфия, 2000; Использование животных в медицинских целях // Зеленый мир. 2010. № 19–24,2011. № 1-2.

В Гражданском кодексе уделяется внимание характеру обращения с животными, воспитанию гуманного отношения к ним, что можно рассматривать как экологическое воспитание, как вклад в охрану окружающей среды. Гуманное отношение к животному миру (не просто к животным!) рассматривается действующим фаунистическим законодательством лишь как одна из целей, осуществлению которой призвано способствовать законодательство, и как одна из мер, направленных на охрану животного мира. Однако слишком общая постановка этих вопросов не обеспечивала до сих пор эффективной защиты конкретных животных (говорить о защите животного мира было легче, чем посвящать усилия конкретной особи).

В Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. регулирование использования животных не затрагивало характера обращения с ними и касалось лишь предельного количества скота, которое могло находиться в личной собственности гражданина (ст. 112), и безнадзорного скота (ст. 147). Десятилетия ушли на борьбу общественности за установление уголовной ответственности за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель и увечье (ст. 230 1 УК РСФСР введена лишь в 1988 г.).

Частью 2 ст. 137 ГК РФ предусматривается, что при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Такая новая для российского законодательства норма предполагает последующее определение в праве этих понятий гуманности и ее принципов. В некоторой степени могут быть условно использованы нормы гуманитарного характера из международного, из национального права, касающиеся прав военнопленных, беженцев, порядка обращения с ними; понятно, однако, что их механическое перенесение с человека на его "меньших братьев" невозможно и требует самостоятельного подхода к выявлению определения "гуманности" в отношении животных. Тем не менее в ГК РФ предусматривается ряд правовых - последствий для лиц, виновных в негуманном отношении к животным.

В ст. 230 ГК РФ предусматриваются необходимые условия для временного содержания безнадзорных животных, обязанности лиц, задержавших безнадзорных животных, а также лиц, которым они переданы на содержание и в пользование, "надлежащем их содержать, отвечать за гибель и порчу животных в пределах их стоимости".

Своеобразно решается вопрос о приобретении и сохранении права собственности на безнадзорных животных: в случае явки прежнего собственника (спустя шесть месяцев после заявления о задержании животных и перехода их в собственность другого лица) прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при не достижении соглашения – судом (п. 2 ст. 231 ГК РФ).

Наконец, провозглашая неприкосновенность собственности и необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, ГК РФ допускает выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними в случаях, когда собственник обращается с домашними животными в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным. Соответствующее требование об изъятии животных предъявляется лицом в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом (ст. 241 ГК РФ).

Таким образом, обществу и правовой практике предстоит определяться с устанавливаемыми ГК РФ положениями, направленными на обеспечение не только рационального, но и гуманного использования животного мира и его представителей, включение их в состав окружающей среды, размежевание собственности на них, уравновешивание требований гражданского оборота и нравственности, общественных интересов и частных надобностей.

Контрольные вопросы

Каковы основные направления использования животного мира?

Чем отличается животный "мир от объектов животного мира? От животных? Кто владеет правом собственности на них?

Каковы правомочия пользователей животного мира?

Темы рефератов

Животный мир как объект охраны окружающей среды.

Собственники и пользователи животного мира.

Гуманное отношение к животным.

Литература

Постановление Правительства РФ "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" от 19 января 1998 г.

Постановление Правительства РФ "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов" от 2 февраля 1998 г.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!