Албанцы внешность. Албанцы

В Албании до сих пор жива традиция «переделки» женщин в мужчин – их там несколько тысяч. Они берут мужские имена, носят мужскую одежду, ведут себя как мужчины. К этому их толкает Канун – свод архаических, родо-племенных законов.

В этой подборке вы узнаете о причинах появления такого явления и увидите снимки этих «женщино-мужчин» фотографа Джил Петерс.

(Всего 21 фото)

1. Несмотря на то, что треть албанцев – христиане (половина из которых католики, другая половина православные) средневековый свод законов распространяется и на них. В этом Кануне нет ничего удивительного – подобные законы для самосохранения нации есть практически у всех горных, замкнутых социумов – от адатов в Чечне до билус в стране Басков. Другое дело, что в Албании Канун продолжает определять жизнь всего общества, а не только его архаических слоёв.

2. Одна из главных составляющих Кануна – кровная месть. Вот описание обыденной жизни в Албании по Кануну в 1990-е, которое давала газета Die Welt.

3. «Более половины населения северных горных территорий Албании не выходят из своих домов. Они опасаются кровной мести. Дело в том, что если провинился один человек из семьи, кара распространяется и на его родных.

4. За поруганную честь в Албании можно заплатить только кровью, а за пролитую кровь - опять же только кровью. После перемен последнего времени этот закон снова вступил в силу, причём чем меньше государственный контроль и управление на данной территории, тем большую силу набирают законы вендетты.

5. Планы кровной мести вынашивают годами. В деревне Блеран, находящейся недалеко от границы с Монтенегро, был убит Герг Капаклиа. За 13 лет до своей гибели он толкнул на улице представителя семьи Гека, а такое оскорбление, по албанскому кодексу чести, смывается только кровью. Капаклиа, вероятно, убили бы ещё тогда, но железные руки диктатора Энвера Ходжи надежно защищали албанцев от традиции. Герги отправился в Грецию, а когда вернулся, два брата кровно обиженного представителя семьи Гека пристрелили его прямо на улице.

6. Младший брат Герги - Пепин, бывший вместе с ним, заголосил и бросил камень в убийц, которые, недолго думая, пристрелили и его. Теперь уже настал черёд семьи Гека. Один из пяти братьев Герги всё-таки пристрелил одного из Гека, но попутно был застрелен и полицейский, который пытался остановить насилие. Таким образом, семья Капаклиа нажила себе сразу двух кровных врагов: к Гека прибавилась еще семья убитого полицейского.

7. Единственный способ остаться в живых для человека, приговорённого к смерти, - безвылазно сидеть у себя дома. Согласно албанскому кодексу Канун, кровного врага нельзя убивать у него дома, поэтому для семьи типа Капаклиа дом остаётся единственным спасением. Сейчас в Албании всего около 10 тыс. человек заперто таким образом в своих домах.

8. Кровную месть может остановить только глава семейного клана, который должен в случае намерения установить мир направиться добровольно к враждебному клану и предложить свою кровь в обмен на мир и спокойствие своей семьи. Если вторая сторона согласна, то они либо убивают отважного поборника мира, либо дают своё слово - «беса», оговаривая срок, в течение которого они не будут трогать членов клана, запросившего мира, до принятия окончательного решения. «Беса» означает начало возможного мира, который, в свою очередь, означает прощение, часто измеряемое в количестве передаваемого личного имущества и скота.

9. Возможно также обращение к признанному авторитету. Таким является, например, Ндрек Пьетри, проведший много лет в исправительных лагерях. После перемен он возглавил Союз политических заключенных и прославился своей способностью остановить ненависть и прекратить кровную вражду. Пьетри не призывает отказаться от вендетты вообще, считая, что она приобщает албанцев к настоящим законах их предков, реальная суть которых сейчас забыта и искажена.

10. Раньше, рассказывает Пьетри, провинившаяся семья скрывалась в горах и ждала решения совета старейшин. Старейшины обычно наказывали только убийц и непосредственных виновных и не трогали всю семью. Вот эту традицию и собирается восстановить Пьетри».

11. Сегодня, конечно, Албания в какой-то мере европеизировалась, но жизнь по Кануну осталась. В частности, согласно 88 параграфу, Канун признаёт наследником сына, а не дочь, в том случае, если в семье нет сыновей-наследников. Дочь при этом может стать только «бурнеша», то есть «женщино-мужчино»»: принять клятву оставаться целомудренной и не вступать в брак, и эта клятва не должна нарушаться до конца её жизни. Только таким образом женщина может стать главой семьи и официальным наследником. Бурнеша хорошо приняты в рамках общности, ими даже восхищаются за силу воли… Бурнеша одеваются как мужчины, ведут себя как мужчины и обладают равными с мужчинами правами – вот только не могут иметь детей.

12. А с учётом того, что сотни, а то и тысячи семей албанцев из-за кровной места лишены сыновей-наследников, «бурнеша» – очень распространённое явление. Точного их числа в Албании никто не знает, но обычно подсчёт идёт на тысячи – минимум 3-5 тыс.

В культуре Албании отсутствуют единые общепринятые правила поведения, поскольку здесь живут представители мусульманского, православного и католического вероисповедания - в разных городах люди ведут себя по-разному.

Для албанцев очень важно, чтобы в их доме бывали гости - чем посещаемее дом, тем зажиточнее считается его хозяин, а соответственно тем выше и его социальный статус. Это часть культуры Албании . Но к албанцам в гости не ходят с пустыми руками, нужно принести подарок - пусть даже и не очень значительный. Цветы, скорее всего, не будут оценены, так как албанцы предпочитают больше вещи, обладающие материальной ценностью.

Менталитет и культура Албании требует торговаться на каждом шагу. Если приглянулась какая-либо вещица на рынке или в торговой уличной палатке, обязательно оцените ее взглядом покритичней, сделайте вид, что за нее требуют, по меньшей мере, целую месячную зарплату, и смело сбивайте цену сразу на половину. Если продавец начнет отказываться - возвращайте товар на место, неторопливо разворачивайтесь и уходите. Скорее всего, торговец сам вас догонит и предложит скидку в 25-30%.

Практически на каждом углу в Албании предлагают приобрести самые разнообразные товары по очень привлекательным ценам - это кошельки, «швейцарские» часы, очки мобильники, фотоаппараты. Даже не вздумайте обращать внимание - практически все эти вещи либо украдены, либо являются поддельными.

Отправившись в Албанию, не забудьте обеспечить себя хотя бы минимальным набором лекарственных препаратов - албанская медицина не отличается высоким уровнем и в аптеке может просто не оказаться необходимых Вам лекарств.

Особенности национального времяпровождения или культура Албании.

Характерным для албанцев способом проведения вечернего свободного времени является «джиро». В это время суток албанские парочки выходят на улицу, обычно в центр, чтобы прогуляться по городской площади, проведать друзей и знакомых, обсудить последние новости или просто посплетничать, продемонстрировать свое богатство и уровень жизни.

В целом, большая часть населения Албании живет довольно бедно, но каждый пытается скрыть это от друзей и соседей, растрачивая последние деньги на покупку дорогой одежды, украшений, мобильных телефонов или техники. Неправда ли чем то знакома нам культура Албании :-)))

Любимое занятие албанцев - это ничего не делать, и занимаются они им повсюду: на улице, дома, на природе. В любое время можно увидеть массу народа разного возраста, в том числе и еще вполне работоспособных граждан, которые просто собираются на улицах, беседуют или пьют пиво, играют в настольные игры и читают газеты (особенно это относится к пенсионерам), обсуждают последние новости или же просто созерцают окружающий пейзаж.

Праздники в культуре Албании.

28 ноября в стране отмечают День Независимости Албании, который является национальным праздником для всех албанцев. Кроме этого, албанцы гордятся Днем беатификации матери Терезы Калькуттской, который приходится на 19 октября. Мать Тереза была причислена к лику блаженных, то есть прошла первую степень канонизации, а потому этому празднику придается национальный статус.


5 и 6 декабря албанцы празднуют День Святого Николая, который у них называется день Николы Зимнего. В эти дни принято поститься, а потому застолье начинается поздней ночью, а на стол подают целого жареного ягненка.

О негативном имидже албанцев в мире я уже писала . Теперь же хочу рассказать о своих впечатлениях, которые сложились у меня при посещении Албании. Все, что написано в этом посте записано исключительно со слов самих албанцев.

Начну с албанской мафии. Несомненно она там присутствует, ситуация чем-то похожа на наши 90-е, но открытый бандитизм, бывший в Албании на пике в конце 90-х, пошел на спад. Например, житель города Корча рассказывал нам как совсем недавно был свидетелем того, как средь бела дня шли стенка на стенку албанская и румынская группировки, кровь лилась рекой. Официально оружие в стране под запретом, но многие нелегально хранят его дома. К примеру, у бывшего одноклассника все того же парня из Корчи лежит спокойненько дома четыре ППШ; подростки приходили в интернет-кафе, где он работал, с марихуанной и с оружием; а сосед из дома напротив ограбил старый военный склад (что тоже часто имеет место), и "трофейным" пулеметом разгромил свой новенький унитаз. Случайно. Несмотря на это, на улицах спокойно и куда более безопасно, чем, к примеру, в российской глубинке. Люди в большей степени гибнут от неумелого обращения с оружием, чем от открытых столновений. Но зато на улицах почти нет пьяных, в разных городах Албании мы гуляли даже поздно вечером и чувствовали себя в полной безопасности.

Картина маслом. Рядом с этим забором с надписью "La Mafia" это заброшенное здание. Дорога, море, никого. Бесшумно подъезжает черный Мерседес, из него выходят двое качков и направляются в заброшенный дом... может на разборку, а может просто в туалет, но смотрелось все это как типичный кадр из фильма:)

Информация про разделение мафией сфер влияния в стране по территориям местными жителями полностью подтвердилась. На юге Албании мафиозные группировки снабжают соседнюю Грецию проститутками, предлагая девушкам якобы легальную работу. Понятное дело, что большинство девушек знают, на что идут, и соглашаются добровольно. Южанки (да и, по правде говоря, не только они) зачастую одеваются на улицах весьма раскрепощенно и очень активно используют макияж. И при этом Албания считается преимущественно мусульманской страной. Безусловно, в стране процветает коррупция, есть и рейдерство. Встретили мы на улице одного парня, хороший парень, хоть и отсидел 6 лет за убийство. Случайно убил, защищая свою сестру. В то время как сосед его, член банды, получил всего 2 года за то, что убил куском арматуры плохо припарковавшегося у его дома водителя. Знакомая картинка, правда?

Кстати, с греками у албанцев отношения непростые - на юге Албании повсюду мелькают надписи "Fuck Greece". "Да, мы не любим греков, - говорят албанцы, - они нацисты. Как и сербы. Да и македонцы тоже, нацисты." (Хочется добавить: "Я узбеков люблю." Помните, реклама такая была?:)) Вот так то. Недолюбливают друг друга и север (геги) с югом (тоски), у них даже разный диалект. Если на юге прекрасно понимали наш албанский, то на севере уже с трудом. Да и сами северные и южные албанцы иногда плохо понимают друг друга. Северяне не любят южан за, по их мнению, любовь к деньгам, южане же, говоря о северянах, вообще крутили пальцем у виска, а, узнав, что мы едем на север, предостерегали нас и советовали быть начеку, поскольку люди там "сумасшедшие и привыкли решать все вопросы с оружием в руках". Действительно, на албанском, и что интересно католическом, севере до сих пор широко практикуется кровная месть. При этом если по исконным традициям это касалось только мужского населения, то сейчас страдают все, в том числе и женщины, и дети. Мы были на крайнем севере, у горцев, тех самых "кровожадных католиков". Это замечательные, гостеприимные, искренние люди, как впрочем и южане.

Есть у албанцев такое понятие, как "беса" - т.е. верность данному слову, клятва должна быть исполнена любой ценой, даже если для этого потребуется пожертвовать жизнью. Множество албанских легенд посвящено этому понятию, вот, например, одна из них , хотя мы слышали несколько другую версию этой легенды, но суть та же.

Албанцы очень патриотичны. Повсюду, где бы мы ни находились, алеют албанские флаги с разлапистым орлом - на улицах, в окнах домов, на машинах, ну везде! А в маршрутках мы уже изучили всю албанскую народную музыку)

Вид у некоторых албанцев зачастую весьма лихой:)

Эти ребята очень бурно отреагировали на то, что я их сфотографировала - радостно кричали и делали смешные рожи)


Стоило мне только ненадолго отстать от Лешки, чтобы сфотографировать очередную партию каких-то зданий, как ко мне тут же подошли эти ребята чтобы отжать фотоаппарат. Жестами они показывали на мой фотоаппарат и что-то просили, при этом жутко смущаясь. Я решила, что они хотят, чтобы я их сфотографировала, но, оказалось, что нет. К сожалению, моих знаний албанского не хватило, чтобы их понять, тогда они, по-прежнему все так же смущаясь, махнули рукой "А, ладно, фотографируй!" и принялись позировать:

А вообще албанцы вызвали у нас самые позитивные эмоции, люди знакомились с нами, во всем помогали, пытались угостить в кафе, в маршрутках, увидев в руках фотоаппарат, водители тормозили на живописных участках дороги, чтобы мы могли сделать снимок, узнав, что мы из России, каждый без исключения говорил нам "Руси Албания" и показывал руками жест, означающий дружбу. Их доброжелательность настолько искренна и открыта, что мы, не зная албанского, прекрасно понимали их, а они, не зная ни слова по-русски, понимали нас, а если и не понимали, то все равно стремились общаться.

Албанцы - очень даже милые ребята (к слову, парень в кадре вопреки своему суровому виду - просто золото:)).

Стоило бы рассказать побольше про самих албанцев. Благо они заслуживают этого.

Как я уже писал, Албания - страна исламская. Пожалуй, единственная в Европе преимущественно мусульманская страна. Босния исламская наполовину, Россия имеет лишь отдельные территории, как и Македония. Косово мы за отдельную страну считать не будем, а Турция и Казахстан сами находятся в Европе лишь частично.

Однако не следует думать, что попав сюда вы прямо попадёте во что-то, полностью похожее на, скажем, Сирию. Нет, хоть контраст с основной Европой очень сильный, всё же страна не настолько традиционна. Всё-таки близость цивилизованного запада позволяет стране европеизироваться. Таким образом, в среднем, Албания, это эдакая смесь Запада и Востока с преобладанием последнего.

Религия очень слабо распространена среди населения. Что не удивительно, ислам албанцам насадили турки, правившие здесь более 400 лет. Кроме того, религия активно вытеснялась в годы советского правления. Посему, нормы шариата здесь почти никто не соблюдает, да и вообще религиозных людей очень мало. Также распространено христианство. Тем не менее, мусульманский менталитет в албанцев въелся очень плотно, и проявляется во всём. В качестве характерного примера. Сколько мы ездили, большинство мужчин общалось исключительно со мной, к Наташе вообще практически не обращались. А стоило мне отойти, то появлялись какие-либо женщины, которые начинали расспрашивать её обо всём. Или другой пример - едем в маршрутке, рядом с нами сидит пожилая супружеская пара, причём муж сидит у окна, жена рядом с Наташей, а я около прохода. Потом по каким-то причинам, мы поменялись местами и я оказался рядом с тёткой. После чего она берёт и меняется с мужем местами, чтобы не сидеть рядом со мной.

Кстати, про Рамазан и другие мусульманские праздники объявления встречаются часто

Любимое занятие албанцев - ничего не делать. В течение дня на улочках албанских городов можно наблюдать кучу людей разных возрастов, которые сидят в кафе, пьют кофе, общаются, читают газеты и т.д.

Особо популярны посиделки у пенсионеров. Практически в любое время суток в хорошую погоду они вот так тусуются

Самые ленивые не сидят, а лежат на травке

Кстати, бухать албанцы ох как любят. Больше всего в ходу пиво

Также популярны всякие игры типа домино.

Снова жареная кукуруза

Альбом: Балканы 2

И минирынок

Зачем работать, если лучше ждать у банкомата погоды?

Самое интересное время дня - это ранний вечер. В районе 6-7 часов, люди высыпают на улицы, и в городах начинается реальная движуха. Масса народу гуляет по улицам, сидит в кафешках на открытом воздухе, в общается, поёт. Смотришь на всё это, и возникает ощущение, что сегодня какой-то праздник. Так мы и думали, что нам так повезло. Но нет, это обычный албанский вечер, просто вот так в радостной атмосфере они любят его проводить. Очень приятно находится среди всего этого, такой вечер куда больше дарит приятных ощущений и даёт представление о стране, чем всякие достопримечательности и памятники. Однако к 9-10 часам люди расходятся по домам, город пустеет...

Азиатского формата дети

Многие из них, кстати, обладают классическими (в российском смысле) гопническими замашками. Как то ехали мы в поезде, так компания "конкретных пацанов" лет по 14-15 ворвалась в вагон, разположилась в соседнем с нами купе и стала орать, ржать и ломать поезд. Мы испытыли до боли знакомое чувство неуюта. Наверное оно известно и вам - когда где-то рядом (скажем, в электричке) компания поддатых придурков начинает вести себя непотребно, и есть опасность, что сейчас она подойдёт к вам, и не даст спокойно жить. И нет возможности оградить себя от общения с ними Албанские гопники всё же заинтересовались нами, но какую-либо агрессию проявлять не стали. Да и незнание языков не способствовало поддержанию взаимодействия, и гопники через некоторое время отправились восвояси.. Однако осадок остался.

Папа-мама-я - очень дружная семья

А этот товарищ не только кока-колой торгует, но ещё и содержит гостиницу около входа в которую и сидит:)

Вообще, в стране с работой традиционно плохо. Большинство граждан всяческими правдами-неправдами проникают в европейские страны и работают там. Их депортируют, они отсидятся и снова возвращаются. В стране несметное количество машин с европейскими номерами - Германия, Австрия, Великобритания, Италия, Греция. Это наиболее состоятельные албанцы, смогшие выбраться легально на заработки в одну из вышеперечисленных стран. А возможно просто эти машины не хотят ставить в Албании на учёт, чтобы пошлины не платить.

В принципе все страны можно разделить на два типа. На те, в которых люди живут, и те, откуда люди массово бегут. И отрадно осознавать, что несмотря ни на что, Россия относится к первому типу стран. А вот такие государства, как Таджикистан, Армения, Латвия, Румыния - это эмиграционные страны, их них люди мигрируют в огромных количествах. Албания, как это ни грустно, относится к ним же. Это видно по всему - вот такие вывески встречаются в нереальных количествах во всех городах

Как видим - уехать из Албании проще простого. Из любого города существуют автобусы в Грецию, много откуда в Италию (паромы из Дурреса) и прочие страны.

Печально, что и изменений к лучшему не предвидится.

Кстати, немного албанских номеров

И транспортных средств

Морфологические черты (по Куну (т.е. некоторая их часть безнадёжно устарела)):

Рост. Племена Мальсия е Мадхе – 173; Дукагин (живут на границе с Черногорией) -174 см. Племена Центральной Албании – 169 см. Племена Мати и Мирдита (живут на юга страны) – 167 см. Тенденция уменьшения роста: Север-Юг. Рост албанцев, с хронологической точки зрения, является постоянным – нет письменных свидетельств о его изменении.
Средний рост в сидячем положении – 52,8 см
Средний головной указатель – 85. У племён, живущих на побережье – 86,5 / 87. У племён живущих на восточной границе страны – 83. Тенденция уменьшение ЦУ: Запад-Восток.
Длина головы: 186-190 мм - на Севере. 183-185 – на Юге. Ширина головы: 162 мм – у племени Мальсия е Мадхе; 165 мм – у племени Лума. Высота черепа: 129 мм – на Севере; 126 мм – на Юге.
Метрика лицевой части черепа. Тенденция к уменьшению значений: Северо-Запад – Юго-Восток.Ширина лба – 110-112 мм на Северо-Западе; 107-108 мм – на Юго-Востоке.
Ширина лица – 144 мм - на Северо-Западе; 140-141 мм – на Юго-Востоке.
Ширина челюсти – 109 мм - на С.-З.; 107 мм – на Ю.-В.
Высота лица: 124 мм – на Севере; 126 мм – на Востоке; 121 мм – в Центре.
Лицевой указатель: 86 – в Центре и на Западе; 89 – на Востоке.
По антропометрическим показателям Север и Запад страны являются продолжением антропогеографической области, которая берёт начало в Черногории.
Жировая прослойка в мягких тканях лица практически отсутствует.
Цвет кожи. Почти все геги светлокожи (оттенки 3-7 по Лушану). Веснушки встречаются редко – 5% (максимум) - на Севере.
Цвет волос (выборка – 1100 человек): 40% - чёрные; тёмно-каштановые и каштановые – 45%; светло-каштановые и светлые – 15%. Лишь у 2-х человек были найдены пепельные оттенки.
Цвет бороды: 6% - чёрная; 36% - каштаново-рыжая или тёмно-рыжая; 30% - золотисто-белокурая или светло-каштановая с золотистым оттенком; 3% - рыжая; 25% - другие оттенки. Самые тёмные оттенки – у племени Мирдита на Востоке; самые светлые – у племен, живущих на Юге и Западе.
Форма волосы – волнистаа.
Рост волос на лице и на теле – выше среднего.
Форма спинки носа: 50% - выпуклая; 6% - вогнутая; 44% - прямая или волнистая.
Затылка обычно являются слабовыпуклыми. Плоские затылки – 30% (у Мальсия е Мадхе – до 50%). Уплощение лямбды – в 44% случаев.

Албанцы динарского типа:

Албанец из баираки Лума:

Представители племени Лума обладают наиболее светлой пигментацией, длинными и узкими лицами, мезо-/долихоцефалией. К. Кун предполагал, что они являются потомками освеших в Иллирии германцев.

Географические вариации ЦИ на территории Балкан...

Здесь заметно, что для черногорцев и гегов характерны аномально большие значения ЦИ.

“…албанский язык принадлежит к индоевропейской семье, занимая в ней обособленное место. По грамматическому строю он обнаруживает аналогии с болгарским, румынским и новогреческим языками, с которыми образует так называемый балканский лингвистический союз. Это обстоятельство указывает на очень древние связи коренного населения Балкан. По лексическому запасу албанский язык – единственный живой наследник исчезнувшей группы индоевропейских языков, к которым принадлежали языки иллирийцев и фракийцев. То обстоятельство, что предки албанцев принадлежали не к фракийским, а к иллирийским племенам, подтверждают материалы археологии. VIII-VII вв. до н.э. – период широкой греческой колонизации. На землях, занятых иллирийцами, возникали греческие колонии – Эпидамн или Диррахий (совр. Дуррес), Аполлония Иллирийская, Бутротум (современный Бутринт) и др. С этими приморскими центрами иллирийцы поддерживали оживлённые связи, происходил постоянный обмен культурными ценностями между ними и греками. Иллирийский этнический элемент был довольно силен среди жителей греческих колоний, особенно в последние века до н.э . “

© сборник "СТРАНЫ и НАРОДЫ"

[ + если учитывать типологическую ретро-концепцию, среди албанцев, помимо классических динарских и ультра-динарских вариаций, распространены варианты, широко распространенные среди греков и болгар - как классические атланто-средиземноморские, так и переходные атланто-средиземноморско-динарские вариации. ]

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!