Актриса сара бернар выдающиеся достижения. Сара бернар - биография, информация, личная жизнь

Кушанашвили Отар - Отар Шалвович Кушанашвили (р. 22 июня 1970, Кутаиси, Грузия) журналист и телеведущий. Биография В школе решил стать журналистом, публиковал заметки в газете «Кутаисская Правда». Получив среднее образование, поступил на факультет журналистики… … Википедия

Кушанашвили - Кушанашвили, Отар Шалвович Отар Кушанашвили Выступление главного редактора в своей газете … Википедия

Отар Кушанашвили - Отар Шалвович Кушанашвили (р. 22 июня 1970, Кутаиси, Грузия) журналист и телеведущий. Биография В школе решил стать журналистом, публиковал заметки в газете «Кутаисская Правда». Получив среднее образование, поступил на факультет журналистики… … Википедия

Лицензия на отстрел журналистов - Лицензия на отстрел журналистов публично обнародованное требование Александра Абдулова ставшее девизом сначала московской богемы, а затем и социально значимых персон. Содержание … Википедия

Европа Плюс - ЗАО «Европа Плюс» Город Москва Страна … Википедия

Европа плюс - ЗАО «Европа Плюс» … Википедия

Гламуризация - Гламуризация процесс обработки (как правило, с помощью медиаинструментария) сегментов информационного поля (персонажей, событий, и т. д.) с целью приукрашивания (иногда романтизации) последних (определение Додолева и М.Леско,… … Википедия

Могутин - Могутин, Ярослав Юрьевич Ярослав Юрьевич Могутин русский писатель Дата рождения: 12 апреля 1974(1974 04 12) (36 лет) Место рождения: Кемерово Могути … Википедия

Список грузин - Грузины народ картвельской группы, живущий в центральной и западной части Кавказа. В список включаются грузины, оставившие заметный след в истории, культуре, науке Грузии, России и других государств. В скобках указаны принадлежность к… … Википедия

Книги

  • Не один , Кушанашвили Отар Шалвович. Обрушение внутричерепного хозяйства, бриллиантовая антология! Я уже писал о том, что давно хотел устроить СЕРОСТИ И БЕСТАЛАННОСТИ показательную порку. КНИГА "НЕ ОДИН"-событие! Даже ВУДИ АЛЛЕН… Купить за 789 руб
  • Не один , Кушанашвили Отар Шалвович. Обрушение внутричерепного хозяйства, бриллиантовая антология! Я уже писал о том, что давно хотел устроить серости и бесталанности показательную порку. Книга "Не один"-событие! Даже Вуди Алени…

Кушанашвили Отар - Отар Шалвович Кушанашвили (р. 22 июня 1970, Кутаиси, Грузия) журналист и телеведущий. Биография В школе решил стать журналистом, публиковал заметки в газете «Кутаисская Правда». Получив среднее образование, поступил на факультет журналистики… … Википедия

Кушанашвили - Кушанашвили, Отар Шалвович Отар Кушанашвили Выступление главного редактора в своей газете … Википедия

Отар Кушанашвили - Отар Шалвович Кушанашвили (р. 22 июня 1970, Кутаиси, Грузия) журналист и телеведущий. Биография В школе решил стать журналистом, публиковал заметки в газете «Кутаисская Правда». Получив среднее образование, поступил на факультет журналистики… … Википедия

Лицензия на отстрел журналистов - Лицензия на отстрел журналистов публично обнародованное требование Александра Абдулова ставшее девизом сначала московской богемы, а затем и социально значимых персон. Содержание … Википедия

Европа Плюс - ЗАО «Европа Плюс» Город Москва Страна … Википедия

Европа плюс - ЗАО «Европа Плюс» … Википедия

Гламуризация - Гламуризация процесс обработки (как правило, с помощью медиаинструментария) сегментов информационного поля (персонажей, событий, и т. д.) с целью приукрашивания (иногда романтизации) последних (определение Додолева и М.Леско,… … Википедия

Могутин - Могутин, Ярослав Юрьевич Ярослав Юрьевич Могутин русский писатель Дата рождения: 12 апреля 1974(1974 04 12) (36 лет) Место рождения: Кемерово Могути … Википедия

Список грузин - Грузины народ картвельской группы, живущий в центральной и западной части Кавказа. В список включаются грузины, оставившие заметный след в истории, культуре, науке Грузии, России и других государств. В скобках указаны принадлежность к… … Википедия

Книги

  • Не один , Кушанашвили Отар Шалвович. Обрушение внутричерепного хозяйства, бриллиантовая антология! Я уже писал о том, что давно хотел устроить СЕРОСТИ И БЕСТАЛАННОСТИ показательную порку. КНИГА "НЕ ОДИН"-событие! Даже ВУДИ АЛЛЕН… Купить за 789 руб
  • Не один , Кушанашвили Отар Шалвович. Обрушение внутричерепного хозяйства, бриллиантовая антология! Я уже писал о том, что давно хотел устроить серости и бесталанности показательную порку. Книга "Не один"-событие! Даже Вуди Алени…

Когда она выходила на сцену, весь зал сидел затаив дыхание. Когда у нее начинался новый роман, это обсуждал весь город. Если же общество хотя бы ненадолго позволяло себе потерять интерес к великой Саре Бернар, она тут же исправляла положение. В ход шли любые средства от высокохудожественных и неподражаемых на сцене до неожиданных и скандальных в жизни. Казалось, что эта неукротимая женщина играла каждую минуту своей жизни, играла эпатажную пьесу в модном стиле модерн, не позволяя публике оставаться равнодушной к происходящему. И она преуспела ее боготворили и обожали, критиковали и порицали, ставили в пример и завидовали.

Великолепная Сара и в жизни, и на сцене тонко чувствовала публику, но при этом никогда не следовала благоразумному мнению большинства. Часто, слишком часто она изящным движением разрушала привычные рамки, страстно бросалась в омут эксперимента и выходила победителем из самых невероятных передряг. Публика рукоплескала. Писатель Пол Моран, ее современник, напишет об этом так: «В 1900-х годах в Париже жизнь была театром, и этим театром была одна Сара Бернар ».

Укрощение строптивой

22 октября у парижской содержанки Юдит Харт родилась дочь. Девочку нарекли Генриеттой Розиной и передали на руки кормилице: мать обладала достаточными средствами, но не имела времени и желания воспитывать свою незаконнорожденную малышку. Тем более что очень скоро выяснилось, что у девочки очень непростой характер, и удержать ее поведение в границах дозволенного было почти невозможно. К десяти годам чертенка Генриетту отправили учиться в школу при монастыре Граншан. И, несмотря на то что заведение это славилось мягким обращением с воспитанницами, девочку несколько раз выгоняли за чинимые ею безобразия. И тут же принимали обратно — так убедительно она раскаивалась в содеянном и обещала больше никогда-никогда не вести себя плохо. Очевидно, монахини были ее первой публикой, на которой она испробовала свою неподражаемую трагически-эмоциональную манеру игры. Позже, кокетничая с обществом, она даже рассказывала, что в юном возрасте собиралась принять постриг. Но она не была создана для монастырских стен и для обычной и примерной жизни. Природа создала ее, чтобы играть на сцене. Может быть, именно этот талант разглядел в ней «друг семьи» герцог де Морни и настоятельно рекомендовал отдать ее в драматический класс парижской консерватории. Что и было сделано. Позже злые языки болтали, что успехами в учебе юная Генриетта обязана богатству ее покровителя, а вовсе не своим способностям. На подобные высказывания юной актрисе было наплевать, как и на все, что мешало достижению поставленной цели. Ее жизненным девизом было «Во что бы то ни стало», и это весьма подходило к ее неукротимому характеру. Свою первую роль она получила в знаменитом парижском театре «Комеди Франсез», который также почтительно называли «Домом Мольера». Афиши скромно оповещали о дебюте некоей Сары Бернар в пьесе Расина «Ифигения в Авлиде». Реакция критиков была также весьма скромной — игра юной актрисы их не впечатлила. Однако театр принял решение заключить с ней контракт. Но время блистать в «Комеди Франсез» для Сары Бернар еще не пришло — на театральном вечере, посвященном Мольеру, младшая сестра актрисы наступила на шлейф пожилой примы театра, и... случился скандал. Сара отказалась извиняться за пощечину, которую она залепила приме, защищая сестренку. Из театра пришлось уйти...

От скандала до триумфа

Хлопнув дверью в «Доме Мольера» и не испытывая по этому поводу ни капли сожаления, Сара Бернар поступила в театр «Жеменаз». Здесь актриса много работала, «искала себя», но особыми успехами похвастаться не могла. И в один прекрасный день она решила все бросить, не сказав никому ни слова, и уехала в Испанию — «подышать воздухом и сменить обстановку». Директору театра она оставила записку, которая заканчивалась словами: «Простите бедную сумасшедшую!» Похоже, уходить из театра со скандалом входило у актрисы в привычку. Нет, ее это совсем не смущало, тем более что вскоре ей пришлось пережить романтически-печальную историю на личном фронте. Увидев молодую красавицу Сару, бельгийский - принц Анри де Линь влюбился с первого взгляда. Несмотря на протест его августейшей семьи, он предложил своей Золушке руку и сердце, обещал признать их новорожденного сына Мориса и даже был готов отказаться от короны. Правда, с одним условием: Сара навсегда уходит со сцены и посвящает себя семье... И хотя она любила своего прекрасного принца, но предпочла театр и личную свободу. Родственники принца и принцессы на выданье вздохнули с облегчением.

В 1867 году она поступила в театр «Одеон», и именно на его сцене к актрисе наконец пришел успех. Примечательно, что первое заметное одобрение критики получила ее роль в жанре «травести» — она играла юношу Занетто в пьесе Ф. Конпе «Прохожий» (1867). Позже она весьма охотно бралась за мужские роли на сцене: блистала в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, играя красавчика Керубино, прекрасно исполняла роль сына Наполеона в трагедии Ростана «Орленок» (1900). Причем довольно солидный для актрисы возраст — пятьдесят шесть — не помешал ей сыграть двадцатилетнего юношу. Тогда же Сара Бернар сыграла самую желанную для актеров всех времен роль принца Гамлета. Но все же первый настоящий триумф ей принесла женская роль — королевы в «Руи Балзе» (1872) Виктора Гюго. Публика и сам автор были в восхищении — Гюго вышел на сцену и, преклонив калено, поцеловал актрисе руку. Критики наперебой восхваляли «поэтическую грацию» Сары Бернар и «удрученное подлинной скорбью величие». Театр «Одеон» готовился к дальнейшим переаншлагам. Но тут восходящую звезду переманил к себе «Комеди Франсез», предложив баснословные гонорары. Сара оставила «Одеон», в утешение выплатив театру огромную неустойку.

Пьеса о бесконечной любви

Любовные истории Сары Бернар были не менее знамениты, чем ее роли. Однажды ее спросили, когда она собирается прекратить освещать свою жизнь пламенем любви. Бернар ответила: «Когда перестану дышать!» В связях с ней подозревали едва ли не всех августейших персон Европы, тем более что многие из них давали к этому повод. Так, английский принц Эдуард, австрийский император Франц Иосиф, король Испании Альфонсо и датский король Кристиан IХ щедро одаривали актрису расположением и драгоценностями. Да, Сара Бернар был знаменита своими любовниками. Среди которых, к слову, были не только властные и великие, но и ее партнеры по сцене. Иногда даже казалось, что ей было просто необходимо влюбиться в своего партнера, и порой такая связь длилась ровно до тех пор, пока играли пьесу. Иногда это способствовало головокружительному успеху дуэта, как, например, было в случае с актером Жаном-Муне Сюлли. И всего однажды Сара Бернар прельстилась узами законного брака. Ее избранником стал греческий дипломат Аристид Дамала, с которым она познакомилась на гастролях в России в 1881 году. Избранник, конечно же, был красивым мужчиной, моложе ее на одиннадцать лет, но из этого союза не вышло ничего хорошего. Обнаружив, что муж неисправимый охотник за юбками, игрок и наркоман, великолепная Сара немедленно бросила его — очевидно, без особого сожаления. Мужчины обожали ее за красоту, оригинальность и эксцентричность, и за свою долгую жизнь она ни одного дня не была одинокой. Даже оставленные ею, они порой вспоминали о времени, проведенном с ней, как о «лучших днях своей жизни». Для долгих отношений Саре Бернар не хватало постоянства — часто за ним она видела скуку и застой и посему старалась устраивать себе в жизни как можно больше потрясений.

Жизнь в стиле «эпатаж»

Сегодня мало кого можно удивить скандальным ореолом жизни звезд. Но во времена Сары Бернар это было весьма нетипично даже для знаменитостей. И казалось, что, однажды вкусив прелесть эпатажного поведения, она уже не желала вести себя иначе. Она не признавала канонов ни на сцене, ни в жизни, обожала оригинальность во всем. Во время Франкопрусской войны (1870—1871) она, вместо того чтобы оставить Париж, превратила театр в госпиталь и блестяще справилась с ролью сестры милосердия. В одну из суровых зим она истратила круглую сумму на хлеб... для парижских воробьев. Ее дом был полон экзотики, но самым знаменитым предметом интерьера был гроб красного дерева. Иногда она спала в нем, иногда учила роли, иногда занималась любовью, иногда возила его с собой на гастроли. Демонстрируя завидную смелость, однажды она поднялась на воздушном шаре на 2600 метров — по тем временам это был значительный риск для жизни. Устав от академичного «Комеди Франсез», она решила открыть свой собственный театр и быть в нем полновластной хозяйкой. И хотя эра эмансипации уже приближалась, ее поступок общество посчитало очередным безумством. Сару Бернар это устроило. В 1893 году она приобрела театр «Ренессанс», а спустя 5 лет еще и театр «Шатле», который и стал «Театром Сары Бернар». Она руководила и играла в нем почти четверть века, до самой своей кончины. Казалось, что актриса совершенно не боялась провалов и неудач, и, может быть, именно за эту смелость судьба не уставала делать ей подарки. Великие современники-драматурги — Ростан, Гюго, Дюма-сын — специально под нее писали свои пьесы, и она обеспечивала им триумф. Оскар Уайльд во время ее английских гастролей бросал ей под ноги белые лилии, а Станиславский превозносил ее безупречную актерскую технику. Сара Бернар никогда не скрывала свой возраст и не обращала внимания на ворчание отдельных критиков, что ей давно пора на покой. Казалось, что слова «покой» не существует в ее жизни. Помимо руководства и игры в театре она успевала заниматься живописью и скульптурой, находить новые поводы для сплетен и скандалов и даже сниматься в немом кино. Правда, говорят, что первый опыт работы в синематографе ужаснул актрису и она даже упала в обморок, но позже все-таки снялась в нескольких лентах и позволила оставить их для истории.

Конец легенды

Сара Бернар обожала играть трагедии, и, возможно, ее мечтой было умереть на сцене. Она не мыслила себя без театра, и даже когда в 1915-м врачи ампутировали ей ногу, она продолжала появляться в спектаклях — ее выносили на специальных носилках. Здесь очень подходили к случаю слова, однажды сказанные актрисой: «Велик тот артист, который заставляет зрителей забыть о деталях ».

Пожалуй, все понимали, что ее звезда скоро закатится, но никто не думал об этом, когда она произносила со сцены свои монологи. Незадолго до своей смерти она назначила шести самым красивым актерам театра нести на похоронах ее гроб, который на этот раз она собиралась использовать по назначению. Ее не стало 26 марта 1923 года. После себя она оставила огромное количество воспоминаний современников, противоречивые рецензии знаменитых критиков, книгу собственных мемуаров. Последняя, впрочем, совсем не отвечает на вопросы любопытных, укрывая жизнь актрисы вуалью дразнящей тайны. Сара Бернар считала, что «легенда всегда берет верх над историей», и старалась следовать этому. И снова преуспела, став самой легендарной актрисой своего времени. Сколько было в этом таланта, а сколько скандала, теперь уже никто точно не скажет. Да и можно ли упрекать женщину за желание быть любимой, неповторимой и божественной?

Сара Бернар, феноменальная актриса, первая суперзвезда в истории, которая на протяжении нескольких десятилетий освещала страны и континенты всего мира, родилась в Париже 22 октября 1844 года. Мать Сары, еврейка Юдифь (по другим источникам, Юдит), выросла в семье Морица Баруха Бернардта и Сары Гирш. Что касается отца великой актрисы, то достоверно проследить его имя и происхождение не представляется возможным.

Сара Бернар, биография которой содержит страницы самого разного толка, росла под присмотром гувернанток, поскольку ее мать не имела профессии и была вынуждена существовать за счет богатых почитателей женской красоты. Жизнь красивой содержанки, обычно, связана с длительными поездками. Женщина себе не принадлежит, так как обязана выполнять условия негласного контракта. Таким образом, маленькая Сара оставалась на попечении неряшливых нянек и росла в атмосфере относительного благополучия, но без

Тревожное детство

Однажды с девочкой случилось несчастье. Очередная нянька не уследила, Сара подошла слишком близко к горящему камину, и ее платье вспыхнуло. На крики ребенка прибежали соседи, и все обошлось, хотя девочка была до смерти напугана. Юдифь, узнав о происшедшем, решила больше не оставлять дочь. С тех пор Сара жила вместе с матерью. К счастью, в тот период у Юдифи появился постоянный поклонник, граф Де Морни, который был душевным человеком. Он искренне любил куртизанку и поэтому стал принимать участие в судьбе ее дочери.

"Комеди Франсез"

Когда Саре исполнилось 9 лет, ее отдали в частную привилегированную школу Грандшамп. Де Морни позаботился о том, чтобы девочка получила образование и ни в чем не нуждалась. Жизнь будущей актрисы стала приобретать уже вполне определенные очертания. Она закончила обучение и решила добиться исполнения своей заветной мечты - стать артисткой. И снова ей помог в этом друг семьи граф Де Морни, который отвел восемнадцатилетнюю Сару Бернар к директору театра "Комеди Франсез". Тот был несколько озадачен: "Слишком худая для сцены" - заявил он. Тем не менее, Сара Бернар, биография которой тогда открыла новую страницу, была принята в труппу, и это стало для девушки огромным счастьем.

Театральный дебют

Театральный дебют Сары Бернар состоялся 1 сентября 1862 года в спектакле драматурга Жана Батиста Расина. Перед выходом на сцену актриса переволновалась. Когда занавес стал медленно подниматься, Сара едва не упала в обморок. Девушку буквально трясло от волнения, и неудивительно, что критики единодушно похвалили актрису за красивую внешность и поставили ей "двойку" за актерское мастерство. "Отныне театральная публика Парижа может приходить, чтобы полюбоваться пышными золотистыми волосами Сары Бернар, но не более того", - писали газеты.

Популярность

Однако негативные отзывы - это тоже отзывы. К тому же театральные критики не учли железный характер начинающей актрисы. Через некоторое время Сара покинула "Комеди Франсез" и стала играть первые роли в других театрах. Это были "Одеон", "Жимназ", "Порт-Сен-Мартен". Каждый спектакль, в котором участвовала актриса, становился шедевром сценического искусства. Публика валом валила на Сару Бернар, а директор "Комеди Франсез" Однако сыграв почти все классические роли, Заиру, Дездемону, Федру, Андромаху и многих других, Бернар вернулась в Дом Мольера на правах примадонны, где и была принята с распростертыми объятиями.

Сара Бернар и бриллианты

Актриса в очередной раз потрясла театральную публику, сыграв Маргариту Готье в пьесе "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына. Писатель Виктор Гюго, потрясенный искренностью Сары Бернар, подарил ей бриллианты в виде слез на золотой цепочке. "Это слезы моей души," - сказал он. Актриса долгое время хранила колье как самый дорогой подарок, как бесценное признание ее таланта. Драгоценности Сара Бернар любила так, как любит их истинная женщина, она поклонялась бриллиантам. Почитатели актрисы это знали и бессовестно пользовались слабостью Сары, задаривая ее подарками баснословной цены.

Бернар никогда не оставляла свои драгоценности дома, когда ей нужно было ехать на гастроли. Все бриллианты упаковывались в прочный футляр и повсюду следовали за своей хозяйкой. Душевного спокойствия при этом Сара Бернар не ощущала, она опасалась нападения и грабежа. А чтобы противостоять грабителям, эта слабая женщина всегда носила при себе маленький дамский револьвер. Немного позже, в двадцатом веке, у Сары Бернар появилась последовательница. Это была всемирно известная и всеми любимая Консуэла Веласкес, автор песни "Бэсамэ мучо", над которой время не властно. Консуэла возила с собой по всему миру и драгоценности, и деньги, а их было немало.

Мужские роли

Револьвер в дорожной сумочке Сары Бернар косвенно говорил о ее по-мужски твердом характере. Эти признаки гендерности, в хорошем смысле, отразились и на творчестве актрисы. Она сыграла множество мужских ролей, среди которых был Гамлет, Орленок, Вертер, Лорензаччо, Занетто.

Надо сказать, что Гамлет в исполнении Бернар покорил самого Станиславского, который был в то время еще совсем молодым человеком, но уже понимал толк в Константин Сергеевич тоже наверняка подарил бы актрисе бриллианты, если бы они у него были.

Позже Станиславский не раз отмечал Сару Бернар как эталон совершенства, ее от природы поставленный голос, безупречную дикцию, внутреннюю культуру и, самое главное, глубокое понимание персонажа.

И действительно, актриса владела широчайшей палитрой человеческих чувств, не было такого проявления женской души (а иногда и мужской), которое не могла бы воплотить в образ своего персонажа Бернар. Органичные переходы от горя к радости, от нежности к ярости - в этом и заключается подлинное мастерство артиста. Актриса Сара Бернар играла так, что Станиславский мог сказать только свое знаменитое - "Верю..."

"Говорок" этой женщины, ее "шепоток", умение "принизиться, чтобы кинуться", "подползти, чтобы разразиться" - это был не просто талант великой актрисы, это грандиозный Божий дар. Сара Бернар, фото которой не сходили со страниц газет и журналов, не могла шагу ступить, ее со всех сторон осаждали поклонники. Статьи в газетах, посвященные гастрольным поездкам по европейским странам, а позже по Америке, были похожи на сообщения с фронта во время войны, та же стилистика, те же термины - "Театр в осаде", "Это победа, критики посрамлены", "Наполеон не знал такого триумфа". Нередко материалы о прославленной театральной диве вытесняли правительственные сообщения и важные экономические сводки. Сара Бернар, актрисаи всенародная любимица, всегда была в окружении репортеров, в плотном кольце пишущей братии, и она никак не могла к этому привыкнуть.

Поклонники

Много времени у суперзвезды отнимали рекламные контракты. Духи и мыло, перчатки и пудра - на всех дорогих предметах парфюмерии стояло имя Сары Бернар. Но что характерно, она никогда не была идолом. Ее боготворили, почитали, любили и всячески превозносили, но идолопоклонства не было. Люди чувствовали открытую душу актрисы, ее дружественность и отвечали ей тем же. В отличие от своей матери, Сара дистанцировалась от состоятельных мужчин, которые хотели бы с ней сблизиться.

Сара Бернар, краткая биография которой содержит несколько страниц, посвященных ее домашней жизни, вела как бы двойное существование. Вернувшись из театра и переступив порог своей квартиры, актриса оставляла снаружи большое искусство и погружалась в свое личное пространство.

Домашняя обстановка

Актриса создала у себя дома свой собственный маленький мир. Она рисовала картины, лепила скульптуры, писала небольшие рассказы и забавные пьесы. Дом Сары Бернар был полон всякой живности, под ногами путались собаки и кошки, повсюду ползали змеи. Однажды она приобрела настоящий гроб, обитый белоснежным шелком, и стала в нем чуть ли не жить. Лежа в гробу, учила роли и пила кофе. И, как актриса говорила, в нем она себя прекрасно чувствовала. Подобные выходки можно было бы назвать эпатажем, но дело в том, что Сара Бернар не старалась произвести впечатление ради впечатления. В гробу ей и в самом деле было комфортно, а наступать на хвост лежащим повсюду кошкам она считала безнравственным и старалась их обходить.

Актриса о себе

Свою склонность к экстриму актриса однажды реализовала, поднявшись в небо на аэростате в компании близких друзей. Ветер изрядно потрепал воздушных путешественников, многие уже стали молиться о всепрощении, а Сара Бернар пила шампанское и высовывалась по пояс за борт. "Люблю, когда ко мне приходят гости, - говорила актриса, - но не люблю сама ходить в гости. Обожаю получать письма, но никакие силы не заставят меня написать ответ. Очень люблю давать советы, но ненавижу, когда мне что-то советуют". Она никогда не думала о том, что будет завтра, и забывала о том, что было вчера. Если завтра суждено умереть - ну и что? Подумаешь...

Джульетта

Время не пощадило знаменитую актрису, но в старости она была все так же похожа на девочку Сару. Критики современности восхищались гениальной Бернар, в ходу была шутка: "Сара Бернар - Джульетта Капулетти. Если 70-летняя актриса сыграет 13-летнюю героиню Шекспира, весь театральный мир поверит и будет плакать". И это не шутка, такое вполне могло случиться и получиться.

Сара Бернар, цитаты из изречений, ролей и интервью которой живут уже многие десятилетия, незабываема. Могила актрисы на кладбище Пер-Лашез в Париже всегда усыпана цветами. Парижане и почитатели великой актрисы, приезжающие со всего мира, в полной тишине подходят к мемориалу, чтобы отдать долг памяти.

17 апреля 2012, 13:27

Великая французская актриса Сара Бернар (1844-1923) всегда окружала себя тайнами. Даже в её воспоминаниях столько недосказанного, что реальная история жизни знаменитой актрисы, ставшей, по сути, первой суперзвездой, прослеживается с большим трудом. Сару Бернар такое положение устраивало, не зря же она даже говорила: «Я и сама о себе всего не знаю». В период её сценической славы, а была она чрезвычайно долгой, на спектаклях с участием Сары Бернар всегда были аншлаги. Сара Бернар была кумиром кублики, королевой театра и признанным мастером эпатажа. По воспоминаниям современников в квартире Сары Бернар царил этакий богемный хаос. К оформлению интерьеров своего жилища актриса подошла неординарно. Свою квартиру она «украсила» чучелами птиц, держащих в своих клювах черепа. Даже в выборе домашних животных был неоднозначным: помимо традиционных кошек и собак актриса обзавелась обезьяной, в саду жили гепард, белый ирландский волкодав и хамелеоны. В спальне Сары Бернар хранился самый настоящий гроб c толстым матрасом из любовных писем. История этой "детали интерьера" такова"... Мать Сары Бернар была куртизанкой и готовила дочь к этой профессии, однако девочка отказалась от этой роли, хотя и считала ее весьма доходной. Маленькой Саре доктора вынесли страшный вердикт – туберкулез. Тогда девочка уговорила мать купить ей красивый гроб, чтобы ее не положили в какой-нибудь «уродец». Именно этот гроб сопровождал ее, уже взрослую женщину, во всех поездках. Однако, несмотря на пессимистические прогнозы врачей, Сара прожила очень длинную и насыщенную яркими событиями жизнь. В гробу Сара Бернар отдыхала, читала, заучивала новые роли. В этом гробу она позировала фотографам, отпуская во время фотосессии зловещие шуточки.
В Париже ходили слухи о том, что в гробу Сара Бернар предавалась любовным утехам. Поговаривали, что не всех её любовников устраивало столь странное ложе. Когда у нее гостила сестра, Сара отдавала ей свою кровать, а сама перебиралась на ночь в гроб. Как объясняла актриса, две кровати в ее спальне все равно бы не поместились. Разумеется, зловещая постель стала поводом для пересудов. Увидев актрису в гробу, ее маникюрша в ужасе выбежала из комнаты. Другой эпизод, связанный с гробом, актриса называла “трагикомичным.” После смерти ее сестры, гроб с покойницей простоял в спальне до прихода гробовщиков. Когда они наконец явились и увидели два гроба, то смутились и собирались уже послать за вторым катафалком, но Сара, которая в тот момент приводила в чувство мать, настигла их и отстояла свой любимое смертное ложе. Ее эксцентричные выходки были непреходящей «злобой дня». Во время Всемирной выставки 1878 года Сара отважилась на полет на воздушном шаре, позавтракав на высоте 2 300 м гусиным паштетом и шампанским. Так и запечатлели ее полет карикатуристы – Сара Бернар возлежит в томной позе в знаменитом гробу, заменяющем корзину монгольфьера. Говорили, что Бернар соблазнила чуть не всех глав европейских государств. Среди ее поклонников называли наследника английского престола, ставшего позже королем Эдуардом VII, императора Австрии Франца-Иосифа I, короля Испании Альфонсо, короля Италии Умберто, короля Дании Кристиана IX. А когда спрашивали, кто отец ее сына Мориса, она беззаботно ответствовала: «Кто его знает, может, Гюго, а может, Мирбо».
Какие только отравленные стрелы не посылала ей молва! Да что молва, сам И.С. Тургенев писал о ней: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?..» Сара Бернар вообще много гастролировала. Только в США она была 9 раз. Языкового барьера для нее не существовало. Американские журналисты писали, что, играй Бернар на китайском, публика, все равно, ломилась бы на её спектакли.
перед началом спектакля Сары ... Рассказывают, что, встретившись с Теодором Рузвельтом (она обедала с ним во время гастролей в Америке в 1892 году), Сара резюмировала: «О, мы с этим человеком могли бы прекрасно управлять миром!» И была недалека от истины, поскольку никогда не следовала принятым законам - она их устанавливала. В Россию Сара Бернар приезжала трижды. Публика встречала её восторженно Актрису пригласили в Зимний дворец. После выступления ее представили Александру III. Сара Бернар собиралась сделать реверанс. Царь остановил её: - Это я, мадам, должен склониться перед вашим высоким искусством. Она была самостоятельна, амбициозна и абсолютно бесстрашна. Мнение окружающих ее не волновало. На все «нельзя» своего времени она задавала единственный вопрос: «А почему?». Сара утверждала, что если бы она была мужчиной, то постоянно дралась бы на дуэлях. Она метко стреляла из пистолета, хорошо фехтовала и великолепно ездила на лошади. Огромные, заработки, которые Саре Бернар приносили зарубежные гастроли, давали ей возможность вести шикарный образ жизни. Банкеты и светские приемы шли буквально один вслед за другим. Гостей угощали изысканной и, соответственно, дорогостоящей пищей. Сара Бернар строго взыскивала с поваров за малейшее упущение. И повара у неё не задерживались. Доставалась и слугам. В не угодившую ей служанку Сара могла запустить первым, что ей попадало под руку. Впрочем, она была отходчивой. И, успокоившись, компенсировала моральный, а то и физический ущерб ценным подарком. Сара Бернар была человеком всесторонне одаренным и увлекающимся. Писала романы, рассказы, пьесы, критические статьи. Занималась живописью и ваянием. Её скульптуры выставлялись на ежегодном парижском Салоне. Публика была в восторге. Правда, великий Роден назвал скульптурные работы Сары Бернар откровенной халтурой. А публику - дурой. Сара Бернар не обижалась. Во всем остальном, что не касалось театра, она считала себя дилетантом. Просто делала, то, что ей нравилось. Не более того.
Она посещала анатомичку, работала на стройке собственного дома, приручала тигра, усыпляла себя хлороформом, собственноручно ухаживала за ранеными в своем госпитале… «Я должна это пережить. Во что бы то ни стало», - повторяла Сара свою коронную фразу. Сара Бернар не была склонна что-то скрывать. В том числе и годы. Она полагала, что даже преклонный возраст не мешает ей молодо выглядеть. Утверждают, что в одной из пьес Сара должна была сыграть женщину 38 лет. На роль её брата был приглашен пятидесятилетний актер. - Его же могут принять за моего отца, - искренне возмутилась 76-летняя Сара. Когда актрисе шел восьмой десяток, ей ампутировали ногу из-за травмы во время гастролей в Рио-де-Жанейро. Но уже на следующий год она снова отправилась гастролировать в США. На афишах по ее просьбе было написано: «Приходите посмотреть на самую старую женщину в мире!». Сара Бернар не только заранее, во всех подробностях, отрепетировала свои похороны, но и известила прессу обо всех приготовлениях. Когда великая актриса умирала (ей было 78 лет), последним ее распоряжением было такое - выбрать шестерых самых красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб. На вопрос, когда она собирается прекратить освещать свою жизнь пламенем любви, Бернар ответила: «Когда перестану дышать». В последний свой путь, эффектно и изысканно, она отправилась 26 марта 1923 года. Десятки тысяч почитателей таланта Сары Бернар шли за ее знаменитым розовым гробом через весь город - от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез.
Французы говорили, что у них в стране есть три достопримечательности - Триумфальная арка, Эйфелева башня и Сара Бернар.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!