Почему именно кулич на пасху. Какое отношение имеют куличи, крашеные яйца к воскрешению христа

По традиции к пасхальным приготовлениям относится выпекание праздничного кулича, а также окрашивание или роспись яиц. Откуда в культуру пришел подобный обычай? Почему на Пасху пекут куличи? История берет свое начало в древних преданиях и охватывает период распятия Христова и жизни О чем и поговорим сегодня.

Почему на Пасху пекут куличи?

Садясь за трапезу, ученики Христа оставляли для него самого свободное место, а на тарелку клали ломтик хлеба. Так и зародился обычай оставлять перед праздничным ходом вокруг церкви его кусочек на специально отведенном столе. Далее хлеб разделяли на небольшие ломти и раздавали прихожанам по прошествии В наше время принято подавать таким образом милостыню. Однако сама суть именно в хлебе. Со временем эта традиция прочно укоренилась во многих домах. Каждая хозяйка стала выпекать в честь праздника подобный хлеб округлой формы. Вот почему пекут именно кулич на Пасху.

Почему сдобными?

Изделия принято было изготавливать только из сдобного теста, так как при жизни Иисус и его ученики вкушали хлебные лепешки из исключительно а после Воскрешения - из дрожжевого. Вот почему на Пасху пекут куличи сладкими и сдобными. Их форма цилиндра различной высоты также выбрана отнюдь не случайно. По преданиям, саван Спасителя был именно таким. Это еще одна причина, почему на Пасху принято печь куличи. Они символизируЮт начало нового пути, возрождение, но главное - одержание победы жизни над смертью.

Как по-особенному печь куличи?

Разобравшись с тем, почему на Пасху принято печь куличи, нужно затронуть тему того, как нужно делать это и почему. К приготовлению пасхального кулича следует приступать со спокойным и чистым сердцем, светлыми мыслями и надеждой в душе. Такая энергетика вдохнет в изделие жизненную силу, а следом перейдет к каждому, кто его попробует. Тесто желательно вымешивать, читая молитву и разговаривая с Всевышним. Выпекание пасхального кулича - это не время для спешки и суеты.

Хозяйка должна пребывать в умиротворенном состоянии, а в доме - царить тишина. Выпекание следует производить в Чистый четверг, после наведения порядка в жилище. Правильно приготовленный кулич будет храниться более недели и даже не черстветь. Поэтому следует учесть все тонкости этого таинства. Ведь, согласно поверьям, какой получится кулич, таков будет и год до следующей Пасхи. Существует также много примет, связанных с праздничной сдобой. Вот почему на Пасху пекут куличи с особенным усердием и стараниями.

Крашеные яйца

Еще один интересный факт касается второго праздничного атрибута, а именно - яиц. Они украшают корзинки и столы, внося цветное разнообразие в привычную сервировку. А почему на Пасху пекут куличи и Тут имеется несколько происхождений. Одно из них звучит так. Во время Великого поста люди исключали из рациона все продукты животного происхождения. Но, например, куры от этого неслись не меньше, поэтому яйца нужно было куда-то девать. Хозяева придумали способ сохранения - просто варить их. А чтобы не путать со свежими, и случайно не съесть полежавшее, эти яйца было принято окрашивать.

История о даре

Еще одна версия поведает историю о даре Марии Магдалины Придя со светлой вестью о воскрешении, женщина преподнесла Тиберию яйцо. Таков был обычай, в те времена нельзя было приходить в покои с пустыми руками. Император не поверил, что кто-либо способен восстать из мертвых. Как и в то, что яйца могут быть иного цвета, кроме как белого. И в тот же момент дареное стало алым. Согласно второй версии, будучи молодой матерью, Мария украшала яйца, чтобы позабавить малыша Иисуса.

Цвета и яйца

С того момента яйца стали окрашивать сначала в так как он являлся символом Христовой крови, а все, что находилось под скорлупой - возрождением новой жизни. Позже вместо куриных яиц стали использовать шоколадные или деревянные. Алый и багровый цвета было принято разнообразить.

Однако каждый оттенок имел свое значение. Например, желтый, золотой и оранжевый является символом достатка и благополучия, красный - напоминание о Господней любви к людям, голубой - лик Пресвятой Богородицы, олицетворяет надежду и доброту, зеленый выражает возрождение. Единственный запрещенный цвет для окрашивания пасхальных яиц - это черный. Он является символом горя, траура и скорби, поэтому для столь светлого праздника он категорически не подходит.

Заключение

Теперь вы знаете, почему на Пасху пекут куличи. Как видите, существует множество поверий. Все они, конечно же, отображают фрагменты истории, которые увековечились в традициях, дошедших до наших дней. Например, кулич принято смазывать взбитыми белками, чтобы придать ему вид, схожий с

Почему на Пасху пекут кулич?

Кулич - главное пасхальное блюдо, символическая отметка нового времени, начавшегося после Великого поста и Воскресения Христова. Именно кулич является первой пищей для разговления. В течение всего года хлеб сопровождает трапезу мирянина, и только единожды за это время он становится праздничным, пасхальным. Ни свадебный, ни именинный каравай не может сравниться с ним по своему статусу: пасхальный кулич не просто служит разговлению, но символизирует собой Великдень и освящается в церкви. По сути, кулич является младшим братом артоса, священного хлеба, который освящается и кладется на аналой в первый день Воскресения на всю Светлую седмицу. Артосу же кулич подобен и формой. Словом артос «квасной хлеб» в Евангелии обозначен хлеб, который Христос благословил на Тайной Вечере. Кулич - это также метафора того хлеба, который разделил с учениками Христос после Своего Воскресения.

Кроме того, кулич служит одной из формальных различительных черт между христианской и иудейской Пасхой. Во время празднования последней употребляется пресный хлеб, а квасной (взошедший) есть запрещено.

Сила традиции вкушать особую пасхальную выпечку столь велика, что в советской России даже во время войны верующие, за неимением большего, на Пасху приносили в храм для освящения черный хлеб. В мирное время куличи не исчезали и с торговых прилавков, ежегодно незадолго до Пасхи они появлялись в магазинах, замаскированные под «весенние кексы».

Пасхальный хлеб, с точки зрения кулинара, отличается от хлеба повседневного тем, что в тесто закладывается сдоба, а уже готовая выпечка украшается. Количество сдобы традиционно определялось суммой накопленных в хозяйстве за время Великого поста скоромных продуктов: яиц, масла, молока и т. д. Именно поэтому можно встретить рецепты кулича, в состав которых входит до 100 яиц на 2 килограмма муки. Угодить в тесто может также и алкоголь (водка).

Выделенный таким образом из категории будничных блюд, кулич, оставаясь хлебом, а следовательно, «головой стола», возглавляет и пасхальную трапезу. Его сдобность и вместе с тем легкость как нельзя лучше способствует мягкому переходу от строгого поста к скоромным блюдам.

В этом плане русский кулич - уникальный продукт. В общехристианской традиции тоже есть разновидности пасхального хлеба, однако именно кулич является беспрецедентно легким и по структуре, и по усвояемости. Так, пасхальный австрийский райндлинг, выпекаемый на католическую Пасху, представляет собой весьма калорийное и тяжелое блюдо в силу технологии приготовления его теста и сытной ореховой прослойки. То же можно сказать об английском кексе, тесто которого вполне соответствует обычной плотной сдобе.

Безусловно, проблемой при приготовлении теста для пасхального хлеба являются дрожжи. Традиционно кулич готовился опарным способом на специально выращенной закваске, которая обеспечивала оптимальную всхожесть теста, придавала ему воздушность и особый вкусовой оттенок. Кроме того, велика роль муки, качество которой должно быть высоким, но не подразумевать обработку химикатами, практикуемую ныне в промышленности. Необходимо также просеять муку перед использованием хотя бы дважды, чтобы максимально обогатить её кислородом. Классическое тесто для кулича настолько нежное, что, дабы оберечь его от проседания, ёмкость обкладывалась подушками, а в комнате, где происходила его расстойка, действовал запрет на ношение тяжелой обуви и даже на громкие разговоры, что заодно благоприятствовало и созерцательному настроению хозяев. Перепад температур для куличного теста тоже опасен, и потому помещение, где оно подходит, по своим условиям должно напоминать комнату для новорожденного. Поэтому и остывать кулич в идеале должен на пуховой подушке - пока не остыл, осесть ему немудрено.

Соблюдение всех предосторожностей и строгое следование рецептуре гарантирует минимум двукратное увеличение кулича в процессе выпечки. Чтобы это произошло наверняка, важно обеспечить равномерную подачу жара во время выпекания.

Настоящий русский кулич высокий, имеет цилиндрическую форму. В тесто добавляются изюм или цукаты, верх украшается глазурью, цветным пшеном и буквами ХВ, символизирующими Христово Воскресение (белоснежная глазурь, покрывающая верхушку пасхального хлеба, одновременно является и «холстом» для росписи).

Особым считался шафранный кулич, в составе которого были перетертые рыльца шафрана. Цвет и аромат готовой выпечки приобретали золотистый, царственный оттенок.

Традиционно часть куличей хозяйки отдавали в церковь и бедным. Здесь важно учесть, что отдельное выпекание для этой цели маленьких куличей подразумевает скупой дар не столько потому, что они малы (пожертвовать их можно и несколько), а потому что маленький кулич всегда более сухой и менее воздушный. Размер его определяется и количеством членов семьи: традиционно кулич должен быть съеден в течение Светлой седмицы, что предполагает ломоть ежедневно для каждого члена семьи. Кулич важно правильно разделить и разрезать.

Недопустимо продольное его разрезание, но лишь поперечное, причём верхушка не съедается до последнего ломтя и всю неделю защищает мякиш от обветривания. Таким образом, отрезав нужное количество ломтей, кулич вновь накрывают макушкой.

Следует заметить, что одновременно с главным пасхальным хлебом готовилось и другое традиционное пасхальное блюдо - творожная пасха, и именно ею намазывали ломоть кулича, перед тем как его съесть.

В силу сложности технологии приготовления кулича, печь его нужно загодя. Традиционно замес теста начинается в Чистый Четверг, закваска же ставится еще раньше - за неделю и больше. Тишина и вдумчивость, которыми окружит хозяйка свое творение, помогут молитвенному настроению. Каждый из этапов, предшествующий выпечке пасхального хлеба, требует особой сосредоточенности, что способствует очищению разума от суеты. Вот почему важно самостоятельное приготовление кулича, а не покупка его суррогатной версии в магазине. Ни один конвейерный пасхальный кекс не готовится с учетом индивидуальных особенностей той или иной семьи и, что важно, не адресуется конкретным людям. Взращивание натуральной закваски, количество и качество сдобы (без маргарина), специфика дополнительных ингредиентов, отсутствие химических разрыхлителей, ароматизаторов, красителей, объем теста, а также молитвы, прочитанные над ним, - всё это должно быть непременными составляющими настоящего праздничного хлеба православной Пасхи.

Издревле пасхальные приготовления заключаются в росписи яиц и выпекании праздничного кулича. Устоявшиеся обычаи даже не вызывают вопроса, а откуда это пошло? А все же интересно, почему на Пасху пекут куличи? Оказывается, корни нужно искать в древних преданиях, повествующих о жизни двенадцати апостолов и периоде распятия на кресте Иисуса Христа.

Из истории обычая

Перед тем как сесть трапезничать, ученики Христа освобождали для своего учителя свободное место, а на стол ставили тарелку с хлебным ломтиком. Именно так и зародился обычай оставлять Иисусу кусок на специально отведенном для этого месте перед тем, как пойти в праздничный ход вокруг церкви.

После пасхальной службы хлеб разламывали и раздавали пришедшим в храм. Сегодня таким образом подают милостыню нуждающимся. Но суть не в этом, а в значении хлеба. Традиция прочно вошла в нашу жизнь. По сей день в честь праздника Светлой Пасхи хозяйки пекут хлеб круглой формы, кулич.

Почему на Пасху принято печь именно куличи?

Семья – это маленький храм, поэтому в каждом доме должен быть свой артос. И его цилиндрическая высокая форма отнюдь не случайна. Связано это с саваном Спасителя, который, как принято считать, был именно таким. Куличи – символ возрождения, начала чего-то нового, чистого и светлого.

Что касается теста для такого хлеба, то его делают сдобным, содержащим много масла и яиц. И этому тоже есть свое объяснение: при жизни Христос с учениками вкушали только пресные лепешки, а после Воскрешения – выпеченные из дрожжевого теста. Вот поэтому куличи делают сладкими, добавляют изюм, а сверху украшают сахарной пудрой или глазурью.

Приготовление творожной пасхи - с чем это связано?

Ритуальное блюдо – пасха готовится на основе творога, к которому традиционно добавляются:

  • яйца;
  • сливочное масло;
  • сметана или сливки;
  • изюм;
  • варенье;
  • ваниль;
  • засахаренные ягоды;
  • ликер или настойка.

Почему же делают творожную Пасху, почему именно творог становится основным продуктом в приготовлении? Есть две версии. Первая уходит корнями в библейские времена.

Пророк Моисей вывел рабов-иудеев в Египет, в землю, где можно привольно наслаждаться молоком и медом. Эти продукты стали олицетворением счастья и блаженства иудеев и тех, кто после смерти попадает в Рай. Поэтому-то пасха – блюдо, приготовленное с использованием молока или точнее творога.

Есть и второй вариант трактовки, имеющий уже корни языческие. Творог – символ плодородия. В древние времена он выступал атрибутом в обрядах, восхваляющих землю. По мнению язычников, творог – тот продукт, который взял в себя все самое лучшее из молока.

Покраска яиц – тоже обряд?

Окрашенные и расписанные яйца, как и кулич, - неизменный атрибут великого церковного праздника. С чем же связана эта часть традиции, почему на Пасху красят яйца? Опять же, одного четкого объяснения нет, зато есть несколько предположений.

Бытовая трактовка гласит: в Великий Пост необходимо было исключить из питания все продукты животного происхождения. А куры нестись не переставали, яйца копились. Чтобы они не пропали, хозяйки стали их отваривать.

А дабы не перепутать со свежими, красили. Так эти яркие продукты стали украшением праздничной пасхальной сервировки стола.

Есть и еще одна версия. В ее основе лежит история о даре яйца Марией Магдаленой римскому императору Тиберию в честь воскрешения. Правитель считал, что как скорлупа яиц может иметь только белый цвет, так и мертвый не может стать живым. В этот момент дар окрасился в алый цвет.

Есть и третье объяснение: Мария украшала яйца, чтобы забавлять ими малыша Иисуса.

Разные сроки Пасхи

В христианстве есть разные праздники, одни из них неподвижны и приходятся всегда на одинаковое число. Например, Рождество Христово. Отмечаются такие события по принятому солнечному календарю.

Что касается Пасхи, то этот праздник подвижный. Каждый год дата его меняется. Почему же Пасха отмечается каждый год в разные числа? Этот день, приходящийся на новолуние после даты весеннего равноденствия, принято отмечать с 14 на 15 число первого лунного месяца Нисана. Правда, относительно солнечного календаря, он постоянно смещается.

Способ вычисления даты Пасхи прост: после 21 марта, наступления весеннего равноденствия, приходит новолуние, следующее за ним воскресенье – и есть день празднования Пасхи. Что же делать в том случае, если само новолуние придется на воскресенье? Отмечать в следующее.

Приметы напоследок

  1. Хозяйки во время приготовления пасхальных куличей должны надевать чистый фартук;
  2. Если выпечка получилась на славу, в доме будет царить мир, покой и благополучие;
  3. Кулич нельзя разрезать вертикально. Сначала надо убрать верхушку, а затем отрезать по кусочку каждому из членов семьи. Оставшейся верхней частью прикрывали хлеб, пока он не был съеден полностью.

Относительно великого церковного праздника, ставшего завершением Поста, существует множество легенд и поверий, но все они так или иначе уходят корнями в историю, которую мы должны помнить и чтить.

Пасху - Светлое Христово Воскресенье, главный праздник христиан – православные и католики в этом году отмечают 16 апреля.

Церковь празднует Пасху 40 дней - столько же, сколько Христос был с учениками после Своего Воскресения. Первую неделю после Воскресенья Христова называют Светлой или Пасхальной седмицей.

Из Евангелия

Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов пополудни и был погребен до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?». Но камень был уже отвален, а гробница пуста.

Это увидели и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Петр и Иоанн, и жены-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших к гробу одни за другими.

Значение

Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни с Христом - от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения.

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Христос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

История

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об исходе сынов Израилевых из Египта и избавлении от рабства.

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения - Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, ее отмечали в 14-й день месяца нисана (март – апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом вселенском соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресенье после иудейской Пасхи, после полнолуния и весеннего равноденствия.

Церковное празднование

С древних времен пасхальное богослужение происходит ночью. Подобно избранному Богом народу - израильтянам, бодрствовавшим в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане не спят в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа) и относят ее в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня - в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон - благовест - возвещает о приближении Воскресения Христова.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре поют три раза стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». А затем выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.

Крестный ход

Он означает шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят светильники и лампады, и все вместе поют: «Христос воскресе из мертвых!».

Заутреня

Далее служат Пасхальную заутреню: поют канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце заутрени, после пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоуста», повествующее о радости и значении этого дня. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после заутрени служат Пасхальную литургию, где на разных языках читают начало Евангелия от Иоанна (если служат несколько священников).

После окончания праздничного богослужения православные христиане разговляются - угощаются освященными крашеными яйцами и куличами при храме или у себя дома.

Пасхальные яйца

В христианстве пасхальное яйцо - символ Гроба Господня, в котором была скрыта вечная жизнь.

В Палестине гробницы устраивали в пещерах, а вход закрывали камнем, который отваливали, когда должны были положить покойного.

Предание говорит, что камень, которым закрыли гробницу Иисуса Христа, напоминал очертаниями яйцо. Под скорлупой яйца скрывается новая жизнь. Поэтому для христиан пасхальное яйцо - это напоминание о Воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни. Красный цвет, в который чаще всего окрашивают яйца, означает страдания и кровь Христа.

Впервые упоминание о крашеных яйцах встречается в рукописи Х века, найденной в библиотеке греческого монастыря святой Анастасии. Согласно рукописи после службы на Пасху игумен раздавал братии освященные яйца со словами: «Христос Воскресе!».

По преданию, крашеное яйцо стало символом Пасхи после чуда с Марией Магдалиной. Православная церковь почитает ее как равноапостольную святую и мироносицу, которая проповедовала о воскресшем Христе в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним.

Мария Магдалина пришла с проповедью и к римскому императору Тиберию. По древнему обычаю императору подносили дары, и Магдалина поднесла яйцо со словами: «Христос воскресе!». Император отвечал, что, как яйцо белое, а не красное, так и мертвые не воскресают. В тот же миг яйцо в его руке покраснело.

Есть предположение, что обычай красить яйца на Пасху связан с дохристианским празднованием весны. Яйцо у многих народов являлось олицетворением животворной силы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. В верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян яйцо было символом рождения и возрождения.

Пасхальные яйца, окрашенные в один цвет, без рисунка, назывались крашенками (или галунками). Обычно для их приготовления использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. Получить другие цвета можно с помощью крепких растительных отваров.

Яйца, расписанные особым орнаментом, назывались писанками. Расписывали их только сырыми, и в пищу они не годились. После Троицы их принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Сейчас красить яйца можно пищевыми красителями или украшать с помощью специальных наклеек.

В большинстве стран красят и расписывают яйца женщины и девушки. Как правило, этому занятию посвящают один из дней Страстной недели -- Великий четверг, Страстную пятницу или субботу, которую из-за этого называли «Красильной» или «Красной».

Красить и дарить яйца на Пасху принято и у католиков. По традиции они дарят друг другу не только расписные куриные яйца, но и шоколадные.

Куличи и Пасха

Это один из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу - особому круглому высокому хлебу с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей - самого Христа.

В пасхальном угощении отражена вера христиан в незримое присутствие воскресшего Господа за их праздничной трапезой.

Предание говорит, что апостолы на общей молитве вспоминали Тайную вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. А при трапезе они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на Его место хлеб.

Подражая апостолам, пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова класть в храме на столе или налое перед Царскими Вратами артос, обозначая, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас хлебом жизни.

Все дни Светлой седмицы после литургии артос крестным ходом обносят вокруг храма. В субботу Светлой седмицы его с молитвой раздробляют и в конце литургии при целовании креста раздают народу как святыню.

На Руси к Пасхе в каждом доме выпекали внешне похожий на артос, но сдобный, с изюмом и орехами, праздничный хлеб и освящали его в храме. Этот хлеб получил название «кулич» от греческого слова «kollikion» - «круглый хлеб».

Куличи выпекают из сдобного теста с большим количеством масла и яиц. У католиков, кроме дрожжевых куличей, пекут и песочные, так называемые бабы.

Существовала примета, что, если кулич удался на славу, значит, и в доме будет процветание и благополучие. В Пасху на праздничном столе верх кулича срезали горизонтально, резали кулич кругами или ломтями, и все получали по куску.

К Светлому Христову Воскресенью готовят не только кулич, но и пасху из творога. В виде усеченной пирамиды она означает Гроб Господень, в котором совершилось Воскресение Христово. Готовят пасху в специальной разборной деревянной форме - пасочнице из деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезаны буквы «ХВ» («Христос воскресе!»), а также крест, копье, трость, ростки и цветы - символы страдания и воскресения Иисуса Христа, а иногда и голубь - символ Святого Духа. Эти изображения и надпись остаются на готовой пасхе, когда пасочницу снимают.

КСТАТИ

А́ртос (по-гречески - «хлеб») - освященный квасной (дрожжевой) хлеб, иначе называемый просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из нее частиц). Просфора (просвира) (от др.-греч. «приносимое») - в первые века христиане называли так приношения из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм. Такое значение просфоры сохраняется в православной церкви и в настоящее время.

Фото Дмитрия ОСИПОВА


При использовании материалов сайт указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Как появился обычай готовить к пасхальному столу творожную пасху и куличи?

По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич - высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Имея во время пасхальной трапезы на столе кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь.

Творожная пасха имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. Поэтому на верхней стороне должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасочницы (формы) по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его. Красное яйцо - символ Воскрешения.

А теперь рецепт пасхального кулича:

Для трех больших куличей:
700 г молока, 400 г масла, 400 г сахара, 4 яйца, 100 г изюма, около 70 г дрожжей, около 1 кг муки, 1/2 пакетика ванилина. Еще в тесто можно добавить 1 ст. ложку коньяка и горсть цукатов.

1. Развести дрожжи в теплом молоке, добавить немного сахара. Дать дрожжам подойти (15 - 30 минут).

2. Муку просеять, всыпать в молоко с дрожжами. Поставить опару в теплое место, дать подойти (примерно на 1 час).

3. Ввести в тесто растопленное и остывшее масло, сахар, яйца, изюм (его предварительно промыть и перебрать). Добавить ванилин и по желанию коньяк и цукаты.

4. На дно высокой формы выложить круг из пергаментной бумаги. Затем тесто на 1/3 высоты формы. Даем подойти, пока тесто не дойдет до половины формы. Выпекать 30 минут.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!