Дом отца кирилла. Воздушный замок патриарха

Как Никон спасал церковь от государства

Эмоциональный, жесткий, гордый патриарх Никон, спровоцировавший страну на раскол, до сих пор вызывает как ненависть, так и восхищение. И нет среди историков единого мнения по поводу этой неординарной персоны. Митрополит Антоний (Храповицкий), например, причислял Никона, чуть ли не к лику святых, а старообрядцы до сих называют посланником сатаны. А он просто человек, решившийся прыгнуть выше своей головы. Сын мордовского крестьянина вознамерился подняться над самим самодержцем всероссийским. Патриарх мечтал сделаться независимым церковным иерархом, как католический понтифик. И это в государстве с православными традициями, где церковь всегда уступала первую позицию царю! За планы свои гордые и поплатился Никон, однако сделать за шесть лет правления успел много…

Пастырь-богатырь

Родился будущий патриарх в 1605 году в нижегородском селе Вельдеманове, в миру звался Никитой Мининым. Мать его умерла сразу после родов, а мачеха настолько ненавидела Никиту, что несколько раз пыталась убить его. Мальчик не выдержал и убежал в Макарьев, в Желтоводский монастырь. Здесь он учился, постигал богослужебный устав. Однако монахом не стал: отец уговорил его вернуться. Через несколько лет Никита приехал домой и по настоянию домашних женился, затем стал священником.

Мужчина "ражий", красивый, высокого роста, крепкого богатырского сложения (впоследствии его патриаршие одежды тоже были богатырские, саккос, например, весил около 64 килограммов, да в придачу к нему омофор - 24 кило; в них он служил часами литургии и ходил в дальние крестные ходы), Никита вскоре прославился своими зажигательными проповедями. Московские купцы, привлеченные слухами о священнике-грамотее, предложили ему перебраться в столицу, и он согласился.

Неспешная сытная московская жизнь закончилась через несколько лет и в одночасье. Во время эпидемии моровой язвы умерли все его дети (три сына). Обезумев от горя, священник рыдал: зачем он поддался на уговоры родни и ушел из обители; ему следует принять монашество. Жену уговаривать долго не пришлось, она постриглась в московском Алексеевском монастыре. А Никита в 30 лет стал Никоном в строгом Анзерском скиту на Соловках и духовным сыном знаменитого старца Елеазара, впоследствии причисленного к лику святых.

И потекли месяцы и годы аскезы. Бремя подвига Никон взял на себя богатырское. Кроме общего келейного правила, ежедневно прочитывал всю Псалтирь и клал по 1000 земных поклонов. При этом не вкушал ни мяса, ни рыбы.

#comm#И все же сильный организм будущего пастыря приходилось укрощать с большим трудом. #/comm#

Келейник и биограф Никона Шушерин писал, что в это время тот терпел сильные искушения. Похоже, избыток сил требовал не затворнического, а практического подвига. И мудрый Елеазар взял Никона с собой в Москву.

По молитвам Елеазара у царя Михаила Федоровича родился долгожданный сын – Алексей Михайлович. Благодарный государь пожертвовал 500 рублей для возведения на Анзере каменного храма. Энергичный Никон спешил с постройкой, но Елеазар считал это роскошью и не торопился. В итоге монахи поссорились: Никон не выдержал и убежал.

В небольшой лодке с мужиком-помором он поплыл на материк. Судно прибило к скалистому острову Кию близ устья Онеги. Отсюда прошагал будущий патриарх 120 верст к Кожеезерской обители, в которой через три года братия изберут его игуменом. А потом Никон прибыл по делам монастыря в Москву. Его представили молодому царю Алексею Михайловичу, и тот был настолько покорен монахом, что определил его архимандритом в Новоспасский монастырь. Никон обстроил и украсил обитель, завел в ней строгие порядки. Государь зачастил в монастырь. Никон – к государю.

Вскоре Никон по желанию царя Алексея Михайловича стал митрополитом Новгородским. И тут он получил особые полномочия, причем, не только церковного, но и государственного порядка. Несмотря на то, что Уложение 1649 года ограничивало юридические и имущественные права церкви, Никон сам судил в своей епархии духовенство. Более того, он мог надзирать за гражданским судом во всей Новгородской земле. Никон своим правом активно пользовался, контролируя деятельность воеводы. Это снискало ему в Новгороде популярность среди народа, которая возросла в связи с благотворительной деятельностью митрополита. Никон учредил богадельни, кормил неимущих, хоронил их на церковные средства, занимался церковным строительством.

Все это не помешало новгородцам во время бунта 1650 года до полусмерти избить митрополита за то, что он укрыл в своем доме ненавистного царского воеводу князя Хилкова. Придя в себя, Никон нашел силы отслужить литургию, а после нее увещевать бунтовщиков, чтобы прекратили мятеж. И за них же ходатайствовал перед князем Хованским, присланным из Москвы во главе карательного войска. В итоге дело кончилось миром, а митрополита еще больше возлюбили и в Новгороде, и в Москве.

Великий государь

Алексей Михайлович нередко приглашал своего любимца в Москву для совета. Никон умело закреплял привязанность царя к себе и использовал ее как в целях своего возвышения, так и ради проведения в жизнь своих теократических идей. Он вдруг стал ощущать себя избранником, который призван возвеличить церковь над царством. Но поначалу ее нужно "спасти" от государства. К середине XVII века царский голос значил явно больше патриаршего. Церковное управление находилось под постоянным и непосредственным надзором государственной власти. Никон считал такой порядок ненормальным.

И тут судьба предоставила ему шанс. Умер патриарх Иосиф, и первосвятителем собор назвал Никона. Избранный долго не соглашался принять сан. Для осуществления планов ему нужны были особые полномочия. В итоге случилось нечто из ряда вон выходящее: Алексей Михайлович встал на колени и кланялся в ноги Никону, слезно молил "собинного друга" принять патриаршество. Никон также всплакнул, но согласился только после того, как царь обещал блюсти догматы и каноны православия нерушимо и во всем слушаться его, Никона, как архипастыря и отца. И такое обещание государь и собор Никону дали.

На тот период церковь переживала кризисное время: авторитет священников из-за невежества, пьянства и стяжательства был не на высоте, на долгие малопонятные многоголосные службы (читали все одновременно в несколько голосов) народ если и ходил, то с неохотой. В то же время царь, воскрешая идею о "Москве - Третьем Риме", предполагавшую первенство московского государя в православном мире, и стремясь прочнее закрепить за страной присоединявшуюся к ней Малороссию, считал необходимым единение русской церкви с греческой и малороссийской. Оно могло быть достигнуто путем согласования церковной практики с греческими образцами. Такая задача и была поставлена перед патриархом.

#comm#С весны 1653 года Никон приступил к реформам, но своей жесткой решимостью и отсутствием дипломатического такта фактически спровоцировал начало церковного раскола. #/comm#

Обрядовые реформы и "справа книг" по образцам, какие были приняты в Греции того времени, проходили под девизом "исправления ошибок" и возвращения к исконным традициям православия. Однако, как позднее выяснили историки, все оказалось наоборот: сложившаяся на Руси к XVII веку обрядово-богослужебная практика была гораздо ближе к церковной действительности начала второго тысячелетия от Рождества Христова, чем практика греческая, впитавшая в себя изрядное число "новшеств". Со временем и сам Никон, по сути, признал историческое равноправие старых и новых обрядов. Но было поздно, анафемы на "непокоряющихся святому Собору" уже прозвучали. К тому же - и это окончательно закрыло путь к мирному разрешению проблемы - назрел и второй конфликт: противостояние Никона с царем.

С самого начала Никону предоставлялись такие полномочия, о которых его предшественникам приходилось только мечтать. Монастырский приказ, который ранее ограничивал судебную власть патриарха, при Алексее Михайловиче бездействовал. До Никона ни один епископ не ставился без царского указа. Особые дьяки ходили по церквям и доносили ему о беспорядках. Патриаршие стрельцы забирали на улицах нетрезвых попов и сажали в каталажки (это и раньше практиковалось, но теперь приобрело особый размах). Алексей Михайлович дал Никону титул "Великого Государя", который по праву царского отца носил в свое время патриарх Филарет. И Никон смело пользовался этим титулом, видя в нем реальную власть.

Патриарх был сподвижником царя в деле присоединения Малой России. Он советовал воевать с поляками в 1654 году и со шведами в 1656-м. Уезжая из Москвы в походы. Алексей Михайлович оставлял Боярскую Думу под контролем Никона. Никакое дело не решалось без доклада патриарху. Одаренный и энергичный деятель, он также вел переписку с иностранными дворами. Пользуясь отсутствием царя во время войн, Никон, не стесняясь, превозносился над боярами, приучая их к покорности патриаршей власти в целях задуманного им своего рода переворота. Мысль о главенстве церкви над государством туманила ему голову. Простить бывшему крестьянину заносчивости бояре не могли. Против патриарха зрел заговор. Враги Никона поставили своей задачей рассорить его с царем.

Опала

Алексей Михайлович, в свою очередь, мужал и приобретал вкус к самостоятельности. После неудачного шведского похода, предпринятого по настоянию Никона, он стал заметно холоднее к нему. К тому же напористость Никона угнетающе действовала на царя, тут и расторопность врагов патриарха сказалась. Сам Никон нервничал, он чувствовал, что теряет царскую привязанность. Его великодержавные помыслы были построены целиком на любви и доверии государя. А царь отгородился от него, что толкало подверженного эмоциональным порывам Никона на нелепые поступки. В июле 1658 года разразился конфликт: царский окольничий Хитрово ударил приближенного Никона князя Мещерского. Алексей Михайлович инцидента не разобрал, как следовало бы, и вел себя, словно обиженная сторона: отсутствовал на утрени, а затем передал Никону, что тот уже не может называться Великим Государем.

Как громом поразило это Никона. Его воздушный замок рушился. Отреагировал патриарх ошеломляюще: надел простую монашескую рясу, клобук и после литургии со слезами на глазах простился с паствой, отказываясь от сана. Через три дня он уехал в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Порывистость Никона сыграла ему плохую службу. Он ждал, но царь особого рвения в возвращении патриарха не выказывал.

#comm#Позже архиерейский собор подтвердил правоту никоновских реформ, но в то же время лишил их инициатора патриаршего сана. #/comm#

Было признано, что царь имеет первенство в мирских делах, а в удел патриарху отдается только духовная жизнь государства. Он не является единовластным управителем церкви, а лишь первым среди равных епископов. Так архиереи и государь ответили на попытки Никона придать патриаршеству статус высшей и не подсудной инстанции, в некоторой степени напоминающей римское папство.

Низложенный патриарх Никон пробыл в ссылке в Ферапонтовом и Кирилло-Болозерском монастырях 15 лет, носил вериги и исцелял страждущих. В 1681 году уже при царе Федоре Алексеевиче он был выпущен из заточения, но по пути в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь умер. Через год в Москву были доставлены грамоты всех четырех восточных патриархов, восстанавливавшие Никона в сане.

Специально для Столетия

Администрация Геленджика наконец ответила экологам на вопросы о "даче Патриарха". Хотя спрашивали не ее, а лично президента России. Пятого июля на заседании Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека директор российского отделения Гринпис России Сергей Цыпленков передал Дмитрию Медведеву письмо. В нем задавались весьма неудобные вопросы о строительстве резиденции патриархии, но вместо ответа по существу чиновники в очередной раз соврали. Ранее экологи направили открытое обращение патриарху Кириллу, но их послание осталось без ответа. В последнее время духовная власть отмалчивается, а за нее отдувается власть исполнительная. И это логично: заказчиком строительства выступает Московская патриархия, прорабом - ФГУП "Предприятие по поставкам продукции" Управления делами президента РФ.

В октябре 2003 года покойный патриарх Алексий попросил у тогдашнего главы Геленджика Сергея Озерова землю для своей резиденции. Местные власти подготовили землеустроительное дело, и в 2004 году кубанский вице-губернатор Ремезков подписал распоряжение о согласовании участка размером 1,8 гектара. Располагался он в одном из самых красивых мест Черноморского побережья - в селе Дивноморском, рядом с Геленджиком. Правда, никто не учел, что на тот момент в Геленджике был как минимум один несогласный, предприниматель и юрист Зуфар Ачилов. Он вник в суть вопроса и письменно обратился к президенту Путину и генпрокурору Устинову: мол, земельный участок предоставлен церкви в лесах первой, самой охраняемой группы и относится он к лесному фонду. "Эти территории Земельный кодекс позволяет изымать лишь для выполнения международных обязательств России или для размещения объектов государственного значения, - рассказывает Зуфар Ачилов. - Чтобы там строить, нужно было официально перевести земли из одной категории в другую. Вот об этом я и написал в Москву".

Между тем переводить земли лесного фонда в другую категорию может только Правительство РФ, да и то лишь после положительного заключения государственной экологической экспертизы. Но эти процедуры никто не провел. А Зуфар Ачилов всё не успокаивался. В следующем своем обращении на имя генпрокурора он указал, что РПЦ не является государственной структурой и поэтому, согласно закону, должна выкупать земли на торгах, а не получать от государства бесплатно. Правда, Геленджикская прокуратура отвечала однообразно: "Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется".
Веками на здешней территории росли пицундские сосны. Этих древних деревьев в природе осталось немного, не случайно они занесены в Красную книгу РФ. Самый большой в мире массив пицундской сосны находится именно здесь, в районе села Дивноморское. Но с началом строительства православной резиденции сосны стали стремительно исчезать. "Вырубленные деревья строители сразу же увозили, а если не получалось, то сжигали, - говорит Дмитрий Шевченко из общественной организации "Экологическая вахта по Северному Кавказу". - За одну срубленную сосну положено выплачивать компенсацию, которая может составить несколько сот тысяч рублей. А тут вроде как сжег - и ничего платить не должен. В общем, экономили на строительстве как могли".
Летом 2009 года я лично видел вокруг "дачи Патриарха" выжженные и поваленные деревья. Несмотря на многочисленные протесты экологов и публикации "Новой газеты", тактика "выжженной земли", судя по всему, осуществляется и сейчас. 23 сентября в районе "дачи" произошел очередной пожар.
По закону, геленджикская власть была обязана провести общественные слушания, чтобы граждане могли высказать замечания к проекту. В действительности чиновники всё поставили с ног на голову. Сначала в лесу было построено трехэтажное здание, причем без проведения государственной экологической экспертизы. И лишь потом, летом 2009 года, были проведены слушания. Это грубое нарушение законов "Об охране окружающей среды" и "Об экологической экспертизе". Но инженер фирмы-подрядчика "Путеви" на слушаниях заявил, что нарушений не было. Представители же Московской патриархии и Управления делами президента это мероприятие вообще проигнорировали. Никто не ответил и на нашу публикацию о массовом уничтожении природы под возведение православной резиденции (см. "Новую газету", № 69 от 01.07.09).
Такую позицию исполнительная власть вместе с РПЦ занимала вплоть до февраля 2011 года. И лишь когда информация о незаконном строительстве активно разошлась по российской блогосфере, синодальный информационный отдел Московского патриархата распространил официальное заявление. Оказывается, никакой дачи патриарха не существует: "под Геленджиком ведется строительство церковно-административного духовного центра Русской православной церкви". Возможно. Но вот факты.
18 августа 2004 года администрация Краснодарского края издала распоряжение № 964-р "О предварительном согласовании православной религиозной организации Московской патриархии Русской православной церкви места размещения летней резиденции Московской патриархии". Заметьте, речь идет о летней резиденции. Позже, 24 ноября 2004 года, прокуратура Геленджика в своем письме уточняет, что краевая администрация хлопотала по поводу "размещения резиденции Патриарха Московского и всея Руси". Как видите, информация о "даче Патриарха" имеет под собой вполне реальный фундамент.
Помимо прочего синодальный информационный отдел заявил: "В процессе постройки здания были соблюдены требования всех служб, включая природоохранные. Никакой массовой вырубки деревьев не производилось". Но это утверждение опровергается космическими снимками. На снимке 2005 года данный земельный участок сплошь в соснах, а на снимке 2010-го видно здание с зачищенной территорией вокруг. Согласно данным "Экологической вахты по Северному Кавказу", к 2010 году строители резиденции уничтожили около двух гектаров краснокнижного леса, сегодня вырубленная территория охватывает почти 10 гектаров. "В своем заявлении Патриархат ссылается на акт Росприроднадзора, согласно которому вырубок не было, - уточняет координатор "Эковахты" Андрей Рудомаха. - Но этот акт был составлен в декабре 2010 года, то есть через несколько лет после массовой вырубки". Согласно статье 260 Уголовного кодекса РФ, массовая вырубка зеленых насаждений наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Более того, в соответствии со статьей 77 Закона "Об охране окружающей среды", РПЦ должна оценить нанесенный ущерб и возместить его государству.
Что касается упомянутого заявления Московского патриархата, интересен и этот его фрагмент: "Строительство церковно-административного духовного центра ведется за счет средств Московской патриархии без привлечения государственных бюджетных средств любого уровня". Но есть же постановление Законодательного собрания Краснодарского края от 28.09.05 № 1702-п, в котором говорится о выделении на строительство "духовно-культурного центра в пос. Дивноморский" пятнадцати миллионов рублей из краевого бюджета".
Собрав воедино эти нарушения, 25 февраля 2011 года "Экологическая вахта по Северному Кавказу" направила открытое письмо патриарху Кириллу. Ответа до сих пор нет. О том, насколько РПЦ готова к диалогу с гражданским обществом, можно судить и по июньскому происшествию. Группа активистов из Москвы, Краснодара и Геленджика прошла мимо патриаршей резиденции маршем в защиту украденного Черноморья. В итоге милиция задержала лидера молодежного крыла партии "Яблоко" Кирилла Гончарова, координатора движения "Открытый берег" Сергея Менжерицкого и активиста "Эковахты" Константина Андрамонова. Гончаров и Менжерицкий по решению мирового судьи отправились под арест. РПЦ, разумеется, промолчала. "Думаю, эта резиденция непосредственным образом связана со строительством "дворца Путина" на мысе Идокопас, - говорит гражданский активист, кандидат биологических наук Сурен Газарян. - Дело не только в том, что оба объекта начали строить в 2005 году и что в обеих стройках участвовало Управление делами президента. Дело в общей идеологии строительства - в презрении к охране природы и интересам граждан".
На письмо, которое лидер Гринпис России Сергей Цыпленков передавал Медведеву, только сейчас ответил первый вице-мэр Геленджика Вячеслав Марков. Он сообщает, что участок под резиденцией патриарха "отнесен к категории земель "земли населенных пунктов", следовательно, положения Лесного кодекса на него не распространяются. Более того, гулять рядовым гражданам, значит, и православной пастве, там нельзя, а вот заборы ставить можно. Но ведь на сайте Росреестра rosreestr.ru есть раздел "Публичная кадаст-ровая карта". Чтобы увидеть "патриарший" участок, надо набрать кадастровый номер 23:40:0000000:388. Появляется окно с официальной информацией: участок расположен в Геленджикском лесничестве, предназначен "для осуществления религиозной деятельности", но "без права вырубки лесных насаждений". Если верить Росреестру, то выходит, что геленджикский вице-мэр скрывает правду.
"НОВАЯ ГАЗЕТА" , 19 октября 2011 г.
На фото: Космический снимок территории, на которой впоследствии был построен "Духовно-культурный центр Московской патриархии" (2005 г., сервис Digital Globe)

  1. - 23.02.2012, 13:45Не попасть бы вам с Акимом к козлам по левую сторону.

    В Русской православной церкви опровергли сообщения ряда СМИ о возведении под Геленджиком дачи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла .
    "С 2005 года под Геленджиком ведется строительство церковно-административного духовного центра Русской православной церкви на юге России, наряду с имеющимися центрами в Москве и Петербурге", - говорится в заявлении Информационного отдела Московской патриархии, переданном сегодня вечером порталу "Интерфакс-Религия" . В нем отмечается, что выступить с соответствующим заявлением Русскую церковь побудили опубликованные в некоторых СМИ и блогах слухи о том, будто неподалеку от поселка Прасковеевка Геленджикского района в Краснодарского края строится "дача Патриарха", а ее строительство ведется с нарушениями. В Информационном отделе сообщили, что на территории духовного центра разместятся зал для заседаний Священного Синода, помещения для пребывания членов Синода, административных и управленческих служб Московской патриархии. Кроме того, в центре будут оборудованы рабочие кабинеты, конференц-залы, помещение пресс-центра и т.д. Наряду с функцией церковного управления, на центр также будут возложены представительские функции: прием предстоятелей и делегаций других поместных Церквей, проведение официальных встреч. Еще одна задача будущего центра - просветительская работа с детьми и молодежью, проведение встреч с общественностью и творческой интеллигенцией. При центре также будет открыт православный храм. "В процессе постройки здания были соблюдены требования всех служб, включая природоохранные. Никакой массовой вырубки деревьев не производилось. Это подтверждается, в частности, актом осмотра территории Федеральной службой по надзору в сфере природопользования от 6 декабря 2010 года", - подчеркивается в заявлении. Кроме того, проект благоустройства территории центра предусматривает посадку нескольких сотен деревьев. При этом территория центра "не перекрывает и не может перекрывать свободный доступ к морскому побережью, так как центр находится на высоте 60 метров над уровнем моря", заявили в Московском патриархате. Заказчиком строительства выступает патриархия, исполнителем - ФГУП "Предприятие по поставкам продукции Управления делами президента Российской Федерации", осуществляющее коммерческую деятельность согласно своему уставу. Генподрядчиком строительства является сербская компания "Путеви". Строительство церковно-административного духовного центра ведется за счет средств патриархии без привлечения государственных бюджетных средств любого уровня, сказано в документе. Напомним, что вопрос о законности строительства объекта под условным названием "Дача Патриарха" на территории государственного лесного фонда подняли экологи . По информации радио "Свобода" , активисты "Экологической вахты" по Северному Кавказу сумели проникнуть на территорию объекта, расположенного к северу от села Дивноморское. В результате проведенной экологической инспекции "зеленые" обнаружили там незаконное строительство, принадлежащее Московской патриархии. По словам краснодарского эколога Дмитрия Шевченко, не менее 10 га уникального леса, где растет охраняемая законом пицундская сосна, огорожено 3-метровым забором. Пробравшись внутрь, экологи обнаружили "странное, пафосное строение - не то особняк, не то храм", увенчанное куполом с крестом. Из храма-особняка вышел человек и "на ломаном русском" попросил экологов покинуть эту частную территорию. По словам Шевченко, предположительно заказчиком и главным спонсором строительства "Дачи Патриарха" выступает "Предприятие по поставкам продукции" Управления делами президента РФ, а подрядчиком - российско-сербская фирма "Путеви". Как сообщил активист "Экологической вахты" по Северному Кавказу Андрей Рудомахи, факт нахождения VIP-объекта на территории Гослесфонда был подтвержден официальным ответом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю "Экологической вахте". Но официальное ведомство не предприняло никаких мер по приостановке строительства объекта. "Это наряду с такими объектами, как дача Путина на Прасковеевке, как планируемая государственная дача на Утрише, - это объект, в отношении которого государственная контрольная схема не действует. Он фактически выведен из-под контроля", - заявил Рудомахи. Бороться с незаконным строительством на природоохранной территории, когда в роли заказчиков объекта выступают влиятельные кремлевские структуры, всегда сложно, но не безнадежно - считает директор по программам "Гринпис России" Иван Блоков. По его мнению, это может занять несколько лет и завершиться обращением в Европейский суд по правам человека. По мнению эколога, в связи с приближающимися выборами власть сейчас будет осторожнее "с принятием таких волюнтаристских решений и закрыванием глаз на уничтожение природы". По данным северокавказских экологов, в начале февраля 2011 года всероссийское общественное движение "Открытый берег" обратилось с открытым письмом к Патриарху Кириллу, в котором рассказало о проблемах, возникших в связи со строительством его личной резиденции. Движение предложило РПЦ вступить в конструктивный диалог с общественностью для их разрешения. В прошлом году в СМИ сообщалось, что в Подмосковье под деревней Переделки, которая находится рядом со знаменитыми переделкинскими писательскими дачами, также строят дачу для Патриарха , вырубая заповедный лес.Новости NEWSru.com:: Под Геленджиком строится не дача Патриарха, а духовный центр, подчеркивают в РПЦ

В последние недели забор вокруг дворца Патриарха в Геленджике значительно подрос в высоту и стал намного длиннее.

Идет и модернизация - ставят ночные камеры наблюдения и систему сигнализации.

За этим забором Патриархия скрывает преступления, попадающие под четыре статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.
Начало преступлениям было положено еще в 2003 году, когда Управделами Президента помогло Московской Патриархии подобрать участок возле поселка Дивноморский для летней резиденции, а потом стало главным подрядчиком ее строительства. Ныне дворцовый комплекс за высоким забором занимает площадь около 20 Га. Большая часть этой территории - незаконно огороженные земли государственного лесного фонда.

Как следует из кадастровой выписки, участок лесного фонда предоставлен для размещения «Культового комплекса Московской Патриархии», без права вырубки лесных насаждений.


Как Патриархия выполняет условия аренды, видно при сравнении космического снимка 2004 года с приведенной выше схемой. Несложно было подсчитать, что для строительства дворца уничтожено около 2 гектаров уникального леса из краснокнижных пицундских сосен (показаны контуры вырубок).

На месте деревьев вырос строго охраняемый дворец, но ни прокуратура, ни Росприроднадзор, ни администрация Президента, куда мы писали письма, вырубок не обнаружили.

Прошлогоднее письмо Патриарху Кириллу с просьбой убрать забор , который нарушает права граждан на доступ в лес и к общедоступной береговой полосе, остаётся без ответа.

Ответом на него стала модернизация существовашего забора и расширение оборонительных сооружений вокруг резиденции силами таджикских гастарбайтеров.

Пока вокруг дворца идет монтаж систем сигнализации и видеокамер, по бревнышку ещё можно перелезть через новый забор. Реализовать свое право на доступ в лес.

Культовый центр устроен так, что главный забор скрывает за собой целую систему заборов поменьше.

Территорию вокруг дворца охраняют, так что из леса лучше не выходить.

Статьи Уголовного Кодекса России , которые можно найти за забором «Культового комплекса Московской Патриархии»
Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации: на значительной площади вырублен реликтовый лес из пицундских сосен
Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений: рубка деревьев при строительстве велась без разрешительной документации. На вырубку краснокнижных сосен разрешение получить в принципе невозможно.
Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов: в пределах 1 и 2 зон санитарной охраны курорта Геленджик запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха. Религиозная деятельность к этой сфере явно не относится.
Статья 330. Самоуправство: В нарушение прав граждан, предусмотренных статьёй 6 Водного и статьёй 11 Лесного Кодексов заборами перегорожен проход вдоль берега и доступ в лес.

К четырем уголовным можно добавить, как минимум, три административные статьи: нарушение законодательства об экологической экспертизе, порча земель и и спользование земельных участков не по целевому назначению.

Когда я уходил, у рабочих было хорошее настроение. Они скоро достроят забор и их отправят домой, подальше от глах хозяев резиденции. В Русской Православной Церкви близится сезон отпусков.

Жаль, что незаконные рубки и захват общедоступных земель не запрещены правилами Лаодикийского и Трульского соборов.

По материалам Портал-Credo.ru , «RU_ANTIRELIGION»

Тэги: Россия, Религия, патриарх Кирилл, дворец в Геленджике

Забор в Геленджике вокруг таинственного объекта, который блоггеры прозвали "дача Патриарха", в последние недели значительно подрос в высоту и стал намного длиннее. Кроме того, его модернизируют - ставят ночные камеры наблюдения и систему сигнализации. Об этом рассказывает в своем блоге активист Экологической Вахты по Северному Кавказу Сурен Газарян.

Зимой прошлого года экологам удалось посетить этот закрытый объект на черноморском побережье Краснодарского края, где, по их наблюдениям, ведется незаконное строительство на территории государственного лесного фонда. В результате проведенной экологической инспекции "зеленые" обнаружили там незаконное строительство, принадлежащее Московской патриархии Русской православной церкви.

В РПЦ после этого заявили, что под Геленджиком строится не дача Патриарха, а духовный центр.

Как считают экологи, данная стройка попадает сразу под несколько статей Уголовного кодекса РФ. Получить данный участок возле поселка Дивноморский в 2003 году Московской патриархии помогло Управделами президента - для летней резиденции. А потом ведомство стало главным подрядчиком ее строительства, пишет Газарян. Ныне строение похоже на дворцовый комплекс, раскинувшийся на 20 га. Большая часть этой территории - незаконно огороженные земли государственного лесного фонда.

Как следует из кадастровой выписки, участок лесного фонда предоставлен для размещения "Культового комплекса Московской Патриархии", без права вырубки лесных насаждений. Однако сравнив космический снимок 2004 года с современным снимком, экологи подсчитали, что ради строительства дворца было уничтожено около 2 гектаров уникального леса из краснокнижных пицундских сосен.

Ни прокуратура, ни Росприроднадзор, ни администрация Президента Медведева, которому, как рассказывает Газарян,лично в руки было передано обращение, вырубок не заметили. Прошлогоднее письмо Патриарху Кириллу с просьбой убрать забор, который нарушает права граждан на доступ в лес и к общедоступной береговой полосе, остается без ответа.

"Ответом на него стала модернизация существовавшего забора и расширение оборонительных сооружений вокруг резиденции силами таджикских гастарбайтеров" , - комментирует блоггер.

Между тем, пока идет пока вокруг дворца идет монтаж систем сигнализации и видеокамер, активисты снова перебрались перебрались по ту строну ограждений, обнаружив, что главный забор скрывает за собой целую систему заборов поменьше.

Напомним, "дача Патриарха" соседствует со скандальным черноморским "палаццо Путина" в Прасковеевке под Геленджиком стоимостью 1 млрд долларов, а также особняком на территории заказника Большой Утриш в Анапе, за которым в СМИ закрепилось название "дворец Медведева".

Через различные компании (в том числе пользующиеся предоставленными церковью льготами) и посредников патриарх Кирилл в разное время пытался попасть и на другие рынки. Например, на нефтяной во второй половине 1990-х. Считается, что этот бизнес принес ему самые крупные доходы, какие — точно не известно.

В 2000 году Владимир Гундяев начал заниматься морепродуктами — икрой, камчатскими крабами, креветками. На этом он заработал около $17 млн.

Также он был причастен к добыче уральских самоцветов, учреждению банков, скупке акций и недвижимости.

Еще один его бизнес был связан с автомобилями. Но об этом известно лишь, что он как правящий архиерей епархии РПЦ МП в Калининградской области участвовал в автомобильном совместном предприятии в Калининграде. В его бизнес-команде были в том числе архиепископ Климент (Капалин) и протоиерей Владимир Верига. Они же получили известность как фигуранты «табачного» скандала.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!