День рождения робби уильямса. Робби Уильямс: биография, личная жизнь, творчество
Джаз — музыкальное течение, которое зародилось в конце 19 века в США. Пройдя путь от популярной музыки масс до высокоинтеллектуального искусства, джаз оказал и продолжает оказывать огромное влияние на музыкальные и культурные традиции всего мира.
В 20-е годы прошлого века джаз олицетворял собой популярную музыку в США, при этом он находился совершенно на другом конце шкалы музыкальных ценностей, противостоя коммерческой музыке. Пройдя на своем пути развития этапы мейнстрима, слияния с другими жанрами музыки разных культур, джаз в середине 20-го столетия принял современные формы, превратившись в музыку для интеллектуалов.
В настоящее время джаз относится к сфере высокого искусства, считается престижным музыкальным жанром, продолжая влиять на современную музыку, одновременно заимствуя из нее некоторые элементы для собственного развития (например, элементы хип-хопа и так далее).
История возникновения джаза

История возникновения джаза берет свое начало с конца 19-го века. По своей сути, джаз это соединение ряда музыкальных культур и национальных традиций африканских племен, привезенных в США в качестве рабов. Для джаза характерен сложный ритм африканской музыки и европейская гармония.
Зародился джаз в Новом Орлеане — городе на юге США. Первым общеизвестным стилем джаза был «новоорлеанский», который считают традиционным по отношению к другим направлениям. В первые два десятилетия 20-го века джаз был региональной музыкой. Постепенно он получил распространение по другим регионам США. Этому способствовали круизные пароходы, поднимавшиеся вверх по Миссисипи. Для увеселения публики на пароходах играли джазовые оркестры, музыка которых пришлась по душе широким слоям населения. Так, джаз постепенно попал и в другие , в частности Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис.
Также музыканты из Нового Орлеана, игравшие джаз, отправлялись на гастроли по США, добираясь даже до Чикаго. Один из известных джазовых музыкантов того времени Джерри Ролл Мортон регулярно выступал в Чикаго с 1914 года. Немного позже в Чикаго переехал целый оркестр белых джазистов (диксиленд) под руководством Тома Брауна. К началу 20-х годов центр развития джаза в США переместился в Чикаго и появился новый стиль — «чикагский».
Окончанием эпохи чистого джаза принято считать 1928 год, начало Великой депрессии в США. В этот период без работы осталось много людей, в том числе и музыканты джазовых ансамблей. Сам джаз как музыкальное направление прекратил свое существование в чистом виде, оставшись только в некоторых городах юга страны.
В чикагский период развития джаза популярность получил один из главных джазовых музыкантов — Луи Армстронг.

На смену чистому джазу пришел свинг — разновидность джазовой музыки, которую исполняли большие ансамбли по 10 и более человек, биг-бэнды. Свинг — оркестровый стиль музыки. Он получили широчайшую популярность по всей стране. В этот период джаз стали слушать и играть практически в каждом городе США. Свинг имеет большую танцевальную направленность, чем джаз в чистом виде. Именно поэтому его популярность была более широкой. Эпоха свинга длилась с начала 30-х до середины 40-х годов 20-го столетия. Наиболее популярным исполнителем свинга в США был оркестр под управлением Бенни Гудмана. Кроме того, популярными также были оркестры с участием Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Гленна Миллера и других джазменов.
Свою популярность свинг потерял в тяжелое военное время. Связано это было с нехваткой кадров для комплектования огромных биг-бэндов и экономической нецелесообразностью таких коллективов.
Свинг оказал большое влияние на дальнейшее развитие джаза, в частности на бибоп, блюз и поп-музыку.
Спустя 15 лет свинг возродился усилиями Дюка Эллингтона и Каунта Бэйси, воссоздавших свои биг-бэнды эпохи расцвета стиля. Кроме того, на возрождение свинга повлияли Фрэнк Синатра и Нэт Кинг Коул.
Бибоп

В начале 40-х в США в джазовой среде возникает новое направление — бибоп. Это быстрая и сложная музыка, которая характеризуется импровизациями, основанными на высоком мастерстве исполнителей. Среди основателей стиля — Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Телониус Монк и другие. Бибоп это своеобразная реакция джазовых музыкантов на популярность свинга и попытка защиты своих композиций от переигрывания дилетантами путем усложнения музыки.
Бибоп считается авангардным направлением джаза, сложным для восприятия публики, привыкшей к простоте свинга. Еще одним отличием является ориентация на солиста, его виртуозное владение своим инструментом. Бибоп по своей натуре — полностью антикоммерческое направление. В это время происходит смещение акцентов развития джаза от популярной музыки в сторону музыки для избранных.
Бибоп дал современному джазу небольшие оркестры, так называемые комбо, состоявшие из трех человек. Также он открыл такие имена, как Чик Кориа, Майкл Легран, Майлз Дэвис, Декстер Гордон, Джон Колтрейн и другие.
Дальнейшее развитие джаза

Бибоп не сменил свинг, он существовал параллельно с музыкой биг-бэндов, трансформировавшейся в мейнстрим. Знаменитые оркестры существовали и в послевоенное время. Их музыка получила новое развитие, впитав лучшие традиции других джазовых стилей и течений, а также популярной музыки разных . В настоящее время во всем мире известны выступления оркестров Линкольн-центра, Карнеги-Холла, а также Чикагского джазового ансамбля и Смитсоновского оркестра.
Другие стили джаза
Джаз постоянно трансформировался под влиянием других музыкальных направлений, образуя новые течения:- кул-джаз — полная противоположность бибопа воплотилась в кул-джазе, отрешенный и «холодный» звук которого впервые воплотил в музыке Майлз Дэвис;
- прогрессив-джаз — получил развитие параллельно с бибопом, он также был попыткой отхода от музыки биг-бэндов путем усовершенствования композиций;
- хард-боп — разновидность бибопа с большей опорой на блюз, получил свое развитие на северо-востоке США (Детройт, Нью-Йорк, Филадельфия), композиции более жесткие и тяжелые, однако не менее агрессивные и требовательные к мастерству исполнителей;
- модальный джаз — эксперименты Майлза Дэвиса и Джона Колтрейна с подходом к мелодии джаза;
- соул-джаз;
- джаз-фанк;
- фри-джаз — новаторское движение, одно из самых противоречивых направлений в джазе, основателями считаются Орнетт Коулман и Сесил Тэйлор, характеризуется изменениями в структуре и чувстве музыкальной составляющей, отказом от последовательности аккордов, а также атональностью;
- фьюжн — слияние джаза с разными направлениями музыки — поп, рок, соул, фанк, ритм-н-блюз и другие повлияли на возникновение стиля фьюжн или джаз-рок;
- постбоп — дальнейшее развитие бибопа минуя фри-джаз и другие джазовые эксперименты;
- эйсид-джаз — новое понятие в джазовой музыке, джаз с примесью фанка, хип-хопа и грува.
Фестивали джаза в США

В США, на родине джаза, проводятся различные фестивали, посвященные этому стилю музыки. Наиболее известным является «Ньюорлеанский фестиваль джаза», который проходит в конце весны в Новом Орлеане на площади Конго.
Джаз по праву считается наиболее сложной музыкальной формой для восприятия. Прослушивание джаза требует от мозга активной деятельности для определения всех музыкальных прогрессий и гармонических построений. Таким образом, джаз считается одним из инструментов, влияющих на интеллектуальные способности.
Джаз – в этом слове скрыто не просто обозначение очередного музыкального стиля, здесь кроется целая история новой музыки, которая впервые зазвучала в начале XX века. Корни джаза можно найти гораздо раньше, однако свое развитие в качестве индивидуального стиля он получил сравнительно недавно. Он возник в США в то время, когда в стране происходило угнетение негритянского народа, гонения на этот слой населения, что во многом и выразилось в джазовых композициях.
Предыстория возникновения джаза
Еще в далеком XVII веке в Америку привезли первых рабов из Африки. Этих людей использовали на плантациях для самого тяжелого труда. Черные невольники практически не имели никаких прав, довольствуясь тем, что есть. Единственную долю утешения и радости они находили как раз в музыке.
Африканцы отлично чувствуют ритм, благодаря чему умеют петь в такт. В те часы, когда им предоставлялся небольшой отдых, темнокожие рабы пели, аккомпанируя себе ударами по банкам, жестянкам, хлопая в ладоши и т.д. Именно так и возникли первые мотивы той музыки, которая в будущем будет носить название джаз.
История развития джаза
Развитие джаза – Новый Орлеан
В многонациональном городе Новый Орлеан происходило развитие разных культур, что привело и к развитию новой формы музыкального искусства. Период с 1900 по 1917 годы принято называть временем традиционного или новоорлеанского джаза.
В это время данный стиль приобретает особую популярность. Его поклонниками становятся не только темнокожие парни, но и белые американцы. Одним из известнейших исполнителей джазовой музыки становится Луи Армстронг, который и родился в Новом Орлеане.
Свинг – выразительное средство в джазе
С началом эпохи Свинга многие небольшие ансамбли перестроились в большие группы. Благодаря развитию этого выразительного средства, теперь джазовая музыка создает впечатление огромной внутренней энергии, которая находится в состоянии неустойчивого равновесия.
Бибоп – современный джаз
Еще один стиль, который постепенно развился в джазовой музыке. Он представляет собой достаточно быстрый темп, а также отличается сложными импровизациями, которые создаются благодаря изменению не мелодии, а самой гармонии.
Свободный джаз
Конец 50-х-начало 60-х годов стало временем свободного джаза, который предусматривал отступление от западного созвучия и ритма. Главный акцент отныне делался на поиски большей свободы самовыражения.
Упадок джазовой музыки
В конце 60-х годов XX века данный стиль музыки испытал упадок популярности. Несмотря на то, что многие исполнители пытались возродить этот стиль, приобщая современных слушателей к джазу, им это не удалось. Именно по этой причине чего джаз музыканты остались без работы, а большое количество джаз клубов было закрыто в этот период.
Возрождение
Однако время шло, и джаз постепенно возвращался. Сегодня он вызывает интерес среди слушателей со всех уголков планеты, независимо от того, какую национальность имеет человек. Джазовые традиции возрождались, стиль снова становился популярным.
Примечательно, что в джазе нет постоянного состава. Здесь всегда присутствует ансамбль солистов, что и отличает этот стиль от всех остальных.
Джаз развивался и в нашем государстве, появившись еще в 20-е годы XX столетия. Специальный оркестр был организован Валентином Парнахом. Спустя десять лет джаз начал приобретать особую популярность среди жителей СССР, во многом благодаря выступлениям ансамбля под руководством Леонида Утесова.
Джаз как отдельный музыкальный стиль живет и сегодня. У него есть множество поклонников, которые готовы многое отдать за то, чтобы он развивался и продолжал свое существование еще долгие годы.
Считается, что эту музыку способ ен понять далеко не каждый — кто-то находит ее скучной, а кто-то безуспешно пытается осознать ее, но боится проникнуть глубже самых популярных композиций.
Было ли так всегда? Как зародился джаз и как менялось отношение к нему на протяжении двадцатого века? Разберем историю этого удивительного музыкального направления и поговорим о его самых характерных чертах.
Эту музыку невозможно не узнать, о каком бы направлении, времени и стране ни шла речь. Что же делает джаз таким узнаваемым и уникальным? В чем заключаются характерные особенности этой музыки?
- Сложный синкопированный ритм.
- Импровизация — особенно на духовых и ударных инструментах.
- Свинг — особый ритм, задающий пульсацию мелодии, подобно сердцебиению. В дальнейшем свинг обретет собственное направление в музыке.
Особое внимание в этом музыкальном стиле отводится духовым и ударным инструментам, а также контрабасу (и во многих случаях — пианино). Именно они задают то самое “фирменное” настроение и предоставляют музыкантам полную свободу для импровизации.
История возникновения
Джаз родился из африканской музыки, сплетенной с блюзом, регтаймом и европейской музыкальной традицией. Говоря об этом направлении, многие люди подразумевают новоорлеанский джаз — музыку начала двадцатого века (1900 — 1917 гг). Тогда же появились первые джаз-бэнды:
- Bolden Band;
- Creole Jazz Band;
- Original Dixieland Jazz Band (их сингл 1917 года “Livery Stable Blues” стал первой изданной джазовой записью в мире).
Именно новоорлеанский джаз дал толчок этому направлению музыки, превратив его из диковинного околоэтнического стиля в популярный и многогранный жанр.
История развития
В 1917 году музыканты из Нового Орлеана привозят новый стиль в Чикаго. Этот визит ознаменовал начало нового направления и новую джазовую столицу. Чикагский стиль во главе с такими музыкантами, как Бикс Бейбердек, Кэррол Диккерсон и Луи Армстронг , просуществовал ровно до начала Великой депрессии (1928 год). Вместе с ним ушел и традиционный новоорлеанский джаз.
В 30-х годах в Нью-Йорке появились первые биг-бэнды, а вместе с ними — и свинг, новое направление, основанное на чикагских и новоорлеанских традициях. С этого времени джазовая музыка начинает активно развиваться и трансформироваться под влиянием моды, других сфер искусства и новой волны талантливых музыкантов. Рассмотрим несколько ключевых направлений.
- Свинг. Жанр, который произошел из одноименного джазового элемента. Его расцвет пришелся на 30-40-е гг. После окончания Второй Мировой войны свинг ассоциировался у населения с тяжелыми временами, и поэтому свингующие биг-бэнды начали постепенно исчезать. Второе рождение свинга произошло в конце 50-х годов. Представители стиля: Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Гленн Миллер, Луи Армстронг, Фрэнк Синатра, Нэт Кинг Коул.
- Бибоп. Характерные черты бибопа — динамичный темп, сложная импровизация и обыгрывание гармонии. В начале 40-х, когда бибоп только зарождался, он считался музыкой больше для самих музыкантов, чем для слушателей. Его основоположники: Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, Кенни Кларк, Телониус Монк, Макс Роуч.
- Кул-джаз. Спокойное “холодное” направление, возникшее в 40-е годы на Западном побережье и характеризующееся сдержанным звучанием, противоположным хот-джазу. Происхождение его названия связывают с альбомом Майлза Дэвиса “Birth of the Cool”. Представители: Майлз Дэвис, Дэйв Брубек, Чет Бейкер, Пол Дезмонд.
- Мейнстрим. Свободный стиль, возникший на джемах 50-х и получивший широкое распространение в 70-80-х гг. Мейнстрим вобрал в себя характерные черты бибопа и кул-джаза.
- Соул. Симбиоз джазовой импровизации и госпела, возникший в 50-х. Представители: Джеймс Браун, Арета Франклин, Рэй Чарльз, Джо Кокер, Марвин Гэй, Нина Симон.
- Джаз-фанк. Симбиоз джаза, фанка, соула, ритм-н-блюза и диско. Родственные стили — соул, фьюжн и фри-джаз. Самые известные представители: Jamiroquai, The Crusaders.
- Эйсид. Стиль, объединяющий джаз, фанк, соул, диско и хип-хоп. Он зародился в 80-х благодаря диджеям, которые активно использовали семплы из джаз-фанка 70-х.
Музыкальный стиль в СССР и России
Власти СССР относились к джазу крайне враждебно. После статьи Максима Горького 1928 года направление стали называть “музыкой толстых”. Эту музыку воспринимали исключительно как проявление чуждой советскому человеку и разлагающей личность буржуазной культуры. Однако в 30-е годы певец Леонид Утесов и музыкант Яков Скоморовский создают первый советский джазовый ансамбль. С западным звучанием он не имел почти ничего общего, и именно это позволило Утесову завоевать любовь публики, не вступая в конфликт с властью.
Но на этом история возникновения и развития джаза в СССР не закончилась. На советском пространстве были настоящие свинг-музыканты: Эдди Рознер, Александр Цфасман, Александр Варламов, Валентин Спориус, Олег Лундстрем.
Современный стиль
В современной музыке можно выделить два лидирующих джазовых направления, которые популярны как среди музыкантов, так и у аудитории.
- Нью-джаз (джазтроника) — стиль, сочетающий джазовую мелодику с электронной музыкой и другими направлениями. Его можно сравнить с эйсид-джазом, но в отличие от второго, джазтроника больше склоняется к хаусу и импровизации и почти не обращается к хип-хопу и позднему r’n’b. Типичные представители нью-джаза: The Cinematic Orchestra, Jaga Jazzist, Funki Porcini .
- Дарк-джаз (jazz noir). Это мрачный кинематографичный стиль, чрезвычайно популярный среди молодой аудитории — в первую очередь, благодаря фильмам и играм соответствующей стилистики. Знаковые инструменты этого стиля — бас-гитара, баритон-саксофон, ударные. Яркие представители направления — Morphine, Bohren & der Club of Gore, The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble, Dale Cooper Quartet & The Dictaphones .
Если вы давно мечтали познакомиться с джазом ближе, воспользуйтесь нашим гайдом и найдите направление, которое покорит ваше сердце. Но, изучая новые стили, не забывайте возвращаться к традиции.