Древние обычаи и обряды: Марийские похоронные обряды и традиции. Магические действия на похоронах Сидя на санях

У каждого человека на этой земле есть два самых важных события в жизни - это рождение и смерт ь.

Между двумя этими событиям находится жизнь.

У одного человека она длинная, у другого - короткая, но в своей жизни люди, как правило, отгоняют мысль о смерти . Но вот приходит смерть , а с нею - неизбежные горькие хлопоты о погребении дорогого вам человека.

Еще более тягостными часы подготовки к похоронам становятся, если этот процесс сопровождается множеством "важных советов" об обязательных "традициях" похорон. Такие рекомендации часто буквально навязываются родственникам, делая похороны невыносимым и пугающим событием. На самом деле большинство из них - суеверия и предрассудки, накопленные человечеством на протяжении веков и не имеющие ничего общего с реальностью.

Вот лишь некоторые из таких суеверий. Впрочем, каждый человек волен решать для себя, чему следовать, а чему нет.

    Не часто, но случается так, что человек думает о своей будущей смерти и заранее готовит себе гроб. Такое изделие, как правило, хранят на чердаках. Но здесь существует маленькое, но очень существенное «но»: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не происходило, в пустой гроб насыпали опилки, стружку, зерно. После смерти человека опилки, стружку, зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.

    Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.

    Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы «с нечистыми». Поэтому последние могут «потревожить» тело покойного.

    Если в доме покойник, не затевайте стирки. Это необходимо сделать после похорон.

    Когда делают гроб родным и близким запрещено в этом участвовать. Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю, в крайнем случае, бросить в воду.

    Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Возьмите ее и вынесите в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух опел ее трижды.

    Когда наступит время укладывать усопшего в гроб, тогда кропят святой водой тело усопшего и его гроб снаружи и внутри. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят в гроб. На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего приносят на отпевание. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин - образ спасителя, для женщин - образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку - крест, а на грудь усопшего - Святой образ. Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.

    Увидев покойника в гробу, машинально не касайтесь своего туловища руками. Это связано с тем, что на том месте, где вы брались рукой, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.

    Если в доме находится покойник, то, встречая там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.

    Пока покойник находится в доме, не следует мести пол. Если вы не выполните этот совет, то могут вскоре заболеть члены вашей семьи, а то случится и худшее.

    Во время похорон нельзя посещать могилы родственников и знакомых, находящиеся на том же кладбище.

    Не слушайте тех людей, которые советуют для сохранения тела покойника от разложения положить на его губы накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.

    Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в голову можно положить пучок шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели - отгонять «нечистую силу». Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которая святится в Вербное воскресенье и хранится за образами. Эти ветки можно положить под покойника.

    Умер человек, его тело положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесена. К вам могут подойти знакомые или незнакомые с просьбой поваляться на этой постели. Аргумент выдвигают следующий: чтобы не болела у них спина и кости. Не слушайте их. Не причиняйте себе вред.

    Не кладите мертвецу в гроб живые цветы. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные.

    Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света - лучшую загробную жизнь .

    В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

    Вместо подсвечника для свечей используют часто стаканы, в которые насыпают пшеницу. Некоторые люди обсыпают других этой пшеницей и тем самым наводят порчу. Эту пшеницу также нельзя использовать на корм птице или скоту.

    Следите за тем, чтобы под покойника не положили чьи-нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где-нибудь подальше сжечь.

    Бывает, когда по незнанию некоторые сердобольные мамы клали фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинал болеть, и если вовремя не была оказана помощь, мог наступить смертельный исход.

    Нельзя давать свои вещи для одевания покойника . Покойника хоронят, а тот, который отдал свои вещи, начинает болеть.

    Из дома выносят гроб с покойником, а возле двери стоит кто-то и начинает завязывать узлы на тряпках. Людям эту операцию он объясняет тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое…

    Если беременная женщина пойдет на похороны - этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее - до похорон.

    Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.

    Когда несут по улице покойника в гробу - старайтесь не смотреть из окна своей квартиры, дома.

    Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае, как правило, их используют для наведения порчи.

    Если вы прощаетесь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.

    Если вы боитесь покойника, возьмитесь за ноги умершего и подержитесь. Это можно делать перед тем, как его кладут в могилу.

    Иногда люди могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте - это делается для наведения порчи.

    Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной свечи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.

    Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что-нибудь из еды. Следите за тем, чтобы маленькие дети по неосторожности или взрослые не выпили из этого стакана или не съели чего-нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.

    Во время поминок усопшему, по традиции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто-то советовать.

    На вашей улице покойник, а вам необходимо срочно посадить картофель. Не тратьте зря времени и усилий. Если вы посадите картофель во время, когда покойника еще не похоронили, не ждите хорошего урожая.

    Если Вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что-нибудь посадить, начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. В таком случае все, что вы нашли, необходимо вынести за кладбище и сжечь. Когда это будет гореть, старайтесь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.

    Похороны в Новый год - очень плохая примета: в наступившем году, по меньшей мере, раз в месяц будут хоронить.

    Похороны в воскресенье предсказывают еще трое похорон в течение недели.

    Опасно откладывать похороны, по какой бы то ни было причине. Тогда одна, две или три смерти в семье или в ближайшей округе произойдут в течение недели или месяца.

    Если похороны откладываются на следующую неделю, то это наверняка к несчастью, потому что мертвец изо всех сил постарается взять кого-нибудь с собой.

    После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в гости.

    В головах на могилах юношей и девушек сажают калину.

    В первые семь дней со дня смерти умершего не выносите из дома никаких вещей.

    До 40 дней не раздавайте вещей умершего родственникам, друзьям или знакомым.

    Если у кого-нибудь из вас умер близкий или родной человек, и вы по нему часто плачете, то советуют завести в доме траву чертополох.

    Когда кто-нибудь умирает, постарайтесь, чтобы при этом присутствовали только женщины.

    Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из-под головы подушку из перьев. В селах умирающего кладут на солому.

    Для облегчения смертной агонии больного необходимо накрыть белым материалом, который в дальнейшем пойдет для обивки гроба.

    Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая находилась в ведрах или кастрюлях. Ее необходимо вылить, а свежей налить.

    Желательно, чтобы омовение тела умершего происходило в светлое время суток - от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необходимо выкопать яму вдалеке от двора, огорода и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вылить и засыпать землей. Дело в том, что на воде, в которой обмывали покойника, делают очень сильные порчи. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.

    Старайтесь не разлить эту воду по квартире, чтобы живущие в ней не болели.

    Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.

    Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.

    Саван необходимо шить на живую нитку и обязательно иголкой от себя, чтобы в доме не было еще смертей.

Предрассудки на Руси в прежние времена

    В доме, где лежал умирающий, вынимали все ключи из замочных скважин и открывали двери и окна, чтобы душа человека без помех могла покинуть тело. Когда человек отдавал Богу душу, его обязательно обмывали, чтобы он предстал перед Господом чистый душой и телом.

    При омовении усопшего соблюдались строгие правила. Покойника клали ногами к печи и 2–3 раза обмывали теплой водой с мылом из нового глиняного горшка. Вода, которой мыли покойника, становилась «мертвой», и ее выливали куда-нибудь подальше, чтобы здоровый человек не наступил на это место, а так же чтобы колдун не взял ее себе для наведения порчи. Так же поступали с водой, которой мыли посуду после поминок и полы после выноса покойника из дома. От других атрибутов омовения так же старались поскорее избавиться.

    В гроб покойнику кладут его крестильный нательный крестик, образок, венчик на лоб, свечи и »рукописание» - написанную молитву, отпускающую грехи. В руки дают полотенце (платок), чтобы усопший мог пот с лица вытереть во время Страшного суда. Кто умер на Пасху - яичко в руку.

    Хоронят покойника обычно в белой одежде, олицетворяющей младенческую чистоту христианской души.

    Строго соблюдалась примета: не делать гроб больше покойника, иначе другой покойник будет. В доме в знак траура занавешивают или поворачивают «лицом» к стене зеркала, чтобы душа человека не осталась запертой по ту сторону зеркала. Также останавливают все часы в знак того, что жизненный путь человека завершен. Перед похоронами с человеком приходят проститься его знакомые и родственники, но за 20 минут до выноса тела с умершим должны остаться только самые близкие родственники.

    Сор при покойнике из дома вынести - всех из дома выносить.

    Готовясь к выносу тела, сначала выносят из дома венки и портрет покойного, затем крышку гроба (узкой частью вперед), а уж в конце сам гроб (покойника выносят вперед ногами). При этом нельзя задевать пороги и косяки, чтобы у покойника не было соблазна вернуться домой.

    «Покойник один из дома вон», - говорят вынося его и запирая в доме на время жильцов. По старой традиции, нельзя выносить покойника до полудня и после захода солнца, чтобы заходящее солнце могло «захватить» умершего с собой. Родным нельзя нести гроб, чтобы покойник не увел за собой в могилу кровного родственника.

    После выноса гроба из дома обязательно моют все полы (раньше мыли одной водой не только полы, но и весь дом).

    Путь траурной процессии к кладбищу устилают еловыми ветвями, которые служат оберегом, гарантией того, что покойник не будет «ходить», не вернется по своему следу.

    На похоронах принято одаривать присутствующих пирогами, конфетами, носовыми платками. Это ни что иное как раздача милостыни, которая обязывает принявших ее помолиться за усопшего. При этом молящиеся берут на себя часть грехов покойного.

    Придя домой после похорон, нужно погреть руки, чтобы не занести в дом могильного холода. После поминок 40 дней хмельного в рот не берут. На поминках же пьют только водку, а пришедших обязательно кормят блинами и кутьей.

    Для души покойника на стол ставят стопку с водкой, накрытую ломтем хлеба. Стоять она должна 40 дней, пока еще душа человека окончательно не покинула этот мир.

    На поминках долго не задерживаются. Шесть недель после похорон на подоконнике должен стоять стакан с водой, а на углу дома, снаружи у окна висеть полотенце, чтобы душа до поминок могла купаться и утираться. На сороковой день душа умершего является в свой дом на целые сутки и уходит лишь после так называемых проводин. Если их не устроить, покойник будет мучиться. Через шесть недель после смерти пекут «лесенки» из теста, чтобы помочь душе взобраться на небо. По русской традиции, в народном месяцеслове существуют специальные дни, в которые православные поминают тех, кто переселился в мир иной.

Поминальная свеча - атрибут православия. Когда человек умирает, именно огонек свечи, разгоняя мрак, служит путеводителем для души усопшего. Скорбящие люди держат в руках свечи, верят, что уходящего в иной мир ждет светлая встреча с Господом. Этот обряд - безмолвное свидетельство того, что умерший человек при жизни был светлым, дарил добро, развеивал своими хорошими поступками тьму, загораживающую путь к истине.

Символическое значение поминальной свечи

Поминальная свеча - это символ, напоминание Господу об усопшем человеке. Люди приобретают свечи на обряд погребения не только из-за смерти близкого, а как знак того, что человек жил в этом мире. Огонек поминальной свечи - самое лучшее доказательство этого. Известно, что огонь от свечи всегда устремлен вверх. Даже наклоненная свечка своим огоньком тянется кверху. Вот так и благочестивый человек во всех своих мыслях и стремлениях должен тянуться к Богу.

При обряде погребения 4 свечи по бокам гроба символизируют крест, а поминальная свеча в руках родных и близких во время панихиды означает Божественный свет, который получает каждый человек во время крещения.

Куда и как ставить поминальную свечу

Любую православную церковь или храм нельзя представить без свечей. Это человеческая жертва Богу. Священнослужители говорят, что огромной разницы в том, что пожертвует человек - деньги или свечу - нет.

Молитву местом не ограничивают. В домашней обстановке человек может зажечь свечу и помолится за здравие или упокой. В церкви же, для порядка, существуют специально отведенные места для проведения этих ритуалов.

Поминальные свечи в церкви - это зримое подтверждение человеческой молитвы. Эти свечи ставят на специальном столике, который называется канунным. Он имеет прямоугольную форму, в отличие от круглого столика, куда ставят

Поминальная свеча устанавливается возле распятия, которое находится на кануне. Христос является связующим звеном между жизнью и смертью, он взял на себя все грехи мира, без вины умирая на кресте.

Как правильно зажечь поминальную свечу

Особенных правил на этот счет не существует. Не имеет значения, какой рукой (правой или левой) вы будете это делать. Важно просто не торопиться, вкладывая в свое действие веру и искреннее желание своей молитвой помочь душе умершего человека.

Бывают нескольких видов. В наполненные песком свечу достаточно просто поставить. Устанавливая свечу на металлический подсвечник, ее низ нужно немножко расплавить над огоньком рядом стоящей, чтобы она впоследствии надежно закрепилась.

Что делать после того как будет установлена поминальная свеча

Главная цель посещения храма - молитва за упокоение души усопшего. Свеча - это зрительный образ молитвы, поэтому установив свечу, пока она горит, нужно стоять и молиться.

Молиться можно своими словами, прося, чтобы Бог принял в свое Царствие Небесное душу умершего человека и даровал ей покой. Можно использовать специальную молитву, которая так и называется - «За усопших».

После молитвы в церкви хорошо раздать милостыню, с просьбой о том, чтобы получившие ее помянули душу умершего человека.

Сколько стоят поминальные свечи и где их купить

Конечно же, покупают только в храме, ведь они означают союз между храмом и человеком. Важным является и то, что все церковные свечи освящаются, а это тоже нужный ритуал христианской веры. Покупая свечу, вы тем самым жертвуете свои деньги на храм.

Поминальные свечи бывают разными, также и цены на них отличаются между собой. Обычная восковая поминальная свеча стоит от 5 рублей, цены на свечи, в комплект к которым входят поминальные стихи от близких и родных, колеблются от 50 до 400 рублей за штуку.

Нужно помнить, что свеча - это всего лишь зрительный образ, помогающий в обращении к Богу, главное здесь - вера, чистые помыслы и искренняя молитва.

Важное значение в жизни и быту марийцев имели похоронно-поминальные обряды, в которых находил проявление древний культ предков. В них выражалось почтительное и уважительное отношение к умершему и ранее погребенным предкам. Эти обряды, состоявшие из различных ритуальных действий, были направлены на то, чтобы облегчить умершему переход в потусторонний мир, обеспечить там его благополучное существование. По поверьям, соблюдение обрядов по проводам умершего в иной мир успокаивало его душу, и она могла помочь живым членам семьи в их хозяйственных и семейных делах и заботах. В случае же непочтительного отношения к умершему, несоблюдения положенных обрядовых действий, его душа могла обидеться и навредить оставшимся родственникам.

Смерть, по представлениям народа, ассоциировалась с приходом духа смерти {азырен). Взрослым людям он “перерезал горло ножом”, а маленьких детей лишал жизни при помощи “придавливания половой доской”. После смерти человека в доме вешали чистое полотенце и ставили чашу с водой, чтобы дух смерти “ополоснул в воде нож и вытер его”. По другим представлениям, после физической смерти человека душа (чон, орт, йанг), покидая тело, должна была искупаться в чистой воде, находящейся в чаше. Все наказы по поводу погребения усопший делал еще при жизни; если же человек умирал внезапно, то родственники и близкие старались сделать все так, чтобы душа покойного не была в обиде. Тело умершего обмывали близкие ему люди или те, кому он заранее об этом завещал. Женщину обмывали женщины, мужчину - мужчины.

Смертную одежду пожилые люди готовили заранее. Раньше в качестве погребальной одежды использовали свадебный костюм. Обязательными принадлежностями похоронного костюма были головной убор, рубаха, кафтан, пояс, штаны, обувь. Умершей девушке в гроб клали женский головной убор, типичный для той или иной этнической группы. Это делали для того, чтобы она на том свете “вышла замуж”. Существуют сведения о захоронении в прошлом умерших в меховой одежде. Отголоском этого древнего обычая было надевание меховых или шерстяных рукавиц или варежек на руки усопшего. В настоящее время в погребальный костюмный комплекс включают как народную, так и фабричную одежду и обувь, в зависимости от вкусов и представлений.

Тело умершего помещали в сколоченный из досок гроб (колотка), дно которого устилалось березовыми ветками или войлоком и покрывалось холстом, в изголовье подкладывалась маленькая подушечка из пуха или пера. Дополнительно в гроб помещали смену белья, кошелек с монетами, чтобы на том свете всегда у покойного были деньги, мешочек с гостинцами (блины, конфеты, орехи и др.) для умерших родственников. По народным представлениям считалось, что в загробном мире нужно все то же, что и при жизни, поэтому в старину в гроб умершим клали нож, топор или кочедык для плетения лаптей, женщинам - холст, нитки, иголку, детям - игрушки. Тело покойного накрывали холстом. Поверх холста, по обычаю, протягивали шерстяные или шелковые нитки красного, черного и зеленого цветов вдоль тела покойного. Считалось, что при помощи этих нитей умерший, как на качелях, должен спуститься в загробный мир (вес тÿня). С целью защиты от злых духов и собак того света в гроб помещали веточки рябины и шиповника.

Захоронение в гробах распространилось среди марийцев со времени массовой их христианизации. В древнемарийских могильниках, по археологическим данным, гробов не обнаружено. Согласно языческой традиции, умерших хоронили в неглубоких могилах (шÿгар), дно которых устилали войлоком, древесной корой или ветками. Вначале вместо гробов использовали поставленные ребром вдоль тела умершего две доски, накрытые корой или досками. В XVII веке марийцы стали хоронить покойников в долбленых колодах (отчего утвердился термин “колотка” - гроб). В XIX веке долбленые гробы постепенно сменились дощатыми. Гроб, по народным представлениям, являлся домом для умершего, поэтому в одной из его стенок язычники прорубали окошечко. Гроб с покойным в доме у некрещеных марийцев ставился ближе к двери, дальше от матицы, у крещеных - ближе к красному углу, под матицей. Характерной чертой погребального обряда была коллективность - в нем участвовали практически все родственники и многие односельчане усопшего. Дом умершего навещали соседи, близкие, друзья, родственники. Они приносили куски холста для покрытия лица покойного (шÿргö леведыш), угощение, свечи, деньги. Все стремились оказать посильную помощь: копать могилу, делать гроб, одевать покойника и т.п.

Крещеные марийцы при похоронах придерживались православных обрядов, проводя отпевание в церкви или приглашая священника на дом. При этом произносились соответствующие молитвы, выполнялись ритуалы, покойника снабжали нательным крестом.

Перед выносом тела при прощальной трапезе зажигали свечи, в выделенную для покойного посуду складывали кусочки от всех приготовленных семьей и принесенных родственниками и соседями угощений и напитков, сопровождая это наказом, чтобы пища и питье дошли до покойного, чтобы он на том свете не испытывал голода и жажды. Присутствующие при похоронах угощались, понемногу отведывая всю установленную на столе еду, поминали умершего, желали ему благополучия в ином мире.

После выноса тела во дворе резали курицу или петуха в соответствии с полом покойника, для умерших детей разбивали яйцо. Капелькой куриной крови мазали лоб покойного, якобы для выкупа своей крови у духа смерти. Прощаясь с покойным, близкие дотрагивались до его одежды и говорили, чтобы счастье свое он не увозил с собой, а оставил им. Куриную тушку использовали для приготовления поминального супа. В современный период этот обряд с закалыванием птицы встречается редко.

Гроб с покойным помещали на телегу или сани, запряженные лошадью, и отвозили на кладбище (шÿгарла). В настоящее время гроб обычно несут до конца деревни, а далее отвозят на кладбище автотранспортом.

По языческому обряду умершего хоронили на следующий день после смерти. Могилу обычно копали друзья и соседи, но отнюдь не близкие родственники умершего. Перед захоронением тела в могилу бросали монеты, чтобы “откупить землю” для покойного. Гроб опускали на веревках, которые оставлялись на дне могилы. Вначале участники похорон бросали в могилу по 3 горсти земли, затем закапывали лопатами. На могиле зажигали свечи владыкам загробного мира (кияматтбра и др.) и покойнику, прося обеспечения света и всех благ в ином мире. Язычники на могиле устанавливали столб или шест с полотенцем, летом сажали березку. В прошлом над могилой ставили легкий сруб из суживающихся кверху трех венцов, символизирующий крышу над “домом” умершего. Крещеные марийцы ставили на могилах кресты, иногда добавляли каменные плиты. После поминок на могиле оставляли остатки пищи и посуду. В прошлом на кладбище оставляли вещи, используемые при подготовке гроба и копки могилы, а восточные марийцы - даже сани, транспортировавшие покойника (они использовались прежде и летом). Обычно же сани и телеги по возвращении с похорон на 3 дня оставлялись на улице возле ворот. Щепки, стружки от гроба, подстилку, на которой скончался усопший, веник, солому или луб, которыми пользовались при обмывании, выбрасывали по пути на кладбище в определенный овраг (колышо шÿк корем). Оставшиеся дома на время похорон мыли полы, лавки, стены, топили баню и готовили поминальный стол. После бани устраивалась поминальная трапеза, при которой обязательными считались рыбный и куриный супы, яйца, мед и пиво. В специальной посуде угощение ставилось и умершему. С принятием христианства на поминальном столе добавились водка и пиво, а у крещеных - кутья. Постепенно стала обычной поминальная трапеза и на могиле покойного сразу после похорон.

Со дня смерти в доме умершего ежедневно зажигались свечи, вплоть до сорокового дня; ставилась посуда для покойного, которого три раза в день “приглашали” к трапезе. В банные дни его приглашали мыться. Считалось, что душа умершего в этот период находится в доме или где-то поблизости.

Таким образом, в похоронном обряде сочетались ритуалы как почитания умершего, так и очистительные, направленные на предупреждение возможных нежелательных последствий от соприкосновения с ним (болезнь, инфекция, “вредоносные намерения” усопшего).

С похоронным ритуалом были связаны представления марийцев о загробном мире. В народе полагали, что душа умершего подвергается суровым испытаниям: ходит по горам, кишащим змеями и злыми собаками, перебирается на тонкой жердочке над кипящим котлом со смолой, знакомится с новыми местами и т.п. Только через 40 дней происходит определение местопребывания души. В этих воззрениях прослеживаются представления марийцев о потустороннем мире - смешение христианских и языческих традиций.

Специальные поминки по умершему проводились на третий, седьмой и сороковой дни после смерти. Поминки на третий и седьмой дни были скромными, в них участвовали близкие родственники, каждый из которых приходил со своим угощением. В первом случае зажигали три свечи, во втором - семь, свечи закреплялись на краю блюда с блинами. Как обычно, перед поминками топили баню, приглашая помыться и душу усопшего.

Самые важные и многолюдные поминки проводились на 40-й день, считавшийся “праздником” покойного и прежде умершей родни. По древнему обряду, на время поминок назначалось специальное замещающее покойного лицо, одевающее его одежду (вургем чийыше). Доживающие свой век старые люди еще при жизни называли своего заместителя на будущих сороковинах. Это мог быть друг, сосед, хороший знакомый. Для умерших детей такое лицо не назначалось.

Поминки-сороковины проводились в ночь с 39-го на 40-й день, то есть пока душа покойного не покинула прежнее местожительство. Считалось, что утром сорокового дня душа окончательно уходит из этого мира на суд загробных владык. На поминки приглашались, помимо близких и дальних родственников, и жители деревни. В этот день с утра топили баню, мылись сами и “приглашали” покойного и прежде умерших родственников. Покойному вешали в бане одежду и выделяли веник. На поминальную трапезу кололи домашнюю птицу, а восточные марийцы - барана или овцу, готовили разнообразные кушанья, в том числе блины, рыбные, мясные и молочные блюда, яйца, мед, брагу, пиво, покупали водку. Заготавливалась масса восковых свеч (шыште сорта), в том числе одна длинная и толстая, составленная из трех; она посвящалась покойному и другим умершим.

Угощения расставлялись на главном столе в красном углу. В углу у входа ставился особый столик для угощения умерших. Здесь располагалась посуда для складывания блинов и кусочков пищи, бутылка или бурак для отливания напитков, полено или доска для прикрепления большой и малых свечей. Крещеные марийцы обходились одним столом в красном углу. Для свечей прибивалась доска перед иконами, а посуда ставилась в углу на лавках под образами. После полудня, запрягши лошадь, несколько пожилых людей из семьи и родни покойного отправлялись на кладбище. Посетив могилы покойного и других родных, а у восточных марийцев еще трижды объехав кладбище, они приглашали покойного и прежде похороненных родственников на “праздник умерших” (колышо пайрем).

Тем временем в дом прибывали родственники и соседи с угощениями, вином или медовщиной. Гости откладывали кусочки пищи, отливали напитки в соответствующую посуду на поминальном столике у входа, выкупали у хозяина за монеты свечи. Принесенное ими угощение ставилось на другой стол или на лавки. Хозяева угощали гостей по мере их прихода пивом и брагой.

Вечером, когда все приглашенные были в сборе, начинались поминки. Хозяин или назначенный им пожилой мужчина зажигал главную большую свечу (которая должна была гореть во все время поминок) и малые (которые периодически заменялись), называя по именам умерших. Кроме того, одна свеча посвящалась забытым предкам (утым), другая - загробным владыкам, отпустившим умерших на их “праздник”. После молитвы, обращенной к богам и умершим с просьбой обеспечить благополучие в хозяйственных и семейных делах, начиналась поминальная трапеза. Первым хозяева приглашали на почетное место за главным столом заместителя покойного, одетого в его одежду (вургем чийыше). Его потчевали всеми блюдами и напитками. От имени покойного и предков он “передавал” наказы и пожелания членам семьи, обещал оказывать содействие в их нуждах и заботах в ответ на уважение и почтение. Поочередно хозяевами приглашались за стол и угощались родственники и соседи, которые рассаживались по обе стороны от замещающего покойника человека, который сидел на месте все время поминок. К нему также обращались за советами и с просьбами усаживаемые за стол гости, поминали они и своих умерших родственников.

Поминки продолжались за полночь, а перед рассветом приступали к проводам покойного и других умерших. С малого стола забирали собранную для умерших еду и напитки, сложив в отдельную сумку, корзину или мешочек. Заместитель, выходя из дома задом, выносил во двор доску с огарками свечей. Он и близкие родственники покойного, забрав сумку с продуктами, садились в повозку. Желающие проводить умерших сопровождали их пешком, по дороге пели поминальные песни. Достигнув определенного места за околицей деревни, процессия останавливалась, едущие в повозке сходили с нее. Из сосуда с напитками первую чарку наливали заместителю покойника, давали закуску. Затем пили и закусывали сопровождающие, поминая умерших и прощаясь с ними. Доску от свечей и остатки пищи оставляли на земле. Замещающее покойника лицо отходило от того места на 41 шаг, снимало верхнюю одежду покойника, отряхивало ее и после пожелания счастливого пути покойнику и умершим возвращалось к провожающим. Заместитель передавал наказ покойного жить в достатке, дружно, добрососедски. Вся процессия возвращалась обратно уже с другими, не поминальными песнями, как бы отвлекаясь от печальных забот. В прошлом заместитель покойника возвращался отдельно, окольным путем, огородами, отряхиваясь от своей роли. Впрочем, одежда покойного передавалась ему. У восточных марийцев покойный задерживался дольше. Ему стелили на ночь постель, а утром после угощения водили в гости к близким и соседям-однодеревенцам, в домах которых по этому случаю вывешивалось полотенце.

По народным представлениям, после поминок 40-го дня душа усопшего навсегда уходит в загробный мир и может быть отпущена его владыками лишь на время специальных поминальных дней. По истечении года проводились годовые поминки, иногда поминали через два и три года. Специальные поминальные дни (сорта кече) существовали в праздники Кугече (Пасха), Семык (семик) и Угинде пайрем (праздник нового хлеба). Умерших поминали и в субботние дни. Крещеные марийцы проводили поминки в родительские дни - на Радуницу (Радинча), Ильин день (Илян кече) и другие.

В похоронно-поминальной обрядности марийцев в наибольшей степени сохранились ритуальные действия языческого культа предков. Но под влиянием христианства, а в советское время - культурно-бытовых преобразований и антирелигиозной пропаганды, многие древние элементы исчезли из быта, подвергались трансформации и модернизации.


В годовщину смерти и в души мертвых могут навещать своих близких, возвращаться к родному дому, поэтому, чтобы указать им путь, живые зажигали для них . В такие моменты огонь вновь играл роль если не медиатора, то знака, указывающего «идущей гостить» душе конечную точку ее пути, место, где ее ждут. А для живых огонь становился объектом наблюдения, позволяя не только узнавать о «приходе» ожидаемой гостьи, но и «понимать» (а, значит, и удовлетворять) некоторые из ее желаний.
Ранее, например, уже упоминалась распространенная примета того, что душа умершего вьется поблизости, - посиневшее пламя свечи. Другая, тоже известная, - мухи и мотыльки, летящие на огонь, вьющиеся вокруг огня. Поскольку были представления, по которым душа умершего могла покинуть тело в виде мотылька или мухи (иногда маленькой, иногда белой), то мотыльком или мушкой душа вполне могла прилететь на зажженную в Рождественский сочельник свечу (укр.).

«В Херсонской губ. утверждают, что если не будет роздана заупокойная милостыня, то душа умершего явится в виде ночной и будет виться вокруг зажженной свечки. Увидав таковую, родственники умершего на другой же день собирают и кормят нищих». Еще более влекущим, чем огонь обрядовой свечи, для души покойного оказывается огонь семейного очага.
Примет, связанных с печным огнем или тягой в печной трубе в поминальное время, у славян тоже немало: «...если головня или уголек выпадет из печи или трещит огонь в трубе, говорили, что это душа в огне мечется» (пол.); если пламя в очаге в день всех святых потрескивало и давало много искр, считалось, что это души мертвых «просят есть», и тогда их «кормили», бросая в огонь крошки и щепотку (словен.); слышится завывание ветра в трубе - «чья-то душа родная жалуется, что ее не поминаем» (влад.); гул в трубе - душа покойника пришла (зап.-рус.) и т. д.
С семейным или родовым (своим) огнем связывался один из многочисленных запретов, возникавших для живых с отправлением погребальных и поминальных , - запрет давать в поминальное время свой огонь «на вынос». В момент смерти домочадца (особенно в случае смерти хозяина или хозяйки) традиция требовала, чтобы огонь очага был потушен и заново зажжен уже по погребении умершего, следовательно, все время нахождения покойника в доме и домочадцы, и само жилище оказывались лишенным защиты родового огня. Здесь необходимо помнить о том, что родовой огонь считался чистым - это был освященный огонь, вынесенный из церкви с богослужения, и потому он наделялся магической и охранительной силой (вообще освящение огня происходило в , пятницу или субботу накануне Пасхи, на Рождество, в канун Крещения; а новый огонь высекали в церкви во время службы в Страстную субботу и приносили домой с помощью свечей, древесного гриба или освященных в Вербное воскресенье веток). Огонь семейного очага ассоциировался со счастьем-судьбой , был условием его существования (одним из самых сильных проклятий у болгар было: «Чтоб никогда не видеть огня в родном доме»), угашение его или вынос, одолжение хотя бы малой его части, ставило под угрозу судьбу семьи: «...если недосмотром или небрежностью хозяйки в загнетке потухнет огонь, то это признается тяжким грехом и признаком грядущих бедствий и испытаний в доме» (сиб.); ср. с сербским запретом на время после заката:
«...огня из дома не дают ни в каком случае; каждый должен хранить свой огонь в своем доме; если огонь погас, пусть высекает!»; Д. К. Зеленин приводит также чувашское поверье, связанное с запретом давать свой огонь на сторону (ибо уходит счастье), и сообщает, что аналоги этого запрета существуют у немцев, норвежцев, шотландцев, итальянцев и у мн. др. Приведем ряд запретов, которые не связаны с огнем, но затрагивают проблему взаимного виденья/невиденья живых и мертвых, а также регулируют по ведение разных лиц по отношению к умершему.
Первый из них - запрет смотреть на покойника, особенно, когда в повстречавшейся процессии гроб с ним несут или везут открытым, а ему соответственно опасно смотреть на оставляемый мир, так как, «если посмотрит мертвец, весь свет умрет» (полес.); в случае встречи похоронной процессии лучшим способом защиты было осенить себя крестом и бросить вслед процессии горсть земли. Нежелательным считалось смотреть на похоронную процессию в окно, что могло вызвать у смотревшего заболевание глаз. Поскольку смотрение через окно являлось известной формой контакта с «иным» миром, позволяя увидеть невидимое: умерших, нечистую силу, судьбу и т. д., а взгляд мог не только устанавливать, но и разрушать границу (особенно если взгляды «встретились»), то запрет на визуальный контакт, когда это так опасно, совершенно оправдан. Кстати, еще более нежелательным было смотреть со двора в окно на покойника, лежащего в доме (житомир.). Белорусы, например, считали, что если на «дзяды» заглянуть со двора в дом через окно, можно увидеть, как по¬койники сидят вместе с живыми за столом. В традиционном деревенском до¬ме, как правило, имелось «печное» или «волоковое» («дымное») окно, называвшееся так потому, что через него выпускали дым от печи, оно же обычно использовалось и для подачи милостыни. У тех же белорусов считалось, что, если в течение 40 дней после похорон по вечерам заглядывать со двора в хату через печное окошко, можно увидеть умершего (бреет.). Желание увидеть умершего еще хоть раз породило различные приемы, подчас не санкционированные принятой обрядовой практикой (если нельзя, но очень хочется, то можно) и потому тем более опасные, но способствующие удовлетворению в сущности праздного любопытства. Так, например, на Смоленщине, чтобы на 40-й день после смерти увидеть души умерших, надо было надеть нестираную рубаху недавно умершего родственника и стоять поздно ночью в избе молча, не откликаясь на зов. Можно было поглядеть на умерших, идущих домой к поминальной трапезе, и другим способом - залезть на печь с хомутом и новиной (новым холстом): «Як хочеш побачыць як ани идуць на вечэру - беруць хамут, сядзе у шыйцы на печцы и паглядае чэрэс хамут. Цихэнька, не трэ ничоа гавариць. Палатно беруць и хамут. На хамут накине этае палатно и бачаць, як мертвые идуць вечэраць» (гомель.). Надевание рубахи покойного или смотрение через хомут, разумеется, не единственные и даже не самые распространенные из известных в народной практике приемов, дающих возможность «поглядеть» на умерших.
Были случаи, когда обстоятельства делали желание увидеть умершего не¬обходимостью, так как увидеть и опознать носителя опасности является одним из действенных способов его обезвреживания (общеслав.).
Зажжение свечи в таких случаях нередко оказывается единственным средством, обеспечивающим возможность не только увидеть, но и защититься от обнаруженной опасности, хотя результат защиты далеко не всегда соответствует ожидаемому. Так, в одной из быличек покойница, посещавшая дом невидимкой, после обнаружения ходить перестала, но все, кто ее увидел, умерли, включая и причину ее посещений - младенца, на которого покойница напоследок взглянула. Мертвая мать невидимкой приходила по ночам кормить своего младенца.
Нанятая в няньки старушка обратила внимание на странное поведение ребенка - днем не ест и заходится криком, а ночью как будто кто его накормит, после чего он спит, словно и нет его. Три ночи караулила старушка, а потом рассказала хозяину-вдовцу о том, что слышала ночами... Собрал вдовец своих родственников и стал совет держать. И решили они не спать и поглядеть, кто по ночам ходит ребенка кормить. С вечера улеглись все на полу, поставили у себя в головах зажженную свечу и накрыли ее горшком. В полночь отворилась дверь, кто-то прошел к люльке - и ребенок затих. В это время взяли и открыли свечу - смотрят: «...покойная мать в том самом платье, в каком схоронили, стоит на коленях, наклонясь к люльке и кормит ребенка мертвой грудью. Только освети¬лась изба - она тотчас поднялась, печально взглянула на своего малютку и тихо ушла, не говоря никому ни единого слова. Все, кто ее видел, превратились в камень, а малютку нашли мертвым».
Другой запрет касался беременных, которые, как считали сербы, «не должны участвовать в похоронах и зажигать свечу при покойнике».
Такой запрет существует не только у сербов, он хорошо известен и восточным славянам. Мотивируется он прежде всего той открытостью, готовностью к переходу находящейся в тяжести женщины (ведь и сама беременная считается пребываю щей в пороговом состоянии), когда она легко может «потянуться» вслед за умершим или же, что еще более вероятно, может потерять своего еще не ро¬дившегося ребенка - он или «замрет» в утробе (родится мертвым) или родится, но долго не задержится, «отдаст свою душу умершему», уйдет за ним вслед. Третий запрет относился к матерям, потерявшим детей-малолеток, и в первую очередь младенцев: матери плакать об умерших детях - грех, потому что «который младенец помер, то это Богу свечка ушла» (повеем.)
Слезы же по отношению к мертвым вообще, особенно слезы материнские, а также те, которые «выходят» за установленные традицией рамки (и временные, и эмоциональные), как уже ранее говорилось, были способны сделать переход для умершего невозможным, лишить его душу пребывания в светлом райском месте, погрузив в вечную тьму.

А.В.НИКИТИНА. ФУНКЦИИ СВЕЧИ В ОБРЯДАХ, СВЯЗАННЫХ СО СМЕРТЬЮ, ПОГРЕБЕНИЕМ И ПОМИНОВЕНИЕМ.

Черно-магические действия в похоронных обрядах:

После остановки сердца происходит отделение астрального тела от тела физического. Это происходит также во время операций под наркозом и в 75% случаев с роженицами. В случае летального исхода физический и астральный план разрываются навсегда. В народе астральный план человека называют душой, которая продолжает находиться рядом с телом до 40 дней . Она все видит и слышит. Люди, обладающие ясновидением, могут наблюдать за ней.

В течение 40 дней астральное тело производит перезапись по информационным полям для выхода в следующее воплощение. Если родственники или сам человек заблаговременно готовился к собственным похоронам, то автоматически очень мощно включается энергоинформационный канал на перезапись в следующее воплощение, то есть человеку перекрывается всякая возможность выздоровления. Ошибки, не исправленные и не отработанные в данной жизни, перезаписываются в следующие инкарнационные циклы (жизни). Именно это и называют термином карма.

Христос призывал людей не сожалеть об умерших. Этим сожалением (выражением эмоций, постоянными мыслями, воспроизведением в памяти облика умершего) астральной сущности (душе) перекрывается возможность перезаписи в информационных полях и выхода в следующее рождение. Поэтому всеми забытый бомж рождается сразу после смерти предыдущего тела, а человек, о котором есть кому плакать, «задерживается» на пути к новому рождению. Вода, которой обмывали тело умершего, так называемые «обмочки», очень часто применяются для энвольтирования на смерть, порчу на рожистое воспаление, разрушение семьи и т.д. Нельзя допускать к обмыванию тела умершего всяких сомнительных «бабушек», они потом используют эту воду, добавляя ее в пищу будущей жертвы. Воду после омовения лучше вынести за пределы дома, двора и вылить в ямку, перекрестив то место. Даже в унитаз выливать нельзя, это чревато фибромами, кистами и другими заболеваниями.

Вещи, которые остаются после умершего, несут мощную отрицательную энергетическую нагрузку их бывшего хозяина. И никакая химчистка не снимет с вещи эту наслоенность.

Нельзя выставлять гроб перед подъездом для всеобщего обозрения, так как можно блокировать уход умершего в межоконное пространство. Нельзя смотреть в окно на покойника.

Не разрешайте укладывать в гроб к телу умершего цветы .

Потом эти цветы бросают на дорогу, по которой идет похоронная процессия. Это ритуал по переносу болезней с умерших на живых. Нельзя эти цветы собирать, наступать на них и тем более заносить в дом.

Не допускайте к гробу посторонних людей. Многие колдуны, ведьмы, маги (проводники темных сил) специально ходят и выискивают многолюдные похороны, чтобы положить в гроб фотографию или личную вещь очередной жертвы. Это приведет к тому, что несчастная жертва будет очень болеть и в итоге умрет. Хлеб с крышки гроба есть нельзя. Его нужно раскрошить на зарытой могиле для птичек, так как душа уходит ввысь.

Нельзя класть в гроб иконы . Для этого существуют специально изготавливаемые кресты, которые кладут в руки покойнику,

Руки нужно мыть первый раз на кладбище после того, как поскорбите, посыпав три раза землю в могилу и сказав: «Земля тебе пухом». Землю через головы людей сыпать нельзя, вы можете кому-то навредить. Нельзя сыпать землю за шиворот - якобы для того, чтобы не бояться. Это вредит нервной системе, легким и почкам.Платок, которым вы вытирали слезы, нельзя бросать в могилу, этим вы навредите себе.

Недопустимо целование покойника в лоб, губы . Можно только в лоб через «проходную». Программы болезней при этом перезаписываются на подходящих по энергетике людей. Чем моложе тело человека, тем оно предпочтительнее для переселяющейся сущности умершего, так называемой порчи. Поэтому на похороны нельзя допускать детей до 3-х лет и беременных женщин. А любителям прогуливаться по кладбищам следует вспомнить, что могила и даже капсула из крематория - это мощные нисходящие энергетические воронки. Кладбище следует посещать как можно реже, а придя домой, тщательно вымыть обувь, постирать одежду и искупаться.

Очень широко в колдовстве применяются завязки с рук и ног умершего. Особенно бабки советуют прикладывать их больным местам, подшивать в одежду мужьям. На магическом уровне эти завязки связывают астральный план умершего с живым, у которого находятся эти завязки. Умерший не может уйти в следующее рождение и тянет за собой живого. Со временем у тех, кто оставил завязки, возникают бопи в суставах, варикозное расширение вен, а также учащаются скандалы в семьях (запои у мужчин, нервные и психические расстройства у всех членов семьи). Поэтому очень важно, чтобы завязки остались в гробу. После снятия их обычно укладывают под ноги покойного. Носовые платки, которые повязываются участникам похоронной процессии, выполняют ту же функцию. Их нельзя приносить домой.

По старинным канонам (законам), земля отпевалась священником, когда покойник еще находился в доме. С кладбища землю колдуны берут для включения программ энвольтирования на смерть (порчу), подсыпая ее на порог, в карманы, за шиворот и т.д. жертвы. Все знают, что землю, взятую после похорон с кладбища для запечатывания, нельзя заносить в дом и оставлять в подъезде, иначе человек считается запечатанным. И подъезд тоже. Это приведет к болезням живущих в этом подъезде людей.

Запомните! С кладбища ничего нельзя брать! В том числе платки и полотенца, которые снимают с креста или венков. Красивый букет живых цветов или искусственных в вазочке, оставленных на могиле, тут же могут быть взяты «бабушкой», которая снова пустит их в продажу, но уже с соответствующими колдовскими заговорами. При помощи таких цветов и вазочек человека можно энвольтировать в считанные часы. У жертвы резко поднимается температура, появляется слабость, рвота, судороги, страхи. В течение незначительного времени человек умирает.

На поминальной неделе с могил нельзя брать конфеты, печенье, яйца, которые лежат на салфетке, бумаге, целлофане. И те, что лежат на голой земле или на памятнике, предназначены для покойника, их есть нельзя.

Заказные убийства через магический ритуал сейчас все больше входят в «моду».

Если кто-то сильно сожалеет об умершем и убивается за ним, то астральный план умершего цепляется к его каналам почек на энергоинформационном уровне. Энергетика сожалеющего уходит в низший астральный план, а взамен в почках материализуется песок и камни. В некотором роде это и есть могильные камни, которыми мы блокируем уход умерших в следующие рождения. Умершие начинают сниться, зовут по ночам. Тот, кто сильно сожалеет об умершем, берет на себя обязательство отработать за него неотработанное. Не понимая этого, такой человек переписывает карму умершего на себя. Медики называют это наследственными болезнями.

Если в доме был покойник, то очень часто вместо подсвечника для свечей используют стаканы, в которые насыпают пшеницу или соль. Если обсыпать человека этой пшеницей или солью, тем самым можно навести на него порчу. Также нельзя надевать на покойника какие-либо вещи членов семьи. Нельзя при выносе покойника из дома завязывать узлы.

По христианскому обычаю, когда человека хоронят, то его тело должно предать земле, то есть запечатать. Для этого землю необходимо брать только с могилы или кладбища, но ни в коем случае не с огорода, двора или цветочного горшка. Этим вы также нанесете себе непоправимый вред. Когда печатаете покойника, вы должны взять землю и отнести в церковь, а затем отнести на кладбище только в световой день и рассыпать крестом по могиле. Нельзя заносить землю в дом, чтобы опять не потеряли кого-то из близких.

При изготовлении гроба всегда снимается мерка. Ее нельзя класть ни на кровать, ни на другое место в доме. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб. Что предназначено для покойника при похоронах, оно должно все уходить с покойником.

Перед погребением родные и близкие всегда прощаются с усопшим. Но целовать покойника можно только через венчик на его голове или икону.

Саван надо шить на живую нитку и обязательно иголкой от себя, чтобы в доме не было больше смертей.

По церковным правилам впереди похоронной процессии несут крест или икону Спасителя, затем несут хоругви (церковные знамена), за ними крышку гроба, за крышкой идет священник с кадилом и свечой, затем несут гроб с почившим, за гробом идут родные, близкие, а за ними прочие участники похорон с цветами, венками (в холодную погоду участники процессии могут быть в головных уборах).

На венках, согласно православным традициям, не положено делать никаких надписей, а также не положено нести их впереди процессии. Раньше искусственные цветы и венки несли в конце процессии и украшали ими могилу сразу после похорон. Живые цветы нельзя бросать впереди машины. Вообще в первый день к покойнику нельзя приходить с живыми цветами, а их еще и кладут к покойнику в гроб. Поэтому у нас умирает так много молодежи. Живые цветы можно принести на кладбище только на второй день, вместе с завтраком.

Ни в коем случае не должна играть на похоронах музыка, поскольку она оскверняет чин погребения и совершенно заглушает молитву.

Существует традиция во время шествия останавливаться на перекрестках и служить литию по усопшему. Ни в коем случае нельзя переходить покойнику дорогу, потому что будут появляться разные наросты и опухоли.

На могиле закрывается и заколачивается крышка гроба. Умершего опускают ногами к востоку, а головой к западу (к востоку -католическая традиция). Затем священник посыпает землю крестообразно с чтением молитвы. Также в могилу высыпается пепел из кадила, выливается не догоревшее масло из лампадки, бывшей при покойном, бросаются огарки свечей, оставшиеся у провожавших усопшего. После этого служится лития и могила засыпается землей.

Ту воду, что стоит сорок дней, утром, когда принесут завтрак на кладбище, нужно вылить под крест, а хлеб раскрошить на могиле.

Вообще на кладбище нужно ходить до захода солнца. После захода солнца на кладбище ходят только плохие люди, которые желают зла другим.

Погребать на полях и в садах - обычай татарский.

Одна из злободневных проблем данного времени - это порча на водку.

В основном порчу на водку наносят на похоронах, поминках, свадьбах, гулянках, застольях. Например, на похоронах и поминках всегда ставится стопка для умершего, которая накрывается хлебом с солью. Водка, находящаяся в стопке, уже запрограммирована на покойника, но она ему не нужна (покойнику нужна не водка, а разрешительная молитва). Старцы говорят, что эта водка жжет умершего.

Вообще поминать покойника водкой - большой грех. Вы обрекаете его душу на горький путь. Если все же хотите помянуть усопшего, то вылейте водку на могилу, в ноги. Такие стопки использовать больше нельзя. Если же в дальнейшем эту водку или другую водку из этой стопки кто-то выпьет, то можете быть уверены, что человеку будет нанесена сильная порча на алкоголь. И вы еще услышите от него: «Не хочу пить, а меня что-то заставляет».

Порченый человек всегда собирает возле себя компанию, подпаивает других, более слабохарактерных людей. Они вместе жалуются на жизнь, ругают своих жен, детей, начальников, правительство и т.д. Код (порча) такого человека фиксируется над налитым стаканом спиртного, проникает в информационное аурическое поле собутыльника, превращая сильного, уверенного в себе человека в робота, размазню, в человека агрессивного, ненавидящего свою семью и т.д. Очень важно в такой ситуации остановить процесс распространения отрицательного воздействия, пока негативная энергия или, как говорят в народе, «алкогольный бес», не заблокировал все информационные каналы человека. От того, насколько вовремя вы забьете тревогу, зависят результаты исцеления данного недуга.

Если Ваша мать или бабушка варила и варит самогон, то она «работает» на алкогольного беса, тем самым причиняя много зла людям (распадаются семьи, страдают дети, рождаются калеки, многие уходят из жизни). Чужие слезы даром не проливаются. Недаром в народе самогон называют «зеленым змием».

Иногда на приеме от пациентов можно услышать вопрос: «А почему я, а не кто-то другой из моего рода попал под карму?». Ответ прост: кто-то в роду должен родиться как молитвенник, он должен отмолить все грехи рода. У таких людей часто случаются неприятности, частые болезни, проблемы с детьми. Как говорят в народе, жизнь заставит, жизнь научит.

Пример из практики: На прием пришла некая Валентина Петровна с просьбой об исцелении ребенка от падучей болезни. Ее дочь Таня по ночам кричала, плакала, билась в судорогах, боялась всего и всех. То воспаление легких, то воспаление мочевого пузыря; энурез, стенокардия, - вот неполный перечень болезней, которыми страдала девочка. Сама Валентина Павловна на почве этих проблем и скандалов с мужем стала пить и не может остановиться. Пришла она за помощью лишь потому, что с ней случилось нечто странное. В состоянии полусна-полуяви она слышала, как тикают часы, видела свет проезжающих автомобилей, и в этом свете увидела вдруг свою покойную бабушку. Та ей сказала: « Тебя называют пьяницей, плохой матерью, но не знают, что тебе придется отмаливать все грехи рода».

Пришлось ей объяснить, что за грехи родителей всегда отвечают дети до седьмого колена. Такой негатив снимается только через частое причастие и чтение специальных молитв, покаянных канонов. После сеансов у специалистов и причастия Валентина Петровна совершенно изменилась: устроилась на работу, перестала пить. У нее появилась вера в Бога. Она поняла, что чем больше она грешила, т.е. пила, злилась, ругалась, тем больше вредила не только себе, но и своему ребенку. Девочка стала поправляться прямо на глазах. Постепенно прекратились приступы, ушли болезни.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!