Нефть и газ китая. Нефтяная экспансия китайцев

Террористическая атака на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке разделила историю Соединенных Штатов Америки на до и после. Три тысячи человек, погибших в результате взрыва башен-близнецов, – невосполнимая утрата для американского народа. Вопрос: «Кто взорвал башни?» для многих остается открытым до сих пор. Слишком много логических нестыковок в официальной версии расследования.

Миссия выполнима?

Согласно официальной версии, башни-близнецы были разрушены вследствие взрывов самолетов, протаранивших здания. Пожар, вспыхнувший по ходу атаки, ослабил металлические конструкции, и здание рухнуло. Затем то же самое произошло с другим небоскребом.

Обычные люди до сих пор недоумевают: как могли выходцы из арабских стран, имена которых были ранее известны спецслужбам, приехать в США, пройти подготовку по пилотированию пассажирских «Боингов», пронести на борт самолетов муляжи огнестрельного оружия, захватить одновременно несколько воздушных судов и с завидной точностью протаранить несколько зданий?

Вся эта операция с виду выглядит невероятной, но, тем не менее, теоретически она выполнима. Куда более сложные вопросы комиссии, занимавшейся расследованием, задают эксперты, в руках которых оказались результаты анализов, полученных после обследования обломков башен-близнецов. На месте трагедии были обнаружены следы взрывчатых веществ и термита – вещества, достигающего при горении температуры 1500 градусов. Но давайте обо всем по порядку. Рассмотрим основные конспирологические теории взрывов.


Анализ обломков зданий, вывезенных на свалку

Не прошло и месяца после теракта, как армия США вторглась на территорию Афганистана, уничтожая рассадники терроризма, а заодно – списывая свои долги, дестабилизируя обстановку в регионе и отмывая многомиллиардные вложения в военную промышленность, в которой, как стало известно во время избирательной кампании , у вашингтонских «ястребов» есть не только государственный, но и личные интересы.

Теракт развязал руки спецслужбам США, получившим право слушать чужие разговоры и читать чужие письма, причем не только на своей территории, а в любом уголке мира. Даже у руководителей стран «Большой семерки» нет права на свои маленькие секреты от Вашингтона. Это наглядно показал скандал вокруг прослушки телефона Ангелы Меркель .

Существует немало сторонников идеи о том, что спецслужбы Америки как минимум знали о подготовке терактов, а вероятнее всего – играли в подготовке ключевую роль. Только при поддержке «Большого брата» исламские радикалы, замешанные в связях с «Аль-Каидой», могли оказаться на территории США, пройти первоклассную летную подготовку, оказаться на борту самолетов с предметами, похожими на огнестрельное оружие, угнать самолеты и точно направить их в заранее намеченные цели.

Как карточный домик

Глядя на обрушение башен-близнецов, эксперты сходятся во мнении, что это очень похоже на управляемый взрыв. Такие взрывы применяются, когда требуется снести крупное здание в густонаселенном районе города. Взрывотехники, изучив проект сооружения, рассчитывают мощность каждого заряда, укладываемого в основание несущих конструкций. В результате сносимый объект должен сложиться как карточный домик, чтобы каждая стена устремлялась внутрь.

При проведении таких мероприятий на всякий случай эвакуируют обитателей близлежащих домов. Если в расчетах окажется ошибка или какие-то заряды не сработают, здание, вместо того чтобы сложиться внутрь, может упасть на бок, и тогда разрушений окажется намного больше запланированного. Глядя на видео, трудно не удивиться, как аккуратно и как стремительно складываются башни. Похоже на то, что над этим трудились настоящие профессиональные взрывотехники.

Ну, а как же самолеты? Ведь их видели тысячи людей, и они запечатлены на съемке. Сторонники теории управляемого взрыва уверены, что самолеты нужны были для красивой картинки и для того, чтобы у обывателей не возникало вопросов: как могла кучка террористов завезти тонны взрывчатки в два тщательно охраняемых здания в центре Нью-Йорка и установить заряды таким образом, чтобы они обрушились полностью?


Что же касается самолета, попавшего в здание Пентагона, то его, возможно, и не было вовсе. На кадрах, снятых сразу после теракта, видны разрушения, но на них нет никаких деталей «Боинга». Самолет мог взорваться, но он не мог раствориться. Крупные куски фюзеляжа и двигателей должны быть видны. Кроме того, повреждения здания слишком незначительны для вторжения крупного пассажирского авиалайнера. Они больше напоминают последствия попадания крылатой ракеты, а таких ракет у террористов быть просто не могло.

Кто сбил четвертый самолет?

Был и четвертый угнанный авиалайнер, который террористы планировали нацелить то ли – на Белый дом, то ли – на Капитолий. Но он до своей цели не долетел. По официальной версии, пассажиры вступили в борьбу с террористами и в результате завязавшейся на борту самолета драки лайнер рухнул на землю. Некоторые конспирологи уверены, что самолет сбили американские военные. Эту теорию подтверждает то, что обломки были рассеяны на большом расстоянии друг от друга. Но несколько пассажиров успели до крушения позвонить своим близким, сохранились даже записи этих разговоров, подтверждающих официальную версию.

Маленькая атомная бомба

О трагедии 11 сентября существует столько различных мнений, что среди них есть даже совсем фантастические и невероятные. Например, на полном серьезе говорят о том, что под каждым зданием была взорвана маленькая атомная бомба. Якобы девелоперам, задумавшим строить Торговый центр, власти Нью-Йорка поставили условие – предусмотреть возможность демонтажа здания. Ведь понятно, что рано или поздно оно придет в негодность, и снести такую огромную по тем временам конструкцию, как казалось тогда, будет намного сложнее, чем построить. И для последующего демонтажа якобы строители заложили под каждое здание ядерный заряд. Но эту теорию критики легко опровергают. На месте ядерного взрыва, пусть даже и небольшого, должен наблюдаться повышенный уровень радиации. Но его не наблюдалось.

Еще она жертва

Больнее всего по официальной версии американского правительства бьет вопрос о третьей башне, обрушившейся во время теракта. Этот небоскреб носил название «Седьмая башня Всемирного торгового центра». В это здание не попадал самолет, тем не менее, оно в одночасье рухнуло, подобно двум башням-близнецам.

Согласно официальной теории, причиной обрушения стал пожар, перекинувшийся из соседних башен. Якобы коммуникации, по которым в здание поступала вода для автоматического тушения пожара, были разрушены, пожар охватил здание, конструкции не выдержали и рухнули.

Половина американцев, опрошенных несколько лет назад, вообще не знала, что во время событий 2001 года в Нью-Йорке было разрушено три здания. Многие из тех, кто знают, не верят, что 47-этажное строение могло мгновенно рухнуть в результате пожара. В США активисты неоднократно требовали нового расследования дела и обнародования результатов следствия, но власть их не услышала или просто не захотела услышать.

Трансляция

С начала С конца

Не обновлять Обновлять

На этом «Газета.Ru» завершает онлайн-трансляцию трагических событий 11 сентября 2001 года. Берегите себя и своих близких, до новых встреч!

С 2002 года 11 сентября в США отмечен в календарях американцев как День патриота. С 2009 года эта дата была также названа общенациональным Днем служения и памяти.

Jason Cohn/Reuters

В 2011 году на месте разрушенных зданий в Нью-Йорке появился Мемориал Всемирного торгового центра: он представлен в виде двух квадратных бассейнов-фонтанов, расположенных прямо в основаниях бывших башен-близнецов. Имена жертв терактов высечены на бронзовых плитах, лежащих в основании парапетов сооружений.

Накануне 15-й годовщины терактов вашингтонский социологический центр провел опрос, который выяснил, что свыше 90% респондентов твердо помнят, где они находились и что делали, когда до них дошла новость об атаке на ВТЦ.

Кроме того, почти половина американцев не чувствуют себя в безопасности и считают, что способность террористов провести новую крупную атаку на территории США с каждым годом только увеличивается.

Тенет также пытался убедить общественность, что благодаря его действиям были предотвращены «крупные атаки, запланированные «Аль-Каидой» (запрещена на территории РФ) в 1999 и 2000 годах». Однако никаких деталей по спецоперациям привести не смог.

Jeff Christensen/Reuters

ЦРУ также приводит излишне резкую реакцию самого Тенета на публикацию этого отчета, который он назвал «бредом» и «ошибкой».

«Ваш анализ несправедливо и неточно показывает мои действия, а также героический труд мужчин и женщин разведывательного ведомства. Это просто несправедливо судить о моей работе, не имея полного понимания всех фактов. Я сделал все, что мог, чтобы сообщить, предупредить и принять меры по предотвращению терактов», — заявлял уже экс-директор ЦРУ в 2005 году.

В частности в документе утверждается, что Тенет признавал необходимость «комплексного и межведомственного плана» по борьбе с «Аль-Каидой» (запрещена на территории РФ). Однако ничего для этого не сделал. «Несет полную ответственность за то, что такой стратегический план не был когда-либо создан, несмотря на его четкую позицию», — отмечается в документе.

Надзорная служба ЦРУ также подготовила отчет по трагедии 2001 года — в нем содержалась критика в адрес директора Центральной разведки и главы ЦРУ США Джорджа Тенета, занимавшего этот пост с 1997 по 2004 год.

«Газета.Ru» публикует последние слова пассажиров, оказавшихся в четырех пассажирских самолетах, которым суждено было послужить орудием в руках арабских террористов. Послушать слова, которые передают всю глубину страха и отчаяния перед лицом надвигающей трагедии можно

«Эта дата полностью изменила жизнь в США и его крупнейшем мегаполисе, рассеяла представления американцев о безопасном мире, в котором они живут», — подчеркивал директор «Национального мемориала и музея 11 сентября» Джо Дэниелс.

Peter Morgan/Reuters

Все эти проявления «высокомерия силы» вызывали неприятие и протесты как в самой Америке, так и за ее пределами. Согласно данным международных опросов, в мире нарастали антиамериканские настроения.

Усилилась также внутри- и внешнеполитическая пропаганда в США. Особое пренебрежение нормами международного права Америка выказала, создав на своей военной базе в Гуантанамо на Кубе — своего рода юридическом вакууме — концлагерь для содержания и обработки людей, захваченных в ходе антитеррористических операций в Афганистане и других местах.

Узники этой «зоны» по сути не являются военнопленными США и не имеют никакого официального правового статуса. В связи с этим власти пришли к возможности держать их за решеткой практически бессрочно.

Атмосфера в стране постепенно накалялась — Штаты больше напоминали осажденную крепость. Поощрялось доносительство, но в то же время карались утечки служебной информации и вообще любые отступления от «патриотического консенсуса». Лишиться работы можно было за одно признание смелости террористов.

После событий 11 сентября 2001 года республиканская администрация Джорджа Буша-младшего провозгласила «войну террору». В связи с этим Конгресс принял целый пакет «чрезвычайных» законов, которые в том числе значительно расширили полномочия спецслужб. Теперь у них появилась возможность проводить «допросы с пристрастием», граничащие с пытками, а также пристально следить не только за иностранцами, но и за гражданами страны. Кроме того, США все больше закрывали границы, ужесточался иммиграционный и визовой режим.

Jeff Christensen/Reuters

Однако Саудовская Аравия в ответ обратилась в федеральный суд Манхэттена с требованием отклонить 25 исков, так как у истцов нет доказательств причастности Эр-Рияда к атаке 9/11.

Позднее десятки страховых компаний также обратились в суд с исками против двух банков Саудовской Аравии, а также фирм, связанных с семьей Усамы бен Ладена. Общая сумма иска составила более $4 млрд.

В сентябре 2016 года конгресс США принял закон, позволивший наследникам жертв терактов 11 сентября подавать в суд на Саудовскую Аравию, так как большинство террористов были гражданами этой страны. Уже через месяц первый иск в суд подала американка, потерявшая мужа во время террористической атаки. Весной 2017 года коллективный иск также подали остальные родственники жертв.

Peter Morgan/Reuters

В частности в мае 2012 года на базе Гуантанамо началось судебное заседание над идейным вдохновителем и главным организатором терактов Халидом Шейхом Мохаммедом, задержанным в 2003 году в Пакистане. Приговор ему все еще не вынесен.

В 2002 и 2003 годах полиция арестовала еще шесть человек, подозреваемых в причастности к терактам. Спустя несколько лет, проведенных в тюрьмах ЦРУ, они были доставлены в лагерь на американской базе в кубинском Гуантанамо. Обвинения пятерым из подозреваемых были предъявлены только в мае 2011 года. К настоящему времени слушания по делу о терактах 2001 года продолжаются.

Позже личности всех террористов-смертников были установлены — они оказались гражданами Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ и Ливана. При этом мужчины находились в США на законных основаниях. Лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен также выпустил видеообращение, в котором признался, что непосредственно он руководил действиями 19 террористов.


Win McNamee/Reuters

В ноябре 2002 года в США была создана специальная независимая комиссия по расследованию терактов 11 сентября. Спустя два года специалисты обнародовали итоговый доклад о расследовании обстоятельств трагедии — в общей сложности он занял 600 страниц.

Точная цифра ущерба, нанесенного терактами 11 сентября 2001 года, до сих пор неизвестна. В сентябре 2006 года — спустя пять лет после трагедии — глава Белого дома Джордж Буш-младший сообщил, что по самой низкой оценке он составил $500 млрд.

Те, кто пережил 11 сентября 2001 года в США, уже никогда не смогут стереть из памяти события тех дней.

«То, что башни могут рухнуть, казалось невообразимым. Если ты американец, вырос здесь, да даже если ты иностранец, который смотрел фильмы о США, то они для тебя были символом, чем-то вроде Тадж-Махала или даже чем-то большим. Они казались вечными» , — подчеркивает Джонатан Вахтел.

Мужчины провели под завалами почти 20 часов — до МакЛафлина пожарные добрались только утром 12 сентября. В госпитале врачи практически расписались в собственном бессилии — слишком серьезными были травмы пострадавшего сержанта. Позже Джона ввели в кому на 6 недель и провели около 30 операций, в том числе пересадку кожи на ногах. После нескольких лет терапии он все же смог вернуться к нормальной жизни.

Джон МакЛафлин был последним, кого вытащили из-под завалов рухнувшего Всемирного торгового центра.

Peter Morgan/Reuters

Сержант Джон МакЛафлин оказался на месте трагедии по своей воле — узнав о случившемся, он отправился помогать. Они находились на цокольном этаже, объединяющем здания комплекса ВТЦ, когда обрушилась Южная башня. Полицейские оказались под обломками.

«Сначала я подумал, что умер. Я ничего не чувствовал: я не видел, не ощущал запахов, не слышал. Вокруг была звенящая тишина», — вспоминает Джон МакЛафлин.

Смертельная опасность угрожала и спасателям — многие из них рисковали жизнью, чтобы вывести людей.

«Оглянувшись через левое плечо, я успел увидеть огромное облако пыли и кусок падающего бетона. Обломки летели прямо в мою сторону, со стороны это выглядело, как-будто на тебя падает глыба льда, отколовшаяся от ледника. Я застыл, предчувствуя конец, и тут я увидел пожарную машину. Я решил спрятаться под ней, не имея ни малейшей уверенности в том, что это спасет меня. Я просто хотел спастись от обломков и действовал бессознательно», — говорит сержант полиции Дэннис Фредерик. Позже он узнал, что многие его коллеги погибли при обрушении здания на другой лестнице.

Счастливчики оказались и среди тех, кто в роковой день находился в Пентагоне. Одним из них оказался Джон Ейтс, менеджер по безопасности.

«Комната была просто черной, и все, до чего я дотрагивался, обжигало мне руки. Я пополз на четвереньках и понял, что двигаюсь в правильном направлении, когда стало светлее. Оказавшись во дворе, понял, что сильно обожжен, потому что посмотрел на свои руки и увидел, как с них облезает кожа. Помню, как сидел на траве, а врач срезал с меня одежду. В момент взрыва рядом со мной стояли пять человек. Выжил только я», — вспоминает мужчина.

Люди в Южной башне пробирались по лестничным пролетам, полностью заваленным кусками бетона, взорвавшимися банками с газировкой и прорванными трубами.

«Слышно лишь было, как люди кашляют и стонут. Одна из женщин страдала астмой, и ей приходилось останавливаться, чтобы отдышаться. Дама с порезанной рукой шла с трудом, ее нога кровоточила. Наступая на пол, каждый раз она оставляла кровавый отпечаток. Я пыталась сдержать панику, и мой внутренний голос говорил мне: «Успокойся» , — рассказывает сотрудница компании Euro Brokers, располагавшейся в стенах южной башни. Ей и всем ее спутникам удалось выбраться на улицу.

На 40-м этаже Майкл и его коллеги, спускавшиеся вниз, встретили пожарных. Они посоветовали продолжать движение. Преодолев уровень 20-го этажа Райт попал на площадку Южной башни, где осознал всю серьезность происходящего: повсюду были трупы, десятки тел.

Здание начало рушиться, когда Райт с коллегами был у эскалатора у одного из выходов из здания. Воздух мгновенно почернел от облаков пыли. Майкла вывел на улицу пожарный, который знал путь через уцелевшее здание книжного магазина.


Shannon Stapleton/Reuters

«Сохранять спокойствие на лестнице помогала мысль о нереальности происходящего, казалось, что здание не может рухнуть. Когда мы преодолели несколько этажей, мы немного расслабились. Мы понимали, что случилось что-то плохое, но когда пожар остался тридцатью этажами выше, он уже не так беспокоит», — вспоминает Райт.

Однако были и те, кому удалось выжить. Так, 30-летний Майкл Райт в момент теракта находился на 81-м этаже Северной башни ВТЦ. По словам мужчины, в определенный момент здание содрогнулось — он выглянул из туалета и увидел огонь. По полу коридора также прошла огромная трещина, холл возле лифта был полностью разрушен, повсюду был дым.

Жертвами терактов стали 2977 человек : 246 пассажиров и членов экипажей самолетов, 2606 человек — в Нью-Йорке, в зданиях ВТЦ и на земле, 125 — в здании Пентагона. Погибли граждане США и еще 91 государства.

В процессе спасательных работ также погибли 341 пожарный и 2 парамедика, 60 полицейских и восемь сотрудников скорой помощи.

В день трагедии в Нью-Йорке находился Александр Братерский, сейчас — политический обозреватель «Газеты.Ru». Он стал свидетелем того, что происходило в городе в эти жуткие часы. «11 сентября 2001 года я был в США в составе сопровождающих группы «Тату», которая 9 сентября получила награду MTV, — рассказывает Александр Братерский. — Рано утром я ехал в метро, когда вместе с другими пассажирами увидел пожар в одной из высоток. Нас высадили из вагона — о том, что самолет врезался в башню, мы узнали от полицейских. Мы сразу подумали, что это террористический акт. Я бросился звонить по уличному таксофону чтобы выйти в эфир «Нашего Радио», где я тогда работал».

Обозреватель «Газеты.Ru» вспоминает, что вокруг царила паника. «Многие плакали, полицейские кричали: «На север!», призывая людей ехать в Нью-Джерси на организованном транспорте. Услышав, что я говорю по-русски, меня за руку схватила девушка — она была растеряна. Оказалось, что девушка приехала с Украины. Она плакала, так что я довел ее до кафе: там в полной тишине сидели люди и смотрели по телевизору, как падают башни».

На вопрос о количестве жертв мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани отвечает: «Больше, чем вы можете вынести». В то же время мэр Вашингтона объявляет чрезвычайное положение — в город прибывает национальная гвардия.

Mike Segar/Reuters

American Airlines подтверждает потерю двух самолетов. В течение часа United Airlines также сообщает о потере двух своих лайнеров.

СМИ сообщают об отмене выборов мэра Нью-Йорка в связи с трагическими событиями.

Как сообщает CNN, в Вашингтоне и Нью-Йорке началась массовая эвакуация. Через несколько минут мэр Нью-Йорка также отдает приказ об эвакуации Нижнего Манхэттена.

«Я видел, как из башен выходят окровавленные люди. Это было похоже на кино. Все казалось каким-то нереальным. Я отчетливо помню пожарных, которые входили внутрь со снаряжением, как перед этим они смотрели наверх и качали головой. Наверное, многие из них потом погибли», — рассказывает очевидец событий, продюсер Fox News Джонатан Вахтел.

Shannon Stapleton/Reuters

Северная башня ВТЦ полностью разрушается — с момента попадания в нее рейса 11 прошел 1 час 41 минута. Никто из оказавшихся на верхних этажах, не выживает. Отель Мариотт, здание которого располагалось между двумя башнями, также полностью разрушен. Разрушение второй башни, как и первой, было показано в прямом эфире.

Как позже отметит глава государства Джордж Буш-младший, третью атаку он воспринял уже как объявление войны. Сразу после этого он вылетел из Флориды.

«В голове прояснилось: произошедшее с первым самолетом еще могло быть несчастным случаем, со вторым — определенно нападением, но с третьим — уже объявлением войны», — писал президент в своих мемуарах.

Происходит обрушение крыла здания Пентагона.

United Airlines рейс 93 падает в 129 км юго-восточнее Питтсбурга в Графстве Соммерсет, Пенсильвания. Предположительно, его целью было здание Капитолия или Белый дом. Однако в дело вмешались пассажиры лайнера — получив сообщения о двух других захваченных самолетах, они насильно попытались вернуть контроль над бортом. Осознав, что им не выстоять против напора людей, террористы направили лайнер в землю.

Южная башня ВТЦ полностью разрушается. С момента попадания в нее рейса 175 прошло 55 минут. Нижний Манхэттен полностью закрывают огромные клубы пыли.


Handout Old/Reuters

Начинается бунт пассажиров на рейсе 93. По свидетельству экипажа пролетающего мимо самолета, лайнер «качает крыльями» — в это время в кабине происходит борьба между пассажирами и угонщиками.

Командный центр ФАА запрашивает штаб-квартиру авиационной администрации с требованием военного вмешательства в ситуацию с рейсом 93. Однако Федеральное управление гражданской авиации США так и не принимает решения до самого падения самолета.

Larry Downing/Reuters

После сообщения о том, что рейс 77 был развернут в сторону Вашингтона, Секретная Служба принимает решение об эвакуации вице-президента из Белого дома.

Потерявший сознание после взрыва Фред Эйхлер открывает глаза от света фонарика. На этаж забрался пожарный — ему удалось спасти найденных людей, однако сам он позже погиб. Когда Фред выбрался на улицу, он позвонил жене и услышал ее голос: «Беги, беги, беги!». Он побежал — через несколько минут Северная башня обрушилась.

Угонщики начинают штурм кабины пилотов рейса 93 и захватывают контроль над самолетом. Диспетчеры в Кливленде принимают радиопередачу с лайнера: «Сидите на своих местах. У нас бомба».

Рейс 93 принимает текстовое предупреждение от диспетчера авиакомпании United Airlines: «Остерегайтесь вторжения в кабину — два самолета врезались в ВТЦ».

Федеральная авиационная администрация запрещает вылеты всех самолетов, направляющихся в Нью-Йорк или маршрут которых пролегает через его воздушное пространство, а также воздушное пространство Бостона и Вашингтона. Запрет распространяется на всю страну.

Президента США Джорджа Буша теракт застал во Флориде. Он находится в одной из школ в городе Сарасота на уроке чтения. Глава государства читает детям «Козу-малютку», однако занятие прерывают.

Когда президент уже сидел в классе, к нему подошел глава администрации Энди Кард и прошептал на ухо, что еще один самолет врезался во второе здание. «Америку атаковали», — сообщает на ухо президенту глава администрации Энди Кард.


Win McNamee/Reuters

На скорости около 959 км/ч рейс 175 врезается в южную сторону южной башни Всемирного торгового центра между этажами 78 и 85. Части самолета пробивают здание насквозь и вылетают с восточной и северной стороны, некоторые из них упали на землю в шести кварталах от здания. В работе телевизионных станций начинаются перебои, так как на южной башне располагались студии, передатчики и антенное оборудование.


Reuters

Рейс 175 берет направление на Нью-Йорк. С борта своему отцу смог дозвониться один из пассажиров — Питер Хенсон:

«Все плохо, отец. Стюардессы ранены. У них (угонщиков), похоже, ножи и газ. Они говорят, что у них есть бомба. Ситуация на самолете очень плохая. Пассажиры в панике, некоторым плохо. Самолет совершает резкие движения. Я не думаю, что это пилот управляет самолетом. Я думаю, что мы идем вниз. Я думаю, что мы направляемся в Чикаго или еще куда-нибудь и врежемся в здание». Звонок прерывается женским криком.

Террористы захватывают рейс 77. Ответчик самолета выключается, он оказывается вне поля зрения радара. Невидимый для диспетчеров, лайнер поворачивает на восток. После этого рейс 77 еще в течение 36 минут продолжает лететь в направлении Вашингтона, не отображаясь нигде.

С офисом авиакомпании United Airlines в Сан-Франциско связывается бортпроводник рейса 175. По его словам, самолет захвачен, оба пилота убиты, ранен бортпроводник. Кроме того, похитители забрали на себя управление самолетом.

Как минимум 100 человек (в некоторых источниках встречается цифра 250 человек), застигнутые терактом на верхних этажах, выпрыгиваю из окон. Значительная часть пола на одном из этажей северной башни провалилась — это заставило людей думать, что здание может обрушиться.

Один человек — пожарный Дэниэл Сур, стоявший на земеле, — погибает от того, что выпрыгнувший человек из окна падает прямо на него.

На скорости приблизительно 790 км/ч рейс 11 врезается в северную башню Всемирного торгового центра между 93-м и 99-м этажами. Самолет практически целиком уходит внутрь здания, пробивает здание до середины и перерезает все три лестничных колодца, засыпая их обломками. 80 тонн авиационного керосина, перемешанные с останками самолета и обломками здания, создают огромный пожар.

Ray Stubblebine/Reuters

54-летний страховой агент Фред Эйхлер пришел в свой офис на 83-м этаже Северной башни Всемирного торгового центра и в это время отправился в уборную, где встретил коллег и остановился поболтать. В процессе разговора они видят самолет, который несется прямо на них. Буквально через несколько минут мужчин резко откинуло взрывной волной на несколько десятков метров.

В офис American Airlines в Бостоне позвонила стюардесса Эми Свини, находящаяся на борту рейса 11.

«Что-то не так. Мы быстро снижаемся. Я вижу воду. Я вижу здания. Мы летим очень, очень низко. Мы летим слишком низко». Через несколько секунд она медленно произносит: «О, Боже». Звонок прерывается громкими устойчивыми помехами.

Рейс 175 захвачен. На связь с офисом авиакомпании United Airlines в Сан-Франциско выходит бортпроводник рейса: он сообщает, что оба пилота убиты, ранен бортпроводник, и вероятно, похитители управляют самолетом.


Ruben Sprich/Reuters

Из международного аэропорта Ньюарк вылетает Boeing 757, принадлежащий United Airlines. 37 пассажиров на борту рейса 93 направляются в Сан-Франциско, после 40-минутной задержки. На борту четыре угонщика.

Бостонский центр связывается с авиабазой Отис Национальной Гвардии США и сообщает о захвате рейса 11. Через несколько минут диспетчером также поступает сообщение от пилота рейса 175, ранее вылетевшего из Логана: экипаж увидел захваченный рейс в 16 км от их борта.

«… мы слышали странную передачу в тот момент, когда вылетали из Бостона. Было слышно, как кто-то нажал на кнопку микрофона и сказал — «все остаются на своих местах», — сообщают пилоты.

Радиоответчик рейса 11 выключается, однако самолет остается на экранах обзорных радаров как отметка без дополнительной информации. После этого он совершает разворот на 100 градусов на юг и направляется прямо в Нью-Йорк.

Внезапно к диспетчерам прорывается радиопередача: «У нас несколько самолетов. Ведите себя тихо, и все будет хорошо. Мы возвращаемся в аэропорт». Эти слова адресованы людям в салоне самолета — террорист просто перепутал кнопки.

Из вашингтонского международного аэропорта Даллес в Лос-Анджелес вылетает очередной Boeing 757, принадлежащий American Airlines. Рейсом 77 летят 58 пассажиров и шесть членов экипажа. И снова пятеро угонщиков на борту.

По бортовому телефону в офис авиакомпании American Airlines дозванивается стюардесса рейса 11 Бетти Онг.

«Кабина пилотов не отвечает, кто-то ранен в бизнес-классе, я думаю, они применили слезоточивый газ, мы не можем дышать, я не знаю, выглядит так, как будто мы захвачены», — сообщает девушка, добавив, что ранены две стюардессы.


United Airlines рейс 175 — еще один полностью заправленный Boeing 767 — также вылетает из аэропорта Логан в сторону Лос-Анджелеса. На борту находятся 56 пассажиров и девять членов экипажа. И пятеро угонщиков.

Рейс 11 в последний раз выходит на связь с центром управления воздушным движением в Бостоне. Уже через несколько минут рейс перестает выполнять инструкции диспетчера и не набирает необходимую высоту 10,7 тыс. метров.

American Airlines рейс 11 (Boeing 767) вылетает с 14-минутной задержкой. Все пятеро угонщиков находятся на борту среди других пассажиров.

На борт самолета поднимаются пятеро террористов — их лица пока не вызывают у остальных пассажиров никаких негативных эмоций. Первыми из пятерки в самолет заходят Мухаммед Атта вместе с Абдулазизом аль-Омари.


Courtesy of the U.S. Department of Justice

В бостонском аэропорте Логан к вылету готовится рейс №11 компании American Airlines. Согласно расписанию он должен вылететь в Лос-Анджелес. На его борту находятся 86 пассажиров.

4 сентября 2001 года советники по национальной безопасности администрации Джорджа Буша одобрили черновую версию плана борьбы с «Аль-Каидой» (запрещена на территории РФ). План должны были представить 10 сентября. Но президент США был в отъезде — и его не увидел.

В Меморандуме президенту США напомнили о том, что с 1997 года Усама бен Ладен открыто говорил о своем намерении ударить по Штатам. Более того: в 1997-м и 1998-м он говорил по телевидению, что его сторонники готовы последовать примеру Рамзи Юсефа, который в 1993 году оставил грузовик, начиненный взрывчаткой, в подземном гараже одной из башен Всемирного торгового центра. Тогда погибли шесть человек, и получили ранения — около тысячи.

11 сентября 2001 года в США осуществили серию терактов,которые повлекли за собой гибель 2977 человек. По официальной версии, разрушительные атаки были осуществлены членами группировки «Аль-Каида»*, однако есть факты способные опровергнуть общепринятую точку зрения.

Быстрая версия

Официальная версия произошедшего такова. Рано утром 11 сентября 2001 года четыре пассажирских «Боинга» были захвачены в воздухе арабскими террористами. Угонщики были вооружены лишь канцелярскими ножами и газовыми баллончиками. Два воздушных судна атаковали башни-близнецы Всемирного торгового центра, расположенные в южной части Манхэттена, третий самолет был направлен в здание Пентагона, четвертый не долетел до Капитолия и рухнул посреди поля в штате Пенсильвания.

Эта версия сформировалась буквально через несколько дней после трагедии и американское правительство больше ее не меняло. Подобные скоропалительные заключения наводят на мысль, что в Вашингтоне к этому готовились заранее.

Мы уже сталкивались с ситуацией, когда в Белом доме "точно знали", что Саддам Хусейн разрабатывает оружие массового уничтожения, Муаммар Каддафи спонсирует международный терроризм, а Башар Асад использует химоружие.

Ни одно из этих обвинений так и не подтвердилось. Однако эти подозрения стали предлогом для санкционированного властями США применения вооруженных сил в Ираке, Ливии и Сирии. Ожидаемо, что после событий 11 сентября американцы активизировали военные действия в Афганистане.

Сразу после взрывов глава «Аль Каиды»* Усама бен Ладен заявил о своей непричастности к терактам. Необычное поведение для человека, который всегда с удовольствием брал на себя ответственность за террористические атаки, который совершались при его участии. Позднее бен Ладен все же признался в причастности к событиям 11 сентября, однако, как утверждают некоторые, это было лицо только похожее на лидера «Аль Каиды»*.

Странные разрушения

Наверное, не все знают, что при атаке на Нью-Йорк обрушилось три здания Всемирного торгового центра (ВТЦ). Кроме известных всем башен-близнецов №1 и №2 был еще и небоскреб №7. Правительственная комиссия, созданная для расследования событий 11 сентября, предпочла об этом факте умолчать. Дом под номером 7 – это 47-этажная высотка, заметно уступающая своим собратьям-близнецам в росте.

В ней, в частности, располагалось нью-йоркское отделение штаб-квартиры ЦРУ. Это здание избежало попадания самолета, однако к 5 часам вечера рухнуло по той же схеме, что и башни-близнецы.

По заявлению властей, причиной обрушения здания были горящие фрагменты, упавшие на него с рушившихся небоскребов, а также последовавший за этим пожар. Однако гораздо ближе к башням были здания ВТЦ под номерами 3, 4, 5 и 6, и все они уцелели. Может у падения 7-го дома была другая причина?

Что касается башен-близнецов, то исследователей по-прежнему волнует любопытный вопрос: почему обрушились не только верхние этажи здания, но и нижние? Официальная версия неумолима: при разрушении здания верхушка увлекла за собой и его остальную часть.

Однако и тут возникает неувязка. Части конструкции башни падали не в разные стороны, а сложились прямиком под основание, словно карточный домик.

Проектировщики ВТЦ все как один заявляют, что при возведении высоток учитывалось возможное попадание в них самолета, как это бывает со всеми небоскребами. Если катастрофический сценарий все же происходит, то, по их словам, он не может привести к разрушительным последствиям такого масштаба.

На кадрах катастрофы хорошо видно, что самолеты совершенно по-разному врезаются в здания: в северную башню лайнер «вошел» прямо по центру, в южную – под острым углом, обрубив край высотки. При этом разрушение башен было на удивление единообразным и симметричным, как при подготовленном взрыве. А далее происходит странное: первой рушится менее пострадавшая от взрыва южная башня, и лишь через полчаса падает северная, где последствия катастрофы должны были быть более впечатляющими.

Специалисты проанализировали видео крушения башен и практически единодушно заявили, что именно так происходит промышленный снос зданий. И действительно, если внимательно просмотреть замедленную съемку катастрофы, то видно как по всей высоте здания на равных расстояниях пробегают взрывные волны – как если бы детонировал заранее заложенный заряд.

Вот еще два факта, которые заставят задуматься. Незадолго до теракта этажи, в которые впоследствии влетели самолеты, закрыли на ремонт. А за несколько недель до трагедии владелец башен-близнецов Ларри Силь­верс­тайн застраховал их на 3 млрд. долларов, причем страховка от террористических атак была прописана отдельным пунктом.

Избирательный пожар

Если верить официальным выводам, то в чудовищном по силе пожаре расплавились сотни тысяч тонн стальных конструкций, а сотни тонн бетона были стерты в пыль.

Возможно ли такое, чтобы воспламенившийся авиационный керосин, температура горения которого меньше 1000°C заставил «дрогнуть» закаленную сталь, которая плавится не меньше чем при 2000°C. При этом произошла критическая потеря прочности сразу 50 массивных несущих балок, что возможно только в том случае, если топливо равномерно разлилось по все площади этажа.

В результате взрывов от пассажиров обоих «Боингов» остались обугленные и не поддающиеся опознанию частицы тел. Между тем, паспорт Мохаммеда Атты, одного из угонщиков самолета, ставший одной из главных улик свидетельствовавшей в пользу вины «Аль Каиды»*, оказался абсолютно невредимым. Согласно данным комиссии, документ чудом пережил мощный взрыв, выпал из самолета и благополучно приземлился около здания.

Правительство США так торопилось прийти к нужному заключению, что даже не собиралось обращать внимание на подобные казусы. Дальше – больше.

Следственная комиссия заявила об опознании части пассажиров и членов экипажей самолетов по «остаткам ДНК». И это после того, как пожар фактически целиком уничтожил корпус лайнера, изготовленного из устойчивого к высоким температурам авиационного алюминия.

Любопытно, что несмотря на сохранившиеся фантастическим образом «остатки ДНК», черные ящики были признаны полностью уничтоженными пожаром. Глядя на это, только и останется уверовать, что огонь действовал избирательно, совершенно не руководствуясь законами физического мира.

Без следов

Третий угнанный «Боинг», выполнявший рейс №77 компании American Airlines, согласно официальным данным врезался в здание Пентагона. Чтобы нанести наиболее чувствительный урон постройке и людям, террористы направили лайнер по максимально низкой траектории. Известно, что высота «Боинга 757» составляет 13 метров, Пентагона – 24 метра.

Исходя из этого, заключительные километры полета лайнера должны были проходить на высоте всего нескольких метров над землей, что является практически невыполнимым заданием для пилотов, только что закончивших экспресс-курсы.

Более того, подобный маневр был абсолютно неоправдан, так как, по мнению многих специалистов, не привел бы к такому ущербу, как при падении под углом. Промахнуться в таком случае было бы сложно даже неопытному пилоту, учитывая внушительную площадь Пентагона – 117 363 кв.м. Получается, что террористы, тщательно планировавшие теракт, выбирали более сложный и менее эффективный путь.

Однако главный казус впереди. Независимых исследователей изучавших фотографии катастрофы насторожил тот факт, что «Боинг» при ударе о здание не оставил следов от крыльев. Не было обнаружено их обломков и рядом. Более того, и внутри разрушенного участка здания отсутствовали всякие намеки на фрагменты самолета. Согласно официальным выводам, все они были уничтожены мощными взрывом и пожаром, что очень сомнительно.

Все перечисленные факты наводят на мысль о другой причине разрушений в Пентагоне – спланированном взрыве. Но если допустить, что Боинг 757 в Пентагон не врезался, куда тогда исчезла сама машина с пассажирами и экипажем этого злополучного рейса?

Что касается четвертого «Боинга», который не долетел до Капитолия и упал в полях Пенсильвании, то к нему меньше всего вопросов. Однако несостыковки все же есть. Власти утверждают, что причиной гибели людей был удар о землю, но обнаружить сколь-нибудь значительное число фрагментов самолета на предполагаемом месте падения не удалось. Очевидцы говорят, что обломки были разбросаны на многие километры. По предположению исследователей, не разделяющих официальную точку зрения, лайнер мог быть подбит еще в воздухе ракетой, пущенной с истребителя.

Официальная версия гласит: пассажиры, связавшись по мобильным телефонам с родными, узнали о том, что два самолета уже врезались в здания на Манхэттене и решили воспрепятствовать планам угонщиков. Именно в результате завязавшейся на борту борьбы самолет сбился с курса и ушел в крутое пике. Однако специалисты утверждают, что возможность пользоваться сотовой связью в полете появилась лишь с 2005 года.

Избежать разночтений

В этой истории настораживает все, в том числе и поведение высших американских должностных лиц. Так, президент Джордж Буш долго игнорировал приглашение выступить перед Конгрессом, но когда согласился на встречу, выставил на первый взгляд неподдающиеся логическому объяснению условия. Он настаивал на ограничении беседы по времени – не более часа и обязательном приглашении на мероприятие вице-президента Дика Чейни. По требованию главы Белого дома от комиссии, расследовавшей трагедию, должны были присутствовать только два человека.

После длительных прений все же удалось согласовать участие 10 членов комиссии и снять ограничение по времени. Все ожидали во время встречи услышать от президента исчерпывающую, а главное достоверную информацию о случившемся, но все оказалось куда сложнее. Буш не разрешил производить видеосъемку, аудиозапись и даже стенографировать встречу. Кроме того, Буш и Чейни отказались давать присягу, которая могла бы заверить слушателей в правдивости сказанного.

В апреле 2004 года выступление, наконец, состоялось. Однако и по сей день неизвестно, что Буш и Чейни наговорили конгрессменам. Многие обращают внимание на абсурдность данной ситуации. Она выглядит так, если бы один свидетель соглашался выступать в суде только в присутствии другого свидетеля. Зачем это нужно? Вероятно для того, чтобы избежать несогласованности в дачи показаний.

В мире с каждым годом крепнет убеждение, что теракты были спланированы спецслужбами США, чтобы оправдать действия американских военных на Ближнем Востоке. Но окончательные выводы делать преждевременно. Пока можно с уверенностью сказать лишь следующее: если власти США и не устроили теракты сами, то они, по крайней мере, не помешали их спланировать.

*Аль-Каида - террористическая группировка, запрещена на территории РФ

11 сентября 2001 года в США произошел страшный теракт, унесший жизни 2 977 людей. Самолеты, угнанные боевиками, врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра. Сегодня на месте катастрофы находится памятный мемориал с именами жертв трагедии.

9/11 - так называют самый дерзкий и масштабный теракт в США 11 сентября 2001 года. Преступление произошло в сердце Нью-Йорка. В результате 2 977 человек погибли. Четыре угнанных пассажирских авиалайнера были использованы в качестве орудий атаки. Первые два самолёта совершили столкновение с башнями-близнецами Всемирного ТЦ. Один был направлен на здание Пентагона. А 4-й разбился в 80 милях от Питтсбурга.

Спустя 18 лет у общества нет однозначного мнения по факту случившегося. Конспирологи и скептики обвиняют власти США в трагедии, предоставляя весомые аргументы. В социуме растёт количество людей, не доверяющих официальной версии расследования теракта. Давайте вспомним о чёрном дне календаря для Америки 9/11, как происходили события и какие интересные факты есть в этом деле.

Как это происходило: хронология событий

Преступление совершили 19 человек. Все они выходцы с Ближнего Востока, официально проживающие в США. Согласно заявлениям американских властей, это была ячейка террористической группировки Аль-Каида. До 2011 года возглавлял преступное сообщество Усама Бен-Ладен. Он взял ответственность за атаку на США. Рано утром 11 сентября 2001 года радикалы ячейки Аль-Каиды разделились на группы и заняли места в коммерческих пассажирских самолётах:

  • Boeing-767 рейс AA11 «Бостон – Лос-Анджелес»: 81 пассажир, 11 членов экипажа;
  • Boeing-767 рейс UA175 «Бостон – Лос-Анджелес»: 56 пассажиров, 9 членов экипажа;
  • Boeing-757 рейс АА77 «Вашингтон – Лос-Анджелес»: 58 пассажиров, 6 членов экипажа;
  • Boeing-757 рейс UA93 «Ньюарк – Сан-Франциско»: 38 пассажиров, 7 членов экипажа.

Рейс AA11

Первый авиалайнер взлетел в 7:59 утра. Он должен был следовать курсом Бостон – Лос-Анджелес. Но через 46 минут «Боинг» совершил столкновение с небоскрёбом «Северная башня». Таран произошёл в 8:45. Скорость лайнера составляла 490 миль (789 км) в час. Судно захватили 5 террористов. Таран пришёлся в область башни, между 93-м и 99-м этажами. В мгновение погибли пассажиры, члены экипажа и несколько сотен офисных работников.

Самолёт находился в воздухе 46 минут, и в его баках было полно неизрасходованного керосина, рассчитанного на 6 часов полёта. Произошёл взрыв. Температура в эпицентре столкновения достигала 825 °C (max t горения керосина).

Сила огня искала выход, прожигала межэтажное пространство, проникала в шахты лифтов, где передвигались люди. Огонь вырвался из шахт в фойе здания, где ударной волной погубил ещё множество людей. Почти 1 000 человек оказались отрезанными от выхода между уцелевшими 100-м и 107-м этажами. В 10:29 Северная башня обрушилась.

Согласно официальной версии, башни-близнецы рухнули из-за расплавленных несущих опор. Эту версию оспаривают конспирологи, ведь температура плавления стали 1 538 °C. Они считают, что небоскрёбы обрушились по причине направленного взрыва.

Рейс UA175

Второе судно поднялось в воздух в 8:14 и легло на тот же курс Бостон – Лос-Анджелес. На борту находились 5 террористов. Самолёт совершил манёвр над Нью-Джерси, сменил воздушный коридор и направился к Манхэттену (Нью-Йорк). Через 18 минут полёта, по местному времени в 9:03, «Боинг» врезался в Южную башню. Скорость самолёта составляла 590 миль (950 км) в час. К этому моменту у Всемирного торгового центра развернули штабы репортёры различных телеканалов. Поэтому столкновение транслировалось в прямом эфире. Стало очевидно, что обе катастрофы были неслучайными, и это террористическая атака. В 9:59 Южная башня обрушилась.

Рис.1 Секунда до столкновения второго угнанного «Боинга» с Южной башней

Рейс АА77

Третий авиалайнер вылетел из аэропорта Даллеса в 8:20, по маршруту Вашингтон – Лос-Анджелес. В самолёте находились 5 террористов. Они захватили воздушное судно через 31 минуту и направили его в южном направлении. Угонщики отключили бортовой ответчик, дабы исключить возможность отслеживать лайнер с земли. В 9:24 Федеральное авиационное агентство (FAA) уведомляет ВВС США о возможном угоне. Однако военные промешкали.

Спустя 14 минут после тревоги FAA, в 9:38, пассажирский «Боинг» со 172 пассажирами (исключая террористов) и 6 членами экипажа пикировал на западную часть комплекса Пентагона в Вашингтоне. В катастрофе никто не выжил. В здании погибло 125 человек.


Рис.2. После крушения Боинга на здание Пентагона

Рейс UA93

Четвёртый авиалайнер вылетел в 8:41. Рейс Ньюарк – Сан-Франциско был задержан на 40 минут из-за высокой загруженности авиалиний. На борту к захвату готовились 4 террориста. В 9:28 преступники с трудом подчинили лайнер. Пилоты уже знали об атаке на башни-близнецы и оказали сопротивление. Согласно материалам расследования, этот самолёт должен был атаковать Капитолий - здание Конгресса США. Но, пилот-террорист Джаррах взял курс на Белый дом.

На борту продолжалась борьба экипажа с террористами. Самолёт петлял и был плохо управляем (по сведениям радарных карт). В итоге воздушное судно рухнуло в штате Пенсильвания в 10:03, на расстоянии 130 километров от Питтсбурга. Записи «чёрных ящиков» свидетельствуют, что лайнер намеренно был пикирован преступниками, так как члены экипажа и пассажиры доминировали в борьбе за воздушное судно.

В последнем самолёте было 4 террориста, так как 5-й сообщник Мохаммед аль-Кахтани не зарегистрировался на рейс. Информация о 4 угнанном авиалайнере была более серьёзно воспринята ВВС США. На поиск «Боинга-757» были направлены F-16, которые с 8:46 утра патрулировали небо. Однако техники не успели вооружить истребители боекомплектами.

В условиях отсутствия поражающего оружия пилот лейтенант Хезер Пенни получила приказ о таране рейса UA93. Но пассажирское судно разбилось прежде, чем его удалось отыскать. И это при том, что руководитель операционного отдела авиационной службы США Бен Слайни в 9:26 отдал приказ посадить все 4 300 гражданских самолётов, бороздящих воздушные линии страны.

Последствия теракта и число жертв

Спустя 6 часов 52 минуты после обрушения Северной башни, ровно в 5:20 дня, рухнуло 52-этажное здание 7-го корпуса ВТЦ. Оно находилось по соседству от башен-близнецов. А в 6:16 вечера сложилось 47-этажное здание комплекса Центра международной торговли, расположенное в непосредственной близости к ВТЦ.

Обрушающиеся небоскрёбы уничтожили 1 337 транспортных средств в эпицентре, в том числе 91 автомобиль пожарной службы Нью-Йорка. Примерный ущерб от террористической атаки 9/11, озвученный президентом США Джорджем Бушем мл. в 2006 году, составляет $ 500 млрд.

11 сентября 2001 года от рук радикалов Аль-Каиды погибли 2 977 человек. Среди них: 343 сотрудника службы спасения и 60 полицейских. Самое большое количество жертв оказалось в башнях-близнецах, 2 152 человек. В Пентагоне погибло 125 человек. После разборов завалов нашли и опознали около 1 600 жертв теракта. Почти 6 000 получили ранения. Удалось спасти 30 000 людей.


Рис.3 Разбор завалов на месте обрушения башен-близнецов

Расследования, обвинения, приговоры

27 ноября 2002 года была создана группа «Национальная комиссия по террористическим атакам на Соединенные Штаты». Возглавил её Томас Кин (Thomas Kean), действующий тогда губернатор Нью-Джерси. 22 июля 2004 года ведомство представило доклад о результатах расследования. По официальной версии, захватчики являлись бойцами «Аль-Каиды». Они были вооружены перочинными ножами. Причина произошедшего - личная неприязнь к Америке главаря террористической ячейки. Материалы дела уместились на 600 страницах. ЦРУ арестовало 7 человек, принимающих участие в подготовке теракта:

  • Халид Шейх Мохаммед - главарь и организатор;
  • Рамзи Биналшиб - материальное обеспечение террористической ячейки;
  • Закариаса Муссауи - помощник в организации из Франции;
  • Мохаммед аль-Кахтани - 20-й террорист угонщик, не зарегистрировавшийся на рейс UA93;
  • Али Абдул Азиз Али - племянник главаря;
  • Мустафа Ахмед Хавсави – помощник главаря;
  • Валид бин Атташ - помощник главаря.

Во время расследования комиссия нашла 4 уцелевших паспорта террористов-смертников: Satam al-Suqami (рейс АА11), Saeed al-Ghamdi и Ziad Jarrah (рейс UA93), Abdulaziz Alomari - чей паспорт нашли в утерянном багаже, хотя сам террорист находился на рейсе АА11.

Все подозреваемые найдены и арестованы в период 2002-2003 гг. В ожидании суда преступники находились под стражей в тюрьмах ЦРУ. В 2006 году террористов перевели в специальный лагерь «Гуантанамо» на американской военной базе в Кубе. Зимой 2008 года всем подследственным было предъявлено обвинение в массовом убийстве людей и военных преступлениях. Заключённые не признали вины. Каждый из преступников уже осужден на несколько пожизненных сроков. Военные суды продолжаются до наших дней.

Мемориал Всемирного торгового центра

На месте башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в день годовщины 11 сентября 2011 года был открыт «Национальный Мемориал 11 сентября». Памятное место состоит из двух гигантских гранитных бассейнов, в центре каждого из которых есть бездна, поглощающая водопад. Бассейны размещены в котлованах башен-близнецов. Уходящая вода в бездну символизирует быстротечность жизни людей, которая может прерваться в одно мгновение.


Рис.4 «Мемориал 9/11» США Нью-Йорк

На парапетах бассейнов по периметру установлены памятные бронзовые доски с именами погибших работников ВТЦ. Фамилии не упорядочены по алфавиту, а расположены в порядке «значимого соседства»: в какой башне работал человек, его профессиональные взаимоотношения и рабочее пространство. На разработку проекта ушло 2 года. Победителя объявили в ходе конкурса. Был открыт специальный фонд, собравший к 2008 году $ 350 млн.

21 мая 2014 года открылся «Музей 9/11», посвященный жертвам теракта 11 сентября. Он расположился в Новом Всемирном торговом центре, построенном рядом. Здесь представлены макеты башен-близнецов, множество предметов, повреждённые пожарные и медицинские машины, одежда, личные вещи работников и компаний. Изначально вход посетителей строго контролировался. С мая 2014 года «Мемориал 9/11» открыт для общественности ежедневно и бесплатно с 7:30 утра до 9:00 вечера.

Видео, снятое очевидцами и туристами за секунды до столкновения самолётов с башнями-близнецами и последующими событиями:

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!