Минойская и микенская цивилизации — древнейшая Греция. Возникновение крито-микенской цивилизации Минойская живопись

Центром империи являлся большой остров Крит. Обладая мощным флотом, минойцы вели торговлю со странами Европы, Ближнего Востока и Египтом. Их технологии были продвинуты: письменность, металлургия, гончарное дело, обогрев солнечными панелями, водопровод и канализация были хорошо развиты.

Минойцы в древнегреческих мифах

До сих пор неизвестно, как минойцы называли себя сами. Легенды о них рассказывались греками, в частности, о царе Миносе, правителе Крита во времена, когда эллины были в подчинении у минойцев и платили им дань. Огромный дворцовый комлекс Кносс, самое большое здание в Европе той эпохи, в греческих мифах описывался, как лабиринт.


Минойские фестивали, в которых юноши-акробаты показывали представления, перепрыгивая через быков, превратились в рассказах греков в жертвоприношения полубыку-получеловеку по имени Минотавр. В греческих мифах минойцы были многим обязаны изобретателю Дедалу, Леонардо да Винчи той эры, который царский дворец и летательный аппарат. Эта легенда указывает на то, что греков глубоко впечатляли изобретения и технология минойцев.


Но эллины умолчали о том, что произошло с минойской цивилизацией.


Археологические раскопки , что дворцы на острове Крит были разрушены землетрясением, после чего наступил период упадка. Спустя несколько поколений дворцы были сожжены микенцами, предшественниками . Микенцы захватили Крит в 1450 году до н.э. и переняли у минойцев их письменность, архитектуру и . Известно, что микенцы принимали участие в Троянской войне в 1200 году до н.э.

Разрушительный вулкан 1600 года до н.э.

В ста километрах к северу от острова Крит находится вулкан Тира. Природное бедствие, произошедшее в 1600 году до н.э. во время извержения вулкана, способствовало упадку цивилизации минойцев.


Точное время гибели минойской империи неизвестно, но землетрясения и голод могли ослабить ее до такой степени, что 50-100 лет спустя их стало легко завоевать.


Современные подсчеты показывают, что извержение вулкана Тира в Эгейском море в 1600 году до н.э. в 4 раза превышало по силе Кракатау, унесшего жизни 36000 людей. Это было не просто извержение. Центр острова буквально взлетел в воздух, а затем разорвался на куски в результате огромного взрыва.


С-образное кольцо островов, называемое Санторини, - это остатки того древнего острова Тира, где когда-то обитала минойская цивилизация. Это кольцо окружает подводный кратер вулкана диаметром от 11 до 19 км. Столп пепла от вулканического взырва поднялся на высоту 10 км, осыпавшись на восточное Средиземноморье. Остров Крит тоже пострадал от землетрясений.


Извержение вулкана спровоцировало разрушительное цунами. В подсчетах много разногласий, но высота гигантских волн достигала нескольких сотен метров. Бедствие было более разрушительное, чем катастрофа в Индонезии в 2004 году и в Японии в 2011.


Кносс и другие поселения острова Крит, находящиеся на возвышенности, сохранились, но оказались в изоляции, потеряв флот и прибрежные города.

Гибель острова Тира

Основные города древнего острова Тира навсегда стерты с лица Земли. Но раскопки Акротири, поселения эпохи Бронзового века на окраине Санторини, свидетельствуют о том, что это был не единственный город на уничтоженном острове. Об этом рассказывают фрески.


Акротири был погребен под слоем пепла, подобно римской Помпее, но жители успели покинуть город до наступления катастрофы. Поселение сохранилось в отличном состоянии, но остатков людей в нем не обнаружено. В домах нет ювелирных украшений и прочих ценностей, которые видны на фресках с элегантными дамами.


Можно предположить, что вулкан просыпался постепенно. Так жители города получили преварительное предупреждение и предусмотрительно покинули поселение. Возможно, они успели доплыть до Крита и спастись в одном из городов на возвышенности.


Учитывая масштаб катастрофы, совсем неудивительно, что память о разрушении Тиры живет в легендах об Атлантиде, рассказанных Платоном тысячу лет спустя.

Во II тысячелетии до н. э. на острове Крит существовала минойская цивилизация. Впервые сведения о ней начал собирать Роберт Пэшли, а окончательно подтвердил существование цивилизации Артур Эванс, всерьёз занявшийся Кносским дворцом. До этого эпохального события учёных отделяли годы заблуждений, когда минойскую цивилизацию не воспринимали как обособленную - называли просто предшественницей микенской цивилизации.

История минойской цивилизации

По мере изучения цивилизации она получила собственное имя - Эванс назвал её минойской, в честь царя Миноса. Потомками минойцев, возможно, были этеокритяне (или истинные критяне), о которых писал Гомер. Главными очагами минойской культуры были дворцы - экономические и политические центры в Закросе, Кноссе, Фесте и Тилиссе. Каждый из найденных и изученных дворцов имеет уникальные черты, но у всех есть объединяющие особенности. Так, минойские дворцы были монументальными и многоэтажными сооружениями с внутренними дворами и массивными колоннами.

О минойцах достоверно известно: они имели огромное влияние за пределами Крита - на материковой Греции найдено немало ремесленных изделий, привезённых с острова. Минойцы наладили торговые связи, в том числе с Египтом, откуда завезли на Крит архитектурные идеи и папирус. Они поддерживали отношения с островами архипелага Киклады, Сирией и Месопотамией. До сих пор фрески и прочие артефакты минойцев продолжают находить в разных точках - на Кипре, в Анатолии и даже в Израиле. Всё это указывает на высокий уровень организации и стремление к установлению контактов с другими народами.


В Восточном Средиземноморье минойскому флоту не было равных: он безоговорочно влиял на все процессы, основывал колонии и боролся с пиратами. В результате мощь флота и успехи в судостроении достигли таких недосягаемых масштабов, что современные исследователи называют минойский Крит морским государством. Конечно, процветанию послужило удачное расположение острова на перекрёстке важных морских путей.

Процветание цивилизации нарушила природная катастрофа: извержение вулкана Тира. Волна землетрясения докатилась до берегов Крита и привела к необратимым последствиям. Оказались разрушены жилые кварталы и наиболее важные дворцы. Почти нетронутым остался только Кносский - впоследствии здесь зародилась династия, влиявшая на жизнь Крита до прихода микенцев. Захватив остров, они адаптировали линейное письмо минойцев к потребностям собственного языка.

Сегодня нельзя сказать точно, с чем была связана гибель минойской цивилизации — самой развитой в древней Европе. Был ли упадок связан только с землетрясением или руку к исчезновению приложили захватчики - это предстоит выяснить.

Культура минойцев: наследие цивилизации


От минойцев современным грекам достались многочисленные археологические находки. Эти люди обладали великолепным чувством формы, о чём можно судить по обнаруженным чашкам, сосудам в виде голов животных, кувшинам и статуэткам. Если древние жители Крита создавали изображение человека, то никогда не делали позу статичной - они отлично передавали движение. До нас дошли резные изделия из камня, керамика разных видов и искусно выполненные фрески. Самое большое собрание минойского наследия сегодня можно увидеть в музеях Ираклиона.

Неплохо изучены религиозные взгляды минойцев. Они поклонялись в основном богиням - культура строилась на матриархате. Широкое распространение получили изображения божеств в разных ипостасях: повелительница животных и скота, богиня плодородия, урожая, домашнего хозяйства, городов, подземного мира. Богинь изображали с птицами, змеями или с животными на голове.


Минойцы имели превосходно развитое сельское хозяйство. Они не только разводили скот и выращивали зерновые культуры, но и одомашнили пчёл, культивировали оливу и виноград. Также известно, что минойцы активно охотились на диких кабанов и птиц. Разнообразие продуктов привело к росту и улучшению здоровья критского населения.

Не последнюю роль в процветании минойской цивилизации играло письмо. Минойцам принадлежат самые древние из найденных на Крите иероглифов. Никто не знает, был ли у местных особый язык или они заимствовали письмена из Месопотамии и Египта. Иероглифы долгое время использовались параллельно с линейным письмом А.

Сегодня туристы с интересом погружаются в минойское прошлое Крита. Но в стремлении увидеть Кносский дворец не нужно забывать о десятках других памятников этой цивилизации. На склоне холма возле залива Мирабелло расположены остатки поселения Гурния, имевшего небольшой дворец. От раннеминойского периода остались фундаменты города Пиргос. А по дороге из Иерапетры в Айос-Николаос можно попасть на раскопки Василики - уникального поселения, которое датируют ещё додворцовым периодом.

Длительный период неолита на острове сменила блестящая минойская эпоха, чье название происходит от имени мифического царя Миноса, правителя царства и Кносского дворца.

Минойская цивилизация была создана и процветала от 2900 г. до н.э. до 1100 года до н.э., период более чем 1500 лет.

Минойский период делится на четыре основных:

Додворцовый период (3300 - 2000 до н.э.)

Стародворцовый период (2000 - 1750 до н.э.)

Новодворцовый период (1750 - 1490 до н.э.)

Последворцовый период (1490 - 1100 до н.э.)

Раскопки британского археолога сэра Артура Эванса впервые пролили свет на культуру, о существовании которой до этого было известно только из гомеровского эпоса и греческого мифа о Минотавре.

Минотавр - наполовину человек, наполовину - бык, пожирал молодых мужчин и женщин, которые доставлялись ему в качестве дани с материковой Греции.

Эванс в начале прошлого века нашел руины Кносского дворца, существовавшего на острове Крит с 1700 г. до н.э. и после.

В Кносском дворце была вода и канализационная сеть, которая оказалась совершеннее, чем любая другая, построенная в Европе в римскую эпоху. Стены были искусно украшены фресками, на которых минойцы выглядели счастливыми и мирными людьми, которые жили в гармонии с природой, имели очевидную склонность к танцам и любили большие общественные фестивали и спортивные соревнования.

Структура Кносского дворца казалась хаотичной и сложной для первых посетителей и, возможно, этот факт породил миф о знаменитом лабиринте.

То, что не подходило для выращивания зерновых культур, было идеально для лозы или оливы. С тех пор и до сегодняшнего дня масло и вино - главные сельскохозяйственные продукты, выращиваемые и экспортируемые с Крита

Море

Минойцы вскоре поняли, что море, которое их окружало и которого они все ещё опасались, на самом деле стал их новым лучший другом. Море было эффективным сдерживающим фактором вторжений, чем любое из укреплений.

Во время развития и процветания цивилизации, минойцам не приходилось строить стены вокруг своих городов. Благодаря морю минойцы установили культурные связи с другими странами. Постепенно они стали виртуозами в судостроении, а Минойская цивилизация стала одной из первых цивилизаций, основавшей свое развитие в коммерческом флоте. Минойцы быстро колонизировали близлежащие острова Эгейского моря, Киклады, и начали торговать с Египтом и Сирией. Считается, что они прибыли в Сицилию. Прибыль от торговли и накопленный опыт позволили им построить большие порты, акведуки и впечатляющие дворцы.

Минойские моряки были самоотверженными и суда их были более совершенными.

На фресках изображались корабли с высоким носом, короткой кормой, большой мачтой в центре квадратной ткани и большой лопастью на корме для руля.

И когда дул ветер, более 25 гребцов на каждом борту судна обеспечивали ему необходимую силу для перемещения. Высокие носы разрезали волны, а тяжелые и надежные корпуса делали их сильнее и устойчивее во время шторма. Даже высокомерные египтяне восхищались морскими способностями минойцев. В египетской гробнице фреска изображает группу минойцев, которых они называли «кефтиу», приносящих дары фараону. Вполне вероятно, что фараон Египта, нанимал минойцев с их судами для перевозки ливанского кедра в свою страну.

Характер

Минойцы разработали эффективный центральный орган для управления и отслеживания торговых операций. Регистры были написаны на глиняных табличках, изначально с формой записи, которая выглядела как египетские иероглифы и после 1700 г. до н.э. - с использованием слогового письма, известного как линейное.

Возможно, из-за своей изоляции, минойцы меньше воевали, чем другие народы того времени. Они никогда не покрывали стены сценами битв или военных подвигов и не описывали боевые подвиги.

Их любимыми темами был человек в его повседневной жизни или религиозных и спортивных мероприятиях, а так же образы природы - цветы, рыбы, птицы и дельфины.

Также они не возводили статуи или большие курганы, чтобы удовлетворить тщеславие или подчеркнуть чью-то власть. Вместо этого в их искусстве преобладают портреты очаровательных людей с длинными черными волосами, высоких и стройных, в красивых, красочных костюмах. Женщины, в частности, изображены в цветных потрясающих платьях, которые оставляют грудь открытой, возможно, как знак красоты, здоровья и плодородия. Греки предполагали, что именно минойцам принадлежит появление танцев.

Минойское искусство спонтанное и легкое, полное ритмических движений. Если верить тому, что изображено на фресках, минойцы были, вероятно, самыми счастливыми людьми бронзового века.

Общество

Женщины на Крите пользовались большей свободой, чем женщины в любой другой культуре этой эпохи, даже большей, чем в Египте. Фрески во дворцах изображают их свободными, одетыми в элегантные платья, они имели макияж и наслаждались общественными торжествами с мужчинами, или даже принимали участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Для настенной росписи характерно изображение публичной церемонии празднования, когда толпа собиралась на площади Кносского дворца, чтобы посмотреть, как спортсмены совершают сложные и рискованные прыжки через быка.

Возможно, Гомер интуитивно предполагал, когда утверждал в Илиаде, что Крит имел 90 городов. Тем не менее, во время зенита минойской цивилизации (1700 - 1200 до н.э.), население на острове достигло 250.000 человек и 40.000 из них проживали в Кноссе.

Сливки критского общества состояли из благородной аристократии, жрецов и жриц.

Средний класс состоял из ремесленников, купцов и служащих, а рабочий класс того времени - из фермеров, пастухов и работников. Последний социальный класс - крепостные. Последние, несмотря на их скромное положение, жили лучше, чем рабы в любой другой цивилизации бронзового века.

Крит никогда не испытывал социальных волнений и потрясений, которые влияют на эпоху большинства обществ.

Тысячу лет спустя Аристотель скажет, что крепостные минойского Крита получили все привилегии минойских граждан, за исключением двух: они не могли носить оружие и не могли принять участие в спортивных и гимнастических мероприятиях.

Мы не знаем, все ли или большинство минойцев могли жить в больших домах, но уверены, что многие из них жили комфортно, украшая свои дома красивыми горшками и садами. В их домах не было очагов для приготовления пищи. Для готовки они использовали отдельные печи, сделанные из глины или бронзы. Ели лучше, чем их современники египтяне Месопотамии. Они готовили хлеб из смеси пшеницы и ячменной муки. Из их садов и огородов поставлялись салат, чечевица, фасоль, горох, слива, айва и инжир. Их коровы и козы давали необходимое количеств молока, из которого они делали свой сыр. Ну а море снабжало их осьминогом, кальмаром, мидиями и многими видами рыб. Они пили в основном вино, тем не менее, в связи с постепенным увеличением выращивания зерновых, в какой-то момент его стало недостаточно, и появилось пиво.

Религия

Культура Минойцев, религия и политика были связаны между собой. Тронный зал царя Миноса, красивый, но не особенно роскошный, был местом, где в дополнение к политике, религиозные служители часто выполняли важные церемонии. Спортивные события также носили характер культовых обрядов.

Священным животным минойцев Крита был Таврос. Произведения искусства, изображающие священное животное везде, во всем дворце... вазы в форме головы быка использовались в церемониях. Самый популярный вид спорта -церемония прыжков через быка, где спортсмены хватали животное за рога и делали сложное сальто вдоль всего тела животного.

Возможно, царь Минос носил маску с головой быка, и это был факт, из которого греки впоследствии сформировали образ Минотавра.

Мы имеем мало информации о минойской религии в отличие от того, что мы знаем о соответствующих религиях этого периода на Ближнем Востоке. Здесь не было никаких больших храмов или крупных культовых статуй богов. Главным минойцев была Великая Мать Богиня, которая, возможно, объясняет важное место женщин в критском обществе. Многие статуи женщин, модно одетых, в причудливых платьях, обнажающих грудь, с впечатляющими прическами. Часто они держат в обеих руках по две змеи. Возможно, это являлось вдохновляющим фактором в создании образов последующих греческих божеств, таких как Афина, Деметра и Афродита. Иногда появляется Богиня-Мать с юношей, который может быть ее сыном.

Церемонии, спортивные мероприятия и быки носили жертвенный характер, чтобы позволить Богине Матери защитить их от серии катастроф, таких как затонувшие суда, болезни, неудачи в сельском хозяйстве, особенно - от землетрясений. Такие разрушительные землетрясения происходили на восточном Средиземноморье через регулярные промежутки времени - как правило, такие большие землетрясения были каждые пятьдесят лет, и всякий раз, они хоронили под развалинами целые города.

Минойцы никогда не забывали об этом природном явлении и объясняли его существованием огромного Тавроса, который жил под землей и своим ревом сотрясал мир.

Конец Минойской эпохи

Несмотря на жертвоприношения, минойская цивилизация исчезла после очередного удара стихии. Серии землетрясений и толчков вызвали столько разрушений и так много смертей, что прерывается плавное развитие общества на острове. Бои вспыхнули между Кноссом и другими минойскими крупными городами. В конце вышел победителем Кносс, а другие дворцы на острове были разрушены. На материке ахейцы, которые узнали секреты навигации минойцев, нашли возможность и поняли многое из организации колоний минойского Крита, ограничивающих экономическую и политическую власть.

Около 1160 г. до н.э. пришла еще большая стихия, когда все, что было ранее, казалось незначительным. В 70 морских милях к северу от Крита взорвался вулкан Санторини. Взрыв был настолько велик, что две трети острова исчезли, а взрывная волна создала огромное цунами, которое сильно ударила по густонаселенному северному побережью Крита, принеся широкомасштабные разрушения и смерть. Минойский флот был уничтожен, и остров естественно, остался незащищенным.

Оставшиеся в живых на острове были разбросаны в изолированных поселениях. Около 1100 г. до н.э. на остров начали высадку греки дорийцы, чьи корабли стали преобладать в Средиземном море. Кносский дворец был занят новыми захватчиками, которые постепенно начали вытеснять старых жителей и брать власть на острове в свои руки.

Началась новая эра не только для острова, но и для всей Греции и Средиземноморья...

Предпосылки образования государств на Крите

Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. По своему географическому положению этот вытянутый в длину гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, представляет как бы естественный форпост Европейского материка, выдвинутый далеко на юг в сторону африканского и азиатского побережья Средиземного моря. Уже в глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. Возникшая на одном из самых оживленных перекрестков древнего Средиземноморья культура Крита испытала на себе влияние таких разнородных и разделенных большими расстояниями культур, как древнейшие «речные» цивилизации Ближнего Востока ( и ), с одной стороны, и раннеземледельческие культуры , Придунайской низменности и Балканской Греции - с другой. Но особенно важную роль в формировании критской цивилизации сыграла, культура соседнего с Критом Кикладского архипелага, по праву считающаяся одной из ведущих культур Эгейского мира в III тыс. до н.э.

Время возникновения минойской цивилизации - рубеж III-II тыс. до н.э. или конец эпохи ранней бронзы. До этого момента критская культура не выделялась сколько-нибудь заметно на общем фоне древнейших культур Эгейского мира. Эпоха так же, как и сменившая ее эпоха ранней бронзы (VI-III тыс. до н.э.), была в истории Крита временем постепенного, относительно спокойного накопления сил перед решающим скачком на новую ступень общественного развития. Что же подготовило этот скачок? В первую очередь развитие и совершенствование производительных сил критского общества. Еще в начале III тыс. до н.э. на Крите было освоено производство меди, а затем и бронзы. Бронзовые орудия труда и оружие постепенно вытесняют аналогичные изделия из камня. Важные изменения происходят в этот период в сельском хозяйстве Крита. Его основой теперь становится земледелие нового поликультурного типа, ориентированное на одновременное выращивание трех главных сельскохозяйственных культур (так называемая «средиземноморская триада»), а именно —

  • злаковых (главным образом, ячменя),
  • винограда,
  • оливы.

Рост производительности и численности населения

Результатом всех этих экономических сдвигов был рост производительности земледельческого труда и увеличение массы избыточного продукта. На этой основе в отдельных общинах стали создаваться резервные фонды сельскохозяйственных продуктов, за счет которых не только покрывалась нехватка продовольствия в неурожайные годы, но и обеспечивались пропитанием люди, не занятые непосредственно в сельскохозяйственном производстве, например, специалисты-ремесленники. Таким образом, впервые стало возможным отделение ремесла от сельского хозяйства, и развитие профессиональной специализации в различных отраслях ремесленного производства. О высоком уровне профессионального мастерства, достигнутом минойскими ремесленниками уже во второй половине III тыс. до н.э., свидетельствуют относящиеся к этому времени находки ювелирных изделий, выточенных из камня сосудов, резных печатей. В конце того же периода на Крите стал известен гончарный круг, позволивший добиться большого прогресса в производстве керамики.

Паликастро, XVI в. до н.э. Морской стиль.

В то же время известная часть общинных резервных фондов могла использоваться для межобщинного и межплеменного обмена. Развитие торговли на Крите, как и вообще в Эгейском бассейне, было тесно связано с развитием мореплавания. Не случайно почти все известные нам теперь критские поселения располагались либо прямо на морском побережье, либо где-нибудь невдалеке от него. Овладев искусством навигации, обитатели Крита уже в III тыс. до н.э. вступили в тесные контакты с населением островов Кикладского архипелага, проникли в прибрежные районы материковой Греции и Малой Азии, добрались до Сирии и Египта. Подобно другим морским народам древности критяне охотно сочетали занятия торговлей и рыболовством с пиратством.

Прогресс критской экономики в эпоху ранней бронзы способствовал быстрому росту населения в наиболее плодородных районах острова. Об этом свидетельствует появление множества новых поселений, особенно ускорившееся в конце III - начале II тыс. до н.э. Большинство из них размещалось в восточной части Крита и на обширной центральной равнине Мессара. Одновременно идет интенсивный процесс социального расслоения критского общества. Внутри отдельных общин выделяется влиятельная прослойка знати. В ее состав входят в основном родовые вожди и жрецы. Все эти люди были освобождены от непосредственного участия в производительной деятельности и занимали привилегированное положение в сравнении с массой рядовых общинников. На другом полюсе той же социальной системы появляются рабы, главным образом из числа захваченных в плен чужеземцев.

В этот же период на Крите начинают складываться и новые формы политических отношений. Более сильные и многолюдные общины подчиняют себе своих не столь могущественных соседей, заставляют их платить дань и облагают всякими иными повинностями. Уже существующие племена и племенные союзы внутренне консолидируются, приобретая более четкую политическую организацию. Закономерным итогом всех этих процессов было образование на рубеже III-II тыс. первых «дворцовых» государств, происшедшее почти одновременно в различных районах Крита.

Первые классовые общества и государства

Пифос дворцового стиля. Кносс, 1450 г. до н.э.

Уже в начале II тыс. до н.э. на острове сложилось несколько самостоятельных государств. Каждое из них включало в свой состав по несколько десятков небольших общинных поселений, группировавшихся вокруг одного их четырех известных сейчас археологам больших дворцов. В это число входят дворцы Кносса, Феста, Маллии в центральной части Крита и дворец Като Закро на восточном побережье острова. К сожалению, от существовавших в этих местах «старых дворцов» уцелело лишь немногое. Позднейшая застройка почти повсюду стерла их следы. Только в Фесте сохранился большой западный двор старого дворца и часть примыкающих к нему внутренних помещений.

Среди дворцовой утвари этого периода наибольший интерес представляют глиняные расписные вазы стиля Камарес (их первые образцы были найдены в пещере Камарес неподалеку от Феста, откуда и идет это название). Украшающий стенки этих сосудов стилизованный растительный орнамент создает впечатление безостановочного движения сочетающихся друг с другом геометрических фигур: спиралей, дисков, розеток и т. п. Здесь впервые дает о себе знать тот динамизм (чувство движения), который станет в дальнейшем отличительной чертой всего минойского искусства. Поражает также и цветовое богатство этих росписей.

Сосуд «Камарес». Дворец Фест, 1850-1700 гг. до н.э.

Уже в период «старых дворцов» социально-экономическое и политическое развитие критского общества продвинулось так далеко вперед, что породило настоятельную потребность в письменности, без которой не обходится ни одна из известных нам ранних цивилизаций. Возникшее еще в начале этого периода пиктографическое письмо (оно известно главным образом по кратким - из двух-трех знаков - надписям на печатях) постепенно уступило свое место более совершенной системе слоговой письменности - так называемому линейному письму А . Сохранились сделанные линейным письмом А надписи посвятительного характера, а также, хотя и в небольшом количестве, документы хозяйственной отчетности.

Расцвет критской цивилизации. Преобладание Кносса

Около 1700 г. до н.э. дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като Закро были разрушены, по всей видимости, в результате сильного землетрясения, сопровождавшегося большим пожаром. Эта катастрофа, однако, лишь ненадолго приостановила развитие критской культуры. Вскоре на месте разрушенных дворцов были построены новые здания того же типа, в основном, по-видимому, сохранившие планировку своих предшественников, хотя и превосходящие их своей монументальностью и великолепием архитектурного убранства. Таким образом, начался новый этап в истории минойского Крита, известный в науке как «период новых дворцов» или позднеминойский период.

Кносский дворец

Самое замечательное архитектурное сооружение этого периода - открытый А. Эвансом дворец Миноса в Кноссе. Обширный материал, собранный археологами во время раскопок в этом дворце, позволяет составить представление о том, чем была минойская цивилизация в эпоху ее наивысшего расцвета. Греки называли дворец Миноса «лабиринтом» (само это слово, по-видимому, было заимствовано ими из языка догреческого населения Крита). В греческих мифах лабиринт описывался как огромное здание со множеством комнат и коридоров. Человек, попавший в лабиринт, уже не мог выбраться оттуда без посторонней помощи и неизбежно погибал: в глубине дворца обитал кровожадный Минотавр - чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Подвластные Миносу племена и народы обязаны были ежегодно тешить ужасного зверя человеческими жертвами, пока он не был убит знаменитым афинским героем Тезеем. Раскопки Эванса показали, что рассказы греков о лабиринте имели под собой определенную почву. В Кноссе действительно было обнаружено выдающееся по своим размерам здание или даже целый комплекс зданий общей площадью 10000 м2, включавший в себя около трехсот помещений самого разнообразного назначения.

Современный вид Кносского дворца. Постройка ок. 1700 г. до н.э.

Архитектура критских дворцов необычна, своеобразна и ни на что не похожа. В ней нет ничего общего с тяжеловесной монументальностью египетских и ассиро-вавилонских построек. Вместе с тем она далека и от гармонической уравновешенности классического греческого храма с его строго математически выверенными пропорциями. Внутренняя планировка дворца отличается чрезвычайной сложностью, даже запутанностью. Жилые комнаты, хозяйственные помещения, соединяющие их коридоры, внутренние дворики и световые колодцы расположены, на первый взгляд, без всякой видимой системы и четкого плана, образуя какое-то подобие муравейника или колонии кораллов. При всей хаотичности дворцовой постройки она все же воспринимается как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствует занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым так или иначе были связаны все основные помещения, входившие в состав этого огромного комплекса. Двор был вымощен большими гипсовыми плитами и, по-видимому, использовался не для хозяйственных надобностей, а для каких-то культовых целей.

За свою многовековую историю Кносский дворец неоднократно перестраивался. Отдельные его части и все здание в целом, вероятно, приходилось восстанавливать после каждого сильного землетрясения, которые бывают на Крите примерно один раз в пятьдесят лет. При этом новые помещения пристраивались к старым, уже существующим. Комнаты и кладовые как бы нанизывались одна к другой, образуя длинные ряды-анфилады. Отдельно стоящие постройки и группы построек постепенно сливались в единый жилой массив, группирующийся вокруг центрального двора. Несмотря на известную бессистемность внутренней застройки, дворец был в избытке снабжен всем необходимым для того, чтобы жизнь его обитателей была спокойной и удобной. Строители дворца позаботились о таких важнейших элементах комфорта, как водопровод и канализация. Во время раскопок были найдены каменные желоба, по которым нечистоты выводились за пределы дворца. Была обнаружена также система водоснабжения, благодаря которой обитатели дворца никогда не страдали от недостатка питьевой воды. В Кносском дворце существовала также хорошо продуманная система вентиляции и освещения. Вся толща здания была прорезана сверху донизу специальными световыми колодцами, по которым солнечный свет и воздух поступали в нижние этажи дворца. Этой же цели служили большие окна и открытые веранды.

Значительная часть нижнего, цокольного этажа дворца была занята кладовыми для Хранения съестных припасов: вина, оливкового масла и других продуктов.

Золотой кубок №2 из Вафио. XV в. до н.э.

Во время раскопок Кносского дворца археологи извлекли множество разнообразных произведений искусства и художественного ремесла. Среди них - великолепные расписные вазы, украшенные изображениями осьминогов и других морских животных, священные сосуды из камня (так называемые ритоны) в виде головы быка, замечательные фаянсовые статуэтки, изображающие людей и животных с необыкновенным для того времени правдоподобием и выразительностью, ювелирные изделия тончайшей работы, в том числе золотые перстни и резные печати из драгоценных камней. Многие их этих вещей были созданы в самом дворце, в специальных мастерских, в которых работали ювелиры, гончары, художники-вазописцы и ремесленники других профессий, обслуживавшие своим трудом царя и окружавшую его знать (помещения мастерских были обнаружены во многих местах на территории дворца). Особый интерес представляет настенная живопись, украшавшая внутренние покои, коридоры и портики дворца. Некоторые из этих фресок изображали сцены из жизни природы: растения, птиц, морских животных. На других были запечатлены обитатели самого дворца: стройные загорелые мужчины с длинными черными волосами, уложенными прихотливо вьющимися локонами, с тонкой «осиной» талией и широкими плечами и «дамы» в огромных колоколообразных юбках со множеством оборок и в туго затянутых корсажах. Две основные особенности отличают фрески Кносского дворца от других произведений этого же жанра, найденных в других местах, например в Египте:

  • во-первых, высокое колористическое мастерство создавших их художников, свойственное им обостренное чувство цвета и,
  • во-вторых, искусство в передаче движения людей и животных.

«Игры с быком». Фреска из Кносского дворца.

Образцом динамической экспрессии, отличающей произведения минойских живописцев, могут служить великолепные фрески, на которых представлены так называемые «игры с быками» или минойская тавромахия. Мы видим на них стремительно несущегося быка и акробата, проделывающего прямо у него на рогах и на спине серию замысловатых прыжков. Перед быком и позади него художник изобразил фигуры двух девушек в набедренных повязках, очевидно «ассистенток» акробата. Судя по всему, это был важный религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка.

Сцены тавромахии, пожалуй, единственная тревожная нота в минойском искусстве, которое в целом отличается безмятежностью и жизнерадостностью. Ему совершенно чужды жестокие кровавые сцены войны и охоты, столь популярные в современном искусстве стран Ближнего Востока и материковой Греции. Да это и неудивительно. От враждебного внешнего мира Крит был надежно защищен волнами омывающего его Средиземного моря. В ближайших окрестностях острова не было в те времена ни одной значительной морской державы, и его обитатели могли чувствовать себя в безопасности. Только так можно объяснить парадоксальный факт, поразивший археологов: все критские дворцы, включая и Кносский, оставались на протяжении почти всей своей истории неукрепленными.

Религиозные воззрения древних критян

В произведениях дворцового искусства жизнь минойского общества представлена в несколько приукрашенном виде. В действительности, в ней были и свои теневые стороны. Природа острова не всегда была благосклонна к его обитателям. Как уже отмечалось, на Крите постоянно происходили землетрясения, нередко достигавшие разрушительной силы. К этому следует добавить частые в этих местах морские штормы, сопровождающиеся грозами и ливневыми дождями, засушливые годы, периодически обрушивающие на Крит так же, как и на всю остальную Грецию, голод и эпидемии. Для того чтобы защитить себя от всех этих страшных стихийных бедствий, жители Крита обращались за помощью к своим многочисленным богам и богиням.

Богиня со змеями из Кносскогого дворца. Ок. 1600-1500 гг. до н.э.

Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня - «владычица» (так именуют ее надписи, найденные в Кноссе и в некоторых других местах). В произведениях критского искусства (главным образом в мелкой пластике: статуэтках и печатях) богиня предстает перед нами в различных своих воплощениях. Иногда мы видим ее грозной владычицей диких зверей, повелительницей гор и лесов со всеми их обитателями (ср. греческую Артемиду), иногда благостной покровительницей растительности, прежде всего хлебных злаков и плодовых деревьев (ср. греческую Деметру), иногда же зловещей царицей подземного мира, держащей в руках извивающихся змей (такой изображает ее знаменитая фаянсовая статуэтка «богиня со змеями» из Кносского дворца, ср. с ней греческую Персефону). За всеми этими образами угадываются черты древнего божества плодородия - великой матери всех людей, животных и растений, почитание которой было широко распространено во всех странах Средиземноморья начиная с эпохи неолита.

Рядом с великой богиней - олицетворением женственности и материнства, символом вечного обновления природы, было в минойском пантеоне и божество совсем иного плана, воплощающее в себе дикие разрушительные силы природы - грозную стихию землетрясения, мощь бушующего моря. Эти наводящие ужас явления претворялись в сознании минойцев в образ могучего и свирепого бога-быка. На некоторых минойских печатях божественный бык изображен в виде фантастического существа - человека с бычьей головой, что сразу же напоминает нам позднейший греческий миф о Минотавре. Согласно мифу, Минотавр появился на свет от противоестественной связи царицы Пасифайи, жены Миноса, с чудовищным быком, которого подарил Миносу Посейдон, владыка моря (по одному из вариантов мифа Посейдон сам перевоплотился в быка). В древности именно Посейдон считался виновником землетрясений: ударами своего трезубца он приводил в движение море и сушу (отсюда его обычный эпитет «землеколебатель»). Вероятно, такого же рода представления связывались у древнейших обитателей Крита с их богом-быком. Чтобы умиротворить грозное божество и успокоить разгневанную стихию, ему приносились обильные жертвы, в том числе, по-видимому, и человеческие (отголосок этого варварского обряда сохранился опять-таки в мифе о Минотавре). Вероятно, той же цели - предотвращению или прекращению землетрясения - служили и уже упоминавшиеся игры с быком. Символы божественного быка - условное изображение бычьих рогов - встречаются почти в каждом минойском святилище.

Юноша среди лилий, «Царь-жрец». Рельеф, окрашенный в технике фрески, высота 2,2 м. Кносс, 1600 г. до н.э.

Религия играла огромную роль в жизни минойского общества, накладывая свой отпечаток на все сферы его духовной и практической деятельности. В этом проявляется важное отличие критской культуры от позднейшей , для которой такое тесное переплетение «божеского и человеческого» уже не было характерно. При раскопках Кносского дворца найдено огромное количество всякого рода культовой утвари, в том числе

  • статуэтки великой богини,
  • священные символы вроде уже упоминавшихся бычьих рогов,
  • двойного топора - лабриса,
  • алтари и столы для жертвоприношений,
  • разнообразные сосуды для возлияний.

Многие из помещений дворца явно не были предназначены ни для хозяйственных надобностей, ни для жилья, а использовались как святилища для религиозных обрядов и церемоний. Среди них крипты - тайники, в которых устраивались жертвоприношения подземным богам, бассейны для ритуальных омовений, небольшие домашние капеллы и т. п. Сама архитектура дворца, живопись, украшающая его стены, другие произведения искусства были насквозь пронизаны сложной религиозной символикой. По существу, дворец представлял собой не что иное, как огромное святилище, дворец-храм, в котором все обитатели, включая самого царя, выполняли различные жреческие обязанности, участвуя в обрядах, изображения которых мы видим на дворцовых фресках. Так, можно предположить, что царь - властитель Кносса - был в то же время и верховным жрецом бога-царя, тогда как царица - его супруга - занимала соответствующее положение среди жриц великой богини - «владычицы».

Царская власть

Как считают многие ученые, на Крите существовала особая форма царской власти, известная в науке под именем «теократии» (одна из разновидностей монархии, при которой светская и духовная власть принадлежит одному и тому же лицу). Особа царя считалась «священной и неприкосновенной». Даже лицезрение его было запрещено «простым смертным». Так можно объяснить то достаточно странное, на первый взгляд, обстоятельство, что среди произведений минойского искусства нет ни одного, которое можно было бы с уверенностью признать изображением царской персоны. Вся жизнь царя и его домочадцев была строжайшим образом регламентирована и поднята на уровень религиозного ритуала. Цари Кносса не просто жили и правили. Они священнодействовали.

«Святая святых» Кносского дворца, место, где царь-жрец «снисходил» до общения со своими подданными, приносил жертвы богам и в то же время решал государственные дела, - это его тронный зал. Прежде чем попасть в него посетители проводили через вестибюль, в котором стояла большая порфировая чаша для ритуальных омовений: для того чтобы предстать перед «царскими очами», нужно было предварительно смыть с себя все дурное. Вдоль стен зала стояли облицованные стуком скамьи, на которых восседали царские советники, высшие жрецы и сановники Кносса. Стены тронного зала расписаны красочными фресками, изображающими грифонов - фантастических чудовищ с птичьей головой на львином туловище. Грифоны возлежат в торжественных застывших позах по обе стороны от трона, как бы оберегая владыку Крита от всяких бед и невзгод.

Социально-экономические отношения

Великолепные дворцы критских царей, богатства, хранившиеся в их подвалах и кладовых, обстановка комфорта и изобилия, в которой жили сами цари и их окружение, - все это было создано трудом многих тысяч безымянных крестьян и ремесленников, о жизни которых известно лишь немногое.

Стеатитовый сосуд из Агиа Триаде. Ок. 1550-1500 гг. до н.э.

Придворные мастера, создавшие все наиболее замечательные шедевры минойского искусства, судя по всему, мало интересовались жизнью простого народа и поэтому не отразили ее в своем творчестве. В виде исключения можно сослаться на небольшой стеатитовый сосуд, найденный при раскопках царской виллы в Агиа Триаде неподалеку от Феста. Искусно выполненный рельеф, украшающий верхнюю часть сосуда, изображает шествие поселян, вооруженных длинными вилообразными палками (с помощью таких орудий критские крестьяне, вероятно, сбивали с деревьев спелые оливки). Некоторые из участников процессии поют. Возглавляет шествие жрец, одетый в широкий чешуйчатый плащ. По всей видимости, художник, создавший этот маленький шедевр минойской пластики, хотел запечатлеть праздник урожая или какую-то другую аналогичную церемонию.

Некоторое представление о жизни низших слоев критского общества дают материалы массовых захоронений и сельских святилищ. Такие святилища обычно располагались где-нибудь в глухих горных углах: в пещерах и на вершинах гор. При раскопках в них находят незамысловатые посвятительные дары в виде грубо вылепленных из глины фигурок людей и животных. Эти вещи так же, как и примитивный инвентарь рядовых погребений, свидетельствуют о низком жизненном уровне минойской деревни, об отсталости ее культуры в сравнении с рафинированной культурой дворцов.

Основная масса трудящегося населения Крита обитала в небольших поселках и деревнях, разбросанных по полям и холмам в окрестностях дворцов. Эти поселки с их убогими глинобитными домами, тесно прижатыми друг к другу, с их кривыми узкими улочками составляют разительный контраст с монументальной архитектурой дворцов, роскошью их внутреннего убранства.

Ритон из горного хрусталя. Дворец Като Закро. Ок. 1700-1450 гг. до н.э.

Типичным примером рядового поселения минойской эпохи может служить Гурния, расположенная в северо-восточной части Крита. Площадь его очень невелика - всего 1,5 га (это лишь ненамного больше площади, занятой Кносским дворцом без прилегающих к нему построек). Все поселение состояло из нескольких десятков домов, построенных очень компактно и сгруппированных в отдельные блоки или кварталы, внутри которых дома стояли вплотную друг к другу. Сами дома невелики - не более 50 м2 каждый. Конструкция их крайне примитивна. Нижняя часть стен сложена из камней, скрепленных глиной, верхняя - из необожженного кирпича. Рамы окон и дверей были сделаны из дерева. В некоторых домах обнаружены хозяйственные помещения: кладовые с пифосами для хранения припасов, прессы для выжимания винограда и оливкового масла. При раскопках было найдено довольно много разнообразных орудий труда, изготовленных из меди и бронзы.

В Гурнии имелось несколько ремесленных мастерских, продукция которых была рассчитана, скорее всего, на местное потребление, среди них кузница и гончарная мастерская. Близость моря позволяет предполагать, что жители Гурнии совмещали занятия сельским хозяйством с торговлей и рыболовством. Центральную часть поселения занимала постройка, отдаленно напоминающая своей планировкой критские дворцы, но сильно уступающая им в размерах и в богатстве внутреннего убранства. Вероятно, это было жилище местного правителя, находившегося, как и все население Гурнии, в зависимости от царя Кносса или какого-нибудь другого владыки из больших дворцов. Рядом с домом правителя была устроена открытая площадка, которая могла использоваться как место для собраний и всякого рода культовых церемоний или представлений. Подобно всем другим большим и малым поселениям минойской эпохи, Гурния не имела никаких укреплений и была открыта для нападения как с моря, так и с суши. Таков был облик минойской деревни, насколько можно его теперь представить по данным археологических раскопок.

Что же связывало дворцы с их сельской округой? У нас есть все основания для того, чтобы считать, что в критском обществе уже сложились характерные для любого раннеклассового общества отношения господства и подчинения. Можно предполагать, что земледельческое население Кносского царства, как и любого из государств Крита, было обложено повинностями как натуральными, так и трудовыми в пользу дворца. Оно обязано было доставлять во дворец скот, зерно, масло, вино и другие продукты. Все эти поступления фиксировались дворцовыми писцами на глиняных табличках, а затем сдавались в дворцовые кладовые, где таким образом скапливались огромные запасы продовольствия и других материальных ценностей. Руками тех же крестьян и рабов строился и перестраивался сам дворец, прокладывались дороги и оросительные каналы.

Лабрис — вотивный золотой топор из пещеры Аркалохори. 1650-1600 гг. до н.э.

Вряд ли все это они делали только по принуждению. Дворец был главным святилищем всего государства, и элементарное благочестие требовало от поселянина, чтобы он чтил дарами обитавших в нем богов, отдавая излишки своих хозяйственных запасов на устройство празднеств и жертвоприношений правда, между народом и его богами стояла целая армия посредников - обслуживающий святилище штат профессиональных жрецов во главе со «священным царем». По существу, это была уже сложившаяся, четко оформленная прослойка наследственной жреческой знати, противостоящая всему остальному обществу как замкнутое аристократическое сословие. Бесконтрольно распоряжаясь запасами, хранившимися в дворцовых складах, жрецы могли львиную долю этих богатств использовать для своих собственных надобностей. Тем не менее народ безгранично доверял этим людям, так как на них лежала «божья благодать».

Конечно, наряду с религиозными побуждениями концентрация избыточного продукта земледельческого труда в руках дворцовой элиты диктовалась еще и чисто экономической целесообразностью. Годами скапливавшиеся во дворце запасы продовольствия могли служить резервным фондом на случай голода. За счет этих же запасов обеспечивались пропитанием ремесленники, работавшие на государство. Излишки же, которым не находилось применения на месте, шли на продажу в далекие заморские страны: Египет, Сирию, Кипр, где на них можно было выменять редкие виды сырья, отсутствовавшие на самом Крите: золото и медь, слоновую кость и пурпур, редкие породы дерева и камня.

Торговые морские экспедиции в те времена были сопряжены с большим риском и требовали больших затрат на свою подготовку. Только государство, располагавшее необходимыми материальными и людскими ресурсами, было способно организовать и финансировать такое предприятие. Само собой разумеется, что добытые таким путем дефицитные товары оседали все в тех же дворцовых кладовых и уже оттуда распределялись между мастерами-ремесленниками, работавшими как в самом дворце, так и в его окрестностях. Таким образом, дворец выполнял в минойском обществе поистине универсальные функции, являясь в одно и то же время административным и религиозным центром государства, его главной житницей, мастерской и торговой факторией. В социальной и экономической жизни Крита дворцы играли примерно ту же роль, которую в более развитых обществах выполняют города.

Создание морской державы. Упадок критской цивилизации

Расцвет Крита

Девушка, поклоняющаяся божеству. Бронза. 1600-1500 гг. до н.э.

Высший расцвет минойской цивилизации приходится на XVI - первую половину XV в. до н.э. Именно в это время с небывалым еще блеском и великолепием отстраиваются критские дворцы, в особенности дворец Кносса, создаются шедевры минойского искусства и художественного ремесла. В это же время весь Крит был объединен под властью царей Кносса и стал единым централизованным государством. Об этом свидетельствует сеть удобных широких дорог, проложенных по всему острову и связывающих Кносс - столицу государства - с самыми удаленными его уголками. На это же указывает и отсутствие укреплений в Кноссе и других дворцах Крита. Если бы каждый из этих дворцов был столицей самостоятельного государства, его хозяева, вероятно, позаботились бы о своей защите от враждебных соседей.

В этот период на Крите существовала единая система мер, по всей видимости, принудительно введенная правителями острова. Сохранились критские каменные гири, украшенные изображением осьминога. Вес одной такой гири составлял 29 кг. Столько же весили и большие бронзовые слитки, имевшие вид растянутой бычьей шкуры, - так называемые «критские таланты». Скорее всего, они использовались в качестве меновых единиц во всякого рода торговых операциях, заменяя пока еще отсутствующие деньги. Весьма возможно, что объединение Крита вокруг Кносского дворца осуществил знаменитый Минос, о котором столько рассказывают позднейшие греческие мифы. Хотя мы вполне можем допустить, что это имя носили многие цари, правившие Критом на протяжении ряда поколений и составлявшие одну династию. Греческие историки считали Миноса первым талассократором - властителем моря. Про него говорили, что он создал большой военный флот, искоренил пиратство и установил свое господство над всем Эгейским морем, его островами и побережьями.

Священные рога быка. Кносский дворец. 1900-1600 гг. до н.э.

Предание это, по-видимому, не лишено исторического зерна. Действительно, как показывает археология, в XVI в. до н.э. наблюдается широкая морская экспансия Крита в Эгейском бассейне. Минойские колонии и торговые фактории возникают на островах Кикладского архипелага, на Родосе и даже на побережье Малой Азии, в районе Милета.

На своих быстроходных кораблях, ходивших под парусами и на веслах, минойцы проникают в самые удаленные уголки древнего Средиземноморья. Следы их поселений или, может быть, просто корабельных стоянок удалось обнаружить на берегах Сицилии, в Южной Италии и даже на Пиренейском полуострове. По одному из мифов, Минос погиб во время похода в Сицилию и был там похоронен в великолепной усыпальнице.

В это же время критяне завязывают оживленные торговые и дипломатические сношения с Египтом и государствами . На это указывают довольно частые находки минойской керамики, сделанные в этих двух районах. В то же время на самом Крите были найдены вещи египетского и сирийского происхождения. На египетских фресках времени знаменитой царицы Хатшепсут и Тутмоса III (первая половина XV в.) представлены послы страны Кефтиу (так египтяне называли Крит) в типично минойской одежде - передниках и высоких полусапожках с дарами фараону в руках. Не подлежит сомнению, что в то время, которым датируются эти фрески, Крит был сильнейшей морской державой на всем Восточном Средиземноморье, и Египет был заинтересован в дружбе с его царями.

Катастрофа на Крите

В середине XV столетия до н.э. положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения, за исключением Кносса, были разрушены. Многие из них, например открытый в 60-х гг. XX в. дворец в Като Закро, были навсегда покинуты своими обитателями и забыты на целые тысячелетия. От этого страшного удара минойская культура уже не смогла более оправиться. С середины XV в. начинается ее упадок. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна.

Причины катастрофы, сыгравшей роковую роль в судьбе минойской цивилизации, до сих пор точно не установлены. Согласно наиболее правдоподобной догадке, выдвинутой греческим археологом С. Маринатосом, гибель дворцов и других критских поселений была следствием грандиозного извержения вулкана на о. Фера (совр. Санторин) в южной части Эгейского моря. Другие ученые больше склоняются к тому мнению, что виновниками катастрофы были греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции (скорее всего с Пелопоннеса). Они разграбили и опустошили остров, давно уже привлекавший их своими сказочными богатствами, и подчинили своей власти его население. Возможно примирение этих двух точек зрения на проблему упадка минойской цивилизации, если предположить, что ахейцы вторглись на Крит уже после того, как остров был опустошен вулканической катастрофой, и, не встречая сопротивления со стороны деморализованного и сильно уменьшившегося в числе местного населения, завладели его важнейшими жизненными центрами. Действительно, в культуре Кносса - единственного из критских дворцов, пережившего катастрофу середины XV в., произошли важные перемены, свидетельствующие о появлении в этих местах нового народа. Полнокровное реалистическое минойское искусство уступает теперь свое место сухой и безжизненной стилизации, образцом которой могут служить кносские вазы, расписанные в так называемом «дворцовом стиле» (вторая половина XV в.).

Ритон в виде головы быка. Хлорит. Като Загрос. Ок. 1450 г. до н.э.

Традиционные для минойской вазовой живописи мотивы (растения, цветы, морские животные) на вазах «дворцового стиля» превращаются в абстрактные графические схемы, что свидетельствует о резком изменении художественного вкуса обитателей дворца. В это же время в окрестностях Кносса появляются могилы, содержащие множество разнообразных предметов вооружения: мечи, кинжалы, шлемы, наконечники стрел и копий, что было совсем не характерно для прежних минойских погребений. Вероятно, в этих могилах были похоронены представители ахейской военной знати, обосновавшейся в Кносском дворце. Наконец, еще один факт, неоспоримо указывающий на проникновение на Крит новых этнических элементов: почти все дошедшие до нас таблички кносского архива были написаны не на минойском, а на греческом (ахейском) языке. Эти документы датируются в основном концом XV в. до н.э.

В конце XV или начале XIV в. до н.э. Кносский дворец был разрушен и в дальнейшем никогда уже полностью не восстанавливался. В огне пожара погибли замечательные произведения минойского искусства. Археологам удалось восстановить лишь незначительную их часть. Начиная с этого момента упадок минойской цивилизации становится необратимым процессом. Из первенствующего культурного центра, каким он оставался свыше пяти столетий, Крит превращается в глухую отсталую провинцию. Главный очаг культурного прогресса и цивилизации в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура.

Начало расцвета критской цивилизации пришелся на 20 - 26 вв. до н.э., когда ее основатели пелазги освоили технику бронзового литья, расширили свои торговые связи с помощью морских экспедиций и принялись возводить величественные дворцы в Фесте и Кноссе. Эта эпоха также ознаменовалась появлением иероглифической письменности с переходом, впоследствии, к слоговому письму.

Расположение Крита не перекрестке морских путей (развитие торговли), религия минойцев и развитие правовой системы, послужили мощным основанием для процветания их культуры, до сих пор поражающей исследователей, как своим могуществом, так и изяществом.

Кносс и минойская цивилизация

В 27 в. до н.э. среди всех остальных городов Крита особо выделился Кносс, который и стал столицей минойского государства. Возглавлял его царь, который был, по всей видимости, сакрализованный, так как на острове и по сей день не найдено никакого изображения, которое можно было бы отнести к категории царского портрета. Это косвенно указывает, на запрет лицезрения правителя, равного богам, простыми смертными. Царский дворец Кносса представляет собой сложный хозяйственно - жилой комплекс помещений, богато украшенный фресками. По поводу того, была ли монархия на древнем Крите тех времен, некоторые ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения. По их мнению, из-за постоянного расширения границ минойского государства, вряд ли оно управлялось из одного центра. Историки склонны видеть в основе государственного устройства Крита некий конфедеративный союз, состоящий из крупных городов, наделенных определенной автономией и объединяющий свои силы для достижения общих целей.

Письменность в минойский перио

Большинство современных историков сходятся во мнении резкого и небывалого подъема минойской культуры, начиная с 1950 г. до н.э. Долгое время оставалось невыясненным, что послужило мощным толчком к такому внезапному ее развитию, пока ученым не удалось расшифровать одно минойское письмо (линейное письмо А), в котором манера написания букв была очень схожа с финикийской. В связи с этим, появилось очень веское основание полагать, что именно финикийцы - искусные торговцы и мореплаватели, были той движущей силой, которая подтолкнула минойскую культуру к ее расцвету.

«Талоссократия»

Произведенные на Крите раскопки, а также отсутствие каких-либо оборонительных сооружений, заставляют историков и археологов предположить, что, в целом, минойцы вели мирную внешнюю политику и ограничивались лишь дружественными торговыми и культурными связями с другими народами. В эпоху процветания Кносса минойцы предпринимали успешные морские экспедиции и устанавливали коммерческие отношения не только с государствами Средиземноморья (Киклады, Микены), но и с более удаленными народами Египта, Месопотамии и Сирии. Минойский флот установил свое полное господство в Восточном Средиземноморье, ведя успешную борьбу с пиратами и основывая свои колонии (более одиннадцати). Судостроительство и мощь минойского флота достигали таких масштабов, что сегодня древний Крит часто называют «талоссократией» или морским государством.

Безусловно, контакты с представителями других культур способствовали перениманию многих ценностей и религиозных верований минойцами, но в тоже время их культура оказала также мощное влияние на развитие своих ближайших соседей: микенцев и кикладцев. В конце - концов, культура Кикладских островов полностью слилась с минойской после 1400 г. до н.э.

Экономическое процветание Крита

Экономическое процветание Крита в минойскую эпоху, обусловило развитие живописи (фрески, преимущественно с морской тематикой), вазописи и процветанию скульптурного искусства. Весь остров покрывается разветвленной сетью дорог, которая служила связующим звеном между всеми городами. Развиваются товарно - денежные отношения, но сами деньги пока еще не появились - в качестве менового товара использовалась бронза.

Гибель минойской цивилизации

К середине 15 в. до н.э. минойская цивилизация внезапно и загадочно приходит к своему концу. О причинах ее гибели спорят до сих пор. Наиболее вероятной сегодня считается версия о природном катаклизме. Предполагают, что извержение вулкана на острове Санторини и возникшие вследствие этого сильное землетрясение и цунами превратило некогда процветающую цивилизацию в руины. Воспользовавшись этой ситуацией, ахейцы (микенцы), пришедшие с материковой части Греции, завоевали Крит и включили его в состав своего государства.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!